Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по ценообразованию - файл 1.doc


Лекции по ценообразованию
скачать (519 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc519kb.18.12.2011 20:15скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6
ТЕМА №1: Цена в современной экономике

Вопросы:

1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования

1.2. Задачи ценообразования

1.3. Функции цен

1.4. Процесс ценообразования. Ценообразующие факторы

1.5. Цели ценовой политики и принципы ценообразования

1.6. Информация, необходимая при принятии управленческих решений о ценах
1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования

Цена и ценообразование – центральные элементы рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.

В понятие цена в рыночной экономике представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретенный товар.

Основные понятия, связанные с понятием цена: потребность, спрос, запросы, предложения и др.

Цена является рыночной характеристикой товара; в ней в равной степени отражаются интересы всех участников процесса товарообмена – производителей и потребителей.

Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяют две полярные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное, командное) ценообразование.

В условиях централизованного ценообразования при командном управлении экономикой установление цены происходит в сфере производства. Цены определяются только в зависимости от затрат на производство товара и оказание услуги.

Процесс формирования цен в условиях рынка происходит в сфере реализации продукции. Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются в соответствии со спросом и предложением непосредственно собственником или производителем товара и услуги.

Цены играют важную роль и в предпринимательской деятельности каждого предприятия, так как от их уровня зависят конечные результаты деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразность производства товара и оказания услуги, расчета издержек производства, определение объемов инвестиций.
^ 1.2. Задачи ценообразования

Основными принято считать следующие задачи ценообразования:

1. Покрытие затрат на производство продукции (или на посредничество в ее организации) и обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования производителя (посредника) - это требование продавца-производителя и посредника. Чем благоприятнее для производителя конъюнктура рынка, т.е. чем по более высокой цене он может реализовать свою продукцию, тем большую прибыль он получит;

2. Учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены - это основное требование потребителя. Его не интересует, сколько затрачено на изготовление данного продукта. Если один и тот же продукт предлагается на рынке по разным ценам, потребитель, естественно, предпочтет тот, что предлагается по более низкой цене. Если по одинаковой цене предлагается более качественный товар и менее качественный продукт, потребитель предпочтет тот продукт, качество которого выше;

3. Решение социальных вопросов – во всех странах проявляется главным образом в замораживании или относительном снижении (повышении по сравнению с ценами на другие товары в значительно меньшей степени) цен на товары повышенного социального значения (товары детского ассортимента, медикаменты, продукты питания первой необходимости и т.д.);

4. Реализация экологической политики – является разрешение с помощью цен проблемы улучшения переработки сырья, переработки и утилизации отходов и продуктов их переработки;

5. Решение внешнеполитических вопросов – основным рычагом является поставка по льготным или покупка по завышенным ценам продукции для стран, в отношении которых проводится политика благоприятствования.

Первые две задачи решались на ранних этапах развития рынка, особенностью которого являлись горизонтальные связи между производителями, посредниками и потребителями.

С
Потребитель
хема раннего этапа развития рынка


Производитель


В этих условиях цена является исключительной функцией рынка.

Задачи с 3-5 возникли на современном этапе ценообразования, их особенно важно решать по мере перехода от рынка неразвитого, стихийного к рынку регулируемому. В условиях развитого рынка сбалансированность экономики достигается не столько с помощью стихийного регулятора, сколько путем проведения государственной политики, призванной выражать общенациональные интересы.
^

С
Государство
хема развитого рынка







Потребитель


Производитель


В этих условиях цена является функцией и рынка и государства.
^ 1.3. Функции цен

Функция цены – это ее роль в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют 5 основных функций цены:

1. Учетная функция – связана с сущностью цены как денежного эквивалента товара. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и прочего на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, т.к. окончательное признание ценности товара происходит на рынке.

2. ^ Стимулирующая функция – заключается в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции, т.к. в них заложен определенный уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, внедрение научно-технических нововведений, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции.

3. ^ Распределительная функция – связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. Речь идет о распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, регионами, группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций в экономике, допускается введение государственного регулирования цен, в крайних случаях – прямое установление цен государственными органами.

4. ^ Функция балансирования спроса и предложения. Посредством цен в экономике осуществляется взаимосвязь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением.

5. ^ Функция цены как инструмента рационального размещения производства – значение ее возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен в отраслях экономики способствует переливу капитала из одной отрасли в другую.
^ 1.4. Процесс ценообразования. Ценообразующие факторы

Этапы процесса ценообразования:

1. Выявление факторов внешней среды, влияющих на уровень цен;

2. Постановка целей ценообразования;

3. Выбор метода ценообразования;

4. Формирование ценовой стратегии предприятия;

5. Разработка тактики ценообразования;

6. Установление первоначальной цены на товар и услугу;

7. Рыночная корректировка цены;

8. Страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий.

Необходимо учитывать, что на любом из этапов под сильным воздействием определенных факторов цена может быть скорректирована.

Ценообразующие факторы – многообразие условий, в которых формируются структура и уровень цены. Существует целый ряд факторов, которые значительно влияют на процесс ценообразования на предприятии, формируя определенные границы, в которых может действовать предприятие. Прежде всего, эти факторы влияют на степень свободы действия предприятия в области формирования цен на свою продукцию.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (519 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации