Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Финансы. Финансовое планирование - файл Контр.работа-Финансы.docx


Контрольная работа - Финансы. Финансовое планирование
скачать (55.8 kb.)

Доступные файлы (1):

Контр.работа-Финансы.docx61kb.21.11.2009 02:46скачать


Контр.работа-Финансы.docx



Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….3

Содержание, принципы, методы и задачи финансового планирования……………..5

Система финансовых планов и их взаимосвязь……………………………………….12

Направления совершенствования финансового планирования……………………...17

Заключение……………………………………………………………………………………19

Библиографический список………………………………………………………………….21




Введение
Одним из инструментов управления финансами выступает планирование. Существуют разнообразные определения понятия «планирование». Однако можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность. К ним можно отнести:

регламентирование (упорядоченный процесс);

связь с обработкой информации;

направленность на достижение определенных целей;

временный характер.

Под планированием понимается процесс разработки принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план, либо совокупность (система) планов. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования.

Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации могут формироваться внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах. Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.



На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов.

Финансовые планы предприятий представляют собой многовариантные прогнозы финансового развития предприятий в изменяющейся внешней и внутренней среде.

Стратегический финансовый план должен давать ответы, по крайней мере, на следующие вопросы:

каков размер требуемого предприятию капитала, из каких источников и в какие сроки планируется его привлечь;

каким образом будет использоваться этот капитал;

может ли предприятие развиваться, опираясь на собственные на собственные силы, и если нет, то каковы возможные источники привлечения финансовых ресурсов;

на какие уровни поступления денежных средств, рентабельности производства и доходности инвестиций может выйти предприятие и в какие сроки.

Целью данной работы является комплексное исследование организации системы финансового планирования и рассмотрение предложений по его совершенствованию.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть содержание, принципы, методы и задачи финансового планирования;

изучить систему финансовых планов и их взаимосвязь;

изложить направления совершенствования финансового планирования.



  1. 

  2. Содержание, принципы, методы и задачи финансового планирования



В процессе финансового планирования, одного из функциональных элементов управления финансами, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Таким образом реализуется воздействие органов управления на финансы, финансовые процессы, финансовую деятельность как на макро-, так и на микроэкономических уровнях.

Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обуславливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.

Его специфика состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирования и использование финансовых ресурсов. Соответственно субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.



В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год – это год, на который составляется бюджет; следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Перспективный финансовый анализ ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Можно сделать вывод, представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.



Финансовое планирование базируется на следующих важнейших принципах:

  • объективной необходимости использования финансового планирования как первоначальной стадии управления финансами на всех уровнях хозяйствования. Это означает, что данный процесс необходим, становится обязательным как важнейший инструмент и способ определения финансовых возможностей, прогнозирования рациональных стоимостных пропорций, отношений, соответственно и движения денежных ресурсов для выполнения намеченных программ, заданий;

  • принципе эффективности, отражающем качественную сторону данного процесса и ориентирующем его на получение положительных финансовых результатов по отдельным операциям от деятельности каждого хозяйствующего субъекта, на достижение должного экономического или социального эффекта;

  • принципе комплексности и единства цели, предполагающем согласование производственных и финансовых заданий, движения материальных и финансовых ресурсов, планов на разных уровнях управления. При этом требуется сочетание общегосударственных, коллективных и личных экономических интересов участников воспроизводства. Только при соблюдении этого принципа в сочетании с другими возможно определение эффективной, разумной финансовой политики государства и каждого самостоятельного субъекта;

  • принципе научности, который как бы подытоживает основные черты планирования, обеспечивает реальность, эффективность намечаемых заданий. Понятие научности широкое и включает в себя обоснованность плановых заданий с учетом общественных и личных потребностей, закономерностей развития общества, тенденций в движении денежных средств, объективной оценки сложившейся экономической и социальной ситуации, а также наличия ресурсов, координации финансовых заданий во времени и пространстве.

Для расчета показателей финансового плана используются различные методы: расчетно-аналитический, балансовый, нормативный, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование, программно-целевой метод.

Один из наиболее используемых в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей – расчетно-аналитический. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых величин показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Расчетно-аналитический метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия.



Балансовый метод применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании.

Нормативный метод используется при наличии установленных норм и нормативов, например норм амортизационных отчислений, налоговых ставок тарифов взносов в государственные внебюджетные фонды, нормативов потребности в оборотных средствах и др. Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются:

органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды);

ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.);

предприятиями (нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.).

Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. В качестве критериев выбора вариантов показателей для последующего включения их в финансовый план могут использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитал, максимум дохода на рубль вложенного капитала и др.

Экономико-математическое моделирование используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи. Применение экономико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать наиболее оптимальный из них. Объектами финансового планирования являются:

выручка от реализации продукции, услуг и прибыль;

амортизационные отчисления;

объем оборотных активов и их прирост;

ресурсы в капитальном строительстве;

платежи в бюджет;

взносы во внебюджетные фонды.

Программно-целевой метод является основным методом планирования бюджетных расходов. Заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для решения экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов 

способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. В свою очередь все это повышает уровень эффективности освоения средств.

Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

  1. анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах;

  2. расчет плановых показателей;

  3. составление финансового плана как документа.

На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

  • горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

  • вертикальный анализ, в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

  • трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций динамики финансовых показателей путем сравнения плановых и отчетных показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);

  • факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущем годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.

На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей – числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:

  • 

  • экстраполяции. Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста.

  • нормативный. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии.

  • индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов.

  • программно-целевой.

На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений. При этом могут применяться разные критерии выбора:

  • на микроэкономическом уровне;

  • на макроэкономическом уровне.

Вместе с тем в условиях динамично развивающейся рыночной экономики в отдельные конкретные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создает условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.



Задачи, решаемые в процессе финансового планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.

К основным задачам финансового планирования можно отнести:

  1. определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

  2. определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

  3. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;

  4. создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов — к планам, а также маневрировать ресурсами.

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.



  1. 

  2. Система финансовых планов и их взаимосвязь



В систему финансовых планов входят:

  • сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях;

  • перспективные финансовые планы;

  • федеральный и территориальный бюджеты;

  • финансовые планы коммерческих организаций;

  • финансовые планы (сметы) бюджетных организаций.

Движение средств конкретного финансового фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые сведены в единую систему. В них также закрепляются полномочия и обязанности различных органов финансового аппарата (субъекта управления) по мобилизации и использованию финансовых ресурсов в соответствии с целями и задачами, возложенными на них согласно положениям проводимой финансовой политики. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем

Составление сводного финансового баланса государства – это подготовительный этап разработки адресного финансового плана, т.е. бюджета. Сводный финансовый план позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

Сводный финансовый план государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей.

Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно.

Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:

  1. 

  2. разработкой программ, предусматривающих объединений усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному уровню;

  3. значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе (т.е. на территории области, района, города) сводного финансового баланса;

  4. необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.

Основная задача территориального сводного финансового баланса – определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

  • достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;

  • точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;

  • сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;

  • 

  • повысить качество бюджетного планирования;

  • скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;

  • концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях экономического и социального развития территории;

  • изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;

  • наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;

  • осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;

  • активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;

  • добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.

В рыночной экономике планирование на предприятии – внутрифирменное планирование – не носит элементов директивности. Его цель – обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.

Исходя из этих целей внутрифирменное финансовое планирование – это многоплановая работа, состоящая из ряда взаимосвязанных этапов (блоков):

  • анализ финансовой ситуации и проблем;

  • прогнозирование будущих финансовых условий;

  • постановка финансовых задач;

  • выбор оптимального варианта;

  • составление финансового плана;

  • корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;

  • выполнение финансового плана;

  • анализ и контроль выполнения плана.

Анализ ситуации и проблем заключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность оценить финансовые результаты за прошедшее время и определить проблемы. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли и др.



Прогнозирование будущих условий необходимо для определения внешней и внутренней среды, в которых будет протекать деятельность предприятия. На основе перспективных расчетов производственной деятельности предприятия, а также маркетинговых прогнозов изучения рынка, спроса и других факторов прогнозируются будущие возможный финансовые результаты.

Постановка финансовых задач заключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений использования средств.

Выбор оптимального варианта – на основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вариантов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия.

Составление финансового плана – финансовый план предприятия составляется в виде баланса его доходов и расходов.

Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана – это увязка показателей финансового плана с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами в установлении конкретных сроков их достижения. Согласованные показатели финансового плана доводятся до соответствующих подразделений предприятия и конкретных исполнителей.

Выполнение финансового плана – это процесс текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты.

Анализ и контроль заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с плановыми показателями, в подготовке мер по устранению негативных явлений.

Финансовые планы предприятия могут быть перспективными, текущими и оперативными.

Перспективный финансовый план составляется на длительный срок. В нем даются оценки основных финансовых показателей в перспективе. Текущий финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой. Этот план обеспечивает увязку производственных и финансовых показателей деятельности организаций. Оперативные финансовые планы включают составление платежного, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой.

Финансовое планирование в организациях, состоящих на бюджете, основано на составлении различных смет. На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов. Бюджетные сметы могут быть нескольких видов:

  • 

  • индивидуальные сметы - составляются для отдельного учреждения или для проведения отдельного мероприятия;

  • общие сметы - составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;

  • сметы расходов на централизованные мероприятия разрабатываются ведомствами для финансирования и мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т.д.);

  • сводные сметы - объединяются в себе в индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, т.е. это сметы в целом по ведомству.

В смете бюджетного учреждения отражаются:

  1. реквизиты учреждения (его наименование; бюджет, из которого производится финансирование; подпись лица, утвердившего смету; печать учреждения и т.д.);

  2. свод расходов (фонд зарплаты; материальные расходы; фонд производственного и социального развития; фонд материального поощрения; другие фонды);

  3. свод доходов (финансирование из бюджетов; дополнительные платные услуги населению; оказание услуг по договорам с организациями; прочие поступления);

  4. производственные показатели учреждения;

  5. расчеты и обоснования расходов и доходов.

Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени. С составлением смет бюджетных учреждений решаются следующие задачи:

  • обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;

  • анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;

  • контроль за эффективным и экономным расходованием средств.

Финансовое планирование в образовательных учреждениях базируется на расчете производственных и финансовых показателей этих учреждений. Прежде всего должны быть определены такие показатели, как количество учащихся и количество классов.

Финансовое планирование в здравоохранении осуществляется на основе принимаемой Правительством РФ Программы государственных гарантий обеспечения населения Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. На основании этой Программы субъекты РФ составляют территориальные программы государственных гарантий.

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы государственных гарантий, зависит и от величины денежных затрат на единицу объема медицинских услуг.



  1. 

  2. Направления совершенствования финансового планирования.



Роль и значение финансового планирования необходимо усилить по нескольким причинам.

Во-первых, удлинение горизонта бюджетного планирования требуется для целей макроэкономической, налоговой и денежно-кредитной политики. Следует заранее прогнозировать параметры доходов, расходов, дефицита бюджета, которые влияют на многие условия развития экономики.

Во-вторых, финансовое планирование — необходимая предпосылка для реструктуризации бюджетного сектора и внедрения методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты. В этом случае появляется основа для стабильного финансирования актуальных национальных проектов и полноценных бюджетных программ. Напротив, при годовом горизонте планирования любой администратор бюджетных средств думает об одном: как бы «освоить» выделенные ассигнования и не потерять, а еще лучше нарастить их в следующем году.

В-третьих, финансовое планирование повышает эффективность администрирования расходов. Появляется возможность заключения долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов, решения хронической для российских бюджетов проблемы остатков средств на счетах за счет «обмена» ассигнованиями, предусмотренными на разные годы трехлетнего цикла, повышения равномерности расходования средств.

Именно поэтому финансовое планирование давно стало общепризнанной практикой. Оно заявлено и в действующей редакции Бюджетного кодекса. Однако статья о перспективном финансовом плане до недавнего времени реально не применялась. Перспективный финансовый план носил справочно-аналитический характер и не был жестко увязан с проектом бюджета.

Пока осталось практически не раскрытым направление, названное в Концепции реформирования бюджетного процесса основным, — совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.

Правительство РФ при рассмотрении проекта бюджета на очередной год практически ежегодно негативно оценивает эффективность реализации данных целевых программ. Дело в том, что по-прежнему несовершенными остаются механизмы и процедуры их реализации и управления. Это привело к созданию альтернативных форм управления программными бюджетными расходами, например, таких, как национальные проекты, проекты, финансируемые из инвестиционного фонда, а также из иных бюджетных фондов. С одной стороны, это свидетельствует о том, что правительство пытается найти более приемлемые 

формы управления программными расходами государственного бюджета, с другой — характеризует недостаточную эффективность управления тем же федеральным бюджетом.

Продолжается эксперимент по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Однако пока материалы докладов в лучшем случае могут стать пояснительной запиской к проекту бюджета и не войдут в его состав, что существенно снизит ответственность министерств и ведомств за выполнение принятых в докладах обязательств. Новые бюджетные (ведомственные) целевые программы больше служат для обоснования необходимости выделения дополнительного финансирования, чем для решения актуальных задач развития экономики. Эти недочеты необходимо устранить.

Следует обратить внимание на некачественность проектировок перспективного финансового плана, который является действующим документом, и полную свободу и независимость исполнительных органов от федеральных законов, утверждающих параметры федерального бюджета в отношении показателей профицита федерального бюджета.

В финансово-экономической политике следует отработать механизм оценки качества и достоверности прогнозных и плановых (по бюджету) проектировок экономическими ведомствами, разработать политическую и уголовную системы ответственности должностных лиц за грубые просчеты и отклонения прогнозов и бюджетных планов по сравнению с утвержденными первоначально федеральными законами, а также по сравнению с реальными, фактическими показателями и реальной, вполне предсказуемой динамикой и внешнеэкономической конъюнктурой.



Заключение
Цель данной контрольной работы – комплексное исследование организации системы финансового планирования и рассмотрение предложений по его совершенствованию.

Исходя из поставленной цели, выполнены следующие задачи:

Рассмотрены содержание, принципы, методы и задачи финансового планирования;

Изучена система финансовых планов и их взаимосвязь;

Изложены направления совершенствования финансового планирования.

Решение поставленных задач позволило получить следующие выводы:

Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обуславливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.

К основным принципам финансового планирования можно отнести:

объективная необходимость использования финансового планирования как первоначальной стадии управления финансами на всех уровнях хозяйствования;

принцип эффективности, отражающий качественную сторону данного процесса и ориентирующий на получение положительных финансовых результатов по отдельным операциям от деятельности каждого хозяйствующего субъекта, на достижение должного экономического и социального объекта;

принцип комплексности и единства цели, предполагающий согласование производственных и финансовых заданий, движения материальных и финансовых ресурсов, планов на разных уровнях управления;

принцип научности, который как бы подытоживает основные черты планирования, обеспечивает реальность, эффективность намеченных заданий.

Для расчета показателей финансового плана используются различные методы: расчетно-аналитический, балансовый, нормативный, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование, программно-целевой метод.

К основным задачам финансового планирования можно отнести:

определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;



создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов – к планам, а также маневрировать ресурсами.

В систему финансовых планов входят:

сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальном уровнях;

перспективные финансовые планы;

федеральный и территориальный бюджеты;

финансовые планы коммерческих организаций;

финансовые планы (сметы) бюджетных организаций.

Движение средств конкретного финансового фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые сведены в единую систему. В них также закрепляются полномочия и обязанности различных органов финансового аппарат (субъекта управления) по мобилизации и использованию финансовых ресурсов в соответствии с целями и задачами, возложенными на них согласно положениям проводимой финансовой политики. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.

Необходимо усилить роли и значение финансового планирования. Целесообразно совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.

Следует обратить внимание на некачественность проектировок перспективного финансового плана, который является действующим документом, и полную свободу и независимость исполнительных органов от федеральных законов, утверждающих параметры федерального бюджета в отношении показателей профицита бюджета.

В финансово-экономической политике следует отработать механизм оценки качества и достоверности прогнозных и плановых (по бюджету) проектировок экономическими ведомствами, разработать политическую и уголовную системы ответственности должностных лиц за грубые просчеты и отклонения прогнозов и бюджетных планов по сравнению с утвержденными первоначально федеральными законами, а также по сравнению с реальными, фактическими показателями и реальной, вполне предсказуемой динамикой и внешнеэкономической коньюктурой.



Библиографический список

Бюджетный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий/ Под ред. В.М.Родионовой. – М.: Агенство «Библиотечка «Российской газеты», 2004.;

Бюджет как финансовый регулятор экономического развития/ В.П.Горегляд. – М.: Экономика, 2004.;

Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М: Финансы и статистика, 2003.;

Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2003.;

Финансы: Учебник/ Под ред. А.М.Бабич, Л.Н.Павловой - М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2005.;

Финансы в вопросах и ответах: Учеб.пособие/ С.А.Белозеров [и др.]; под ред. В.В. Иванова, В.В.Ковалева. – М.: Проспект, 2009.;

Финансы: Учебник/ Под ред. А.Г.Грязновой, Е.В.Маркиной. – М.: Финансы и статистика. 2004.;

Финансы/ Под ред. Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.;

Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов/ Под ред. Л.А.Дробозиной. – М.:ЮНИТИ, 2005.;

Финансы: Учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./ под ред.В.В.Ковалева. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006.;

Финансы Учебник/ Под ред. С.И.Лушина, В.А.Слепова. – М.: Рос.экон.акад., 2005.;

Финансы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.;

Финансы: Учебник/ Под ред. В.М.Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2004.;

Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М.В.Романовского, проф. О.В.Врублевского, проф. Б.М.Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2004.;

Финансы/ Учебник – 3-е изд., перераб. и доп., (ГРИФ)/ Слепов В.А., Князев В.Г. – М.: Магистр, 2008.;

Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред.Е.С.Стояновой. – М.: Перспектива, 2004.;

Финансовое право: Учебник – М.: БЕК, 2004.;

Голубев М.П. Финансовое планирование как инструмент оптимизации развития вертикально-интегрированных холдингов// Финансы, 2005, № 11, с.65-70.;

  1. 

  2. Любимцев Ю. О мерах «оптимизации» и «стерилизации» // Экономист, 2007, №2, с. 38 – 47;

Ревенков А. Финансовое планирование на предприятии// Экономист, 2004, № 11, с.72-78;

Ревенков А. Финансовое планирование как элемент хозяйственного управления// Финансы, 2005, № 3, с.12-13.


Скачать файл (55.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации