Рабочая программа Методы стилистического анализа текста
скачать (71.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 72kb. | 18.12.2011 20:49 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Художетсвенный текст как объект литературоведческого анализа [ документ ]
- Рабочая программа Социально-бытовая ориентировка школ 8 вида 5-9 классы [ стандарт ]
- Проблема семантического анализа художественного текста [ реферат ]
- Рабочая программа по дисциплине сд. Ф. 8 Моделирование систем По специальности [ документ ]
- Рабочая программа по дисциплине - Архитектура зданий [ стандарт ]
- Протокол № 20 г от августа 20 г. Рабочая программа по самбо возраст Взрослые [ документ ]
- Рабочая программа [ документ ]
- Рабочая программа - Исследование социально-экономических и политических процессов [ стандарт ]
- Рабочая программа по математике 8 (коррекционный) класс 2 вида (для слабослышащих детей) [ стандарт ]
- Рабочая программа по дисциплине - ИТ в профессиональной деятельности [ стандарт ]
- Рабочая программа по истории 7 класс [ стандарт ]
- Рабочая программа учебного предмета «алгебра» Общеобразовательная подготовка Программу составил(а) [ документ ]
1.doc
Методы стилистического анализа текста
(английский язык)
Дисциплина для специальности 033200 – «Иностранный язык»
Рабочая программа
1. Введение
Цель изучения дисциплины
Данная дисциплина ставит целью:
- познакомить студентов с современными исследованиями по основным проблемам анализа текста, с различными школами и методами анализа текста;
- сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о различных подходах к анализу художественного текста, научить пониманию основной идеи текста и замысла автора, выраженных языковыми средствами.
- раскрыть взаимосвязь и закономерности стилистической нормы на всех уровнях речевой структуры письменных текстов;
- научить студентов наряду с подробным лингвистическим анализом текста обращаться к анализу литературного текста с целью выявления его эстетической функции, преодолевая упрощенное отношение к тексту как к источнику только лингвистической информации
^
Задачи изучения дисциплины
-методологическая:
научить студентов применять различные методы и подходы к анализу художественного текста;
- познавательная:
дать представление о специфике изучаемых подходов к анализу художественного текста ;
- практическая:
- обучить основам анализа произведений англоязычных писателей;
- подготовить к выявлению лингвистической природы стилистических средств выражения художественной идеи;
- научить анализу единства средств содержания и средств выражения во всех видах текста;
- научить применению на практике необходимых знаний по теории литературы, стилистике, истории англоязычной литературы для углубленного понимания текстов;
- обучить студентов навыкам переработки текстов в сторону компрессии и расширения;
- привить навыки устного и письменного анализа текста, сравнительного анализа текстов различных типов.
^ обнаружить знания следующих методов и подходов к анализу художественного текста:
традиционные подходы: историко-биографический и морально-философский; объективистский подход; формализм; структурализм и пост-структурализм; деконструктивизм; психоаналитический подход к анализу текста (фрейдизм и юнгианство); феноменологический подход; диалогизм; феминистский подход.
Студент должен продемонстрировать на практике применение одного или нескольких из данных подходов в форме устного и/или письменного анализа художественного текста.
^
Курс, входящий в блок дисциплин по выбору, имеет непосредственную связь с рядом филологических курсов, включенных в блок предметной подготовки. Курс «Методы стилистического анализа текста» является обобщающим для следующих теоретических и практических курсов: стилистика английского языка, лексикология английского языка, теоретическая и практическая грамматика, теоретическая и практическая фонетика, раздел "Литература и психоанализ" в билингвальном курсе педагогики и психологии.
Данная дисциплина связана с курсом "Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка", "Новейшая литература страны изучаемого языка", "Психология" и "Философия" (раздел "Эстетика"). Данный курс является пропедевтическим для дисциплины "Анализ и интерпретация текста", так как в процессе его изучения студенты переходят от конкретных практических вопросов к изучению общих положений анализа текста, что наряду с преемственностью обеспечивает достижение необходимо высокого уровня обобщения.
^
Специальность 033200 – «Иностранный язык»
Форма обучения - дневная
Таблица А.1
Виды учебной деятельности | Кол-во часов | Часов по семестрам | |||||
| | VIII | | | | | |
Аудиторные занятия:
Самостоятельная работа: - изучение учебной литературы по теоретическим вопросам - работа с художественными текстами с целью развития навыков вычленения стилистических приемов | 24 - 24 - - 42 17 25 | 24 - 24 - - 42 17 25 | | | | | |
Всего | 66 | 66 | | | | | |
Вид итогового контроля (зачет, экзамен, ТК) | зач. | | | | | | |
3 Содержание дисциплины
^
3.1.1 Основные подходы к анализу художественного текста: историко-биографический и морально-философский; объективистский подход; формализм; структурализм и пост-структурализм; деконструктивизм; психоаналитический подход к анализу текста (фрейдизм и юнгианство); феноменологический подход; диалогизм; феминистский подход.
8 часов (12 часов СРС)
3.1.2 Литературный текст как поэтическая структура. Вербальный и суправербальный уровни литературного текста. Компоненты поэтической структуры текста: образ, тема, идея, композиция, жанр.
Принципы сцепления поэтической структуры литературного текста. Принцип незаконченного изображения, понятие поэтической детали, принцип аналогии и контраста. Принцип возвращения к ранее изображенному.
Стратегия написания письменного анализа художественного текста.
6 часа (10 часов СРС)
3.1.3 Композиция текста и ее макрокомпоненты:
- описание / повествование;
- монолог/ диалог;
- внутренний монолог/ «поток сознания»/ драматический монолог. Микрокомпоненты художественного текста.
4 часа (8 часов СРС)
3.1.4 Установление логических связей в тексте. Последовательность идей в логически структурированном тексте: вступление, сюжет, кульминация, развязка. Понятие художественного времени и пространства в художественном тексте.
2 часа (6 часов СРС)
3.1.5 Роль стилистических приемов и выразительных средств языка в раскрытии авторского замысла.
Реализация в художественном тексте отношений «реальная действительность - образ – автор», «автор - произведение литературы - читатель». Индивидуальный стиль автора.
4 часа (6 часов СРС)
4 Учебно-методическое обеспечение
^
Основная литература
Кухаренко В.А. Интерпретация текста. Л.: Просвещение, 1988
Шайдорова Н.А., Кузнецова Н.С. Методы стилистического анализа и интерпретация текста: Учеб.-метод. пособие. В. Новгород: НовГУ, 2006.- 148 с.
Кузнецова Н.С., Шайдорова Н.А. Аналитическое чтение и интерпретация текста. В. Новгород: НовГУ, 2003. – 244 с.
Дополнительная литература
Сосновская В.Б. Аналитическое чтение. М.: Высшая школа, 1974
Arnold, I., Diakonova N. Analytical Reading L.: Prosveschenie, 1978
Beaty, Jerome, J.Paul Hunter. The Norton Introduction to Literature. W.W. Norton & Company. New York - London, 1998
Charters, Ann The Story and Its Writer. An Introduction to Short Fiction. Bedford/St.Martin’s. Boston. 1999
Guerin, Wilfred L. A Handbook of Critical Approaches to Literature. Oxford University Press, 1999.
Soshalskaya, E.G., Prokhorova V.I. Stylistic Analysis. Moscow Higher School, 1976
Vendler, Helen Poems, Poets, Poetry. An Introduction and Anthology. Bedford/St.Martin’s. Boston - New York, 1997
5. Приложения
Приложение 1
Методические указания для студентов
по подготовке к практическим занятиям
по курсу «Методы стилистического анализа текста»
Основная цель практических занятий - систематизировать и активизировать знания, получаемые студентами в процессе самостоятельной работы. Практические занятия направлены на то, чтобы вырабатывать навыки анализа художественного текста и работы со специальными литературоведческими материалами. Студент должен овладеть разными типами анализа (целостным, сравнительным, структурным.), научиться оперировать литературоведческими категориями (жанр, метод, стиль, тема, идея, проблематика, конфликт, характер, герой, система образов, композиция, художественные средства изобразительности).
В процессе подготовки к практическому занятию необходимо обратиться к материалам лекций и учебных пособий, которые помогут составить определенный историко-литературный фон. Работая над историко-литературными, теоретическими и критическими источниками, студент может делать нужные записи, которые позволят более глубоко освоить изучаемый материал анализируемого художественного текста.
Важное значение при подготовке к практическому занятию имеет чтение. Читая (не менее трех раз) анализируемое произведение, необходимо выписывать из текста примеры употребления автором стилистических приемов и изобразительных средств языка, сформулировать цели употребления данных приемов, основную идею, тему, прокомментировать особенности композиционного построения текста, привлечь для анализа биографические сведения об авторе, времени создания произведения и другую информацию, помогающую более полно прокомментировать замысел автора и его воплощение. После окончания работы следует систематизировать свои записи, свести их вместе (например, характеристики героев, портреты, пейзажи, лейтмотивы и т.д.) и на основании этого делать свои наблюдения, выводы, которые фиксируются на бумаге.
Приложение 2
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов - это самостоятельное изучение учебной литературы и проработка художественных текстов. В ходе самостоятельной работы студенты готовят конспекты ответов по изучаемым теоретическим вопросам, проводится подготовка к устным анализам текстов на практических занятиях. В самостоятельную работу студентов включается подготовка письменных анализов текстов по заданию преподавателя. При подготовке самостоятельных письменных анализов художественных текстов работа должна проходить по тем же этапам, как и при подготовке к устному ответу, но ее необходимо дополнить более обширной специальной лексикой, относящейся к анализу текста.
Приложение 3
Педагогические контрольные материалы
Педагогические контрольные материалы представляют собой отрывки их художественных произведений англоязычных авторов объемом 800-1000 слов. Тексты полностью приведены в учебно-методическом пособии Шайдоровой Н.А., Кузнецовой Н.С. Методы стилистического анализа и интерпретация текста. В. Новгород: НовГУ, 2006 (стр.125-146)
Приложение 4
Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий по курсу «Методы стилистического анализа текста»
^ (ПЗ) по курсу «Методы стилистического анализа текста» предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их основная форма - практикум. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.
^
Основная цель практических занятий - систематизировать и активизировать знания, получаемые студентами в процессе самостоятельной работы. Практические занятия направлены на то, чтобы вырабатывать навыки анализа художественного текста и работы со специальными литературоведческими материалами. Студент должен овладеть разными типами анализа (целостным, сравнительным, структурным.), научиться оперировать литературоведческими категориями (жанр, метод, стиль, тема, идея, проблематика, конфликт, характер, герой, система образов, композиция, художественные средства изобразительности).
Методика проведения ПЗ по аналитике может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель, которая должна быть ясна не только преподавателю, но и студентам.
Структура ПЗ:
• вступление преподавателя;
• ответы на вопросы студентов по неясному материалу;
• практическая часть как плановая;
• заключительное слово преподавателя.
Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. В случае с ПЗ по анализу художественного текста следует опираться на задания, предлагаемые в сопровождающих курс учебных пособиях. Следует организовывать ПЗ так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.
Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.
Скачать файл (71.5 kb.)