Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - история развития музея им.Алабина - файл 1.doc


Реферат - история развития музея им.Алабина
скачать (74 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc74kb.18.12.2011 20:15скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
План.
1. Предшествующий опыт развития музея…………………..……3

2. Историко-культурная специфика края……………………….....9

3. Ресурсный потенциал развития музея…………………………12

4. Примечания и сокращения………………………………….….14

5. Литература…………………………………………………....…14
1.Предшествующий опыт развития музея

Самара относится к числу тех немногих городов, где первые публичные музеи возникают по инициативе передовой общественности, признавшей необходимость широкого распространения науки и культуры в народные массы. Самарский публичный музей по времени основания (1886 г.) оказался в ряду первых музеев Поволжья. Так, в Нижнем Новгороде и Саратове музеи основаны в 1887 г., в Астрахани - 1890 г., Казани - 1895 г., в Пензе - 1905 г., в Волгограде - 1914 г., Симбирске - 1918 г.

Поводом для постановки вопроса об организации музея в г.Самаре послужил 25-летний юбилей царствования Александра II. «Лучшим памятником царю-освободителю, - считал автор проекта П.В.Алабин[1], - должно быть учреждение, которое образуется для нравственного и умственного развития... Публичный музей, ... правильно устроенный и вполне доступный публике, признается одним из лучших способов проведения полезных и необходимых сведений в народные массы». Таким образом, с первых лет своего существования Самарский музей рассматривался как первоисточник знаний и как средство их широкого распространения среди музейных посетителей.

Важно заметить, что уже в первой, алабинской концепции музея, кроме «наглядного ознакомления» с Самарским краем, ставилась задача развивать эстетический вкус посетителей, причем не только выставленными произведениями искусства, но и «образцами и моделями действующих и изобретаемых орудий и машин, служащих для облегчения труда». Иными словами, музей представлялся его создателям как хранилище и ретранслятор не только знаний, но и образцов культуры, или, говоря современным языком, - духовных ценностей. В качестве носителей этих ценностей допускалось использование, как подлинных музейных предметов, так и заменяющих их моделей.

Основным направлением деятельности музея на этапе его становления было формирование коллекций. Однако ориентация на задачи комплектования не означала самоизоляции музея от общества. Скорее, наоборот, на этом этапе музей развивался как полностью открытая для внешнего взаимодействия система. В публикациях ставились задачи привлечь к комплектованию коллекций общественность, сделать ее представителей «внештатными сотрудниками музея». Имена тех, кто оказывал музею ту или иную помощь, отмечались в ежегодных отчетах. В листовке музея говорилось, что лица, желающие стать сотрудниками музея, должны обращаться к членам комитета по заведованию музеем.

На начальном этапе развития музея комплектование его фондов происходило на систематической основе. Однако уже в 1914 г. был сделан шаг от типологического комплектования к тематическому, ориентированному на сферу интересов широкой публики, а не только специалистов. В частности, проводилось комплектование по текущим событиям, например, по теме «Россия в мировой войне».

Руководство музеем вплоть до октября 1919 г. осуществлял состоявший из 27 человек Комитет по заведованию Самарским городским музеем и Александровской публичной библиотекой.

Все эти факты характеризуют Самарский музей как учреждение с явно выраженной ориентацией на тесный контакт с его социальным окружением. Музей отличало стремление привлечь к своей деятельности как можно больше союзников и партнеров.

На первом этапе своей истории музей не стал в полной мере общедоступным. Не имея достаточного помещения для показа своих коллекций, даже сознательно ограничивая масштабы их формирования с учетом мизерных материальных дотаций от Самарской городской думы, Самарский публичный музей долгие годы оставался «вещью в себе», не обретая той степени общественного звучания, на которую рассчитывал П.В.Алабин. Посещаемость музея с 1900 по 1916 г. колебалась от 2800 до 5300 человек в год. 80% посетителей составляли учащиеся гимназий, реальных училищ, учительских семинарий и т.п. Это говорит о том, что фактически музей был учебным, а не публичным, каким он мыслился его создателями.

В ноябре 1919 г. управление музеем перешло в руки «Музейной тройки» - так называли Комиссию по делам Охраны памятников искусства и старины. В состав Комиссии входили всего три человека. Под их руководством музей был закрыт для посетителей, приведен в полный беспорядок, подвергся хищениям, были уничтожены все имевшиеся описи. К 1921 г. в музее не осталось ни одного сотрудника, и он оказался на грани ликвидации. На помощь пришла самарская общественность. В начале 1921 г. общее собрание Самарского Общества археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском госуниверситете обратилось в СамГубОНО[2] с просьбой передать музей в его ведение. В марте 1921 г. Обществу было предложено образовать коллектив, привести музей в порядок и заведовать им.

Музей возрождается, но уже в новом качестве. Разрабатывается новое «Положение о Самарском губернском музее», которое фиксирует изменение его прежней концепции. Поскольку Положение разрабатывалось учеными, членами Общества археологии, истории, этнографии и естествознания, то музей определялся как «научное учреждение, имеющее целью сосредоточить в себе все, что относится до археологии, искусства, художественной промышленности, истории, этнографии, естествознания вообще и Самарского края в частности».

Целевая ориентация музея, по сравнению с первоначальной, меняется: из научно-просветительного (по проекту П.В.Алабина) он превращается в музей исследовательский, академический. Это отражается в его новом названии - «Самарский губернский научный музей», а также в направлениях комплектования. Коллекции начинают пополняться всеми категориями предметов, относящимися к данной отрасли науки. В новом Положении о музее было указано намерение сделать собранные коллекции общедоступными - путем «демонстрации, публичных лекций, бесед, выставок».

Концепция Самарского музея как исследовательского, академического просуществовала до 1925 г., когда он стал называться «Самарский государственный областной музей» и перешел в категорию государственных краеведческих музеев. Однако некоторое время музей продолжал работать по прежней модели - вероятно, до 1929 г., когда прекратило свою деятельность Самарское Общество археологии, истории, этнографии и естествознания.

Придание музею краеведческого профиля было закреплено в новом Положении о музее. Согласно этому Положению, Самарский государственный областной музей являлся «научно-исследовательским и научно-просветительным учреждением, ставящим себе основной задачей изучение природы, экономики и культуры в пределах местного края».

Первая новая, построенная на краеведческом материале экспозиция, открывшаяся для посетителей в 1958 г., была посвящена дореволюционной истории края.

Период 1960-80-х гг., был весьма плодотворным в деятельности музея, были открыты новые экспозиции, начали выходить «Краеведческие записки» (с 1963 по 1986 гг. опубликовано шесть выпусков). В них нашли отражение результаты научно-исследовательской работы сотрудников музея. К работе привлекались частные коллекционеры, что вело к расширению круга «друзей музея», о чем когда-то мечтал П.В.Алабин.

Для выставочной работы были выделены специальные площади в двух зданиях музея. Музей активно налаживал связи с жителями города и области, создавая передвижные выставки с использованием музейных предметов, разрабатывая мероприятия для различных категорий посетителей музея: для студентов - семинарские занятия, для школьников - устные журналы, уроки мужества, театрализованные представления, музейный всеобуч, для воинов - день допризывника, день молодого воина, лекторий «Край, в котором ты Родине служишь».

О развитии системы общественных связей музея на данном этапе свидетельствуют полученные им награды: В 1975 г. коллектив был награжден Дипломом Министерства культуры СССР, ЦК профсоюза работников культуры и ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок за активное участие в культурно-шефской работе на селе, а несколько сотрудников - знаком «Отличник культурного шефства над селом». В 1976 г. 5 научных сотрудников по постановлению Президиума ЦК профсоюза работников культуры были награждены значком «За культурное шефство над Вооруженными Силами СССР».

В это время музей наладил сотрудничество с туристическими организациями. Это также свидетельствовало о значительном расширении спектра его социальных взаимодействий, в том числе межрегиональных - вопреки существовавшим режимным ограничениям развития внешних контактов Куйбышева как центра оборонной промышленности.

Стабильный период развития закончился в 1991 г., когда встал вопрос о будущем музея в связи с передачей зданий музея религиозным общинам. После событий августа 1991 г. краеведческий музей выступил с предложением передать ему основное здание Ленинского мемориала. Предложение было поддержано главой администрации области, депутатами Областного совета народных депутатов, общественностью. Судьба музея оказалась предметом обсуждения всего населения города. Однако на здание филиала Центрального музея В.И.Ленина, оснащенное оборудованием и техникой, имеющее разнообразные по своему назначению площади, претендовал не только краеведческий музей.

После долгого обсуждения этого вопроса на комиссии по культуре, на заседаниях совета народных депутатов было принято решение рекомендовать Главе областной администрации передать здание под краеведческий музей. Выполнение принятого постановления затянулось на два года. Лишь после решения вопроса о федеральной собственности было издано Распоряжение К.А.Титова об объединении двух музеев и создании историко-краеведческого музея имени П.В.Алабина с передачей ему музейных зданий на правах оперативного управления. В состав музея вошли филиалы:

Дом-музей В.И.Ленина (ул.Ленинская, 135).

Дом-музей М.В.Фрунзе (ул. Фрунзе, д.114).

Музей истории г.Новокуйбышевска;

Дом-музей В.И.Ленина в с.Алакаевка Кинельского района.

Однако данное объединение не только открыло новые возможности, но и породило новые проблемы. Произошло чисто механическое слияние двух коллективов, имевших различный опыт и различные взгляды на будущее музея. Музей превратился в конгломерат специализированных отделов. Оказались временно разбалансированы не только внутренние, но и внешние связи учреждения.

Выход из противоречивого положения мог состоять в объединении творческих сил нового по своему составу музея в движении к общим целям. Так возникла и была осознана необходимость разработки документа, содержание которого могло бы сыграть объединяющую роль и послужить надежным ориентиром в дальнейшем развитии музея. Подобный документ во времена П.В.Алабина был бы назван проектом, в наше время речь может идти о новой концепции развития музея.

  1. Историко-культурная специфика края

При достаточной обеспеченности источниками “самарская история” не укладывается ни в привычные общероссийские, ни в разработанные для других крупных регионов схемы. Черты, присущие истории центральной России, истории Поволжья и Приуралья, истории кочевого и «оседлого» мира, соединяясь, образуют здесь довольно пеструю и противоречивую картину.

Многокомпонентность и мозаичность, конфликтность и непредсказуемость, пожалуй, как раз и являются отличительной особенностью местной истории, богатой взлетами и падениями, резкими поворотами и неожиданно открывающимися перспективами.

Несмотря на достаточную заселенность края в отдельные периоды, он вплоть до ХIX в. не сложился в самостоятельное историко-культурное единство.

Единственной связующей основой и реальным наследием, переходящим от одной эпохи к другой, оказывается сама территория, ее геополитические и природные особенности, связанные, в частности, с приуроченностью к различного рода природным границам, рубежам, контактным зонам. Ярко выраженная зависимость от природных факторов, по-видимому, является одной из весьма существенных черт местной истории.

По территории региона проходят меридианально направленные границы водосборов Волги, Дона, Урала - речных бассейнов, лежащих в пределах крупных геоландшафтных структур - Русской равнины и горной гряды Урала. В широтном направлении область пересекает граница двух природных зон: лесостепной и степной. По территории области проходит граница двух климатических зон: умеренного увлажнения - лесостепная зона, занимающая северные районы до широты г.Самары и по реке Самаре, и недостаточного увлажнения - степная, южная.

Удаленность региона от Атлантического океана определяет его климат, формирующийся под влиянием суши и характеризующийся как континентальный климат умеренных широт. Особенностью его в крае является засушливость и большая изменчивость от года к году, особенно по количеству осадков. Непредсказуемые климатические условия не могли в полной мере устроить ни древнего землепашца, ни древнего скотовода. Первый предпочитал зону с более мягким, влажным климатом; второго отпугивали неожиданные многоснежные зимы, когда весь корм для скота оказывался под глубокой толщей снега, а ранняя летняя засуха не давала возможности откормить животных к зиме. Пожалуй, наиболее комфортно могли чувствовать себя на территории края охотники, собиратели, рыболовы.

Переход к эпохе средневековья ознаменовался возникновением в Среднем Поволжье первого государственного образования - Волжской Болгарии. На ее южных границах с кочевым миром возникает ряд крупных городов, в том числе Муромский городок, ставший одной из первых жертв монгольских завоевателей.

Татаро-монгольское нашествие, представлявшее собой небывалый натиск степи и повлекшее за собой страшное разорение многих государств, не разрушило сложившихся в Поволжье отношений Севера и Юга. Волжский путь быстро восстановился, через самарские степи прошли прежние и новые караванные пути, единство евразийского и степного мира получило пусть непрочное, но государственное оформление.

Видимо, не случайно в Самарском Поволжье до конца XVI в. не было постоянного населения. Наладить жизнь на перекрестке, при всей его стратегической важности, было по силам лишь государству. Вот почему в отличие от Русского Севера государственная колонизация края заметно опередила крестьянскую. Исключение составлял уникальный земледельческо-промысловый район Самарской Луки, где на рубеже XVI-XVII вв. сложилось первое в крае устойчивое локальное образование с оседлым населением.

Первое столетие своей истории Самара оставалась сторожевой крепостью, контролировавшей дорогу к Волге по обоим Самарским рукавам, следившей за передвижениями кочевых орд, принимавшей и отправлявшей послов, воинские отряды и купеческие караваны. Это был уклад жизни «военной границы» с преобладанием служилого населения с крайне узким хозяйственным и почти полностью отсутствовавшим культурным спектром.

С получением губернского статуса в 1851 г. пришло осознание собственной значимости и стремление быть на высоте положения. Начиная с середины XIX в., Самара демонстрирует необычайно высокие темпы не только экономического, но и культурного роста. Она становится местом притяжения молодых образованных сил, и всего за 10 лет в городе формируется весь культурный комплекс от школ до профессионального театра и публичной библиотеки.

Поздний старт быстро обеспечил Самаре положение регионального лидера, поскольку совпал по времени с начавшимся промышленным переворотом. Над краем не тяготел груз традиций и стереотипов, что облегчило ему вхождение в новую историческую ситуацию и дальнейшее становление Самары шло уже в рамках мировой индустриальной культуры.

3. Ресурсный потенциал развития музея

На пути своего становления и развития Самарский музей прошел долгий и нелегкий путь, в результате которого сложился сегодняшний музейный фонд. Коллекции музея складывались с 80-х гг. XIX в. усилиями меценатов и любителей старины, а затем в результате целенаправленной собирательской деятельности П.В. Алабина, К.П.Головкина, членов Самарского археологического общества (1916-1919) и Самарского Общества археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском госуниверситете (1919-1929), а также экспедиций И.И.Спрыгина (1873-1942), А.Ф.Терехова (1890-1974) и Жигулевского заповедника (1920-1980).

Поступления из других музеев: зал Александра II (1917), Музей голода (1924), Археологический музей Самарского Общества археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском госуниверситете (1931), Антирелигиозный музей (1944), Музей Революции (1951), Самарский филиал Центрального музея В.И.Ленина (1993).

Общая характеристика фондов музея

I. КОЛЛЕКЦИИ ОТДЕЛА ПРИРОДЫ (около 30 000 ед. хр.)

II. АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ (около 38 000 ед. хр.)

III. АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ (около 38 000 ед. хр.)

IV. КОЛЛЕКЦИЯ ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТОВ И ЭТНОГРАФИИ (более 6 000 ед. хр.)

^ V. КОЛЛЕКЦИЯ ИЗДЕЛИЙ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

(около 2 000 ед. хр.)

VI. КОЛЛЕКЦИЯ ОРУЖИЯ (630 ед. хр.)

VII. ИКОНЫ И КУЛЬТОВЫЕ ВЕЩИ (более 60 ед. хр.)

VII. ИКОНЫ И КУЛЬТОВЫЕ ВЕЩИ (более 60 ед. хр.)

IX. КОЛЛЕКЦИЯ КНИГ (около 600 ед. хр.)

^ X. КОЛЛЕКЦИЯ ПЛАКАТОВ, ЛИСТОВОК И ЛОЗУНГОВ

(около 3 000 ед. хр.)

XI. КОЛЛЕКЦИЯ ПОЧТОВЫХ ОТКРЫТОК

XII. КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОГРАФИЙ И НЕГАТИВОВ ПО ИСТОРИИ КРАЯ XIX-НАЧАЛА XX вв. (около 18 000 ед. хр.)

XIII. КОЛЛЕКЦИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО ИСТОРИИ КРАЯ XIX-НАЧАЛА XX вв.

^ XIV. ДОКУМЕНТЫ И ФОТОГРАФИИ ПО ОТДЕЛУ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ

В целом коллекции музея могут быть кратко определены следующим образом - Классическое собрание краеведческого музея с богатыми естественнонаучными и археологическими коллекциями. Одна из лучших среди региональных музеев коллекция оружия. Небольшая, но достаточно выразительная историко-бытовая и этнографическая коллекция. Интересный фонд письменных источников, книг, фотографий дореволюционного периода и первых лет Советской власти. Типичный и характерный для большинства краеведческих музеев фонд источников по периоду развитого социализма.

Не типичным для большинства российских музеев является достойное состояние хранилищ, их количество, площадь, поддерживаемые условия хранения коллекций, система безопасности.

^ Примечания и сокращения.

(1) П.В.Алабин (1824-1896)- государственный и общественный деятель, военный, писатель, историк, краевед, ботаник, зоолог, основатель Самарского музея.

(2) СамГубОНО - Самарский губернский отдел народного образования.
^ Список литературы.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://www.alabin.ru/alabina/about_museum/structure/






Скачать файл (74 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации