Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Социологический анализ политических установок в процессе социализации молодежи - файл 1.doc


Социологический анализ политических установок в процессе социализации молодежи
скачать (664.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc665kb.19.12.2011 07:20скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Социологический факультет



Кафедра социологии и политологии

Специальность социология

Специализация социальная психология


Дипломная работа

Социологический анализ политических установок в процессе социализации молодежи
Самара 2007

Содержание

Стр.

^

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования политических установок молодежи 12

1.1 Политические установки как элемент политической культуры: понятие и виды 12

^

1.2 Роль политических установок в процессе политической социализации молодежи 30

Глава 2. Особенности эмпирических исследований политических установок молодежи 44

^

2.1 Социологические методы исследования политических установок молодежи: границы применения 44

2.2 Политические установки молодежи г. Самары: социологический анализ 64

Заключение 69

Список литературы 72




Введение



^ Актуальность исследования. Особую значимость приобретают сегодня проблемы политической стабильности общества и направленность политической активности масс, их консолидация во имя действительного решения назревших проблем.

«Если стабильность общества является центральным вопросом социологии в целом, - пишет С. Липсет, - то стабильность специфической институциональной структуры или политического режима - социальные условия демократии - основной вопрос политической социологии» [1, с. 24].

Особую значимость в настоящее время приобретает выявление и характеристика ценностных ориентации и политических установок в социально-политической сфере жизни общества [2, с. 3]. Это объясняется тем, что политические установки и представления являются основными компонентами массового сознания, по которым можно судить о его состоянии и господствующих в нем тенденциях. Именно в них отражается нормативно-ценностный подход различных групп населения (и населения в целом) к деятельности политических институтов и организаций, всей политической системы, к принципам и нормам ее функционирования. Радикальные изменения в системе политических ценностей, политических установок способны вызвать состояние напряженности в политическом сознании, инициировать возникновение «конфликтных потенциалов». Своевременное их обнаружение средствами социологии имеет не только научную, но и практически-политическую ценность.

Неотъемлемым элементом содержания как теоретического (политической идеологии), так и обыденного (эмпирического) уровней сознания являются политические знания. Они в различной степени представлены в том и другом уровне, но, поскольку в их основе лежит политический опыт, в разной степени осмысленный и систематизированный, они во многом определяют оба эти уровня. Политические знания, отражающие интересы тех или иных классов и групп, нередко отличаются скорее по форме, чем по существу. Так, теоретические знания, разработанные политическими идеологами, преподносятся затем в виде политических призывов и лозунгов и усваиваются обыденным политическим сознанием.

Важным элементом гражданского общества является «гражданская культура», основу которой составляет политическая культура. Несмотря на демократические преобразования, в странах Восточной Европы преобладает авторитарный менталитет, проявляющийся в авторитарной политической культуре. Консенсус по поводу основных социальных ценностей, без чего невозможно развитие гражданского общества, подлинная интеграция людей в обществе, до сих пор не достигнуты.

На этой почве возникла ситуация аномии, когда одна ценностно-нормативная система разрушена, а другая еще не сформировалась. В такой ситуации значительное число граждан ощущает отчуждение от социальных процессов, свою социальную невостребованность. В обществе нет устоявшейся политической системы, четкой экономической политики, общей идеологии, нет общепринятой системы ценностей. В этих условиях проявляется новая тенденция, характеризующаяся комбинацией элементов новой гражданской культуры с элементами старой традиционной авторитарной культуры [3, с. 8].

При этом нельзя не заметить роста политической активности среди российской молодежи в последнее время. Если поначалу от этого просто отмахивались, списывая на политический заказ, сегодня – все обстоит несколько серьезнее. После событий в Грузии, Украине, Молдове и Киргизии стало очевидно: заказчик этих процессов сознательно и активно использовал фактор молодежи для последовательной серии уличных акций.  На Киевском майдане стратегия сетевых молодежных структур стала классикой «политических революций» нового поколения. Конечно, в этом было много игры, условности, четко отрежиссированного хеппенинга, но инструментом в любом случае была именно молодежь. Та часть общества, которая в постсоветских странах считается наиболее пассивной в социальном смысле и деполитизированной [4].

Все вышесказанное определяет актуальность исследования дипломной работы «Социологический анализ политических установок в процессе социализации молодежи», так как появляющееся на исторической сцене России поколение молодых несет свое представление о будущем.

Самое тревожное в этих условиях то, что молодое поколение россиян вступает в гражданскую жизнь политически неграмотным, становясь все более явно и в значительной своей массе легкой жертвой разного рода манипуляций - социальных, национальных, политических, нравственных и т.д., - зачастую с криминальным оттенком.

Связанный с этим же фактором очень расхожий в молодежной среде миф о том, что можно прожить и без политики, обусловливает доминанту в ней форм неконвенционального политического поведения: политической индифферентности и пассивности, игнорирования выборов, неучастия в демонстративных политических акциях, сознательного отключения от каналов массовых коммуникаций, безразличного отношения к типу политической власти и облику тех сил, которые олицетворяют ее [5, с. 4].

Очевидно, что такое «добровольное» самоотчуждение от политики тех, кто не только завтра, но уже и сегодня может и должен определять ее будущее, выгодно только силам, которые хотели бы повернуть эту историю вспять.

«Показательно, что даже самые передовые слои и группы молодежи, стремящиеся как можно полнее овладеть «премудростями» рыночной экономики, далеко не всегда отдают себе ясный отчет в том, насколько при этом важны не только экономические, но и политические знания» [5, с. 4].

Как считает Муштук О.З.: «…без соответствующего политико-правового обеспечения, без создания благоприятной общественно-политической среды в России никогда не будет рынка (по крайней мере, в его современных цивилизованных формах). А раз не будет рынка, то никогда не будет и рыночной политической демократии с общественным контролем за власть имущими и т.д.» [5, с. 4].

Почему такое внимание к молодому поколению. По мнению О.А. Малакановой и Ю.Н. Акифьевой «…одна из важных проблем формирования современного российского гражданского общества заключается в создании необходимых условий для успешной политической социализации подрастающего поколения. Только таким образом можно будет обеспечить развитие и жизнеспособность демократических преобразований в России» [6, с. 47].

Во-первых, любые молодые, будь они «бунтарями и мятежниками», «строителями коммунизма», «сексуальными революционерами» или «кибер-панками» – все они вырастают. Именно им принадлежит будущая власть, их ценности становятся частью ценностей общества.

Во-вторых, нынешнее молодое российское поколение очень неоднородно, что требует внимательного изучения. Практически невозможно выделить некую группу, ценности и политические установки которой можно было бы назвать доминирующими. Дифференциации проходят по разным, часто не пересекающимся векторам. Помимо классических оснований, как место в социальной структуре, все более значимыми становятся и другие - уровень и качество полученного образования, практикуемые той или иной когортой легальные и нелегальные стратегии «выживания» на рынке труда, гендерные различия и стилевые профили, в которых выражается доступность и характер использования культурных ресурсов, доминирующие потребительские практики, характер освоения современной культуры, включение в реальные или виртуальные сообщества и др. Подтверждением этого положения являются многочисленные исследования проблем «функционального расстройства политической системы», научные поиски путей достижения «политического согласия», предупреждения или разрешения политических конфликтов, разработка моделей политического поведения различных социальных групп в изменяющихся условиях, особенно молодежи [3, с. 18].

^ Степень изученности. Изучение политической социализации началось в 1950-е годы с исследований американских ученых и в начале своего появления имели преимущественно описательный характер. Центральная посылка этого направления также заключалась в том, что политические убеждения индивида определяются окружающими его условиями.

Дальнейшие эмпирические исследования в большей части опирались на концепции и методы, предложенные в начале 60-х годов в США. Широко известными в этой связи являются работы Ф. Конверса, А. Кэмпбелла и других авторов [7], [8].

Особенно активно исследования политической социализации проводились в 60-70-х годах. Изучались разнообразные факторы - агенты социализации, опосредующие первичные контакты детей с окружающей их сферой политики. На больших массивах первичных данных анализу подвергались политические установки детей и в то же время характеристики политического сознания их родителей, сверстников, доминирующих представлений в школе и т. п. факторы [9]. Среди основных выводов этого направления можно выделить нестабильность политических установок. Позднее были получены данные о большей степени стабильности и последовательности политических ценностей, что дало возможность говорить об известной абсолютизации первоначальных выводов [10].

На современном этапе вопросы политической социализации молодежи рассмотрены в работах Малакановой О.А., Акифьевой Ю.Н., Карпухина О.И.

Малаканова О.А. и Акифьева Ю.Н. [6] выделяют основные теоретико-методологические положения изучения агентов политической социализации, иллюстрируя сделанные выводы результатами проведенного социологического исследования. Ими показано, что в современном российском обществе часть агентов политической социализации либо значительно утратила свое влияние (например, семья, школа) на процесс усвоения политических норм и моделей поведения, либо остается пока вообще несформированной (например, группы интересов, политические партии).

Карпухин О.И., анализируя данные социологических опросов, отмечает, что пути решения проблем молодежи лежат не только в совершенствовании системы государственной молодежной политики, сколько в решении фундаментальных вопросов развития российского общества. То есть общество, по его мнению, потеряло смысл и идею собственного существования [11].

Отдельное направление исследований идеологий связано с поиском их психологических оснований, при этом утверждается, что изучение идеологий в рамках таких дисциплин, как история, политические науки, социология, дает позитивные результаты, однако ряд важных составляющих анализа остается за кадром. С одной стороны, идеологии детерминируются реакциями конкретных индивидов на политические и социальные условия. С другой стороны, идеологии как совокупность политических установок, разделяемых людьми, являются продуктом сознания. Другими словами, идеологии можно рассматривать как явления, имеющие в своей основе психологические составляющие. В исследованиях ряда авторов (Стимсон и др.) стабильность и последовательность политических установок изучалась в связи с дифференциацией так называемых когнитивных возможностей индивидов. Особое внимание в этой связи уделялось уровню образования и степени политической информированности людей. Было показано, что для лиц с развитыми когнитивными способностями характерной является высокая степень последовательности и стабильности политических установок. Низкие когнитивные возможности не предполагают стройной системы политических предпочтений [12].

В отдельных работах российских авторов особое внимание было уделено типологии политических ценностей, их теоретическому основанию. В качестве последних зачастую (особенно в конце 80 - начале 90-х годов) использовались оппозиция «либерализм - консерватизм» [13].

Значительно более многочисленными были проекты изучения структуры политических ценностей с применением «жестких» исследовательских практик. Показательными в этом плане являются интересные результаты, приведенные в работах Рукавишникова В. О. [14-15], Лапина Н. И. [16], Шмелева А. Г. [17], Дубова И. Г. [18].

Не вызывает сомнения, что такие качества обыденного политического сознания, как политическая наивность, неустойчивость взглядов и оценок, подверженность иллюзиям, мифам, суевериям, присущи целым группам населения, детерминируются в первую очередь социальными условиями, в которых эти группы находятся.

Как считает ряд авторов [6, с. 52], [19, с.471] процесс трансформации российского общества нарушил функционирование основных каналов передачи политических знаний и ценностей, что блокирует работу механизма политической социализации.

Молодое поколение не получает необходимых политических знаний, установок на определенную форму политического поведения, а также навыков сбора и анализа политической информации посредством воздействия на него семьи, ближайшего окружения. Новый политический опыт не накладывается на усвоенные в период первичной социализации политические знания, а формируется сам по себе, что очень часто приводит к аполитичности будущего гражданина, с одной стороны, или выработке негативного отношения к политической системе, с другой. Чтобы преодолеть апатично-индифферентную модель поведения и пробудить у молодежи гражданскую позицию, нужно время.

Прослеживается явное противоречие между тем, что молодежь считает важным для страны, а что – лично для себя и своей семьи. В результате большая часть современной российской молодежи не рассматривает политику в качестве сферы реализации собственных интересов и приложения своих усилий. Процесс трансформации российского общества нарушил функционирование основных каналов передачи политических знаний и ценностей, что блокирует работу механизма политической социализации.

Поэтому особую актуальность в настоящее время приобретает исследование политических установок как составляющих политической культуры в процессе политической социализации молодежи, с точки зрения их роли и влияния на политическое развитие молодого поколения.

Высоко оценивая вклад отечественных, зарубежных ученых и полученные ими научные, методологические и практические результаты, необходимо отметить, что в настоящее время проблема формирования политических установок в процессе социализации молодежи требуют их исследования.

Предмет исследования – формирование политических установок молодежи в процессе ее социализации.

^ Объект исследования: особенности социализации молодежи в современном российском обществе.

Цель исследования - на основе изучения теоретико-методологических основ и подходов в осмыслении политических установок как элемента политической культуры исследовать их роль в процессе социализации молодежи на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать следующие задачи исследования:

  1. Изучить понятия «политическая установка», «политическая культуры».

  2. Выделить виды политических установок как элемента политической культуры.

  3. Изучить понятие «молодежь» и «молодежная среда», «политическая социализация молодежи».

  4. Определить роль политических установок в процессе политической социализации молодежи методом анкетирования.

^ Методологическая база исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта и задачами исследования - совокупность методов и методик исследования, включающих в себя использование:

    • методологии социологического исследования (Батыгин Г.С. [20], Девятко И.Ф. [21], Наследов А.Д. [22], Ядов Д.Я. [23], [24]);

    • методологии анализа данных в социологии (Андреева Г.М. [25-26], Татарова Г.Г. [27], Толстова Ю.Н. [28]);

    • методы анализа политических процессов (Артемов Г.П. [30], Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. [30], Мелешкина [31]).

Данная постановка цели и задач определяет логическую структуру работы, которая включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (664.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации