Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей:учебное пособие для студентов вузов 2006 г- 319 - файл 1.doc


Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей:учебное пособие для студентов вузов 2006 г- 319
скачать (19804.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc19805kb.18.12.2011 19:21скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Реклама MarketGid:
Загрузка...




ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение б

Глава I

Проблема изучения стертой дизартрии

в специальной литературе 8

Выводы 24

Учебные вопросы и задания 25

Глава II

Клинико-педагогическая характеристика детей

со стертой дизартрией в специальной литературе 26

Выводы 41

Учебные вопросы и задания , 42

Глава III

Особенности моторных функций у детей

со стертой дизартрией

3.1. Роль двигательного анализатора в развитии

речевой деятельности 43

  1. Особенности моторики (общей, мелкой,
    артикуляционной) при стертой дизартрии 56

  2. Диагностика нарушений моторного развития 62

Выводы 84

Учебные вопросы и задания 85

Глава IV

Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии

4.1. Физиологические основы

формирования речевой функции 86

4.2. Развитие произносительной стороны речи

ребенка в онтогенезе 100

3

4.3. Особенности фонетических нарушений

у детей со стертой дизартрией 107

4.4. Обследование звукопроизношения детей

со стертой дизартрией 116

Выводы 123

Учебные вопросы и задания 124

  1. Развитие фонематического слуха в онтогенезе 125

  2. Особенности формирования фонематического слуха

у детей со стертой дизартрией 137

4.7. Диагностика сформированное™ фонематического

слуха у детей со стертой дизартрией 140

Выводы 150

Учебные вопросы и задания 151

Глава V

Особенности звукослоговой структуры речи

при стертой дизартрии

5.1. Развитие слоговой структуры слова у детей

в онтогенезе 152

5.2. Особенности слоговой структуры слова у детей

со стертой дизартрией 159

5.3. Обследование слоговой структуры слов у детей

со стертой дизартрией 169

Выводы 181

Учебные вопросы и задания 182

Глава VI

Особенности лексико-грамматического строя речи при стертой дизартрии

  1. Лексическое развитие ребенка в онтогенезе 184

  2. Особенности формирования лексики

при стертой дизартрии 204

6.3. Исследование лексики у детей

со стертой дизартрией 209

Выводы 228

Учебные вопросы и задания 229

  1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 230

  2. Нарушения формирования грамматического строя речи

у детей со стертой дизартрией 236

4

6.6. Обследование грамматического строя языка детей

со стертой дизартрией 245

Выводы 262

Учебные вопросы и задания 264

Глава VII

Особенности просодической стороны речи

при стертой дизартрии

7.1. Развитие просодической стороны речи

в онтогенезе 265

7.2. Особенности просодики у детей

со стертой дизартрией 276

7.3. Исследование просодической стороны речи у детей

со стертой дизартрией 281

Выводы 314

Учебные вопросы и задания 315

Литература 316

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие посвящено изучению вопросов стертой дизартрии, методам обследования и планирова­нию коррекционно-логопедической работы.

В первой главе представлен анализ литературных данных теоретического и методического характера.

Во второй главе дается развернутая клинико-педаго-гическая характеристика детей со стертой дизартрией. Приводятся данные последних лет.

В третьей главе, посвященной изучению моторных функций, рассматриваются особенности формирования общей, мелкой и артикуляционной моторики детей со стертой дизартрией в сопоставлении с развитием этих функций в онтогенезе. Представлена система обследо­вания моторных функций детей со стертой дизартрией, где используется балльная оценка функций. По мате­риалам исследования предлагается графическое отобра­жение структуры дефекта моторной сферы.

В четвертой главе описываются физиологические основы формирования речевой функции. Дается анализ сведений о состоянии фонетической стороны речи у де­тей со стертой дизартрией в сравнении с состоянием фонетической системы на разных этапах онтогенеза. Предлагаются модифицированные приемы обследова­ния звукопроизношения у данной категории детей с учетом фонетического контекста. На примере обследо­вания свистящих звуков демонстрируется взаимозави­симость качества звукопроизношения и усложняющего­ся фонетического и лексического контекста. Графиче­ская схема отражает наиболее трудные для детей со стертой дизартрией позиции звуков в спонтанной речи. Учитывая эти данные, можно более детально планиро­вать коррекцию звукопроизношения.

6

Второй раздел четвертой главы посвящен изучению фонематического слуха как в онтогенезе, так и в случа­ях со стертой дизартрией. Для обследования фонемати­ческого слуха также предложена схема системного об­следования фонематического слуха.

В пятой главе изучается состояние звукослоговой структуры у детей со стертой дизартрией в сопостав­лении с онтогенетическим развитием звукослоговой структуры и предлагается развернутая система обследо­вания слоговой структуры слова.

Шестая глава включает изучение лексико-граммати­ческой структуры речи. Как и в предыдущих главах, разработана подробная схема обследования с использо­ванием балльных критериев оценки.

Седьмая глава посвящена наименее изученному раз­делу — состоянию просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией.

Представлен материал по развитию интонационно-выразительных средств в онтогенезе и некоторые сведе­ния о конкретных нарушениях просодии у детей со стертой дизартрией. Разработана подробная схема об­следования просодики.



Стертая дизартрия встречается очень часто в логопе­дической практике. Основные жалобы при стертой ди­зартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дик­ция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Стертая дизартрия — речевая патология, проявляю­щаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и воз­никающая вследствие невыраженного микроорганиче­ского поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дисла-лия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразви­тие, стертая дизартрия.

В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим не­доразвитием — до 35% детей имеют стертую дизартрию. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в дли­тельной, систематической индивидуальной логопедиче­ской помощи. Логопеды специализированных групп планируют логопедическую работу следующим образом: на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми деть­ми изучают программный материал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивиду­альных занятиях осуществляют коррекцию произноси­тельной стороны речи и просодики, т.е. устранение симптомов стертой дизартрии.

Диагностика стертой дизартрии и методики коррек-ционной работы разработаны пока недостаточно. В ра­ботах Г.Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновой рас-

8

сматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечают, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на слож­ную дислалию. В трудах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебря­ковой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Макаровой и Е.Ф. Собото-вич поднимаются вопросы диагностики, дифференци­ации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией. Проблемы диф­ференциальной диагностики стертой дизартрии, орга­низации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого де­фекта.

Стертая форма дизартрии чаще всего диагностирует­ся после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответ­ствует стертой дизартрии, направляются на консульта­цию к невропатологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:

  • медицинское воздействие;

  • психолого-педагогическую помощь;

  • логопедическую работу.

Для раннего выявления стертой дизартрии и пра­вильной организации комплексного воздействия необ­ходимо знать симптомы, характеризующие эти наруше­ния. Обследование ребенка начинается с беседы с ма­мой и изучения поликлинической карты развития ребенка. Анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место: отклонения во внутриутробном разви­тии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.); асфик­сия новорожденных; стремительные или затяжные ро­ды. Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, ребенка приносили кормить позже, чем всех». В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стояло ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Развитие ребенка после одного года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым.

При обследовании в поликлинике у логопеда у детей в возрасте 5—6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:

^ ОБЩАЯ МОТОРИКА. Дети со стертой дизартрией мотор-но неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных на­грузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.д. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Осо­бенно заметна моторная несостоятельность на физкуль­турных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемое™ движений.

^ МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК. Дети со стертой дизартрией по­здно и с трудом овладевают навыками самообслужива­ния: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, ру­ки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппли­кации прослеживаются еще и трудности пространствен­ного расположения элементов. Нарушение тонких диф­ференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней по­мощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и дру­гие упражнения пальцевой гимнастики.

На занятиях по оригами испытывают огромные за­труднения и не могут выполнять самые простые движе­ния, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5—6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

У детей школьного возраста в первом классе отме­чаются трудности при овладении графическими навы-

ками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»—«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

^ ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особен­ности в артикуляционном аппарате.

Паретичность мышц органов артикуляции проявля­ются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиали­зации звуков не производится, что ухудшает просодиче­скую сторону речи. Язык при паретической симптома­тике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кон­чик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц органов артикуляции проявля­ется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребен­ка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не прини­мают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у ко­торых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выра­женного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тре­мор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5—10 язык не может со­хранить состояние покоя, появляется дрожание и лег­кий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некото­рых случаях язык крайне беспокойный (по языку про­катываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удер­жать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще

11

сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляци­онного аппарата.

Апраксин при стертой дизартрии выявляется одно­временно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуля­ции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляет­ся в невозможности выполнения определенных движе­ний или при переключении от одного движения к дру­гому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движе­ния к другому. У других детей отмечается кинестетиче­ская апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носо-губной складки.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) опре­деляется лишь во время речи. Дети не справляются с са­ливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляци­онного аппарата у детей со стертой дизартрией отмеча­ется возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляци­онные движения — например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отме­тить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амп­литуды движений, кратковременность удерживания оп­ределенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функци­ональных нагрузках качество артикуляционных движе­ний резко падает. Это и приводит во время речи к ис­кажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. При первоначальном знакомст­ве с ребенком звукопроизношение его оценивается как

12

сложная дислалия или простая дислалия. При обследо­вании звукопроизношения выявляются: смешение, ис­кажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дисла-лии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизноше­ния и просодики влияют на разборчивость речи, внят­ность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители за­дают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании вы­является, что многие дети, которые искажают, пропус­кают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким об­разом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автомати­зируются и не вводятся в речь. Наиболее распростра­ненным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией ис­кажают, смешивают не только артикуляционно слож­ные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно часто отмечаются межзубное произнесе­ние, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые зву­ки при стечении согласных.

ПРОСОДИКА. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Стра­дают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ос­лаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появ­ляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ус­корен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не уда­ются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захле-

13

бывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хоро­шим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.

^ ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы.

Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень по­хожа на детей с дислалией. Часто логопеды их ведут как дислаликов и только в процессе логопедической рабо­ты, когда нет положительной динамики при автомати­зации звуков, возникает подозрение, что это стертая ди­зартрия. Чаще всего это подтверждается при глубоком обследовании и после консультации у невролога. Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различе­нии и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый сло­варь, но могут испытывать затруднения при произнесе­нии слов сложной слоговой структуры (например, ско­ворода, скатерть, пуговица, снеговик и т.п.). Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу—вверху» и т.д.).

^ Вторая группа. Это дети, у которых нарушение зву­копроизношения и просодической стороны речи соче­тается с незаконченным процессом формирования фо­нематического слуха. В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошиб­ки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками — например, при просьбе показать нужную картинку (мышка—мишка, удочка-уточка, коса—коза и т.д.).

Таким образом, у детей констатируются несформи-рованность слуховой и произносительной дифферен­циации звуков. Словарь детей отстает от возрастной нормы. Многие испытывают трудности при словообра-

14

зовании, допускают ошибки в согласовании имени су­ществительного с числительным и др. Дефекты звукоп-роизношения стойкие и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения. Эта группа детей с фонети-ко-фонематическим недоразвитием (ФФН) и стертой дизартрией должна направляться логопедом поликли­ники на МПК (медико-педагогическую комиссию), в специализированный детский сад (в группу ФФН).

^ Третья группа. Это дети, у которых стойкое поли­морфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвити­ем фонематического слуха. В результате при обследова­нии отмечается бедный словарь, выраженные ошибки в грамматическом строе, невозможность связного выска­зывания, значительные трудности при усвоении слов различной слоговой структуры.

Все дети этой группы демонстрируют несформиро-ванность слуховой и произносительной дифференци­ации. Показательно игнорирование в речи предлогов. Эти дети со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи (ОНР) должны направляться на МПК (в специ­ализированные группы детского сада) в группы ОНР.

Таким образом, дети со стертой дизартрией — это неоднородная группа. В зависимости от уровня разви­тия языковых средств дети направляются в специализи­рованные группы:

  • с фонетическими нарушениями;

  • с фонетико-фонематическим недоразвитием;
    - с общим недоразвитием речи.

Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направле­ния. Медицинское воздействие, определяемое невро­логом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др. Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителя­ми, направлен на:

  • развитие сенсорных функций;

  • уточнение пространственных представлений;

15

— формирование конструктивного праксиса;

  • развитие высших корковых функций;

  • формирование тонких дифференцированных дви­
    жений рук;

— формирование познавательной деятельности;

- психологическую подготовку ребенка к обучению
в школе.

Логопедическая работа при стертой дизартрии пред­усматривает обязательное включение родителей в кор-рекционно-логопедическую работу. Логопедическая ра­бота включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мы­шечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой це­лью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укрепле­нию голоса, дыхания. Специальные упражнения вво­дятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является развитие мелкой моторики рук.

Последовательность отработки звуков определяется подготовительностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяется подбору лексического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у ребенка самоконтроля за реализацией про­износительных умений и навыков. Коррекция стертой дизартрии у детей дошкольного возраста предупреждает дисграфию у школьников.

Нарушение произносительной стороны речи, обус­ловленное недостаточностью иннервации мышц речево­го аппарата, также относится к дизартрии (Е.М. Мас-тюкова, М.В. Ипполитова). Ведущим в структуре рече­вого дефекта при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи. Неярко выраженные мозговые нарушения могут привес­ти к возникновению стертой дизартрии, которую следу|| ет рассматривать как степень проявления дизартрии.

Неяркие, стертые нарушения со стороны черепно| мозговых нервов могут быть установлены в процесс^

16

длительного, динамического наблюдения, при выполне­нии усложняющихся двигательных заданий. М.Б. Эйди-нова, Е.Н. Правдина-Винарская описывают встречав­шиеся при углубленном обследовании случаи легких ос­таточных расстройств иннервации, которые лежат в основе нарушений полноценной артикуляции, что при­водит к неточности произношения.

Стертая дизартрия может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, имеющих в анамнезе ПЭП* и другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия во время внутриутробного развития или в период родов, а также после рождения. В этих случаях легкая (стертая) дизартрия сочетается с другими призна­ками минимальной мозговой дисфункции (Е.М. Мас-тюкова). Мозг ребенка раннего возраста обладает зна­чительной пластичностью и высокими компенсатор­ными резервами. Ребенок с ранним церебральным поражением к 4—5 годам теряет большую часть симпто­матики, но может оставаться стойкое нарушение зву-копроизношения и просодики. У детей со стертой ди­зартрией в связи с поражением ЦНС и нарушением ин­нервации мышц речевого аппарата не формируются необходимые кинестезии, вследствие чего спонтанно не совершенствуется произносительная сторона речи.

Существующие методы коррекции стертой дизарт­рии у дошкольников не решают проблемы в полном объеме, и дальнейшая разработка методических аспек­тов устранения дизартрии является актуальной. Изуче­ние дошкольников со стертой дизартрией показало, что наряду с нарушениями функции и тонуса артикуляци­онного аппарата характерным для данной группы детей является отклонение в состоянии общей и мелкой руч­ной моторики, что согласуется с литературными данны­ми последних лет.

Во многих работах подчеркивается, что при стертой дизартрии необходимо развитие мелкой моторики рук. Близость корковых зон иннервации артикуляционного ап­парата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а также

* ПЭП — постнатальная энцефалопатия.

17

нейрофизиологические данные о значении манипулятив-ной деятельности рук для стимуляции речевого развития обуславливают такой подход к коррекционной работе. Для детей со стертой дизартрией характерны:

  1. Фонетические нарушения.

  2. Фонематические нарушения.

  3. Нарушение просодики.

  4. Нарушение лексико-грамматического компонента
    языка.

  5. Расстройство общей моторики.

  6. Расстройство мелкой моторики пальцев рук.

7. Расстройство артикуляционной моторики.
Вопросами коррекции дизартрии занимались многие

специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Се­менова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архи-пова. Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, а также проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.

Логопедическая работа по устранению стертой ди­зартрии может включать в себя пять этапов.

1-й этап — подготовительный.

Целью этого этапа является подготовка артикуляци­онного аппарата к формированию артикуляционных ук­ладов. Он включает в себя шесть направлений:

  1. нормализация мышечного тонуса,

  2. нормализация моторики артикуляционного аппа­
    рата,

  3. нормализация речевого выдоха, выработка плав­
    ного, длительного выдоха,

  4. нормализация голоса,

  5. нормализация просодики,

  6. нормализация мелкой моторики рук.

2-й этап — выработка новых произносительных уме­ний и навыков. Направления:

  1. выработка основных артикуляционных укладов,

  2. определение последовательности работы над зву­
    ками,

18

  1. развитие фонематического слуха,

  2. постановка звука,

  3. автоматизация,

  4. дифференциация (дифференциация на слух; диф­
    ференциация артикуляции изолированных звуков; про­
    износительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3-й этап — выработка коммуникативных умений и навыков.

Направления:

  1. выработка самоконтроля,

  2. тренировка правильных речевых навыков в раз­
    личных речевых ситуациях.

4-й этап — преодоление или предупреждение вто­ричных нарушений.

5-й этап — подготовка к обучению в школе. Направления:

  1. формирование графомоторных навыков,

  2. развитие связной речи,

  3. развитие познавательной деятельности и расши­
    рение кругозора ребенка.

Проблема выявления и коррекции стертой дизарт­рии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные ука­зания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые по симптоматике напоминают дислалию, но имеют более длительную и сложную динамику устранения. Изучение стертой дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дис­циплин.

Впервые вопрос о нетипичных нарушениях произ­ношения, для коррекции которых необходимы длитель­ные занятия, был поставлен во второй половине XIX века Г. Гуцманом, который отметил общие призна­ки таких расстройств, проявлявшихся в «смытости, стертости артикуляции». В 1879 году А. Куссмаулем был детально описан ряд форм расстройств речи, среди ко­торых он изучил особый род нарушений звукопроизно-шения у детей и назвал их «дизартрия». Им были выде­лены различные проявления дизартрии: расстройство

19

артикуляции и расстройство дикции. Первое назвали ди­зартрией, а второе — дисфазией. В дальнейшем различ­ными отечественными и зарубежными авторами было отмечено, • что существует группа детей с нарушениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствует ни дислалии, ни дизартрии.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стер­той дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псев-добульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. По ее мнению, обычно эти дети большинство изолированных звуков могут произ­носить правильно, но в речевом потоке слабо автомати­зируют их и недостаточно дифференцируют. Было от­мечено, что артикуляционные движения у этих детей могут нарушаться своеобразно: при ограничении движе­ний языка и губ наблюдается неточность движений и недостаточность их силы. Вялость и приблизительность движений характерны для одних случаев, а в других — неточность движений объясняется гиперкинезами языка.

Позднее М.П. Давыдовой было предложено не­сколько измененное определение стертой дизартрии: «•нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедви-гательного аппарата, а также слабостью и вялостью ар­тикуляционной мускулатуры, можно отнести к легкой стертой псевдобульбарной дизартрии». Она отмечает, что в практике школьных логопедических пунктов преобла­дает легкая, так называемая стертая дизартрия. Недос­татки произношения носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения — смазан-ность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.

Для диагностики данного нарушения необходимо обращать внимание на наличие неврологической симп­томатики и проводить динамическое наблюдение в про­цессе коррекционной работы: если в ходе амбулаторно­го обследования психоневролог сразу обнаруживает ор­ганическую неврологическую симптоматику, то такие

20

формы правомерно отнести к дизартрии. Часто встреча­ются дети, у которых при однократном обследовании каких-либо симптомов не отмечается.

Иное определение подобного нарушения речи пред­ложено А.Н. Корневым. Он определяет это расстройст­во как избирательные, негрубые, но довольно стойкие на­рушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными нарушениями иннервационной не­достаточности артикуляционных органов. При них нет тотальных полиморфных нарушений звукопроизноше­ния (как при дизартрии у детей с ДЦП), нет выражен­ных нарушений тонуса и сократительной способности артикуляционных мышц. Корнев считает, что эта кате­гория нарушений произносительной стороны речи за­нимает промежуточное положение между дислалией и дизартрией, что терминологическое обозначение данно­го речевого нарушения не отражает клиническую и но­зологической самостоятельности данной группы. Для подобного типа нарушения речи Корневым предложен термин «вербальная диспраксия».

В зарубежной литературе (Монделаерс Б.Ж.) для по­добных нарушений используется понятие «речевая или ар­тикуляционная диспраксия развития» (Developbental apraxia of speech — DAS). Определяют DAS как нарушение конт­роля за речевыми движениями. Монделаерс пользуется таким определением изучаемого речевого нарушения: «Диспраксия это расстройство речи нейрогенного про­исхождения, но в отличие от дизартрии это расстройст­во связано не только с двигательными нарушениями».

В отечественной логопедии термин «артикуляцион­ная диспраксия развития» используется мало, его обыч­но применяют для определения механизмов некоторых форм речевого недоразвития, в том числе и стертой ди­зартрии. Для описания указанных нарушений и их обозначения предлагают различные термины: артикуля-торная диспраксия, центральная органическая или ослож­ненная дислалия, апраксическая дизартрия. И.Б. Карели­ной введена новая терминология, где стертая дизартрия трактуется как минимальные дизартрические рас­стройства — МДР.

21

Среди причин, вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие:

  1. Нарушение иннервации артикуляционного аппа­
    рата, при которой отмечается недостаточность отдель­
    ных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточ­
    ность движений, их быстрая истощаемость вследствие
    поражения тех или иных отделов нервной системы.

  2. Двигательные расстройства: трудность нахожде­
    ния определенного положения губ и языка, необходи­
    мого для произнесения звуков.

  3. Оральная апраксия.

  4. Минимальная мозговая дисфункция.

Легкие формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших лег­кую асфиксию или родовую травму, а также имеющих в анамнезе другие нерезко выраженные неблагоприят­ные воздействия в период внутриутробного развития или родов. В этих случаях легкие, «стертые» формы ди­зартрии сочетаются с другими признаками минималь­ной мозговой дисфункции, т.е. рассматриваются как один из симптомов ММД.

Впервые попытка классификации форм стертой ди­зартрии была сделана Е.Н. Винарской и А.М. Пулато-вым на основе классификации дизартрии, предложен­ной О.А. Токаревой. Авторами выделена легкая псевдо-бульбарная дизартрия и отмечено, что пирамидные спастические параличи у большинства детей сочетаются с разнообразными гиперкинезами, обостряющимися в процессе речи. На слух такая речь звучит невнятно, мо­нотонно и невыразительно, нередко она характеризует­ся повышенной громкостью, замедленностью и напря­женностью. В данной классификации на первый план выступает лишь степень нарушения, но не учитываются механизмы и нозология.

В исследованиях Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернополь-ской впервые отмечено, что недостатки звуковой сторо­ны речи у детей со «стертой дизартрией» проявляются не только на фоне неврологической симптоматики, но и на фоне нарушения двигательной стороны процесса звукопроизношения. Определена типология расстройств

22

в зависимости не только от неврологической симптома­тики, двигательных нарушений, но и фонематического и общего развития при различных формах дизартрии легкой степени. В зависимости от проявлений наруше­ний двигательной стороны процесса произношения и с учетом локализации паретических явлений органов ар­тикуляционного аппарата авторы выявили четыре груп­пы детей и выделили следующие виды стертой дизартрии:

  • нарушения звукопроизношения, вызванные изби­
    рательной неполноценностью некоторых моторных
    функций речедвигательного аппарата (I группа);

  • слабость, вялость артикуляционной мускулатуры
    (II группа).

Эти две группы относятся к стертой форме псевдо-бульбарной дизартрии.

  • клинические особенности нарушений звукопроиз­
    ношения, связанные с затруднением в выполнении про­
    извольных двигательных актов (III группа), авторы от­
    носят к корковой дизартрии;

  • дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у де­
    тей с различными формами моторной недостаточности
    (IV группа), отнесены к смешанным формам дизартрии.

Попытка классифицировать стертую дизартрию с позиции нейролингвистического и нейропсихологиче-ского подходов была сделана Корневым. В качестве те­оретической основы данной классификации была ис­пользована теория Н.А. Бернштейна об уровневой орга­низации движений и их развитии в онтогенезе.

Бернштейн разработал теорию организации движе­ний, включающую субкортикальные и кортикальные уровни, и отнес речь к высшему уровню организации движений — кортикальному речедвигательному уровню. Им было показано, что, поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, по участию в двигательном акте речи, то и степень уп­равления этими движениями различна. Бернштейн оп­ределил следующие этапы выполнения произвольного движения. 1. На начальном первом этапе осуществляет­ся восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включенным в данную ситуацию. 2. На втором этапе

23

намечается двигательная задача или образ того, что дол­жно быть. Уяснение будущего движения служит осно­ванием для оформления задачи и программирования ее решения в моторном плане. 3. На третьем этапе проис­ходит программирование решения определившейся за­дачи. 4. На четвертом этапе осуществляется фактиче­ское выполнение движения: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управ­ляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений, т.к. именно она явля­ется центральным звеном движения. Нарушение одного из компонентов координации ведет к нарушению дви­жения, например, несоразмерность движения вызывает дизметрию, нарушение плавности движения — атаксию.

Координация движений развивается постепенно на основе опыта и упражнений, поскольку это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного по­тока и кончающийся адекватным центральным ответом.

Корнев, таким образом, выделяет:

— дисфонетическую диспраксию, обусловленную
дисфункцией I уровня организации праксиса;

  • дисфонологическую диспраксию, обусловленную
    неполноценностью созревания II уровня;

  • вербальную диспраксию, обусловленную неполно­
    ценностью высшего, III уровня организации праксиса
    речи.

В предлагаемом учебном пособии эти вопросы рас­сматриваются более углубленно с позиции современных представлений и научных достижений в этой области логопедии.

Выводы

  1. Стертая дизартрия — одно из самых распростра­
    ненных речевых нарушений, встречающихся в логопе­
    дической практике.

  2. Вопросы диагностики и содержания коррекцион-
    ной работы с детьми со стертой дизартрией остаются
    недостаточно разработанными как в теоретическом, так
    и в практическом плане.

24

  1. Сложная структура речевого нарушения при стер­
    той дизартрии требует комплексного подхода в органи­
    зации и проведении коррекционных мероприятий.

  2. Изучение стертой дизартрии является предметом
    исследования медицинских, педагогических и лингвис­
    тических дисциплин. Вместе с тем вопрос терминоло­
    гии данного нарушения в разных направлениях иссле­
    дований трактуется по-разному.

  3. Таким образом, в специальной литературе выбор
    термина, определяющего стертую дизартрию, остается
    дискуссионным.

Учебные вопросы и задания

  1. Кто из авторов предложил термин «стертая ди­
    зартрия»?

  2. Какие причины могут привести к стертой дизарт­
    рии?

  3. Какие параметры рассматривают при дифферен­
    циальной диагностике стертой дизартрии и дислалии?

  4. Какие патологические симптомы выявляются при
    обследовании артикуляционного аппарата?

  5. Что входит в структуру речевого нарушения при
    стертой дизартрии?

  6. Как можно охарактеризовать общее речевое раз­
    витие детей со стертой дизартрией?

  7. Как соотносятся группы детей со стертой дизарт­
    рией с уровнями речевого развития по психолого-педа­
    гогической классификации Р.Е. Левиной?

  8. Из каких направлений состоит комплексный ме­
    тод устранения стертой дизартрии?

9. Какие существуют термины для обозначения
стертой дизартрии?

10. Какие классификации стертой дизартрии су­
ществуют в настоящее время?

11. Законспектировать статью Лопатиной Л.В. «Прие­
мы обследования дошкольников со стертой формой ди­
зартрии и дифференциация их обучения», ж. «Дефекто­
логия», 1986 г., № 2, с. 54-70.

ГЛАВА II

^ Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией в специальной литературе

Дизартрия — это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недо­статочностью иннервации мышц речевого аппарата: ды­хательного, голосового, артикуляционного. При дизарт­рии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной систе­мы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нару­шение всей произносительной стороны речи и внерече-вых процессов: общей и мелкой моторики, пространст­венных представлений и др. Структура дефекта в специальной литературе достаточно изучена.

Широко представлены в медицинской литературе и вопросы лечения данного контингента детей. Самые тя­желые степени дизартрии встречаются у детей с ДЦП. Менее выраженные степени дизартрии наблюдаются у детей с ЗПР, умственно отсталых. Легкие степени ди­зартрии (МДР — минимальные дизартрические рас­стройства) встречаются очень часто у детей с ОНР (50— 80%); у детей с ФФН (30-40%); у некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в ре­зультате тщательного обследования выявляется стертая дизартрия (10%).

В школьном возрасте стертая дизартрия проявляет себя не только в устной (невнятная, нечеткая), но и в письменной речи. Характерными дисграфическими ошибками на письме являются пропуски и замена глас­ных букв, пропуски согласных букв при стечении в сло­ве нескольких согласных, недописывание окончаний. Эти ошибки обусловлены недостаточно четкой артику­ляцией гласных, которые и в устной речи произносятся редуцированно.

Помимо этих ошибок, встречаются и графические ошибки, в основе которых лежит неполно­ценность оптико-пространственных представлений.

26

Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР — минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике — одно из самых распростра­ненных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи. Г. Гуцман впервые выделяет среди детей с полиморфным нарушением зву-копроизношения категорию детей, у которых выявляет­ся стертость артикуляции и у которых процесс коррек­ции звукопроизношения крайне затруднен. В дальней­шем Правдина-Винарская и Эйдинова анализируют случаи нарушения моторики. Аббревиатура «МДР» вве­дена Г.В. Чиркиной и И.Б. Карелиной для обозначения малой (стертой) степени дизартрии. Легкую «стертую» дизартрию выделяют Правдина и Мелехова при обсле­довании детей со сложной дислалией. Ими выделены функциональная, механическая дислалия, а также орга­ническая церебральная дислалия, которые в дальней­шем стали относить к легкой дизартрии и стали назы­ваться стертой дизартрией. Авторы отмечают, что при органических церебральных нарушениях звукопроизно­шения (стертой дизартрии) наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого ап­парата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие пораже­ния тех или иных отделов нервной системы. Изучая анамнез детей со стертой дизартрией, Мастюкова, Ло­патина, Архипова, Карелина и др. выявляют следующие факторы: неблагоприятное течение беременности; ас­фиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП — перинатальной энцефалопатии.

В младенческий период с 0 до 1 года патологическая доречевая симптоматика не выявляется в психомотор­ном развитии, т.к. до настоящего времени не введено в практику скрининговое обследование психомоторных функций детей. И, как следствие, не проводится психо­лого-педагогическое и коррекционно-логопедическое сопровождение детей младенческого возраста с ПЭП.

27

Вышло учебное пособие по логопедической работе с детьми раннего возраста, где предлагаются скринин-говые методики обследования младенцев.* Изучение анамнестических данных детей раннего возраста свиде­тельствует о задержке локомоторных функций (мотор­ной неловкости при ходьбе, повышенной истощаемости при выполнении отдельных движений, неумение пры­гать, переступать по ступенькам лестницы, схватывать и удерживать мяч).

Отмечается позднее появление пальцевого захвата мелких предметов, длительное сохранение тенденции захватывать мелкие предметы всей кистью. В анамнезе отмечаются трудности при овладении навыками само­обслуживания, нелюбовь к рисованию; многие дети в течение длительного времени не умеют держать пра­вильно карандаш. В дальнейшем у них сохраняются стойкие трудности при формировании графомоторных навыков. Интересные данные представлены в исследо­вании Лопатиной, посвященном изучению психомото­рики детей с МДР (минимальные дизартрические рас­стройства). При исследовании психомоторики детей со стертой дизартрией использовались тесты, предложен­ные Н.И. Озерецким, Е.Я. Бондаревским, М.В. Сереб-ровской.

  1. Тест на статическую координацию движений по­
    казывает, что нарушение статики проявляются в значи­
    тельной трудности (а иногда и невозможности) сохра­
    нения равновесия, в треморе конечностей. При удержа­
    нии позы дети часто покачиваются, пытаясь удержать
    равновесие, опускают приподнятую ногу, касаясь ею
    пола, поднимались на носки. Лучше удерживают равно­
    весие, стоя на правой ноге. Испытывая трудности со­
    хранения равновесия (преимущественно стоя на левой
    ноге), пытаются удерживаться руками за спинку рядом
    стоящего стула.

  2. Тест на динамическую координацию движений.
    Выполнение динамического теста показывает, что более

* Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возрас­та. - М., 2006.

28

чем в трети случаев дети осуществляют бросок мяча в цель не «с развернутого плеча», без замаха, а снизу. При этом в момент броска одной рукой другая напряжена и приведена к телу. Количество попаданий мячом в цель значительно больше при выполнении движений правой рукой. В большинстве случаев успешное выполнение теста для правой руки осуществляется с первой попыт­ки, в то время как для левой — со второй и третьей.

Большинство детей со стертой дизартрией способны с места, без разбега перепрыгнуть через натянутую ве­ревку. В то же время задание не всегда выполняется с первой попытки. Когда тест выполняется со второй или третьей попытки, отмечается задевание веревки при прыжке ногами, приземление на пятки. В единичных случаях были зафиксированы падение или касание ру­ками пола после прыжка и не перепрыгивание, а пере­шагивание через веревку.

Выполнение тестовых заданий на исследование ди­намической координации движений характеризуется недостаточно согласованной деятельностью различных мышечных групп «толчкообразностью», неловкостью выполняемых движений.

  1. Тест на исследование скорости движений. Выпол­
    нение задания на исследование скорости движения по­
    казывает, что больше половины детей затрудняются
    сесть на пол и встать без помощи рук. В основном за­
    дание выполняется в замедленном темпе. Дети способ­
    ны сесть на пол без помощи рук, но не могут без этой
    помощи подняться. Они опираются либо на одну, либо
    на обе руки. Менее чем в половине случаев детям до­
    ступно быстрое и правильное выполнение этого задания
    с первой попытки без помощи рук. Невозможность вы­
    полнения этого теста отмечалась в единичных случаях.
    Характер выполнения детьми задания подтверждает не­
    достаточную сформированность динамической коорди­
    нации движений и двигательной маневренности, обна­
    руженную при выполнении других тестов.

  2. Тесты на двигательную память. Тест на двигатель­
    ную память, в котором движения экспериментатора
    программируют последовательность их выполнения и

29

одновременно оказывают сбивающее воздействие, вы­зывает значительные трудности у большинства детей. При воспроизведении движений наблюдается замедле­ние их темпа или, наоборот, ускорение. Сбои в двига­тельной программе начинались уже с третьего или даже со второго движения, при этом отмечаются трудности перехода от одного двигательного элемента к другому. Безошибочное выполнение этого теста с первой попыт­ки зафиксировано лишь в единичных случаях.

  1. Тест на одновременность движений. Наибольшую
    трудность для выполнения вызывает тест на одновре­
    менность движений. Одновременное выполнение дви­
    жений для обеих конечностей наблюдается у незначи­
    тельного количества детей. Чаще отмечаются либо
    выраженные трудности выполнения этих движений
    (преимущественно для левой руки), либо разновремен­
    ное их выполнение. За время, отведенное на выпол­
    нение задания, большинство детей более трех раз изме­
    няют темп наматывания нити, при этом темп выполне­
    ния этого движения не соответствует темпу ходьбы.

  2. Тест на выявление синкинезий (т.е. содружествен­
    ных, лишних движений). Тест на отчетливость движе­
    ния выполняется более успешно. Подавляющее количе­
    ство детей выполняют его в достаточном темпе (для
    обеих конечностей) без возникновения синкинезий.
    В то же время зафиксированы случаи выполнения дви­
    жений в замедленном темпе, с нарушением амплитуды
    (преимущественно для левой руки), с напряжением
    пальцев при удержании карандаша, с многочисленными
    синкинезиями: движениями губ, высовыванием языка,
    наклонами головы вперед и др.

Эти тесты направлены на выявление зрелости уров­не вой организации движений по Н.А. Бернштейну. Исследования Лопатиной подтверждают, что у детей со стертой дизартрией почти по всем уровням (по Бернш­тейну) отмечаются отклонения от нормативов в психо­моторике. Выявляются нарушения функции статическо­го равновесия (уровень А), динамической координации (уровня В), нарушения темпа и ловкости движений (уровень В и С); снижение двигательной памяти (уро-

30

вень Д). Эти исследования не только раскрывают меха­низм нарушения и структуру дефекта при стертой ди­зартрии, но и определяют новые направления в психо­лого-педагогическом, медицинском и логопедическом аспектах воздействия, направленные на коррекцию пси­хомоторики детей.

Исследование неврологического статуса детей со стертой дизартрией выявляет определенные отклонения в нервной системе, проявляющиеся в форме неярко выраженного преимущественно одностороннего, геми-синдрома. Паретические симптомы наблюдаются в ар­тикуляционной и общей мускулатуре, что связано с на­рушением иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов. (Г.В. Гуровец, С.И. Маевская)

В случаях нарушения функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза, ограничивается подвижность в средней части языка. При подъеме кончика языка и средней части языка за-зубно средняя часть его быстро опускается на сторону пареза, обуславливая возникновения боковой струи воз­духа. У части детей преобладают нарушения функции языкоглоточного нерва. В этих случаях ведущими в симптоматике нарушений являются расстройства фона­ции, появление назализации, искажение или отсутствие заднеязычных звуков. Часто выявляется нарушение мы­шечного тонуса. Существенно при дизартрии страдает голос. Он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым. Таким образом, нераз­борчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и наруше­нием окраски речи, ее мелодико-интонационной сторо­ны, т.е. нарушением просодики. При дизартрии харак­терна невыразительность речи, монотонность интона­ции, назальный оттенок произношения. Вместе с тем стертая дизартрия может осложняться фонетико-фоне-матическим недоразвитием, общим недоразвитием ре­чи, заиканием и другими речевыми расстройствами.

Исследования Лопатиной и др. выявили у детей со стертой дизартрией нарушения линнервации мимиче­ской мускулатуры: наличие сглаженности носогубных

31

складок, асимметричность губ, трудности подъема бро­вей, зажмуривания глаз. Наряду с этим характерными симптомами для детей со стертой дизартрией являются: трудности переключения с одного на другое движение, сниженный объем движений губ и языка; движения губ выполняются не в полном объеме, носят приблизитель­ный характер, наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточ­ность движений, трудности распластывании языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у части детей — замедление темпа движений при повторном выполнении задания.

У многих детей отмечается: быстрое утомление, по­вышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы ли­ца и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выяв­ляется отклонение языка (девиация).

Особенности мимической мускулатуры и артикуля­ционной моторики у детей со стертой дизартрией сви­детельствуют о неврологической микросимптоматике и связаны с парезами подъязычных и лицевых нервов. Эти нарушения чаще всего не выявляются первично неврологом и могут быть установлены только в процес­се тщательного логопедического обследования и дина­мического наблюдения в ходе коррекционно-логопеди-ческой работы. При более углубленном неврологиче­ском исследовании выявляется мозаичность симптомов лицевого, языкоглоточного и подъязычного нервов, оп­ределяющая особенности и разнообразие фонетических нарушений у детей. Так, в случаях преобладающего по­ражения лицевого и подъязычного нервов наблюдаются расстройства артикуляции звуков, обусловленные не­полноценной деятельностью губных мышц и мышц языка. Таким образом, характер речевых расстройств зависит от состояния нервно-мышечного аппарата ор­ганов артикуляции.

Фонетические и просодические нарушения при стертой дизартрии обусловлены паретичностью или спастичностью отдельных групп мышц артикуляцион­ного, голосового и дыхательного отдела речевого аппа-

32

рата. Вариативность и мозаичность этих нарушений обусловливает разнообразие фонетических и просодиче­ских нарушений:

— межзубное произношение переднеязычных в соче­
тании с горловым [р];

  • боковое произношение свистящих, шипящих и
    аффрикат;

  • дефект смягчения: объясняется спастичностью
    кончика языка и тенденцией его к более передней ар­
    тикуляции;

  • свистящие сигматизмы: формируются, когда ши­
    пящие из-за паретичности кончика языка образуются в
    нижней позиции языка;

— шипящие сигматизмы: могут быть объяснены
спастичностью языка, когда язык утолщен и напряжен;

— дефекты озвончения: их нужно рассматривать как
частичное нарушение голоса, фонационные расстройст­
ва и другие фонетические нарушения.

Все перечисленные нарушения звукопроизношения сочетаются с разнообразными фонационными, просо­дическими и дыхательными нарушениями.

У рассматриваемой категории детей отмечается не­грубая неврологическая симптоматика в виде стертых парезов, гиперкинезов, нарушений мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры. При функциональной дислалии отклонений со стороны центральной нервной системы не отмечается. Наруше­ния вегетативной нервной системы в большей степени отмечаются при дизартрии, а в меньшей — при дисла­лии. Нарушение нервно-психических функций (внима­ния, памяти, мышления), задержка темпа психического развития наиболее типична для стертой дизартрии.

В настоящее время проблема стертой дизартрии дет­ского возраста интенсивно разрабатывается в клиниче­ском, нейролингвистическом, психолого-педагогиче­ском и коррекционно-логопедическом аспектах. Чтобы отграничить стертую дизартрию от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое иссле­дование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных. Сравнивая симпто-

2 Архипова 33

матику речевых и неречевых признаков у детей с дис-лалией и дизартрией, можно определить диагностиче­ские значимые отличия.

Так, у детей со стертой дизартрией кроме наруше­ния звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выражен­ные просодические нарушения. Вместе с тем в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие диффе­ренцированные движения рук. Выявленные моторная неловкость, недостаточная координированность движе­ний служат причиной отставания формирования навы­ков самообслуживания, а несформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук является причиной трудностей при формировании графомотор-ных навыков.

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что на­рушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического станов­ления в дошкольном возрасте, а позднее может привес­ти к школьной дезадаптации. Данные нарушения оказы­вают отрицательное влияние на формирование и разви­тие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Установ­лена взаимосвязь между самим нарушением произноси­тельной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений, формированием лексики, связной речи.

В работе О.Ю. Федосовой проводится сопоставле­ние дислалии и стертой дизартрии. При сложной функ­циональной дислалии:

  • страдает артикуляция только согласных звуков;

  • четкое нарушение артикуляции определенных зву­
    ков в различных условиях их реализации;

  • закрепление сформированных звуков не вызывает
    затруднений;

  • не отмечается нарушений темпо-ритмической ор­
    ганизации речи;

34

  • изменения дыхания не типичны;

  • фонационные расстройства не отмечаются;

# дискоординация дыхания, голосообразования и
артикуляции отсутствует.

При легкой степени псевдобульбарной дизартрии:

  • возможно смазанное неясное произношение глас­
    ных звуков с легким носовым оттенком;

  • изолированно звуки могут быть сохранены, а в ре­
    чевом потоке произносятся искаженно, неясно;

  • процесс автоматизации затруднен: поставленный
    звук может не использоваться в речи;

# характерен ускоренный или замедленный темп
речи;

  • дыхание поверхностное, отмечается речь на вдохе,
    укорочен фонационный выдох;

  • страдает координация указанных процессов.

Чтобы понять и объяснить природу и механизм на­рушения при стертой дизартрии необходимо обратиться к положениям учения о механизмах речи А.Р. Лурии, П. К. Анохина и др.

Механизмы речи связаны с целостной, иерархиче­ской организацией деятельности мозга, включающей несколько звеньев, каждое из которых вносит свой спе­цифический вклад в характер речевой деятельности.

Первым звеном речевой функциональной системы являются воспринимающие исходную информацию ре­цепторы слуха, зрения, чувствительности. К системам начального рецептивного звена относятся и кинестети­ческие ощущения, которые сигнализируют о положе­нии органов артикуляции и всего тела. При недостаточ­ности речевых кинестезии нарушается развитие речи.

Второе звено — это сложные корковые системы, осуществляющие переработку, хранение поступающей информации, выработку программы ответного действия и перевод исходной семантической мысли в схему раз­вернутого речевого высказывания.

Третье звено речевой функциональной системы ре­ализует передачу речевых сообщений. Это звено имеет сложную сенсомоторную организацию. При поражении третьего звена речевой функциональной системы нару-

35

шается иннервация речевой мускулатуры, т.е. расстра­ивается непосредственно двигательный механизм речи. Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольская выделяют че­тыре группы детей со стертой дизартрией.

1 группа

Это дети с недостаточностью некоторых моторных функций артикуляторного аппарата: избирательной сла­бостью, паретичностью некоторых мышц языка. Асим­метричная иннервация языка, слабость движений одной половины языка обусловливают такие нарушения зву-копроизношения, как боковое произношение мягких свистящих звуков [сь] и [зь], аффрикаты [ц], мягких пе­реднеязычных [ть] и [дь], заднеязычных [г], [к], [х], бо­ковое произношение гласных [э], [и], [ы].

Асимметрическая иннервация передних краев языка вызывает боковое произношение всей группы свистя­щих, шипящих, звуков [р], [д], [т], [н]; в других случаях это приводит к межзубному и боковому произношению этих же звуков. Причинами этих нарушений, по мне­нию Соботович, являются односторонние парезы подъ­язычного (XII) и лицевого (VII) нервов, которые носят стертый невыраженный характер. У небольшой части детей этой группы наблюдается фонематическое недо­развитие, связанное с искаженным произношением зву­ков, в частности, недоразвитием навыков фонема­тического анализа и фонематических представлений. В большинстве случаев у детей отмечается соответст­вующий возрасту уровень развития лексико-граммати-ческого строя речи.

2 группа

У детей этой группы не выявлено патологических особенностей общих и артикуляционных движений. Во время речи отмечается вялость артикуляции, нечеткость дикции, общая смазанность речи. Основную трудность для этой группы детей представляет произнесение зву­ков, требующих мышечного напряжения (сонорные, аффрикаты, согласные, особенно взрывные). Так, звуки [р], [л] дети часто пропускают, заменяют щелевыми, ли­бо искажают (губно-губной ламбдацизм, при котором смычка заменяется губно-губной фрикацией); одно-

36

ударный ротацизм в результате трудностей вибрации кончика языка. Отмечается расщепление аффрикат, ко­торые чаще всего заменяются щелевыми звуками. На­рушение артикуляторной моторики в основном отме­чается в динамических речедвигательных процессах. Обшее речевое развитие детей часто соответствует воз­расту. Неврологическая симптоматика проявляется в сглаженности носогубной складки, наличии патологи­ческих рефлексов (хоботковый рефлекс), девиации язы­ка, асимметрии движений и повышенном тонусе мышц. По мнению Соботович и Чернопольской, у детей 1 и 2 групп имеет место стертая псевдобульбарная ди­зартрия.

3 группа

У детей отмечается наличие всех необходимых арти-куляторных движений губ и языка, однако наблюдаются трудности в нахождении позиций губ и особенно языка по инструкции, по подражанию, на основе пассивных смещений, т.е. при выполнении произвольных движе­ний и в овладении тонкими дифференцированными движениями. Особенностью произношения у детей этой группы является замена звуков не только по месту, но и по способу образования, которая носит непостоянный характер. В этой группе у детей отмечается фонемати­ческое недоразвитие различной степени выраженности. Уровень развития лексико-грамматического строя речи колеблется от нормы до выраженного ОНР. Неврологи­ческая симптоматика проявляется в повышении сухо­жильных рефлексов с одной стороны, повышенном или пониженном тонусе с одной или двух сторон. Характер нарушений артикуляторных движений рассматривается авторами как проявления артикуляторной диспраксии. У детей данной группы, по мнению авторов, имеет мес­то стертая корковая дизартрия.

4 группа

Эту группу составляют дети с выраженной общей моторной недостаточностью, проявления которой раз­нообразны. У детей обнаруживаются малоподвижность, скованность, замедленность движений, ограниченный объем движений. В других случаях имеют место прояв-

37

ления гиперактивности, беспокойства, большое количе­ство лишних движений. Эти особенности проявляются и в движениях артикуляторных органов: вялость, ско­ванность движений, гиперкинезы, большое количество синкинезий при выполнении движений нижней челю­стью, в лицевой мускулатуре, невозможность удержания заданного положения. Нарушения звукопроизношения проявляются в замене, пропусках, искажении звуков. При неврологическом обследовании у детей данной группы выявлены симптомы органического поражения центральной нервной системы (девиация языка, сгла­женность носогубных складок, снижение глоточного рефлекса и т.д.). Уровень развития фонематического анализа, фонематических представлений, а также лек-сико-грамматического строя речи варьируется от нормы до существенного ОНР. Данная форма нарушений оп­ределяется как стертая смешанная дизартрия.

В исследованиях Лопатиной (1986) представлены три группы детей со стертой дизартрией.

Критериями дифференциации групп служат качест­ва произносительной стороны речи: состояние звукоп-роизносительной, просодической стороны речи, а также уровень сформированности языковых средств: лексики, грамматического строя, фонематического слуха. Оцени­ваются общая и артикуляционная моторика. Общим для всех групп детей является стойкое нарушение звукопро­изношения: искажение, замена, смешение, трудности автоматизации поставленных звуков. Для всех детей этих групп характерно нарушение просодики: слабость голоса и речевого выдоха, бедность интонаций, моно­тонность речи: некоторые нарушения со стороны общей и мелкой моторики.

^ Первая группа. Нарушения звукопроизношения вы­ражаются во множественных искажениях и отсутствии звуков.

Фонематический слух полностью сформирован: дети правильно выполняют задания на слуховую и произно­сительную дифференциацию звуков. Слоговая структу­ра слов разной сложности не нарушается. Качество и объем активного и пассивного словаря соответствуют

38

возрастной норме, дети успешно овладевают навыками словоизменения и словообразования. Связная моноло­гическая речь детей первой группы формируется в со­ответствии с возрастными нормативами. В речи детей этой группы отсутствуют структурные или морфемные аграмматизмы.

Если рассматривать первую группу детей со стертой дизартрией в рамках психолого-педагогической класси­фикации (Р.Е. Левиной), то можно отнести их к группе с фонетическим недоразвитием (ФН).

^ Вторая группа. Экспрессивная речь оценивается удовлетворительно. Нарушение звукопроизношения но­сит характер множественных замен, искажений. В боль­шей или меньшей степени нарушен фонематический слух.*

У детей недостаточно сформирована слуховая и про­износительная дифференциация звуков. При обучении их звуковому анализу возникают трудности. При восп­роизведении слоговой структуры сложных слов возни­кают перестановки и другие ошибки. Активный и пас­сивный словарь отстает от возрастной нормы. Отмеча­ются ошибки при грамматическом оформлении речи (морфемные аграмматизмы).

Особые сложности возникают при согласовании имен существительных среднего рода с числительными, употреблении предлогов при словообразовании. Связ­ная монологическая речь характеризуется употреблени­ем двухсловных, нераспространенных предложений.

По психолого-педагогической классификации Р.Е. Ле­виной, эти дети со стертой дизартрией относятся к группе с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФОН).

^ Третья группа. Экспрессивная речь детей этой груп­пы со стертой дизартрией сформирована неудовлетво­рительно. Отмечаются импрессивные аграмматизмы, т.е. трудности понимания сложных логико-грамматиче­ских конструкций предложений. Нарушение звукопро-

* Фонематический слух — способность выделять и различать фо­немы родного языка на уровне слова. Способность формируется в норме с 6-месячного возраста до 1 года 7 месяцев.

39

изношения носит полиморфный характер, т.е. страдают звуки разных фонетических групп. Отмечаются множе­ственные замены, искажение, отсутствие звуков. Выра­женное нарушение фонематического слуха: недостаточ­но сформированы слуховая и произносительная диффе­ренциация звуков, что не позволяет овладеть звуковым анализом. Более выражено нарушение слоговой струк­туры слов. Активный и пассивный словарь значительно отстает от возрастных нормативов, а лексико-грамматиче-ские ошибки носят множественный и стойкий характер.

Эта группа детей со стертой дизартрией не овладе­вает связной речью. По классификации Р.Е. Левиной, эта группа детей соотносится с общим недоразвитием речи (ОНР).

Выделение трех групп детей со стертой дизартрией в исследованиях Лопатиной позволяет соотнести их по уровню сформированности языковых средств с тремя группами, выделенными Р.Е. Левиной:

ФН — фонетическое недоразвитие

ФФН — фонетико-фонематическое недоразвитие

ОНР — общее недоразвитие речи.

Исследования В.А. Киселевой посвящены анализу причин школьной неуспеваемости детей. Изучая детей с дисграфией и дислексией, автор у большинства из них выявил негрубые нарушения звукопроизношения и фо­нетического слуха. Обследование совместно с невроло­гом и нейропсихологом подтвердило у них наличие стертой дизартрии. Стертая дизартрия как первоначаль­ный дефект приводит к недостаточности фонематиче­ского восприятия, анализа, синтеза, что вызывает спе­цифические ошибки на письме и в чтении.

Как указывает Левина, нарушение речевых кинесте­зии при морфологических и двигательных поражениях органов речи оказывает влияние на слуховое восприя­тие всей звуковой системы данного языка. Это приво­дит к тому, что у детей со стертой дизартрией имеется недоразвитие фонематического восприятия. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контро-

40

ля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизно-шения, так как неразличение неправильного произноше­ния и произношения окружающих затормаживает про­цесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта.

Киселева ставит вопрос о диагностике и коррекции стертой дизартрии в дошкольном возрасте с целью про­филактики нарушений письменной речи детей и пред­упреждения школьной неуспеваемости.

Выводы

  1. Стертая дизартрия — сложное речевое расстрой­
    ство, характеризующееся вариативностью нарушений
    компонентов речевой деятельности: артикуляции, дик­
    ции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонацион-
    ной стороны речи.

  2. Для стертой дизартрии характерно наличие симп­
    томов микроорганического поражения центральной
    нервной системы: недостаточная иннервация органов
    речи — головного, артикуляционного и дыхательного
    отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляцион­
    ной и мимической мускулатуры.

  3. При стертой дизартрии, как правило, отмечаются
    разнообразные стойкие нарушения фонетической и
    просодической сторон речи, являющиеся ведущими в
    структуре речевого дефекта, и специфические отклоне­
    ния в развитии лексико-грамматического строя речи.

4. При стертой дизартрии состояние неречевых
функций, психических процессов (внимания, восприя­
тия, памяти и мышления) имеет ряд отличительных черт.

  1. Среди двигательных функций движения пальцев
    рук имеют особое значение, так как они оказывают ог­
    ромное влияние на развитие высшей нервной деятель­
    ности ребенка. Функция движения руки всегда тесно
    связана с функцией речи, и развитие моторики будет
    способствовать развитию произносительной стороны
    речи.

  2. Около трети всей площади двигательной проек­
    ции коры головного мозга занимает проекция кисти ру-

41

ки, которая расположена рядом с проекцией моторной! зоны; движения пальцев рук действительно стимулиру-1 ют созревание центральной нервной системы, что, в ча-1 стности, проявляется в ускорении развития речи ре-" бенка.

  1. У детей со стертой дизартрией выявляется как на­
    рушение общей моторики, так и недостаточность тон­
    ких дифференцированных движений кистей и пальцев
    рук.

  2. Сложность структуры дефекта при дизартрии оп­
    ределяет направления и содержание комплексного кор-
    рекционного воздействия, включающего медицинский,
    психолого-педагогический и логопедический аспекты.

^ Учебные вопросы и задания

  1. Чем отличается определение стертой дизартрии от
    определения дислалии?

  2. Какие тесты по изучению психомоторики у детей
    со стертой дизартрией были предложены Л.В. Лопати-
    ной?

  3. Какие признаки ММД у детей со стертой дизарт­
    рией описывала Е.М. Мастюкова?

  4. Функция каких черепно-мозговых нервов страдает
    при стертой дизартрии?

  5. Какие патологические симптомы в артикуляцион­
    ном аппарате описывает Л.В. Лопатина?

  6. Какая неврологическая симптоматика выявляется
    у данного контингента детей?

  7. От какого речевого нарушения нужно дифферен­
    цировать стертые дизартрии?

  8. Что такое просодика?

  9. Какую классификацию предложили Е.Ф. Собото-
    вич и А.Ф. Чернопольская?




  1. Охарактеризуйте четыре группы детей со стертой
    дизартрией (по классификации Е.Ф. Соботович).

  2. Дайте характеристику трех групп по классифика­
    ции Л.В. Лопатиной.

  3. В чем различие двух классификаций стертой ди­
    зартрии (Е.Ф. Соботович и Л.В. Лопатиной).

42


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Скачать файл (19804.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации