Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая Психодиагностика межличностных отношений дошкольников - файл 1.doc


Курсовая Психодиагностика межличностных отношений дошкольников
скачать (200.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc201kb.19.12.2011 10:09скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЕНИ А.М. ШИРОКОВА»


КУРСОВАЯ РАБОТА
Психодиагностика межличностных отношений дошкольников
Студентки 6 курса

факультета социальных

технологий заочной формы обучения, группы СП-22

Дигмунтович Н.В.
Научный руководитель

Кручинин С.В.
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общая характеристика развития межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста

    1. Психологическая структура группы детей дошкольного возраста

    2. Роль темперамента в учебной деятельности младших школьников

2. Психодиагностика межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста

2.1 Систематика методик психодиагностики межличностных отношений

2.2. Методики психодиагностики межличностных отношений в группе

детей дошкольного возраста

3. Психодиагностика межличностных отношений в старшей группе

детского сада №53 г.Минска...

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

ВВЕДЕНИЕ
Правильно оценить отношения между детьми в группе дошкольников, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди них, а кого они избегают – вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается воспитатель, работающий в детском саду. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между детьми можно объяснить целым рядом причин.

Во-первых, группа детей дошкольного возраста выступает важным «условием» развития личности каждого из детей. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и то, что ещё важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют её особенности. Следовательно, для каждого ребенка отношения с его друзьями являются очень важным фактором личностного развития. Здесь необходимо уточнить, что важны как отношения с отдельными ребятами, гак и ощущение ребенка от своего положения в группе.

Второй важный момент, который объясняет наше обращение к этим проблемам, связан с тем, что в практике каждого воспитателя существуют ситуации, когда он имеет дело не с одним отдельным ребенком, а с группой как единым целым. А в этом случае перед воспитателем встает задача взглянуть на группу как на социально-психологическую общность, что требует от него некоторой ориентировки в психологических особенностях детской общности как малой группы. Одной из таких важнейших особенностей является специфика межличностных отношений в группе.

Еще одна причина, побудившая нас остановиться на данной теме курсовой работы, связана с тем, что в педагогике существует распространенное мнение о важной положительной роли коллектива в воспитании личности ребенка, но хотелось бы отметить, что, с одной стороны, это воздействие не всегда бывает позитивным, а с другой — мало констатировать, что коллектив влияет, необходимо понять, от чего зависит это влияние и как оно осуществляется.

Таким образом, говоря о диагностике межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста, мы имеем в виду общую социально-психологическую характеристику группы дошкольников как целого, а также анализ положения каждого ребенка в системе отношений в группе.

^ Цель работы: изучение теоретических источников, а также практического применения современных методик психодиагностики межличностных отношений в старшей группе Детского сада № 5 города Несвижа.

^ Объект исследования: дети старшей группы детского сада № 5 города Несвижа.

Предмет исследования: особенности психодиагностики межличностных отношений.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд конкретных задач:

  • дать общую характеристику развития межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста;

  • исследовать современные методы психодиагностики межлич­ностных отношений в группе детей дошкольного возраста;

  • провести психодиагностику межличностных отношений в старшей группе детского сада № 5 города Несвижа.

При написании курсовой работы мы опирались на труды
отечественных и зарубежных авторов: Загвязинского В.И., Корниловой Т.В..
Эльконина Д.Б, Медведской Е.Н., Михайловской ЕЛ., Архипова И.А.,
Лебединской К.С. и др. Особую помощь при написании работы оказали
книги Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, А. Г.Шмелева.

^ Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав основной части, заключения, списка используемых источников и приложения.

Глава 1. Общая характеристика развития межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста


    1. Психологическая структура группы детей дошкольного возраста


Известно, что истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок наиболее сензитивен для формирования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наиболее аффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию. Ребенок учится той или иной форме поведения, ориентируясь на требования группы в виде «ролевых ожидании», т.е. упражняясь в выполнении определенных социальных ролей, заданных системой межличностного взаимодействия в конкретной группе. Одобрение группы обеспечивает ребенку возможность самовыражения и самоутверждения, способствуем развитию у него уверенности, активности, позитивного самовосприятия.

Однако группа группе рознь. Уже в дошкольном возрасте они отличаются рядом параметров своего развития и могут иметь разную структуру. Следовательно, и влияние детской группы на становление личности ребенка будет различным. К таким параметрам в первую очередь относятся особенности характера межличностных отношений, общения, содержания оценочных отношений, специфика «общественного мнения», уровень развития совместной деятельности

В психологии малой группы принято выделять две основные структуры отношений в коллективе: формальную и неформальную. Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа. Так, например, в коллективе учителей формальной структурой будет то штатное расписание, которое существует в школе. Элементом формальной структуры в детской группе может быть позиция старосты, какие-то другие «должности», которые в конкретном детском саду или нулевом классе придуманы для организации воспитания и обучения.

Неформальная структура — это стихийно возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и другие критерии (например, отношение к какому-то делу или какие-то другие важные для группы моменты). Существенно то, что неформальная структура всегда является результатом взаимодействия конкретных детей, включенных в определенный коллектив.

Формальная и неформальная структуры, как правило, не совпадают. Если в группах взрослых людей обе эти структуры отношений обычно в приблизительно равной степени значимы, то в детских коллективах дошкольников неформальные связи почти всегда важнее для ребят. В группе дошкольников формальная структура почти отсутствует, зато неформальные отношения играют очень большую роль. Как уже говорилось, неформальная структура отношений есть результат опыта взаимодействия членов группы друг с другом. Естественно, что неформальная структура не возникает одномоментно с возникновением детской группы, а формируется постепенно.

Каждый член группы обладает определенным местом в системе отношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа социально-психологическим статусом. Статус любого человека в коллективе имеет свои специфические параметры, однако все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: «звезды», «предпочитаемые» (или популярные), «отвергаемые» и «изолированные». Расшифруем суть этих категорий на материале группы дошкольников. «Звезды» — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своей группы, все хотели бы с ними дружить, входить в крут общения этих детей. Предпочитаемые - такие члены группы, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одногруппниками Отвергаемые — дети, с которыми подавляющее большинство ребят в группе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с ними. И, наконец, изолированные — те дети, которые сами не проявляют инициативы в общении с другими детьми из своей группы, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.

Итак, для оценки положения ребенка в группе дошкольников, как правило, вполне достаточно бывает отнести его к одной из выделенных четырех категорий. Если ребенок обладает статусом «звезды» или предпочитаемого в группе, то можно быть уверенным, что особых проблем с другими дошкольниками у него нет. В случае, если ребенок отвергается сверстниками, то наверняка испытывает серьезные проблемы в общении, переживает конфликты с ними, что неизбежно сказывается на его психическом состоянии. Статус изолированного может весьма по-разному переживаться ребенком, однако мы можем с высокой долей вероятности предположить наличие каких-либо психологических сложностей у этого ребенка.

Для характеристики отношений в группе дошкольников существенно определение статуса каждого ребенка, а также и общей статусной структуры, то есть, сколько в группе неблагополучных детей (отвергаемых друзьями или же живущих изолированно от них), сколько «звезд» и как сильно отличается их круг общения от связей среднепопулярных.

Естественно, что видов социально-психологической структур может быть великое множество. Но нас в частности интересуют такие гиды отношений дошкольников, которые могут стать предметом беспокойства для воспитателей и учителей, работающих с ними. Приведем основные примеры таких неблагополучных взаимоотношении в группе. Первый вариант представляет собой случай отсутствия структуры совсем. Т.е. групповой уровень отношений практически не сформирован. В лучшем случае дети разбиваются на пары, ощущение группы как чего-то целостного отсутствует и у самих детей, и у воспитателей, работающих с ними.

Второй вариант — складывающаяся структура. В группе существует группировка, в которую входит небольшое число детей, а остальные ребята существуют сами по себе. Наиболее неблагоприятный случай, если данная группировка противопоставляет себя всей остальной группе дошкольников. Если же отношения нейтральны и носят скорее позитивный характер, то есть высокая вероятность, что действительно речь идет о начальном этапе развития группы дошкольников как психологической общности.

Третий тип возможной структуры группы дошкольников — наличие в двух или более конкурирующих группировок детей. Такая ситуация в группе является результатом определенного развития отношений, изменение которых весьма проблематично. Каждая из сложившихся группировок уже прошла свой путь психологического развития, и критерий сплочения в одной подгруппе отличается от тех факторов, которые сыграли группообразующую роль для других ребят. Наличие же таких группировок приводит к атмосфере враждебности и конкуренции среди дошкольников.

Приведенные примеры структур отношений в группе дошкольников не требуют специальных приемов диагностики. Они достаточно очевидны для внешнего наблюдателя (которым является воспитатель). Сложнее понять, что выступило причиной того, что сложилась структура определенного типа, какой вид деятельность выполнил функцию группообразования для каждой из группировок. Но для ответа на эти «вопросы, сожалению, не существует формализованных методических процедур. Необходимо анализировать весь процесс динамики отношений в группе дошкольников, который мы и попытаемся охарактеризовать в следующем параграфе нашей работы.
^ 1.2.Характеристика динамики межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста
В группах младших дошкольников часто наблюдается деятельность детей по типу «рядом, но не вместе». Это стадия предсотрудничества со сверстниками в процессе предметных отобразительных действий (каждый «водит» свою машинку, «укачивает» свою куклу). Этот процесс имеет ярко выраженный эмоциональный фон, является показателем возникновения сюжетно-отобразительной игры. Но порой проявляется так называемый «предметный фетишизм», когда ребенок овладевает способами игровых действий и не замечает сверстника. Постепенно появляется совместное действие между детьми, но вначале оно представляет собой механическое слияние, соучастие, в котором взаимное согласование имеет минимальное выражение. Со временем совместное действие приобретает элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками, в объединении детей на основе общего игрового интереса («Кто пойдет играть в «гараж»?»). У ребенка рождается субъективное отношение к сверстнику как партнеру по совместной деятельности, без которого «играть неинтересно». Интенсивно развивается осознание ребенком себя как субъекта совместной деятельности, особенно в сюжетно-ролевых играх. В них дошкольник начинает ориентироваться не только на сюжет, но и на сверстника: сферу его интересов, уровень возможностей и умений. У детей появляется стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата. Хотя порой части общего дела выполняются индивидуально, дети предпринимают попытки к координации действий, их согласованию. В целом же, в этом возрасте идет только освоение такой формы организации деятельности, как сотрудничество.

Наиболее высокого уровня достигает освоение игрового сотрудничества. Создаются первые игровые объединения, но они имеют, в большинстве случаев, неустойчивый характер. По численному составу объединения невелики: преобладают диады, реже - триады; практически отсутствуют объединения по 4 человека и более. По половому составу преобладают «чистые» микрообъединения - 92 % , т. е. наблюдается жесткая поляризация объединений младших дошкольников: мальчики с мальчиками, девочки с девочками. У девочек численный состав объединений бывает несколько больше, чем у мальчиков.

Главным требованием, предъявляемым сверстнику перед принятием его в совместную игру, является владение игровыми операциями. Неуспех ребенка в выполнении этою требования детерминирует его «напряжение» в игровых микрообъединениях. Поэтому, несмотря на стремление ребенка к обществу сверстников, ему не всегда удается наладить благоприятные отношения. Одни дошкольники становятся активными, уверенными, другие - робкими, замкнутыми. Однако взаимоотношения детей в этом возрасте еще неустойчивы, могут часто меняться. Возможно, главной тому причиной являются мотивы этих отношений, которые ограничиваются рамками актуальной ситуации взаимодействия. Иными словами, дети определяют свое отношение к сверстнику скорее эмоционально, чем рационально, оценивая не столько личность, сколько конкретные поступки другого: поделился игрушкой - хороший, не поделился - «жадина». Мотивы межличностной привлекательности осознаются детьми на уровне аффекта, недифференцированно.

Источником оценочных суждений, а в итоге и оценочных отношений, выступают взрослые. К ним часто обращаются младшие дошкольники с целью уточнения правил взаимоотношений. В конце 4-го года жизни отношения между детьми становятся более устойчивыми: средний показатель устойчивости выборов составляет 43 %. Заметнее выступают некоторые симпатии и антипатии. Социометрические обследования групп данного возраста показывают, что они уже имеют полную статусную структуру, средние показатели уровня благополучия взаимоотношений (48 %), уровня взаимности (27 %), индекса изолированности (9 %), высокие показатели уровня удовлетворенности взаимоотношениями (54 %) [5.182].

Дети этого возраста относительно равномерно распределяют как положительные, так и отрицательные оценки. Оценки отличаются высокой субъективностью и эмоциональностью, отсутствием дифференциации между близкими личностными качествами. Дети более полно и точно оценивают представителей своего пола. Коэффициент социального воздействия сверстников невысок, но имеет тенденцию к повышению к концу 4-го года жизни.

Преобладающей формой общения в начале младшего дошкольного возраста выступает эмоционально-практическая. Стремление к сотрудничеству в конце 4-го года жизни опосредует развитие деловой коммуникативной деятельности со сверстниками: основные поводы для общения друг с другом возникают в процессе игры, занятий, выполнения бытовых обязанностей. Вопросы, ответы, разъяснения, практические реплики свидетельствуют о внимании детей к умениям, поступкам товарищей, а также об огромном желании привлечь к себе их внимание, получить оценку себя. Выраженность потребности в общении со сверстниками составляет 68 %, т. е. налицо явное преобладание совместных игр детей, хотя многие малыши предпочитают заниматься в одиночку или не воспринимаются сверстниками.

Широта круга общения в этом возрасте невысокая (64 %), т. е. многие дети независимо от пола в течение дня не имеют контактов со сверстниками. Невысока и интенсивность общения: примерно 13 контактов в течение дня [5.183]. Однако уже заметна избирательность общения.

Причем именно в ней наиболее отчетливо проявляется половая консолидация, хотя она и менее контрастна, чем в следующих возрастах.

В старшем дошкольном возрасте (5-6-й годы жизни) ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Уровень построения игры становится достаточно высоким. В игровых объединениях существует общность требований, согласованность действия, совместное планирование. Реальные и игровые отношения дифференцируются и осознаются детьми. Ребенок начинает принимать во внимание интересы партнеров. Взаимодействие со сверстником выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель. Проявляется умение взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Дети способны осознать эффективность совместно взаимодействующей формы организации деятельности и ее построения в своих играх, конструировании, труде. В деятельности, построенной по типу «совместно - дружно - вместе», а не по типу «.рядом, но не вместе», складываются отношения взаимной ответственности, зависимости и помощи - основа коллективизма и товарищества.

В зарождающейся трудовой, учебной, художественной и других видах деятельности дошкольник имеет возможность более полно осознать себя, свои умения, потенциальные способности. Преобладают в данном возрасте устойчивые диады и в то же время появляются объединения, включающие в себя более 3 человек. В группах 5-го года жизни преобладают «чистые» по полу объединения детей (94 %) [5.183]. Консолидация мальчиков с мальчиками, девочек с девочками несколько уменьшается, видимо, в связи с появлением общих, сходных интересов к деятельности, особенно ее продуктивным видам, значительность которых все острее начинает осознаваться к концу дошкольного детства.

В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок уже может дифференцировать свои личностные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер. Это проявляется в устойчивости статусной структуры группы: в 5 лет - 43 %, 6 лет - 58 % [5.184], хотя отмечается незначительная тенденция к возрастанию числа «звезд» и «непринятых». Значимыми характеристиками «звезд» в этом возрасте выступают умение организовать игру, стремление к справедливости, доброта, дружелюбие, внешняя привлекательность, широта кругозора. «Непринятых» детей характеризуют дефекты нравственно-волевой сферы, замкнутость, непривлекательность. Симпатии и антипатии обусловлены тем, в какой степени ребенок соответствует социальному эталону, сформированному на основе оценок взрослых и собственных взаимоотношений. Взаимоотношения дошкольников 5-го года жизни определяются главным образом наличием или отсутствием у ребенка нравственных качеств, которые имеют важное значение для всей группы: дети 6-го года предпочитают сверстников, исходя, главным образом, из осмысления дружеского отношения с ними. У них наблюдается стремление к дифференцированным характеристикам партнеров.

Уровень благополучия взаимоотношений в группах детей высок. При этом наиболее удовлетворены отношениями «звезды», наименее «принятые». В этом возрасте довольно высока степень ориентированности детей в качествах сверстников. При этом положительные оценки сверстников значительно превышают отрицательные. Появляются «оценочные звезды», отмечается критическая пристрастность к детям противоположного пола, особенно у девочек. Референтными выступают среди сверстников дети, с которыми чаще взаимодействуют. Референтность ярче всего выражается в устойчивых игровых объединениях. На 5-м году жизни дошкольников сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной. Одному ребенку не справиться с драматизацией замысла, требуется деловое сотрудничество, которое обеспечивается актуально-деловым общением по типу «сейчас» и «здесь». Ребенок стремится привлечь к себе внимание. Он особенно чувствителен к разным «признакам» отношения к себе со стороны других детей. В общении возникает феномен «невидимого зеркала»: в сверстнике ребенок видит себя, и видит пристрастно-положительно. Позже, на 6-м году, он начинает видеть и сверстника, но уже прежде всего недостатки последнего. Такая особенность восприятия сочетается с ревнивым интересом ко всем его действиям, поступкам, опенкам. Проявляется также потребность ребенка в самопознании и положительном самовосприятии.

Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстниками. Выраженность потребностей в общении с возрастом увеличивается.

У некоторых детей 6-7-го гола жизни складывается новая форма общения со сверстниками: внеситуативно-деловая. Содержанием общения становятся не только типы конкретных ситуаций, но и обобщенные представления детей об окружающем. Дети способны к сравнению разных позиций.

Увеличивается интенсивность, широта круга общения. Появляются существенные отличия, по половому признаку, но на 7-м голу жизни эти отличия опять нивелируются. У мальчиков 5-го года жизни широта круга общения выше, чем у девочек. Резко возрастает, особенно у мальчиков, и интенсивность общения. У девочек значительно ярче проявляется предпочтение партнеров своего пола. Возрастает избирательность общения, особенно на 6-м году жизни, т. е. у большинства старших дошкольников имеются уже сложившиеся предпочтения, сложившийся круг желаемого общения. Эти показатели у девочек в 2 раза больше, чем у мальчиков.

Таким образом, группу детского сада можно рассматривать как первую детскую малую группу, ее влияние на личностное развитие ребенка огромно, поэтому столь актуальны проблемы психодиагностики межличностных отношений дошкольников, основные методы которой будут освящены во второй главе нашей работы.

Глава 2. Психодиагностика межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста

^ 2.1. Систематика методик психодиагностики межличностных отношений

В настоящее время в психологии существует много методических приемов исследования межличностных отношений. Это понятно, имея в виду как обширную феноменологию межличностных отношений, задачи, решаемые отдельными методиками, так и различия в теоретической оценке сущности исследуемого явления. Систематика методик психодиагностики межличностных отношений возможна на различных основаниях:

а) на основании объекта (диагностика отношений между группами.
внутригрупповых процессов, диадных отношений и т. д.);

б) на основании задач, решаемых исследованием (выявление групповой
сплоченности, совместимости и т. д.);

в) на основании структурных особенностей используемых методик
(опросники, проективные методики, социометрия и т. д.);

г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных
отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления
личностных характеристик участника общения, методики исследования
субъективного отражения межличностных отношений и т. д.).

Возможны, конечно, и другие критерии систематики методик.Они представляют определенный аспект для оценки адекватности методики тому или другому конкретному исследованию. Рассмотрим их более подробно.

Во-первых, объект исследования, или точка приложения методики. Межличностные отношения проявляются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические детерминанты. Поэтому применение конкретных методик имеет свои границы, игнорирование которых приводит к «девалидизации» методики, необоснованности выводов. Так, социометрия, адекватная для исследования группы лиц, хорошо знакомых друг с другом, даст трудно, интерпретируемые результаты при обследовании группы, в которой люди находятся на различных уровнях межличностного познания.

Во-вторых, задачи, решаемые в исследовании. От них совершенно определенно зависят требования, предъявляемые к валидности используемых методик, к объему поставляемых ею психологических данных. В то же время эти методики, примененные для исследования структуры, сплоченности открытого для внешних социальных воздействий коллектива, дали бы излишнюю и не вполне адекватную информацию. В особом положении находятся методики исследования межличностных отношений в малых группах, используемые для решения задач психокоррекционной работы. Желательно, чтобы они были не только раскрывали бы картину существующих отношений, но и давали психологу возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей его сложности, расширяющие диапазон психической реальности для психолога. В таком случае они выполняют функцию введения в психокоррекционную работу. К методикам исследования межличностных отношений, применяемым для решения задач психокоррекционной работы, обычно не предъявляются очень жесткие требования относительно их диагностической и прогностической валидности - они служат для построения рабочих гипотез, которые в последующем уточняются и верифицируются.

В третьих, структурные особенности используемых методик. Представляется, что на этот критерий следует особо обратить внимание с точки зрения мотивации исследуемого к тестированию и его возрастных характеристик. Отдельные методики не предполагают возрастания мотивации к выполнению задания уже по самой сути своего строения. Больше всего это относится к методикам опросникового типа. Объемистые их варианты не только усложняют проведение обследования, но и искажают его результаты. По той же причине они неудобны в случаях, когда психологу необходимо обеспечить хороший личностный контакт. Что касаемся возрастных характеристик исследуемых, то тут специально следует обратить внимание на те случаи, когда методический прием, оригинальный или видоизмененный, первоначально разработанный для конкретного возраста, применяется в более широком возрастном диапазоне. Так, скажем, процедуры, основанные на рефлексии собственных переживаний, требующие осознания собственного субъективного отношения к людям, эксплицитного обоснования чувств и отношений, малоприменимы для исследования детей дошкольного возраста.

В-четвертых, исходная точка отсчета диагностики межличностных отношений. Точки отсчета при оценке межличностных отношений существенно отличаются даже в тех случаях, когда результаты исследования интерпретируются в тех же терминах. Для одних методик основными являются показатели межличностной привлекательности, ситуации субъективного выбора, для других - глубинные мотивационно-потребностные характеристики каждого участника взаимодействия, для третьих - ситуационные детерминанты поведения и т. д. Различные точки отсчета представляют собой методическую реализацию определенных теоретических воззрений. Это необходимо иметь в виду для критического осмысления интерпретации получаемых данных.

Необходимо отметить и другое. Оценка межличностных отношений в разных подходах опирается на различные психические детерминанты, относящиеся к различным уровням психического функционирования личности. Из-за этого содержание тестового материала различных методик находится на различной «отдаленности» от суждений психолога на основе данных исследования. Таким образом, исследователь всегда ставится перед проблемой выбора «глубины» методики, что требует от него точного осознания того, на механизмах какой психологической реальности построена методика.

В заключение данного параграфа отметим, что приведенная в нем систематика и раскрытие ее критериев позволяет нам представить все громадное количество конкретных существующих методических приемов исследования межличностных отношений. Однако не все из них могут применяться для исследования межличностных отношений дошкольников.

^ 2.2. Методики психодиагностики межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста

Наиболее объективно и корректно продиагностировать сферу межличностных отношений детей позволяет социометрия. В эксперименте, разработанном профессором Я. Л. Коломинским («Выбор в действии»), существует специально адаптированный вариант для дошкольников, который условно назван «У косо больше?». Экспериментальная процедура состоит в следующем. Предварительно готовятся по 3 переводные картинки на каждого ребенка группы. На оборотной стороне картинки ставится номер, «присвоенный» каждому из детей. Помощник экспериментатора выводит детей, за исключением одного, в другое помещение, где занимает их игрой, чтением книги. Экспериментатор обращается к оставшемуся ребенку: «Вот тебе 3 картинки. Можешь положить их по одной любым трем детям нашей группы. У кого окажется больше картинок - тот выигрывает. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Ребенок выполняет задание и уходит и третье помещение.

Экспериментатор фиксирует в подготовленной социометрической таблице (матрице) выборы детей. В ней вертикально располагаются имена детей труппы (сначала мальчиков, затем девочек), «присваиваются» им номера по порядку. Эти номера должны быть постоянными по всех экспериментах. По горизонтали сверху таблицы наносятся порядковые номера детей. Принцип использования матрицы состоит в том, чтобы проставлять в клетках цифры, показывающие, кого и в какую очередь выбрал ребенок. Например: Алеша К. в первую очередь выбрал Сергея П.; во вторую - Олю Л.; в третью - Костю Т. Таким образом, заполняются все данные в таблице, после чего осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывается в соответствующую графу матрицы.

Далее переходят к выявлению взаимных выборов. Для этого смотрят, кто выбрал Алешу К.. Если среди тех, кто его выбрал, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся в таблице кружком, затем подсчитываются и записываются.

Если в эксперимент включен вариант аутосоциометрии («Как ты думаешь, кто тебе положил (или положит) открытку?» (Я. Л. Коломннский), таблица принимает несколько иной вид: на каждого ребенка клеточка делится пополам - одна под другой. В верхней отмечается, как прошел выбор самого ребенка, в нижней - ожидаемый.

Для младших дошкольников эксперимент с вариантом аутосоциометрии может иметь другую форму. Готовятся фотографии детей всей группы; макеты или рисунки 4 строений, разных по привлекательности: сказочного дворца, обычного дома, бревенчатой избы, ветхой избушки «на курьих ножках». Индивидуально дается ребенку инструкция: «Перед тобой красивый сказочный дворец, обычный жилой дом, бревенчатая изба и ветхая, в паутине, избушка на курьих ножках. А вот фотографии детей твоей группы. Разложи их в эти строения так: тех, которых, как тебе кажется, любят все или очень многие, - во дворец; тех, кого любит меньшее число детей, - в дом; тех, кого любят немногие,- в избу, а кого никто не любит - в ветхую избушку. Не забудь и свою фотографию положить». Результаты действий ребенка наиболее удачно могут быть зафиксированы в виде круговой диаграммы, где каждая окружность соответствует 4 видам строений.

Социометрический эксперимент может быть проведен по варианту Т.А. Репиной «Секрет». Игра дает возможность выявить существенные характеристики детских отношений в группе. По количеству полученных каждым ребенком картинок можно судить о положении его в группе сверстников. Следует обратить особое внимание на детей, не получивших подарков, а также на тех, которые получили отрицательные выборы. В данной методике эти задачи решаются путем качественного анализа мотиваций детей при осуществлении выбора или в проективной ситуации

(«Если бы только трем детям у тебя не хватило картинок, кому бы ты не дал?»).

Для проведения экспериментальной игры «Секрет» нужно подготовить по 3 картинки на каждого ребенка и 6-8 запасных. Игру проводят двое взрослых, не работающих непосредственно в группе.

В раздевалке, где находятся шкафчики для одежды детей, ставят подальше друг от друга два детских столика с двумя стульчиками у каждого (для ребенка и для взрослого).

Перед началом эксперимента ребенку дают инструкцию: «Сегодня все дети нашей группы будут играть и интересную игру, которая начинается «Секрет». По секрету нее будут дарить друг другу красивые картинки». Чтобы ребенок мог легче принять задачу - подарить другим то, что нравится самому, его замеряют: «Ты будешь дарить ребятам, а они подарят тебе». Далее взрослый дает ребенку 3 картинки и говорит: «Ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можешь подарить картинки и тем ребятам, которые болеют» (последняя фраза произносится быстро, чтобы . дети не воспринимали ее как обязательный совет). Если ребенок долго не может решить, кому сделать подарки, взрослый объясняет: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того, как ребенок сделал свой выбор, назвал имена детей, которым хочет преподнести подарки, взрослый обращается к нему: «Почему ты и первую очередь решил подарить картинку... ?» Далее ребят спрашивают: «Если бы у тебя было много картинок и только трем детям группы не хватало, кому бы ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записываются в тетради, а на обратной стороне картинки отмечается имя ребенка, которому она подарена. Важно, чтобы все дети нашли у себя «подарки». Для этого экспериментатор использует запасные картинки.

Можно воспользоваться в диагностической работе и социометрическим экспериментом «Игра в почтальона» (Л. Кантат). Он идентичен игре «Секрет», но здесь ребенку предоставляется право дарить открытку самому себе.

Методика «Краски а подарок на день рождения», разработанная на основе социометрического эксперимента Е. А. Панько и М. Кашляк, используется для диагностики как структуры детской группы, так и характера отношений между сверстниками.

Предварительно заготавливаются 8 разноцветных фломастеров (карандашей): синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Выявляется степень привлекательности каждого из этих цветов для конкретного ребенка, затем с каждым из испытуемых экспериментатор вступает во взаимодействие, в ходе которого говорит: «У каждого человека одни раз в год бывает день рождения, его праздник. На него обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей нашей группы ты хотел бы пойти на такой праздник. Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей

Все выборы ребенка фиксируются в социометрической таблице-матрице. В данной методике, помимо основного анализа социометрических данных, осуществляется анализ цветовых предпочтений на основе цвета «подаренного» фломастера, исходя из того, что каждый цвет обладает определенным эмоциональным значением (К. Изард, М. Люшер, В. Тернер, Г. Хоментаускас). Так, радость ассоциируется с красным цветом, удивление - с желтым, утомление - с серым, страх - с черным, гнев - с красным и черным, грусть - с синим и серым, интерес - с синим и зеленым. Таким образом, кроме традиционных диагностических показателей взаимоотношении (КВ -коэффициента взаимности; УБВ - уровня благополучия взаимоотношений; ИИ - индекса изолированности) появляется новый - «цвет» предпочитаемого выбора.

^ Обработка и анализ социометрических исследований. Первичная информация каждого социометрического исследования – социометрический выбор - фиксируется в процессе самого исследования. Далее заполняются нижние суммирующие графы таблицы: «число полученных выборов», «число взаимных выборов», «число ожидаемых выборов», «число оправдавшихся выборов» (последние 2 графы - в варианте аутосоциометрии).

Результаты описанных экспериментов можно представить графически в виде социограммы (карты групповой дифференциации). Для этого следует начертить 4 концентрические окружности, разделить их пополам вертикальной линией. Справа располагают номера мальчиков, слева - девочек. Размещение детей будет соответствовать числу полученных ими выборов: в I окружности - дети, получившие 5 и более выборов; во II - 3-4 выбора; в III - 1-2 выбора; в IV - ни одного выбора. Соединив линиями выбора условные номерные знаки детей, можно выделить характер связей, особенности половых дифференциаций, взаимность и невзаимность.

Следующий этап работы - определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных
отношений;

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ);

в) коэффициент взаимности (КВ);

г) коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ);

д) индекс изолированности (ИИ);

е) устойчивость избирательных личностных отношений и
социометрического статуса детей;

ж) мотивация социометрических выборов;

з) половая дифференциация взаимоотношений;

и) «цветовая палитра» социометрических выборов (в варианте «Краски в подарок надень рождения»).

Остановимся на описании этих социометрических показателен межличностных отношений в дошкольной группе

^ А. Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

Статус ребенка определяется путем подсчета полученных им выборов.
Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех
статусных категории:1 - «звезды» (5 и более выборов), II - «предпочитаемые» (3-4 выбора); III- «принятые» ( 2 выбора); IV - «непринятые» (0 выборов).

Если в эксперименте использовался отрицательный критерий («Кому бы ты не стал давать картинку?» («Секрет»), появляется статусная категория «отверженных». Группа дошкольников может иметь полную или неполную статусную структуру. I и II статусные группы являются благоприятными, III и IV - неблагоприятными. Исходя из этого определяется, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный или холодный, отчуждающий.

^ Б. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).

УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (I и II) статусных категориях. УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении - как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий. Низкий УБВ - сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

^ В. Коэффициент взаимности (КБ).

Он вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это очень важный диагностический коэффициент, так как выражает характер отношений, существующих в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. Поэтому к нему следует относиться внимательно. По величине показателя КВ, можно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), П-КВ = 21-30% (средний), III - КВ = 31-40 % (высокий), IV - КВ = 40 % и выше (сверхвысокий).

^ Г. Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ).

КУ определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы.

На основании данного показателя можно судить, насколько дети
удовлетворены своими отношениями. Определять уровень

удовлетворенности взаимоотношениями в конкретной группе можно на основе сравнения с нормативными показателями: I - КУ = 33 % и ниже, II-КУ = 34-49 %, III - КУ - 50-65 %, IV - КУ = 66 % и выше.

Но еще более важно знать, насколько удовлетворен своими отношениями каждый отдельный ребенок. КУ в этом случае определяется как процентное отношение числа сверстников, с которыми у него взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал. Затем можно отнести каждого ребенка в одну из четырех групп: 1 - высшая - входят дети, КУ которых равен 45-100 %, II - 50-75 %, III - 25-50 %, IV - 0-25 %.

Такое условное распределение детей на группы имеет реальный психологический смысл. Становится ясно, что ребенок, которого выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого он сам выбрал, имеет почву для более благоприятного эмоционального самочувствия, жизнерадостноcти, чем тот, которого, может быть, и выбирают, но совсем не те, к кому он сам стремится.

^ Д Индекс изолированности (ИИ).

Его вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора, группу можно считать благополучной, если в ней нет

изолированных, или их число достигает 5-6 %; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25 %. Величина этого индекса - прямой показатель успешности воспитательных усилий.

^ Е. Устойчивость избирательных личностных отношений и

социометрического статуса детей.

Социометрические исследования не могут быть одноразовой акцией. Рекомендуем их проводить, используя разные варианты, изменяя критерии выбора, 2 раза в год.

Анализируя повторные полученные результаты, можно проверить устойчивость данных отношений. Для этого используются 4 основных показателя: 1) количество сохранившихся выборов; 2) число детей, у которых сохранился хотя бы один сделанный выбор; 3) устойчивость социометрического статуса; 4) количество и категория выборов детей, которые отсутствовали в этом эксперименте. Соотнеся эти показатели, можно судить, насколько стойки или ситуативны симпатии, антипатии детей, насколько дошкольники способны долго поддерживать отношения дружбы. Устойчиво благоприятным будет положение тех детей, которые во всех экспериментах находились в I и II статусных группах; устойчиво неблагоприятными - в III и IV.

^ Ж. Мотивация социометрических выборов.

Почему одни дети пользуются симпатией сверстников, а другие - нет? Почему Кате предпочли подарить картинки шестеро ребят, а Оле - лишь один?

Ответить на эти вопросы поможет анализ мотивировок детьми своих выборов. Выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам. Мотивы отличаются разнообразием. В зависимости от содержания их разделяют на IV типа. К I типу относится общая положительная оценка сверстника, эмоционально положительное отношение к нему («он хороший», «нравится!»); ко II типу - выделение тех или иных положительных качеств ребенка: а) внешние, б) качества, обеспечивающие успешность деятельности, в) нравственные; к III типу - интерес к совместной деятельности («интересно втроем», «строим вместе гаражи и дом», «я с ним смешусь»): а) ребенок в центре совместной деятельности, б) партнер в центре совместной деятельности, в) «мы»; к IV типу - дружеские отношения («он мои друг», «она самая хорошая подруга»).

^ 3. Половая дифференциации взаимоотношении.

Показателем половой дифференциации межличностных отношений дошкольников является соотношение выборов, отданных сверстникам своего пола и противоположного. Как показывают исследования, в старшем дошкольном возрасте более высокие показатели половой дифференциации, чем в младшем. Обнаруживается тенденция более благоприятного положения в группе девочек, чем мальчиков.

^ И. «Цветовая палитра» социометрических выборов.

Высокий уровень эмоциональной привлекательности, симпатии ассоциируется с предпочитаемым ребенком цветом «подаренной» краски. Так, преобладание красных и черных тонов может являться симптомом напряженных амбивалентных отношений, авторитарности «звезды»; желтых, сине-зеленых - показателем интереса к взаимодействию; черно-коричневых -стремления избегать контактов.

Существенно дополняют представления о межличностных отношениях дошкольников факты, полученные и результате использования других, не социометрических методик. В числе таковых наблюдение за самостоятельными играми детей с элементами выбора: «Колпачок» (ребенок, выбирая партнера, говорит: «Я люблю, конечно, всех, но... (называет имя) больше всех!»), «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай», «Колечко, колечко...», «Я садовником родился...», «Ручеек». Нерегламентированный выбор ребенка следует фиксировать, чтобы в дальнейшем сопоставить с результатами социометрии.

^ Экспериментальные игры «За рулем» (6-7 лет), «Железная дорога» (4-5 лет) по методике А. А. Рояк дополняют социально-психологическую характеристику дошкольной группы фактами, об индивидуальных стилях межличностного поведения детей по шкалам «эгоизм - альтруизм». Они помогают определить статус детей с эгоистическими тенденциями поведения.

Построение исследования: в группу приносят игру, с которой дети уже учились играть. Экспериментатор обращается к детям: «Перед вами хорошо знакомая игра. Каждый из вас уже учился управлять автомобилем, пультом железной дороги. Договоритесь друг с другом об очередности ваших действий - кто первый начнет, кто второй». Таким образом, детям предоставляется полная свобода действий в игре, инструкция их никак не регламентирует. Экспериментатор наблюдает за играющими, незаметно фиксирует особенности взаимодействия. Диагностическими показателями выступают: симптомы положительных общественных тенденций поведения ребенка (уступает место товарищам по их просьбе без конфликтов, разрешает выполнять часть действия другому ребенку); симптомы эгоистических тенденций поведения ребенка (использование силы для «захватывания» роли, произвольное продление собственного игрового действия, хитрость, уловки типа «ты не умеешь», «у тебя не получится», неумение терпеливо дожидаться своей очереди, уступать товарищам, прислушиваться к их замечаниям).

Эгоистическое поведение может быть классифицировано как неавторитарное и авторитарное (открытое или завуалированное). Полученные результаты сопоставляются с индивидуальными со­циометрическими характеристиками детей. Это дает возможность представить более полно картину структурно-динамических тенденций межличностных отношений.

Целям исследования детских отношений служит и специальный опрос. Он проводится индивидуально с каждым ребенком группы. Получить ценную информацию в изучаемой области помогут, например, такие вопросы:

  1. Кого из детей больше всех любят в группе? С кем больше всего хотят играть? С кем не хотят играть? Почему?

  2. Какие ребята из вашей группы все время вместе играют, дружат? Кто у них бывает главным, командует? Или никто особенно не командует? А есть такие дети, которые друг с другом не дружат и часто ссорятся?

  3. Если бы наш детский сад закрыли на ремонт, с кем бы из детей группы ты хотел перейти вместе и другой детский сад? Кого бы не взял ? Почему?

4. С кем из ребят ты хотел бы играть в первую очередь? Почему? С кем
из детей не хотел бы играть совсем? Почему?

  1. С кем ты хотел бы вместе дежурить?

  2. Идти в одной паре на прогулке?

  3. Сидеть за одним столом?

  4. Если бы тебе справляли день рождения, кого из ребят группы ты пригласил бы к себе в гости?

Экспериментальная совместная деятельность имеет целью определить внутригрупповую дифференциацию «микролидеров» в дошкольной группе. Содержанием ее может быть изготовление панно «Осень», «Зоопарк», «Стойкий оловянный солдатик» (Т. Л. Репина).

Группе дошкольников предлагается изготовить панно по образцу. Его изготовление включает многие операции (рисование, раскрашивание, аппликация и др.) и предполагает использование различного материала и орудий труда.

Предварительно раскладывается материал на 5 столиках. На большом отдельном столе выкладывается образец и чистый лист.

Группу детей приводят в комнату и говорят: «Посмотрите, ребята, это панно «Стойкий оловянный солдатик» (знакомят с ним, образцами материалов, орудиями). Сейчас вы будете делать такое же. А пока

послушайте, что написано в сказке Андерсена (читается отрывок). Теперь подумайте, что будет делать каждый из вас: здесь надо резать, здесь - клеить и разрисовывать. На этом столике приготовлено все для дворца, значит, некоторые ребята будут делать дворец; другие будут делать озеро с лебедями; на этом столике - нее для изготовления солдатиков; на этом - для деревьев, на этом - для танцовщицы. А вот чистый лист, на котором должно все поместиться. Можно делать точно так же, как здесь (на образце), а можно немного по-другому, как хотите. Теперь договоритесь между собой, кто чем будет заниматься, и начинайте».

Дети «разбиваются» на группы. Их поведение регистрируется. Если самоорганизация невозможна, включается сам экспериментатор и распределяет детей. Полезны инструкции типа: «Теперь договоритесь сами, что каждый из вас будет делать», «Можно поделиться ножницами и кисточками. Пользуйтесь по очереди».

Анализ протоколов наблюдения позволяет определить наличие группировок, их половой, качественный состав; особенности взаимодействия в них детей, связи микрогруппировок между собой, микролидеров.

Вышерассмотренные исследования межличностных отношений дошкольников могут быть успешно проведены каждым воспитателем группы. Их результаты помогут обнаружить динамические процессы межличностных отношений дошкольников. Целостная же характеристика отношений между сверстниками в дошкольной группе составляется на основе комплексного анализа данных, полученных во всех видах исследований.
^ Глава 3. Психодиагностика межличностных отношений в старшей группе детского сада № 5 г.Несвижа
В практической части работы объектом нашего исследования стали межличностные отношения в старшей группе детского сада №5 г.Несвижа. Методологическим приемом исследования межличностных отношений мы избрали социометрический тест, в частности его адаптированный вариант для дошкольников, автором которого является Я.Л.Коломинский и условное название которого «У кого больше?».

^ Цель исследования: определить психологическую структуру межличностных отношений в старшей группе детского сада № 5 г.Несвижа

Методика:

Процедура проведения:

Предварительно были подготовлены по 3 переводные картинки на каждого ребенка группы. На оборотной стороне картинки ставился номер, «присвоенный» каждому из детей. Помощник экспериментатора выводил детей, за исключением одного, в другое помещение, где занимал их игрой. Экспериментатор обращался к оставшемуся ребенку: «Вот тебе 3 картинки. Можешь положить их по одной любым трем детям нашей группы. У кого окажется больше картинок - тот выигрывает. Никто не будет знать, кому ты положил картинку». Ребенок выполнял задание и уходил в третье помещение.

^ Обработка полученных данных:

На основании результатов экспериментатор составил социометри­ческую матрицу выбора детей, которая приведена в приложении 1. В ней вертикально располагаются имена детей группы. По горизонтали сверху - таблицы наносятся порядковые номера детей. В клетках, в строке, напротив фамилий, ставятся цифры, показывающие, кого и в какую очередь выбрал ребенок. Если дети выбирали друг друга, эти два выбора являлись взаимными и обводились кружком. Далее экспериментатором было подсчитано количество полученных выборов и количество взаимных выборов. По формуле экспериментатор определял социометрический статус ребенка:

СуммаR
St = , где

N - 1

Сумма R - сумма выборов, полученных детьми,

N -1 - количество членов группы, участвующих в опросе,

^ Интерпретация результатов:

Социометрический статус ребенка показал его место в психологической структуре дошкольной группы. Для наглядности мы выполнили социограмму (приложение 2), в которой на концентрических окружностях расположили все номера детей группы. Номера мальчиков были обведены треугольниками, а номера девочек - кружочками. В первый внутренний круг мы поместили «лидера», набравшего 6 выборов, во второй «предпочитаемых», получивших 3-5 выборов, в третий - «пренебрегаемых» с 1-2 выборами и в четвертый - «изолированных», не получивших ни одного выбора.

Взаимный выбор мы обозначили сплошной линией с двумя стрелками, соприкасающимися с соответствующими номерами, невзаимный - с одной стрелкой, в направлении того, кто был выбран.

Таким образом, в результате исследования, проведенного в старшей группе Детского сада №5г.Несвижа было выявлено, что в группе:

1. присутствует 1 лидер (Башуро С), которого выбрали 6 человек и который обладает самым высоким социометрическим статусом -0,5;

  1. «предпочитаемых» насчитывается 8 человек (Акулич С., Казарец В., Нестер К., Новиков Л., Вейс А., Кудина И., Лис А., Карпов И.), у большинства из них социометрический статус составил 0,25 (5 человек) и 0,33 (2 человека), социометрический статус Вейс А. составил 0,42, что говорит о возможности появления второго лидера в анализируемой группе дошкольников;

  2. среди «пренебрегаемых» оказались 2 человека (Федотов Ф., Лось Е.), их социометрический статус составил 0,16;

  3. к сожалению, выявлен один «изолированный», кем оказался Маков Н. и чей социометрический статус составил 0.

Выводы и рекомендации:

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

  • старшая группа Детского сада №5 имеет полную статусную структуру, с преобладанием благоприятной статусной группы (9 человек), а значит в целом, можно говорить о благоприятном эмоциональном климате группы;

  • т.к. большинство детей группы оказалось в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, то можно говорить о высоком уровне благополучия взаимоотношений (УБВ);

  • коэффициент взаимности в группе (КБ) составил (24 взаимных выбора : 36 (общее число выборов) х 100%) 67%, что говорит о высокой сплоченности детей в группе, привязанности их друг к другу;

  • коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ) в группе составил (10 детей, имеющих взаимный выбор: 12 (общее число детей) х 100%) 0,83%, что говорит о высоком уровне удовлетворенности взаимоотношениями у дошкольников анализируемой группы по сравнению с нормативными показателями (см. п. 2.2.);

- индекс изолированности (ИИ) в группе составил (1 : 12 х100%)

8,3%, что говорит, в целом, о благополучном характере группы.

Таким образом, на основании данных результатов и выводов можно

говорить о том, что в старшей группе Детского сада №5 г.Несвижа преобладают благоприятные межличностные отношения, благоприятный

эмоциональный климат. Следовательно, воспитателю необходимо направить

свою работу на укрепление данной психологической структуры группы, а

также по возможности способствовать переходу 2-х «пренебрегаемых» и 1-

го «изолированного» детей в категорию «предпочитаемых». Для этой цели

необходимо проведение дополнительных исследований, целью которых

должно стать выявление мотивации данных социометрических выборов и на

основании результатов, которых воспитатель сможет приступить к

коррекционной работе.


Заключение
Проведенное исследование специфики психодиагностики межлич­ностных отношений в группе детей дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:

  1. Группу детского сада можно рассматривать как первую детскую малую группу, ее влияние на личностное развитие ребенка огромно, поэтому столь актуальны проблемы психодиагностики межличностных отношений дошкольников.

  2. Межличностные отношения в группе детей дошкольного возраста складываются постепенно и не являются изначально заданными. Большинство исследователей (ЯЛ.Коломинский, Е.А.Панько и др.) выделяют следующие этапы развития межличностных отношений в детском дошкольном возрасте: состояние предсотрудничества —> игровое сотрудничество —> эмоционально-практичное сотрудничество —> сюжетно-ролевая игра —> актуально-деловое сотрудничество —> определенная психологическая структура группы.

  3. В настоящее время в психологии существует большое количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, однако наиболее объективно и корректно продиагностировать сферу межличностных отношений дошкольников позволяет социометрия, в частности, эксперимент, разработанный профессором Я. Л. Коломинским («Выбор в действии»). Социометрический эксперимент может быть проведен и но варианту Т.А. Репиной «Секрет». Можно воспользоваться в диагностической работе и социометрическим экспериментом «Игра в почтальона» (Л. Кантат). Он идентичен игре «Секрет», но здесь ребенку предоставляется право дарить открытку самому себе.

^ Методика «Краски а подарок на день рождения», разработанная на основе социометрического эксперимента Е. А. Панько и М. Кашляк,

используется для диагностики как структуры детской группы, так и характера отношений между сверстниками.

Существенно дополняют представления о межличностных отношениях дошкольников факты, полученные и результате использования других, не социометрических методик. В числе таковых ~ наблюдение за самостоятельными играми детей с элементами выбора.

^ Экспериментальные игры «За рулем» (6-7 лет), «Железная дорога» (4-5 лет) по методике А. А. Рояк дополняют социально-психологическую характеристику дошкольной группы фактами об индивидуальных стилях межличностного поведения детей по шкалам «эгоизм - альтруизм». Они помогают определить статус детей с эгоистическими тенденциями поведения.

Целям исследования детских отношений служит и специальный опрос.

^ Экспериментальная совместная деятельность имеет целью определить внутригрупповую дифференциацию «микролидеров» в дошкольной группе. Содержанием ее может быть изготовление панно «Осень», «Зоопарк», «Стойкий оловянный солдатик» (Т. А. Репина).

Все вышеуказанные методики исследования межличностных отношений дошкольников могут быть успешно применены каждым воспитателем группы. Их результаты помогают обнаружить динамические процессы межличностных отношений дошкольников. Целостная же характеристика отношений между сверстниками в дошкольной группе составляется на основе комплексного анализа данных, полученных во всех видах исследований.

4. В практической части работы объектом нашего исследования стали межличностные отношения в старшей группе детского сада № 5 г.Несвижа. Методологическим приемом исследования межличностных отношений был избран социометрический тест, в частности его адаптированный вариант для дошкольников, автором которого является Я.Л.Коломинский и условное название которого «У кого больше?». На основании результатов исследования, проведенного в старшей группе детского сада№5 г.Несвижа, можно сделать следующие выводы:

  • старшая группа детского сада №5 имеет полную статусную структуру, с преобладанием благоприятной статусной группы (9 человек), а значит в целом, можно говорить о благоприятном эмоциональном климате группы;

  • т.к. большинство детей группы оказалось в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, то можно говорить о высоком уровне благополучия взаимоотношении (УБВ);

- коэффициент взаимности в группе (КВ) составил (24 взаимных выбора : 36 (общее число выборов) х 100%) 67%, что говорит о высокой сплоченности детей в группе, привязанности их друг к другу;

  • коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ) в группе составил (10 детей, имеющих взаимный выбор : 12 (общее число детей) х 100%) 0,83%, что говорит о высоком уровне удовлетворенности взаимоотношениями у дошкольников анализируемой группы по сравнению с нормативными показателями (см. п. 2.2.);

  • индекс изолированности (ИИ) в группе составил (1 : 12 х 100%) 8,3%, что говорит, в целом, о благополучном характере группы.

Таким образом, в старшей группе Детского сада №5 г.Несвижа преобладают благоприятные межличностные отношения, благоприятный эмоциональный климат. Следовательно, воспитателю необходимо направить свою работу на укрепление данной психологической структуры группы, а также по возможности способствовать переходу 2-х «пренебрегаемых» и 1-го «изолированного» детей в категорию «предпочитаемых». Для этой цели необходимо проведение дополнительных исследований, целью которых должно стать выявление мотивации данных социометрических выборов и на основании результатов которых воспитатель сможет приступить к коррекционной работе.
Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга , 1999. – 624с.

  2. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕРСЭ, 2001. – 160с.

  3. Батаршек А.В. Психодиагностические способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 176с.

  4. Борисова Е.М. Современные тенденции психодиагностики // Психологическая наука и образование - №9 – 1997. – с.11-19.

  5. Групповая работа с семьёй: детско-родительские отношения / Ж.И.Мицкевич, О.В.Бланк, О.В.Бубул и др.; Под ред. Ж.И. Мицкевич. – Мн.: Ковчег, 2001. – 165с.

  6. Гуренович К.М. Что такое психодиагностика? – М., 1985. – 183с.

  7. Диагностика и коррекция нарушений поведения у дошкольников, страдающих, олигофренией / Сост, К.С. Лебединская. – М., 1981. - 26с.

  8. Диагностика и коррекция психологического развития личности ребёнка: Мат-лы межд. научн.- пр. семинара, 5-6 окт. 1999г./ Под ред. Я.Л.Коломинского. Мею: БГПУ. 1999. – 59с.

  9. Диагностика и коррекция психического развития у дошкольников. / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А. Панько. Мн.: Университэцкае, 1997. – 237с.

  10. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Сб. научн. трудов / Сост. Д.Б. Эльконин. – М., 1981 – 157с.

  11. Загвяздинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001 – 206с.

  12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – Мн.:Тетра-Системс, 2000. – 452с.

  13. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – М.., 1997. - 254с.

  14. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольта В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2002. – 544с.

  15. Медведская Е.Н. Экспресс-диагностика личностных особенностей младших школьников. Мн., 1997. – 31с.

  16. Психодиагностические методики для практических занятий по общей психологии / Под ред. Иващенко А.В. – М., 1999. – 159с.



Приложение 1
^ СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МАТРИЦА

Старшая группа Детского сада №5 г.Несвижа Критерий выбора: Кому ты подаришь картинку? Дата проведения: 23.09.2007 г.
Экспериментатор: Дигмунтович Н.В.
Приложение 2




Список группы;


Скачать файл (200.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации