Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону Об оперативно-розыскной деятельности (постатейный) - файл Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному з.doc


Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону Об оперативно-розыскной деятельности (постатейный)
скачать (179.8 kb.)

Доступные файлы (1):

Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному з.doc1372kb.09.10.2010 17:42скачать

Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному з.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Комментарий a class="genlink" href="http://do.gendocs.ru/docs/index-341187.html">к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ
"Об оперативно-розыскной деятельности" (постатейный)

- Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (постатейный). - "Деловой двор", 2009 г.
Содержание

Предисловие 2

Комментарий к преамбуле 3

Глава I. Общие положения 6

Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий 49

Глава III. Органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность 121

Глава IV. Содействие граждан органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность 146

Глава V. Финансовое обеспечение
оперативно-розыскной деятельности 165

Глава VI. Контроль и надзор
за оперативно-розыскной деятельностью 168


Предисловие



Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и другие законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.

Закон об ОРД неоднократно комментировался различными авторскими коллективами, излагавшими свой взгляд и видение относительно содержания ОРД и положений закона, ее регулирующего. Принципиальная оценка положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" была дана Конституционным Судом Российской Федерации, который не только подтвердил конституционность положений Закона об ОРД, дал его конституционно-правовое толкование, обозначил правильное его применение в правоприменительной практике. Не остались без внимания положения Закона об ОРД и в решениях Верховного Суда Российской Федерации. Однако даже решения Конституционного и Верховного судов не сняли дискуссионности многих вопросов толкования и применения Закона.

Вместе с тем и научные изыскания, и изменения в законодательстве и практике его применения, и судебная практика не внесли полной ясности в понимание положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и ОРД в целом. Все это подтверждает острую потребность в дальнейшем толковании и разъяснении норм Закона об ОРД.

Подготовка комментария обусловлена также тем, что в последние годы в Закон об ОРД внесены поправки, изменившие суть его отдельных положений. К тому же множество норм Закона являются бланкетными, а соответственно изменения законодательных и подзаконных актов, прямо или косвенно касающихся ОРД, предполагают анализ и их положений. Тем более что правовое поле ОРД является весьма разноплановым и касается норм конституционного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, административного права, права социального обеспечения и других. В этой связи не случайно авторами комментария в его содержании использован столь широкий перечень нормативных актов, которые позволяют комплексно и системно взглянуть на положения Закона об ОРД, дать их юридическую оценку.

Именно поэтому авторами предлагается толкование норм Закона, основанное на положениях других нормативных правовых актов и подкрепленное иллюстрацией отдельных практических примеров. Приводятся ссылки на конкретные нормативные источники, что позволяет читателю при непосредственном обращении к ним определить самостоятельно свою позицию либо согласиться с авторами комментария. Книга содержит также положения методического характера, что поможет непосредственному применению Закона.

Предлагаемый комментарий Закона об ОРД хотя и отражает авторское субъективное суждение относительно его положений, тем не менее позволяет системно взглянуть на содержание оперативно-розыскной деятельности и законодательство, ее регулирующее, в их взаимосвязи с нормами Конституции и других отраслей законодательства, ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами.

В издании учтены все изменения, внесенные в Закон об ОРД, положения новой Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной Приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России, от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147, приказа Генпрокуратуры РФ от 21 декабря 2007 г. N 207 "Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и иные нормативные правовые акты, ссылки на которые приводятся по тексту, а также новейшая литература по оперативно-розыскной деятельности.

Авторы выражают надежду, что комментарий будет полезен как профессионалам, непосредственно применяющим Закон в своей деятельности, так и лицам, проявляющим интерес к оперативно-розыскной деятельности, и изучающим оперативно-розыскное право.

^

Комментарий к преамбуле



1. Преамбула комментируемого Закона дает его предельно сжатую характеристику: целевое назначение как отраслевого законодательного акта, определяющего содержание оперативно-розыскной деятельности, ограничение его пространственных пределов территорией РФ, закрепление системы гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

2. Под содержанием ОРД понимается единство всех ее составных элементов, а именно целей, средств, результатов и самого процесса. Содержание ОРД раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели (ст. 1 Закона), посредством постановки задач (ст. 2), определения принципов (ст. 3), правовой основы (ст. 4), исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6), оснований и условий их проведения (ст. 7 и 8), регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности (ст. 14 и 15), использования результатов ОРД (ст. 11) и др.

Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД. Оперативно-розыскная деятельность в известной мере носит характер "конфликта", несоответствия целей и интересов субъектов и объектов этой деятельности. Цель первых - решение ее задач, прежде всего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших, цель вторых - избежать ответственности, уйти от правосудия. Поскольку изначально неясен процессуальный статус объектов ОРМ, не определена их виновность, содержательная сторона ОРД включает ряд положений, которые непосредственно направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этой деятельности.

Законодатель четко определил субъектов этой деятельности путем их перечисления (см. ст. 13), а также предусмотрел их действия (деятельность), направленные на подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий. Действия (деятельность) субъектов регламентирована как самим комментируемым Законом, так и другими законодательными, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию субъектов, порядок их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее организацию и тактику.

3. Совокупность перечисленных и других положений определяет гарантии законности деятельности субъектов и гарантии прав объектов оперативно-розыскных мероприятий. Эти гарантии в равной мере важны как первым, так и вторым. Первым предписывает действовать в строго установленном законом и ведомственными нормативными актами порядке, что обеспечивает им неприкосновенность перед законом за мнимые нарушения (например, злоупотребление полномочиями, нарушение конституционных прав личности), а вторым либо обеспечивает в установленных пределах их неприкосновенность, соблюдение прав, либо их ограничивает, но в строго установленных рамках, т.е. не допускает произвола со стороны субъектов ОРД.

4. В преамбуле определена и позиция законодателя относительно территориальности действия Закона. Из буквального толкования текста преамбулы можно заключить, что комментируемый Закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой только на территории Российской Федерации. Из этого следует, что, во-первых, установленные Законом предписания распространяются только на территорию России, во-вторых, ОРД может проводиться и за пределами Российской Федерации, в-третьих, содержание ОРД вне пределов РФ регламентируется (определяется) иными нормативными правовыми актами*(1).

О правомерности такого толкования позволяют утверждать, например, положения законов "О внешней разведке", "О федеральной службе безопасности" и др., а также положения самого комментируемого Закона. В частности задача обеспечения государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона) предполагает обеспечение такой безопасности как от внутренних, так и от внешних угроз, что обусловливает возможность проведения мероприятий и вне пределов Российской Федерации.

Законодатель, с одной стороны, определяет пределы действия Закона, ограничивая его территориальными границами Российской Федерации, а с другой - предполагает иной правовой порядок и основания проведения оперативно-розыскных мероприятий вне территории России. Поскольку органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, наделены правом издавать нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 4 Закона), то применительно к осуществлению разведывательной и контрразведывательной деятельности, которая может выходить за пределы территории действия Закона об ОРД, проведение оперативно-розыскных (разведывательных, контрразведывательных) мероприятий определяется ведомственными нормативными актами субъектов, их осуществляющих.

5. Определяя выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений как одну из задач ОРД, законодатель по существу указывает на взаимосвязь оперативно-розыскного закона с Уголовным кодексом РФ и тем самым ориентирует на осуществление ОРД при учете положений уголовного закона. Существенным для определения территориальных границ ОРД являются, в частности, положения Уголовного кодекса, которые распространяют его действие и в отношении граждан Российской Федерации, и постоянно проживающих в России лиц без гражданства в случае совершения ими преступления вне пределов Российской Федерации, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации, совершивших преступления вне ее пределов, если совершенное ими преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (см. ст. 12 УК РФ).

Эти положения предопределяют осуществление оперативно-розыскной деятельности в форме разведывательной и контрразведывательной деятельности, осуществление ОРД за пределами Российской Федерации в порядке, пределах и при условиях, соответствующих достигнутым договоренностям, а также осуществление международного сотрудничества, в том числе и в оперативно-розыскной сфере.

Так, ряд международных договоров (конвенций) предписывает при проведении оперативно-розыскных мероприятий, например контролируемой поставки, проведение которой диктует необходимость международного сотрудничества, участие представителей государств, на территории которых такая поставка осуществляется. Двусторонние договоры и соглашения заключаются с государствами и правоохранительными структурами государств, граничащими с Российской Федерацией, а также с государствами, на территории которых находится контингент воинских частей России. Традиционно при подписании соглашений стороны исходят из интересов государственного суверенитета и определяют проведение оперативно-розыскных мероприятий на их территории только силами правоохранительных органов этого государства. На это нацеливает и Закон об ОРД, определяя в качестве одного из оснований проведения ОРМ запрос международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации (см. ст. 7 Закона).

6. Территорией РФ является суша, недра водное и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (см. ст. 1 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").

К территории РФ относятся также территориальное море и воздушное пространство над ним в пределах 12-мильной зоны, исчисляемой от линии наибольшего отлива, а также вертикальная поверхность в пределах государственных границ и территориальных вод.

Гражданское судно, приписанное к порту Российской Федерации, находящееся в открытом водном или воздушном пространстве, считается территорией РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ, поскольку на водном или воздушном судне, несущем флаг РФ, действуют законы РФ. В случае нахождения гражданского водного или воздушного судна РФ в территориальных водах или воздушном пространстве другого государства на них распространяется юрисдикция этого государства.

Военный корабль или военное воздушное судно под флагом Российской Федерации считается территорией России, где бы оно ни находилось.

Континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ не относится к территории России. (Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от территориального моря РФ, внешняя граница исключительной экономической зоны - на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды.)

Юрисдикция комментируемого Закона распространяется на территории посольств и дипломатических представительств, а также, на основании международных договоров, на места расположения российских воинских соединений на территории другого государства.

7. Комментируемый Закон определяет в преамбуле единственный принцип его действия - принцип территориальности. Действие Закона ограничено только территорией России. Представляется неправомерным распространение на Закон об ОРД уголовно-правовых принципов экстерриториальности, гражданства и универсального принципа. В частности, гражданство лиц как объектов ОРД не является препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий (ст. 8 Закона). Проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации и совершивших преступление вне пределов Российской Федерации, не зависит от того, будут они привлекаться к уголовной ответственности по российскому уголовному закону или нет. Достаточным основанием для проведения в отношении их ОРМ является запрос правоохранительного органа иностранного государства. Основанием же для отказа в выполнении запроса может служить только то обстоятельство, что деяние, совершенное лицом, не предусмотрено в российском уголовном законе как преступление.

8. Под законностью понимается точное и безусловное соблюдение субъектами ОРД норм и предписаний Конституции РФ, Закона об ОРД, иных нормативных правовых актов. Вместе с тем гарантии законности не ограничиваются лишь такой формой реализации права, как его соблюдение субъектами ОРД.

Система гарантий законности предполагает существование совокупности государственных гарантий, исключающих возможность злоупотреблений при осуществлении ОРД, обеспечение защиты нарушенных прав, контроля и надзора за субъектами этой деятельности. Такие гарантии получили закрепление по существу во всех без исключения нормах Закона, начиная от определения оперативно-розыскной деятельности, ее содержания, целей и задач и заканчивая контролем и надзором за ОРД.

Законодательные гарантии реализуются как путем выполнения правомерных действий субъектов ОРД, так и путем применения или использования права лицами, чьи права нарушены либо контролирующими субъектами при любых отклонениях со стороны должностных лиц - субъектов ОРД, применения к ним мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Для этих целей в Законе об ОРД регламентирован правовой механизм, обеспечивающий гарантии защиты прав и свобод.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



Скачать файл (179.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации