Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Родченко В.В. Міжнародний менеджмент - файл 1.doc


Родченко В.В. Міжнародний менеджмент
скачать (1244.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1245kb.18.12.2011 19:18скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Національний авіаційний університет

Інститут економіки та менеджменту

Кафедра менеджменту зовнішньоекономічної діяльності підприємств
Родченко В. В.


Міжнародний менеджмент

Навчальний посібник


Київ 2004

Общие методические указания
В современных условиях менеджмент можно охарактеризовать как сложное явление, которое отражается практически на всех сторонах жизни общества. Существуют многочисленные теории организации и управления, но, как считают специалисты, ни одна из них не может быть рассмотрена как универсальная. При всем многообразии их связывает единая цепь, позволяющая сделать вывод, что в центре всех современных концепций стоит человек.

На зарубежных предприятиях человек рассматривается как наивысшая ценность для фирмы.

За последние 20 - 30 лет отношение к человеческим ресурсам, а в их числе и к управленческому персоналу, изменилось. Организации, ведущие эффективную деятельность, овладели огромным арсеналом инструментов и методов работы с персоналом, “балансируя” между технократическим и гуманистическим подходами. Несмотря на большую привлекательность технократический подход в полной мере не оправдал себя. В связи с этим произошло смещение акцентов на целостный подход, в основе которого лежит долговременное развитие интеллектуального и трудового потенциала работника, и в первую очередь работника, связанного с управленческой деятельностью.

Одной из основных причин переориентации управления на человеческие ресурсы явилось осознание людьми своей роли в производстве под воздействием перехода от утоления потребностей низкого уровня к удовлетворению потребностей более высоких уровней. Люди больше не желают быть придатком механизма, будь он управленческим или производственным.

В этих условиях резко возрастает роль руководителя, независимо к какому уровню управления он принадлежит. Именно руководитель должен ориентировать ресурсы организации на инновационные мероприятия, которые обеспечивают выживание предприятия в условиях меняющегося окружения. Именно руководитель должен оптимальным образом увязать знания и способности своих подчиненных при проведении им кадровой политики, свой стиль и культуру взаимоотношений в коллективе с долгосрочными целями развития фирмы.

Современные предприятия различных отраслей функционируют в условиях неопределенности и динамичности социально-экономической среды. Происходит быстрый рост конкуренции между производителями. Появляются новые условия хозяйствования, что связано с глобализацией торговли и экономики в целом, реструктуризацией экономики, с изменением правовой и фискальной политике правительств, направленными на дерегулирование товарных рынков и рынка труда.

На протяжении веков мысль об эффективной организации производства, начиная от личного хозяйства и кончая государством, занимала умы практиков и ученых. В число высокоразвитых стран сумели войти те, которые обладают лучшей организацией и управлением. Накоплен громадный опыт и теоретические знания по управлению народным хозяйством на всех уровнях. Однако в новых условиях хозяйствования нужны новые формы, методы и принципы эффективного управления.

Переход от административно-командных к организационно-экономическим методам управления требует от руководителей всех уровней не просто выполнения своих функций как вида деятельности по руководству людьми, а достижения поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. В этой связи овладение основами международного опыта управления фирмой приобретает особую актуальность.

Цель учебной дисциплины “Международный менеджмент и маркетинг”  дать будущим специалистам знания основных закономерностей и особенностей управления в зарубежных странах, исходя из объективных закономерностей развития системы управления предприятием (фирмой, компанией) на современном этапе.

Исходя из поставленной цели, задачами курса являются:

 выявление сущности и понятий международного экономического сотрудничества;

 изучение новых тенденций и закономерностей в управлении производством за рубежом;

 рассмотрение особенностей международных систем качества;

 приобретение навыков использования современных методов управления и выработка стиля руководства трудовыми коллективами;

 изучение практического опыта управления в зарубежных странах.

Дисциплина “Международный менеджмент” тесно связана с учебными курсами по основам менеджмента, внешнеэкономической деятельности, психологии и является базовой для изучения последующих курсов, таких, как управление внешнеэкономической деятельностью предприятий, финансовый менеджмент и др.

Материалы по разделам и темам курса изложены в рекомендованной учебной литературе.

Учебным планом предусмотрены аудиторные занятия  18 ч, в том числе лекции  8 ч, курсовая работа и экзамен по курсу в десятом семестре. Для самостоятельного изучения курса “Международный менеджмент” учебным планом выделено 117 ч. В результате изучения курса студент должен ознакомиться с содержанием каждой темы и методическими указаниями, изучить учебный материал по рекомендуемой литературе, законспектировать основные положения.


Список литературы
Основной

  1. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, 1995.- 635 с.

  2. Грейсон Дж. Американский менеджмент на пороге ХХI века/ Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.- с.

  3. Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты / Пер. с англ. – М.: Экономика, 1994.- 88 с.

  4. Мескон М.С. Основы менеджмента/ Пер. с англ.  М.: Дело,1994.  540 с.

  5. Родченко В.В. Международный менеджмент .- Киев, 2000. – 240 с.

  6. Черномаз П. А. Международный маркетинг. – Харьков, 2000. – 158 с.


Дополнительный

  1. Анскофф И. Стратегическое управление/ Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989.- 519 с.

  2. Беме Г., Хен Р. Как руководить людьми – практика менеджмента на предприятии.- Бад Гарсбург, 1993. - 342 с.

  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Экономика, 1995.- 146 с.

  4. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем.- М.: Наука, 1998.- 174 с.

  5. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М. 1998. – 416 с.

  6. Горохова К.Г. Государство благосостояния: Шведская модель.- М.:Знание, 1994.- 208 с.

  7. Дмитренко Г.А. Стратегический менеджмент. - К.: МАУП, 1998. - 302 с.

  8. Зихард В. Руководить без конфликтов/ Пер. с нем. М.: Экономика, 1990.- 74 c.

  9. Исикава К. Японские методы управления качеством/ Пер. с англ. – М.: Экономика, 1988.- 215 с.

  10. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий/ Пер. с англ. - М.: Экономика, 1987.- 383 с.

  11. Коренной А.А., Карпов В.И. Курс инновационного менеджмента. - К.: Наукова думка, 1997. - 324 с.

  12. Лебедева И.П. Японские корпорации: стратегия развития. - М.: Экономика, 1995.- 106 с.

  13. Международный маркетинг: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г. А. Васильева. – М., 1999. – 199 с.

  14. Международный менеджмент: Учеб. пособие/ Под ред. С.Э.Пивоварова. – СПб., 2000. – 450 с.

  15. Монден Я. “Тойота”. Методы эффективного управления/ Пер. с англ. М.: Экономика,1989.- 288 с.

  16. Оучи Уильям. Методы организации производства: японский и американский подходы. - М.: Экономика, 1984.- 273 с.

  17. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. - М.: Экономика, 1989.- 116 с.

  18. Радзиевская М.С. Опыт организации и управления НИР и ОКР в зарубежных странах. - К.: Наукова думка, 1992.- 178 с.

  19. Рудакова М.С. Инновационный процесс в странах развитого капитализма.- М.: Прогресс, 1991.- 244 с.

  20. Санталайнен Т., Воутилайнен и др. Управление по результатам.- М.: Прогресс, 1993.- 120 с.

  21. Тичи Н., Деванна М. Лидеры реорганизации (из опыта американских корпораций)/ Пер. с англ. - М.: Экономика, 1990.- 204 с.

  22. Швеция: Социально-экономическая модель. – М.: Мысль, 1991.- 181 с.

  23. Щекин Г.В. Основы кадрового менеджмента: Учебник. – К.: МАУП, 1993.- 280 с.

  24. Щекин Г.В., Яровой В.И. Профессиональная ориентация, подготовка и оценка персонала.- К.: МАУП, 1995.- 126 с.

  25. Яккока Ли. Карьера менеджера/ Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991.- 208 с.


Методические указания по изучению тем курса
Тема 1. Международное экономическое сотрудничество

1.1. История развития международных экономических организаций.

1.2. Функции деятельности Конференции ООН по торговле и развитию (КТР).

1.3. Основные цели и задачи Европейского экономического содружества (ЕЭС).

1.4. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Сущность основных принципов ГАТТ.

Литература: [3], [4 ].

Методические указания
В процессе работы над данной темой необходимо изучить историю создания международных экономических организаций, их влияние на уровень мирового прогресса и развитие экономики отдельных стран, а также роль и значение международного экономического сотрудничества.

Одним из главных факторов, которые влияют сегодня на уровень мирового прогресса и развитие экономики каждой отдельной страны, является международное экономическое сотрудничество. На земном шаре существует более 200 больших и маленьких самостоятельных государств. Каждое из них проводит собственную политику, создает свою экономику, одновременно вступая в разнообразные международные отношения, в том числе и экономического характера. И это естественно, так как мы живем в условиях, когда усиливается интернационализация мирового хозяйства, возрастает взаимозависимость развития экономики отдельных стран и хозяйственных регионов. Это требует от каждой страны необходимости сопоставлять свои действия с действиями других государств, а когда необходимо, то и согласовывать их путем принятия совместных оптимальных решений. Только таким путем можно прийти к мировой экономике, которая служила бы прежде всего человеку, его интересам и потребностям.

Активное развитие международных экономических связей не только способствует экономическому росту государств мирового сотрудничества, но и дает возможность поддерживать и укреплять мирные взаимоотношения, снимать международную напряженность, создавать систему международной экономической безопасности. Иными словами, международное экономическое сотрудничество является реальной материальной основой укрепления мира на земле.

Одним из эффективных путей построения многостороннего экономического сотрудничества является создание международных экономических организаций, призванных содействовать подписанию многосторонних договоров, создавать международные механизмы наблюдения и контроля за их выполнением, разрабатывать и устанавливать нормы, направленные на правовое регулирование международных экономических отношений и др. Первые международные экономические организации (комиссии, союзы, комитеты, ассоциации) возникли еще в XIX столетии. Так, были созданы комиссии по вопросам эксплуатации международных рек, таких, как Рейн (1814 г.) и Дунай (1856 г.), Всемирный почтовый союз (1875 г.), Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (1885 г.) и др.

Активно развивался процесс создания международных организаций и после второй Мировой войны, когда в мире возникла социалистическая система (наряду с капиталистической). 24 октября 1945 г. была создана международная межгосударственная организация – Организация Объединенных Наций (ООН), основными целями которой являются поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, осуществление международного сотрудничества в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.

Важное место в системе международных организаций занимает Конференция ООН по торговле и развитию (КТР), которая была основана в 1964 г., как орган Генеральной Ассамблеи ООН. В состав КТР входят государства – члены ООН.

Содержание деятельности КТР определяется такими ее функциями:

  • заинтересованность в международной торговле;

  • определение принципов и политики относительно международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

  • разработка рекомендаций по реализации установленных принципов и политики, внедрение в пределах своей компетенции других мероприятий, которые могут содействовать достижению поставленной цели с учетом различных уровней развития и отличий в социально-экономических системах;

  • рассмотрение и содействие координации деятельности других организаций в рамках системы ООН в области международной торговли и решении соответствующих проблем экономического развития в сотрудничестве с Генеральной Ассамблеей ООН, Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС);

  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и развития.

Важное значение имеет деятельность Центра международной торговли, который находится в двойном подчинении: КТР и Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). Он создан, прежде всего, для оказания помощи развивающимся странам, в деле организации экспорта.

Значительную роль в развитии международных экономических отношений играет Организация ООН по промышленному развитию (ОПР) – международная межправительственная организация. Она создана в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1965 г. для содействия ускорению индустриализации стран, которые освободились от колониализма и стали на путь самостоятельного развития. В состав ОПР входят страны – члены ООН (более 140 государств), ее специализированные учреждения.

Продолжительное существование двух противоположных социально-экономических систем обусловило создание соответствующих международных экономических организаций. Эти организации содействовали становлению и развитию международных экономических отношений не только между странами одной системы, а также между странами, которые принадлежали к разным системам.

Несмотря на то, что система социалистических стран по известным причинам развалилась, лучший опыт международного экономического сотрудничества, который существовал в рамках этой системы, заслуживает изучения и разумного использования относительно современных политических и социально-экономических ситуаций, которые сложились в мире.

Известно, что социалистические страны в свое время создали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и более 20 других международных экономических организаций.

Сегодня все больше восточноевропейских стран признают необходимость создания новой международной экономической организации, которая бы соответствовала современным условиям, содействовала их вхождению в структуры мирового хозяйства. Догонять высокоразвитые западные страны вместе, а не в одиночку – быстрее и легче.

Европейское экономическое содружество (ЕЭС или “Общий рынок”), как известно, создано в 1957 г. на основе Римского договора. Цели, ради которых объединились 15 западноевропейских стран, сводятся к созданию таможенного союза в границах данной международной организации, формирования общего рынка рабочей силы, услуг и капиталов, проведение единой торговой политики по отношению к другим странам, создание экономического и валютного союза, а также проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта, сближение экономического законодательства участников.

Совершенно ясно, что в основу этих целей положено стремление финансовой олигархии стран ЕЭС расширить рынки сбыта и территориальную сферу своей деятельности, что в свою очередь, дает возможность поднять экономическое могущество стран - участниц ЕЭС, консолидировать их усилия в борьбе с монополиями других стран.

Важное место в системе регулирования международных экономических отношений занимает ГАТТ. В деятельности ГАТТ берут участие около 140 стран мира. В рамках ГАТТ функционирует Комитет по торговле и развитию. Секретариат ГАТТ размещен в Женеве. Проведение тарифных конференций и консультаций, касающихся снижения таможенных тарифов и ликвидации других преград в торговле, является основной формой деятельности ГАТТ.

Правила ГАТТ были недавно пересмотрены и существенно дополнены в течение семилетних переговоров, в которых принимали участие более 115 стран. Эти переговоры получили название Уругвайского раунда, поскольку первое совещание в рамках этого процесса состоялось в 1986 г. в Уругвае. Украина тоже подала свое заявление для вступления в ГАТТ, и как только ее примут в эту организацию, ей придется придерживаться всех правовых обязательств, предусмотренных соглашением.

Вопросы для самопроверки

1. Первые международные экономические организации.

2. Функции деятельности КТР.

3. Основные цели и задачи ЕЭС.

4. Сущность основных принципов ГАТТ.
Тема 2. Новое в управлении производством за рубежом

2.1. Возникновение и особенности предприятий нового типа.

2.2. Понятие глобального мышления.

2.3. Новые стратегические концепции.

2.4. Система нового аналитического мышления.

2.5. Современные методы и перспективы управления предприятием.

Литература: [2], [3], [7], [9], [10], [13], [16], [17], [18], [19], [22], [23], [25]
Методические указания

При изучении данной темы необходимо обратить особое внимание на современные методы и перспективы управления предприятиями с учетом зарубежного опыта. Современные предприятия различных отраслей функционируют в условиях неопределенности и динамичности социально-экономической среды. Происходит резкий рост конкуренции между производителями.

Уже не менее 200 лет известно парадигма, согласно которой первой причиной процветания или, напротив, упадка предприятий и государства является соответственно хорошее или плохое управление. И действительно в число высокоразвитых стран сумели войти те, которые обладают лучшей организацией и управлением. На протяжении веков мысль об эффективной организации производства, начинала от личного хозяйства и кончая государством, занимали умы практиков и ученых. Накоплен громадный опыт и теоретические знания по управлению народным хозяйством на всех уровнях. Однако в новых условиях хозяйствования нужны новые формы, методы, принципы эффективного управления.

В связи с изменениями социальной экономической среды кардинально меняются роль и образ клиента предприятия. Безликого “массового потребителя” сменяет индивидуальный заказчик. Такая переориентация стимулирует инновации в сфере как продуктов и услуг, так и самих процессов производства или обслуживания. При этом требования к качеству товара постоянно растут, их жизненный цикл становится короче, номенклатура шире, объем выпуска по отдельным позициям номенклатуры меньше.

Многие предприятия ради выживания вынуждены перестраивать структуру и организацию работ, видоизменять стратегию и тактику поведения в деловом мире. Необходимыми признаются инновации, влияющие на общую организационную структуру предприятия и его подразделений и, что особенно сложно, затрагивающие психологию и поведение работников.

Наиболее показательными признаками, характеризующими организационную структуру предприятия нового типа как сложной динамической системы являются характеристики открытости и распределенной структуры, гибкости и автономности, приоритета горизонтальных связей, ресурсосберегающих стратегий и обучаемости. Комбинации этих характеристик и соответствующих экстремальных принципов (типа максимальной автономности, минимально возможного числа уровней иерархии, минимальных запасов) определяют подклассы предприятий нового типа.

В условиях труднопредсказуемой конъюнктуры рынка рождается поколение предприятий, которые, не пытаясь стать монолитными, имеют открытую, распределенную и переменную сетевую структуру. В ее центральном узле (внутри головного предприятия) сосредоточиваются важнейшие стратегические ресурсы и накапливаются знания. Менее значимые процессы и компоненты выводятся наружу и доверяются поставщикам, подрядчикам и прочим внешним партнерам.

Концепция расширенного предприятия выходит за рамки простого переноса рутинных и второстепенных работ с головного предприятия на другие, чаще всего отдаленные территориально. Речь идет о создании гибкого предприятия с переменой, настраиваемой на среду структурой, состоящей из автономных моделей. Последние наращиваются в зависимости от объема функций и решаемых задач. Предполагается, что они не являются предварительно заданными и способны к динамичной самоорганизации. Эти системы сочетают лучшие черты иерархических организаций.

Ресурсосберегающее предприятие предполагает оптимальное управление различными (временными, материальным, человеческими) ресурсами, интеграцию тотального управления качеством и совмещенной разработки минималистских стратегий “точно в срок”.

Тотальное управление качеством нацелено на долгосрочные результаты благодаря более полному удовлетворению запросов клиента. Обязательно участие всех членов организации (или по крайней мере большинства работников на всех уровнях организационной иерархии) в улучшении продуктов, процессов, услуг и вообще культуры предприятия. Предприятие видится как сообщество единомышленников, которые сотрудничают ради достижения общих целей. Идеология тотального управления качеством дополняется стратегиями реинжиниринга: если управление качеством предполагает инициативу “снизу - вверх” ориентировано на постепенные улучшения текущих процессов, то реинжиниринг заменяет существующие процессы на новые для достижения резких скачкообразных улучшений и всегда инициируется сверху.

Горизонтальное предприятие  наглядный пример организации, где горизонтальное управление между подразделениями (координация их деятельности) и внешние горизонтальные связи оказываются более важными параметрами эффективности, чем те, которыми обладает традиционное вертикальное управление (субординационные связи). Главная особенность горизонтального предприятия заключается в постепенном сокращении числа задач, обусловленных внутренними факторами, и сдвиге к наиболее полному удовлетворению интересов заказчика. Такое предприятие образуется скорее вокруг процессов, чем задач, и содержит немного уровней иерархии. Основными единицами оказываются автономные и самоуправляемые междисциплинарные рабочие группы. Подобные комплексные бригады способны охватывать весь спектр требований заказчиков и самостоятельно решить основные проблемы взаимоотношений с ними, что далеко не всегда осуществимо в рамках обычного однородного подразделения компании.

Концепция горизонтального предприятия в наибольшей степени затрагивает деятельность менеджеров среднего звена, обычно координирующих работу служб. По мере сокращения средних управленческих уровней менеджеры должны выполнять больший объем работ меньшими силами.

Подвижное или гибкое предприятие представляет собой полностью интегрированную организацию, в которой информационные потоки пронизывают все службы и отделы. Его архитектура определяется принципами наиболее полной адаптации к изменениям среды, максимально быстрой реакции на них и максимальной гибкости организационной структуры.

В последние 10 лет в литературе по менеджменту наблюдается резкий рост числа статей, касающихся вопросов глобализации. Специалисты отходят от межнационального восприятия современного бизнеса и рассматривают его преимущественно с глобальной точки зрения. Речь идет о глобализации рынков, фирм, структур и о развитии стратегий глобализации.

Структура глобального мышления включает новое видение проблем, которое будем называть глобальным видением. Глобальное мышление также должно обладать новыми аналитическими навыками и способностью пользоваться новыми стратегическими концепциями.

Глобальное восприятие выходит за рамки межнационального и многонационального мира. Оно характеризуется мысленной равноуда-ленностью от всех основных рынков подобно космическому спутнику, зависшему над землей на одинаковом расстоянии от трех основных рынков (Северной Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона). Глобальное мышление формируется на основе знаний о мире независимо от количества посещаемых стран. Носитель глобального мышления может вообще не ездить по миру, но он должен уметь “видеть” сквозь границы отдельных территорий и стран.

Прежде всего в “банк данных” глобального разума следует включить информацию о географии основных мировых рынков. Кроме того, требуются глубокие знания в области всемирного исторического развития, мировой экономической системы, понимание глобальных тенденций на политической арене, знание мирового бизнеса. При этом главные отличия рассматриваемых подходов заключаются не в объемах информации, а в процессах обработки имеющихся данных, в используемых системах координат и предполагаемых “глав зрения”.

Глобальное мышление предполагает наличие определенных основных навыков работы на мировом рынке, формирование которых зависит от способности перемещать бизнес на новые работы на каждой из них.

Особое внимание при этом уделяется конкуренции. Система категорий, разработанная М. Портером, позволяет воспринимать конкуренцию не только внутри отдельных групп товаропроизводителей, а в более широком контексте. Центральным звеном этой аналитической концепции являются так называемые ключевые факторы успеха, представляющие собой основные требования, которым должна удовлетворять любая фирма, желающая добиться преимуществ в определенной отрасли и длительное время сохранять свою конкурентоспособность.

В настоящее время уже есть компании, сталкивающиеся с настоящими глобальными потребителями, имеющими идентичные потребности и желания. Покупатели каждой страны возможно по - разному удовлетворяют ту или иную потребность, но устойчивое присутствие конкретного товара на многих рынках говорит о том, что его производство и сбыт достигли стадии глобального охвата потребителей.
В настоящее время перспективными считаются следующие подходы к управлению:

  • подход на базе теории факторов производства; его практическое, эмпирическое выражение - научный менеджмент, а также используемый ими критерий экономической рациональности или эффективности;

  • поведенческий подход, который в производственных условиях также опирается на критерий эффективности;

  • системно-теоретический подход с его критерием системной рациональности;

  • подход, основанный на представлении о предприятии как об общественном институте, который должен удовлетворять требования различных групп интересов, а его структура и управление должны строиться с учетом более широкого понимания социально-экономической рациональности (например, более определенная ориентация на экологию или проблемы “третьего мира”).

Исходя из этих подходов, формируется понятие стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент конкретизирует основную цель предприятия путем принятия решения о том, какую продукцию и каким потребителям необходимо поставить, каким образом закупать и использовать ресурсы, чтобы предприятия могло успешно работать в быстро меняющейся обстановке.

Политика предприятий должна быть направлена на обеспечение автономности его деятельности. При этом отношение с внешними и внутренними группами интересов должны строится так, чтобы сохранить заинтересованность в успехе предприятий и не лишить его критически важных ресурсов.

В целом необходим принципиальный системный анализ проблем управления предприятия и его политики, в то время как в 80-х годах

преобладали исследования частных вопросов. В дальнейшем предприятия будут вынуждены все чаще использовать системный подход, чтобы оценить, проанализировать и организовать усложнившийся феномен фирменного менеджмента.

Будущее развитие готовит предприятию непредсказуемые комбинации шансов и рисков. Перед политикой предприятия стоит задача, заключающаяся в том, чтобы структурировать поле неопределенности (т.е. вникнуть в суть меняющихся комплексов связей, оценить вероятность ситуационных комбинаций); дать ему относительную оценку (установить релевантность этих комбинаций для развития предприятия, осознать шансы и риски для собственного положения на рынке); сузить это поле (с учетом собственных возможностей и ограничений исключить определенные зоны, принять решение относительно перспективных путей развития в будущем).

Основными направлениями и концепциями развития науки и практики управления в развитых странах по мнению многих специалистов являются следующие:

1) Реинжиниринг, т.е. перестройка на современной информационной и технологической основе организации производственно-хозяйственной деятельности и управления.

2) Концепция внутренних рынков корпораций, т. е. перенесение закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю деятельность компаний. Такие революционные преобразования должны охватить все подразделения - линейные, функциональные, маркетинговые и даже аппарат высших руководителей. Эти подразделения становятся автономными звеньями, которые покупают товары и услуги внутри фирмы и вовне и объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской структурой.

3) Теория альянсов, когда интеграционные процессы в управлении, ориентированы на более эффективное использование всех видов ресурсов (и в первую очередь научно - технических, инвестиционных и финансовых), что приводит к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций.

4) Концепция измерителей эффективности управления, когда во многих случаях нефинансовые измерители лучше свидетельствуют о достижениях организаций, перспективной эффективности управленческих моделей, чем текущие финансовые показатели. Такими как бы неосязаемыми критериями оценки выступают интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, влияние

коммуникаций, полнота и комплектность использования информационных технологий.

Условиями эффективного функционирования государственной службы в ХХI веке будут мотивация занятых, широкая связь с общественностью, соблюдение этических норм.

В центр всех современных концепций управления ставится человек, от поведения которого зависит успех деятельности любой компании. Надежность управления людьми в любых организационных структурах определяется точным установлением соотношения мотивов и мотиваций, что в значительной мере связано с пониманием типа современного человека.

Существуют основные направления (тенденции) эволюции менеджмента:

  • развитие и распространение концепции управления человеческими ресурсами, где человек ставится в центре всех современных концепций управления; применение поведенческого подхода;

  • глобализация экономики и управления;

  • появление и расширение сетевых организаций, формирование “плоских” иерархий и “прозрачных” систем управления;

  • реинжиниринг производственно-хозяйственной деятельности;

  • введение парадигмы внешней среды в условиях общей глобализации и информации;

  • переход от традиционного принципа управления “стабильность, экономичность, контроль” к новым  “партнерство, гуманизация, экономичность”;

  • распространение предпринимательского управления;

  • расширение внутрифирменных рынков;

  • развитие компьютерно-телекоммуникационного обеспечения управления и его виртуализация;

  • тенденция к постоянной самореорганизации компаний;

  • ориентация на полное удовлетворение запросов клиентов.

Эти тенденции взаимосвязаны, взаимообусловлены и носят общемировой характер.

Вопросы для самопроверки

1. Причины возникновения и особенности предприятий нового типа.

2. Что такое глобальное мышление?

3. Новые стратегические концепции.

4. Система нового аналитического мышления.

5. Современные подходы к управлению предприятием.


Тема 3. Международные системы качества

3.1. Качество. Система качества. Обеспечение качества.

3.2. Основные виды деятельности, от которых зависит качество продукции.

3.3. Характеристика процесса управления качеством.

3.4. Управление качеством в промышленно развитых странах.

3.5. Японский опыт комплексного управления качеством.

3.6. Управление качеством в американских фирмах.

3.7. Немецкая система качества.

3.8. Международные стандарты на системы качества.

3.9. Международные стандарты ISO серии 9000.

Литература: [4], [9], [13], [16], [18], [22].
Методические указания

При изучении материала данной темы необходимо уяснить роль обеспечения качества выпускаемой продукции (услуг) в деятельности предприятия (фирмы), а также задачи эффективного внедрения международных систем качества.
Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. Обычно потребности переводятся в характеристики на основании установленных критериев. Потребности могут включать, например, такие аспекты, как эксплуатационные характеристики, функциональная пригодность, надежность (готовность, безотказность, ремонтопригодность), безопасность, воздействие на окружающую среду, экономические и эстетические требования. Во многих случаях потребности могут меняться со временем; это предполагает проведение периодического анализа требований к качеству.

Термин “качество” не используют сам по себе для передачи степени превосходства в сравнительном значении или для технических оценок в количественном значении. Для этого используют следующие термины:

а) “относительное качество”, когда объекты классифицируют в зависимости от их “степени превосходства” или в “сравнительном” смысле;

б) “уровень качества” в “количественном смысле” (применяют при статистическом приемочном контроле) и “мера качества” при проведении точных технических оценок.

Система качества  это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством.

Как правило, система качества затрагивает все виды деятельности, связанные с качеством продукции, и взаимодействует с ними. Она охватывает все стадии жизненного цикла продукции и процессов, начиная с определения потребностей рынка и заканчивая удовлетворением требований.

Управление качеством – это те аспекты выполнения общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, оперативное управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества. Обязанности по управлению качеством лежат на всех уровнях руководства, но возглавлять его должна высшая администрация. В управление качеством вовлекаются все члены организации.

Объектом управления качеством является производственный процесс, при котором при создании продукции формируется ее качество. Система качества как инструмент управления качеством является субъектом управления.

Требования к качеству продукции, регламентируемые национальными стандартами различных стран, могут отличаться весьма существенно, и, в связи с этим, продукция, не отвечающая необходимым требованиям по качеству в одной стране, может пользоваться спросом в другой. Необходимо располагать информацией о том, где и на каком рынке можно получить максимальную прибыль и без особых хлопот реализовать продукцию.

Одной из основных задач предприятий промышленно развитых стран является повышение продуктивности труда и улучшение качества продукции, что позволяет им при низкой ее себестоимости обеспечить высокую прибыль и конкурентоспособность на мировом рынке. Достигается это в условиях управления качеством.

В управлении качеством продукции на предприятиях промышленно развитых стран прослеживается много общего, но тем не менее ему также присущи и национальные черты.

Общепризнанными мировыми лидерами в области управления качеством являются предприятия США, Японии и ряда стран Западной Европы.

Японский опыт управления качеством продукции позволил этой стране выпускать товары высокого качества и дешевле, чем аналогичные американские и западноевропейские. Феномен Японии можно объяснить следующими причинами.

Во-первых, японское экономическое развитие направлено на выпуск конкурентоспособной продукции и более высокого качества, чем в других странах  производителях аналогичной продукции. Такая целевая установка обусловлена бедностью сырьевых и энергетических ресурсов, что вызывает необходимость эффективного функционирования и развития экономики. С одной стороны, ввозить сырье и топливо, с другой - вывозить и выгодно продавать как можно больше готовой продукции, а это возможно только при высоком ее качестве.
Во-вторых, широко распространенная в промышленности Японии система управления качеством охватывает всю деятельность любой фирмы, базируется на теории комплексной системы управления качеством продукции, вобрала в себя достижения других стран, в том числе и США.

В-третьих, достижения Японии  это заслуга руководителей промышленности и специалистов. Она заключается в том, что они смогли практически реализовать принципы и методы комплексного управления качеством продукции успешнее, чем в какой-либо другой стране.

Отличительной особенностью японских программ повышения качества и системного управления качеством является их направленность на предотвращение дефектов, а не на обнаружение их путем контроля.

На американских предприятиях управление качеством понимают как административную деятельность, которая состоит из четырех этапов: установление требований к качеству; оценка соответствия продукции этим требованиям; принятие мер при несоответствии этим требованиям; дальнейшее повышение требований к качеству.

В США считают, что контроль качества значительно влияет как на создание конструкций высокого технического уровня, так и на высококачественное изготовление и обслуживание продукции в сфере эксплуатации. Поэтому контроль качества продукции усиливается на всех стадиях жизненного цикла продукции, он носит не только проверочный, но и аналитический характер. Такой контроль принято называть всеобщим. Он делится на четыре стадии: контроль за разработкой новой продукции, входной контроль материалов и комплектующих изделий, контроль качества изготовления и контроль качества обслуживания продукции у потребителя.

Всеобщий контроль качества является организационной формой распределений прав и обязанностей между персоналом подразделений, связанных с обеспечением качества. Таким способом высшее руководство фирмы освобождает себя от мелких забот и не теряет времени на преодоление повседневных недоразумений в производстве.

Анализируя опыт западногерманских фирм, следует отметить, что работа по внедрению систем обеспечения качества ведется поэтапно, на каждом этапе реализуется определенная программа, подготовленная группой менеджеров по качеству. Каждый этап завершается внедрением конкретных мер, повышающих эффективность работы по качеству.

На первом этапе в задачу менеджеров входит детальное изучение всех случаев нарушения предусмотренных нормативов. На втором этапе уже возможно составить калькуляцию расходов на качество, причем задача должна решаться таким образом, чтобы снизить расходы на данный момент хотя бы на 2%, доказав тем самым действенность и эффективность начатой работы. На последующих этапах группа менеджеров решает проблему качества более углублено и масштабно, добиваясь значительного снижения расходов на качество.

Заключительным этапом следует считать внедрение комплексной системы управления качеством как органической части производства.

Специалисты Германии уделяют наибольшее внимание качеству сырья, конструкторской разработке, уровню технологии, отлаженной работе складов, материалопотоков, всех вспомогательных служб.

В 80-е годы усилия по обеспечению и повышению качества заметно сдвинулись из области производства к этапу проектирования. Уже при разработке изделия и технологического процесса устанавливаются методы, позволяющие свести к минимуму возможности возникновения ошибок при производстве.

^ Международные стандарты ISO серии 9000.

Стандарты ISO серии 9000 были разработаны техническим комитетом ISO/ТК 176 в результате обобщения накопленного национального опыта разных стран относительно внедрения и функционирования систем качества. Они не касаются конкретного сектора промышленности или экономики и представляют собой наставления по управлению качеством и общие требования по обеспечению качества, выбора и построения элементов системы качества. Они содержат описание элементов, которые должны включать системы качества, а не порядок введения этих элементов той или иной организацией. Они не ставят целью побуждение к созданию одинаковых систем качества потому, что у разных организаций разные потребности. Построение и пути внедрения систем качества должны обязательно учитывать конкретные цели организации, продукцию, которую она производит, процессы, которые при этом используются, а также конкретные методы труда.

За годы, которые прошли со времени опубликования этих стандартов, они получили широкое признание и распространение: более 50 стран приняли их в качестве национальных. После распространения начался процесс их широкого применения при сертификации систем качества. Рассмотрим их.

ISO 9001: 1994 системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. Этот стандарт следует избирать и применять, когда необходимо подтвердить способность компании-поставщика к управлению процессами при проектировании, а также при производстве соответствующей продукции. Установленные требования направлены главным образом на достижение удовлетворенности потребителя посредством предупреждения выпуска несоответствующей необходимому качеству продукции на всех стадиях от проектирования до обслуживания.

ISO 9002: 1994 системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании. Этот стандарт надо избирать и применять, когда необходимо подтвердить способность компании-поставщика к управлению процессами при производстве соответствующей продукции.

ISO 9003: 1994 системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях. Этот стандарт следует избирать и применять, когда необходимо подтвердить способность поставщика к отбору и управлению утилизацией любой несоответствующей необходимому качеству продукции в процессе окончательного контроля и испытаний.

ISO 9004: 1994 управление качеством и элементы системы качества. Эти стандарты имеют такие части: первая - общие наставления; вторая - наставления по услугам; третья - наставления по перерабатываемым материалам; четвертая - наставления по улучшению качества; пятая - наставления по программам качества; шестая - наставления по обеспечению качества при управлении проектированием; седьмая - наставления по управлению конфигурацией; восьмая - наставления по принципам системы качества и их применения для управления.

По определению стандарта ISO 8402 система качества - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

По идеологии стандартов ISO 9000 система качества должна быть взаимосвязанной со всеми видами деятельности, определяющими качество продукции. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции и процессы, от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения требований. Типичными этапами определены:

  • маркетинг и изучение рынка;

  • проектирование и разработка продукции;

  • планирование и разработка процессов;

  • закупка;

  • производство или предоставление услуг;

  • проверка;

  • упаковка и хранение;

  • реализация и распределение;

  • монтаж и ввод в эксплуатацию;

  • техническая помощь и обслуживание;

  • послепродажная деятельность;

  • утилизация или переработка продукции в конце полезного срока службы.

Таким образом, систему качества по ISO 9000 можно рассматривать как систему непрерывного изучения рынка и подчинения всей деятельности предприятия желаниям потребителей. По сути эта система быстрого реагирования на ситуации, имеющие отношение к качеству выпускаемой продукции. Создание системы качества по ISO 9000 зарубежные специалисты ассоциируют также с “просвечиванием” производства. Система должна позволять, как на экране рентгеновского аппарата, прослеживать процессы формирования качества и преимущественно предупреждать появление дефектов и других несоответствий, а не устранять их. Она также должна способствовать снижению непроизводительных расходов путем лучшей организации и гармонизации всех производственных процессов.
Управление качеством

(международный опыт)

Качествоэто совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.

Потребности могут включать: эксплуатационные характеристики, функциональную пригодность, надежность, безопасность, воздействие на окружающую среду и эстетические требования.

Используют следующие термины качества:

а) «относительное качество» — когда объекты классифицируют в зависимости от их «степени превосходства» или сравнивают;

б) «уровень качества» для точных в количественном значении;

в) «мера качества» для точных технических оценок.

Система качества — это совокупность организаций структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством.

^ Системы качества затрагивают все виды деятельности, связанные с качеством продукции и взаимодействуют с ними.

Система качества охватывает все стадии жизненного цикла продукции и процессов:

  • маркетинг и изучение рынка;

  • проектирование и разработку продукции;

  • планирование и разработку процессов;

  • закупки;

  • производство (предоставление услуг);

  • проверку;

  • упаковку и складирование;

  • сбыт и продажу;

  • монтаж и сдачу в эксплуатацию;

  • техническую помощь и обслуживание;

  • эксплуатацию;

  • утилизацию или вторичную переработку после завершения срока службы.




^

Рис. 3.1. Эволюция подходов к качеству


ВОСЕМЬ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА

КАЧЕСТВА — КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БАЗИС ИСО

СЕРИИ 9000:2000

  1. ^ ОРИЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ — организации зависят от потребителей и поэтому должны понимать текущие и будущие нужды потребителей, удовлетворять их требования и стремиться превосходить ожидания потребителей;

  2. ^ ЛИДЕРСТВО. Лидеры (руководители) устанавливают единство цели, направления и внутренней среды организации; они создают среду, в которой люди могут стать полностью вовлеченными в достижение целей организации;

  3. ^ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ЛЮДЕЙ. Люди всех уровней — сущность организации, и их полная вовлеченность дает возможность применять их способности для пользы организации;

  4. ^ ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД. Желаемый результат может достигаться более эффективно, когда управление связанными с ним ресурсами и действиями рассматривается как процесс;

  5. ^ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ. Идентификация, понимание и менеджмент системы взаимосвязанных процессов для заданной цели дают вклад в действенность и эффективность организации;

  6. ^ НЕПРЕРЫВНОЕ УЛУЧШЕНИЕ. Непрерывное усовершенствование является постоянной целью организации;

  7. ФАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ Эффективные решения базируются на логическом и интуитивном анализе данных и информации;

  8. ^ ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ Подобные отношения между организацией и ее поставщиками увеличивают возможности обеих организаций создавать ценности.



Трилогия Джулана
^

ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА


  • Установить круг клиентов/потребителей;

  • Определить их потребности;

  • Определить характеристики продукта, которые удовлетворяли бы эти потребности;

  • Разработать продукт, обеспечивающий эти характеристики;

  • Разработать процессы производства продукта.
^
РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА

  • Оценить фактический уровень исполнения;

  • Сопоставить его с поставленными целями;

  • Принять меры для уменьшения разницы между фактическим и предусмотренным уровнем исполнения.
^ УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА

  • Признать необходимость улучшения;

  • Превратить возможности улучшения в задачу для всех сотрудников;

  • Создать Совет по качеству, подобрать проекты улучшения и команды исполнителей и помощников;

  • Поощрять обучение в области качества;

  • Оценить продвижение проектов;

  • Поздравить рабочие команды при получении результата;

  • Обнародовать результаты работы команды;

  • Включить цели улучшения в бизнес-планы Предприятия.


^ НЕПРЕРЫВНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

ЦИКЛ НЕПРЕРЫВНОГО УЛУЧШЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРИЛОГИЕЙ ДЖУРАНА

1 - Изучить процесс и оптимизировать процедуры

2 - Определить проблемные области

3 - Проанализировать проблемы

4 - Разработать оптимальные методы

5 - Применить на практике новые методы

6 - Проверить результаты и вернуться к пункту 2
^ Влияние факторов на качество производимой продукции

Применение ISO 9001 и ISO 9004
Стандарты ISO 9004 и ISO 9001:2000 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества спроектированные для дополнения друг друга.
^ Оба стандарта можно применять также самостоятельно.
У стандартов ISO 9004 и ISO 9001:2000 различные области применения, но они имеют аналогичную структуру для облегчения их использования как согласованной пары.
Цель ISO 9001 и ISO 9OO4

ISO 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на эффективность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.

ISO 9004:2000 предоставляет методическую помощь по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем это делает ISO 9001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации и эффективности, а также ее результативности.

ISO 9004 рекомендуется как руководство для организаций, руководящий состав которых желает выйти за рамки требований ISO 9001, преследуя цель постоянного улучшения деятельности. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.
Для большего удобства пользователей основное содержание требований ISO 9001 помещено в рамки.

Новое содержание стандарта ISO 9000

  • Неотъемлемая часть пары стандартов (ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000)

  • Не является руководством по внедрению

  • Идет в развитие стандарта ISO 9001

  • Основывается на 8 базовых принципах менеджмента качества:

  • ориентированность на потребителя

  • ответственность руководства

  • вовлечение всего персонала

  • подход с позиции процесса

  • системный подход к менеджменту

  • постоянное совершенствование

  • факторная основа принятия решений

  • взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками


Примеры использования стандартов ISO серии 9000

Пример 1

Агентство социального страхования определило стратегию улучшения качества. Агентство использовало стандарт ISO 9004:2000 как основу для планирования и внедрения системы. Агентство отметило, что ISO 9000:2000 обеспечило внедрение системы очень полезными дополнительными руководящими указаниями и планами для получения сертификата ISO 9001:2000.

Пример 2

Изготовитель стиральных машин имел хорошо обоснованную фирменную культуру постоянного улучшения и эффективный контроль а продукцией. Руководство компании решило улучшить развитие процессов компании и получить ISO сертификат9001:2000 для коммерческих целей. Компания использовала ISO 9004:2000 как руководство по улучшению процессов и ISO 10006:1997 для разработки планов по управлению проектами.
Пример 3

Основные потребители большой компании химической промышленности потребовали от нее сертификат ISO 9001:2000. В целях получения дополнительных выгод, руководство компании разработали всестороннюю стратегию менеджмента основанную на стандарте ISO 9000:2000 и стандарте ISO 9004:2000. Полный просмотр их бизнес-процессов показал, что все элементы ISO 9001-2000 пригодны к их системе менеджмента качества. Компания использовала ISO 10013:1999 как руководство для разработки документации системы качества в различных подразделениях и ISO 10015:1999 как руководство программ но обучению своих сотрудников.

^ Инструменты улучшения качества


Инструмент

Назначение

Методология

1. Сбор и анализ данных

  • Оценка качества

  • Контроль продукции

  • Регулирование процесса

  • Оценка продукции

  • Интерпретация наблюдений

Определение конкретной причины сбора данных; установление главных критериев (атрибутивных или количественных, или ранжированных); сверься в точности измерительного оборудования (по меньшей мере, в пять раз выше, чем заданные требования); рандомизирование данных; рассортирование собранных данных (время материал, станок, оператор, тип и местоположение дефекта); анализ данных с помощью какого-либо из методов или проектирования эксперимента

2.График\таблицы

  • Прослеживание тенденций

  • Сгруппировать данные

  • Объяснить другим

Отбор двух или более параметров; определение методов показа (самыми общепринятым и служат штрихи, лини или кружочки); выбор наиболее подходящих масштабов параметров для минимального видения.

3. Гистограммы\частотное распределение

Преобразование данных в картину среднего значения и распределение качественной характеристики

Преобразование данных расчетного листа в график (гистограмму) или линейный график (частотное распределение), показывающие связь между различными величинами качественной характеристики и число наблюдений (или процент от суммы) в каждой величине.

4.Диаграмма Парето

  • Отделение несколько жизненно важных причин проблем или последствий от многих тривиальных.

Идентифицирование, количества причин проблем и вклад каждой в данное последствие (долл., % и т.д.); нанесение причин на ось «X», последствия (кумулятивно) - на ось «У» в возрастающем или понижающем порядке величин. Установление приорита тех нескольких причин, которые вызывают наибольшие последствия (как правило, 20% или меньше причин вызывают 80% последствий).

5. Мозговой штурм

Генерирование множества идеи, для решения проблем или улучшение процесса, используя синергию группы

Сбор группы, точное определение проблемы; работа каждого члена группы по устранению проблем или предложению идеи по улучшению; высказывание идей рациональных и иррациональных; отсутствие критики идей; запись идей; выбор заслуживающих внимания идеи.

6. Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, «рыбья кость»)

Систематизация причины проблем по основным группам и подгруппам в порядке, позволяющем увидеть в целом все причины и определение, порядка ввода корректив.

Определение проблем; построение диаграммы «рыбья кость» с главными причинами проблем (т. е. материалы, станки, методы, люди) в качестве основы и добавление к каждой из главных причин подробные элементы. Маркирование и анализ диаграммы.

7. Диаграмма потока

Анализ деятельностей входящих в процесс не целесообразность и результативность. Моделирование и анализ изменений процесса, связанных с улучшением.

Установление внутрифирменного стандарта на систему обозначений элементов диаграммы потока; составление блок-схемы (диаграммы потока). Анализ каждого элемента блок-схемы не предмет целесообразности, достаточности и экономичности; перекомпоновка и последующий анализ.

8. Определение стоимости низкого качества

Определение и устранение непроизводительных затрат и неявно выраженных несоответствий

Анализ центров затрат по плану и факту; анализ объема рынка Идентификация всех потерь, включая потери доли рынка; установление причин и ответственных; выявление несоответствий , носящих систематичный характер.

9. Бенчмаркинг

Сравнение параметров продукции процессов и системы с конкурирующими или лучшими. Анализ и выработка решений.

Сбор информации, построение и анализ бенчмаркетинговых матриц; определение наиболее приоритетных направлений улучшения.

10. Реинженеринг

Полная перепроектировка процесса по принципу минимизации затрат и повышение эффективности; связанный с организационными изменениями.

Выбор процессов; определение цепей и задач радикального улучшения; формирование реинженеринговой команды; принятие, анализ и внедрение улучшений.


^ Методы постоянного улучшения качества
Анализ проблем

Собрать всю существующую информацию, выбрав систему и единицу измерения, а именно:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Скачать файл (1244.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации