Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Наблюдения массовых общностей - файл 1.doc


Контрольная работа - Наблюдения массовых общностей
скачать (197.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc198kb.20.12.2011 07:57скачать

содержание

1.doc

Контрольная работа

Дисциплина: Социология.
Тема: Наблюдения массовых общностей.


Содержание

Введение 3

Теоретическая часть 4

Определение и специфические черты массовых общностей 4

Методическая часть 13 Определение и классификация научного наблюдения 13

Этапы, недостатки и достоинства метода наблюдения 14

Разработка протокола наблюдения, используемого в работе 17

Аналитическая часть 18

Заключение 22

Список литературы 23

Приложение 24

ВВедение.

Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При общей классификации социальных общностей существует особая их разновидность, которую в строгом смысле слова нельзя назвать «группой». Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такая общность чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но, тем не менее, может быть весьма активной. В современных обществах от действий массовых общностей часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Этим и объясняется актуальность темы исследования.

Важнейшим методом изучения массовых общностей остается наблюдение. Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем. Этот метод позволяет оперативно получать информацию, а также нужен  как первый шаг к познанию явлений.

Целью данной работы является исследование понятийного аппарата и специфических черт массовых общностей, а также освоение метода наблюдения в качестве техники, изучающей массовые общности.

Задачи, поставленные при написании контрольной работы:

  1. Изучить литературные источники по выбранной теме,

  2. Кратко изложить определение и специфические черты массовых общностей, раскрыв содержание основных понятий,

  3. Овладеть методом наблюдения, охарактеризовать его как метод сбора социологической информации,

  4. Самостоятельно провести пилотажное социологическое исследование, изложить полученные результаты.


^ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Определение и специфические черты массовых общностей.

Массовые общности — это неорганизованные, случай­но, стихийно возникшие и достаточно кратковременно существующие общности. Это общности (совокупности), объединенные сходным поведением ее членов, которые ситуационны и не фиксированы.

Массовые общности характеризуются аморфностью образования, неупорядоченностью, случайностью связей, размытостью границ, неустойчивостью и гетерогенностью.

К ним относятся: толпа, публика, аудитория, масса, социальное движение, общественность.

Такие объединения выступают в разных формах: публика кино и театра, телезрители, радиослушатели, читающая публика, разные собрания, лекции, съезды, митинги, демонстрации и т.д. Некоторые социологи и социальные психологи называют их форма­ми коллективного поведения общности, а точнее, массо­вого поведения.

Фактором формирования массовых общностей является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств.

Толпа — это относительно кратковременное скопле­ние (объединение) большого количества людей в про­странстве, допускающем непосредственный контакт, объ­единенных одним и тем же внешним стимулом и эмоци­ональной общностью. Социальная структура толпы обычно очень проста, она делится на лидеров и всех остальных, и только в редких случаях бывает более слож­ной.

Объединение людей в толпе происходит благодаря психической связи, состоящей из сходных эмоций и им­пульсов, вызванных одними и теми же стимулами. Для толпы не свойственно соблюдение ни организационных, ни моральных норм, в ней проявляются примитивные, не очень сильные, ничем не обузданные эмоции.

По характеру и поведению толпы очень различаются, при этом толпа одного типа при определенных условиях может быстро трансформироваться в толпу другого типа.

Я.Щепаньский, классифицируя толпы, выделил сле­дующие четыре их типа: агрессивные, убегающие, толпы потребителей и экспрессивные или демонстрирую­щие. [7, С. 195].

Известный американский социолог Г.Блумер выделяет четыре типа толпы: случайную толпу, обусловленную толпу, действующую толпу и экспрессивную толпу [2, С. 177].

Российские социологи приводят другие клас­сификации толп в зависимости от способа их образования и характера поведения [3, С.412; 6, С.198-199; 5, С.370].

Опираясь на данные классификации, можно выделить следующие наиболее важные для настоящего времени типы толп: случайная толпа (окказиальная толпа, толпа зевак), экспрессивная толпа, паническая (убегающая, спасающаяся) и действую­щая толпа.

^ Случайная толпа (окказиальная толпа, толпа зевак) — такой толпе свойственна наиболее неопределенная струк­тура. Объединить в ней людей может как незначительная цель, так и бесцельное времяпровождение. Подобного рода толпа может образоваться по поводу самых различ­ных событий. Дорожно-транспортное происшествие, появление знаменитости, недо­вольство действиями проходящего человека и т.д. могут привести к образованию случайной толпы на улице. Время существования таких толп незначительно, как только элемент зрелищности ликвидирован, толпа зевак расходится. Эмоциональная включенность индивидов в случайную толпу очень слаба, поэтому в любой момент они свободно могут отделить себя от нее. Но в некоторых случаях, если условия изменяются, случайная толпа может структурироваться и проявить большую сплочен­ность.

^ Экспрессивная толпа, как отмечает Г.Блумер, «не имеет никакой цели — ее порывы и эмоции растрачива­ются не более чем в экспрессивных действиях, обычно в ничем не сдерживаемых физических движени­ях, дающих снятие напряжения и не имеющих никакой другой цели» [2, С. 181]. В таких толпах обычно индивиды совместно выражают какое-либо чувство и общее отношение к како­му-либо неординарному событию: радость (танцы), горе (участие в похоронах какой-нибудь знаменитости), про­тест (перед зданием местной администрации) и т.д. В экспрессивном движении экспрессивная толпа разряжает свое напряжение, при этом данное движение имеет тен­денцию становиться ритмичным. Посредством римического выражения напряжения формируется единство толпы.

Крайней формой экспрессивной толпы является экс­татическая толпа (один из видов аффективного психи­ческого расстройства). Экстатическая толпа — это толпа, которая, находясь в состоянии общего экстаза, доводит себя до исступления в своих совместных действи­ях, очень часто состояние общего экстаза приводит к непредсказуемым (как правило, разрушительным) дейст­виям и последствиям (например, действия поклонников рок-музыки).

^ Паническая (убегающая, спасающаяся) толпа — это толпа, спасающаяся от реального или воображаемого ис­точника опасности, направляемая страхом и чувством самосохранения (например, пожар в кинотеатре). Возникновению паники, как отмечает Р.Тернер, сначала предшествует «короткая ста­дия неподвижности», люди, попавшие в незнакомую кри­зисную ситуацию, не в состоянии ее понять и оценить, поэтому они начинают действовать «гротескно несоответ­ствующим ей образом». Затем наступает период поиска выхода и лихорадочной «активности ради активности» [4].

Паника, как отме­чает Ю.А.Шерковин, — это «эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях» [4]. Непосредственным поводом к возникновению паники всегда является появление како­го-то известия, которое способно вызвать своеобразный шок.

^ Действующая толпа — «это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами по­ведения» [6, С. 199]. Отличительным признаком данного типа толпы является наличие цели, на которую направле­на ее деятельность [2. С.177]. Понятие «действую­щая» подразумевает под собой весь комплекс возможных действий толпы, а именно общностей с экстремальными типами поведения.

Действующая толпа в свою очередь делится на следую­щие важные формы: сборище, восставшая (повстанчес­кая) толпа, борющаяся толпа, стяжательная толпа.

Следует отметить, что данная классификация весьма условна. Между эти толпами нет непроходимой грани, они довольно легко и быстро могут переходить друг в друга. Во всех перечисленных формах толп можно выделить много общих и сходных явлений. В первую очередь это психические явления. Всем формам толп свойствен факт деиндивидуализации, то есть частич­ное исчезновение у членов толпы их индивидуальных черт личности. Что вызывает сильную склонность к под­ражанию поведению других людей и увеличивает чувство солидарности со всей толпой. Также созданный толпой эмо­циональный настрой ведет к возвеличиванию своей соб­ственной силы и уменьшает ощущение ответственности за совершаемые поступки.

Способы воздействия, реализуемые в стихийных мас­совых общностях, достаточно традиционны, это — зара­жение, внушение и подражание [1, С.175-183]. Изучению этих механизмов уделяли внимание различные ученые, и социологи, и социальные психологи, и медики, и педагоги и т.д.

Заражение — особый способ воздействия, ведущий к интеграции больших масс людей (массовые психозы, ре­лигиозные экстазы и т.п.). Б.Д.Парыгин под заражением понимает «бессозна­тельную, невольную подверженность индивида опреде­ленным психическим состояниям» [1, С.175]. В данном случае на индивида никто не оказывает организованного преднамеренного давления. Просто индивид бессозна­тельно усваивает образцы чьего-то поведения, полностью подчиняется ему.

Внушение — это особый вид воздействия на людей. В отличие от заражения, это уже «целенаправленное, неар­гументированное воздействие одного человека на другого или на группу» [1, С. 178]. Таким образом, внушение пред­ставляет собой процесс передачи информации, основан­ный на ее некритическом восприятии.

Я.Щепаньский выделяет следующие условия, способ­ствующие лучшей внушаемости:

1. Предварительно существующие устойчивые уста­новки, убеждения.

2. Убеждения и склонности, соответствующие лозун­гам, которые подталкивают толпу к действию.

3. Молодой возраст и отсутствие социального опыта

4. Низкий уровень интеллекта и отсутствие элемента интеллектуализма в психике.

5. Непривычность к анализу своих поступков, отсутст­вие сильной воли и выработанных взглядов [7, С.196].

Подражание — один из механизмов воздействия людей друг на друга. Подражание имеет много общего с зараже­нием и внушением. Специфика подражания заключается в том, что это не простое принятие внешних черт поведе­ния другого человека или психических состояний масс, а «воспроизведение индивидом черт и образцов демонстри­руемого поведения» [1, С. 181].

Публика — это «формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контак­те; именно с точки зрения этих интересов воспринимает публика информацию» [5, С.283]. Другое, более крат­кое, определение приводит Г.М.Андреева — «кратковре­менное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем» [1, С.173]. Публика отличается от толпы. Часто публика является заранее планируемым и относительно структурированным собра­нием людей.

Элемент стихийности у публики выражен слабее, чем в толпе, и она более управляема. На поведе­ние индивидов, составляющих публику, определенным образом влияют заранее установленные социальные нормы, принятые в данном типе организации зрелищ. Например, публика, собравшаяся на представление в те­атре, ведет себя по-другому, чем публика на стадионе.

Публика бывает собранной (собравшейся) и несобранной [7, С.197-199]. Собранную в одном месте публику Я.Щепаньский предлагает называть аудиторией, а не со­бранную, не объединенную публику, установки и стрем­ления которой все же поляризованы в одном направле­нии, — поляризованной массой [7, С.194].

Собранная (собравшаяся) публика — это объединения людей, ожидающих сходные переживания или интересу­ющихся одним и тем же предметом. Основой обособле­ния публики будет выступать общий интерес или поляри­зация установок вокруг одного и того же предмета или намерения. Другой важной чертой объединения публики выступают сходство установок и готовность к реагирова­нию определенным образом.

Собравшаяся (собранная) публика, в свою очередь, бы­вает случайно собравшейся и преднамеренно собравшейся. Последняя выступает в двух разных видах: публика, со­бравшаяся отдыхать, развлечься (в кино, теат­ре и т.д.), и публика, собравшаяся для получения информации (на лекции, собрании и т.д.) [7, С.197]. Обычно публику в замкнутых поме­щениях называют аудиторией.

Аудитория (от лат. auditorium — место для слушания) — «совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при ми­нимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодейст­вии их друг с другом» [5, С.26]. Таким образом, аудито­рия может представлять собой как агрегацию (например, публика в театре), так и совокупность изолированных индивидов (например, телевизионная аудитория, аудито­рия той или иной газеты). Выделяются различные типы аудиторий, например, реальная и потенциальная, целевая и нецелевая, регулярная и нерегулярная и т.д.

С.С.Фролов подчеркивает, что аудитория — это «со­циальная общность людей, объединенная взаимодействи­ем с коммуникатором — индивидом или группой, владе­ющими информацией и доводящими ее до этой общнос­ти» [6, С.196]. Исходя из этого, характерной чертой аудитории является практически одностороннее взаимо­действие и слабая обратная связь аудитории с коммуника­тором, особенно если аудитория большая. Величина (объем) аудитории является показателем масштабов влияния и социальной значимости того или иного источника информации

Наряду с собранной публикой, выде­ляется и несобранная публика. Несобранная публика — это «поляризованная масса», то есть большое количество людей, на которых воздействуют одни и те же стимулы в одном направлении мышления и интересов и которые хотя и живут не вместе, все же ведут себя одинаково. При этом под одинаковым поведением понимается не только одинаковое отношение к таким вопросам, как мода, обо­жание какого-нибудь артиста и т.п., но также к вопросам социально более важным — политика, идеология, рели­гии и т.п. Несобранная публика является готовой основой для образования различного рода мод, некритического восприятия определенной информации, восприятия идеологии, а также возникновения разных общественных движений. Примером являются читатели одного и того же журнала, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телепрограмм и т.д.

Для несобранной публики не характерны психологичес­кие явления, свойственные толпе и собранной публике.

Масса - это «аморфная совокупность людей с мини­мальным уровнем групповой интеграции и организации» [5, С.169].

Г.Блумер выделяет четыре отличительные черты массы:

1) члены массы могут занимать разное общественное положение и происходить из различных слоев общества, это могут быть представители разных классов, профессий, имеющих разный культурный уровень и материальное со­стояние;

2) масса представляет собой анонимную группу, она состоит из анонимных индивидов;

3) члены массы не имеют возможности общаться друг с другом и взаимодействовать, разве только что ограни­ченно и несовершенно, потому что чаще всего физически отделены друг от друга, в связи с этим они вынуждены действовать обособленно, как отдельные индивиды;

4) масса имеет очень рыхлую организацию, поэтому не способна действовать так же согласованно, как толпа [2. С.184].

В отличие от толпы, всегда сиюминутного образова­ния, масса, в некоторых случаях, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции (например, митинг, демонстрация, ма­нифестация), может быть в некоторой степени организо­ванной. В этом случае большую роль играют организато­ры. Но, в отличие от организаторов толп, обычно выдви­гаемых непосредственно в момент начала действия, организаторы масс известны заранее, это лидеры тех ор­ганизованных групп, представители которых принимают участие в данном массовом действии.

Несмотря на отмеченные отличия массы от толпы, ее существование также, как и толпы, неустойчиво, так как она достаточно разнородна и в ней могут не только суще­ствовать, но и сталкиваться различные интересы. Органи­зация массового поведения приводит к созданию соци­альных движений, в данном случае «вся его природа меняется, приобретая некую структуру, некую программу, некие определяющие традиции, предписанные правила, культуру, определенную внутригрупповую установку и определенное «мы-сознание» [2, С.186].

^ Социальное движение представляет собой массовые коллективные действия, направленные на реализацию специфических интересов и целей (движение рабочее, крестьянское, национально-освободительное, женское, молодежное, экологическое и т.д.) [5, С.62]. Соци­альное движение — это «достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности» [1, С.183]. Оно является особым видом социального явления, специфическим типом массового поведения.

Г.Блумер считает, что можно выделять следующие типы социальных движений: общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир), спе­цифические социальные движения (это прежде всего разно­го рода реформистские и революционные движения), экс­прессивные социальные движения (религиозные движения и мода), возрожденческие и националистические движения, а также пространственные движения (движения кочевни­ков, крестовые походы, паломничества, колонизация и миграции) [2, с.195-214]. Наиболее подробно он останавливается на рассмотрении первых трех видов со­циальных движений.

Подробная классификация социальных движений, в основе который лежат разные критерии, приведена П.Штомпка [4]. Исходя из данной клас­сификации, социальные движения подразделяются по масштабам предполагаемых изменений, по качеству предполагаемых изменений, по отношению к целям предполагаемых изменений, по «вектору» изменений, по времени возникновения, по «логике» действия, или основе стратегии.

Общественность — это передовая часть общества, вы­ражающая его мнение. По мнению Г.Блумера, это естественный отклик людей на определенную ситуацию, находящий свое выражение в коллективном мнении или коллективном решении [2, С.187]. Он выделяет следующие отличительные признаки общест­венности: во-первых, наличие какой-то проблемы; во-вторых, дискуссия, посвященная этой проблеме, в кото­рую вступают индивиды; в-третьих, наличие разного рода коллективных мнений относительно подхода к решению этой проблемы.

Таким образом, можно выделить следующие характеристики, свойственные массовым общностям:

1. Статистический характер (по своим параметрам она совпадает с суммой образующих ее дискретных «единиц», выступая в качестве не структурно расчлененного, а достаточно аморфного образования).

2. Стохастическая (вероятностная) природа («вхождение» индивидов в нее носит неупорядоченный «слу­чайный» характер, ее границы открыты, «размыты», а количест­венный и качественный состав неопределен)

3. Ситуативный способ существования (возникает и функционирует на основе и в границах определен­ной конкретной деятельности, вне нее невозможна, поэтому неустой­чива и меняется от случая к случаю)

4. Гетерогенность (неоднород­ность) состава, внегрупповая (или межгрупповая) природа (в ней «разрушаются» границы между су­ществующими в обществе соци­альными, демографическими, этническими и т.п. группами).

5. Аморфное положение в составе более широких социальных общностей и неспособность высту­пать в качестве их структурного образования
^ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Определение и классификация научного наблюдения

    Под наблюдением в социологии подразумевают непосредственное восприятие социальной действительности в целях упорядочения опыта и проверки выдвигаемой в исследовании гипотезы.

В широком смысле слова любое научное знание начинается с наблюдения. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.

Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Наблюдение в качестве научного метода сбора материала значительно отличается от житейской практики. Выделяют четыре особенности наблюдения как научного метода:

  • Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам.

  • Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.

  • Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.

  • Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Классификация наблюдения производится по различным основаниям.
По степени формализованности выделяют:

  • неформализованное (или нестандартизованное, бесструктурное),

  • формализованное (стандартизованное, структурное).

В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.

В зависимости от положения наблюдателя различают

  • включенное наблюдение,

  • невключенное наблюдение.

Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы «изнутри». В невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает «со стороны», не вмешиваясь в события. В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито.

Одна из модификаций включенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие исследователя на события которые он наблюдает. Социолог создает определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что дает возможность оценить реакцию на это вмешательство.

По условиям организации наблюдения делятся на:

  • полевые (наблюдения в естественных условиях),

  • лабораторные (в экспериментальной ситуации).

При лабораторном наблюдении условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем.

По регулярности проведения подразделяются на

  • систематическое (фиксация по времени)

  • несистематическое (случайное)

Систематическое наблюдение характеризуется, прежде всего, регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. К случайному наблюдению относится наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, социальной ситуации.

^ Этапы, недостатки и достоинства метода наблюдения.

Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что наблюдать?”, “Как наблюдать?” и “Как вести записи?”.

На первый вопрос отвечает программа исследования, в частности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.

При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по фомлулятивному (примерному) плану, применяют простое или бесструктурное наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее:

1) Общая характеристика социальной ситуации, включающая такие элементы, как: сфера деятельности; правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом; степень саморегуляции объекта наблюдения.

2) Попытка определить типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации, относительно других объектов и ситуаций; экологическая среда, область жизнедеятельности, общественная и экономическая атмосфера.

3) Субъекты или участники социальных событий. В зависимости от общей задачи наблюдения их можно классифицировать: по демографическим и социальным признакам; по содержанию деятельности; относительно статуса в коллективе или группе (руководитель, подчиненный…); по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права; правила, которым они следуют строго и которыми принебрегают...); по неофициальным отношениям и функциям (дружба, связи).

4) Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп: общие и групповые цели и интересы; официальные и неформальные; одобряемые и не одобряемые в данной среде; согласованность интересов и целей.

5) Структура деятельности со стороны: внешних побуждений (стимулы), внутренних осознанных намерений (мотивы), средств, привлекаемых для достижения целей, по интенсивности деятельности и по ее практическим результатам.

6) Регулярность и частота наблюдаемых событий: по ряду указанных выше параметров и по типичным ситуациям, которые ими описываются.

Наблюдение по такому плану позволяет более хорошо разобраться в объекте наблюдения.

По собранным предварительным данным задачи наблюдения уточняются. Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более детально, другие вовсе опускаются.

Надежность (обоснованность и устойчивость данных повышается, если выполнять следующие правила:

а) Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению.

б) Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.

в) Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных, и стрессовых, стандартных и необычных), что позволяет увидеть его с разных сторон.

г) Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту).

д) Важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования.

е) При включенном или невключенном наблюдении, выполняемом одним исследователем, особенно важно следить за обоснованность интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций.

ж) Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки обоснованности наблюдения. Данные наблюдений «со стороны» можно проконтролировать с помощью интервью с участниками событий; материалы включенного наблюдения желательно проверить невключенным.

Недостатки

Основным недостатком этого метода является необъективность наблюдателя. Человек очень редко оценивает ситуацию абсолютно беспристрастно (ему свойственно делать выводы). Личностные особенности наблюдателя определенно сказываются на его впечатлениях.

Наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и процессы массового характера.

Наблюдение используется в основном как дополнительный метод, который позволяет собрать материалы для начала работы или помогает проверить результаты других методов сбора информации.

Достоинства

К достоинствам данного метода относится то, что получение информации – оперативно. Возможность использования метода прямого наблюдения в сложной, экстремальной ситуации.

К главному достоинству метода относится то, что полученная информация не зависит от эмоционального состояния и желания участвовать в исследовании респонденте.
^ Разработка протокола наблюдения массовых общностей.

Дата наблюдения:




Место наблюдения:




Время начала/

окончания наблюдения




Продолжительность




^ Наблюдаемые факты

Тип массовой общности




Состав массовой общности




  • пол




  • возраст




  • внешний вид




  • одежда




Характер поведения общности




Выражение отношения к содержанию события





^ Аналитическая часть.

Наблюдение массовых общностей проводилось с использованием заранее разработанного протокола (см. выше). Заполненные протоколы представлены в приложении.

Наблюдение за публикой футбольного матча «Арсенал» (Англия) – «Селтик» (Шотландия) проводилось посредством телевидения. Место наблюдения стадион Лондона. Это родной город «Арсенала», поэтому и болельщиков за данную команду было больше.

Тип наблюдаемой массовой общности – собранная публика (или конвенциональная толпа, по Ольшанскому) – это объединение людей, ожидающие и интересу­ющиеся одним и тем же предметом. Основой обособле­ния данной публики выступает общий интерес к футболу.

Состав по полу и возрасту – в основном это мужчины молодого и среднего возраста (20 – 40 лет), однако встречаются лица и более молодого, и более пожилого возраста. Зрители стадиона имеют в основном спортивный тип одежды. Это футболки или спортивные кофты соответствующего цвета, шарфы, головные уборы присутствуют у большой массы общности, в основном, это кепки. Цвет одежды символизирует поддержку той или иной команды: красные сектора – болельщики «Арсенала» (преобладают красные футболки) и зеленые сектора – болельщики «Селтика» (преобладают футболки в черно-зеленую полоску).

Футбольный матч длился 1 час 40 мин: 2 тайма по 45 мин и 10 мин перерыв.

Характер поведения данной собранной публики – эмоциональный. Во время первого тайма болельщики обеих команд активно их поддерживали, практически не выделяясь. Хотя болельщиков «Селтика» было намного меньше, они достойно поддерживали свою команду, выражая свое отношение аплодисментами, «кричалками», это было видно и в громкости этой поддержки.

Во втором тайме публика стала более активной, т.к. большинство голов (3 из 4) пришлось именно на этот тайм. Голы встречались очень эмоционально: Среди болельщиков забивающей команды были крики радости, песни, аплодисменты, они активно махали руками, шарфами, вставали со своих мест, от болельщиков противоположной команды были слышны крики разочарования.

К концу матча трибуны поют всё тише, либо устали, либо им стало уже не так интересно, т.к. исход данного матча был уже понятен в начале второго тайма. Болельщики обеих команд не использовали пиротехнику, не бросали посторонние предметы на поле и вели себя вполне достойно.

Наблюдение за поведением толпы людей, участвовавших в похоронах Сергея Михалкова, проводилось посредством телевидения.

Тип наблюдаемой массовой общности - экспрессивная толпа – это группа людей, которая характеризуется тем, что проявляет общее отношение к какому-то событию, в данном случае смерти С.Михалкова. Это совокупность людей, совместно выражающих горе, скорбь по ушедшему из жизни человеку.

Состав по полу разнообразный, в данном мероприятии в равной степени участвовали как мужчины, так и женщины. Возраст собравшихся охватывает довольно широкие рамки, это примерно от 30 и до 60-70 лет, однако людей среднего и пожилого возраста было все же больше. Внешний вид у всех членов данной толпы строгий, опрятный, официальный. Одеты все в одежду темных тонов, либо это классический вариант – черно-белое. У всех женщин присутствуют головные уборы, у мужчин, наоборот, головы не покрыты.

Характер поведения данной собранной публики – эмоциональный. Присутствующие на похоронах люди совместно выражали горе, скорбь. Выражение отношения к содержанию события осуществлялось различными способами: некоторые плакали, крестились, что-то обсуждали, но большая часть собравшихся просто молча спокойно шла, сопровождая похоронный кортеж. Многие их присутствующих приносили цветы к гробу поэта.

Среди родственников поэта присутствуют вдова поэта Юлия Субботина, сыновья Никита Михалков и Андрей Кончаловский, внуки Егор Кончаловский, Степан, Артем, Анна и Надежда Михалковы. Никита Михалков стоял у гроба со склоненной головой, постоянно крестился, что-то шептал. В один момент он даже встал у гроба отца на колени.

Завершились похороны исполнением государственного гимна, текст к которому написал С. Михалков. Сын Сергея Михалкова Никита Сергеевич пел вместе с хором.

Наблюдение за зрителями фильма «Каникулы строгого режима» происходило непосредственно в кинозале во время просмотра данного фильма.

Тип массовой общности - собравшаяся (собранная) публика, в частности, публика, со­бравшаяся отдыхать, развлечься. Основой обособле­ния данной публики выступает общий интерес к фильму в частности, к комедиям вообще либо симпатия к актерам, главным героям С. Безрукову, Д. Дюжеву и другие интересы.

Состав массовой общности по полу - в равной степени мужчины и женщины, очень много молодых и не очень молодых пар, а также небольшая часть публики - родители с детьми. Возраст публики также неоднозначный, т.к. фильм рассчитан и привлекает зрителя любого возраста: основная часть все же – это молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, а также люди среднего возраста – 30-40 лет и дети лет 8-12. Общая численность зрителей – полный зал – это около 300 человек. Такую большую посещаемость картины можно объяснить тем, что отзывы о фильме у уже посетивших кинотеатр в основном хорошие, а также и тем, что фильм снимался в Псковской области и многие хотят там увидеть друзей, знакомых и себя.

Внешний вид – неофициальный. В одежде преобладают джинсы, брюки, футболки, кофты. Цвета разнообразные, но присутствуют преимущественно темные тона.

Характер поведения общности спокойный, эмоциональный, т.к. «Каникулы строгого режима» - это комедия, то зрители эмоционально встречали экранные шутки.

Культура поведения зрителей кинотеатра, как всегда, оставляет желать лучшего. Не все пришли вовремя – еще мин 10 после начала фильма люди пробирались по рядам, мешая всем остальным. Основная часть зрителей кинотеатра во время просмотра фильма что-то жевала – поп-корн, чипсы, орешки, сухарики и др., шурша при этом пакетами, и запивала все это пивом, водой или лимонадом, хотя напитки в зал проносить нельзя, люди все равно как-то это делают и украдкой пьют. Бывали моменты, когда люди в полголоса разговаривали по телефону.

Выражение отношения к содержанию события - смех, аплодисменты. Зрители встретили фильм тепло: смеялись над экранными шутками. Во время фильма были комментарии относительно сценария и играющих артистов, но они были все положительные.

По общему впечатлению, по отношению публики к фильму, было видно, что он доставляет удовольствие зрителям. Некоторые были разочарованы концовкой. Однако, после окончания фильма наблюдались признаки «хорошего» фильма: выходящие смеялись, обсуждали увиденные шутки, актеров, сценарий..

Таким образом, было проведено и проанализировано три наблюдения массовых общностей. На основе протоколов составлена сравнительная таблица. (см. табл. 1)

Таблица 1.

Сравнительная таблица полученных результатов.

^ Наблюдаемые факты

Футбольный матч

Арсенал – Селтик

Похороны С.Михалкова

Зрители фильма «Каникулы строгого режима».

Тип массовой общности

Собранная публика

Экспрессивная толпа

Собранная публика, в частности, публика, со­бравшаяся развлечься

Состав массовой общности


Пол

В основном мужчины

В равной степени мужчины и женщины

В равной степени мужчины и женщины

Возраст

20-40 лет

От 30 до 60-70 лет

От 18 до 40 лет

Внешний вид

Неформальный, спортивный тип одежды

Строгий, официальный, опрятный.

Неофициальный, повседневный.

Одежда

Футболки, шарфы. Цвет одежды красные сектора (красные футболки) и зеленые сектора (футболки в черно-зеленую полоску). Головные уборы – кепки.

Строгие костюмы. Одежда темных тонов, либо это классический вариант – черно-белое. У женщин -головные уборы, у мужчин, наоборот, головы не покрыты.

Джинсы, брюки, футболки, кофты. Цвета разнообразные, но присутствуют преимущественно темные тона.

Характер поведения общности

Эмоциональный, агрессивный.

Эмоциональный

Спокойный, эмоциональный

Выражение отношения к содержанию события

Выкрики, аплодисменты, песни.

Плач, скорбь, слезы, пение, возложение цветов к гробу поэта. Некоторые крестились.

Смех, аплодисменты.

заключение.

Таким образом, в данной работе проводилось исследование понятийного аппарата и специфических черт массовых общностей, а также освоение метода наблюдения в качестве техники, изучающей массовые общности.

Были изучены литературные источники по выбранной теме, кратко изложены специфические черты массовых общностей, раскрыто содержание основных понятий.

Массовые общности — это неорганизованные, случай­но, стихийно возникшие и достаточно кратковременно существующие общности. Это общности, объединенные сходным поведением ее членов, которые ситуационны и не фиксированы. Массовые общности характеризуются аморфностью образования, неупорядоченностью, случайностью связей, размытостью границ, неустойчивостью и гетерогенностью. К ним относятся: толпа, публика, аудитория, масса, социальное движение, общественность.

В методической части работы охарактеризовано наблюдение как метод сбора социологической информации. Проведено пилотажное социологическое исследование, изложены и проанализированы полученные результаты.

В ходе исследования было проведено наблюдение за тремя массовыми общностями – два наблюдения за публикой, в частности, собранной публикой и одно наблюдение за экспрессивной толпой. Наблюдение показало, что данные массовые общности могут быть разнообразными по составу: как по полу, так и по возрасту. Что касается внешнего вида, то только у людей, участвовавших в похоронах, он оказался более или менее официальный, в остальных случаях - спортивный, повседневный. Если говорить о яркости одежды, то наиболее яркой она была у болельщиков футбола, в остальных случаях – преобладали темные тона. Характер поведения наблюдаемых массовых общностей – эмоциональный: наиболее эмоциональное поведение – у болельщиков футбола, наименее – у зрителей кино. Наблюдение за публикой стадиона и людьми, участвовавшими в похоронах С.Михалкова, проводилось посредством невключенного наблюдения, т.е. «со стороны», не вмешиваясь в события. Методом включенного наблюдения проводилось исследование зрителей кинотеатра, т.е. события анализировались как бы «изнутри».

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Аспект-Пресс, 2002. — 363 с. - ISBN 978-5-7567-0274-3 : 200-00.

  2. Блумер Г. Коллективное поведение // Американ­ская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т.Парсонс, А.Шюц: Тексты / Сост. Е.И.Кравченко/ Под ред. В.И.Добренькова. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — С.168-215. – ISBN   5-211-03099-0

  3. Краткий словарь по социологии./ Под общ. Ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова.- М.:Политиздат, 1988.- 479с.

  4. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с. (Серия «Библиотека сту­дента»).

  5. Социологический энциклопедический словарь: На русском, английском, немецком, французском и чеш­ском языках / Ред.-координатор Г.В.Осипов; Ин-т соци-ально-политич. исслед. РАН: Ин-т социологии РАН. — М.: Издательская группа ИНФРА*М-НОРМА, 1998. - 480 с.

  6. Фролов С.С. Социология [Текст]: Учебник для высш.учеб.заведений — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 357 с.

  7. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии [Текст] / Я. Щепаньский; общ. ред. и послесл. А. М. Румянцева; пер. с польского М. М. Гуренко. – Москва: Изд-во Прогресс, 1969. – 240 с.


Приложение 1.

Протокол наблюдения за публикой футбольного матча Арсенал (Англия) – Селтик (Шотландия)

Дата наблюдения:

26.08.2009

Место наблюдения:

Стадион (посредством телевидения)

Время начала/

окончания наблюдения

23.20-01.00

Продолжительность

1 час 40 мин

^ Наблюдаемые факты

Тип массовой общности

Собранная публика

Состав массовой общности




  • пол

В основном мужчины

  • возраст

20-40 лет

  • внешний вид

Неформальный, спортивный тип одежды

  • одежда

Футболки, шарфы. Цвет одежды символизирует поддержку той или иной команды: красные сектора (преобладают красные футболки) и зеленые сектора (преобладают футболки в черно-зеленую полоску).

Характер поведения общности

Эмоциональный

Выражение отношения к содержанию события

^ Выкрики, аплодисменты, песни.


Приложение 2.

Протокол наблюдения за поведением толпы людей, участвовавших в похоронах Сергея Михалкова,

Дата наблюдения:

29.08.2009

Место наблюдения:

Храм Христа Спасителя, Новодевичье кладбище.

Время начала/

окончания наблюдения

13.00-13.30

Продолжительность

30 мин

^ Наблюдаемые факты

Тип массовой общности

Экспрессивная толпа

Состав массовой общности




  • пол

В равной степени мужчины и женщины

  • возраст

От 30 до 60-70 лет

  • внешний вид

Строгий, официальный, опрятный.

  • одежда

^ Одежда темных тонов, либо это классический вариант – черно-белое. У всех женщин присутствуют головные уборы, у мужчин, наоборот, головы не покрыты.

Характер поведения общности

Эмоциональный

Выражение отношения к содержанию события

^ Плач, скорбь, слезы, пение, возложение цветов к гробу поэта. Некоторые крестились.

Приложение 3.

Протокол наблюдения за поведением зрителей фильма «Каникулы строгого режима».

Дата наблюдения:

05.09.2009

Место наблюдения:

Кинотеатр Победа, кинозал.

Время начала/

окончания наблюдения

20.30-22.10

Продолжительность

1 час 40 мин

^ Наблюдаемые факты

Тип массовой общности

Собравшаяся (собранная) публика, в частности, публика, со­бравшаяся отдыхать, развлечься

Состав массовой общности




  • пол

В равной степени мужчины и женщины

  • возраст

От 18 до 40 лет

  • внешний вид

Неофициальный

  • одежда

Джинсы, брюки, футболки, кофты. Цвета разнообразные, но присутствуют преимущественно темные тона.

Характер поведения общности

^ Спокойный, эмоциональный

Выражение отношения к содержанию события

Смех, аплодисменты.



Скачать файл (197.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации