Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Порядок предоставления гражданам жилых помещений - файл 1.doc


Контрольная работа - Порядок предоставления гражданам жилых помещений
скачать (192 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc192kb.18.12.2011 21:19скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Жилищное право»

Тема: «Порядок предоставления гражданам жилых помещений»
Калининград

2011




СОДЕРЖАНИЕ











Введение




3

1.

Порядок предоставления жилых помещений: общие положения …………………..………………………………..

4










2.

Предоставление жилья малоимущим гражданам, имеющим право на получение жилых помещений по договору социального найма………………………………..


11










3.

Некоторые особенности категорий граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди…………………………….


16










Заключение

…………………………………………………………………

22













Список источников………………………………………….

23












Введение

Одно из главных направлений государственной политики - создание необходимой правовой базы, соответствующей положениям Конституции РФ о праве граждан на жилище.

В настоящее время в соответствии с Жилищным кодексом РФ изменился принцип обеспечения граждан жильем – от распределения основной доли жилья, построенного за счет государственных средств, к преимущественному его строительству (приобретению) за счет средств граждан при сохранении льготного выделения жилья для социально незащищенных слоев населения. Таким образом, распределительная система предоставления жилья нуждающимся гражданам в современных условиях приобрела новые правовые основания. В соответствии с действующим законодательством значительно сократился перечень категорий граждан, которым сохранено право на получение социального жилья. Необходимо изменить систему права таким образом, чтобы обеспечение жильем социально незащищенных слоев населения оставалось важнейшим элементом деятельности государства.

В России предусматривается и в дальнейшем сохранить практику бесплатного предоставления жилья в муниципальном и государственном жилищных фондах наиболее нуждающимся категориям граждан, хотя и не в таких объемах, как ранее.

Отсутствие у государства финансовых возможностей по бесплатному обеспечению жильем всех нуждающихся в нем граждан требует выработки подходов к решению этой проблемы.

Целью исследования, является комплексное выявление проблем правового регулирования порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Методологическую основу исследования составляет метод материалистической диалектики, показывающий развитие исследуемого института в целом, как отражение объективной действительности, а также логическо-теоретический, статистический, формально-юридический методы.

^ 1. Порядок предоставления жилых помещений: общие положения

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (до 1 марта 2005 года), сохраняют право на улучшение жилищных условий путем:

-предоставления жилых помещений по договору социального найма;

-предоставления жилых помещений по договору найма;

-предоставления жилых помещений по договору безвозмездного пользования;

-предоставления безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность;

-приобретения в собственность, в том числе с рассрочкой платежа и использованием заемных (кредитных) средств, жилых помещений, находящихся в собственности субъекта РФ;

-предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям.

Граждане, признанные в соответствии с ЖК РФ 1 и в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях (после 1 марта 2005 года), имеют право на улучшение жилищных условий путем:

-предоставления жилых помещений из жилищного фонда субъекта РФ по договору социального найма;

-предоставления жилых помещений из жилищного фонда субъекта РФ по договору безвозмездного пользования.

Правила предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сгруппированные в ст. 57-59 ЖК РФ, имеют обязательное значение для всех региональных и муниципальных органов в РФ, имеющих отношение к обеспечению граждан жильем. Указанные статьи регулируют предоставление жилых помещений по договорам социального найма тем гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, гарантируют учет законных интересов таких граждан, определяют порядок предоставления освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах.

Нормы, регламентирующие предоставление гражданам жилья, содержатся не только в жилищном законодательстве, но и в иных нормативных актах, 1 отдельные положения которых не закреплены в ЖК РФ. В частности, несмотря на сокращение числа «льготников» и перечня лиц, имеющих право на получение жилья по договору социального найма, ЖК РФ в п. 2–3 ст. 49 установил, что жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Таким образом, перечень льготных категорий граждан и категорий лиц, имеющих право на получение жилья по социальному найму, может быть дополнен иными федеральными законами и законами субъектов РФ, что усложняет единое толкование законов различных органов государственной власти и местного самоуправления. 2

Представляется, что все основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях было целесообразно исчерпывающим образом определить именно в ЖК РФ, ограничив возможность нормотворчества по этому вопросу.

Не приведен в соответствие с ЖК РФ и вопрос распределения жилья из различных жилищных фондов. ЖК РФ установил, что малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, помещения предоставляются из муниципального жилищного фонда на основании решений органа местного самоуправления. Некоторым льготникам (спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, сотрудникам милиции) жилье предоставляется за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований. Иным категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях они предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. 1

При таком правовом регулировании обеспечение жильем на муниципальном уровне будет осложнено, так как жилье из муниципального фонда получают все малообеспеченные граждане, а также некоторые категории спасателей, работников ОВД и др. При современном уровне муниципальных бюджетов, малом количестве строящего муниципального жилья граждане муниципальной ведомственности будут обделены. Представляется целесообразным законодательно закрепить обязанность государства оказывать финансовую помощь органам местного самоуправления при предоставлении ими жилья из муниципальных фондов.

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ).

Устанавливать норму предоставления уполномочены органы местного самоуправления. При этом они должны учитывать достигнутый на соответствующей территории уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и другие факторы.

Необходимо отметить, что ЖК РФ прямо не предусматривает право на дополнительную жилую площадь. В ч. 3 ст. 50 ЖК РФ предусмотрено, что федеральными законами, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма другим категориям граждан (т.е. гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, но не признанным малоимущими в установленном порядке - ст. 49 ЖК РФ), могут быть установлены иные нормы предоставления жилых помещений. Слово «иные» в данном случае означает, что нормы, введенные для отдельных категорий граждан указанными законами, могут отличаться от норм предоставления жилой площади, установленных для данной местности соответствующими органами местного самоуправления. 1

В прежнем законодательстве максимальный размер предоставляемого жилого помещения определялся с помощью нормы жилой площади (12 кв. м на одного человека). В ЖК РФ принципиально иной подход. Нет нормы жилой площади. Правовое значение придается не жилой площади, но общей площади жилого помещения. По-иному определен и максимальный размер предоставляемого жилья: при наличии указанных в Кодексе условий допускается превышение нормы предоставления, но не более чем в два раза. Если, например, предоставляется жилое помещение одинокому гражданину, а норма предоставления в данном муниципальном образовании составляет 18 кв. м общей площади, то такому гражданину может быть предоставлена однокомнатная квартира общей площадью не более 36 (18 x 2) кв. м.

Таким образом, в ЖК РФ предусмотрена возможность значительного превышения нормы предоставления, указана мера этой значительности (не более чем в два раза) и названы случаи, когда это допустимо. К сожалению, в ЖК РФ не нашлось места для определения общего правила о максимальном размере предоставляемого жилого помещения.

В ЖК РФ не указывается на то, что жилые помещения должны предоставляться с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Как представляется, при предоставлении жилых помещений всегда должно учитываться состояние здоровья граждан, которым предоставляется жилье, и другие заслуживающие внимания обстоятельства.

Думается, отсутствие в ЖК РФ норм, предписывающих учитывать при предоставлении жилья состояние здоровья граждан и другие заслуживающие внимания обстоятельства, можно квалифицировать как пробел в правовом регулировании жилищных отношений. 1

Как известно, при наличии пробела используется аналогия закона или аналогия права. Поскольку нет актов жилищного законодательства, регулирующих отношения, сходные с рассматриваемыми, то требуется аналогия права: права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости (ч. 2 ст. 7 ЖК РФ). Необходимость учитывать состояние здоровья граждан и другие заслуживающие внимания обстоятельства при предоставлении им жилья следует из упоминавшихся основных начал жилищного законодательства (оно ориентировано на обеспечение конституционного права на жилище).

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. 2

Следовательно, основанием для заключения договора социального найма с лицом, состоящим на учете, является административный акт - решение о предоставлении жилого помещения (ч. ч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ), принятое с соблюдением требований Кодекса органом местного самоуправления или иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

В свою очередь, договор социального найма в настоящее время фактически служит основанием для вселения соответствующего гражданина в предоставленное жилое помещение. Это является новеллой: по ранее действовавшим правилам на основании решения о предоставлении жилого помещения гражданину выдавался ордер на жилое помещение, который признавался единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №14 1 указано на то, что ЖК РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным. Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:

а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);

б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);

в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;

г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъекта РФ.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ). 1 Поэтому в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

^ 2. Предоставление жилья малоимущим гражданам, имеющим право на получение жилых помещений по договору социального найма

Существенным изменением в жилищном законодательстве является положение о том, что бесплатное жилье могут получить только малоимущие граждане. То есть для того чтобы быть принятым на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, необходимо сначала быть признанным малоимущим в установленном законом порядке. Соответственно изменился порядок приема граждан на жилищный учет и требования к представляемым документам.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма.

Под социальным жильем следует понимать жилье, которым государство обязано обеспечивать некоторые категории нуждающихся граждан бесплатно или за доступную плату, а также жилье, которое предоставляется гражданам в процессе реализации социальной политики государства. В более узком смысле под социальным следует понимать жильё, предоставляемое органами государственной власти и местного самоуправления из жилищных фондов социального использования посредством заключения договора социального найма гражданам, имеющим на это право. 1

Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. 2

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи был утвержден постановлением Правительства РФ № 512. 1

Этим Постановлением определено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитываются все виды доходов, полученных каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином, в денежной и натуральной формах, в том числе:

- все предусмотренные системой оплаты труда выплаты;

- средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;

- доходы от реализации и сдачи в аренду недвижимого имущества, транспортных и иных средств и т.п.

Приказом Минрегионразвития РФ №17 2 устанавливается, что до начала проведения процедуры расчета размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, необходимо предварительно определить, имеет ли гражданин, обратившийся с заявлением о постановке на учет и предоставлении ему жилого помещения муниципального жилищного фонда, основание для признания его нуждающимся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма (обеспеченность жилым помещением на одного человека), поскольку процедура оценки доходов и имущества является более трудоемкой как для заявителей, так и для органов местного самоуправления.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами. Однако полезно обратить внимание на то, что при бесплатном предоставлении жилого помещения наниматель освобождается от внесения платы только за пользование таким помещением, но не от обязанности оплачивать содержание и ремонт жилого помещения, а также вносить коммунальные платежи.

При признании гражданина малоимущим должны учитываться не только размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, но и стоимость имущества, принадлежащего на праве собственности членам его семьи и подлежащего налогообложению. Введение такого критерия, как стоимость семейного имущества, направлено на обеспечение более объективного подхода при решении вопроса о признании лица малоимущим.

Однако ЖК РФ в данном случае не дает ответа на вопрос, кого можно считать членами семьи. Это - существенный недостаток рассматриваемой нормы, поскольку в результате создаются неоправданные возможности для расширительного толкования понятия «члены семьи» на региональном уровне: порядок признания гражданина малоимущим должен определяться законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ). Представляется, что поскольку в данном случае мы имеем дело с очевидным «пробелом» в правовом регулировании, во избежание неоднозначного толкования указанного понятия и ошибок в правоприменении необходимо по аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применять правила ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, устанавливающие круг членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. 1

Имеются проблемы, не до конца урегулированные в законодательстве, по поводу порядка постановки на учет граждан по месту жительства. Заявление подается по месту жительства гражданина. Однако это условие лишает многих людей, которые по различным причинам не имеет регистрации по месту жительства возможности постановки их на учет и гарантированного Конституцией РФ права на жилище. И хотя в ч. 3 ст. 52 ЖК РФ содержится норма, согласно которой в случаях и порядке, установленных законодательством РФ, граждане могут подать заявление о принятии их на учет и не по месту жительства, жилищным законодательством эти случаи не предусмотрены. 1

Представляется, что данная норма должна быть конкретизирована перечнем оснований постановки на учет и не по месту жительства. Например, для тех категорий граждан, деятельность которых связана с постоянным передвижением, определить место для постановки на учет либо в месте нахождения предприятия, либо в месте, где работник преимущественно выполняет свои трудовые функции по выбору самого работника; для лиц, проживающих преимущественно в определенном населенном пункте, но не имеющих там регистрацию по месту жительства, учитывать время нахождения его в данной местности и т. д.

В соответствии с ч. 1 ст. 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.

Норма предоставления - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления либо федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, определяющими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан.

Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, может превышать норму предоставления на одного человека только в двух случаях, исчерпывающим образом указанных в ч. 2 ст. 58 ЖК РФ: а) если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру; б) если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний (в данном случае это может быть также индивидуальный жилой дом либо квартира, состоящая из двух или более комнат).

В любом случае общая площадь предоставляемого жилого помещения может превышать норму предоставления на одного человека не более чем в два раза ( о чем было сказано ранее).

Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное.

Результаты исследования показывают, что необходимо создание единой информационной базы России, которая бы содержала сведения о наличии социального жилья, в том числе по регионам, количестве лиц, нуждающихся в социальном жилье, по категориям, о потребности в квартирах, в том числе в квадратных метрах, о прогнозировании изменений этих данных в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективах. Создание информационной базы позволит проводить научно обоснованное планирование в выделении бюджетных средств, развитии объектов стройиндустрии, составлять программную пропорциональную систему по категориям граждан для соблюдения конституционных прав.
^ 3. Некоторые особенности категорий граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Как следует из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, это жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, а также отвечать предъявляемым требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ №47 1

Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами РФ и муниципальными образованиями. 2

Пункт 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ в Определении №376-О-П, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. 1

В других случаях, когда жилье признано непригодным для проживания, но установлено, что в результате проведения ремонта или реконструкции можно привести жилое помещение в соответствие с установленными требованиями, предоставление другого жилья вне очереди не производится;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети считаются оставшимися без родительского попечения в случаях: смерти родителей; лишения их родительских прав; ограничения их в родительских правах; признания родителей недееспособными; болезни родителей; длительного отсутствия родителей; уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; отсутствия родительского попечения по иным причинам. 2

Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются под опеку (попечительство) в приемную семью, а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные организации, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, организации социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Приемная семья образуется на основании договора о приемной семье, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими принять ребенка или детей на воспитание) (ст. ст. 152 - 153.2 СК РФ);

3) - гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ №378. 1

Перечень категорий граждан и оснований, по которым могут быть предоставлены жилые помещения социального найма, является неполным, так как согласно ч. 4 ст. 13 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъектов РФ относится определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ.

ЖК РФ, закрепив за гражданами, указанными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, право на получение жилья вне очереди, не указал о сроке предоставления жилья данным категориям граждан.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). 1

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, тем более от времени включения в названный список. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. в порядке очередности лиц равной категории. 2

Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не свидетельствует о том, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.

Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Органы государственной власти субъекта РФ определяют лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без всякой очереди. Более того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства. 1

В отношении детей-сирот Верховный Суд РФ отметил следующее: «Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Доводы ответчиков при рассмотрении дел о предоставлении жилья вне очереди детям-сиротам о том, что строительство жилья не ведется, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить детям жилое помещение, не основаны на законе». 2

Ранее в первую очередь жилые помещения по прежнему законодательству предоставлялись инвалидам Великой Отечественной войны, лицам, награжденным особо почетными государственными наградами, лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите Родины, инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих, матерям-героиням, многодетным семьям, семьям при рождении близнецов, спасателям и многим другим категориям граждан.

При этом уместно отметить, что Президентом РФ 29 декабря 2004 был подписан ФЗ №199, 1 которым установлено, в частности, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и некоторые другие категории граждан, вставшие на учет после 01.01.2005, «обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ» (ст. 2). Аналогичное правило установлено также в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (ст. 5).

Таким образом, с учетом изложенного, считаем, что внеочередное предоставление жилья не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь; жилье гражданам, которые в соответствии с ЖК РФ имеют право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данных граждан в орган местного самоуправления с целью реализации имеющегося у них субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. ЖК РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Заключение
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (кроме внеочередного порядка). Бесплатное жилье могут получить только малоимущие граждане.

1.Представляется, что все основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (в т.ч. и льготные категории по иным ФЗ) было целесообразно исчерпывающе определить в ЖК РФ.

2. В ЖК РФ предусмотрена возможность значительного превышения нормы предоставления, указана мера этой значительности (не более чем в два раза) и названы случаи, когда это допустимо. Но, считаем, в ЖК РФ необходимо определить общее правило о максимальном размере предоставляемого жилого помещения.

3. ЖК РФ не дает ответа на вопрос, кого можно считать членами семьи. Представляется, что необходимо по аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применять правила ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, устанавливающие круг членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

4. Представляется возможным конкретизировать перечень оснований постановки на учет и не по месту жительства в ЖК РФ.

5. Отсутствие в ЖК РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам вне очереди, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права без всякой очереди.

6. Необходимо создание единой информационной базы России, которая бы содержала сведения о наличии социального жилья (по регионам, о количестве, по категориям, потребность в квартирах, в кв.м и т.д.), о прогнозировании изменений этих данных в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективах. Нормативно-правовая база в области обеспечения граждан социальным жильем нуждается в серьезной доработке.

Список источников
1. Конституция РФ // Российская газета. №237. 1993. 25 декабря.

2.Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188-ФЗ (ред. 30.11.2010)// // СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 14.

3. Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 №51-ФЗ (ред. 27.03.2011) // СЗ РФ.1994. №32. Ст. 3301.

4.Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (ред. 04.05.2011)// СЗ РФ. 1996. №1. Ст.16.

5.Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред.17.12.2009)// СЗ РФ. 1996. №52. Ст. 5880.

6.Федеральный закон от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» //СЗ РФ. №33. Ст. 11.

7.Федеральный закон от 22 августа 1995 №151-ФЗ (ред. 25.11.2009) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»//СЗ РФ.1995. №41. Ст.119.

8.Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» от 29 декабря 2004 № 199-ФЗ (ред.08.11.2010)//РГ.2004. 30 декабря.

9.Закон РФ от 10 июля1992 № 3266-1 (ред. 02.02.2011) «Об образовании» //РГ.2011. №238.

10.Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 (ред.01.12.2007) «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи»// СЗ РФ. 2003. №34. Ст. 3374.

11.Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 № 47 (ред.02.08.2007) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» // СЗ РФ. 2006. №19. Ст.2211.

12.Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» // СЗ РФ.2006. №11. Ст.2218.

13. Приказ Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. № 17 «Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» //СЗ РФ. 2005. №41. Ст.1119.

14.Закон Калининградской области от 29 июня 2005 № 617 (ред.09.02.2007) «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма» //СПС Консультант Плюс.

15.Определение Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 26. Ст. 3264.

16.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 9. С.13.

17.Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2007 г. № 46-Г07-33 // СПС Консультант Плюс.

18.Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2008 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 4 и 25 марта 2009 г. // БВС РФ. 2009. №5. 19.Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07 ноября 2007 // БВС РФ. 2008. № 2.

19. Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // БВС РФ. 2008. № 10.

20.Гурченков С.А. Некоторые вопросы реализации гражданами права на получение жилья вне очереди //Российская юстиция. 2008. № 12.

21. Евстратенко М. Для жизни непригодно // ЭЖ-Юрист. 2009. № 50.

22. Жилищный учет. Очередность и порядок предоставления жилых помещений /Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2011.

23.Журавлев Т. Особенности предоставления жилых помещений по договору социального найма //Гражданское право. 2007. №2.

24.Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) /Под ред. Шешко Г.Ф.. – М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2008.

25.Литовкин В.Н.Жилищное законодательство: Вчера, сегодня, завтра //Жилищное право. 2010. № 6.

26.Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В.Крашенинникова. - М.: Статут, 2010.

27.Ростовцева Н.В. Об актуальных вопросах российского жилищного законодательства // Журнал российского права. 2008. № 11.

28.Свердлык Г.А. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма. Основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма //Жилищное право. 2007. №6.

29.Шалыгин Б.И., Викторов И.С. Новый ЖК и некоторые проблемы его применения // Жилищное право. 2005. № 8.

30. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. –М.: Русский язык, 1990.



1 Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188-ФЗ (ред. 30.11.2010)// // СЗ РФ. 2005. №1. Ст. 14.

1 Закон РФ от 10 июля1992 № 3266-1 (ред. 02.02.2011) «Об образовании» //РГ.2011. №238.

Федеральный закон от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» //СЗ РФ. №33. Ст. 11.

Федеральный закон от 22 августа 1995 №151-ФЗ (ред. 25.11.2009) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»//СЗ РФ.1995. №41. Ст.119.

2 Ростовцева Н.В. Об актуальных вопросах российского жилищного законодательства // Журнал российского права. 2008. № 11. С.22.


1 Шалыгин Б.И., Викторов И.С. Новый ЖК и некоторые проблемы его применения // Жилищное право. 2005. № 8. С.15.

1 Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В.Крашенинникова. - М.: Статут, 2010. С.213.

1 Литовкин В.Н.Жилищное законодательство: Вчера, сегодня, завтра //Жилищное право. 2010. № 6. С.11.

2 Жилищный учет. Очередность и порядок предоставления жилых помещений /Под ред. М.Ю. (Тихомирова. – М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2011. С.211.


1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 9. С.13.

1 Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 №51-ФЗ (ред. 27.03.2011) // СЗ РФ.1994. №32. Ст. 3301.

1 Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) /Под ред. Шешко Г.Ф.. – М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2008. С.198.

2 Закон Калининградской области от 29 июня 2005 № 617 (ред. 09.02.2007) «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма» (принят Калининградской областной Думой 23.06.2005)//СПС Консультант Плюс.

1 Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 (ред. 01.12.2007) «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи»// СЗ РФ. 2003. №34. Ст. 3374.

2 Приказ Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. № 17 «Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» //СЗ РФ. 2005. №41. Ст.1119.

1 Журавлев Т. Особенности предоставления жилых помещений по договору социального найма //Гражданское право. 2007. №2. С.11.

1 Свердлык Г.А. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма. Основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма //Жилищное право. 2007. №6. С.18.

1 Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 № 47 (ред. 02.08.2007) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» // СЗ РФ. 2006. №19. Ст.2211.

2 Евстратенко М. Для жизни непригодно // ЭЖ-Юрист. 2009. № 50. С.23.

1 Определение Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 26. Ст. 3264.

2 Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (ред. 04.05.2011)// СЗ РФ. 1996. №1. Ст.16.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред.17.12.2009)// СЗ РФ. 1996. №52. Ст. 5880.

1 Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» // СЗ РФ.2006. №11. Ст.2218.

1 Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2008 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 4 и 25 марта 2009 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2009. №5. С.9.

2 Гурченков С.А. Некоторые вопросы реализации гражданами права на получение жилья вне очереди //Российская юстиция. 2008. № 12. С.15.

1 Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2007 г. № 46-Г07-33 // СПС Консультант Плюс.

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 2. С. 36.

2 Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 10. С. 21.

1 Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» от 29 декабря 2004 № 199-ФЗ (ред. от 08.11.2010)//Российская газета.2004. 30 декабря.



Скачать файл (192 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации