Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию и ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста - файл 1.doc


Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию и ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста
скачать (488.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc489kb.18.12.2011 19:18скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

1 квартал Занятие 1

Тема: Беседа о хвастовстве Цель:

  • дать детям представление о хвастовстве, о том, что хвастаться некрасиво;

  • учить характеризовать главного героя сказки, давать оценку его поведе­нию;

  • упражнять детей в образовании существительных с суффиксом -ищ-;

  • развивать память и сообразительность, внимание и интерес к занятиям;

  • учить пословицы, учить понимать их значение;

  • закреплять знания о величине предметов.

Словарь: хвастун, трусишка, взаимопомощь, храбрец.

Оборудование: кукла Петрушка, кирпичи, планка, варежкин театр «Заяц-Хваста» (см. в Приложении).

Предварительная работа

  1. Дидактическая игра «Оцени поступок».

  2. Чтение сказки «Заяц-Хваста».

  3. Рассматривание иллюстраций к сказке «Заяц-Хваста».

Ход занятия:

1. Игровой момент

Дети сидят полукругом на ковре. Заходит Петрушка.

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в гости, хочу по­смотреть, что вы умеете делать, узнать, что вы знаете. Л нот я умею все-все делать. И все-все знаю. Хотите, я сейчас сто раз присяду?

^ Дети: Хотим.

Петрушка приседает десять раз. У него болит спина.

Петрушка: Ладно, потом доприседаю. А хотите, я перепрыгну через эту планку?

^ Дети идут в игровой уголок, там заранее приготовлено препятствие. Петрушка прыгает и сбивает планку.

Петрушка: Ай, ладно. Это я не с той ноги прыгнул. А я знаю, как на­зывается ваш детский сад: «Золотой колокольчик».

^ Дети: Нет, «Золотой ключик».

Петрушка: А группа ваша называется «Заинька».

Дети: Нет, «Красная Шапочка»!

Петрушка: Ну, это я что-то перепутал с названиями.

Воспитатель: Ребята, хорошо ли поступает Петрушка? Что он делает? Как его можно назвать? Правильно - хвастунишка. Петрушка, а хвас­таться некрасиво. Если бы ты все, что говорил, сделал, мы бы тебя похва­лили. А так мы тебя постыдим.

Дети говорят, что хвастаться некрасиво.

^ 2. Дидактическая игра «Придумай слово»

Воспитатель: Теперь я предлагаю всем поиграть. Послушайте слова, которые я произнесу: книжище, днище, чемоданище, альбомище, столи­ще. О каких по величине предметах идет речь? Покажите. Нарисуйте гла­зами маленький круг, а потом большой, огромный. Ребята, а вы сможете назвать такие слова? (Да). Сможете, или вы просто хвастаетесь? Назовите другие слова, похожие на эти (за правильный ответ дается фишка). Мо­лодцы, вы все правильно придумали. Значит, вы не хвастались.

3. Физкультминутка

В хоровод встал серый зайка

И поет: «Я был зазнайка. А теперь могу считать: Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять –

И присесть могу и встать.

И поэтому с утра

Я кричу: «Ура! Ура!»

^ Повторяется 2-3 раза.

4. Рассказывание сказки «Заяц-Хваста»

Петрушка: А хотите, я вам сказку расскажу и покажу. Воспитатель: А ты, Петрушка, сможешь или опять хвастаешься? Петрушка: Нет, нет, нет. Слушайте и смотрите.

Рассказывание и показ сказки «Заяц-Хваста» с использованием варежкина театра.

^ 5. Краткая беседа по содержанию

Воспитатель: Как рассказывает о себе заяц? Ответы детей.

Воспитатель: У меня не усы, а усищи, на лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

Воспитатель читает цитату, дети помогают ему, хором произнося су­ществительные с суффиксом -ищ-.

Воспитатель: Должно быть, в сказке речь идет и зайце-великане?

Ответы детей.

Воспитатель: Так хорошо ли хвастаться? Почему это плохо? Ответы детей.

Воспитатель помогает детям: Потому что это некрасиво. В конце концов, тебе никто не будет верить. И дружить с таким хвастунишкой никто не захочет. Если хвастаться, то и делать нужно все, о чем говоришь, т.е. отвечать зa свои слова. Если сказал, что сто раз присядешь, то надо присесть его раз. Понял, Петрушка?

Петрушка: Да.

Воспитатель: Наш герой зайчик, в конце концов, перестал хвастаться И стал храбрым. Кто из вас помнит, как ворона отблагодарила зайца? («Вот ты и молодец. Не хвастунишка, а храбрец»). Давайте повторим (дети повторяют). И запомним правило: не хвастайся даже красивым по­ступком. Давайте выучим об этом пословицу «Хорошее дело само за себя говорит». Ребята, а как вы понимаете значение этой пословицы?

Ответы детей.

^ 6. Работа в тетрадях «Нарисуй то, что умеешь»

Разминка для рук: счет пальчиков до 5 и обратно. Самостоятельная работа детей. Итог занятия.
Занятие 2

Тема: Будем дружно мы играть

Цель:

  • уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно, делиться игрушками, уступать друг другу;

  • воспитывать культуру поведения и положительные взаимоотношения между детьми;

  • учить составлять описательные рассказы об игрушке по схеме;

  • развивать сообразительность, внимание, память, интерес к занятию;

  • выучить пословицу о дружбе;

  • уточнить признаки геометрических тел, угадывать форму на ощупь (круг­лый, квадратный, прямоугольный).

Словарь: дружба, делиться.

Оборудование: Книга добрых правил и волшебных слов, Буратино, кукла Маша, картина «Игра в поезд», «чудесный » мешочек с игрушками, кото­рые напоминают геометрические формы.

Предварительная работа

  1. Сюжетно-ролевая игра «Наш детский сад».

  2. Наблюдение за играми детей.

  3. Чтение произведения С. Маршака «Друзья - товарищи» (см. в Прило­жении).

Ход занятия:

1. Знакомство с правилом «Играть нужно дружно»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая у меня есть волшебная книга! Эта Книга добрых правил и волшебных слов. В ней много интересного, много правил поведения, с которыми мы познакомимся. Кто из вас помнит, С каким правилом мы познакомились на прошлом занятии? «Не хвастай­ся!» А сегодня мы познакомимся еще с одним очень важным для нас прави­лом: «Играть нужно дружно». Запомнили? Давайте повторим его.

^ 2. Чтение рассказа К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь - скучно» и
беседа по содержанию рассказа
(см. в Приложении).

Воспитатель: Почему детям стало скучно? Ответы детей.

3. Психогимнастика

Воспитатель: Ну-ка давайте дружно встанем, головою покачаем. Шея не напряжена, а расслаблена (глаза закрыты). Представьте, что вы - теп­лое солнышко, которое ласкает всех теплыми добрыми лучиками. Брат и сестра помирились после ссоры. Наверное, догадались, что играть нужно дружно. Они вспомнили пословицу «Дружба, как стекло, разобьешь - не сложишь». Повторите пословицу.

^ 4. Рассматривание картины Е. Батуриной «Брат и сестра»

Воспитатель: Ребята, а хотите, я покажу вам, в какую игру стали иг­рать брат и сестра после того, как помирились? Смотрите. Показывает картинку «Мы играем».

Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину? В какую игру играли дети? Кем в этой игре был мальчик? Нравится ли ему быть летчиком, ка­питаном? Посмотрите на его лицо, мальчик как будто говорит: «Поеха­ли!» А кем в это время была девочка? (Пассажиром или машинистом). Как вы думаете, весело ли им играть? Правильно, весело и интересно. Мальчик и девочка помнят очень важное правило. Как вы думаете, ка­кое? (дети называют его).

5. Физкультминутка

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать

И до носика достать.

^ 6. Работа в тетрадях

Воспитатель: Ребята, теперь вы поняли, что значит играть дружно? Играть дружно - значит, делиться игрушками, вежливо их просить, дого­вариваться о совместной игре. Давайте сейчас обведем и заштрихуем эту добрую букву, с которой начинается слово дружба, Д.

Разминка для рук «Дружат в нашей группе девочки и мальчики». Дружат в нашей группе Девочки и мальчики, Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять -Дружно будем рисовать. На слова «Раз, два, три, четыре, пять» дети пересчитывают пальцы. Воспитатель следит за согласованием действий и счета. Работа детей в тетрадях.

^ 7. Игра-инсценировка «Машины подарки»

Кукла Маша заходит в группу, в руках у нее красивый «чудесный» мешочек с игрушками.

Воспитатель: Ребята, кукла Маша решила подарить вам игрушки для игр и посмотреть, как вы дружно играете. Но для того, чтобы получить игрушку, надо правильно на ощупь угадать ее в «чудесном» мешочке. Больше всего Маше нравится дарить игрушки вежливым ребятам.

Дети по очереди нащупывают игрушку в мешочке и пытаются ее уз­нать. Если ребенок отгадывает игрушку, Маша говорит:

Маша: Саша очень вежливый. Он не забыл сказать «спасибо». С кем из товарищей ты будешь играть этой машинкой? Вот и хорошо, поиграй­те вместе с Игорем и Алешей.

Дети идут в игровой уголок и продолжают играть с выбранными из мешочка игрушками.

^ Маша: Ребята, давайте повторим правило: «Играть нужно дружно».

Итог занятия.

Занятие 3

Тема: Дружбой надо дорожить Цель:

- дать детям представление о том, что обижать маленьких или тех, кто слабее тебя, нельзя, за них надо заступаться; учить составлять рассказы по сюжетным картинкам; закрепить умение ориентироваться в пространстве (на, под, в...); закрепить знания о геометрических фигурах круге и овале; закрепить навыки рисования; разучить пословицы о дружбе;

- развивать память, сообразительность, внимание, желание помогать тем, кто слабее, меньше.

Словарь: взаимопомощь.

Оборудование: серия сюжетных картинок «Ежи», Книга добрых правил и волшебных слов, зайка, фланелеграф.

Предварительная работа

  1. Наблюдение за играми детей.

  2. Обсуждение ситуаций.

  3. Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо?».

Ход занятия:

1. Повторение

Воспитатель: Вспомните, ребята, с какими правилами хорошего по-недсния мы уже познакомились? «Не хвастайся» и «Играть надо дружно».

^ 2. Рассматривание иллюстраций о ежах

Воспитатель: Давайте придумаем историю-сказку по этим картинкам.

Дети, стоя полукругом, рассматривают картинки.

Воспитатель: Что изображено на первой картинке? Что случилось с ежом? Кто пришел ему на помощь? Что он сделал, как помог? Чем закон­чилась эта история? Почему они веселятся?

Ответы детей.

^ 3. Составление сюжетного рассказа по картинкам

Воспитатель начинает предложение, а вызванный ребенок продолжа­ет. Например:

«Однажды в солнечный теплый день ежик Боря отправился... в гости к своему другу Сене.

Когда он подошел к речке, то... увидел, что нет моста. Но подумал, что речка узкая, и ее можно переплыть.

Ежик Боря стал тонуть звать на помощь, и... его услышал друг и поторопился к нему на выручку.

Их радости не было предела. Они стали кружиться, веселиться, смеять­ся, потому что... один спас другого. Хорошо закончилась эта история.»

Вопросы: Какой был день? (Ясный, солнечный, теплый, летний). Каким оказался ежик Боря? (Неосторожным, невнимательным, легкомысленным, торопливым). А Сеня? (Смелым, находчивым, отважным, добрым).

Ребенок по желанию доставляет целый рассказ. Дети придумывают название к рассказу, выбирается лучшее. Например, «Надежный друг», «Палочка-выручалочка», «Норный друг».

4. Психогимнастика

Дети садятся на ковер.

Воспитатель: Расслабьтесь. Представьте что-нибудь хорошее, доброе что вы представили?

Ответы детей.

^ 5. Чтение и показ сказки «Случай в лесу» (см. в Приложении)
Воспитатель: Один рассказ о взаимовыручке вы мне рассказали. А

теперь я вам расскажу сказку «Случай в лесу». Беседа по сказке.

Воспитатель: Где были домики зверей? На какую геометрическую фигуру похожи домики? А на какую букву? Кто помог зайчику спрятать­ся от волка? А как другие звери помогли зайчику, ведь они его не прята­ли? О чем эта сказка? Об этом есть пословица «Где дружбой дорожат, там и враги дрожат». Как вы ее понимаете? Давайте выучим эту пословицу, (повтор 2-3 раза).

6. Физкультминутка

В хоровод встал серый зайка,

Он поет: «Я был зазнайка.

А теперь могу считать

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять!

И присесть могу и встать.

И поэтому с утра

Я кричу: «Ура! Ура!».

^ 7. Знакомство с правилами поведения

Воспитатель: Какую пословицу о дружбе вы запомнили? Мы послу­шали два рассказа, выучили пословицу о дружбе, о дружбе есть правило в нашей книге добрых правил. (Зачитывает). «Никого не обижай ни сло­вом, ни поступком. Заботься о младших, помогай им, защищай тех, кто слабее тебя».

^ 8. Обсуждение ситуации

Воспитатель: Совершаете ли вы добрые поступки? Ответы детей.

Воспитатель: Друзья, дружба, добро - какие замечательные слова. Давайте мы все-таки поможем зайчику, нарисуем в тетрадях домик для зайки. И у него будет дом, друзья, дружба...

^ 9. Работа в тетрадях «Домик для зайца»

Разминка для пальцев:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим,

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять -

Вместе будем мы считать.

Пять, четыре, три, два, один -

Все мы любим апельсин. Самостоятельная работа детей.

^ 10. Итог занятия

Воспитатель: Я рада, что у нас дружные ребята. Вижу, умеете дру­жить, умеете заботиться о других. Давайте еще раз повторим пословицу о дружбе «Где дружбой дорожат, там и враги дрожат» и правило: «Никого не обижай, защищай и помогай». И вы, ребята, когда придете домой, рас­скажите о нашем занятии папам и мамам.
Занятие 4

Тема: Доведи дело до конца

Цель:

  • учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат;

  • развивать связную речь детей;

  • воспитывать чувство уважения к своему труду, вызывать желание тру­диться, помогать старшим;

  • развивать мышление (уметь закончить рисунок: овощи, грибы, цветы, домик);

  • закрепить понятия «много», «один»;

  • продолжать готовить руку к письму;

  • учить уважительно относиться к представителям противоположного пола;

  • закрепить умение ориентироваться в разных направлениях;

  • закрепить пословицу «Хочешь есть калачи - не сиди на печи».

Словарь: порядок, «конец делу венец».

Оборудование: кукольная комната, устроенная на ковре: разобранная кро­ватка, подушка па стульчике, одеяло, перекинутое через спинку кровати, три чашки с блюдцами на кукольном столе, мусор на полу (маленькие кусочки бумаги), кубики, шкаф для посуды; две куклы - мама и мальчик Вова; листы с незаконченным рисунком, карандаши.

Предварительная работа

  1. Беседа о порядке.

  2. Дидактическое упражнение «Каждой вещи свое место».

Ход занятия:

1. Повторение правил поведения. Знакомство с новым правилом

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие я снова принесла вам эту кни­гу. Что это за книга? Это Книга добрых правил и волшебных слов. С ка­ким правилом из этой книги мы уже познакомились? А сегодня мы выу­чим другое правило. Оно звучит так: «Начатое дело нужно доводить до конца!» Как вы думаете, что это значит?

Ответы детей.

Повторить правило вместе с детьми.

^ 2. Игровое упражнение (кукольная инсценировка)

Воспитатель: Утром мама собралась в магазин и сказала: Мама: Вовочка, я ухожу в магазин, а ты убери со стола посуду, затем застели свою кровать, подмети пол, а после будешь играть. Воспитатель: Сколько заданий дала мама? Ответы детей. Вова: Хорошо, мамочка.

Воспитатель: Мама ушла, а Вова стал убирать в комнате.

Вова: Сначала я уберу со стола. (Берет одну чашку и убирает ее в шкаф, берет в руки другую и оглядывается на кровать). Мама сказала, чтобы я убрал свою кровать. (Чашку ставит на стол и идет к кровати). Сначала я стряхну простыню. Теперь положу одеяло. (Смотрит на пол). Ой, сколько мусора на полу, нужно подмести. (Вова кидает одеяло на кровать и начи­нает подметать, но тут он увидел кубики). А вот мои кубики, сейчас пост­рою домик. (Вова бросает веник на пол и начинает строить. В это время раздается стук в дверь - мама пришла)..

Мама входит в комнату.

^ Вова: Мама, смотри, какой я домик построил.

Мама: Дом у тебя красивый, но почему ты в комнате не убрал?

Вова: Я убирал.

Мама: Если ты убирал, то почему же все осталось неубранным? Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему в комнате все осталось неубранным, хотя Вова убирал? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, дети. В комнате осталось все неубранным потому, что Вова начал убирать со стола посуду, но не закончил. Стал застилать свою постель, но тоже не застелил до конца. Начал подметать пол и, не закончив, принялся играть. Каждое дело Вова не доводил до конца, поэтому все осталось неубранным. Что же Вове надо было сде­лать, чтобы везде был порядок?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, дети. Вове сначала нужно было одно дело довести до конца, потом браться за другое, только тогда в комнате был бы порядок. Поможем?

Дети убирают все по местам. Затем повторяют правило из книги «На­чатое дело нужно доводить до конца» и пословицу «Хочешь есть калачи -не сиди на печи».

3. Физкультминутка

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

И наклонимся вперед -

Мы отправились в полет.

А теперь мы приземлились -

Крылья наши все сложились. Повторяют два раза.

Воспитатель: Так с каким правилом мы познакомились? Ответы детей.

^ 4. Работа в тетрадях «Дорисуй рисунок»

Воспитатель: А сейчас мы проверим, умеете ли вы доводить до конца дела. Вова когда-то рисовал рисунки, но не закончил их. Вот вы дорисуй­те то, что Вова не дорисовал. Но прежде разомнем наши пальчики - «Игра на пианино» - прямой и обратный счет от 1 до 5 и обратно.

Самостоятельная работа детей.

Итог занятия.

Занятие 5

Тема: Как игрушка к нам пришла

Цель:

  • познакомить детей с трудом работников фабрики игрушек, показать последовательность работы при изготовлении игрушек;

  • закрепить знания об объемных геометрических фигурах - шаре, круге;

  • упражнять детей в образовании слов;

  • закрепить умение детей в составлении сочетаний личных местоимений мой, моя, мое и существительных;

  • учить детей составлять описательные рассказы по схеме, добиваться под­робных и интересных описаний;

  • совершенствовать навыки связной речи, выбирая правильно игрушки;

  • воспитывать бережное отношение к игрушкам, не ломать их, так как сделать игрушку очень сложно;

  • воспитывать чувство уважения к труду взрослых. Словарь: пластмасса, пресс, детали.

Оборудование: картины из серии «Как создаются вещи» (№№ 22, 14, 23, 24), игрушки, кукла Буратино, «чудесный» мешочек, сказка «Золотой клю­чик» А.Толстого, аудиозапись песни Буратино (муз. В. Шаинского).

Предварительная работа

  1. Ремонт поломанных игрушек.

  2. Чтение сказки А.Толстого «Золотой ключик».

Ход занятия:

1. Введение в занятие

Стук в дверь. Все дети подходят к двери. В группу входит Буратино.

Буратино: Здравствуйте, ребята. А вы знаете, кто я? Да, мы с вами часто встречались. А вы знаете, откуда и как я появился на свет?

Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель предлагает рас­смотреть картинку, включает запись песни Буратино, читает отрывок из сказки А. Толстого «Золотой ключик» о том, как папа Карло смастерил Буратино.

Воспитатель: Вспомнили? Папа Карло смастерил Буратино из поле­на, т.е. из дерева. А из чего сделан наш Буратино?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель дает им его потрогать

и подсказывает, что из пластмассы.

Воспитатель: А изготовили его на фабрике игрушек. Давайте посмот­рим, как это происходит.

^ 2. Рассказ воспитателя по иллюстративному материалу «Как делают игрушки»

На доске выставляются иллюстрации из серии «Как создаются вещи» №№ 22 (а, б), 23, 14, 24. Воспитатель «проводит экскурсию» по фабрике.

Воспитатель: Эта машина называется пресс. Сюда заливают пласт­массу, а здесь под прессом выдавливаются детали будущего Буратино. Потом сборщица собирает детали куклы в одно целое. Швея шьет кос­тюмчик. Все заготовки куклы, а после сборки и саму куклу, одевают в одежды. Потом кукла попадает к упаковщице, которая укладывает ее в красивую коробку. Видите, как сложно сделать игрушку. Сколько людей принимают участие в ее изготовлении! Ломать быстрее, чем сделать, да? А как вы думаете, куда куклы попадают после упаковки? Правильно, в магазин. Их покупают люди: мамы, бабушки... И они попадают к вам домой и в детский сад.

Показывает иллюстрацию № 24.

Воспитатель: Ребята, а что здесь делают дети? Да, они ремонтируют свои любимые игрушки, чтобы они были целые и красивые. Так ребята и заботятся о своих игрушках.

3. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз, два,

Буратино повернулся,

Раз, два.

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Дети произносят текст, выполняя движения.

^ 4. Дидактическая игра «Отгадай игрушку»

Дети садятся на ковер.

Буратино: А вы заботитесь о своих игрушках? Не ломаете? Я принес игрушки в «чудесном» мешочке и хочу вам подарить, но только если вы правильно на ощупь угадаете игрушку.

Дети по очереди достают игрушки и описывают их по схеме. При не­обходимости воспитатель оказывает им помощь.

^ 5. Игра «Показуха»

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Показуха». Воспитатель изображает жестами игрушки, дети отгадывают. Следу­ющую игрушку может изобразить ребенок.

^ 6. Дидактическое упражнение «Мой, моя, мое»

Воспитатель выставляет на стол или доску разные игрушки: мяч, кук­лу, ведро и т.д. Дети называют игрушки с добавлением личных местоиме­ний: мой мячик, моя машина, мое яблоко и т.д.

^ 7. Работа в тетрадях «Раскрась игрушку»

Разминка для рук «Берегите игрушки» - дети загибают и разгибают пальчики на строчки стихотворения.

Грузовик без колес!

У ежа отклеен нос!

Стали черными цыплята!

А из куклы лезет вата!

Были новыми игрушки,

А теперь они старушки.

Берем же скорей

Иголки и клей,

Нитки, катушки

И чиним игрушки.

И нам за это от души

Спасибо скажут малыши.

Э. Успенский

Детям предлагается раскрасить игрушку.

Буратино: Вижу я, что вы умеете обращаться с игрушками. Заботи­тесь о них, не ломаете. Значит, у вас все в порядке. А я пойду в другой детский сад, проверю, как там дела. До свидания.

Итог занятия.

Занятие 6

Тема: Я и моя семья

Цель:

  • дать детям представление о семье, о составе семьи (мама, папа, дети -самые близкие люди, взрослые в семье работают, все дружны и внима­тельны друг к другу);

  • воспитывать чувство любви и уважения к родным;

  • учить составлять длинные, короткие предложения;

  • совершенствовать навыки связной речи;

- закрепить навыки порядкового и количественного счета до 5.

Словарь: семья, родственные отношения, близкие люди.

Оборудование: альбом с фотографиями, кожух, карандаши для рисова­ния, куклы-макеты всех членов семьи.

Предварительная работа

  1. Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» (см. в При­ложении).

  2. Беседы о семье.

  3. Разучивание стихов о маме, семье.

Ход занятия:

^ 1. Беседа о семье

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете, что такое семья? Ответы детей.

Воспитатель: Да, семья - это мама, папа, бабушки, дедушки, братики, сестрички.

Дети садятся полукругом возле воспитателя. Воспитатель показывает альбом.

Воспитатель: Сегодня я хочу показать вам наш семейный альбом, в нем фотографии членов моей семьи. Вот моя мама, а это мой папа. (Пере­спрашивает, кто это). А это моя сестра, а это моя бабушка, а это дедушка, а это вторая бабушка, а другого дедушки нет, он умер. (Переспрашивает). А это моя дочка. (Еще раз переспрашивает). Какая у вас мама? Мама ук­ладывала меня спать и пела колыбельную. А вам мама поет колыбельную песню? Какую? Давайте вместе споем колыбельную песню «Спят усталые игрушки».

В это время девочки могут взять своих куколок и укачивать их на ру­ках.

Воспитатель: А мой папа всегда помогал мне в трудную минуту. У него сильные трудовые руки. Он - глава нашей семьи. Мой папа - води­тель. И в детстве мы часто ездили с ним на экскурсии по разным городам, в лес за грибами, в цирк. А какие у вас папы, кем они работают?

Дети стоят в кругу. Вопрос задается нескольким детям.

Воспитатель: Мои бабушки очень добрые. Я очень любила к ним приходить. Одна бабушка живет в деревне. Мы очень часто к ней ездим в гости. Она всегда раньше пекла вкусные пирожки. У бабушки всегда теп­ло и уютно. А мой дедушка очень любил играть со мной в такую игру. Он надевал кожух и становился словно медведь. Он ловил меня, а я убегала. Давайте и мы поиграем.

2. Физкультминутка

Воспитатель: Я буду ловить вас на «Раз, два, три - беги!», а вы - убе­гать. Я буду медведем, а вы зайчатами.

Воспитатель выходит из группы, надевает кожух, заходит в группу и ловит детей.

Воспитатель: Вот пришел большой медведь, Да как начал он реветь. Начал зайчиков ловить, Чтоб в берлогу утащить.
Дети убегают. Игра повторяется 2-3 раза.

^ 3. Продолжение беседы о семье

Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель: Так о каких членах семьи мы с вами сейчас говорили?

Воспитатель выслушивает ответы детей, одновременно выставляя на стол макеты кукол мамы, папы, дедушек и бабушек.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему я поставила двух бабу­шек и двух дедушек одновременно? Так как это родители мамы и папы. А вы знаете, как зовут членов вашей семьи?

Ответы нескольких детей.

Воспитатель: А остальные расскажут после занятия. Ребята, каких еще членов семьи вы знаете? Братишки и сестренки - тоже члены семьи. (Выс­тавляет маленьких кукол). Вот, посмотрите, какая большая семья. Выс­тавлены все куклы.

Дети считают членов семьи (порядковый и количественный счет до 5). Если количество членов семьи превышает 5, то воспитатель продолжает считать.

4. Зрительная гимнастика

Воспитатель: Ребята, посмотрите на первую куклу.., на последнюю куклу.., на маму..., на папу... и т.д.

^ 5. Игровое упражнение «Моя семья»

Воспитатель: Семья должна быть дружной и крепкой. Раньше всегда жили большими семьями: дедушка и бабушка, папа и мама, сыновья и дочери, внуки и внучки. А у вас семьи большие или маленькие? Кто у вас есть в семье?

Воспитатель дает установку ответа: в нашей семье есть... Воспитатель: Молодцы, теперь мы знаем, что такое семья. Семья -это мама, папа, бабушки, дедушки, сестры и братья.

^ 6. Работа в тетрадях

Воспитатель: А сейчас давайте нарисуем одного из членов семьи, лю­бого, но одного. Нарисуем только лицо. (Показывает образец). Мы сде­лаем одну большую семью, а родители посмотрят и узнают себя или сво­их родных.

Разминка для пальцев «Игра на пианино», «Дружная семья»:

Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик - бабушка.

Этот пальчик - папа.

Этот пальчик - мама.

А этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья. Самостоятельная деятельность детей. Итог занятия.
Занятие 7

Тема: Будут руки трудовые Цель:

  • продолжить формировать у детей представление о человеке;

  • пополнить знания детей об основных частях тела (руках) и их значении (значимости), особенностях движений - руки выполняют различные дей­ствия;

  • раскрыть понятие «добрые руки»;

  • упражнять в прямом и обратном счете в пределах 5;

  • упражнять в выполнении бытовых поручений;

  • познакомить с упражнениями пальчиковой гимнастики;

  • закрепить негативное отношение к вредным привычкам: брать пальцы в рот, грызть ногти;

  • формировать основы здорового образа жизни, желание быть физически здоровым, трудолюбивым;

  • закреплять умение составлять длинные, короткие предложения. Словарь: личная гигиена, доброе дело, добрые руки.

Оборудование: робот Помогайчик, схема описательных рассказов, пись­мо с полезными советами.

Предварительная работа

  1. Беседа с детьми о правилах личной гигиены.

  2. Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр».

  3. Рассматривание иллюстраций о чистоте и здоровье.

  4. Составление описательных рассказов о средствах гигиены по схеме с использованием слов «мыло», «полотенце».

Ход занятия:

1. Беседа о руках

Дети рассаживаются полукругом на ковре. Воспитатель хочет начать разговор, и вдруг слышится стук.

Воспитатель: Кто к нам стучится, скребется?

Входит игрушечный робот и говорит обиженно:

Робот: Я не скребусь, а плачу.

Воспитатель: А кто ты такой и почему плачешь?

^ Робот: Меня зовут Робот Помогайчик. Я из Страны Трудолюбивых. Но случилась со мной беда: злая волшебница Ленивица заколдовала мои руки, завязала пальцы узлами, а я трудиться привык, всем помогать. А теперь ничего не могу делать - только лежу и лежу без дела. Разве это жизнь? Ленивица сказала, что только тот поможет, кто отгадает загадку? Ну, что согласны помочь?

У двух матерей

По пять сыновей.

Покажите отгадку.

^ Дети: Руки!

Робот: Правильно.

Воспитатель: А теперь покажите Помогайчику правые руки, левые руки. А помните ли вы, как называются ваши пальчики.

Дети вместе с воспитателем вспоминают названия пальцев, показыва­ют указательным пальцем левой руки на пальцы правой и наоборот, про­говаривая при этом стишок.

Раз, два, три, четыре, Мои пальчики красивы. Пятый пальчик - вот чудак, Оттопырился вот так! Звенит звоночек. Воспитатель: Что это?

^ Робот (радостно): Ой, Ленивица сказала, что руки будут свободны­ми, как только прозвенят пять звоночков. Вот первый уже звенит. Я уже могу двигать большими пальцами.

Воспитатель показывает, какими пальцами Помогайчик может двигать.

^ Робот: Но дотронуться до указательного еще не могу.

Воспитатель: А мы попробуем.

2. Пальчиковая гимнастика

Дети соединяют четыре пальца одной руки (указательный, средний, безымянный, мизинец), потом большим пальцем дотрагиваются по оче­реди до каждого из них.

Воспитатель: Вот так большой палец поздоровался со своими брать­ями. (Упражнение повторяется и на другой руке). А если сплести пальцы рук, то они смогут полететь. Давайте представим, что они лебеди, на ко­торых мы отправимся в страну Трудолюбивых. Там никто не сидит без дела. Наверно, и нам работа найдется.

Дети имитируют полет птиц, различные трудовые поручения: полива­ют цветы, протирают пыль с подоконников, расставляют игрушки, пира­мидки и т.д.

Звенит второй звоночек.

Помогайчик радостно вскрикивает и двигает указательными пальцами.

^ 3. Что такое «добрые руки»?

Робот: Видите, как много могут сделать руки, когда берутся за рабо­ту. О таких руках говорят «добрые руки». А что, по-вашему, должны де­лать добрые руки?

Ответы детей.

Звенит третий звоночек. Помогайчик шевелит средними пальцами.

^ 4. Составление длинных и коротких предложений

Робот: Наверное, Ленивица не предполагала, что я встречу друзей, которые так много знают о руках. Придумайте короткие и длинные пред­ложения о руках.

Ответы детей.

5. Зарядка для глаз

Вверх, вниз, влево, вниз -А теперь - улыбнись. Вверх, вниз, вправо, вниз -Улыбнись, поклонись.

^ 6. Правила личной гигиены

Робот: Сейчас я достану письмо, которое мне дали трудолюбивчики -это жители Страны Трудолюбивых. (Обращается к воспитателю): Про­читайте, пожалуйста. Это полезные советы или правила личной гигиены.

Воспитатель: Хорошо, я их буду читать, а вы, ребята, подумайте и скажите, почему и зачем их нужно выполнять (соблюдать).

^ Руки следует мыть чаще, чем лицо. Руки быстрее пачкаются, чем лю­бая другая часть тела, так как мы берем в руки разные вещи, держимся руками за что-либо, всю работу делаем руками. Руки следует мыть с мы­лом и вытирать насухо. Если руки оставить влажными, кожа на руках может потрескаться.

^ Ногти на руках надо подстригать, а не обгрызать. Под ногтями соби­рается грязь, проглотив ее, можно заболеть. Смотреть на обгрызанные ногти неприятно. Грызть ногти - вредная привычка.

^ Детям без разрешения взрослых нельзя брать и пользоваться острыми и опасными предметами, а тем более играть с ними. Можно порезаться. Нельзя играть со спичками это очень опасно, можно обжечься.

^ Зимой на руки необходимо надевать рукавички. От холода руки могут замерзнуть, кожа может потрескаться и иметь некрасивый вид. Руки мо­гут болеть от холода.

^ После посещения туалета руки необходимо вымыть с мылом. Это нуж­но делать, чтобы смыть грязь и микробов.

Если случайно поранили палец, порезались или содрали кожицу, ранку необходимо промыть и обработать зеленкой, можно заклеить лейкоплас­тырем, чтобы не попала грязь, инфекция.

Звенит четвертый звоночек.

У Помогайчика начинают шевелиться безымянные пальцы. Воспитатель: Помогайчик, давай вместе подумаем, как расколдовать мизинчики. Может, дети, вы знаете игру, где бы участвовали руки?

^ 7. Игра «Показуха»

Что мы видели, не скажем, А что делали - покажем. Дети становятся в круг. Ведущий, выбранный заранее, стоит спиной к детям или выходит из помещения. Дети договариваются, что хотят рас­сказать, впускают ведущего. Дети имитируют какие-нибудь действия. Ведущий отгадывает. Звенит пятый звоночек.

^ Робот: Вот мы и последний пальчик расколдовали. И злую волшебни­цу Ленивицу победили своими знаниями и трудом. Спасибо вам! Я теперь могу вернуться к своей работе, а вам пожелаю следить за своими руками и делать ими только добрые дела. Не забывайте, как станете взрослыми, то своими руками и умом будете зарабатывать себе на жизнь. В народе говорят: «Человека труд кормит». Запомните эту пословицу.

^ 8. Работа в тетрадях «Моя рука»

Разминка для пальчиков:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мои пальчики красивы.

Пятый пальчик - вот чудак,

Оттопырился вот так. Детям предлагается обвести свою ладонь, не отрывая ее от листа. Итог занятия.
Занятие 8

  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (488.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации