Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по Бюджетной системе - файл 1.docx


Лекции по Бюджетной системе
скачать (423.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx424kb.18.12.2011 18:58скачать

содержание

1.docx

  1   2   3   4   5   6


Лекция 1. Социально-экономическое значение бюджета
Содержание темы:

1.1. Сущность и функции финансов. Финансовая система Российской Федерации.

1.2. Экономическое содержание и значение бюджета.
1.1. Сущность и функции финансов. Финансовая система Российской Федерации

Финансы – (фр. finance от лат. financia – доход, денежный платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребности в ресурсах. Финансы выступают в денежной форме, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег – не может быть финансов. Но финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Источником указанных фондов являются валовой внутренний продукт и национальный доход.

Финансы  это система экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных фондов денежных средств в целях выполнения задач и функций государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Исторически первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в указанных формациях господствовали натуральные отношения. Главными видами доходов государства в тот период были дани и грабежи покоренных народов, натуральные подати, сборы и различные трудовые повинности. Отличительной особенностью финансов в рассматриваемый период был их особенностью финансов в рассматриваемый период был их 

частноправовой принцип, поскольку казна государства была одновременно и казной главы государства.

С развитием капиталистического способа производства расширялась сфера товарно-денежных отношений. Доходы и расходы государства отделились от казны государя. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться. Характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

^ Функции финансов:

  1. распределительная;

  2. контрольная.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

1) предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

2) предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

3) государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

4) государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

5) предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

6) отдельными звеньями бюджетной системы;

7) органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

8) внутри предприятия при формировании и кругообороте его фондов;

9) внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семей и др.

Финансовые отношения возникают при неэквивалентном перераспределении доходов общества.



Финансовая система – система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Состав основных звеньев финансовой системы РФ, приводимых в учебниках разных авторов по дисциплинам «Финансы», «Финансы и кредит», «Государственные и муниципальные финансы», отличается.

На практике финансовая и кредитная система тесно переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Финансы и кредит отдельных секторов экономики образуют финансово-кредитную систему государства. Бабич А. М. и Павлова Л. Н.1 рассматривают следующую структуру финансово-кредитной системы РФ:


Финансовая система РФ




Кредитная система РФ





























































Финансы предприятий различных форм собственности


Страхование

Государственные и муниципальные финансы

Финансы домашних хозяйств

Международные финансы




Банковский кредит

Коммерческий кредит

Государственный и муниципальный кредит

Личный кредит

Международный кредит

Рис. 1.1. Структура финансово-кредитной системы РФ
Характеристика звеньев финансовой системы:

1) ^ Финансы предприятий различных форм собственности, в свою очередь, можно подразделить на финансы коммерческих организаций (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, государственных и муниципальных унитарных предприятий, производственных кооперативов и т.д.) и некоммерческих организаций (учреждений, общественных объединений, потребительских кооперативов, общественных фондов и др.).

2) Страхование также может рассматриваться как сложная система, образующаяся из обязательного страхования, добровольного страхования, имущественного страхования, личного страхования, страхования ответственности, перестрахования и др.



3) ^ Государственные и муниципальные финансы включают в себе федеральный, региональные и муниципальные бюджеты, государственные и муниципальные внебюджетные фонды, налоги, сборы, государственный и муниципальный финансовый контроль, бюджетные учреждения социальной сферы и др.;

4) ^ Финансы домашних хозяйств состоят из семейного бюджета (доходы и расходы населения), сбережений домашних хозяйств, ценных бумаг, находящихся на руках у населения, и др.

5) ^ Международные финансы объединяют различные финансы, в том числе международных финансово-кредитных организаций, международных неформальных финансово-кредитных клубов, ассоциаций, международных корпораций и др.

Характеристика звеньев кредитной системы:

1) ^ Банковский кредит состоит из кредитов Центрального банка РФ, кредитов коммерческих банков, межбанковских кредитов и др.

2) Коммерческий кредит включает отгрузку товаров с рассрочкой в оплате, вексельный кредит, товарный кредит и т.д.

3) ^ Государственный и муниципальный кредит состоит из межбюджетных ссуд, целевых кредитов, государственных и муниципальных займов и др.

4) Личный кредит – это кредит, предоставляемый на основе долговых расписок, дружеский кредит и др.

5) ^ Международный кредит состоит из межгосударственного кредита, кредита международных финансово-кредитных организаций, международных займов и др.

Дробозина Л.А.2 выделяет такие звенья финансовой системы Российской Федерации:

  1. государственную бюджетную систему;

  2. государственный кредит;

  3. внебюджетные специальные фонды;

  4. фонды имущественного и личного страхования;

  5. финансы предприятий различных форм собственности.

Ковалев А. П.3 предлагает финансовую систему, включающую в себя общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов. Наглядно структура финансовой системы Российской Федерации представлена на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Структура финансовой системы Российской Федерации
Поляк Г.Б.4 приводит структуру финансовой системы в виде следующей схемы:
Рис. 1.3. Структура финансовой системы РФ
Финансовые ресурсы – совокупность целевых фондов денежных средств государства и предприятий. Финансовые ресурсы включают ресурсы государственной бюджетной системы, внебюджетных правительственных фондов и предприятий различных форм собственности (амортизацию и прибыль, остающуюся в их распоряжении).



^ 1.2. Экономическое содержание и значение государственного бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Именно через госбюджет производится целенаправленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Как экономическая категория, бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

  • перераспределение ВВП;

  • государственное регулирование и стимулирование экономики;

  • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

  • контроль за образованием и использованием централизованных денежных средств.

^ Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления.

С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя, 

таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно стадии:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств.

^ Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

^ Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды.

^ Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Лекция 2. Основы построения бюджетной системы РФ
Содержание темы:

2.1. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.

2.2. Принципы построения бюджетной системы РФ.

2.3. Реформирование бюджетной сферы в Российской Федерации.

2.4. Финансово-бюджетный федерализм.

2.5. Межбюджетные отношения.

2.6. Бюджетное право.
^ 2.1. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь, объединяемых в ней бюджетов.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

^ Бюджетная система  это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарном (едином) государстве действует единая конституция, общие для всех права и единые органы власти. Бюджетная система состоит из двух звеньев: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. (Например, такая бюджетная система была в СССР, сейчас действует в Японии и др.)

^ В федеративном государстве бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штаты в США, земли в Германии, провинции в Канаде и т.д.) и местные бюджеты.

^ В конфедеративном (союзном) государстве в постоянном союзе суверенных государств бюджетная система четырехуровневая, а бюджет конфедерации формируется из взносов, входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

^ Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, 

бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов.

Зачатки бюджетной системы в России зарождались еще в XIII веке. Первыми источниками поступлений в княжескую казну на Руси были дань (в натур. форме), затем подати, местные налоги, подворный налог, подушная подать, мирские повинности, налог с недвижимого имущества, промысловый налог, поземельный налог и пр. Менялся и аппарат управления бюджетами: казенные палаты – на губернском уровне и на казначейства – уездном уровне. Бюджеты были земские, волостные и пр.

^ Бюджетная система РФ состоит из трех уровней, она включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Рис. 2.1. Структура бюджетной системы Российской Федерации
Местные бюджеты в России имеют двухуровневую структуру:

1) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов;

2) бюджеты городских поселений, бюджеты сельских поселений.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.
^ 2.2. Принципы построения бюджетной системы РФ

1. Принцип единства бюджетной системы РФ (статья 29 БК РФ) означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм 

бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и т.д.

^ 2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ (статья 30 БК РФ) означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

^ 3. Принцип самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ) означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления:

- самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

- самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

- самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов;

- недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов и др.

^ 4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (статья 31.1 БК РФ) означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование 

налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом РФ.

^ 5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (статья 32 БК РФ) означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

^ 6. Принцип сбалансированности бюджета (статья 33 БК РФ) означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

^ 7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (статья 34 БК РФ) означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

^ 8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (статья 35 БК РФ) означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ; средств целевых иностранных кредитов (заимствований), добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан и др.

^ 9. Принцип прозрачности (открытости) (статья 36 БК РФ) означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а 

также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований и т.д.

^ 10. Принцип достоверности бюджета (статья 37 БК РФ) означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

^ 11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 БК РФ) означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

^ 12. Принцип подведомственности расходов бюджетов (статья 38.1 БК РФ) означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

^ 13. Принцип единства кассы (статья 38.2 БК РФ) означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.
^ 2.3. Реформирование бюджетной сферы в России

Действовавший в течение многих десятилетий механизм управления общественными финансами в нашей стране в целом обеспечивал централизацию финансовых ресурсов в бюджетную систему государства и использование их для выполнения функций, возложенных на государственные и муниципальные органы власти. Однако следует отметить, что этот механизм был создан и приспособлен для централизованного управления экономическими и социальными процессами в стране.

Изменения политического строя и экономических основ государства, нашедшие отражение в Конституции 1993 г., новые 

задачи, стоящие перед бюджетной системой, четко высветили недостатки действующего механизма управления общественными финансами. Главный недостаток  этот механизм ориентирован не на управление результатами, а на управление затратами.

Обеспечение экономической и социальной стабильности в государстве, повышение эффективности использования бюджетных средств потребовали проведения в стране бюджетных реформ.

Цель проведения этих реформ:

  • поддержание макроэкономической и финансовой стабильности в государстве;

  • обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств всех уровней власти в стране;

  • повышение отдачи от бюджетных ассигнований и достижение на этой основе более высокого экономического и социального эффекта;

  • формирование налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающий необходимый уровень доходов бюджетной системы;

  • оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами;

  • обеспечение прозрачности, стабильности финансовой системы и финансовых институтов страны.

Бюджетные реформы проводились и продолжают проводиться по трем по следующим важнейшим направлениям:

  • реформирование межбюджетных отношений;

  • реформирование бюджетного процесса;

  • реформирование бюджетной сети.

1. Реформирование межбюджетных отношений

1) В рамках первого направления Правительство РФ Постановлением от 30 июля 1998 г. № 862 утвердило «Концепцию реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг.».

2) Продолжением работы в этом направлении стала «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года», одобренная Правительством РФ, и издание в 2003 г. новой редакции Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ, повлекшего внесение существенных изменений в 2003 г. в Бюджетный кодекс РФ.



3) Главным итогом реформирования межбюджетных отношений стало разделение уровней бюджетной системы России с определением на постоянной основе для каждого ее уровня полномочий, доходов и расходных обязательств.

4) В 2005 г. Министерство финансов РФ разработало «Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и повышения качества управления общественными финансами в Российской Федерации на 2006-2008 годы».

^ 2. Реформирование бюджетного процесса:

В рамках второго направления реформирование бюджетного процесса началось с подготовки и утверждения Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2005 г. № 118 «Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации», а также с подготовки и одобрения Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах». Этим же постановлением было утверждено «Положение о докладах, о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования».

Согласно этой Концепции и утвержденному Правительством РФ плану мероприятий по ее реализации, начиная с 1.01.2008 г., были внедрены и действуют по настоящее время среднесрочное планирование и исполнение бюджета, ориентированное на результаты, новая бюджетная классификация и бюджетный учет, внесены существенные изменения в Бюджетный кодекс РФ, изменились процедуры составления исполнительными органами и рассмотрения представительными органами власти проектов бюджетов.

^ 3. Реформирование бюджетной сети:

В рамках третьего направления бюджетных реформ решаются задачи по оптимизации сети бюджетных учреждений, их реорганизации, внедрению новых форм их финансирования, разработке и использованию методов финансирования бюджетных расходов, ориентированных на результат. С этой целью Правительство РФ в сентябре 2003 г. одобрило «Принципы реструктуризации бюджетного сектора». Начиная с 2009 г., происходит реструктуризация некоторых бюджетных учреждений и преобразование их в автономные учреждения.



^ 2.4. Финансово-бюджетный федерализм

Конституцией РФ закреплено федеративное устройство государства, которое основано на:

1) государственной целостности;

2) единстве системы государственной власти;

3) разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

^ Финансово-бюджетный федерализм  это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

Принципы финансово-бюджетного федерализма:

1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;

5) самостоятельности и равноправии каждого бюджета, вхо

дящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе в определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета представительным органом власти и т.д.

Быстрому развитию финансово-бюджетного федерализма в России способствовало принятие ряда федеральных законов.

1. В соответствии с Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. субъектам Федерации не устанавливаются размеры доходов и расходов, они имеют право самостоятельно определять направления использования бюджетных средств.

2. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. разделил все налоги на 

федеральные, региональные и местные, закрепив их за соответствующими бюджетами.

3. Важным этапом в развитии финансово-бюджетного федерализма стал Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формулированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г., в котором впервые в истории бюджета России был зафиксирован важнейший принцип формирования местных бюджетов, основанный на расчете минимального бюджета, т. е. объема доходов местного бюджета, покрывающего гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы.

4. В 1994 г. в соответствии с Указом Президента РФ №2268 в механизм финансово-бюджетного федерализма вводится новая форма перераспределения средств между федеральными и региональными бюджетами  передача средств из федерального бюджета региональным бюджетом путем формирования фонда финансовой поддержки регионов и расчета размера выделяемых средств на основе специально разработанной формулы.

5. Для создания адекватного условиям рыночной экономики механизма в 2001 г. была разработана «Программа развития бюджетного федерализма РФ на период до 2005 года». В ней определены цели и задачи в области бюджетного устройства, принципы разграничения расходных и налоговых полномочий между звеньями бюджетной системы, требования к системе финансовой помощи территориям.

Основные задачи в области реформы бюджетного федерализма:

1) упорядочение бюджетного устройства субъектов Федерации;

2) разграничение расходных полномочий и сокращение «нефинансируемых мандатов»;

3) разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней;

4) формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки территориальных бюджетов;

5) повышение качества управления общественными финансами на региональном и местном уровнях.



Процесс создания финансово-бюджетного федерализма не закончился, поэтому предстоит решение ряда проблем. Необходимо привести к полному соответствию полномочия всех уровней власти по расходам с имеющимися у них полномочиями по доходам. Следует устранить встречные финансовые потоки, когда доходы, создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в виде финансовой помощи передаются вниз.

^ 2.5. Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения  это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

1) распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

2) разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

3) равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

4) выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

5) равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Рис. 2.2. Структура доходов территориальных бюджетов

^ Собственные доходы бюджетов  виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.



К собственным доходам относят:

1) налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;

2) неналоговые доходы, определенные нормативными актами;

3) безвозмездные перечисления.

Собственные доходы включают отчисления (в %) от федеральных и региональных налогов, а также выделяемые из федерального и региональных бюджетов трансферты; дотации; субвенции; субсидии.

Трансферты средства, поступающие из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.), размер которых рассчитывается по установленным Правительством РФ методике, формуле.

Дотация это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

Субсидия это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Разделение доходов территориальных бюджетов на собственные и субвенции из фондов компенсаций создает сложности в процессе управления этими бюджетами. Так, отнесение почти всех доходов местных бюджетов к числу собственных и тем самым их искусственное завышение в значительной степени имеет политическую подоплеку. Это связано с тем, что многие годы признавалось отсутствие независимости местных бюджетов из-за незначительного размера в них собственных доходов.

Однако путь к решению этой проблемы стали искать не на основе увеличения местных налогов, что должно было привести к перераспределению средств между ними и федеральными налогами, а на основе причисления к собственным доходам местных бюджетов почти всех поступлений из вышестоящих бюджетов.



С экономической точки зрения такое отнесение доходов может быть и оправдано. Если средства переданы из вышестоящих бюджетов в нижестоящие, и тем более на долговременной основе, то их можно считать собственными доходами.

Однако если рассматривать такие действия с юридической позиции и с позиции управления этими источниками, то признать их собственными вряд ли оправданно. Местные органы власти не вправе вносить изменения ни в законодательные, ни в инструктивные документы, регулирующие величину и порядок взимания этих налогов. Дотации, субвенции и субсидии должны быть конкретны и адресны, поэтому они чаще всего рассчитаны на короткий период. Таким образом, отнесение их к долговременным, а следовательно, к собственным доходам также неправомерно.

Для улучшения управления бюджетным процессом необходимо четкое разграничение доходных источников и классификация их на основе критерия принадлежности субъекту управления.

^ Источники формирования территориальных бюджетов:

1) Собственные доходы – доходы, полученные территориальными органами власти в соответствии с наделенными законодательством налогово-бюджетными и имущественными полномочиями и полученные вследствие принятых ими законодательных, административных, хозяйственно-экономических решений. То есть это доходы, полученные в результате собственных действий: налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом (для бюджетов субъектов РФ  региональные налоги, для местных бюджетов  местные налоги), и неналоговые доходы.

2) ^ Перераспределяемые доходы  финансовые ресурсы, поступающие в территориальные бюджеты в порядке перераспределения средств внутри бюджетной системы на безвозвратной и безвозмездной основе для оказания финансовой помощи и осуществления, переданных на другой уровень власти, полномочий на период бюджетного планирования. К этой группе доходов относятся безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов других уровней; отчисления от региональных и местных налогов в бюджеты муниципальных районов и поселений.

^ 3) Заемные источники – средства, поступившие в бюджет в виде полученных банковских, коммерческих кредитов, выпуска облигаций, акций и др.



4) Привлеченные источники – средства, переданные территориальным органам власти юридическими и физическими лицами на добровольной и безвозмездной основе для решения территориальных экономических и социальных задач. К ним можно отнести средства самообложения граждан; добровольные пожертвования юридических и физических лиц и пр.
^ 2.6. Бюджетное право

Финансовое право это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе планирования образования, распределения и использования денежных фондов в государстве.

Нормами финансового права регулируются финансовая деятельность государства, налоги, банковская и страховая деятельность, денежное обращение, валютные операции и операции с ценными бумагами.

Составная часть финансового права  бюджетное право.

^ Бюджетное право  это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

^ Норма бюджетного права – установленное государством строго определенное правило поведения в бюджетных отношениях, закрепляющее юридические права и обязанности их участников.

^ Конституция страны – основополагающий акт бюджетного права. В конституции РФ 1993 г. заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

Наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определены основы бюджетного процесса в РФ.



Система источников правового регулирования бюджетных отношений (иерархически выстроенная по убыванию их юридической силы):

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Российской Федерации.

  3. Решения Конституционного Суда РФ.

  4. Внутренние договоры Российской Федерации.

  5. Бюджетное законодательство:

а) федеральное бюджетное законодательство:

    • Бюджетный кодекс Российской Федерации;

    • ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете;

б) региональное бюджетное законодательство – законы субъектов Российской Федерации, в том числе  о бюджете;

в) муниципальные правовые акты, в том числе  решения о местных бюджетах.

  1. Подзаконные нормативные правовые акты по бюджетно-правовым вопросам:

а) акты органов общей компетенции: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с бюджетной деятельностью, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ, исполнительными органами местного самоуправления;

б) акты органов специальной компетенции – ведомственные подзаконные нормативные правовые акты.

Нормативные акты, регулирующие ответственность за нарушение бюджетного законодательства: Бюджетный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях.


Лекция 3. Формирование федерального, регионального

и местных бюджетов
Содержание темы:

3.1. Консолидированный бюджет.

3.2. Федеральный бюджет Российской Федерации.

3.3. Региональные бюджеты.

3.4. Местные бюджеты.
^ 3.1. Консолидированный бюджет

Консолидированный бюджет Российской Федерации  это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Рис. 3.1. Схема консолидированного бюджета РФ
Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются 

законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом России и отдельных субъектов Федерации.

Составление консолидированного бюджета РФ, а также разработку его прогноза осуществляет Министерство финансов РФ.

Показатели консолидированных бюджетов используются:

1) в бюджетном планировании;

2) при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны;

3) в сводном финансовом планировании;

4) в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности;

5) при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий (бюджетные расходы на медицинское обслуживание одного жителя, расходы на образование одного жителя, среднедушевые бюджетные доходы и т.д.)

^ 3.2. Федеральный бюджет Российской Федерации

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти.

Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд  федеральный бюджет.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.

На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки и др.

Доходы федерального бюджета

1. Налоговые доходы федерального бюджета.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, приведенных в табл. 3.1.


Таблица 3.1

Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в 2010 г.





Наименование дохода

Консоли-

дирован-ный бюд-

жет РФ

Федера-льный

бюджет

Бюдже-

ты

субъек-тов РФ

Бюджеты городских округов

Бюджеты

муници-пальных

районов

Бюдже-ты

поселе-ний

1. Федеральные налоги и сборы

1

Налог на прибыль организаций по ставке для зачисления налога в соответствующий бюджет

100,0 (20%)

100%

(2%)

100,0 (18%)










Налог на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам)

100,0

100,0













Налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ

100%

20%

80%










2

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

100,0




70,0

30,0

20,0

10,0

НДФЛ, взимаемого на межселенных территориях

100,0




70,0




30,0




3

Налог на добавленную стоимость

100,0

100,0













4

Акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья

100,0

50,0

50,0










Акцизы на спиртосодержащую продукцию

100,0

50,0

50,0










Акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого

100,0

100,0















Продолжение табл. 3.1




Акцизы на алкогольную продукцию

100,0




100,0










Акцизы на пиво

100,0




100,0










Акцизы на табачную продукцию

100,0

100,0













Акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей

100,0




100,0










Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы

100,0

100,0













Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ

100,0

100,0













5

Водный налог

100,0

100,0













6

Сбор за пользованием объектами животного мира

100,0




100,0










7

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) (НДПИ)

100,0

100,0

5,0










НДПИ в виде углеводородного сырья (газ природный)

100,0

100,0













НДПИ (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых)

100,0

40,0

60,0










НДПИ в виде природных алмазов

100,0




100,0










НДПИ (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых)

100,0

40,0

60,0










НДПИ на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ

100,0

100,0













8

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный)

100,0

100,0















Окончание табл. 3.1




Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного)

100,0

100,0













Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции

100,0

100,0













9

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов:

- исключая внутренние водные объекты

100,0

20,0

80,0










- по внутренним водным объектам

100,0

20,0

80,0










10

Государственная пошлина, подлежащая зачислению в соответствующий бюджет

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

^ Налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами:

1

Единый сельскохозяйственный налог

90,0




30,0

60,0

60,0

30,0

2

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

90,0




90,0










3

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности

90,0







90,0

90,0




2. Региональные налоги и сборы

1

Налог на игорный бизнес

100,0




100,0










2

Транспортный налог

100,0




100,0










3

Налог на имущество организаций

100,0




100,0










3. Местные налоги и сборы

1

Налог на имущество физических лиц

100,0







100,0

100,0

100,0

2

Земельный налог

100,0







100,0

100,0

100,0




2. Неналоговые доходы федерального бюджета

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности РФ (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных)  100 %;

2) доходы от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ  100 %;

3) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности РФ  100 %;

4) доходы от внешнеэкономической деятельности;

5) часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

6) часть прибыли Центрального банка РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей  70 %;

7) сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты)  100%;

8) прочие лицензионные сборы  100%;

9) таможенные пошлины и таможенные сборы  100%;

10) плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений  100%;

11) плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности  100 %;

12) плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям  100 %;

13) плата за негативное воздействие на окружающую среду  20%;

14) консульские сборы  100 %;

15) патентные пошлины  100 %;



16) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в письменной форме  100 %;

17) административные санкции и штрафы, возмещение ущерба.

^ Расходы федерального бюджета

1. Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

1) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

2) функционирование федеральной судебной системы;

3) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

7) государственная поддержка атомной энергетики;

8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование космического пространства;

10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11) формирование федеральной собственности;

12) обслуживание и погашение государственного долга РФ;

13) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

14) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

15) проведение выборов и референдумов РФ;

16) федеральная инвестиционная программа;



17) обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

18) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

19) финансовая поддержка субъектов РФ;

20) официальный статистический учет и др.

2. Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

1) государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

2) обеспечение правоохранительной деятельности;

3) обеспечение противопожарной безопасности;

4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

5) обеспечение социальной защиты населения;

6) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов;

7) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

8) развитие рыночной инфраструктуры;

9) обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ;

10) обеспечение деятельности средств массовой информации;

11) финансовая помощь другим бюджетам и прочие расходы.
^ 3.3. Региональные бюджеты

Центральное звено территориальных бюджетов – региональные бюджеты, предназначенные для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Федерации. В современных условиях региональные органы власти все в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие 

регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
^ Доходы бюджетов субъектов РФ

1. Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ

Налоговые доходы региональных бюджетов включают в себя:

1) региональные налоги и сборы:

- налог на имущество организаций  100%;

- транспортный налог  100%;

- налог на игорный бизнес  100%.

2) отчисления от ряда федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (табл. 3.1).

2. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, за исключением имущества автономных учреждений субъектов РФ, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов РФ, в том числе казенных  100 %;

2) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов РФ, за исключением имущества автономных учреждений субъектов РФ, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов РФ, в том числе казенных  100 %;

3) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ;

4) часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов РФ;

5) плата за негативное воздействие на окружающую среду  40%;

6) плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по 

договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд,  100 %;

7) декларационный платеж  100 %;

8) сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемые органами исполнительной власти субъектов  100 %;

9) доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков  20 %;

10) доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов  20 %;

11) доходы от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий РФ по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ  не более 50 %;

12) доходы от продажи объектов недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий РФ по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ  не более 50 %;

13) плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ  100 %;

14) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов  100%;

15) административные санкции и штрафы, возмещение ущерба.

3. Безвозмездные перечисления

Дотации, субвенции, субсидии из федерального бюджета.
^ Расходы региональных бюджетов

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

1) обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

2) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;



3) проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

4) обеспечение реализации региональных целевых программ;

5) формирование государственной собственности субъектов РФ;

6) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

7) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

8) оказание финансовой помощи местным бюджетам;

9) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

10) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

11) правоохранительная деятельность;

12) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

13) промышленность, энергетика и строительство;

15) сельское хозяйство и рыболовство;

16) охрана окружающей среды;

17) транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

18) развитие рыночной инфраструктуры;

19) жилищно-коммунальное хозяйство;

20) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций стихийных бедствий;

21) образование;

22) культура, искусство и кинематография;

23) средства массовой информации;

25) здравоохранение и физическая культура;

26) социальная политика;

27) целевые бюджетные фонды.

^ 3.4. Местные бюджеты

Местные бюджеты  один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения.



Доходы местных бюджетов

1. Налоговые доходы местных бюджетов

1) Местные налоги и сборы:

- налог на имущество физических лиц  100%;

- земельный налог  100%.

2) Отчисления от ряда федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, перечень которых приведен в табл. 3.1.

2. Неналоговые доходы местных бюджетов

1) доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий  100%;

2) доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений и имущества унитарных предприятий, в т.ч. казенных  100 %;

3) доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;

4) часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, определяемых в порядке, установленном правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

5) доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, поселений, в границах межселенных территорий;

6) доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, поселений, в границах межселенных территорий муниципальных районов;

7) плата за негативное воздействие на окружающую среду 40%;

8) административные санкции и штрафы, возмещение ущерба;

8) в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции  100 %.


3. Безвозмездные перечисления

В бюджеты городских округов и муниципальных районов подлежит зачислению финансовая помощь в виде дотаций, субвенций, субсидий из бюджетов соответствующих субъектов РФ, а в бюджеты поселений  дотации, субвенции, субсидии из бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов.
^ Расходы местных бюджетов

Расходы местных бюджетов включают:

1) содержание органов местного самоуправления;

2) формирование и управление муниципальной собственностью;

3) содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении;

4) содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

5) организация, содержание и развитие муниципального ЖКХ;

6) содержание дорог местного значения;

7) благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

8) организация утилизации и переработка бытовых отходов;

9) содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

10) организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

11) обеспечение противопожарной безопасности;

12) охрана окружающей природной среды;

13) реализация муниципальных целевых программ;

14) обслуживание и погашение муниципального долга;

15) целевое дотирование населения;

16) проведение муниципальных выборов и референдумов.

17) финансовая помощь бюджетам поселений и др.


Лекция 4. Бюджетная классификация
Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающей сопоставимость их показателей бюджетов.

^ Основные этапы развития бюджетной классификации РФ:

1. В 1991 г. была введена бюджетная классификация, которая объединяла в одном документе однородные группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. В основе классификации была заложена схема: раздел (тип дохода, направление расхода), глава (министерство, ведомство), параграф (отрасль промышленности, организация, мероприятие, вид расхода, вид дохода), статья (конкретное направление средств).

2. Бюджетная классификация 1997г. (код  17 знаков) включает:

- классификацию доходов бюджетов РФ;

- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

- экономическую классификацию расходов РФ;

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;

- классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;

- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

- ведомственную классификацию расходов бюджетов субъектов РФ.

3. С 2006 года с целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ утвержден единый 20-значный код.

^ 4. С 1 января 2008 г. вступила в силу новая бюджетная классификация РФ, включающая следующие классификации:

1) классификация доходов бюджетов;

2) классификация расходов бюджетов;

3) классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;

4) классификация операций сектора государственного управления.



1) Классификация доходов бюджетов РФ группировка доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Структура кода классификации доходов бюджетов РФ:

1. администратор доходов;

2. вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);

3. подвид дохода (программа (подпрограмма);

4. классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ), относящихся к доходам бюджета.

Таблица 4.1

Структура кода классификации доходов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Администратор

группа

Подгруппа

статья

Подстатья

элемент

Программа (подпрограмма)

^ ЭКД = КОСГУ

1

2

3

4

Администраторы доходов: органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк РФ, бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Единые группы и подгруппы доходов бюджетов: 1. налоговые и неналоговые доходы; 2. безвозмездные поступления:

2) Классификация расходов бюджетов

Структура кода классификации расходов бюджетов РФ:

1. администратор расходов (главные распорядители);

2. код расходов по функциональной классификации расходов (главный раздел, подраздел, целевая статья, программа, вид);

3. классификация операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджета.

Таблица 4.2

Структура кода классификации расходов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Администратор

(ГРБС)

Гл. раздел

Подраздел

Целевая статья

Программа (подпрограм-ма)

Вид расходов

ЭКР=

КОСГУ

1

2

3



3) ^ Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов. Структура кода классификации:

1. главный администратор источников финансирования дефицитов;

2. группа, подгруппа, статья и вид источника финансирования дефицитов бюджетов;

3. классификация операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.
Таблица 4.3

Структура кода классификации источников финансирования

дефицитов бюджетов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Администратор

группа

Под-группа

Статья

Под-статья

Элемент

Программа (подпрограмма)

ЭК ИФ

=КОСГУ*

1

2

3


Единые для бюджетов бюджетной системы РФ группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов: государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ; кредиты кредитных организаций в валюте РФ; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ; кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ и др.

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов: государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, международных организаций в иностранной валюте, иные источники.

4. Классификация операций сектора государственного управления. Код КОСГУ состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления. Единые группы КОСГУ: доходы; расходы; поступление нефинансовых активов; выбытие нефинансовых активов; поступление финансовых активов; выбытие финансовых активов; увеличение, уменьшение обязательств.



  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (423.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации