Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? - файл Аннотация.doc


Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?
скачать (335.6 kb.)

Доступные файлы (10):

Аннотация.doc54kb.03.09.2011 18:19скачать
ПРИЛОЖЕНИЕ1.doc36kb.10.10.2004 23:46скачать
ПРИЛОЖЕНИЕ 2,3,4.doc86kb.04.09.2003 23:48скачать
Приложение 3 к СанПиН.doc35kb.17.08.2004 17:08скачать
Список используемой литературы.doc33kb.15.11.2004 01:07скачать
ТАБЛИЦА 1исправл..doc88kb.14.10.2004 12:59скачать
ТАБЛИЦА I1-исправл..doc33kb.14.10.2004 12:55скачать
Часть 1.doc486kb.18.09.2005 18:00скачать
Часть 2.doc848kb.23.12.2004 00:40скачать
Часть 3.doc296kb.18.11.2004 18:37скачать

содержание

Аннотация.doc

Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В.


Как организовать дополнительное образование детей в школе?


Москва

2005


Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? – Москва, АРКТИ, 2005.
Эта книга исследует практику последних лет – введение в образовательную среду школ дополнительного образования детей. Какие цели преследуют организаторы школ полного дня: только ли чем-то занять детей, отвлечь их от улицы? Почему образование дополнительное часто более привлекательно для ребенка, чем основное (школьное)? Какую реальную пользу оно может принести современной школе в целом и отдельному ребенку в частности? Что надо сделать для того, чтобы занятия в кружках, студиях, секциях, клубах не превратились в обычные факультативы или дополнительные уроки, а школа не стала «камерой хранения детей» до возвращения родителей с работы?

Над этими и другими вопросами интересно будет поразмышлять директорам школ и учителям, классным руководителям и вожатым, педагогам дополнительного образования и педагогам-организаторам школ и учреждений дополнительного образования детей – всем тем, кто хочет сделать современное образование сферой полноценного личностного развития учащихся.
^ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Буйлова Любовь Николаевна, доцент кафедры педагогики Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук; д.т. 909-20-24.
^ Клёнова Нина Владимировна, зам. зав. отделом развития кадрового потенциала Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, кандидат философских наук; д.т. 931-04-02.

Содержание



Предисловие


Часть 1. Дополнительное образование детей: разберемся в понятиях и ценностях:

  • Что нужно знать об особенностях современного дополнительного образования детей?

  • Что составляет нормативно-правовую базу дополнительного образования детей?

  • Чем дополнительное образование может быть полезно школе?

  • В каком состоянии находится сегодня школьное дополнительное образование?


Часть 2. Практические советы по организации дополнительного образования детей в школе полного дня:

  • С чего начать организацию дополнительного образования?

  • По каким направлениям может осуществляться дополнительное образование детей?

  • Какие виды детских объединений по интересам могут быть в школе полного дня?

  • Как составить учебный план и расписание занятий блока дополнительного образования?

  • Как организовать образовательный процесс в школьном блоке дополнительного образования?

  • Как спланировать и проанализировать учебное занятие?

  • Как разработать авторскую образовательную программу?

  • Как провести экспертизу дополнительной образовательной программы?

  • Что такое конкурс авторских программ в системе дополнительного образования детей?

  • Как и чем измерить образовательные результаты детей в дополнительном образовании?

  • Что такое культурно-досуговая деятельность в системе дополнительного образования детей?

  • Каковы особенности культурно-досуговых программ?

  • Как составить культурно-досуговую программу?

  • Какие технологии воспитания и обучения детей используются в дополнительном образовании?

Часть 3. Педагог дополнительного образования в школе: личность и профессионал

  • Профессиональный портрет педагога дополнительного образования: каков он?

  • Как педагогу подготовиться к аттестации?

  • Как педагогу повысить свою квалификацию?

  • Как стать участником Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»?

Приложения

Литература



Предисловие
Среди прогрессивных идей последних десятилетий заметное место занимает идея непрерывного образования. Ее главный смысл – обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей жизни. Вот почему десятки стран мира активно ищут свою модель непрерывного образования.

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, которая способна к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу предметных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. До тех пор, пока школьная система образования будет сориентирована на трансляцию знаний без учета разностороннего развития личности ребенка, решение проблем самоопределения и самореализации школьников останется не более чем провозглашенным лозунгом, а реализация личностно ориентированного подхода – недостижимой задачей.

Практика показывает, что все эти требования к уровню образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: оно все больше нуждается в неформальном дополнительном образовании. Это означает, что назрела необходимость освоения массовой школой качественно иной функциональной модели деятельности, базирующейся на принципе полноты образования. Путь к нему – через создание в каждой школе целостного образовательного пространства, в котором базовое (общее) и дополнительное образование детей выступают как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты. В этих условиях школа, наконец-то смогла бы преодолеть столь свойственный ей интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в меняющемся обществе.

Подобная модель организации образовательной деятельности могла бы сыграть существенную роль и в плане повышения безопасности российских школьников. Работа школы как интегрированного комплекса, доступного детям в течение полного дня, избавила бы многих из них от каждодневного «испытания улицей», а родителей, часто вынужденных сегодня оставлять детей после уроков без присмотра, - от постоянного беспокойства за их жизнь и здоровье.

С 1 сентября 2004 г. в Москве начался крупномасштабный эксперимент по переводу более 200 школ столицы в режим работы школы полного дня. Их задача - приблизить к детям спортивные секции и туристические клубы, изостудии и музыкальные школы, многочисленные кружки по интересам и, тем самым, отвлечь школьников от «влияния» улицы», дать им возможность прямо в школе реализовать себя в разнообразных не учебных формах деятельности.

Таким образом, сама жизнь приводит к необходимости во многом по-новому взглянуть на место и роль дополнительного образования детей в современной школе. Если в полной мере использовать уникальный потенциал этого вида образования, то оно могло бы стать незаменимой составной частью процесса школьного обучения и личностного развития каждого ребенка.

Дополнительное образование предоставляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся начальной и основной школы. Многие дополнительные образовательные программы могут выступить в роли факультативных курсов, стать прямым продолжением базовых образовательных программ и дать при этом детям необходимые для жизни практические навыки.

Уникальный образовательный потенциал дополнительного образования может быть активно использован в процессе введения профильного обучения на старшей ступени общего образования. В системе дополнительного образования разработаны и в течение ряда лет реализуются образовательные программы, которые могут стать основой как предпрофильных курсов (ориентационных, ознакомительных), позволяющих девятиклассникам составить представление о различных профессиональных сферах и определиться относительно будущего профиля обучения в старшей школе, так и элективных курсов (курсов по выбору) в составе того или иного избранного школой профиля.

Использование в ходе преподавания школьных предметов специфических приемов, присущих дополнительному образованию, может придать изучаемым темам образность и выразительность, способствовать их лучшему усвоению школьниками, повышению их мотивации к обучению.

Чрезвычайно широк спектр возможностей дополнительного образования в плане организации внеурочной деятельности детей через кружки, клубы, студии, спортивные секции, соответствующие многообразию интересов учащихся. Используя разнообразные культурно-досуговые программы, можно научить детей действительно интересно и содержательно проводить свой досуг.

Велико воспитательное воздействие дополнительного образования. Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, фестивалях, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за нее.

Все эти аспекты сегодня нельзя игнорировать, если мы действительно хотим сделать школу не только официальным заведением, транслирующим знания, но и сферой разностороннего личностного развития ребенка, местом его комфортного бытия.

Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы образовательного учреждения. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто связан с предметным обучением в школе, и тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания единого образовательного пространства в каждой школе.

Данная книга содержит наиболее важные сведения об особенностях современного дополнительного образования детей, а также раскрывает технологию его организации в условиях современной школы. Она дает ответы на ряд ключевых вопросов, в которых необходимо разобраться, организуя или расширяя в школе эту сферу деятельности детей и взрослых. В частности, читатели узнают, на какие документы следует опираться при создании и развитии школьного блока дополнительного образования; какие модели интеграции основного (общего среднего) и дополнительного образования существуют сегодня и как ими можно воспользоваться; чем дополнительные образовательные программы отличаются от школьных учебных программ, как их разработать педагогу и использовать для расширения кругозора и формирования личностных качеств учащихся; кто может быть педагогом дополнительного образования, как рационально организовать его деятельность, где повысить квалификацию и как подготовиться к аттестации.

Книга снабжена большим количеством сносок. Обращение читателей к ним может вооружить их конкретными методиками, апробированными в системе дополнительного образования детей.

Настоящее издание будет полезно педагогическим работникам школ, гимназий, лицеев: заместителям директоров по воспитательной работе или по дополнительному образованию детей, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, методистам, воспитателям, вожатым, классным руководителям. Кроме того, практико-ориентированный характер предлагаемых материалов сделает книгу востребованной и для специалистов, работающих в учреждениях дополнительного образования детей – дворцах, домах, центрах детского творчества, детских парках, лагерях летнего отдыха учащихся.


Скачать файл (335.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации