Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Экспертиза инновационных проектов - файл 1.doc


Экспертиза инновационных проектов
скачать (810.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc811kb.18.12.2011 18:59скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Вариант № 29


  1. Экспертиза инновационных проектов

  2. Нормативно-методическое обеспечение инновационной деятельности




  1. Экспертиза инновационных проектов


Экспертиза инновационных проектов — процедура комплексной проверки и контроля:

а) качества системы нормативно-методических, проектно-конструкторских и других документов, входящих в состав проекта и систему инновационного менеджмента;

б) профессионализ­ма руководителя проекта и его команды;

в) научно-технического и производственного потенциала, конкурентоспособности проекта и организации;

г) достоверности выполненных расчетов, степени риска и эффективности проекта;

д) качества механизма разработки и реали­зации проекта, возможности достижения поставленных целей.

По кругу выполняемых задач экспертизу инновационных проектов можно сравнить с сертификацией. По дорогам инновационным про­ектам, направленным на решение крупных экологических, информа­ционных, гуманитарных проблем, имеющим международное или на­циональное значение, считается правомерным проводить не экспертизу, а сертификацию, и только после получения сертификата обеспечивать инновационный проект полным финансированием.

Объем и глубина проверяемых при экспертизе вопросов определя­ется генеральным заказчиком в зависимости от вида и особенностей инновационного проекта.

В соответствии с Рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) экспертизу инновационных про­ектов следует проводить на основе следующих принципов:

1) наличие независимой группы исследователей, выступающих ар­битрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее проводящих;

2) при расчете добавленной стоимости деятельность в области иссле-. дований и нововведений рассматривается как производственная;

3) проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;

4) методы контроля должны быть увязаны с перспективами разви­тия системы руководства научно-технической политикой на го­сударственном уровне.

При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воз­действие результатов исследований или разработок на социальную, эко­номическую и экологическую среду. Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии ре­шений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касаю­щуюся разрабатываемого проекта. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.

Перечисленные принципы экспертизы инновационных проектов, ре­комендованных ОЭСР, необходимо дополнить следующими:

  1. экспертная группа должна быть численностью не менее чем из 7 специалистов в данной области, работающих на контрактной основе;

2) работа экспертной группы должна быть организована на принци­пах независимости, объективности, профессионализма, комплекс­ности, системности, мотивации конечных результатов труда;

3) основной задачей экспертной группы должна быть проверка со­блюдения инновационной организацией при проектировании объекта совокупности научных подходов, принципов и методов инновационного менеджмента.

Важнейшим условием достижения высокого качества инновацион­ного проекта, организованности и результативности работы экспертной группы является обеспечение высокого качества нормативно-методи­ческих документов по инновационному менеджменту и функциониро­ванию любой структуры.

Документы можно классифицировать по следующим основным при­знакам:

а) уровень иерархии нормативно-методического обеспечения — меж­дународное сообщество, страна, регион, город, село, фирма;

б) правовой статус документа — обязательные к исполнению (зако­ны, стандарты, указы, постановления, положения, программы, планы, формальные распоряжения) и рекомендательные (инструкции, методики, рекомендации и т.п.)

в) содержание документа — технические (инвестиционные проек­ты, конструсторско-технологическая документация, методики и т. п.), экономические (технико-экономические обоснования, финансовые, бухгалтерские, налоговые документы, бизнес-пла­ны и т. п.), организационные (организационные проекты, устав, организационные структуры, протокол, инструкции и т. п.).

Обязательные атрибуты документов фирмы — цель документа, основание для разработки, место данной цели (задачи, функции и т. п. подсистемы системы менеджмента), ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели (задачи), потребитель информации, нормы и правила их использования, воз­можный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.

Документы предлагается оценивать по следующим критериям ка­чества:

1) комплексность документа, т. е. рассмотрение в нем технических, экологических, эргономических, экономических, правовых, орга­низационных и других вопросов в их взаимосвязи, целенаправ­ленность документа;

2) степень соответствия документа (объекта) международным тре­бованиям по экологичности, безопасности, взаимозаменяемости, патентной чистоте, правовой защите и другим вопросам;

3) степень использования мировых достижений и гармонизации, интегрированности документа с мировыми системами;

4) количество примененных при разработке документа научных подходов (системный, маркетинговый, воспроизводственный, функциональный и др.);

5) количество примененных при разработке документа современных методов (функционально-стоимостный анализ, моделирование. прогнозирование, оптимизация и др.). Если эти методы рекомен­дуется применять при разработке объекта, то такое требование должно быть зафиксировано четко в документе;

6) экономическая обоснованность управленческих решений:

7) повторяемость документа, его перспективность, масштаб приме­нения;

8) степень апробированности документа в научных кругах, феде­ральных и региональных органах.управления, на практике;

9) имидж организаций — разработчиков документа и квалифика­ция его разработчиков;

10) органы, согласовавшие и утвердившие документ;

11) степень соблюдения стандартов на оформление документа, одно­значность понятий, четкость, доступность изложения, нагляд­ность.

Документы, отвечающие перечисленным критериям (требованиям) качества, будут конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках. Качество документа является основным условием обеспече­ния конкурентоспособности товаров, фирм, страны.

Методика проведения экспертизы инновационных проектов осно­вывается на методах и приемах анализа, прогнозирования, разработки управленческого решения. Наиболее распространенными методами экспертизы являются:

а) методы сравнения показателей, заложенных в инновационный про­ект или полученных в результате экспертных (сертификационных) испытаний, с международными и национальными требованиями по экологичности, эргономичности, безопасности применения объекта, экспертизы его совместимости и взаимозаменяемости, другом параметрам с мировыми достижениями;

б) экспертный;

в) индексный;

г) балансовый;

д) графический и другие методы и приемы.

Эти методы не являются альтернативными, они дополняют друг друга. Для одного компонента (раздела, проблемы) применяется один метод, для другого — другой. При применении любого метода не обой­тись без изучения научных подходов и методов инновационного менеджмента.

В России для реализации федеральных научно-технических про­грамм государственными заказчиками заключаются государственные контракты с исполнителями программ, отбираемых на конкурсной основе.

Экспертизу проектов в области гуманитарные и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на во­просы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:

5 — проект заслуживает безусловной поддержки;

4 — проект заслуживает поддержки;

3 — проект может быть поддержан;

2 — проект не заслуживает поддержки;

1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

В экспертной оценке учитываются обстоятельства, затрудняющие объективную экспертизу. Это может быть связано с «конфликтом ин­тересов»: не совпадают научные интересы эксперта и содержания про­екта; эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, род­ственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем или исполните­лями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).

Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе научного содержания проекта учитываются:

1) четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое);

2) четкость определения цели и методов исследования (четко, не­четко);

3) качественные характеристики проекта (проект имеет: фунда­ментальный характер; междисциплинарный или системный ха­рактер; прикладной характер);

4) научный задел (имеются: существенный научный и методологи­ческий задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует);

5) новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирова­на и научно обоснована проблема исследования; автором предло­жены оригинальные подходы к решению проблемы; сформули­рованная в проекте проблема исследования известна науке, и автором не предложены оригинальные подходы к решению про­блемы).

Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор/участники в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнения работы).

Таким образом, эксперт должен не только дать описание проекта, но и оценить: его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; новизну по­ставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников, а также обосновать по приведенной выше системе оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований экспертиза предусматривает ответы на следующие вопросы:

- Подготовлены ли программы исследований?

- Подготовлены ли анкеты для опроса?

- Проведено ли пилотажное исследование?

РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа не­скольких проектов. Предусматриваются три уровня экспертизы.

Первый уровень — предварительное рассмотрение проекта и реше­ние следующих задач:

* отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;

* составление мотивированных заключений по отклоненным про­ектам;

* определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на ин­дивидуальный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтин­говой основе. Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне.

На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть вне­сены коррективы в общий рейтинг проекта, принимается решение о финансировании).

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле

R = г1 + г2 + г3,

где R — общий рейтинг проекта; г1— коэффициент, учитывающий научную ценность проекта; г2 — коэффициент, учитывающий реальность выполнения проекта в срок; г3— коэффициент коррекции суммарной оценки, г3 и г3 R может принимать значения от 2 до 13.

Коэффициент г1, оценивает вероятность того, что выполнение про­екта может: привести к новым принципиальным результатам; обеспе­чить существенное продвижение в рамках данного направления; ока­зать влияние на прогресс в данной или смежной научной области. Например, при г1= 2 — достаточная полезность проекта, 5 — заявка на выдающийся результат.

Коэффициент г2 учитывает: научный уровень руководителя и по­тенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы. Эксперт оформляет анкету, в которой обосновывают­ся соответствующие оценки.

Конкурсы экономических исследований в России проводятся Кон­сорциумом экономических исследований и образования, созданным в 1995 г. Фондом «Евразия», Фондом Форда, Институтом «Открытое об­щество» Фонда Сороса, Благотворительными трастами «Пью» и Все­мирным банком.

Целью Консорциума является объединение усилий организаций-учредителей по развитию исследовательского потенциала в сфере эко­номики путем создания инфраструктуры для проведения НИОКР, а также содействие реформе экономического образования на террито­рии СНГ.

Фонд "Евразия" - американская некоммерческая организация, пре­доставляющая гранты на поддержку инновационных и других проек­тов в области экономической и демократической реформы в СНГ.

Фонд Форда — частная благотворительная организация, основан­ная Генри Фордом и его сыном Эдселом, которая содействует процес­сам демократизации и экономических преобразований в Восточной Европе.

Всемирный банк — международная организация, предоставляющая займы, гранты и кредиты на поддержку экономических реформ и про­цесса стабилизации по всему миру.

Институт «Открытое общество» Фонда Сороса работает на пра­вах благотворительного фонда, поддерживает проекты в различных областях и является инициатором многих проектов.

Благотворительные трасты «Пью» — американская благотвори­тельная организация, предоставляющая финансовую поддержку в форме грантов.

В 1995-1996 гг. программами Консорциума управлял Фонд «Евра­зия».

Российская программа, экономических исследований ориентирована на поддержку исследований, направленных на решение проблем рос­сийской экономики переходного периода. Финансирование проектов осуществляется в форме индивидуальных грантов российским эконо­мистам в целях:

* поддержки и распространения новых научных методов и идей;

* поощрения прикладных исследований, связанных с решением проблем экономики переходного периода;

* развития исследовательского потенциала путем создания усло­вий для научной работы молодых специалистов;

* содействия укреплению связей внутри научного экономического сообщества на территории России.


  1. Нормативно-методическое обеспечение инновационной деятельности


Все теоретические, методические и практические вопросы по разра­ботке, функционированию и развитию системы инновационного ме­неджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (между­народного), федерального (государственного), муниципального (реги­онального) либо фирменного уровня. В межгосударственных докумен­тах должны регламентироваться все общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации и другие Федеральные нормативно-методиче­ские документы должны дальше развивать вопросы, которые регла­ментируются в межгосударственных документах и т. д. Но документы нижестоящего уровня ни в коей мере не должны противоречить доку­ментам вышестоящего уровня.

Нормативно-методические документы могут быть следующих видов:

  • нормативные акты и стандарты;

  • методики, положения, инструкции и т. п.

В свою очередь, стандарты могут быть следующих видов:

- международный стандарт (М С);

- европейский стандарт (EN);

- государственный стандарт стран СНГ-(ГОСТ);

- государственный стандарт России (ГОСТ Р);
- региональный стандарт (например, РСТ);
- отраслевой стандарт (ОСТ);


  • стандарт организации, предприятия, фирмы, корпорации, союза
    и т. п. (СТП).

После аббревиатуры указываются шифры системы стандартов, реги­она, отрасли, организации и т. д., потом — порядковый номер стандарта и через тире — год утверждения стандарта. Например, ГОСТ Р 40.002-96 «Система сертификации государственных стандартов России. Реги­страция систем качества. Общие положения».

Каждый стандарт действует на уровне иерархии, утвердившей его. Например, государственные стандарты России действуют на всей тер­ритории РФ, во всех организациях, учреждениях, предприятиях неза­висимо от форм собственности. А стандарты предприятий обязатель­ны для исполнения только на данном предприятии.

Общие вопросы управления экономикой (в широком смысле этого слова), не регламентированные в рамках мирового сообщества, при­ходится каждой стране решать самостоятельно, что, кроме несения дополнительных затрат, не обеспечивает высокого качества решения и затрудняет интеграцию между странами. Если на федеральном уров­не не регламентирован какой-либо вопрос управления глобальной си­стемой, то каждый регион самостоятельно, по-своему и с большими затратами решает этот вопрос, и так до уровня фирмы.

Отсутствие или низкое качество международных правовых норм в области собственности, налоговой системы, финансов, организацион­но-правовых форм и т. д. сдерживает создание и развитие совместных предприятий, международную интеграцию и взаимовыгодное разви­тие стран.

Некоторые нормативно-методические документы, разрабатываемые международными организациями, должны быть аутентичными (пря­мого применения, перевод без искажения содержания) и обязательными для всех уровней иерархии, в том числе и для фирмы, независимо от формы собственности. Например, международная система мер и весов, система измерений, система охраны окружающей природной среды, система управления качеством на основе международных стан­дартов ИСО серии 9000, система безопасности и международной сер­тификации товаров и услуг, основы валютной системы, терминология и операции в области финансов и т. д. должны быть едиными для всех стран и соответственно для всех фирм.

Увеличение количества нормативно-методических документов, правил, терминологии, норм международного характера значительно упростит построение каждой фирмой системы менеджмента, повысит эффективность использования природных ресурсов, труда и капитала как главных факторов обеспечения благосостояния, повышения каче­ства жизни.


Список использованной литературы:


  1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М.: ЮНИТИ, 1997.

  2. Инновационный менеджмент: Основы теории и практики: Учеб. Пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.Е. Казанцева, Л.Э. Миндели. М.: Экономика, 2000.

  3. Перчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995








Скачать файл (810.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации