Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Правовые аспекты доступа к фондам личного происхождения - файл 1.doc


Реферат - Правовые аспекты доступа к фондам личного происхождения
скачать (72 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc72kb.18.12.2011 20:36скачать

содержание

1.doc

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Историко-архивный институт
Факультет архивного дела

Кафедра архивоведения

Боровков Дмитрий Александрович

Правовые аспекты доступа к фондам личного происхождения




реферат

студента IV курса з/о



Научный руководитель:

к.и.н. Бурова Е.М.


Москва 2007 год

Введение

Конституция 1993 г. закрепила право граждан свободно искать, по­лу­чать, передавать, производить и распространять информацию лю­бым за­конным способом (ст. 29). Развивая это конституционное по­ложение, ар­хивное законодательство РФ предоставило всем юридическим и физиче­ским лицам права использования документов госу­дарственной части Ар­хивного фонда РФ и справочников к ним. Но да­леко не вся информация может быть доступна для свобод­ного ис­пользова­ния. Законодательство РФ, рег­ламентируя архивную деятель­ность, обязы­вает государственную ар­хивную систему обеспе­чивать кон­ституцион­ное право граждан на не­прикосновенность част­ной жизни, лич­ную, семей­ную тайну, по­скольку они могут быть за­тронуты несанкциони­рованным раз­глаше­нием информа­ции, содер­жащейся в поступивших и по­ступающих на хранение в государ­ствен­ные архивы документах.

Право на неприкосновенность частной жизни означает принад­лежа­щую человеку и гарантированную государством возможность контролиро­вать информацию о самом себе, препятствовать разглаше­нию сведений лич­ного характера. Оно обеспечивается ря­дом норм различных от­раслей права и является одним из существен­ных элемен­тов правового ста­туса гражданина. Неприкосновенность частной жизни, право на личную и се­мейную тайну наряду с другими немате­риальными благами, принад­лежа­щими гражданину от рожде­ния или в силу закона, неотчуждаемы и непере­даваемы иным спосо­бом. Попытаемся выяснить, как эти фундаментальные правовые нормы формируют ситуацию вокруг архивов личного происхож­дения в современном архивоведении.
***

Архивы (фонды) личного происхождения относятся к той части Го­сударственного архива РФ, имеющей статус так называемого огра­ничен­ного доступа. К документам ограниченного доступа относятся документы государственной части Архивного фонда РФ, содержащие государ­ствен­ную тайну (секретные), и документы государственной и него­сударствен­ной частей Архивного фонда, содержащие информа­цию, отнесенную дей­ствующим законодательством к конфиденциаль­ной (информацию служеб­ного и персонального характера). Использо­вание документов ограничен­ного доступа до утраты ими секретно­сти или конфиденциальности осуще­ствляется в установленном за­коном порядке. Хранящимися на особых ус­ловиях доступа являются доку­менты, собственники которых, передавая их в архив на постоянное хранение в собственность государства или на вре­менное, в т.ч. де­по­зитарное хранение, оговорили особые условия доступа к ним и их ис­пользования в соглашении (договоре).

При предварительном оформлении пе­редачи документов в го­судар­ственную собственность владелец документов, если это необхо­димо, ого­варивает в заявлении ограничение использования всех или от­дельных документов, при этом указывая и формы ограничи­ваемого использова­ния (экспонирование, публикация, выдача в чи­тальный зал архива). Обяза­тельно оговаривается порядок использова­ния следующих документов: объектов авторского права, использова­ние которых в соответствии с зако­ном Об авторском праве и смеж­ных правах» может осуществляться при жизни автора и в течение 50 лет после его смерти только с согласия пра­вообладателя, независимо от формы их поступления в собственность го­сударства (дар, при­обретения).

Кроме того, владелец документов, пе­редаваемых в собствен­ность государства, может поставить условия: оставить за собой право использо­вания отдельных докумен­тов на определенный срок; за­крыть для исполь­зования отдельные документы на определенный срок; запросить у государ­ственного архива копии отдельных доку­ментов безвозмездно (при пе­редаче доку­ментов в дар) или за плату (при передаче документов за де­нежное вознаграждение). В догово­ре или соглашении могут не оговари­ваться: выдача во временное поль­зование документов самому фондообра­зователю, передавшему свой личный архив в собственность государства безвозмездно; ограни­чение использования документов ныне здравствую­щих граждан, выдаваемых для использования только с их согласия. При поло­жительном решении вопроса о приеме или приобретении докумен­тов заключается соответственно договор даре­ния или соглашение о при­обретении, где перечисляются условия поступления доку­ментов в госу­дарственную собствен­ность с постоянным хранением в гос­архиве (пред­варительно означенные в за­явлении владельца доку­ментов). В случае, если фондообразователь или владелец лич­ного архива передает документы частя­ми, рассматриваются все пред­ложения о приобретении доку­мен­тов и все первые предложения доку­ментов, передаваемых безвозмездно. Во­прос о приеме и фондировании после­дующих безвозмездных пред­ложе­ний до­кумен­тов, если он не требует повторного заключения дого­вора, ре­шается в рабочем порядке и оформляется актом о приеме доку­ментов в собст­венность архива.

Подписанные договор или соглашение, а также утвержденный акт со всей доку­ментацией соответствующего наблюдатель­ного дела посту­пают в группу учета гос­архива. Принятым документам личного архива присваивается номер фонда, о чем делаются соответ­ствующие записи в книге учета поступлений документов и соответ­ственно в договоре, согла­шении или акте. Договор или соглашение с момента его подписания сто­ронами (акт с момента записи в книгу учета поступлений доку­ментов) являются юридическими доку­ментами, на основании которых докумен­ты личного проис­хождения становятся государственной собственностью и вклю­ча­ются в государственную часть Архив­ного фонда Российской Феде­ра­ции.

В соответствии с основами архивного законодательства РФ, прика­зами и рас­поряжениями Федеральной архивной службы России государст­венные архивные учре­ждения оказывают гражданам содей­ствие в реализа­ции их конституционного права на личную тайну, в частности, путем ог­раничения в использовании ар­хивных докумен­тов, отражающих личные тайны. Например, Временный регламент исполь­зования документов с ин­формацией, относящейся к тайне личной жизни граждан РЦХИДНИ (РГАСПИ) (1994) постановлял, что к ним могут быть отнесены све­дения о здоровье, семейных и интимных от­ноше­ниях, имущест­венном по­ложении, источниках доходов, об об­стоятельствах рождения, усы­нов­ления, установ­ления опеки, развода и вступления в брак, личных при­выч­ках и наклонно­стях, о деятельности в области частного произ­вод­ства, биз­неса, изобрета­тельства, об ин­теллектуальной собствен­но­сти; сведения, раз­глашение ко­торых соз­дает угрозу личной безопас­ности членов семьи и жи­лища, сведе­ния об участии граждан в дейст­виях го­су­дарственных следствен­ных орга­нов (или близких по харак­теру дей­ствиях руководящих и контроль­ных ор­ганов КПСС и Комин­терна) в качестве об­виняемых, свидетелей, ин­форма­торов и т. п.; о рассматри­вавшихся персо­нально в руководящих и кон­трольных орга­нах КПСС и Коминтерна делах морально-этиче­ского харак­тера, делах по обви­нению в упущениях и зло­употребле­ниях по служебной дея­тельности, кроме случаев, не подлежащих за­секречиванию согласно ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне», дру­гая информация, ис­пользова­ние которой без согласия заинтересо­ванных лиц может на­нести ущерб чести и достоинству граждан. Тем не менее, несколько лет назад отмеча­лось, что вопросы использования документов, содер­жащих све­дения о ча­стной жизни граждан, не на­шли оптимального регу­лирования на законода­тельном уровне. Отсут­ствие четких формулировок в законодатель­стве по-прежнему вынуж­дает сотрудников государственных архивов само­стоя­тельно, на свой страх и риск, решать вопросы доступа к отдельным до­ку­ментам.

В соответствии со 3 пунктом 25 ст. действующего федерального за­кона “Об Архивном деле в Российской Федерации” от 27 октября 2004 г. было введено ограничение на “доступ к архивным докумен­там, содержа­щим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его ча­стной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безо­пасно­сти, устанавлива­ется на срок 75 лет со дня создания указанных доку­ментов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения на­следников данного гражданина ограниче­ние на доступ к архивным доку­ментам, содержащим сведе­ния о лич­ной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведе­ния, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных докумен­тов”. До 2004 г. аналогичные ограничения регулировались 20 ст. Ос­нов зако­нодательства РФ об Архив­ном фонде РФ и архивах (1993), По­ложе­нием об Архивном фонде РФ (1994), в соответствии с кото­рыми был разработан ряд мето­дических документов Росархива.

Вышеупомянутый Временный регламент использования доку­ментов РЦХИДНИ предусматривал, что в полном объеме дела пре­доставлялось лицу, на которого оно заведено, его наследни­кам, бли­жайшим родственни­кам или сторонним поль­зователям, имеющим юридически оформленную доверенность; они имели право па получе­ние копий документов, за исклю­чением тех, которые затра­гивают личные интересы других граждан, упо­минаемых или прохо­дящих по делу. Однако копирование личных или дру­гих дел в полном объеме было запрещено.

В то же время, не мог быть ограничен допуск к находящимся и тex же делах документам автобиографического и биографического ха­рактера (автобиографиям, биографическим справкам, мандатам, удо­стоверениям, командированным предписаниям, деловым и поли­тическим характеристикам, письмам и т.п.), если они не содержат сведений, состав­ляющих личную тайну, а также к документам, не подлежащим засекречи­ванию по Закону «О государственной тайне».

Согласно регламенту, вопрос об использовании в печати, в экспо­зиции выставок или публикации документов, решался дирек­цией архива, исходя из их научной ценности в качестве историче­ских источни­ков, но с учетом охраняемых законом интересов граждан. Допускалась публикация или экспонирование таких доку­ментов с купюрами, либо ано­нимная пуб­ликация, в которой отсутст­вовали подписи авторов, имена и фамилии упо­минаемых лиц.

Проблема отбора фондов личного происхождения была поставлена в архивоведении 1960–1970-х гг., в связи с тем, что одна часть архивистов предлагала четко определить круг лиц, чьи фонды подлежали бы государс­твенному хранению, тогда как другая часть выступила против подобного подхода, мотивируя это ценностью индивидуального мировосприятия.

1, Источники комплектования.

Согласно “Методическим рекомендациям по работе с документами личного происхождения” в области литературы и искусства (1990 г.) ис­точниками комплектования государственных архивов документами лич­ного происхождения могут являться фонды писателей, критиков, перево­дчиков, литературоведов, фило­логов и других деятелей литературы; ком­позиторов, дирижеров, музыкантов-исполнителей и других деятелей му­зыкальной культуры; художников, скульпторов, архитекторов, искусство­ведов, организаторов выставок, художников-фотографов и других деяте­лей изобразительного искусства; актеров и режиссеров драматического и музыкального театра, эстрады, цирка; балетмейстеров, хормейстеров, ди­ректо­ров и антрепренеров зрелищных предприятий, театроведов и других театральных деятелей; кинорежиссеров, сценаристов, кинооператоров, кино­актеров, киноведов и других деятелей кино; фольклористов и биб­лиографов; коллекционеров документов по литературе и искусству.

Этапы комплектования.

Комплектование государственных архивов докумен­тами личного про­исхождения имеет поэтапный характер и вклю­чает:

  1. инициативный поиск документов, выявление источников ком­плектования государственного архива документами лич­но­го происхождения;

  2. разъяснительную работу с владельцами личных архивов; при­менение методов убеждения, что требует компетентно­сти и такта от сотрудников архива;

  3. отбор документов на государственное хранение на дому у вла­дельца архива, оформление расписки в приеме докумен­тов на рассмотрение ЭПК архива;

  4. предварительный учет документов личного архива с целью проведения первичной экспертизы их ценности, оценки и подготовки к рассмотрению ЭПК архива;

  5. рассмотрение документов ЭПК архива, решение вопроса об их приеме, фондировании и определении категории фонда.

Этапы и критерии экспертизы ценности.

Экспертиза ценности фондов и документов личного происхождения осуществляется на стадии комплектования архива документами личного происхождения и на стадии комплексной разработки архивных справочников к фондам. Отбор фондов личного происхождения производится на основании со­ответствия критериям экспертизы ценности, по заключению Экспертной ко­миссии, к которым относятся:

  1. значение творческой и общественной дея­тельности фондообра­зова­теля, получившей государственное или общест­венное признание; в числе ключевых аспектов этого критерия являются мнения экспертов-специалистов в данной области (спе­циальное исследование, заключение, письмо в ЭПК ар­хива);

  2. история и состав фонда (что позволяет оце­нить степень сохран­ности и полноты фонда; наличие документов, отложив­шихся в фонде и отражаю­щих круг интересов фондообразова­теля, особенно­сти фиксации творческого процесса или иной деятельности фондообразова­теля).

  3. взаимосвязь фонда с другими комплексами документов (осно­ванная на критерии повторяемости информации или критерии взаимодополнений).

К критериям оценки ценности документов личного происхождения от­носится: 1) значение творческой и общественной деятельности автора доку­мента; 2) время и место создания документа; 3) значимость содержания до­кумента, его информационная, художественная и научная ценность; 4) внеш­ние признаки документа; 5) взаимосвязи с другими документами. Значение творческой и общественной деятельности автора документа определяется с учетом перечисленных факторов.

Критерии ценности фондов и документов применяются в процессе вы­явления особо ценных документов:

1) на этапе комплектования — в целях более детального предваритель­ного учета особо ценных документов и их оценки, если они приобретаются в собственность государства, а также в целях определения категории фонда;

2) на этапе научного описания и на этапе хранения — в це­лях учета особо ценных документов и создания страхового фонда их копий.

Ограничения в использовании документов личного происхождения.

При передаче документов на государственное хранение владелец может по­ставить некоторые ограничения в их использовании, например,

1) оставить за собой исключительное право публикации документов на определенный по договоренности срок;

2) оставить за собой право ограничения использования отдельных документов на определенный по договоренности срок.

3) закрыть для использования отдельные документы на опреде­ленный по договоренности срок;

4) предоставить членам комиссии по наследию данного фондообpaзователя право исключительного пользования документами;

5) передать отдельные документы при условии предоставления ему фото- или ксерокопий. (эти копии изготовляются за счет государственного архива при безвозмездной передаче этих документов и за счет владельца при передаче за денежное вознаграждение).

Обяза­тельно оговаривается порядок использова­ния следующих доку­ментов, являющихся объектами авторского права, использова­ние которых в соответствии с зако­ном “Об авторском праве и смеж­ных правах” может осуществляться при жизни автора и в течение 50 лет после его смерти только с согласия пра­вообладателя, независимо от формы их поступления в собственность го­сударства.

В соответствии со 3 пунктом 25 ст. действующего федерального за­кона “Об Архивном деле в Российской Федерации” от 27 октября 2004 г. введено ограничение на доступ к архивным докумен­там, содержа­щим све­дения о личной и семейной тайне гражданина, его ча­стной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безо­пасно­сти, устанавлива­ется на срок 75 лет со дня создания указанных доку­ментов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения на­следников данного гражданина ограниче­ние на доступ к архивным доку­ментам, со­держащим сведе­ния о лич­ной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведе­ния, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее, чем через 75 лет со дня создания указанных докумен­тов.

Заключение

Таким образом, несмотря на формирование новой законодательной базы по архивному делу, проблема доступа к фондам личного происхож­дения остается дискуссионной. На примере РЦХИДНИ (РГАСПИ) мы ви­дели, что отраслевые архивы пытаются учесть в своих регламентах и тре­бования действующего законодательства и потребности поступательного развития научного процесса; можно сказать, что таким путем в современ­ном отечественном архивоведении складывается своеобразная ситуация компромисса. Несмотря на это, по-прежнему является актуальным поиск других путей, которые позволили бы исследователям более интенсивно использовать документы из фондов личного происхождения, так как они представляют огромный информационный пласт, позволяющий модифи­цировать наши представления и о современности и о прошлом, несмотря на то, что некоторые исследователи считают, что от уровня гарантирован­ности сохранения тайн личной жизни граждан зависят такие фундамен­тальные принципы, как степень свободы личности в государ­стве, де­мокра­тичность и гуманность существующего политического режима.
^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон “Об Архивном деле в Российской Федерации” // Российская газета, 27 октября 2004 г.

Временный регламент использования документов с информацией, относящейся к личной жизни граждан РЦХИДНИ // Отечественные ар­хивы, 1995 №2.

Белова, С. И. Проблемы соотношения права граждан на получение архивной информации с правом на неприкосновенность
частной жизни // Правоведение. 1998. № 1.

Евстигнеева А.Л. Об изменениях в методике комплектования госар­хивов документами личного происхождения // Отечественные архивы, 1995 №2


Скачать файл (72 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации