Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Семинар №6: Россия в первой половине XIX в. - файл семинар 6.doc


Семинар №6: Россия в первой половине XIX в.
скачать (78.6 kb.)

Доступные файлы (1):

семинар 6.doc343kb.15.04.2004 01:59скачать

содержание

семинар 6.doc

  1   2   3   4   5   6   7

Начало царствования Александра I


В дворянстве ширилось недовольство Павлом. Многим офицерам-гвардейцам не нравились его попытки подтянуть дисциплину. Другие имели к нему личные счеты. Третьи считали его тираном, который душит малейшие проблески свободы. Возник заговор, во главе которого стоял генерал П. А. Пален, один из ближайших к Павлу сановников. Он сумел убедить наследника престола Александра Павловича, что ему грозит участь царевича Алексея. Александр поверил этому тем охотнее, что отец давно был им недоволен, а в решающие дни марта 1801 г. посадил сына под арест в его покоях. Цесаревич дал согласие на дворцовый переворот, но заставил Палена поклясться, что низложенный император останется жив.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. заговорщики ворвались в спальню Павла и потребовали, чтобы он подписал акт об отречении. Павел наотрез отказался. Началась резкая перепалка, и Павел неосторожно задел одного из заговорщиков, крепко нетрезвого. Тотчас же произошла свалка, и Павел был убит.

Слезы брызнули из глаз Александра, когда он узнал, что отца убили. “Довольно ребячиться,— грубовато сказал Пален,— ступайте царствовать и покажитесь гвардии”.

Преображенский, Семеновский и Измайловский полки присягнули новому императору в ту же ночь. А с полком конной гвардии произошла заминка. Солдаты отказались кричать “ура”. Они не верили, что Павел I умер. Пришлось выбрать нескольких солдат и показать им усопшего царя. Потом командир спросил одного из солдат: “Что же, братец, видел ты государя Павла Петровича? Действительно он умер?”“Так точно, ваше высокоблагородие, крепко умер!” — отвечал солдат. “Присягнешь ли ты теперь Александру?” — “Точно так... хотя лучше покойного ему не быть... А, впрочем, все одно: кто ни поп, тот и батька”.

Дней Александровых прекрасное начало...”. Об убитом царе вскоре начали забывать. Новый царь — новые надежды. Так издавно повелось на Руси.

Александру I в то время было 23 года. Он имел хорошее образование. Его воспитатель, швейцарец Лагарп, разделял идеи французского Просвещения и был республиканцем по своим взглядам. Однако воспитание Александра, по отзывам современников, было несколько отвлеченным. Говорят, что он даже не знал долгое время о существовании в России крепостного права. Будучи наследником престола, Александр немного фрондировал против отца. Он говорил, что мечтает дать народу конституцию, устроить его жизнь и удалиться в маленький домик где-нибудь на берегах Рей на.

Тень убитого отца преследовала Александра до конца его дней, хотя вскоре по воцарении он выслал из столицы участников заговора. В первые годы своего правления Александр опирался на небольшой круг друзей, который сложился около него еще до восшествия на престол. П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцов, В. П. Кочубей, как и раньше, заходили на чай к Александру, а заодно обсуждали важнейшие государственные дела. Этот кружок стали называть “Негласным комитетом”. Его члены, во главе с Александром, были молоды, исполнены благих намерений, но очень неопытны.

Тем не менее первые годы царствования Александра I оставили наилучшие воспоминания у многих современников. “Дней Александровых прекрасное начало” — так обозначил эти годы А. С. Пушкин. Вновь возродилась политика “просвещенного абсолютизма”. Открывались новые университеты, лицеи, гимназии. Принимались меры к облегчению положения крестьян. Александр прекратил раздачу государственных крестьян дворянам за заслуги.

В 1803 г. был принят указ о “вольных хлебопашцах”. Согласно указу, помещик при желании мог освободить своих крестьян, наделив их землей и получив с них выкуп. Но помещики не спешили освобождать крепостных. За все время царствования Александра было освобождено около 47 тысяч крепостных душ мужского пола. Идеи, заложенные в этом указе, впоследствии легли в основу реформы 1861 г. Крепостное право при Александре I было отменено лишь в Остзейских провинциях России (Прибалтика).

В “Негласном комитете”было высказано предложение о запрещении продавать крепостных без земли. Торговля людьми осуществлялась тогда в неприкрытых, циничных формах. Объявления о продаже крепостных печатались в газетах. На Макарьевской ярмарке их продавали с прочим товаром, разлучали семьи. Иногда русский крестьянин, купленный на ярмарке, отправлялся в далекие восточные страны, где до конца своих дней жил на положении раба.

Александр и члены “Негласного комитета”хотели пресечь подобные явления, но предложение о запрещении продавать крестьян без земли натолкнулось на упорное сопротивление высших сановников. Они считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив должной решительности, молодой император отступил. Было запрещено только публиковать объявления о продаже людей.

К началу XIX в. административная система государства находилась в состоянии упадка. Во введенной Петром 1 коллегиальной форме центрального управления выявились к тому времени серьезные недостатки. В коллегиях царила круговая безответственность, прикрывавшая взяточничество и казнокрадство. Местные власти, пользуясь слабостью центрального управления, творили беззакония. “Если захотеть выразить одним словом то, что делается в России, то нужно сказать: “воруют”,—с горечью писал выдающийся русский историк Н. М. Карамзин.

Александр надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления, основанной на принципе единоначалия. В 1802 г. вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, ино странных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Эта мера значительно укрепила центральное управление. Но решительной победы в борьбе со злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы,

бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нем с опасением уронить престиж Правительствующего Сената. Становилось очевидно, что одними только перестановками нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию страны, а не пожирала ее ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.
^

Деятельность М. М. Сперанского


Александру I удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Михаил Михайлович Сперанский (1772—) происходил из семьи сельского священника. Выдающиеся способности и исключительное трудолюбие выдвинули его на важные государственные посты. В 1807 г. Александр приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправившись в Эрфурт на свидание с Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. “Не угодно ли вам будет, государь,—в шутку спросил он Александра,—променять этого человека на какое-нибудь королевство?”

Сперанский отличался широтой своего кругозора и строгой системностью мышления. Он не терпел хаоса и сумбура. Любой самый запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность. В 1809 г. по поручению Александра он составил проект коренных государственных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой — всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Все власти — законодательная, исполнительная и судебная —соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть, по проекту Сперанского, оставалась в руках царя и высшей бюрократии. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать “мнение народное”. В этом и заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей, в центре и на местах, он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.

По проекту Сперанского, избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: “Никто не может быть наказан без судебного приговора”. Это должно было сильно ограничить власть помещиков над крепостными.

Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан ^ Государственный совет. Но затем дело остановилось: Александр I все более входил во вкус самодержавного правления. Однажды он накричал на престарелого Г. Р. Державина, поэта и государственного деятеля: “Ты все хочешь учить, а я—самодержавный царь и хочу, чтобы было так, а не иначе!” Один из современников, близко наблюдавший Александра, назвал его “республиканцем на словах и самодержцем на деле”.

Высшее дворянство, прослышав о планах Сперанского наделить гражданскими правами крепостных, открыто выражало недовольство. Против Сперанского объединились все консерваторы, начиная с Н. М. Карамзина и кончая А. А. Аракчеевым, бывшим фаворитом Павла, попавшим в милость и к новому императору. Сперанский был окружен людьми, которые передавали царю каждое его неосторожное слово. В марте 1812 г. он был арестован и сослан в Нижний Новгород.
Социально-экономическая обстановка создавала объективные предпосылки для внесения изменений в государственный и общественный строй. Поэтому в период правления Александра I (1801-1825 гг.) был осуществлен ряд важных государственных преобразований. По заданию императора проект государственных реформ был подготовлен М.М.Сперанским.

Предполагая изменить государственный механизм в либеральном духе, Сперанский предложил создать законодательную Государственную Думу и Государственный совет, координирующий все ветви власти. При этом все разрабатывавшиеся законы могли вступить в силу только после одобрения их императором. Но даже при таких ограничениях предложения Сперанского встретили препятствия и в итоге в 1810г. был создан только Государственный совет. Председателем Совета являлся лично император или назначенный им член Совета. Состоял новый орган из 40-80 крупных чиновников и помещиков, в обязанности которых изначально входила разработка различных законопроектов. Совет делился на пять департаментов, заседавших как отдельно, так и совместно.

К началу правления Александра I административная система страны пребывала в плачевном состоянии. Авторитет и влияние Сената находились на низком уровне. Попытка молодого императора реанимировать влияние Сената была вызвана давлением определенных слоев дворянства. Этому органу были в 1802г. подчинены все коллегии, губернаторы, было дозволено представлять царю доклады о благоустройстве законодательства. Однако в силу низких моральных и деловых качеств членов Сената, все эти функциональные обязанности были от него изъяты, и он остался только высшим судебным органом.

В 1802г. произошли знаменательные перемены в структуре центральных органов управления: в 1802г. коллегии были заменены отраслевыми министерствами, образованными на принципе единоначалия, а «Общее учреждение министерств» (1811г.) завершило формирование министерской системы в России. Некоторые министерства при этом не имели аналога в предшествовавшей российской истории: Министерство внутренних дел, Министерство просвещения и др. В соответствии с манифестом 1802г. об учреждении новых центральных органов управления министры были подотчетны Сенату, но реально они подчинялись непосредственно императору. В то же время было объявлено о создании Комитета министров под председательством царя для решения вопросов, входивших в компетенцию нескольких министерств. В 1812г. в Комитет министров стали входить также председатели департаментов Государственного совета и другие назначавшиеся императором чиновники.

В начале своего правления Александр I всерьез предполагал ввести в России конституционную форму правления, о чем он официально заявил на заседании польского сейма в 1818г. М.М. Сперанский, а впоследствии и Н.Н. Новосильцев по предложению императора подготовили проекты Российской конституции. По проекту «Государственной уставной грамоты Российской империи» Новосильцева- Вяземского (1821г.) предполагалось создание представительного законосовещательного двухпалатного, а не однопалатного, как у Сперанского, органа (верхней палатой при этом становился Сенат). Россия должна была получить федеративное устройство с разделением на 12 наместничеств, имевших собственные представительные органы. Однако Александр I, настороженный революционными событиями в Италии и Испании, освободительным движением в Греции, а так же натолкнувшись на сопротивление консервативной части дворянства, предпочел отложить принятие столь значимого документа. После восстания декабристов на Сенатской площади (1825г.) вопрос о конституции попал в России в разряд крамольных.
Лекции (УМК) : История отечественного государства и права. Тема 6. Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)

  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (78.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации