Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Предмет, метод, система и источники финансового права российской федерации - файл Установочная лекция_ФЗО.doc


Лекция - Предмет, метод, система и источники финансового права российской федерации
скачать (21.3 kb.)

Доступные файлы (1):

Установочная лекция_ФЗО.doc151kb.14.12.2009 01:21скачать

содержание

Установочная лекция_ФЗО.doc

ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА И

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Установочная лекция
Время – 2 часа

Специальность – 030505.65 Правоохранительная деятельность
П Л А Н
Введение

Вопрос 1. Финансы и финансовая деятельность государства.

Вопрос 2. Финансовая система Российской Федерации.

Вопрос 3. Понятие, предмет и метод финансового права.

Вопрос 4. Система и источники финансового права.

Заключение

Список литературы


Введение

Настоящей лекцией мы начинаем с Вами изучать относительно молодую, динамично развивающуюся и быстро изменяющуюся, важную и интересную отрасль российского права – Финансовое право. Будучи составной частью публичного права, финансовое право (как наука и учебная дисциплина) изучает финансовую деятельность государства, формы и методы государственного регулирования финансовых правоотношений, правовой статус и функции государственных органов в сфере финансов, то есть тот круг проблем, от правильного решения которых во многом зависит эффективность деятельности государственного и муниципального "аппарата".

Особое внимание будет обращено на динамично изменяющееся финансовое законодательство, на проблемы юридической ответственности (уголовной, административной, материальной и налоговой), соблюдение законности в процессе применения норм права.

В качестве основных учебников рекомендуются учебники ведущих российских финансистов Н.И. Химичевой, К.С. Бельского, М.В. Карасевой, Е.Ю. Грачевой, Э.Д. Соколовой, Н.Д. Эриашвили и других.

Следует подчеркнуть также, что курс финансового права является в значительной своей части методологической и теоретической базой для Вашей дальнейшей профессиональной деятельности. Финансовое право не простое в изучении: большой объем материала, динамичное законодательство. Даже предмет отрасли – спорный вопрос в науке, поэтому на занятиях будьте внимательны и по возможности стремитесь к участию в диалоге с преподавателем.

Цель сегодняшней лекции – дать общее представление о финансовом праве и финансовом законодательстве, рассмотреть финансовое право как неотъемлемую часть российской правовой системы.

Вопрос 1. Финансы и финансовая деятельность государства

Финансовое право охватывает специфический круг общественных отношений, которые обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг как финансы, и тем самым осуществляет финансовую деятельность. Финансы, по образному выражению древних классиков, – это кровеносная система государства. При их отсутствии или нехватке целые сферы деятельности начинают задыхаться и перестают удовлетворять запросы общества и государства.

Финансы существовали не всегда. Как историческая категория они появились одновременно с возникновением государства, после расслоения общества на классы, которое было предопределено общественным разделением труда и развитием товарно-денежных отношений.

На ранних этапах становления государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы. В докапиталистических формациях большая часть потребностей удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Постепенно, с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха, возникают понятия государственных финансов, бюджета, кредита. Основные денежные средства начинают концентрироваться в государственном бюджете при капитализме. Государственные финансы сразу становятся мощным рычагом первоначального накопления капитала.

В нашей стране категория "финансы" начинает активно исследоваться только в 50-80-е годы. В этот период она тесно связана с понятием "государственные финансы". В условиях же становления рыночных отношений им отводится важное место, в системе общественных отношений они начинают вырисовываться ярче и многограннее. Этому способствует и наличие различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной), основанные на них организационно-правовые формы хозяйственной деятельности, самостоятельная обособленность субъектов, а также внешнеэкономические связи.

Термин "финансы" широко используется в человеческом общении, но всегда ли оно употребляется так, как это вытекает из его сущности, содержания? И являются ли в действительности финансами денежные средства, как это принято о них говорить?

Итак, попробуем в этом разобраться. Что же такое финансы?

Финансы (фр. finance – наличность, доход) - совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования и использования.

Существует широкая и узкая трактовка этого понятия:

  1. как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций (экономическая категория);

  2. (по материальному содержанию) как совокупность фондов денежных средств, созданных государством и местным самоуправлением для обеспечения выполнения своих задач и функций.

По своей сущности финансы представляют собой одну из экономических категорий (к которым также относятся деньги, прибыль, себестоимость), но отличаются от них как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Так, например, деньги – это всеобщий эквивалент, средство платежа, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием денежных средств.

Финансы в материальном смысле представляют собой фонды денежных средств, а их совокупность – денежные ресурсы, т.е. это финансовые ресурсы государства. Никто не будет отрицать того, что государство реализует свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивает свои функции с их помощью. При этом оно использует широкие возможности финансового механизма.

Как экономическая категория финансы представляют собой совокупность экономических отношений в определенной области. Однако финансы не охватывают всей сферы денежных отношений. Их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также организаций. Поэтому необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах. Однако финансы являются не только инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода, но и средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества в нужном направлении. В этом выражается социально-экономическая роль финансов. С их помощью осуществляется вторичное распределение и перераспределение национального дохода. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов, что должно способствовать организации сбалансированного и эффективного воспроизводства, развитию всех его отраслей в целях наиболее полного удовлетворения потребностей общества и людей (расширенное воспроизводство, экологическая безопасность, обеспечение обороны страны, образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.д.).

Таким образом, финансы - это важный рычаг регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на нее, которому присущи распределительная, стимулирующая, регулирующая и контролирующая функции. Однако следует заметить, что эффективной реализации функций финансов препятствуют кризисные явления в экономике, которые способствуют бюджетному дефициту, инфляции, падению покупательной способности рубля и т.д. Поэтому в рыночных условиях необходимо усиление роли финансов в общественном производстве, а использование их регулирующей роли, осуществляемой определенными методами воздействия, – обязательное условие функционирования рыночной экономики.

На основании вышеизложенных положений, дадим следующее определение финансов. Финансы – это экономические (денежные) отношения по формированию, распределению и использованию денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также коммерческих и некоммерческих организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Реализация задач по социально-экономическому развитию страны, обеспечению ее обороны, безопасности и правопорядка связана с необходимостью использования финансовой системы, поэтому государство осуществляет финансовую деятельность. Традиционно финансовая деятельность государства рассматривается как деятельность по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, необходимых для выполнения задач и функций государства.

Следует признать, что лучшего способа управления государством, как управление с помощью денег человечество не придумало. Регулируя и направляя потоки денежных средств, государство содействует развитию тех или иных областей народного хозяйства или, наоборот, сокращает и даже может полностью свернуть отдельные сферы деятельности. Любая финансовая деятельность в государстве связана с аккумуляцией доходов и проведением необходимых расходов. Таким образом, государство стимулирует или наоборот сокращает поток денежных средств по отдельным направлениям своей деятельности. Образно говоря, финансы государства – это система сообщающихся сосудов, где недобор или переизбыток средств в каком-либо звене системы приводит к тому, что ее начинает лихорадить в целом.

Финансовая деятельность государства – разновидность государственной деятельности, а в более широком смысле – деятельности социальной.

Важнейшими составляющими любой деятельности являются цель, субъект, объект и содержание. Вопрос о целях финансовой деятельности государства имеет идеологический характер, ибо зависит от решения вопроса о месте государства в обществе.

Как показывает опыт, главной целью финансовой деятельности в государстве должно стать финансовое покрытие государством затрат на осуществление социально-экономических программ, "заказанных" на будущее, т.к. в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.2) "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Однако в нашем государстве пока этого не происходит. В условиях рыночных отношений решать такие задачи трудно, поэтому главной и конечной целью остается ежегодное покрытие затрат. Главная цель предполагает реализацию как ближайших, так и промежуточных задач. К числу последних относятся: сбор запланированных государством денежных средств и их использование для финансирования расходов в государстве.

Содержание финансовой деятельности – это главный ее элемент, который выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения, перераспределения и расходования централизованных денежных фондов. Причем неотъемлемой частью каждой функции является контроль, что вытекает из сущности финансов, а многообразие этих функций определяется наличием нескольких звеньев финансовой системы. В связи с этим государство осуществляет деятельность по созданию, распределению и использованию различных видов денежных фондов, бюджетных и кредитных ресурсов, страховых денежных фондов, финансовых средств отраслей народного хозяйства, коммерческих и некоммерческих организаций и др. Аккумулированные государством денежные средства направляются в различные сферы деятельности. Посредством финансовой деятельности создается материальная база, необходимая для функционирования органов государственной власти, местного самоуправления, в том числе правоохранительных органов, обеспечения обороны и безопасности страны и т.д.

Финансовая деятельность в государстве – это межотраслевая деятельность. Государство и муниципальные образования осуществляют ее через свои органы, которые наделены для этого определенными полномочиями. Все органы, которые осуществляют финансовую деятельность, можно разделить на две большие группы: органы общей компетенции и органы специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся представительные и исполнительные органы Российской Федерации, ее субъектов, органы местного самоуправления. Вторую группу образуют такие органы, как Министерство финансов Российской Федерации, Счетная палата, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Федеральная налоговая служба и др.

В ходе осуществления финансовой деятельности государство получает доходы, которые должны быть распределены таким образом, чтобы обеспечить необходимыми денежными средствами функционирование всего государственного механизма. А его аппарат, получая достаточное количество средств, обязан поддерживать общее развитие государства в нужном направлении, т.е. решать наряду с политическими задачами экономические и социальные.

Анализ законодательства, определяющего компетенцию органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, и практика реализации этой деятельности показывают, что содержание этой деятельности складывается из определенных элементов, свойств и процессов - действий и операций.

К числу операций, т.е. более или менее обособленных блоков действий, составляющих содержание финансовой деятельности государства, относятся: 1) установление налогов, сборов, пошлин; 2) принятие бюджетов и утверждение отчетов об их исполнении (в том числе и государственных внебюджетных фондов); 3) документальное исполнение бюджетов; 4) их кассовое исполнение; 5) оперативное управление государственными денежными средствами; 6) контроль за движением государственных денежных средств; 7) формирование и частичное использование финансовых фондов государственных (казенных) предприятий и другие. Причем каждая из указанных операций включает в себя определенные действия субъектов, осуществляющих финансовую деятельность.

Таким образом, государство (в лице его органов) как организация публичной власти организует финансовую деятельность всех субъектов, ее осуществляющих. Оно направляет потоки денежных средств из одной сферы деятельности в другую, аккумулирует «в своих руках» централизованные фонды денежных средств и использует их для выполнения своих задач и функций. Субъекты финансовой деятельности - это государство в лице его органов, для которых она является основной либо составной частью их компетенции, а также муниципальные образования.

Через содержание финансовой деятельности государства реализуется взаимосвязь субъекта и объекта этой деятельности. Выделим общий объект. Им выступают экономические отношения общества, а точнее – отношения собственности и как результат – доходы, накопления и т.д. коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, а также финансовые ресурсы государственных и административно-территориальных образований.

В процессе осуществления финансовой деятельности государство прибегает к определенным методам (способам), которые по теории финансового права принято делить на общие и специальные. Первые используются при осуществлении практически всех функций финансовой деятельности. К ним относят командно-волевой (императивный), рекомендательный, способ согласования.

Основными среди специальных методов, «работающих» в процессе реализации определенных функций, являются: финансирование (безвозмездный, безвозвратный, а иногда и возвратный отпуск денежных средств); кредитование (выделение средств на началах возвратности, срочности, возмездности); установление и взимание обязательных платежей (налогов, пошлин, сборов); добровольные платежи. Дополнительно к их числу причисляют метод финансовых изъятий и штрафной метод. Метод финансовых изъятий применяется государством в отношении свободного остатка прибыли казенного предприятия. Штрафной метод выражается в применении штрафных санкций за нарушение финансового законодательства.

При реализации такой функции финансовой деятельности, как распределение фондов денежных средств, в качестве самостоятельных выделяют методы субвенций, дотаций, субсидий, трансфертов, процентных отчислений. В них проявляются особенности каждого из способов бюджетного регулирования, закрепленных бюджетным законодательством.

Поступление денежных средств в процессе финансовой деятельности, распределение, а также их использование осуществляется посредством безналичных расчетов и платежей наличными денежными средствами. Не исключаются различные формы международных расчетов, валютные операции, как это имеет место во внешнеэкономических связях.

Различные документы бухгалтерской отчетности (счет-фактуры, платежные поручения, расходные, приходные ордера), а также факсы, телексы, телефоны и др. относят к операционно-техническим и коммуникативно-транспортным средствам осуществления финансовой деятельности.

Финансовая деятельность проявляется в правовой и неправовой формах. Первая является определяющей и реализуется через принятие нормативных правовых актов в этой сфере. Вторая – через общественные отношения, которые обеспечивают отдельные процедуры и имеют, как правило, локальный характер.

Таким образом, финансовая деятельность государства – это деятельность государства по планомерному образованию, перераспределению и использованию фондов денежных средств в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения бесперебойного функционирования государства на каждом этапе общественного развития.
Вопрос 2. Финансовая система Российской Федерации

Финансы являются целостной категорией с присущими ей общими свойствами и структурой. Это обусловлено тем, что с их помощью обслуживаются многообразные потребности общества: экономические, социальные и др. Совокупность взаимосвязанных звеньев (элементов) финансов Российской Федерации, для каждого из которых характерны свои особенности, образует финансовую систему Российской Федерации. В каждом звене финансовые отношения проявляются по-разному. Они имеют свою специфику и присущие им функции.

На современном этапе финансовая система Российской Федерации выглядит следующим образом:

- бюджетная система Российской Федерации;

- внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды;

- финансы коммерческих, некоммерческих организаций, отраслей народного хозяйства;

- имущественное и личное страхование;

- кредит (государственный, банковский, муниципальный).

Наличие таких звеньев в финансовой системе способствует большей ее гибкости и эффективности, а каждое из звеньев концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов в целях удовлетворения потребностей общества. При этом фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения.

Рассмотрим каждый из структурных элементов финансовой системы Российской Федерации.

Центральное место в ней занимает бюджетная система Российской Федерации. В соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст.10) она включает в себя бюджеты Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования). Денежные средства бюджетной системы необходимы для реализации общегосударственных задач. Так, через федеральный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и осуществляется его перераспределение между отраслями хозяйства, регионами и т.д. В то же время бюджеты служат финансовой базой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

^ Внебюджетные целевые фонды (государственные, муниципальные) относительно новое звено финансовой системы Российской Федерации, получившие свое развитие в 90-е годы. Они призваны увеличивать финансовые ресурсы государства, способствовать наиболее эффективному их использованию. Эти фонды имеют строго целевое назначение и представляют собой денежные средства, привлекаемые в государстве для финансирования определенных общественных потребностей и расходуемые строго в соответствии с целевым назначением на основе оперативной самостоятельности, не консолидированные в федеральный, региональные и местные бюджеты, пополнение которых осуществляется из установленных законодательством источников.

^ Финансы коммерческих, некоммерческих организаций представляют собой обособленные денежные фонды, которые находятся в распоряжении хозяйствующих и нехозяйствующих субъектов и используются ими самостоятельно для развития производства и социальных нужд. Они являются формой финансирования и кредитования предпринимательской деятельности, функционируют в рамках финансовой системы и зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Этот элемент имеет четкую целевую ориентацию, которая накладывает отпечаток на все стороны деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, включая организационную, коммерческую, инвестиционную, договорную и др.

^ Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых фондов. По имущественному страхованию они предназначены для возмещения ущерба, нанесенного, например, стихийным бедствием как юридическим, так и физическим лицам. По личному – для выплаты застрахованному лицу или его семье денежных средств при наступлении страхового случая.

Кредит (государственный, муниципальный, банковский) выражается в привлечении свободных денежных средств одних субъектов и предоставлении их другим субъектам во временное пользование на принципах возмездности, срочности, возвратности.

В отношениях по государственному кредиту кредиторами выступают юридические и физические лица, а должником – государство в лице своих органов. Он осуществляется в форме государственных займов; кредитов, полученных Правительством Российской Федерации; других долговых обязательств, гарантированных высшим исполнительным органом.

Особый интерес представляет международный государственный кредит, где государство выступает на международном финансовом рынке в роли заемщика и кредитора. Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют ее государственный внешний долг. Кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, формируют внешние (зарубежные) активы Российской Федерации. Они осуществляются на основе международных договоров.

Разновидностью государственного кредита является муниципальный кредит с той лишь разницей, что должником выступает не Российская Федерация или ее субъекты, а муниципальное образование.

Банковский кредит проявляется через общественные (экономические) отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства государства, юридических или физических лиц аккумулируются банками (кредитными учреждениями) и в последующем предоставляются субъектам предпринимательства и гражданам на условиях возвратности, возмездности и срочности.

В последнее время получило распространение бюджетное кредитование. Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление денежных средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Финансовая система Российской Федерации может быть рассмотрена не только с экономической, но и с институциональной точки зрения. В этом случае она представляет собой совокупность организаций и органов, обеспечивающих финансовые отношения. К ним относятся финансовые органы, кредитные и страховые организации и т.д.

Практически все органы государства без исключения занимаются финансовой деятельностью. В то же время существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность – основная, определяющая содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы – бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы Федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации, как глава государства, обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, определенные Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции. Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления: Счетная палата Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации (Банк России); Министерство финансов Российской Федерации; Федеральное казначейство Российской Федерации; Федеральная налоговая служба РФ; Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу; Федеральная таможенная служба.
Вопрос 3. Понятие, предмет и метод финансового права

Известно, что одна отрасль права отличается от другой отрасли права по предмету и методу правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право занимает в системе права России самостоятельное место.

Предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

По методу правового регулирования финансовое право на первый взгляд полностью совпадает с административным правом. Тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовых отношений, их специфика определяет необходимость применения финансово-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении, за каждой нормой финансового права кроется ее экономическое содержание. В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства. Примером могут служить кредитные санкции банка.

В нормах финансового права жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается как на уровне закона, так и на уровне таких подзаконных актов, как инструкции Министерства финансов, налоговых органов, инструктивные указания Центрального Банка РФ.

Таким образом, финансовое право можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов в целях обеспечения бесперебойного осуществления задач и функций государства на каждом данном этапе его развития.

Вопрос о месте финансового права как самостоятельной отрасли права в системе еще советского права являлся предметом дискуссии и практически был решен в конце 60-х – начале 70-х гг.

Впервые же вопрос о природе финансового права возник в ходе дискуссии о системе социалистического права, проведенной Институтом права АН СССР в 1940 г. В тезисах Института права АН СССР финансовое право рассматривается как самостоятельная отрасль права, но без подразделения на общую и особенную части.

Так, о том, что финансовое право является самостоятельной отраслью, писала еще Р.О. Халфина. Однако она считала, что финансовое право выделилось из государственного и административного права. Это положение разделили М.И. Пискотин, С.Д. Цыпкин.

Другая точка зрения состояла в том, что финансовое право признавалось самостоятельной отраслью права. Эту точку зрения высказывали Е.А. Ровинский, Л.К. Воронова, И.В. Мартьянов и Н.И. Химичева.

В 1976 г. В.В. Бесчеревных подробно обосновал вывод о том, что финансовое право не выделилось из других отраслей права, а возникло как самостоятельная отрасль права наряду и одновременно с государственным и административным правом. В современных условиях развития рынка эта точка зрения кажется наиболее обоснованной.

При этом следует иметь в виду, что такие финансовые институты, как налоги и займы возникли одновременно с государством, так как были объективно необходимы для содержания и функционирования публичной власти.

Заметим, что финансовое право в самостоятельном виде существовало в дореволюционной (до 1917 года) России и преподавалось в университетах. То же касается и современных зарубежных стран. О том, что финансовое право является самостоятельной отраслью права и относится к публичному праву, можно найти подтверждение и у буржуазного теоретика финансового права Поль Мари Годме.

Проведя детальный анализ точек зрения ученых о месте финансового права в общей системе права, можно прийти к выводу о том, что финансовое право является самостоятельной отраслью права.
Вопрос 4. Система и источники финансового права

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупные подразделения, располагаемые в определенной последовательности и взаимной связи. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи, регулируемых ими финансовых отношений, т. е. имеет объективную основу.

Следовательно, система финансового права – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В финансовом праве можно выделить наиболее крупные подразделения – Общую и Особенную часть.

К ^ Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для финансового права общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты.

В ^ Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) государственной бюджетной системы; б) внебюджетных государственных фондов; в) финансов государственных предприятий; г) государственных доходов; д) государственного кредита; е) государственного страхования; ж) налогообложения; з) банковского кредитования; и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования. Они имеют соответствующие наименования.

^ Источники финансового права. Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в разнообразных источниках. В основном это нормативные правовые акты, причем правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых находятся нормы финансового права. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом не имеется.

Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, ратифицированные нашим государством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, то согласно Конституции РФ (ч.4 ст.15), применяются правила международного договора. Это касается и финансово-правовых отношений.

Среди российского законодательства главные источники финансового права - это Конституция Российской Федерации, конституции и уставы ее субъектов. В них закрепляются правовые основы финансовой деятельности в государстве как в целом, так и по отдельным ее направлениям. Так, ст.57 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность для граждан Российской Федерации платить законно установленные налоги и сборы, а также принцип отсутствия обратной силы для законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков. Статьи 71, 72 устанавливают предметы ведения Российской Федерации, а также предметы совместного ведения с ее субъектами, в т.ч. и в области финансов. Конституцией РФ регламентируется компетенция органов государственной власти (представительных, исполнительных), местного самоуправления в области финансовой деятельности (ст.ст. 84, 90, 101, 105, 106, 114, 132), устанавливается денежная единица Российской Федерации (ст. 75) и т.д.

Финансовое право, как никакая другая отрасль права, имеет несколько кодифицированных источников: Налоговый кодекс Российской Федерации (первая и вторая части) и Бюджетный кодекс Российской Федерации. Нормы финансового права содержатся в Федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год, "О бюджетной классификации", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и других, многие из которых одновременно являются источниками и административного, муниципального, гражданского права. В настоящее время финансовые правоотношения регулируются большим количеством подзаконных актов: указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Большую группу составляют акты (приказы, инструкции) финансово-кредитных органов: Министерства финансов Российской Федерации, Банка России, Федеральной налоговой службы и др. Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах таких исполнительных органов, как министерства и ведомства, которые регулируют вопросы финансовой деятельности в пределах соответствующей отрасли.

Нормы финансового права содержатся в локальных актах, принимаемых исполнительными органами коммерческих и некоммерческих организаций.

И, наконец, в финансово-правовом регулировании могут действовать нормативные правовые акты бывшего СССР. Они закрепляют правила для субъектов отношений, не урегулированных российским законодательством и не противоречащих ему (например, Положение о главных бухгалтерах от 24 января 1980 г.).

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Финансово-плановые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. Их существование обусловлено действием принципа плановости и тем, что финансовая деятельность в государстве осуществляется в соответствии с программами и планами экономического и социального развития. Финансово-плановые акты регулируют отношения в области аккумуляции, распределения, перераспределения и использования денежных фондов и вызывают юридические последствия. К ним, например, относятся законы о федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов, финансовые планы коммерческих организаций (балансы доходов и расходов), сметы министерств, ведомств, а также бюджетных организаций.
Заключение

В заключении необходимо отметить, что в вопросах лекции освещены содержание финансового права, его особенности на базе новейшего законодательства, раскрыты закрепленные им основы деятельности государства и органов местного самоуправления по аккумуляции и использованию финансовых ресурсов в целях реализации своих задач и функций, выявлены особенности правового регулирования различных сфер этой деятельности, рассмотрено правовое положение участников соответствующих отношений.
Список литературы:


  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993.

  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712; 1998. – № 1. – Ст. 1; 2004. – № 25. – Ст. 2478; № 45. – Ст. 4376; 2005. – № 23. – Ст. 2197.

  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации.- Новосибирск, 2006.

  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: ГроссМедиа, 2006.

  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – Новосибирск, 2006.

  6. Таможенный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2066; № 52 (ч. 1). – Ст. 5038; 2004. – № 27. – Ст. 2711; № 34. – Ст. 3533; № 46 (ч. 1). – Ст. 4434; 2005. – № 30 (ч. 1). – Ст. 3101.

  7. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ 1995. № 3. Ст. 167; 2001. № 53 (часть 1). Ст. 5030; 2002. № 52 (часть 1). Ст. 5132; 2002. № 28. Ст. 2790; № 52 (ч. 1). – Ст. 5132; 2003. – № 27 (ч. 1). – Ст. 2700; № 52 (ч. 1). – Ст. 5038; 2004. – № 27. – Ст. 2711; № 33. – Ст. 3370; № 49. – Ст. 4844.

  8. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // СЗ РФ. – 2004. – № 25. – Ст. 2561.

  9. Постановление Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // СЗ РФ. – 2004. – № 26. – Ст. 2676.

  10. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3258; № 49. – Ст. 4908; 2005. – № 23. – Ст. 2270.

  11. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» // СЗ РФ. – 2004. – № 28. – Ст. 2904.

  12. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ. – 2004. – № 40. – Ст. 3961; 2005. – № 8. – Ст. 654; № 12. – Ст. 1042; № 23. – Ст. 2270; № 42. – Ст. 4277.

  13. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» // СЗ РФ. – 2004. – № 49. – Ст. 4908; 2005. – № 12. – Ст. 1042.

  14. Игнатьева С.В. Финансовое право: Учебно-наглядное пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

  15. Финансовое право: Конспект лекций / Авт.-сост. А. Новиков. – М.: Приор-издат, 2004.

  16. Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. – М.: Проспект, 2004.

  17. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004.

  18. Ашмарина Е.М. Структура финансового права РФ на современном этапе // ГиП. – 2004. – № 9.

  19. Ивлева М.Ф. Категории «финансы» и «финансовая деятельность государства» в науке финансового права // ГиП. – 2004. – № 4.



Скачать файл (21.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации