Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Буддизм - файл 1.doc


Буддизм
скачать (119.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc120kb.19.12.2011 06:52скачать


1.doc

Министерство Образования и Науки Украины

Донецкий национальный университет

Исторический факультет

Кафедра всемирной истории




По культурологии

На тему: « Буддизм»

Студентки 2-ого курса

Специальности «Международные

отношения»

Донецк – 2007 г.

ОГЛОВЛЕНИЕ

1. Что такое религия?...................................................................................................................3;

2. Когда и где возник буддизм?...................................................................................................3;

3. Первоисточники…………………………………………………………………………..3 – 4;

4. Вопрос об исторической достоверности личности Будды………………………………...4;

5. Его биография и происхождение………………………………………………………..4 – 5;

6. Первая проповедь и первые ученики………………………………………………………..5;

7. Деятельность Будды………………………………………………………………………….5;

8. Община……………………………………………………………………………………5 – 6;

9. Отшествие Будды в Нирвану…………………………………………………………….6 – 7;

10.Учение Будды………………………………………………………………………………...7;

11. Истина о четырех отделах………………………………………………………………7 – 8;

12. Интеллектуализм буддийской этики………………………………………………………9;

13. Любовь в буддизме………………………………………………………………………….9;

14. Отрицательный характер его заповедей……………………………………………...9 – 10;

15. Нирвана……………………………………………………………………………………..10;

16. Буддийская община…………………………………………………………………..10 – 11;

17. Образ жизни монахов……………………………………………………………………...11;

18. Зародыши культа…………………………………………………………………………..11;

19. Распространение буддизма………………………………………………………………..11;

20. Оценка буддизма. Положительные и отрицательные стороны……………………11 – 12;

21. Переход к христианству……………………………………………………………...12 – 13;

22. Значение мировых религий……………………………………………………………….13;


1. Что такое религия?

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога (“религия есть вера в Бога”). Наряду с ним, широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого, религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей. Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.
Религиозная вера складывается из:

1) собственно веры, т.е. убеждения в истинности основ религиозного учения;

2) знания наиболее существенных положений вероучения;

3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;

4) соблюдения норм и требований, представляемых к повседневной жизни человека;

Существуют различные типы религий: монотеистические, политеистические; ритуальные и религии спасения, национальные и мировые.

Главные мировые религии в современном мире – христианство, ислам, буддизм

Крупнейшие религии сегодня:
Христианство – 1024 млн. человек
Ислам – 529 млн. человек
Индуизм – 478 млн. человек
Конфуцианство – 305 млн. человек
Буддизм – 268 млн. человек
Синтоизм – 60 млн. человек
Даосизм – 52 млн. человек
Иудаизм – 14 млн. человек

2. Когда и где возник буддизм

Буддизм возник на территории Индостана в VI веке до нашей эры являясь, таким образом, первой по времени своего возникновения мировой религией. В это время в Индии уже сложилось классовое общество, существовал ряд государств, экономической основой которых была эксплуатация членов земледельческих общин. Острота классовых антагонизмов усугублялась существованием оастовой системы. Представители высшей оасты – брахманы играли важную роль в общественно-политической жизни. Религия брахмаизма освещала существующее оастовоеделение.

3. Первоисточники

Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхы Гаутамы Будды. Некоторые буддологи прошлого века отрицали историчность Будды. Большинство исследователей полагают, что нет оснований подвергать сомнению действительное существование основателябуддизма.
Согласно легендам, Будда родился в 560 году до нашей эры. Местом рождения считается северо-восток Индии. Он был сыном главы имени шаньев. В
29 лет , пораженный фактом обилия переживаемых людьми страданий, Гаутамарасстался со всеми благами и соблазнами роскошной жизни , оставил жену с малолетним сыном и отправился странствовать. Наконец, в некий момент,
Гаутама, сидя под деревом, внезапно узрел истину, и именно с этого момента стал Буддой, то есть просветленным, озаренным, умудренным. Умер в
480 году до нашей эры, положив основание многолюдной церковной организации - сангхе. Эта легенда не может претендовать на точность во всех деталях. Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений, вошедших в состав классического свода буддизма - типи-така это слово обозначает на языке кали ”три сосуда”. Типии-така была кодифицирована около III века. В качестве источника по древнему буддизму являются эпические поэмы Мивагхаим, относящиеся ко II веку. Большое значение имеет изобразительный материал , содержащийся на стелах и других сооружениях.

4. Вопрос об исторической достоверности личности Будды

В истории изучения буддизма были попытки доказать мистичность образа
Будды и этим сделать необъяснимым сам факт образования этой мировой религии. Попытки эти связывают с именами голландского исследователя Керна и французского индолога Сенара. Сенар с подавляющей ученостью и эрудицией пытался изложить биографию Будды, как солнечного героя, объясняя все подробности его жизни мифологическим описанием фактов метеорологических и космических.
5. Его биография. Происхождение

Будда происходил из рода Сакиев, владевших небольшим государством у
Петальских гор. Его рождение было ознаменовано необычайными знамениями; брахманы предсказали отцу, что сын его будет великим царем, если останется в миру, и сделается Буддой, освободителем вселенной, если уйдет от мира. Аскет Девала пришел взглянуть на божественного младенца и, предсказав ему великое будущее, возблагодарил богов, удостоивших его дожить до появления
Будды. В 16 лет он женился на прекрасной Ясодхар, победив своих соперников в стрельбе из лука и других состязаниях. Жизнь его проходила счастливо, среди всякого изобилия и богатства. Отец нарочно окружал его всевозможной роскошью и радостями, чтобы уберечь его от монашеского пути. Но однажды, во время первого выезда из дворца Сиддарта, он впервые увидел старика, больного, мертвеца и монаха. Это зрелище взволновало царевича, и натолкнула его на мысль о страдании. Ему представилась необходимость найти истинное блаженство для того, чтобы спасти и себя, и свою милую Ясодхару, и всестрадающее человечество. Однажды ночью, после вещего сна, он принял решение уйти от своей прежней жизни, от почета и славы, роскоши и богатства, от родителей и любимой жены. Незаметно он выходит за ворота дворца, надевает желтый плащ нищего монаха и сливается с бесконечной толпой, которая бродит по пыльным, белым дорогам Индии. В это время царевичу было 26 лет. Прошло семь лет, пока он нашел себя, почувствовал себя и скупленным Буддой и искупителем человечества.

Сначала он обратился к мудрецам-монахам и вверил в себя их руководству, но не получил от них ничего. От них он пошел бродить по стране Магадха и пришел в Урувелу. Шесть лет провел Гаутала в этом лесу, усиленно постясь, ожидая небесного просвещения. Видя его аскетические подвиги, пять его товарищей ждут от него чудес и хотят стать его учениками. Тело его обезобразилось от поста и истязаний, а он чувствовал себя далеко от цели. Тогда он оставил этот путь и стал принимать пищу. И вот однажды, сидя под деревом, он понял всю истину. Двадцать восем ьдней Будда провел под деревом, размышляя над тем, что открылось ему в интуиции. По прошествии этого срока, приступил к нему искуситель злой Мараи пытается отвратить Будду от дела совершения человеческого спасения. Зная, что Будда непобедим земными желаниями, Мара избирает другой путь. Он советует святому отойти в Нирвану, удовлетвориться спасением для себя. Но Будда побеждает этот величайший соблазн всех святых и аскетов и твердо отвечает Маре, что войдет в Нирвану только тогда, когда его святой закон процветет, увеличится и распространится по земле и будет возвещен всем людям через его ученикам, монахов и монахинь.

6. Первая проповедь и первые ученики

Утвердившись в своем намерении проповедью спасти людей, Будда направился в Бенарес. Он хотел, прежде всего, просветить тех пятерых монахов, которые спасались вместе с ним в лесу Урувела. Пять монахов с радостью выслушали его и приняли от него посвящение. Скоро к этим ученикам присоединились еще новые, и, когда их число возросло до шестидесяти Будда послал их на проповедь. Сам учитель отправился в
Урувелу, где обратил на путь спасения многих брахманов и светских людей.

7. Деятельность Будды

Вся последующая жизнь Будды была наполнена путешествиями и проповедью.
Три месяца в году (дождливый период) Будда и его ученики отдыхали в какой-нибудь из убежищ, отведенных им богатыми покровителями. Сюда собирались со всей Индии почитатели Будды, спешившие услышать проповедь спасения от самого учителя и пожить около него. Из таких мест Будда особенно любил огромный парк Джетавану, подарок одного купца, прославленный во многих произведениях буддийской литературы. О нем говорил один буддийский поэт:

Джетавана прелестный сад,

Где ходили толпы мудрецов,

Где жил царь истины –

Место, где было радостно моему сердцу.

Остальное время Будда и его ученики бродили по Индии, главным образом, в районе восточных государств Индостана. Слава его распространялась по всей Индии и встречи с ним искали не только монахи, но и цари, принцы, царские сановники и богатые купцы.Результатом этих бесед обычно было приглашение Будды со всеми учениками на обед. После обеда, во время которого прислуживает сам хозяин со своим семейством, Будда произносит какое-нибудь поучение Когда таких приглашений не было, Будда по древнему монашескому обычаю отправлялся в соседнюю деревню за милостыней. Он делал это вместе с учениками после обычной утренней беседы с ними и духовных упражнений. После обеда наступало время отдыха и сна, пока не спадал жар и не наступал вечер, когда после “священного молчания”, опять начинались шумные посещения друзей и поклонников.

8. Община

Надо полагать, что община учеников Будды еще при жизни учителя была тесно сплоченным орденом, имевшим свои правила и организацию. Дело в том, что техника монашеского общежития была выработана в Индии задолго до Будды, и по внешнему своему виду Будда со своими учениками мало отличался от многочисленных монашеских общин тогдашней Индии. Внешними признаками учеников Будды было желтое платье и бритая голова; ученики отрекались от семейных связей, от собственности и соблюдали строгое целомудрие. В общине не было различий каст и монашеское платье сглаживало различия между рабом и господином, отверженными Судрой и Брахманом. Господствующее настроение общины первых лет было состояние спокойной уравновешенности, переходящей в тихую, сосредоточенную радость. Состояния экстатической восхищенности были единичными случаями и общей жизни буддийских монахов не характеризовали. Все они отличались полной чистотой, душевным миром и преданностью Будде. Мы напрасно стали бы искать в буддийских источниках характеристику того или иного ученика: все они на одно лицо, все говорят одним языком, отличаются одними добродетелями и занимаются одинаковой деятельностью. История, правда, называет имена более близких учеников Будды, но это наделает их личностями: они остаются типами буддийских святых, убивших все свои индивидуальные свойства за одно со всеми страстями, желаниями, симпатиями. Рядом с монахами, вступившими в общину и давшими обеты, стояли светские люди, принимавшие его учение, но оставшиеся в миру не порвавшие с семьей, собственностью. Они служили общине по мере своих сил своими дарами. Среди таких верующих мирян были цари, князья, брахманы. Кроме мужчин, в орден принимались и женщины. Каково же было их положение среди монашествующих? Вот несколько буддийских текстов, рисующих отношение Будды к женщине:

- Как нам, Господи, - спрашивает ближайший ученик Будды Ананда, - вести себя с женщинами?

- Избегайте ее вида, Ананда, - отвечал Будда.

- Но если мы ее увидим, что нам делать?

- Не разговаривайте с ней

- Но если мы уже заговорили с ней?

- Тогда будьте осторожны
И все-таки Будда должен был уступить настояниям женщин и принять их в общину, но положение их всегда было унизительно-подчиненное; их только терпели, несмотря на их чрезвычайную преданность общине и неустаннуюработу на пользу братии. Вот просьба одной из его страстных последовательниц, некой Висакхи:

- Я желала бы, Господи, всю свою жизнь давать общине дождевые платья, давать пищу чужим проезжающим монахам, кормить странствующих монахов, кормить больных братьев, ухаживать за больными, давать им лекарства, раздавать ежедневно рис и подарить общине монахинь купальные костюмы. Будда, который сначала заявляет Висакхи, сто “совершенные слишком возвышены, чтобы соглашаться на всякое желание”, дает свое разрешение на эту благотворительную деятельность.

9. Отшествие Будды в Нирвану

Сорок четыре года проповедовал Будда свое учение и постепенноприблизился к пределу своей жизни. Ему было 80 лет, когда он сильно заболели был близок к смерти, но одна мысль привязывала его к этому миру: “негодится мне войти в Нирвану, прежде чем я не поговорю с теми, которыезаботились обо мне, с общиной моих учеников. Преодолею эту болезнь силойсвоей и удержу свою жизнь”. И Возвышенный преодолел свою болезнь. Он встал со своего ложа и сел в тени дома, чтобы изложить ученикам последнюю свою волю: “Будьте своими собственными светочами, - говорил он своим собственным прибежищем. Другого не ищите. Изучайте познание, приобретенное мною и возвращенное вам, живите согласно с ним так, чтобы ваша святая жизнь долго длилась на радость людям. Истинно говорю вам, все земное подвержено гибели. Молитесь непрестанно. Через три месяца войдет Совершенный в Нирвану”. После нескольких бесед, когда учитель передал своим ученикам все, что имел он угасил в себе волю, поддерживающую в нем жизнь и стал ждать смерти. После месяца странствий он пришел с учениками в Кузинару. Там в лесу, ученики уложили своего утомленного и больного учителя на землю, головой к северу. Время цветения деревьев еще не наступило, но два дерева, под которыми лежал учитель, были сверху до низу покрыты цветами, которые целым дождем падали на отходящего; и птицы громко пели в воздухе.

- Видишь, Ананда, - сказал Совершенный, - еще не настало время цветения, а цветы падают на тело Совершенного и небесные мудрецы поют в воздухе, чтобы почтить Совершенного. Но совершенному нужна иная слава. Ученики и ученицы, которые живут по правде и закону – вот истинная слава Совершенного. Любимый ученик Ананда отошел в сторону и горько плакал об умирающем учителе, но Совершенный велел подозвать его к себе и утешал его словами, полными глубокого, скрытого отчаяния и трагизма:

“Не надо так, Ананда, не жалуйся и не печалься. Разве я не говорил тебе раньше об этом? Это неизбежно – расставаться со всеми, что дорого, со всеми кого любишь. Все, что рождено, что создано, что сделано – обречено насмерть. Но ты долго чтил Совершенного мыслями, словами, делом своим, из любви, по доброте, с радостью, без лжи. Ты хорошо делал Ананда. Стремись, и ты тоже скоро очистишься”. Последними его словами, с которыми он обратился к ученикам, были: “Истинно говорю вам, ученики мои, все созданное – скоро преходяще. Боритесь непрестанно”. И поднялся дух его от одного экстаза к другому по всем степеням восхищения и вошел в Нирвану. На восходе солнца благородные жители Кузинары сожгли, перед городским иворотами тело Будды со всеми почестями, какие оказывались усопшим царям.

10. Учение Будды

Проповедь Будды, по выражению Мензиса – “не теория, а путь спасения”. Поэтому мы напрасно стали бы искать в священных книгах буддиста в систематической космологии, теологии или психологии. Сам Будда формулировал свое учение в четырех словах: страдания, цепь причинностей, уничтожение страдания и путь к нему. И все-таки, хотя в буддизме нет систематического учения о мире богах и человеческой душе, все же Будда не мог обойтись без того чтобы свои практические рассуждения не строить на скрыто предполагаемой метафизике. Проповедуя отречение от мира, он должен был говорить, что такое мир, проповедуя об освобождении от влечений, он неизбежно учил о человеческой душе и т.д. Поэтому изложению “пути спасения” мы предпочитаем краткую характеристику того мировоззрения, которое предполагается буддийской проповедью. Буддийская философия, отличается сильным субъективным характером, больше всего занимается человеком. Но что такое человек? Он есть не более, чем связка, агрегат психических состояний. Как повозка есть только агрегатко лес, гвоздей, досок, и не имеет ничего одинакового, кроме пустого слова “повозка”, так и человек составляет сумму своих свойств и состояний и ничего больше. Личность есть нечто призрачное и уничтожаемое. Не умирают только те душевные состояния, которыми мы жили. Они идут за нами из одной жизни в другую, они не дают человеку уйти из жизни и от цепи возрождения. Теорию переселения Будда везде предполагает разумеющейся сама собой.

В буддийских памятниках иногда упоминаются боги, но они не играют никакой роли в учении Будды. Он нигде не отрицает их, но и нигде не ставит людей в связь с ними.

В буддийской религии есть одно божество – сам Будда. Из любви к людям, он согласился воплотиться и войти в цепь человеческих страданий, чтобы проповедовать людям избавление. Но вместе с тем, он не является источником божественных сил, благодати в прямом смысле слова; людей спасает, по буддийскому воззрению, не личность Будды, не его сверхъестественная сила, а то познание, которое открывается в его учении.

В своем предсмертном слове Будда так и говорил о тождестве себя с законом, им провозвещенным. Перейдем теперь к этому закону.

11. Истина о четырех отделах

План буддийского катехизиса установлен самим учителем. Он состоит из четырех отделов: учение о страдании, учение о происхождении страдания, учение об уничтожении страдания, практический путь к уничтожению страдания. Это – основа всего закона, символ веры буддистов.

-Как вы думаете,- спросил Будда своих учеников, что больше, вода четырех морей или проливаемые вами слезы, когда вы странствуете по этому миру, и грустите и плачете о том, что вам дается то, что вы ищете? Страданием проникнуто все существующее и это страдание неизменно связано с самим фактом существования, потому что ни один блаженный, ни брахман, ни боги не могут сделать так, чтобы не старилось то, что подлежит старости, чтобы не болело то, что подвержено болезни, чтобы не умирало то, что подвержено смерти, чтобы не падало то , что подвержено падению , чтобы не погибало то , что подвержено гибели. Страдание и бытие мнимы. И куда бы не обращался взор человека – в прошлом или в будущем он видит бесконечное, неисчерпаемое море слез и бесконечное существование под разными видами страдания. Это представление о страдании тесно сведено в буддизме с представлением, что “нет неизменной сущности в этом бывании”, что все течет , все изменяется, пожирая само себя и не насыщаясь. Душу буддиста томила такая “дурная бесконечность”; сама она - это непрерывное, не имеющее конца и смысла, колесо жизни, причиняло ему метафизическую боль, независимо от частых горестей и мук сансары (житейское море). “Все пребывает в пламени. Глаза и все чувства находятся в пламени, зажженном огнем любви, огнем ненависти, огнем соблазна; он зажигается рождением, старостью и смертью, скорбью с воплями печали, заботой, страданием и отчаянием. Весь мир окутан дымом, весь мир прожрется огнем “. В чем же корни этого страдания? Здесь мы переходим ко второму отдел у буддийской доктрины, к рассмотрению причины страданий. “Святая истина о происхождении страдания такова: ;жажда к бытию и наслаждению и к желанию, находящему свое наслаждение на земле, жажда к наслаждению, жажда к созиданию, жажда власти ведут от возрождения к возрождению”. Другими словами, страдания порождаются нашей волей, нашими желаниями. Откуда же сами желания? Желания происходят из восприятия мира, восприятия происходят от соприкосновения, соприкосновение с миром происходит из органов чувств, органы чувств из нашей телесности, но сама телесность есть призрак и видимость, порождение неправильного восприятия, результат неведения. Поэтому царство страдания уничтожается с приобретением истинного знания, с умиранием всех желаний. Монах должен понять , что объект его желаний, телесность, есть одна видимость .- Считая тело мыльным пузырем, - говорил Будда, - считай его подобным призраку, разломай увитыми цветами стрелы искусителя и тогда иди туда, где тебя не увидит царь смерти. Все таким образом – обман, призрак и иллюзия. Нет ничего. Но распространяется ли это отрицание и на людские души. Многие буддийские тексты отвечают на этот вопрос отрицательно. Есть одно место, которое выразительно резюмирует иллюзионистические взгляды буддизма. “Учитель только тогда покрыт броней, когда уму его представится следующая мысль: я должен вести к совершенной Нирване бесчисленное множество существ, - я должен вести их; и, однако, ни их ведомых, ни меня – ведущего не существует. Они не существуют на самом деле, потому что небытие есть собственный характер всего, что признается существующим. Это, как если бы искусный волшебник заставил появиться на распутье четырех больших дорого огромную толпу призрачных людей, которые дрались бы между собой, убивали друг друга и потом все исчезли, а на самом деле не было ни появившихся, ни убивавших, ни исчезнувших“. Так же точно будды ведут к совершенной Нирване бесчисленное множество существ, а на самом деле нет ни ведущих, ни ведомых. Какие могут быть желания и страсти у монаха, который проникся таким мировоззрением?

12 . Интеллектуализм буддийской этики

Четвертая часть буддийского символа – вера, составляет его этику в строгом смысле этого слова. Кратко она формулируется так: Путь к уничтожению страдания есть всемирный путь: правая речь правое решение, правая вера, правое дело, праведная жизнь, праведное стремление, праведная память, правое размышление. Развитие этой формулы составляет содержание многочисленных бесед и поучений. Прежде всего, в буддийской этике поражает ее интеллектуалистический характер. Вот несколько типичных примеров из Сутта – Нипаты:

  • “Великое на учение и познание, верное разумение закона, благое слово – вот величайшее блаженство”

  • “Истина – сладчайшее в этом мире и та жизнь назовется лучшей, которая прожита в понимании”

С интеллектуальным характером буддийской этики связано ее второе свойство – отрицательный характер большинства ее заповедей. Буддизм гораздо охотнее говорит о том, чего надо избегать, чем указывает, что надо делать. Главные его заповеди: не убивай, не укради, не прелюбодействуй, не лги, не пьянствуй – сплошь отрицательного характера, подобно большинству заповедей Моисея. Иначе это и не могло быть в буддизме: проповедуя отречение, отказ от мира, буддизм проповедовал воздержание от жизни вообще, от душевных движений, даже если он этического порядка.

13. Любовь в буддизме

“Не стремись к радостям ни земным, ни небесным”, будь невозмутим, ничему не удивляйся, ничем не восхищайся, ни к чему не стремись, ничего не жалей. Чувство любви к личностям совершенно несовместимо с буддизмом; монах должен вырвать у себя “ вся-кое влечение к виду и имени”, т.е. к индивидуальному; для него должно стать глубоко безразличным: стоит ли около него брат или совершенно чужой человек, которого он видит впервые – потому, что всякая привязанность – боль, потому что личность – иллюзия. Но это не исключает возможности самой интенсивной любви ко всему вообще, к общему страдающему мировому целому потому, что такая любовь не приносит страдания.

Существует одно место, в котором эта мировая любовь выражена с необычайной силой.

“Да будут счастливы все существа, да живут все они в радости и довольстве!”

14. Отрицательный характер его заповедей

Я наглядно изображу буддийскую этику, если отметить две характерные черты
(интеллектуализм и отрицательный характер заповедей). Монах, прежде всего, понимает безобразие, тяготу и обман этого мира. Он смотрит на мир, “как на пустоту”, тленье и разрушение. Он победил в себе все влечения к миру и все страсти. Он не гневается, он терпит оскорбления, несчастья, неудачи без раздражения и ропота. Он не привязан к жизненным удобствам и не ищет обильной милостыни, одежды и крова. Святой отрешился от семейных привязанностей, его не влечет к себе женское тело, слепленное из мяса, наполненное кровью, желчью, слизью.

- Даже видя прекрасных дочерей Мары, я не чувствовал в себе нечистых влечений, - говорил Будда, - что же мне в теле твоей дочери, наполненном водой и выделениями? Я не попру его даже своей ногой. Святой вырвал с корнем все свои желания, он равнодушен к настоящему, как равнодушен к прошлому и будущему, и это дает ему особенные положительные добродетели - свободу, мудрость и могущество. Он свободен от всех привязанностей, даже друзей нет у него, он одинок, ни с чем не связан, ни от чего независим, ни от людей, ни от погоды, ни от счастья, ни от несчастья. Поэтому нет в нем и страха, и сам Мара-Искуситель не страшен ему. Святой обладает мудростью. Это не мудрость этого мира. Он не похож на людей, которые “то хватаются за науку, то бросают ее для другого учения, как обезьяны перебрасываются с сучка на сучок”; он чужд споров и словопрений; познавший Вечную Истину, он не разбрасывается мыслями; светла, глубока и молчалива его мудрость, как безбрежное, безмолвное море; шумно бегут горные ручьи, но вечно безмолвны воды в глубинах морей. И вместе со свободой, силой и мудростью святой приобретает благоволение ко всему живому. Он не вредит человеку, он не делает вреда животным, птицам, насекомым; он даже не тревожит малейшего растения, если к этому не представляется особой надобности; его любовь ко всему сродни его самопожертвованию. Он должен быть готов отдать все свое, если у него этого требуют, отдать даже самого себя, как это сделал Будда, который в одно из своих превращений, будучи зайцем, накормил своим мясом голодного. Само собой разумеется, что окончательным идеалом для буддиста является сам Будда. Поэтому его образ – пример для подражания, а его конец, Нирвана, есть цель стремлений всякого монаха. Тяжелым и длинным путем идут люди к этой цели. Милосердие и деятельность на пользу нужны людям только на первых стадиях пути. Для приближающихся к концу, нужно только сосредоточение сознания, само углубление: “Когда на небе гремит гром, и дождевые потоки наполняют все воздушные пути, тогда монах в горной пещере предается самоуглублению, и нет для него высшей радости, пока он не достигнет окончательного успокоения
- Нирваны”.

15. Нирвана

Что же такое Нирвана? Чистое ли она уничтожение или какой-нибудь особый род существования? Нирвана – значит угасание и большинство текстов рисуют ее, как небытие или описывают ее в отрицательных терминах, как уничтожение страстей, уничтожение желаний, движений, даже познания. Но значит ли это, что Нирвана – небытие? Как мы знаем, Будда упорно уклонялся от ответа на вопросы о посмертном существовании и его ученики, когда их спрашивали о подобных вещах, неизменно отвечали, что “Возвышенный этого не открыл”. Уже это одно намекает на иное решение, отличное от решения вопроса в отрицательном смысле. На один из подобных вопросов (о посмертном существовании Будды) монахиня Кхема ответила так: “Сущность Совершенного не может быть определена в категориях этого мира. Она глубока и бездонна, как великий океан. Нельзя сказать, что Совершенный существует после смерти, но также нельзя сказать, что он не существует”. В другом диалоге энергично опровергается еретическое мнение Ямаки “что монах, освобожденный от грехов, когда распадается его тело, подлежит уничтожению, что он не существует после смерти” На третьем сборе буддистов вопрос о Нирване был решен в том смысле, что Нирвана непостижима для тех, кто не достиг ее. Таким образом, Нирвана – это посмертное состояние, определяется какне что трансцендентное, как то, о чем мы не можем говорить нашими понятиями словами, нечто непостижимое, о чем мы даже не можем сказать нашего человеческого слова – “оно существует”.

16. Буддийская община

Рассмотрев Будду и Дамму (личность основателя и Закон), мы перейдем к третьему элементу буддизм, к Самге – общине. Хотя в буддийском символе веры говорится об общине, как о чем-то едином, но при своем внутреннем единстве, она не представляет чего-то целого по своей организации. Буддийские монахи группируются в общины, которые не связаны одна с другой и не имеют над собой общего руководителя; таковым был только Закон. Принятие в общину совершалось очень просто. В присутствии десяти монахов посвящаемому задают несколько вопросов и после удовлетворительных ответов на них кандидат зачисляется в общину. Не принимаются только заведомые преступники и неправоспособные лица. Выход из общины также легок.

17. Образ жизни монахов

Одежда монаха желтого цвета и очень проста. С собой он обычно имеет бритву, иглу, чашу, сито и четки. При сборах милостыни он не смеет принимать деньги, но и пищу он не должен выпрашивать, а только молча ожидать. Первоначальное правило запрещало монаху жить в домах , но это правило скоро перестало исполняться. Никакого труда , кроме ежедневного сбора милостыни и духовных упражнений, у монахов не было. В состав духовных упражнений входили занятия науками и переписка книг. Два раза в месяц в общине происходили собрания, которые назывались покаянными. На них монахи каялись в своих грехах и обсуждали дела общины.

18. Зародыши культа

Первоначально буддизм не имел никакого служения богам и вообще культа, но после смерти Будды культ стал образовываться. По примеру других сект, в буддизме создались праздничные дни, паломничество к святым местам - на место родины Будды, его первой проповеди, его смерти. Останки учителя тоже стали предметом почитания. При дальнейшем своем распространении и буддизм усвоил себе все элементы обычного культа, молитвы, изображения, храмы, жрецов.

19. Распространение буддизма

В настоящее время буддизм существует в Неаполе, на Цейлоне, в Бирме, Сиаме,
Тибете, Китае, Японии и на островах Ява и Суматра. Во всех этих странах буддизм более или менее уклонился от своего первобытного, чистого вида и даже принял в себя совершенно чуждые элементы. Так, например, в Тибете (где буддизм называется ламоизмом) население монгольского племени, очень слабо культурное и совершенносвоеобразное, по-своему поняло и переработало буддизм. В ламоизме существует обширная иерархия священных лиц, обладающих божественным достоинством. В ламоизме получил сильное развитие культ. Путешественники в Яхассу говорят об огромном количестве монастырей, о церковных колоколах, изображениях, реликвиях, постах, богослужении, множестве обрядов. В Китае буддизм тоже принял в себя богато развитый культ, ровно, как и в Японии. В таком извращенном и приспособленном к пониманию мало культурных массвиде буддизм имеет множество последователей и по числу их (свыше 300 млн.) считается первой религией в мире.

В наше время были сделаны попытки возродить буддизм в культурных классах европейского общества. Эти попытки имели частичный успех, и под именем необуддизма и сейчас существует религиозно-философское течение, имеющее своих последователей и на континенте, и в Англии, и в Америке. Но мирового значения это течение не может иметь. Буддизм изжил все свои главные принципы, и человечество, в лице своих вождей и пророков, видит уже дальше, чем смотрел буддизм.

20. Оценка буддизма. Положительные и отрицательные стороны

Развитием и доказательством этой мысли послужила оценка идей буддизма, которую мы сейчас и сделаем. Буддизм относится к числу немногих универсальных, мировых религий, которые тесно связаны с языком и национальной культурой, и не выходят за пределы этой культуры. Буддизм, как мы видим, распространился по всей Азии и завоевал самые разнообразные племена от диких сибирских народов до высококультурных племен Индии. В то время, как идеи национальных религий теряли всякую силу, идеи буддизма развивались и производили вокруг себя энергичное движение. Эта стойкость и универсализм буддизма объясняются его особыми положительными свойствами. Буддизм, прежде всего, является религией, выдвинувшей на первый план субъекта религии, человека, и, принявшей резко этический характер. Буддизм не интересуется сферой божественного, все его внимание устремлено на положение человека, он занят принципами и нормами поведения. Благодаря такой специальности своего внимания, он достигает, впервые во всемирной истории, громадных результатов. Этика у буддистов тонко и глубоко разработана. Учение Будды – о жалости, милосердии, любви ко всякой твари. Оно согрето настолько живыми и подлинными чувствами, что может вдохновлять и волновать даже теперь. Вечно ценным в буддизме явилось осуждение эгоизма, страстей, разрушающих личность. Второй положительный момент буддизма – его сотериология – учение о спасении. О нем учили и мистерии. Но буддизм идет дальше. Он не хочет такого спасения, которое предлагали мистерии. Он не верит природному миру, чтобы звать к слиянию с ним, а перспектива бесконечных умирании и воскресений подвергает его в ужас. Он ищет освобождение от природы и дурной бесконечности, он жаждет конца, завершения, исполнения. Третьим элементом, который надо отметить в буддизме, в последствии, только в христианстве развилось в идею церкви. Это мысль о том, чтобы спасаться вместе, то есть образование общины. Кроме положительных сторон, у буддизма существуют и отрицательные: его ограниченность эмпирическая и философская. Эмпирическая ограниченность буддизма состоит в том, что он несет проповедь спасения далеко не всем “Это учение для разумного, а не для глупого”. По своей конструкции, со своим сложным учением о причинах страданий, буддизм требовал большого интеллектуального уровня для своего усвоения. Итак, буддизм нес спасение далеко не всем. Люди неученые, простые, занятые физическим трудом и не имеющие времени для размышлений, и, наконец, женщины, остаются в стороне от сферы действия проповеди Будды. Но это свойство буддизма не случайно и оно стоит в связи с другой ограниченностью буддизма, о которой мы сейчас поговорим. Царь Милинда в беседе с учеником Будды, великим святым Нагасеной, сказал ему:

- Если, достопочтенный Нагасена, субъекта нет, то кто дает вам все то, в чем вы нуждаетесь: платье, пищу, жилье и лекарство для больных? Кто пользуется всеми этими вещами? Кто идет по пути святости? Кто достигает Нирваны? Кто совершает пять смертных грехов? Ведь, так значит нет ни добра, ни зла, нет ни добрых, ни злых дел, и даже, если бы кто-нибудь убил, достопочтенного Нагасену, то и тот не совершил бы греха? В этом очень ядовитом вопросе содержится страшная, разрушительная критика, на которую буддизму нечего ответить. Буддизм в своем отрицании мира зашел слишком далеко, дальше, чем позволяли его посылки. Его историческая роль была – отрицание, и он, проделав огромной важности работу, указав бессмысленность, тленность и муку мира, не был в силах пойти дальше, и повис, так сказать, в пустоте, остановился в неустойчивом равновесии, на острие, заключив в себе, благодаря этому, противоречия, неизбежные при всяком абсолютном отрицании.

21. Переход к христианству

Таким образом, положительные точки опоры неизбежно давались буддизму в понятии Нирваны, но Будда, как мы видели, упорно уклонялся от анализа этих понятий. Их теоретическое раскрытие и практическая жизнь совершилась пять веков спустя, в христианстве. Я закончу это повествование стихотворением А. Толстого, которое наглядно рисует тот переворот в восприятии мира, в мироощущении и понимании мировой истории, которое принесло с собой христианство, наполняя ту пустоту и темные места, которые так болезненно сияли в буддизме:

И просветлел мой темный взор

И стал мне видим мир незримый

И слышит ухо с этих пор,

Что для других неуловимо.

И с горной выси я сошел,

Проникнут весь ее лучами,

И на волнующийся дол

Взирая новыми очами.

И слышу я, как разговор.

Везде немолчный раздается,

Как сердце каменное гор.

С любовью в темных недрах бьется;

С любовью в тверди голубой

Клубятся медленные тучи

И над древесною корой

С любовью в листья сон живой

Струей поднимется певучей.

И вещим сердцем понял я,

Что все, рожденное от Слова,

Лучи любви кругом лия,

К нему вернуться жаждет снова

И жизни каждая струя,

Любви покорная закону,

Стремится силой бытия

Неудержимо к божью Лону

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало.

22. Значение мировых религий

Мировые религии в настоящее время имеют огромное значение. О роли мировых религий говорят следующие данные:
1 – Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.
2 – Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государств.
Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.
3 – Религия, как форма культуры, является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.
4 – К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим, духовным ценностям, интересам человека.

Список используемой литературы

1. Л.Н. Боголюбов «Буддизм»;

2. А.В Клименко «Буддизм»;

3. Сутта-Нипата “Буддийская каноническая книга”

4. Герасимова “Путь к истине”

5. Ольденберг “Будда, его жизнь, учение, община”

6. Рис-Дэвидс “Буддизм”

7. Барт “Религии Индии”

8. А. Хрисанф “Религии древнего мира”

9. А. Ельчаников “История религии”


Скачать файл (119.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации