Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Семинарское занятие. Процесс обучения как целостность системы - файл 1.doc


Семинарское занятие. Процесс обучения как целостность системы
скачать (146.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc147kb.18.12.2011 19:56скачать

содержание

1.doc

Процесс обучения как целостность системы
Задание:
а) что важнее; знать или уметь знать?

б) что легче: научить или воспитать ?

2) Составьте график схему процесса обучения и его основные компоненты.

3) Попробуйте подобрать афоризмы или пословицы , которые характеризуют принцип обучения.
Что важнее; знать или уметь знать?
В процессе обучения студентов нередко стоит вопрос о качестве образования. А так же о понятии усвоения студентами материала. С точки зрения рассмотрения студента как социальной личности, которая нуждается в получении профессионального образования, а так же навыков по определенной специальности остро стоит вопрос о том, что важнее знать или уметь?

Каждый студент в технического вуза должен обладать набором навыков и умений по специальности. Отличительной чертой технического образования от гуманитарного, является выработанное логическое мышление, которое позволяет использовать полученные знания с максимальной пользой в любых нештатных ситуациях.

От инженера требуется способность оперативной обработки информации и принятия решения в короткие сроки, а так же умение адаптироваться сообразно ситуации, и применять альтернативные, не стандартные подходы для решения данных вопросов.

Исходя из этого можно сделать вывод, что студенту технического вуза, не достаточно просто знать учебный материал, ему необходимо уметь его знать. То есть необходимо развивать умение работать с информацией и самостоятельно извлекать знания из большого массива, выделяя главные аспекты и структурируя задачи. Важен сам подход студента к извлечению знаний, и умению применять их в дальнейшей работе на практике.
^ Что легче: научить или воспитать ?
При обучении студентов, происходит двусторонний обмен опытом между преподавателем и студентом. С одной стороны перед преподавателем стоит цель научить студентов и подготовить их к профессиональной деятельности, и сделать из студентов высококвалифицированных специалистов, с другой стороны у преподавателя стоит задача воспитания студентов.

При поступлении в вуз, студенты находятся на стадии юности, когда происходит переломный момент в формировании личности человека. Меняются социальные роли, меняется психологическое состояние, задачи и требования к обучению, меняется объем и форма подачи материала, что в свою очередь ведет к психическим и эмоциональным перегрузкам студента. В этот период, 1-2 курса происходит социальная адаптация студентов, к новым условиям существования.

Решаются межличностные отношения внутри студенческой группы, в следствии чего могут возникнуть конфликты, которые отрицательно влияют на качество образования студента. Поэтому роль преподавателя, не ограничивается передачей знаний в профессиональной сфере, а накладывает на себя роль советчика и воспитателя в социальном плане. Для того, чтобы получить максимальный результат и максимальную отдачу от обучения преподавателю необходимо сочетать в себе роль педагога и роль воспитателя.

^ Составьте график схему процесса обучения и его основные компоненты
Самое крупное разделение единого процесса обучения состоит в выделении в его структуре двух взаимосвязанных элементов: учения и преподавания.

Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.

Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельности также направлена на содержание образования.

Процесс обучения - это не просто механическое слияние преподавания и учения, а качественно новое, целостное явление.

Ю.К.Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:

1) целевой;

2) стимулирующе-мотивационный;

3) содержательный;

4) операционно-действенный;

5) контрольно-регулировочный;

6) оценочно-результатовный.

Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов.

Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета). Цели и задачи процесса обучения определяются социальным заказом, уточняются на основе требований государственных образовательных стандартов, программ, уровня подготовленности обучаемых и материально-технической базы учебного заведения.

Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов.

Содержательный компонент процесса обучения - это содержание обучения, определяемое госудаpственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями.

Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.

Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения.

Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.

Характеристика перечисленных компонентов процесса обучения дает представление лишь о его составе. Ориентация педагога на проектирование целостной структуры рассматриваемого процесса предполагает изучение взаимосвязей его структурных элементов.

Все компоненты процесса обучения тесно взаимосвязаны между собой. Принятие цели обучающимися требует педагогически целесообразного воздействия на их мотивационно-потребностную сферу. Цель обучения определяет его содержание.

Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации этого процесса. По ходу обучения необходим контроль за его протеканием и результатом. Реализация всех компонентов в комплексе обеспечивает достижение результата. Оценка полученного результата определяет новые цели процесса обучения.

Указанные последовательность и содержание компонентов процесса обучения наиболее типичны. В зависимости от задач обучения и его конкретных условий те или иные компоненты этого процесса прослеживаются более или менее отчетливо.

Например, заинтересованность аудитории изучаемой темой снимает необходимость дополнительных мер стимулирования. Не всегда нужны коррективы процесса обучения, если сразу удается достичь поставленной цели.

Проектирование процесса обучения требует творческого подхода к анализу его структурных компонентов.



Рисунок 1 – Схема взаимодействия компонентов обучения

^ Афоризмы и пословицы, относительно принципов обучения.

«Повторение - мать учение», «Учи других и сам поймешь»

«Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.» (Конфуций)

«Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть — хлеб не родится.» (Суворов А. В.)

«На примерах учимся.» (Федр)

«Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!» (Конфуций)

«Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь!» (Пушкин А. С.)

«Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.»(Петроний)

«Кто умеет — делает, кто не умеет — учит.» (Шоу Б.)

«Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.» (Леонардо да Винчи)

«Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.» (Конфуций)

«Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.» (Сюньцзы)

«Как в утлый мех воду лить, так безумного учить.» (Даниил Заточник)

«Продвигаясь вперед, наука непрестанно перечеркивает сама себя.» (Гюго)

«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.» (Олдингтон Р).

«Успехи науки — дело времени и смелости ума.» (Вольтер)_

«Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое — проницательному уму, вносящему улучшения.» (Дидро Д.)

«За ученого трех неученых дают.» (Суворов А. В.)

«Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.» (Демокрит)


Скачать файл (146.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации