Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - система таможенных органов РФ - файл 1.docx


Контрольная работа - система таможенных органов РФ
скачать (61.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx62kb.18.12.2011 20:19скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание


Введение

  1. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция……5

    1. Единая система таможенных органов Российской Федерации…….. 7

    2. Основные функции таможенных органов……………………………. 8

  2. Таможенные органы РФ, система, структура, правовой…………………… 11

2.1. Государственный таможенный комитет РФ…………………………. 11

2.2. Региональное таможенное управление………………………………. 16

2.3. Таможня, таможенный пост ………………………………………… 19

Заключение

Список использованной литературы



Введение
Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.

Таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства. Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Цель контрольной работы - раскрыть действующую систему таможенной политики, направленную на регулирование экономической и внешнеторговой деятельности в Российской Федерации; рассмотреть правовой статус должностных лиц, проходящих службу в таможенных органах РФ.

Основной целью таможенного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

- содействие проведению структурной перестройки;

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;



- стимулирование развития национальной экономики;

- содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России.

Таможенный Кодекс РФ регулируют компетенцию таможенных органов, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможен

ную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных плате

жей, таможенного оформления, таможенный контроль и др.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов та

моженного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.

  1. 

  2. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция


Таможенные органы России — это государственные орга

ны, регулирующие правоотношения, возникающие, изме

няющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.

Эмблема таможенных органов представляет собой факел и кадуцей золо

тистого цвета, расположенные накрест в поле ярко-зеленого геральдического щита. Щит изображается на фоне золотистого цвета, орла, Государственного герба Российской Федерации.

Флаг таможенных органов символизирует государственную принадлеж

ность морских и речных судов, плавающих под ним. На судне, находящемся в кампании (плавании), поднимается вымпел, который носится постоянно, в тече

ние всей кампании, в любую погоду, на ходу и на якоре.

Эмблема таможенных органов может размещаться на зданиях и сооруже

ниях таможенных органов, на автотранспортных средствах, морских, речных и воздушных судах таможенных органов, в залах заседания коллегий (советов) та

моженных органов, в рабочих кабинетах руководителей таможенных органов.

Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти Российской Федерации. Таможенные органы яв

ляются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Структурa федеральных органов исполнительной власти опреде

лена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. и ут

верждена в новой редакции Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г.

Исходя из понимания федеральной исполнительной вла

сти как деятельности, состоящей в практической реали

зации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что та

моженные органы осуществляют исполнительную и распо

рядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической орга

низации и осуществлении таможенного дела в стране.

Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов испол

нительной власти, является то, что действующим законо

дательством они отнесены к числу правоохранительных органов. Однако, это отдельная тема курса и она будет рассмотрена нами позднее.

Таможенные органы действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.

Компетенция таможенных органов — это система влас

тных полномочий, функций и задач, возлагаемых госу

дарством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным орга

нам определенные полномочия для выполнения возложен

ных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объек

там и 

обязанностей перед личностью, обществом и госу

дарством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компе

тенции таможенных органов.

Реализация компетенции таможенных органов осуществ

ляется в различных правовых формах — путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правопри

менения и правоохраны. Остановимся на этом подробнее.

Таможенные органы во исполнение возложенных на них функций и решения, поставленных перед ними за

дач имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обя

зательные для исполнения всеми субъектами-участника

ми правоотношений, урегулированных нормами таможен

ного права (государственными и муниципальными орга

нами, организациями и учреждениями, юридическими и физическими лицами — как российскими, так и инос

транными).

Правоприменение в деятельности таможенных органов — это властно-регулятивные действия должностных лиц та

моженных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, уста

навливающих процедуру правоприменительной деятельно

сти, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы. Правоприменительная деятельность с на

рушением требований правовых норм по ее осуществлению влечет привлечение виновных в этом должностных лиц таможенных органов к соответствующему виду юридичес

кой ответственности (вплоть до уголовной).

Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия.


    1. 

    2. Единая система таможенных органов Российской Федерации


Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональ

ной общностью совокупность самостоятельных звеньев, ха

рактеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вы

шестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет опре

деленную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные орга

ны в целом.

Эта система имеет четыре звена: ГТК России, регио

нальные таможенные управления, таможни и таможен

ные посты. Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что таможенные посты за редким исключением не явля

ются юридическими лицами и, следовательно, не облада

ют правоспособностью в полном объеме. А раз так, то их, на наш взгляд, не следовало бы выделять в качестве са

мостоятельного звена системы таможенных органов. В то же время, четырехзвенная структура системы таможен

ных органов имеет законодательное закрепление и отра

жена в ст. 8 ТК РФ.

Взаимоотношения в системе таможенных органов ос

новываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности ниже

стоящих органов системы таможенных органов вышесто

ящим. Децентрализация проявляется в наличии у каж

дого таможенного органа строго определенной компетен

ции по осуществлению таможенного дела на подведом

ственной ему территории и сочетании единого централи

зованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возло

женных на них функций.

Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики: все таможенные орга

ны и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют свой флаг, а автотранспортные средства и воз

душные суда — опознавательный знак (эмблему таможен

ных органов).

Деятельность таможенных органов должна осуществ

ляться в строгом соответствии с Конституцией РФ, рос

сийскими законами и международными договорами Рос

сийской Федерации по вопросам таможенного дела. За неправомерные решения, действия или бездействие сво

их должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы и организации таможен

ной службы несут ответственность как юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1068), если иное прямо не предусмотрено международным дого

вором, нормы которого нарушены. А непосредственно ви

новные в этом таможенные служащие несут дисципли

нарную, административную, 

уголовную или иную ответ

ственность в соответствии с законодательством Российс

кой Федерации.


    1. ^ Основные функции таможенных органов

Деятельность таможенных органов как органов испол

нительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.

Под функциями органа исполнительной власти следу

ет понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене ин

формацией организационно-правовых воздействий орга

на, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, эконо

мической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направ

ленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отража

ют материальное содержание управленческой деятельнос

ти, перечень их содержится в актах, регулирующих пра

вовое положение органа в общей системе государствен

ных органов.

Классификация функций управления в научной и учеб

ной литературе проводится различными авторами не од

нозначно. Основными критериями классификации явля

ются объект и субъект управления.

Объектом управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направлен

ные на защиту экономического суверенитета и экономи

ческой безопасности России, активизацию связей россий

ской экономики с мировым хозяйством, обеспечение за

щиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и госу

дарственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Субъектами управления в сфере таможенного дела яв

ляются таможенные органы России, составляющие еди

ную систему, в которую входят:

• Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России);

• региональные таможенные управления Российской Федерации;

• таможни Российской Федерации;

• таможенные посты Российской Федерации.

Единство системы таможенных органов определяется единством их целей и задач по осуществлению единой таможенной политики на единой таможенной территории Российской Федерации.

Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечиваю

щие (функциональные).

Основные функции таможенных органов России (их двадцать) изложены в ст. 10 ТК РФ. Среди них:



• участие в разработке и реализации таможенной по

литики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, переме

щаемых через российскую границу;

• защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопаснос

ти государства, являющейся экономической основой су

веренитета России;

• содействие осуществлению мер по защите государ

ственной безопасности, общественного порядка, нравствен

ности населения, жизни и здоровья человека, защите ин

тересов российских потребителей ввозимых товаров;

• применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, обеспе

чение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

• осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота;

• ведение таможенной статистики внешней торговли, специальной таможенной статистики; ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

• осуществление валютного контроля в пределах сво

ей компетенции;

• борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Рос

сии; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, историчес

кого и археологического достояния народов России и за

рубежных стран, объектов интеллектуальной собственно

сти, исчезающих видов животных и растений; содействие в борьбе с международным терроризмом;

• выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела; участие в разра

ботке международных договоров, затрагивающих таможен

ное дело; осуществление сотрудничества с иными органа

ми, занимающимися вопросами таможенного дела.

К обеспечивающим функциям таможенных органов от

носятся кадровая, финансово-плановая, материально-тех

ническая и другие функции организационного характера.

Перечень функций таможенных органов конкретизи

рован и детализирован в Положении о ГТК России, а также в общих положениях о других таможенных органах Российской Федерации

Возложенные на них функции таможенные органы вы

полняют как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами, предприятиями, уч

реждениями и организациями, а также с гражданами. При этом государственные органы и их должностные лица обя

заны оказывать содействие таможенным органам в реше

нии возложенных на них задач, в том числе путем 

созда

ния надлежащих условий для этого. Это касается, преж

де всего, финансовых и налоговых органов, органов по

граничной службы, транспортных органов и многих дру

гих, которые тесно связаны в функциональном отноше

нии с таможенными органами.


2. Таможенные органы РФ, система, структура, правовой.
2.1 Государственный таможенный комитет РФ

Государственный таможенный комитет Российской Фе

дерации (ГТК России) в соответствии с Таможенным ко

дексом РФ и утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. Положением о ГТК России является ор

ганом федеральной исполнительной власти, осуществля

ющим непосредственное руководство таможенным делом в стране.

Как федеральный орган исполнительной власти ГТК России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами федеральной исполнительной влас

ти, органами исполнительной власти субъектов Российс

кой Федерации, а также органами местного самоуправле

ния. Вместе с тем, в отдельных случаях (например, в слу

чаях обжалования в ГТК решений, действий или бездей

ствия нижестоящих таможенных органов) ГТК России может вступать в непосредственные отношения с должно

стными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также с физически

ми лицами.

Основные задачи ГТК России вытекают из основных направлений таможенной политики Российской Федера

ции и мер по ее реализации и сводятся к: обеспечению в пределах своей компетенции единства экономической бе

зопасности и единства таможенной территории страны;

защите экономических интересов России; организации применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности с учетом при

оритетов развития российской экономики и необходимос

ти создания благоприятных условий для участия России в мировых хозяйственных связях; организации и совер

шенствованию таможенного дела в России; обеспечению соблюдения таможенного и иного законодательства, кон

троль за исполнением которого возложен на российские таможенные органы; обеспечению участия России в меж

дународном сотрудничестве по таможенным вопросам.

В соответствии с задачами ГТК России выполняет 64 функции, которые можно разделить на следующие группы:

1. Организационные функции. К ним, в частности, относятся: подготовка предложений о совершенствовании российской таможенной политики, разработка правово

го, экономического и организационного механизма ее ре

ализации и претворение ее в жизнь; подготовка проектов правовых актов о таможенном деле; в соответствии с зако

нодательством России создание региональных таможенных управлений и таможен, таможенных лабораторий, вычис

лительных центров, баз материально-технической базы, полиграфических, строительно-эксплуатационных и иных предприятий и организаций, деятельность которых способ

ствует решению задач таможенных органов России.

2. Фискальные функции. В процессе осуществления сво

ей деятельности ГТК России вносит в установленном по

рядке предложения о ставках и механизме 

применения таможенных и иных пошлин и налогов в отношении то

варов, перемещаемых через российскую таможенную гра

ницу; участвует в разработке мер экономической полити

ки в отношении товаров, перемещаемых через российс

кую таможенную границу, включая лицензирование, ре

гулирование цен и другие нетарифные меры, осуществля

ет их реализацию; организует взимание таможенных по

шлин и налогов и иных таможенных платежей в отноше

нии товаров, перемещаемых через российскую таможен

ную границу; обеспечивает своевременное и полное внесе

ние в федеральный бюджет таможенных пошлин и нало

гов; выдает или обеспечивает выдачу лицензий и квали

фикационных аттестатов, аннулирует или отзывает их, обеспечивает ведение реестров, утверждает размеры сбо

ров и других платежей.

3. Функции таможенного оформления и таможенного контроля. К этим функциям относятся: непосредственная организация таможенного оформления товаров и транс

портных средств; осуществление мер по его совершенство

ванию и упрощению; обеспечение как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроля за соблюдением режима зоны тамо

женного контроля, организация системы охраны объек

тов таможенной инфраструктуры; организация осуществ

ления таможенного контроля и принятие мер по его со

вершенствованию и упрощению без ущерба эффективнос

ти такого контроля; участие в разработке и организации соблюдения разрешительного порядка перемещения от

дельных товаров и транспортных средств через таможен

ную границу России; участие в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для России материалов, а также куль

турных ценностей.

4. Функции валютного контроля. К этой группе можно отнести следующие функции ГТК России: организация осуществления валютного контроля (в пределах компетен

ции); выполнение функций органа валютного контроля.

5. Правоохранительные функции. К ним относятся:

обеспечение участия российских таможенных органов в осуществлении мер по защите государственной безопас

ности, охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и рас

тений, окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров; организация борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; обеспечение выполнения российскими таможенными органами в соответствии с действующим законодательством функций органов дознания по таким преступлениям и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; организация ведения борьбы с нарушениями таможенных правил и административны

ми правонарушениями, посягающими на нормальную де

ятельность российских таможенных органов; обеспечение оказания содействия российскими таможенными органа

ми борьбе с международным терроризмом и пресечению незаконного вмешательства в аэропортах России в дея

тельность международной гражданской авиации; осуще

ствление контроля за 

соблюдением должностными лица

ми российских таможенных органов законности при про

изводстве по делам о контрабанде и об иных преступлени

ях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производ

стве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов России.

6. Функции по ведению таможенной статистики. В дан

ную группу можно включить следующие функции ГТК России: организация ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статисти

ки России; представление Президенту РФ, Правительству РФ и другим федеральным органам исполнительной вла

сти данных таможенной статистики по вопросам, отне

сенных к их ведению, а также субъектам Российской Федерации в части, непосредственно к ним относящейся;

обеспечение информирования государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан по

средством официальных публикаций данных таможенной статистики внешней торговли по формам, принятым в международной практике; организация ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а так

же работы по подготовке о ее разработке, изменении и дополнении.

7. Функции, направленные на защиту прав и интере

сов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении ими таможенного дела. К этой группе функций ГТК относятся: создание условий для реализа

ции прав граждан, предприятий, учреждений и органи

заций на обжалование решений (в том числе норматив

ных актов), действий и бездействия таможенных органов России и их должностных лиц; обеспечение своевремен

ного и полного рассмотрения жалоб и обращений; приня

тие мер по устранению причин, порождающих ущемле

ние прав и интересов граждан, предприятий, учрежде

ний и организаций; создание системы обеспечения заин

тересованных лиц информацией и оказания им консуль

таций по таможенным вопросам в соответствии с законо

дательством России; обеспечение в пределах компетенции опубликования наиболее важных правовых актов по та

моженному делу; проведение информационно-разъясни

тельной работы по состоянию и развитию таможенного дела в России с использованием различных средств мас

совой информации, в том числе иностранных; создание системы принятия и функционирования предварительных решений по вопросам применения законодательных ак

тов по таможенному делу в отношении конкретного това

ра или хозяйственной операции.

8. Функции по международному сотрудничеству в сфе

ре таможенного дела. Здесь можно выделить следующие функции ГТК: разработка проектов международных дого

воров России по вопросам таможенного дела, проведение в установленном порядке переговоров по их заключению, представление предложений о заключении таких догово

ров; участие в разработке проектов других международ

ных договоров России в части, касающейся таможенного дела; 

внесение в Правительство РФ предложений о присо

единении России к международным договорам по вопро

сам таможенного дела; участие в деятельности междуна

родных организаций, занимающихся вопросами таможен

ного дела; организация участия России в деятельности Совета таможенного сотрудничества; обеспечение выпол

нения международных обязательств России в части, каса

ющейся таможенного дела; обеспечение сотрудничества и взаимодействия с таможенными и другими компетентны

ми органами иностранных государств; обеспечение изуче

ния и анализа таможенной политики иностранных госу

дарств и состояния таможенного дела в этих государствах.

9. Функции по реализации кадровой и социальной по

литики в сфере таможенного дела. К этой группе функ

ций ГТК относятся: обеспечение подготовки, переподго

товки и повышения квалификации должностных лиц та

моженных органов, подготовка специалистов для работы в таможенных лабораториях, других подведомственных учреждениях, предприятиях и организациях; утвержде

ние учебных программ для подведомственных учебных заведений; организация системы обучения специалистов в области таможенного дела для предприятий, учрежде

ний и организаций; развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов, таможенных ла

бораторий и других подведомственных предприятий, уч

реждений и организаций; содействие реализации мер пра

вовой и социальной защиты должностных лиц таможен

ных органов, работников таможенных лабораторий и дру

гих подведомственных предприятий, учреждений и орга

низаций.

Из приведенных функций ГТК России видно, что эти функции носят в основном организационный и контроли

рующий характер (организация, обеспечение, осуществле

ние контроля). Это еще раз подчеркивает, что ГТК являет

ся функциональным центром системы таможенных орга

нов, возглавляет ее и направляет деятельность всех звень

ев системы, способствуя реализации задач и функций, сто

ящих перед таможенными органами страны в целом.

Возложенные на него функции ГТК выполняет непос

редственно, а также через региональные таможенные уп

равления, таможни и таможенные посты, таможенные лаборатории, подведомственные ГТК России учебные за

ведения, научно-исследовательские учреждения, вычис

лительные центры и другие предприятия и организации.

В процессе осуществления возложенных на него функ

ций ГТК России в случаях, предусмотренных Таможен

ным кодексом РФ и иными законодательными актами, наделен правом издания нормативно-правовых актов по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации, предпри

ятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.

Возложенные на ГТК России функции и задачи опре

деляют его внутреннюю организационную структуру, со

стоящую из руководства ГТК, которое, в свою очередь, состоит из Председателя ГТК, его заместителей и колле

гии ГТК, а также 

— из аппарата ГТК, в состав которого входят управления и отделы, создаваемые в соответствии с функциями и основными направлениями деятельности ГТК России.

ГТК России является органом, руководство которым осуществляется на принципах сочетания коллегиальнос

ти и единоначалия.

Возглавляет ГТК России председатель, который осуще

ствляет общее руководство системой таможенных органов. Председатель ГТК России назначается на должность и ос

вобождается от должности Президентом РФ и имеет ранг федерального министра. Председатель ГТК имеет замес

тителей, назначаемых и освобождаемых от должности Правительством РФ по представлению Председателя ГТК России. Обязанности между заместителями распределя

ются Председателем ГТК.

Наиболее важные вопросы, связанные с деятельностью по руководству таможенным делом, решаются на заседа

ниях образуемой в составе ГТК России Коллегии ГТК, возглавляемую Председателем ГТК и состоящую из его заместителей и ряда иных руководящих работников сис

темы таможенных органов и организаций таможенной службы. Решения коллегии претворяются в жизнь прика

зами Председателя ГТК России и являются обязательны

ми для всех нижестоящих звеньев таможенной системы.

Основной объем оперативной работы по руководству де

ятельностью системы таможенных органов ложится на управления и отделы ГТК России.

Управления и отделы ГТК, сформированные по функ

циональному принципу, обеспечивают подготовку проек

тов управленческих решений по осуществлению таможен

ного дела в стране, а также руководство и контроль за практической реализацией этих решений территориаль

ными органами и организациями таможенной системы

Структура аппарата ГТК России представлена следую

щими основными управлениями: управление тарифного и нетарифного регулирования, управление федеральных та

моженных доходов, управление организации таможенного контроля, правовое управление, управление таможенной статистики и анализа, управление безопасности, управле

ние внешних связей, управление валютного контроля.

Помимо основных, направленных на непосредственное руководство таможенным делом в стране, в структуре ГТК России действует ряд вспомогательных (обеспечивающих) управлений и отделов, назначение которых — обеспечение нормальных условий для функционирования системы та

моженных органов, развития таможенной инфраструкту

ры, создание социально-бытовых условий для обеспече

ния выполнения должностными лицами и иными работ

никами системы таможенных органов и организаций та

моженной службы своих должностных обязанностей. К ним, например, относятся: финансовое управление, управление материально-технического снабжения, управле

ние социального развития, главное управление кадров, отдел по связям со средствами массовой информации и общественностью, и ряд других.



Как уже было сказано ранее, в настоящее время идет процесс модернизации таможенной службы в соответствии с потребностями адаптации таможенного дела в России к международным стандартам. Этот процесс включает в себя и перестройку центрального аппарата ГТК России. Ряд управлений и отделов преобразовываются в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Помимо этого создаются и новые структурные единицы.

ГТК России является юридическим лицом со всеми при

сущими статусу юридического лица признаками. Финан

сирование деятельности ГТК России и подчиненных ему таможенных органов осуществляется за счет средств фе

дерального бюджета, направляемых на содержание феде

ральных органов исполнительной власти, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федера

ции источников.
^ 2.2. Региональное таможенное управление

Региональное таможенное управление Российской Фе

дерации (РТУ РФ) входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет непосред

ственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. В непосредственном под

чинении РТУ находятся все расположенные на террито

рии подведомственного ему региона таможенные органы, за исключением непосредственно подчиненных ГТК Рос

сии. Кроме того, РТУ осуществляет оперативное руководство расположенными на территории подведомственного ему региона организациями таможенной службы (тамо

женными лабораториями, учебными заведениями др.)

Необходимость создания РТУ как промежуточного зве

на в системе управления таможенным делом в стране обус

ловлена в первую очередь огромными размерами таможен

ной территории России. Руководить таможнями и тамо

женными постами из одного центра при такой огромной таможенной территории невозможно. В связи с этим вся территория России поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные таможенные управления осуществляют деятельность по руководству и координа

ции работы нижестоящих звеньев таможенной системы. При этом следует отметить, что границы таможенных ре

гионов могут как совпадать, так и не совпадать с грани

цами субъектов Российской Федерации и административ

но-территориальных единиц.

Правовой статус РТУ закреплен в Общем положении о региональном таможенном управлении Российской Феде

рации, утвержденным Приказом ГТК России от 10 янва

ря 1996 г. № 12. Данное Положение определяет задачи управления и основные его функции.

Основными задачами РТУ являются:

-реализация тамо

женной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона;



-разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации;

-разработка и реали

зация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение экономичес

кой безопасности страны;

-обеспечение в подведомствен

ном регионе защиты экономических интересов России в пределах компетенции таможенных органов;

-организация таможенного дела в подведомственном регионе;

-обеспече

ние соблюдения единообразного применения и осуществ

ление контроля за исполнением в подведомственном ре

гионе законодательства о таможенном деле и других пра

вовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;

-организация и осуществление в подведомственном регионе борьбы с контрабандой, ины

ми преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил;

-руководство, обеспе

чение, координация и контроль за деятельностью подве

домственных таможенных органов;

-обеспечение своевре

менности и полноты поступления таможенных платежей;

-содействие развитию внешнеэкономических связей на тер

ритории подведомственного региона; и ряд других.

Функции РТУ сложны и многообразны, и приводить все 101 функцию представляется нецелесообразным. Важ

но подчеркнуть, что функции РТУ по аналогии с приве

денными выше функциями ГТК условно можно разделить на девять основных направлений:

1. функции по реализации таможенной политики Рос

сийской Федерации на территории подведомственного ре

гиона;

2. функции по организации и осуществлению таможен

ного дела в подведомственном регионе;

3. функции по организации, координации и осуществ

лению контроля за взиманием таможенных платежей на территории подведомственного региона;

4. функции по организации, координации и контролю за осуществлением таможенного контроля нижестоящи

ми таможенными органами;

5. функции по организации, координации и контролю за деятельностью нижестоящих таможенных органов по борьбе с преступлениями и административными правона

рушениями в сфере таможенного дела;

6. функции по осуществлению валютного контроля в подведомственном регионе в качестве агента валютного контроля;

7. функции по осуществлению контроля за соблюде

нием законодательства о таможенном деле в подведом

ственном регионе;



8. функции по обеспечению развития таможенной ин

фраструктуры в подведомственном регионе;

9. функции по организации и осуществлению кадро

вой работы в таможенных органах подведомственного ре

гиона.

Данная группа функций РТУ по своей направленнос

ти, казалось бы, совпадает с наименованием аналогичных функций ГТК России. Однако, по содержанию они раз

личны. Структура управления (в том числе и таможенным делом) такова, что по мере движения сверху вниз по системе управления объект управления масштабно изме

няется, изменяется и субъект управления, а управленчес

кие функции конкретизируются с учетом изменения объек

та и субъекта управления.

Для реализации возложенных на них функций и ре

шения поставленных перед ними задач РТУ обладают рядом прав, закрепленных Общим положением о РТУ Российской Федерации:

• по изданию в пределах своей компетенции право

вых актов по таможенному делу;

• по взаимодействию с органами государственной вла

сти Российской Федерации и ее субъектов, органами мес

тного самоуправления, предприятиями, организациями и гражданами;

• по контролю за деятельностью участников внешне

экономической деятельности в подведомственном РТУ регионе;

• по внесению в ГТК России предложений по совер

шенствованию таможенного законодательства и практи

ки его применения;

• по организации борьбы с нарушениями таможенно

го законодательства;

• по контролю за деятельностью нижестоящих тамо

женных органов и др.

Создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений осуществляет ГТК России. В на

стоящее время территория России поделена на семь феде

ральных округов и исходя из этого строится и формиро

вание региональных таможенных управлений.

Типовая организационная структура и предельная штат

ная численность региональных таможенных управлений утверждаются ГТК России.

Возглавляет РТУ начальник, назначаемый и освобожда

емый от должности Председателем ГТК России. Заместите

ли начальника, начальник отдела бухгалтерского учета и контроля (главный бухгалтер) и начальник юридического отдела РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами ГТК России по представлению начальника РТУ. Начальники иных самостоятельных структурных подразде

лений РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами начальника РТУ по согласованию с соответству

ющими структурными подразделениями ГТК России.

Также как и в ГТК России, в РТУ РФ создается колле

гия, которая состоит из начальника управления (предсе

датель коллегии), заместителей начальника управления по должности, иных руководящих работников управле

ния и 

нижестоящих таможенных органов. При этом, чле

ны коллегии РТУ, кроме лиц, входящих в нее по должно

сти, утверждаются ГТК России по представлению началь

ника РТУ. Регламент работы коллегии РТУ также утвер

ждаются ГТК России.

На своих заседаниях коллегия РТУ РФ рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью управ

ления и находящихся в его непосредственном и оператив

ном подчинении таможенных органов и организаций та

моженной службы. Решения коллегии РТУ, также как и решения коллегии ГТК России, проводятся в жизнь при

казами ее председателя — начальника РТУ. При наличии разногласий между начальником управления и возглав

ляемой им коллегией начальник РТУ проводит в жизнь свое решение, докладывая об этом в ГТК России.

РТУ РФ является органом федеральной исполнитель

ной власти, обладает статусом юридического лица и фи

нансируется как из средств федерального бюджета, так и из иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников.
^ 2.3. Таможня, таможенный пост

Организационный фундамент системы таможенных ор

ганов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.

Таможня РФ входит в единую систему таможенных ор

ганов России и осуществляет свою деятельность под об

щим руководством ГТК России и непосредственным руко

водством РТУ, в состав которого она входит. В ряде слу

чаев таможни подчиняются непосредственно ГТК России.

Таможни и их подразделения (таможенные посты, цен

тры таможенного оформления и др.) создаются, как пра

вило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория подведомственного таможне региона опреде

ляется ГТК России с учетом мнения РТУ и может, как совпадать, так и не совпадать с административными гра

ницами субъектов федерации, на территории которых они создаются. Так, например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на всю территорию Архангель

ской области, юрисдикция Ростовской таможни — далеко не на всю территорию Ростовской области, а вот Воро

нежская таможня обладает юрисдикцией аж на террито

рии трех областей: Воронежской, Липецкой и Тамбовс

кой. Следует также отметить, что в порядке, предусмот

ренном ГТК России, РТУ вправе изменять границы под

ведомственных регионов непосредственно подчиненных ему таможен.

Размещение таможен на территории страны связано как с маршрутами перемещения грузов, так и с концентраци

ей участников внешнеэкономической деятельности. Вплоть до начала 1990-х годов большинство таможен располага

лось в приграничной зоне в районах транспортных узлов:



портов, аэропортов и железнодорожных станций. Либе

рализация внешнеэкономической деятельности обуслови

ла необходимость реорганизации системы таможенных органов и создания большой сети так называемых «внут

ренних» таможен (таких как, например. Воронежская, Краснодарская, Новосибирская и др.). Необходимость их создания была вызвана тем, что приграничные таможни стали не в состоянии оперативно решать ряд таких важ

ных вопросов, как, например, установление степени пере

работки товара, места его производства, проведение това

роведческих экспертиз и т. д.

Деление таможен России на пограничные и внутрен

ние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.

Среди таможен есть небольшие, в которых работает не более ста человек, и крупные — со штатом до тысячи и более сотрудников. Для дифференциации таможен в за

висимости от размеров им присваиваются разряды (кате

гории). Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и в советский период нашего госу

дарства.

Таможенный пост РФ согласно действующему законодательству также входит в единую систему таможенных органов России, является первичным звеном этой систе

мы и осуществляет свою деятельность под непосредствен

ным руководством таможни. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ГТК России.

Таможенные посты могут различаться по своему юри

дическому статусу. В соответствии с законодательством решением ГТК России таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные по

сты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими. Таможенные посты, не имеющие такого статуса обладают ограничен

ной правоспособностью. Так, например, в случае судебно

го обжалования действий или бездействия должностных лиц таможенного поста, — в качестве ответчика, как пра

вило, выступает таможня, в состав которой входит дан

ный таможенный пост.

По этой и по ряду иных причин при разработке Проекта нового Таможенного кодекса РФ часть его разработчи

ков настаивала на исключении таможенных постов из системы таможенных органов как ее самостоятельных звеньев. И первоначально так и было сделано, однако впоследствии структура системы таможенных органов в Проекте нового ТК все же была оставлена неименной, т. е. четырехзвенной.

Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего через каждый конкретный таможенный пост и может колебаться от нескольких человек до ста и более.

Размещение таможенных постов также как и таможен строится по территориальному принципу: расположение таможенных постов непосредственно вблизи пунктов про

пуска через таможенную границу сочетается с размеще

нием их 

внутри таможенной территории страны на крупных промышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, а также местах сосредоточения участников внешнеэкономической деятельности.

Задачи таможен и таможенных постов, закрепленные в утвержденных ГТК России Общих положениях о таможне и таможенном посте во многом схожи. Основной их зада

чей является непосредственное осуществление таможен

ного дела на территории подведомственного региона.

Функции таможен (их 65) и таможенных постов (их всего 25) также во многом схожи и более конкретно раскрывают функции таможенных органов, изложенные в ст. 10 ТК РФ. Условно их можно разделить на три взаимозависи

мых группы: экономические (фискальные), правоохрани

тельные и организационно-аналитические функции.

Так, таможня претворяет и таможенный пост участву

ет в претворении в жизнь в подведомственном регионе правового, экономического и организационного механиз

мов реализации таможенной политики;

-таможня участвует в разработке и реализует, а таможенный пост участвует в реализации программ развития таможенного дела в под

ведомственном регионе;

-осуществляют контроль за соблю

дением всеми юридическими и физическими лицами пра

вил, порядка и условий таможенного дела; осуществляют таможенное оформление товаров и транспортных средств;

-осуществляют контроль за достоверностью и полнотой сведений, представляемых для таможенных целей;

-осу

ществляют контроль за доставкой товаров и транспорт

ных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенны

ми органами;

-осуществляют контроль за целевым исполь

зованием условно выпущенных товаров и транспортных средств;

-начисляют и взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; контролируют деятельность в подведомственном регионе таможенных бро

керов, таможенных перевозчиков;

-выполняют функции агентов валютного контроля; осуществляют борьбу с кон

трабандой, иными преступлениями, нарушениями тамо

женных правил и административными правонарушения

ми, посягающими на нормальную деятельность таможен

ных органов и др.

Вместе с тем, таможня выполняет также ряд функций, не присущих таможенным постам. Так, таможня органи

зует, координирует и контролирует деятельность подчи

ненных таможенных постов;

-обобщает и анализирует прак

тику применения средств таможенного регулирования экономической деятельности, правоприменительную прак

тику;

-осуществляет контроль за единообразным и точным исполнением законодательства структурными подразделе

ниями таможни и нижестоящими 

таможенными поста

ми; осуществляет проведение проверок финансово-хозяй

ственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства;

-осуществляет контроль за соблю

дением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при осуществлении дознания по таможенным преступлениям, оперативно-ро

зыскной деятельности, производстве по делам о наруше

ниях таможенных правил и административных правона

рушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов;

-организует и проводит обучение спе

циалистов в области таможенного дела для государствен

ных органов, коммерческих и некоммерческих организа

ций;

-вносит в вышестоящий таможенный орган предло

жения о создании, реорганизации и ликвидации в подве

домственном регионе таможенных постов;

-проводит атте

стацию сотрудников таможни и нижестоящих таможен

ных постов, приводит их к присяге и др.

Поставленные перед ними задачи и возложенные на них функции таможня и таможенный пост решают непос

редственно и во взаимодействии с территориальными орга

нами других федеральных органов исполнительной влас

ти, органами исполнительной власти субъектов Российс

кой Федерации, на территории которых они находятся, органами местного самоуправления, коммерческими и не

коммерческими организациями, а также гражданами.

Таможня является юридическим лицом со всеми прису

щими юридическим лицам атрибутами, финансируется за счет средств федерального бюджета и иных предусмотрен

ных законодательством источников и обладает правом опе

ративного управления в отношении имущества, являюще

гося федеральной собственностью и закрепленного за ней.

Таможенный пост как уже отмечено (за редким исклю

чением) не является юридическим лицом и находится в оперативном подчинении таможни, в состав которой он входит.

Типовая структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается ГТК России. Конкрет

ная структура и штатная численность таможни и тамо

женного поста утверждается вышестоящим таможенным органом.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможни осу

ществляет ГТК России по представлению либо с учетом мнения РТУ, в состав которого входит данная таможня.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ РФ, а таможенного поста со ста

тусом юридического лица или непосредственно подчинен

ного ГТК России, либо подчиненного таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной ГТК России, — ГТК России.

Территориальный принцип организации и функциони

рования таможен не исключает возможность их спе

циализации — специализации таможенного дела при оп

ределенных обстоятельствах. Так, например, образован

ная в 1984 г. на базе отдельного поста Шереметьевской таможни Чкаловская таможня специализируется 

на та

моженном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области.

Не занимаются таможенным оформлением и контро

лем, но являются также специализированными создан

ные в ряде таможенных регионов (Центральном, Северо-Западном, Южном и ряде других) так на

зываемые «оперативные» таможни. Эти таможни созда

ны в целях реализации Федерального закона РФ «Об опе

ративно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. и усиления борьбы с таможенными правонарушениями.



Заключение
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

- таможенные органы РФ являются неотъемлемой частью экономической политики государства. Особенно важна их роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной. Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, происходивших в стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ. Задача таможенной системы состоит в том, чтобы состыковать новую экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, для выполнения этой задачи является соответствующее постановка таможенного дела. И как следствие развитие правовой базы всего таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта. Россия, будучи великой евроазиатской страной, имеет исключительно благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему.

- Таможенная политика зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Её сущность проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д.

- реализация таможенной политики осуществ

ляется в соответствии с таможенно-правовыми нормами. Необходимость четкой правовой регламентации таможенной политики обусловлена, прежде всего, тем, что инструменты ее осуществления прямо или косвенно вторгаются в сферу ча

стного бизнеса, императивно регулируя те или иные направления предпринимательской деятельности.

- Таможенно-правовые нормы устанавливаются государством, которые определяют правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Совокупность таможенно-правовых норм составляет комплексную отрасль российского законодательства.

- источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит общие правила в таможенном деле. Таким обра

зом, источник таможенного права должен носить нормативный характер. К основным элементам системы источников таможенного права России от

носятся:

а) внутреннее таможенное законодательство;

б) международно-правовые договоры и соглашения с участием России, ка

сающиеся таможенных вопросов»

Комплексный характер таможенного законодательства предполагает использование отдельных норм, содержащихся в источниках других отраслей 

права - Уголовном кодексе (уголовно наказуемая контрабанда, валютные преступления), Гражданском кодексе (права и обязанности сторон по договору хра

нения и перевозки при регулировании правоотношений, возникающих в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможен

ном складе и складе временного хранения и т.д.), Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и т.д.

- Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в тамо

женной сфере развивается по трем основным направлениям:

1) взаимодействие со странами СНГ;

2) сотрудничество со странами "дальнего зарубежья";

3) сотрудничество в рамках международных организаций.

- Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формули

ровка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход к определению таможенной территории непосредственно указывает на пространственные пределы действия норм таможенного законодательства. TK (ст. 3) при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории: "Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними". В соответствии с TK российская таможенная территория включает в себя находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключитель

ной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

- В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Непосредственное руководство осуществляется ГТК России, являющимся центральным органом исполнительной федеральной власти.

- Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий (взимания та

моженных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и т. д.) создаются специальные таможенные органы.

- Таможенные органы являются правоохранительными (ст. 8 ТК) и военизи

рованными органами (указ Президента РФ "Об отнесении таможенных органов к государственным военизированным организациям"). Таможенные органы со

ставляют единую систему, в которую входят:

- ГТК России;

- региональные таможенные управления;

- таможни;

- таможенные посты.

Список использованной литературы


  1. Конституция Российской Федерации (официальный текст. Историко-правовой комментарий) – 3-е изд., перераб. – М.: Норма, 2009. – 144с.

  2. Таможенный Кодекс РФ (2003 г.; раздел №1, глава №1 «Основные положения»).

  3. Закон РФ «О службе в таможенных органах».

  4. Внесение дополнений в закон РФ «О службе в таможенных органах».

  5. Указ президента РФ «Об утверждении Полномочия о Государственном таможенном Комитете РФ»

  6. Положение о Государственном таможенном комитете РФ (с изменениями на 16 сентября 1999 г.).

  7. Энциклопедический словарь «Брокгауза и Эфрона».

  8. Энциклопедический справочник «Кирилла и Мефодия».

  9. Энциклопедический справочник «Право» (раздел «Таможенные органы РФ»), издатель: ООО «Руссобит-Паблишинг», г. Сергиев Посад, 2005г.





Скачать файл (61.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации