Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Основы бюджетного права - файл Обзорная лекция_ФЗО_бюдж_право.doc


Лекция - Основы бюджетного права
скачать (19 kb.)

Доступные файлы (1):

Обзорная лекция_ФЗО_бюдж_право.doc161kb.14.12.2009 01:08скачать

содержание
Загрузка...

Обзорная лекция_ФЗО_бюдж_право.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обзорная лекция
Время – 2 часа

Специальность – 030505.65 Правоохранительная деятельность
П Л А Н
Введение

Вопрос 1. Бюджетное устройство и бюджетная система.

Вопрос 2. Правовое регулирование бюджетного процесса.

Вопрос 3. Состав доходов и расходов бюджетной системы.

Заключение

Список литературы
Введение
Наряду с налогами, бюджет является одним из экономических атрибутов государства. Бюджет имеет для государства такое же значение, как и финансы в целом. Для выполнения своих функций государство должно располагать необходимыми материальными ресурсами, которые на современном этапе развития экономических отношений приобретают преимущественно денежный характер. Государственный бюджет – один из важнейших источников публичных финансов, находящихся в распоряжении государства. Он представляет собой централизованные денежные фонды, которыми может воспользоваться государство, осуществляя те или иные направления своей деятельности. Доля децентрализованных публичных финансов в общем объеме финансовых ресурсов государства невелика, и поэтому можно без преувеличения сказать, что бюджет является основным и важнейшим звеном (элементом) финансовой системы любого государства.

Бюджет и государство – сопряженные, взаимозависимые категории. Один из корифеев финансового права дореволюционной России академик И.И. Янжул писал по этому поводу: «Финансы и их организация имеют громадное политическое значение, оказывая не только косвенное, но и прямое влияние на все государственное устройство и управление. Мало того: самые формы правления до известной степени определяются финансовой организацией и финансовыми потребностями государства».
Вопрос 1. Бюджетное устройство и бюджетная система

Бюджет – это слово английского происхождения, которое означает мешок, заключающий бумаги и счета. В современной экономической и правовой науке термин «бюджет» имеет несколько значений.

Бюджет определяется как экономическая категория, т.е. совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств или муниципального (местного) фонда денежных средств.

Как правовая категория бюджет – это основной финансовый план государства или муниципального (местного) самоуправления, роспись его доходов и расходов.

По своему материальному содержанию бюджет – это централизованный фонд денежных средств.

В Бюджетном кодексе РФ содержится легальное определение бюджета как формы образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

^ Бюджетное устройство определяется в юридической литературе как организация бюджетной системы и принципы ее построения.

БК РФ не закрепляет понятия «бюджетное устройство». Однако раздел I части второй БК РФ, озаглавленный «Бюджетное устройство», включает нормы, регулирующие структуру бюджетной системы Российской Федерации, правовые формы бюджетов, а также принципы, на которых основана бюджетная система.

Структура бюджетной системы, ее организация, взаимоотношения между различными звеньями бюджетной системы определяются соответствующим законодательством.

Бюджетный кодекс (ст. 6) определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность всех видов бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Звеньями этой системы (согласно ст. 10 БК) являются:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. Местные бюджеты – бюджеты районов, городов, районов в городах, поселков и сельских населенных пунктов.

Согласно ст. 13 БК РФ, отдельным звеном бюджетной системы РФ являются государственные внебюджетные фонды. Под ^ Государственным внебюджетным фондом понимается фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В бюджетную систему Российской Федерации включаются три государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Следует отметить, что необходимость выделения данных фондов в отдельное самостоятельное звено продиктовано не столько исключительно-целевым назначением (любой бюджет должен исполняться по целевому назначению), а особенностью перераспределения денежных средств.

В соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов – в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты – в форме нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

БК РФ закрепляет понятия консолидированного бюджета Российской Федерации, консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, целевого бюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

^ Консолидированный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

При этом необходимо иметь в виду, что консолидированные бюджеты как свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего субъекта бюджетного права используются только для расчетов и аналитической работы.

В статье 17 БК РФ целевой бюджетный фонд определяется как фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 г.» в федеральный бюджет на 2006 г. включены средства следующих целевых бюджетных фондов:

— Федерального фонда регионального развития;

— Федерального фонда финансовой поддержки субъектов;

— Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов;

— Федерального фонда компенсаций;

— Федерального фонда софинансирования социальных расходов;

— Стабилизационного фонда.

В соответствии со ст. 28 БК РФ бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

— единства бюджетной системы Российской Федерации;

— разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

— самостоятельности бюджетов;

— полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— сбалансированности бюджета;

— эффективности и экономности использования бюджетных средств;

— общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

— гласности;

— достоверности бюджета;

— адресности и целевого характера бюджетных средств.
Вопрос 2. Правовое регулирование бюджетного процесса

В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.

Бюджетный процесс состоит из четырех стадий:

1) составление проекта бюджета;

2) утверждение бюджета и принятие закона о бюджете;

3) исполнение бюджета;

4) рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Последовательная смена одной стадии другой составляет в совокупности бюджетный цикл, протяженность которого во времени составляет примерно 2.5 года. При этом, особенность бюджетного процесса заключается в том, что один и тот же промежуток времени может рассматриваться как стадия того или иного бюджетного цикла. К примеру, второй квартал года является и стадией составления проекта бюджета на будущий год, и стадией исполнения бюджета текущего года и стадией рассмотрения составленного отчета об исполнении бюджета за прошлый год.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. В тоже время, БК РФ не ставит в прямую зависимость составление региональных бюджетов от федерального, предоставляя регулирование этого весьма важного вопроса региональному законодательству «О бюджетном процессе».

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально – экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Стадия составления проекта бюджета начинается с ^ Бюджетного послания Президента Российской Федерации.

Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего планируемому периоду. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год.

^ Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

^ Составление бюджета основывается на:

Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

прогнозе социально – экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с БК РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации.

Первый этап формирования федерального бюджета – разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством Российской Федерации плана – прогноза функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

На основании выбранного Правительством Российской Федерации плана – прогноза функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год Министерство финансов Российской Федерации осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

Одновременно Правительством Российской Федерации рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

Второй этап формирования федерального бюджета – распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.

Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.

Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, представляемых одновременно с ним документов и материалов, законопроектов о минимальном размере оплаты труда, о минимальном размере государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году, а также составляемого в виде приложения к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год перечня законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию, завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство Российской Федерации рассматривает прогноз социально – экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Стадии рассмотрения и утверждения бюджетов, а также внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, посвящен раздел VII БК РФ (главы 21 – 23).

Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный для:

федерального бюджета – БК РФ;

бюджета субъекта Российской Федерации – законом субъекта Российской Федерации;

местного бюджета – правовыми актами органа местного самоуправления.

Одновременно с проектом бюджета законодательному (представительному) органу представляются документы и материалы, определенные статьей 181 настоящего Кодекса.

Одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Законы о внесении изменений в налоговое законодательство Российской Федерации вносятся субъектом права законодательной инициативы на рассмотрение и утверждение законодательным (представительным) органом до принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год.

Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года.

Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

Предмет первого чтения:

при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении обсуждается его концепция и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;

дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

В случае отклонения Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и возвращения его на доработку в Правительство Российской Федерации Правительство Российской Федерации в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях Комитета по бюджету и Комитета Государственной Думы по экономической политике, вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

В случае отставки Правительства Российской Федерации в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вновь сформированное Правительство Российской Федерации представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после сформирования.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, основные показатели государственного оборонного заказа, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, государственной программы вооружения на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета, программы предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год, Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации, Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год, перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

В течение 10 дней Комитет по бюджету проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы поправок по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, рассматриваемым в третьем чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты. Дальнейшему рассмотрению подлежат исключительно поправки, прошедшие экспертизу в Комитете по бюджету и Правительстве Российской Федерации.

Рассмотрение поправок по предмету третьего чтения параллельно проводится в Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете. При этом голосование поправок проводится Комитетом по бюджету и соответствующим профильным комитетом раздельно. Решение считается принятым, если результаты голосования указанных комитетов совпадают.

Государственная Дума рассматривает в четвертом чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации.

В течение одного месяца со дня подписания федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство Российской Федерации направляет в Государственную Думу и Совет Федерации для сведения поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.

При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосуется на предмет его одобрения в целом.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в одном чтении. Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год передается в Совет Федерации.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания Российской Федерации. Материалы к секретным статьям федерального бюджета рассматриваются исключительно председателями палат Федерального Собрания Российской Федерации и специальными комиссиями палат. Принятие специальных секретных программ и включение их в состав тех или иных расходов федерального бюджета осуществляется по представлению Президента Российской Федерации. Порядок расходования средств специальных секретных программ устанавливается Президентом Российской Федерации. Контроль за расходованием средств при реализации специальных секретных программ осуществляют только органы, на которые это возложено Президентом Российской Федерации. Итоги проверки расходования средств на специальные секретные программы представляются исключительно Президенту Российской Федерации, председателям палат Федерального Собрания Российской Федерации и специальным комиссиям палат.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации.

Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала очередного финансового года в случае непринятия Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 15 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года.

Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования федерального закона о федеральном бюджете, в том числе в части, изменяющей основные характеристики федерального бюджета и распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, а также распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов Российской Федерации.

В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Четвертая, завершающая стадия бюджетного процесса – подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

В отличие от ранее действовавшего бюджетного законодательства, Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную Думу. Государственная Дума рассматривает представленный Правительством отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета Дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

Наряду с указанными лицами на заседании Государственной Думы могут выступить либо представить свои доклады с анализом рассмотренных в течение года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета.
Вопрос 3. Состав доходов и расходов бюджетной системы

Управление государственными финансами в условиях большого разнообразия бюджетных поступлений и расходов, а также сложности финансово-бюджетных отношений невозможны без использования единой, законодательно утвержденной системы движения денежных потоков. Бюджетная классификация представляет собой научно обоснованную единую группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Она используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов (и консолидированных бюджетов) всех уровней.

Бюджетная классификация РФ включает в себя (ст. 19 БК):

• классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

• функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

• экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

• ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;

• классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

• классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

• классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

• классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации.

^ Доходы бюджета. Бюджеты формируются за счет обязательных и добровольных платежей, имеющих как безвозмездную природу (например – налоги) так и возмездную (займы).

Основным источником доходов для всех звеньев бюджетной системы служат налоговые поступления – около 80%. К налоговым доходам относятся предусмотренные законодательством о налогах и сборах федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся поступления от государственного имущества, его содержания и эксплуатации. В частности, к неналоговым доходам можно отнести:

  1. доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций;

  2. дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

  3. арендная плата за землю;

  4. доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;

  5. консульский сбор, взимаемый на территории Российской Федерации;

  6. плата за выдаваемые паспорта;

  7. доходы от платных услуг, оказываемых федеральными органами власти;

  8. перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации;

  9. штрафные санкции;

  10. доходы от внешнеэкономической деятельности и прочее.

Следующий источник доходов бюджета – это государственные займы, которые не являются доходами в прямом смысле. Это временные денежные поступления, которые предназначены для компенсации дефицита бюджета и через некоторое время должны быть возвращены с выплатой установленных процентов. Тем самым займы в действительности представляют лишь временное пополнение бюджета. Займы подразделяются на внешние и внутренние.

И, еще один вид бюджетных поступлений составляет «финансовая помощь» в виде дотаций, субвенций и субсидий, определение которых содержится в ст. 6 БК РФ.

Кроме приведенной выше классификации доходов бюджета, доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие.

^ Закрепленные доходы – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен в гл. 7-9 БК РФ.

^ Регулирующие доходы бюджетов – это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год (ст. 48, 63 БК РФ).

Объектом государственных расходов выступают мобилизованные в распоряжение государства доходы.

Расходование государством аккумулированных средств осуществляется в разных формах:

  1. бюджетное финансирование, применяемое для обеспечения общегосударственных расходов, как, например, оборонная индустрия, правоохранительная деятельность, управление, здравоохранение, наука, искусство, образование и т. п.

  2. самофинансирование. Согласно п. 4 ст. 41 БК РФ доходы бюджетных учреждений полученные в результате предпринимательской деятельности остаются в пользовании бюджетного учреждения, но при этом, одновременно учитываются в качестве доходов соответствующего бюджета. Данная форма используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет собственных ресурсов;

  3. кредитование используется при предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов (займов) иностранным государствам, а также иностранным и российским юридическим лицам (бюджетный и налоговый кредиты) по которым у заемщика возникают финансовые обязательства перед РФ (субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием), как кредитором.

Любое государство осуществляет расходы по трем основным направлениям – государственное управление, социальная сфера и поддержка экономической сферы.

В России соответственно в первую группу расходов входят расходы на:

  1. содержание законодательных органов государственной власти;

  2. содержание исполнительных органов государственной власти;

  3. деятельность финансовых и налоговых органов;

  4. содержание судебной власти, правоохранительных органов;

  5. национальную оборону;

  6. проведение выборов, референдумов;

  7. средства массовой информации;

  8. социальную защиту работников госаппарата и специальных подразделений (это наиболее стабильная группа расходов, имеющая тенденцию к росту).

^ Вторую группу составляют расходы на образование, подготовку профессиональных кадров, культуру и искусство, науку, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальные программы.

В третью группу включаются расходы на:

  1. содержание, поддержку и расширение государственного сектора экономики (субсидии и дотации убыточным государственным предприятиям);

  2. государственные инвестиции на безвозмездной основе в систему государственной инфраструктуры (жилищная, социальная сфера);

  3. внешнеэкономическую деятельность;

  4. обслуживание государственного долга;

  5. прочие расходы экономического характера.

Необходимо также отметить, что в законе о бюджете отражаются такие расходы, как: финансовая помощь бюджетам других уровней, в том числе – дотационным регионам; дотация г. Москве как столице РФ; расходы на возмещение ущерба, причиненного гражданам незаконными действиями органов дознания, суда, прокуратуры и предварительного следствия, а также на оплату труда адвокатов.

Кроме того, расходы бюджетов классифицируются в свою очередь на капитальные расходы и текущие расходы.

Согласно ст.ст. 67 и 68 БК РФ к капитальным расходам бюджетов относится часть расходов бюджетов,

  1. обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, (в т.ч. инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой);

  2. средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

  3. расходы на проведение восстановительного ремонта;

  4. расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,

  5. другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

^ Текущие расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также прочие расходы, не относящиеся к капитальным в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Заключение

Бюджетное право представляет собой, во-первых, подотрасль финансового права, во-вторых, раздел финансово-правовой науки и, в-третьих, соответствующую учебную дисциплину.

Бюджетное право как подотрасль финансового права – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, т.е. отношения по поводу формирования, распределения и использования федерального, региональных (субъекта Федерации) и местных бюджетов, а также по поводу формирования и расходования средств государственных и муниципальных внебюджетных фондов. Нормы бюджетного права устанавливают бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентируют бюджетное устройство Российской Федерации, систему доходов и расходов бюджетов, сбалансированность бюджетов, регулируют бюджетный процесс в Российской Федерации, устанавливают ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетное право как раздел науки финансового права изучает нормы бюджетного права и регулируемые ими бюджетные отношения, анализирует их, систематизирует и классифицирует.
Список литературы

  1. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1996. – № 34. – Ст. 4030; 2000. – № 32. – Ст. 3338; 2001. – № 33 (ч. 2). – Ст. 3437; 2002. – № 19. – Ст. 1796; 2003. – № 19. – Ст. 1751; 2004. – № 22. – Ст. 2095; № 27. – Ст. 2711; № 52 (ч. 2). – Ст. 5278.

  2. Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» // Вед. СНД РФ и ВС РФ. – 1992. – № 5. – Ст. 180; САПиП РФ. – 1993. – № 52. – Ст. 5086; СЗ РФ. – 1997. – № 19. – Ст. 2188.

  3. Положение о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования (утв. постановлением ВС РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1) // Вед. СНД РФ и ВС РФ. – 1993. – № 17; СЗ РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3341; 2001. – № 13. – Ст. 1147.

  4. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // САПиП РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 599; 1995. – № 31. – Ст. 3131; 1996. – № 9. – Ст. 809; № 16. – Ст. 1908; 1997. – № 1. – Ст. 174; № 48. – Ст. 5555; 1999. – № 52. – Ст. 6417; 2002. – № 30. – Ст. 3044; 2005. – № 52. – Ст. 3324.

  5. Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // СЗ РФ. - 1998. - № 32. - Ст. 3902; 2004. - № 51. - Ст. 5206.

  6. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // СЗ РФ. – 2004. – № 25. – Ст. 2561.

  7. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3258; № 49. – Ст. 4908; 2005. – № 23. – Ст. 2270.

  8. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» // СЗ РФ. – 2004. – № 49. – Ст. 4908; 2005. – № 12. – Ст. 1042.

  9. Баранова Л.Г., Врублевская О.В. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. – М., 1998.

  10. Бюджетное право: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.М. Никитина. – М., 2001.

  11. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2005.

  12. Горбунова О.Н. Бюджетное право России: Учебное пособие. – М., 2002.

  13. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс: Учебник. – М., 2005.

  14. Галкин А. Разграничение расходов между уровнями бюджетной системы // Законность. – 2004. – № 2.

  15. Гейхман О.М. Бюджетный контроль как средство предупреждения финансовых правонарушений // Государственная власть и местное самоуправление. – 2004. – № 5.

  16. Рик Д.А. О порядке применения бюджетной классификации // Право и экономика. – 2005. – № 2.



Скачать файл (19 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации