Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Нарушения психического развития ребенка - файл 1.docx


Лекции - Нарушения психического развития ребенка
скачать (106.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx107kb.16.11.2011 18:22скачать

содержание

1.docx

  1   2   3
1. Понятие дизонтогенеза. Этиология дизонтогений.
Швальбе впервые употребил термин «дизонтогения» - отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. «Дизонтогения» - различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный. Практически любое длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития. Его проявления будут различны в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых оказался больной ребенок. Дизонтогения - «аномалия развития». Нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими факторами, так и социальными.

Биологические:

пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала. (хромосомные аберрации, генные мута

ции, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.).

внутриутробные нарушения (в связи с тяжелыми токсикозами беременности, краснухой и другими инфекциями, различными интоксикациями, в том числе гормонального и лекарственного происхождения),

патологии родов,

инфекции,

интоксикации

травмы

опухолевые образования раннего постнатального периода.

Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера обусловливают повышенную восприимчивость центральной нервной системы ребенка к различным вредностям.

Большое  значение имеет время повреждения. Объем поражения тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор. Одни и те же пороки развития могут возникать в результате действия различных внешних причин, но в один период развития, и, наоборот, одна и та же причина, действуя в разные периоды внутриутробного онтогенеза, может вызвать разные виды аномалий развития. Для поражения нервной системы особенно неблагоприятно воздействие вредности в первую треть беременности.

Характер нарушения также зависит от мозговой локализации процесса и степени его распространенности. Особенностью детского возраста является, с одной стороны, незрелость, а с другой — большая, чем у взрослых тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта ( Г. Е. Сухарева).

Большое значение имеет интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте, наряду с повреждением одних систем, наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с поврежденной.

Социальные:

Чем раньше сложились для ребенка неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

микросоциально-педагогическая запущенность - задержка интеллектуального и в определенной мере эмоционального развития, обусловленная культуральной депривацией — неблагоприятными условиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития.

Патохарактерологическое формирование   личности — аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вегетативной дисфункции, вызванная длительными неблагоприятными условиями воспитания и возникшая в результате патологически закрепившихся реакций протеста, имитации, отказа, оппозиции и т. д.


2. Возрастные уровни нервно-психического реагирования в ответ на вредности по В.В.Ковалеву

В. В. Ковалев (1979) дифференцирует возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на раз

личные вредности следующим образом:

1) сомато-вегетативный (0—3 года);

повышенная общая и вегетативная возбудимость с на

рушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройства

ми. Данный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе вследствие его уже достаточной зрелости.

2)  психомоторный (4—10 лет);

пре

имущественно гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, тики, заикание. Данный уровень патологического реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора

3) аффективный (7—12 лет);

синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной воз

будимости с явлениями негативизма и агрессии. При этиологи

ческом полиморфизме этих расстройств на данном возрастном этапе все же значительно возрастает уровень психогений.

4) эмоционально-идеаторный (12—16 лет).

является ведущим в пре- и особенно пубертатном возрасте. В пато

логии это прежде всего проявляется в так называемых «патологи

ческих реакциях пубертатного возраста», включающих, с одной стороны, сверхценные увлечения и интере

сы (например, «синдром философической интоксикации»), с дру

гой — сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого урод

ства (дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психоген

ные реакции — протеста, оппозиции, эмансипации и т.д.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает возникновения симптомов предыду

щих уровней, но они, как правило, занимают периферическое место в картине дизонтогении. Преобладание же патологических форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, сви

детельствует о явлениях задержки психического развития.




3. Основные психофизиологические механизмы нарушений психического развития (три блока мозга по В.В. Лурия).

^ Первый блок - это блок регуляции энергетического тонуса и бодрствования. Было доказано, что кора больших полушарий должна находиться в состоянии тонуса, т. е. иметь определенный уровень возбуждения. Только в условиях оптимального бодрствования человек может наилучшим образом принимать и перерабатывать информацию, вызывать в памяти нужные системы связей, программировать деятельность, осуществлять контроль над ней. Было установлено, что аппараты, обеспечивающие и регулирующие тонус коры, лежащих ниже стволовых и корковых отделах мозга.

Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций заключается, во-первых, в регуляции процессов активации, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности (активирующая функция). Во-вторых, в передаче регулирующего влияния мозговой коры на нижележащие стволовые образования (модулирующая функция. В случае массивных поражений стирается грань между сном и бодрствованием, человек находится в полусонном состоянии, у него страдает ориентировка во времени и месте.

^ Второй блок - блок приема, переработки и хранения информации расположен в наружных отделах новой коры (неокортекса) и занимает ее задние отделы, включая в свой состав аппараты затылочной, височной и теменной коры. Структурно-анатомической особенностью этого блока мозга является шестислойное строение коры. Она включает первичные зоны (обеспечивающие прием и анализ поступающей извне информации), вторичные зоны (выполняющие функции синтеза информации от одного анализатора) и третичные зоны (основной задачей которых является комплексный синтез информации).

При поражении первичных зон возникает нарушение восприятия отдельных признаков воспринимаемого раздражителя одной модальности (слепое пятно, гемеанопсия, нарушение тон-шкалы, анестезия и т. д.). При поражении вторичных зон коры наблюдается нарушение синтеза отдельных признаков воспринимаемого раздражителя в целостный образ одной модальности (агнозии, афазии). Поражение третичных зон приводит к нарушению комплексного синтеза раздражений, поступающих от разных анализаторов, что проявляется в нарушении ориентировки в пространстве. Причем, согласно закону прогрессивной латерализации, при поражении третичных зон правого полушария нарушается предметная ориентировка в пространстве, а при поражении аналогичных зон левого полушария - страдает символическая ориентировка в пространстве.

^ Третий функциональный блок мозга - блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Он связан с организацией целенаправленной, сознательной психической активности, которая включает в свою структуру цель, мотив, программу действий по достижению цели, выбор средств, контроль за выполнением действий, коррекцию полученного результата. Аппараты третьего функционального блока мозга расположены в лобных долях и центральных извилинах. При поражении моторной коры затрудняется проведение возбуждения к конкретным мышцам (наблюдаются парезы и параличи отдельных групп мышц). Поражение премоторной коры приводит к нарушению синтеза отдельных движений в единое целое (распад двигательных навыков), поражение префронтальных отделов проявляется в нарушении сознательной целенаправленной деятельности. Если для детей характерны более низкие уровни, то это может указывать на ЗПР.


4. Психологические параметры (критерии) дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.
Выгодский считал что необходимо изучение сначала симптомов, за-тем синдромов, потом дизонтогенеза. На этой основе Лебединский выделил параметры оценки психического дизонтогенеза:

^ Функциональная локализация нарушения.

2 вида дефекта:

- Частный- обусловленный дефицитарностью отдельных функций: гнозиса, праксиса речи (2й блок мозга)

- общий - связан с регуляцией всей системы ( 1 и 3 блоки мозга)

При нарушении подкорковых систем нарушается уровень бодорсвтования или возникают эмоциональные расстройства. При нарушении корковых отделов- нарушается целенаправленность, регулярование и контроль .

Дисфункционирование регуляторных систем- влияет на все стороны психического развития (гипреактивность ребёнка-нарушение работы 1 и 3 блока мозга)

^ Время поражения :

Чем раньше поражение- тем вероятнее явление недоразвития (до 3х лет) (не достиг. нормы)

Чем позднее возникает нарушение НС (после 3х лет) повреждения, чаще всего касающееся подкорковых систем.

Выделяют сензитивные периоды детства с 0-3 и 11-15 лет- особенно велика вероятность возникновения психических нарушений(функции изолируются).

^ 3й параметр характеризует взаимоотношение между 1м и 2м дефектом

Вторичное нарушение возникает в результате аномального соц. Развития.

Связано с нарушением межфункционального взаимодействия.

В норме выделяют следующие межфункциональные взаимодействия:

Явление временной независимости функций- для раннего возроста происходит изоляция функций. изолирована может быть и сохранная функция, если для её развития нужна другая функция.

Ассоциативные связи- характерны для образного мышления ( 3-5 лет) уровень наглядно образного мышления ,чувства и ощущение объединены в одно целое, на основе временно пространственной близости.

Иерархическая – формируется в процессе усложнения деятельности и общения. Состоит из регуляторного и технического уровня

Технический уровень- автономный

В норме перестройка связей протекает по закону гетерохрании, а при поталогии нарушается. Ребенок до 3лет воспринимает и запоминает как видит, просле 3лет – как мыслит.




5. Этиология олигофрении. 

Типичной моделью психического недоразвития является оли

гофрения, ее можно разделить на две основные груп

пы — эндогенную (генетическую) и экзогенную.

Большая роль в возникновении эндогенных (генетических) форм олигофре

нии принадлежит врожденным нарушениям обмена аминокис

лот, металлов, солей, жиров и углеводов вследствие врожден

ной неполноценности ферментных структур. Эти так называе

мые энзимопатические формы олигофрении обусловливают около 10 % умственной отсталости наследственного происхождения. В на

стоящее время среди факторов, вызывающих олигофрению, зна

чительная роль придается полигенному типу наследования, при котором происходит накопление патологических генов. Пример: болезнь дауна связана с недоразвитием.

Возникновение экзогенных форм олигофрении связано с пора

жением мозга инфекциями, травмами и асфиксией. В настоящее время этому фактору отводится меньшая роль, так как обнаруже

но, что неблагополучные роды чаще бывают при плоде, неполно

ценном уже внутриутробно(причинами могут быть заболевания почек у матери, анемия – недостаток кислорода => гипоксия – недоразвитие…).

Олигофрения, обусловленная поражением мозга в раннем дет

стве, связана с заболеванием менингитом, менингоэнцефалитом, возникшим как в результате нейроинфекции, так и тяжелых форм общесоматических инфекций: дизентерии, кори, скарлатины и т.д. Определенное место принадлежит черепно-мозговым трав

мам, реже — опухолям.


6. Структура дефекта при олигофрении. Основные закономерности олигофрении по Г.Е.Сухаревой.

Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в це

лом с преимущественной незрелостью его коры, в первую оче

редь — лобных и теменных отделов.

Во-первых, не происходит своевременная инволюция более ранних форм психического реагирования. Сами новообразования характеризуются неустойчивостью, наблюдаются выраженные рег

рессивные тенденции при возникновении трудностей возвраще

ния к более ранним формам активности.

Во-вторых, явления патологической инертности задерживают формирование сложных психологических образований, постро

енных по иерархическому принципу. В психической организации олигофрена доминируют жестко организованные системы свя

зей, обладающие малой пластичностью и тенденцией к услож

нению.

На основании тестов интеллекта дети, у которых IQ = 70 и ниже, составляют группу умственно отсталых (дебилы — 50—70; имбецилы — 35—50; идиоты — 20 и ниже). Однако для диагностики структуры дефекта этих данных недостаточно, так как сходные ко

личественные показатели могут наблюдаться при различных вари

антах психической недостаточности. Поэтому количественные дан

ные необходимо дополнить качественным анализом дефекта.

Г.Е.Сухаревой (1959) были сформулированы два основных клинико-психологических закона олигофрении: 1)то

тальность нервно-психического недоразвития и 2) его иерархичность.

Понятие «тотальность» означает, что в состоянии недоразви

тия находятся все нервно-психические и в определенной мере даже соматические функции, начиная от врожденной несформированности ряда внутренних органов (порок сердца, наруше

ние строения желудочно-кишечного тракта и других систем), недоразвития роста, костной, мышечной и других систем, несформированности сенсорики и моторики, эмоций и кончая недоразвитием высших психических функций, таких, как речь, мышление, формирование личности в целом. Однако принцип тотальности психических нарушений при олигофрении нужда

ется в известных ограничениях, когда это касается легких форм умственной отсталости. Больные дети показывают иногда более высокие результаты, чем можно было от них ожидать. Чаще все

го это наблюдается в области сенсомоторного интеллекта.

Иерархичность нервно-психического недоразвития выражает

ся в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления.

При олигофрении речь нарушена всегда, но не всегда в большей степени.(интеллект не развивается – не развивается функция – интеллект не развивается и далее по кругу)


7. Систематика умственной отсталости, ее сопоставление со степенями олигофрении.

Первый критерий положен в основу деления олигофрении на идиотию, имбецильность и дебильность.

Идиотия представляет наиболее тяжелую степень олигофрении, при которой имеется грубое недоразвитие даже функции восприятия. Мышление, по существу, отсутствует. Собственная речь представлена нечленораздельными звуками либо набором нескольких слов, употребляемых без согласования. В обращенной речи воспринимается не смысл, а интонация. Элементарные эмоции связаны с физиологическими потребностями (насыщением пищей, ощущением тепла и т. д.). Формы выражения эмоций примитивны: они проявляются в кряке, гримасничаньи, двигательном возбуждении, агрессии и т. д. Все новое часто вызывает страх. Однако при легких степенях идиотии обнаруживаются определенные зачатки симпатических чувств. При идиотии нет навыков самообслуживания, поведение ограничивается импульсивными реакциями на внешний раздражитель либо подчинено реализации инстинктивных потребностей.

Имбецильность характеризуется меньшей выраженностью степени слабоумия. Имеется ограниченная способность к накоплению некоторого запаса сведений, возможность выделения простейших признаков предметов и ситуаций. Нередко доступно понимание и произнесение элементарных фраз, есть простейшие навыки самообслуживания. В эмоциональной сфере помимо симпатических эмоций обнаруживаются зачатки самооценки, переживание обиды, насмешек. При имбецильности возможно обучение элементам чтения, письма, простого порядкового счета, в болеет легких случаях — овладение элементарными навыками физического труда.

Дебильность — наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении. Мышление имеет наглядно-образный характер, доступна определенная оценка конкретной ситуации, ориентация в простых практических вопросах. Имеется фразовая речь, иногда неплохая механическая память. Дети, страдающие олигофренией в степени дебильности, обучаемы по адаптированным к их интеллектуальным возможностям программам специальных вспомогательных школ. В пределах этой программы они овладевают навыками чтения, письма, счета, рядом знаний об окружающем, получают посильную профессиональную ориентацию.



8. Формы олигофрении по Г.Е.Сухаревой.

Клинико-патогенетическая классификация Г. Е. Сухаревой выделяет следующие формы олигофрении: неосложненные, осложненные и атипичные.

При неосложненной форме олигофрении, чаще связанной с ге

нетической патологией, в клинико-психологической картине де

фекта имеются лишь черты недоразвития в ин

теллектуальной, речевой, сенсорной, моторной, эмоциональной, неврологической и даже соматической сферах. При легких степе

нях неосложненной олигофрении деятельность ребенка зависит от его интеллектуальных возможностей и в пределах этих возмож

ностей грубо не нарушена. Эти дети старательны, усидчивы, до

брожелательны.

При ослож

ненной форме олигофрении, психическое недоразвитие осложнено болезненными (так называемыми энцефалопатическими) симптомами повреждения нервной системы: церебрастеническим, неврозоподобным, психопатоподобным, эпилептиформными, апатико-адинамическими. Осложненные формы чаще имеют натальную (родовые травмы и асфиксия) и постнатальную (ин

фекции первых 2—3 лет жизни) этиологию. В этих случаях более позднее время поражения мозга является причиной не только недоразвития, но и повреждения систем, находящихся в состоя

нии определенной зрелости. Это проявляется в энцефалопатических расстройствах, отрицательно влияющих на интеллектуаль

ное развитие.

церебрастенический синдром: нарушения ра

ботоспособности больного олигофренией резко усугубляются за счет повышенной утомляемости и психической истощаемости. Ре

бенок не может приобрести того запаса знаний, который являет

ся потенциально доступным для возможностей его мышления.

Неврозоподобные синдромы: свойственна ранимость, боязливость, склон

ность к страхам, заиканию, тикам; могут резко тормозить актив

ность, инициативу, самостоятельность, общение с окружающи

ми, усугубляют неуверенность в деятельности.

Психопатоподобные расстройства: свойственна аффективная возбудимость, расторможенность влечений; грубо дезорганизуют работоспособность, деятельность и поведение в целом. Особенно большое значение для нарушения поведения при олигофрении эти психопатоподобные проявления приобретают в подростковом возрасте, нередко вызывая тяжелые явления школьной и соци

альной дезадаптации.

Эпилептиформные расстройства: свойственны судорожные при

падки, так называемые эпилептические эквиваленты; если они наблюдаются часто, не только способствуют ухудшению психи

ческого состояния и интеллектуальной работоспособности ребен

ка, но и являются формальным противопоказанием для его обу

чения в школе. Показанное в этих случаях обучение на дому не компенсирует полностью потерь, связанных с невозможностью полноценного общения со сверстниками.

апатико-адинамические расстройства, внося в психическое состояние медлительность, вялость, слабость побуждения к деятельности, наиболее грубо усугубляют умствен

ное недоразвитие.

Атипичные формы олигофрении, отличаются тем, что при них основные закономерности могут частично нарушаться. Так, например, при олигофрении, обусловленной гидроцефалией, частично нарушается фактор тотальности пора

жения, так как в этом случае отмечается хорошая механическая память. При других формах олигофрении, например, так называ

емой лобной, а также олигофрении, обусловленной недоразви

тием щитовидной железы, частично нару

шается закон иерархичности недоразвития: в первом случае име

ется грубое нарушение целенаправленности, а во втором — резкая слабость побуждений, по степени своей выраженности как бы пе

рекрывающие тяжесть недоразвития логического мышления. При олиго

френии, обусловленной ранним травматическим поражением моз

га, нарушения памяти будут выражены значительно больше, чем недостаточность других высших психических функций. При лоб

ной же олигофрении на первый план выступает нарушение целе

направленности, превалирующей по своей массивности над не

достаточностью процессов отвлечения и обобщения.


9. Особенности ВНД умственно отсталых детей. Основные типы учащихся вспомогательных школ.

Выделение типов

1) слабость процессов возбуждение-торможение

Больная клетка не может нормально возбудиться (затормозиться) в силу органического повреждения.

2) инертность нервных процессов

Трудность переключения с одного действия на другое, с одного вида деятельности на другой.

У таких детей навыки формируются медленно, но если они сформированы их очень трудно перестроить.

3) склонность к частому охранительному торможению

Охранительное торможение – здоровая клетка имеет потенциал, чтобы она не перегружалась, она затормаживается.

У больных это торможение наступает часто. Такие дети 15 минут слушают, затем отключаются.

4) недоразвитие 2-ой сигнальной системы, которая является базой речевого развития

(«сигнал сигналов»)

Умственно отсталые дети в большей- мере руководствуются наглядными восприятиями, чем словесной инструкцией, и что последняя недостаточно помогает им ориентироваться в новой сложной обстановке опыта. (У нормальных детей слово начинает играть регулирующую, определяющую роль очень рано.)


С точки зрения особенностей высшей нервной деятельности учащихся вспомогательных школ можно разделить па три основных типа:

1)^ Дети, у которых преимущественно ослаблен процесс возбуждения (легкая умственная отсталость).

Они вялы, медлительны, плохо усваивают все новое, учатся с трудом, но, в конечном счете, добиваются удовлетворительных результатов. Каждое новое воздействие не вызывает обычной для здорового ребенка ориентировочной реакции.



Новые навыки и умения формируклся у таких детей крайне медленно. Но если какие-либо навыки или привычки усвоены, и очень трудно изменить в случае необходимости. У этих детей очень редко возникают самостоятельные побуждения, у них мало инициативы. Вотспитываются легче 2 группы.

2)^ У детей, преимущественно ослаблен процесс активного торможения. Они встречается реже, быстро реагируют на все происходящее. Отвечают и действуют необдуманно. Случается, что они начинают отвечать верно выученныи урок, а затем вставляют в свой ответ что-либо, не относящееся к уроку. Увидев какую-либо картину, они часто ошибочно толкуют ее содержание по первому случайному впечатлению. Если учитель задает классу вопрос, эти дети поднимают руку или просто выкрикивают какой-либо ответ, еще не успев разобраться в сути вопроса. К собственным ответам относятся некритично, своих ошибок сами не замечают. Однако, когда им указывают на ошибки либо просто останавливают, требуют получше подумать, они без особого труда могут найти правильный ответ. Ошибки и неточности в их суждениях и действиях объясняются слабостью активного внутреннего торможения, затрудненностью дифференцировки условных связей. С возрастом лучше, чем 1-ая группа адаптируется, т.к. более активны.

3)^ Для детей, характерна повышенная склонность к охранительному торможению. У детей третьего типа состояния охранительного торможения в виде «летучих» фазовых состояний коры мозга играют основную роль в общей картине умственной неработоспособности. При кратком знакомстве такие дети могут произвести впечатление разумных, понятливых, легко усваивающих новый материал. Нарушение их познавательной деятельности обнаруживается в процессе выполнения обычной школьной нагрузки. Во время одного и того же урока ученик то слушает и понимает учителя, то перестает его понимать. В результате учащиеся не имеют систематических знаний. Бывает, что они теряются и не могут дать правильный ответ при попытке воспроизвести хорошо выученный урок. Подобная забывчивость в момент вызова к доске объясняется также состоянием охранительного торможения. Работать с ним рекомендуется, когда он активен.

Таким образом, практический опыт позволяет выделить типа детей: а) медлительных, вялых; б) импульсивных, расторможенных; в) чрезмерно истощаемых при интеллектуальной нагрузке.


10. Структура дефекта при ЗПР. Классификации ЗПР по К.С. Лебединской.

Задержка психического развития встречается значительно чаще, чем олигофрения. Это замедление темпа развития, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и главным образом органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального, реже — генетического характера.

К. С. Лебединская различает четыре основных варианта задержки психического развития:

1) задержку психического развития конституционального происхождения; Эмоциональная сфера этих детей находится как бы на более ранней ступени развития, соответствуя психическому скла

ду ребенка более младшего возраста: яркости и живости эмоций, преобладанию эмоциональных реакций в поведении, игровых интересах, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки и в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них иногда воз

никают трудности, связанные как с малой направленностью на длительную интеллектуальную деятельность (на занятиях они пред

почитают играть), так и неумением подчиняться правилам дис

циплины.

2) задержку психического развития соматогенного происхождения; эмоциональная незрелость обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями, пороками развития сердца и т.д. Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способ

ствует формированию таких черт личности, как робость, боязли

вость, неуверенность в своих силах. Эти же свойства в значитель

ной степени обусловливаются и созданием для больного или физи

чески ослабленного ребенка режима ограничений и запретов. Таким образом, к явлениям, обусловленным болезнью, добавляется ис

кусственная инфантилизация, вызванная условиями гиперопеки.

3) задержку психического развития психогенного происхождения; связана с неблагоприятными условиями воспитания. Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. Так, в условиях безнадзорности может формироваться патоло

гическое развитие личности с задержкой психического развития по типу психической неустойчивости: неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности.

В условиях гиперопеки психогенная задержка эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрических устано

вок, неспособности к волевому усилию, труду.

В психотравмирующих условиях воспитания, где преобладает жестокость либо грубая авторитарность, нередко происходит фор

мирование личности по невротическому типу, при котором за

держка психического развития будет проявляться в отсутствии ини

циативы и самостоятельности, в робости, боязливости.

4) задержку психического развития церебрально-органического генеза. Причины церебрально-органических форм задержки психиче

ского развития (патология беременности и родов, инфекции, ин

токсикации, травмы нервной системы в первые годы жизни), как видно, в определенной мере сходны с причинами олигофрении. Это сходство определяется органическим поражением централь

ной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Выраженное и необратимое психическое недоразвитие в виде олигофрении либо только замедлении темпа психического со

зревания зависит в первую очередь от массивности пора

жения. Другим фактором является время поражения. Задержка пси

хического развития значительно чаще связана с более поздними, экзогенными повреждениями мозга.


11. Психологическая помощь детям с ЗПР.

Нейропсихологический анализ высших психических функций у детей с задержкой психического развития проводился с точки зрения трех параметров:

1) недостаточности -динамической  организации психических функций (нарушения тонуса, устойчивости, подвижности);

2) парциальной недостаточности отдельных, «частных» корковых функций (гнозиса, праксиса, речи и т. д.);

3) недостаточности регуляторных процессов, обеспечивающих инициирование, программирование, контроль.

Сравнительное нейропсихологическое исследование детей обеих вышеуказанных групп обнаружило значительную разницу в характере и степени дефицитарности высших корковых функций.

1. Нейропсихологическое исследование детей первой группы — с преобладанием явлений органического инфантилизма — обнаружило мозаичный и преимущественно динамический характер нарушений высших корковых функций, обусловленность их дефицитарности низким психическим тонусом, повышенной истощаемостью,  недостаточностью  автоматизации движений и действий. Легкие расстройства речевой моторики проявлялись в затруднении проговаривания сложных слов. Недостаточность речевой моторики, трудности дифференциации фонем в серийном потоке, негрубые нарушения зрительно-моторной координации — все вместе нередко препятствовало автоматизации и упрочению навыков чтения и письма. Отмечались трудности механического запоминания.

2. Нейропсихологическое исследование детей второй группы с выраженными нарушениями познавательной деятельности и энцефалопатичеокими явлениями обнаружило более выраженные расстройства.

Так, грубее и чаще, чем у детей первой группы, был характер динамических нарушений: явления повышенной лабильности и истощаемости перекрывались инертностью с наличием персевераторных явлений. Наряду со стойкими динамическими трудностями наблюдалась и первичная дефицитарность ряда высших корковых функций.

В пробах на зрительный гнозис возникали трудности восприятия усложненных вариантов предметных изображений, а также букв. В пробах на праксис часто наблюдались персеверации при переключении с одного действия на другое. При исследовании пространственного праксиса часто отмечались плохая ориентировка в «правом» и «левом», зеркальность в написании букв, трудности в дифференцировке сходных графем. Пря исследовании речевых процессов нередко обнаруживались расстройства речевой моторики и фонематического слуха, слухоречевой памяти, затруднения в построении развернутой фразы, малая речевая активность.                        

Дети первой группы нуждаются в организации внимания и контроля, актуализации мотива деятельности. Организующая помощь предусматривает усиление речевого контроля (например, введение речевого отчета, предваряющего моторное воспроизведение, организация отсроченного ответа и т. д.), включение игровой ситуации, эмоциональной стимуляции. Детям второй группы требуются более массивная помощь в коррекции их интеллектуальных трудностей, расчленение программы на отдельные смысловые звенья, уменьшение объема и темпа предлагаемого задания, отработка речевой формулы программы, а затем ее совмещение с предметным действием.

В плане как уточнения структуры интеллектуального дефекта, так и его коррекции представляют интерес данные по специальному экспериментальному обучению таких детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста решению задач на конструктивное мышление.


  1   2   3



Скачать файл (106.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации