Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - МЧС - файл 1.doc


Реферат - МЧС
скачать (109.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc110kb.20.12.2011 08:00скачать

1.doc

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Факультет Географии и геоэкологии


РЕФЕРАТ
по МЧС

(тема)
Выполнила: Портнова Дарья,
группа (номер_группы)


Проверил: (препод)

Санкт-Петербург

2009

1. Проблема устойчивого развития человечества и обеспечения безопасности по континентам
Решение экологических проблем человечества сегодня связывают с понятием "Устойчивое развитие". Что же это такое? Почему в мире сложилась ситуация необходимости пересмотра дальнейшего пути развития? Что же привело к возникновению концепции устойчивого развития? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к истории.

Возникновение и нарастание экологических кризисов и катастроф антропогенного происхождения явилось причиной появления первых работ ученых, которые пытались обратить внимание общественности, государств на необходимость пересмотреть взаимоотношения человечества и природы. В 1983 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), в результате работы которой родилось понятие «экологическое развитие». Оно же в докладе «Наше общее будущее» определяется как «sustainable development», или, в русском переводе, «устойчивое развитие».

Говоря об устойчивом развитии, важно понимать, что именно может и должно развиваться устойчиво. Это общество, экономическая система, окружающая природная среда. В частности, устойчивое развитие окружающей природной среды подразумевает собой чистый воздух, воду, почву, действующие природные системы, т.е. сохранение способности природы к самовосстановлению.

С социальной точки зрения устойчивое развитие предполагает объединение всех социальных, этнических, возрастных групп для участия в управлении развитием территории; справедливое распределение работы, дохода, социальных благ, обеспечение безопасности и благополучия. Устойчивое развитие экономической системы включает в себя использование эффективных методов ведения хозяйства, направленных на повышение качества использования ресурсов. Это ресурсосберегающие технологии, товары и услуги высокого качества. Процесс развития всех составляющих является взаимосвязанным и взаимообусловленным, поэтому должен рассматриваться в единстве. То есть целесообразно рассматривать процесс развития социо-эколого-экономической системы, состоящей, очевидно, из трех подсистем.

Сейчас понятно, что если не будут решены проблемы окружающей среды, то все завоевания цивилизации окажутся под угрозой уничтожения. Они могут исчезнуть потому, что все человечество будет ввергнуто в пучину планетарной экологической катастрофы, поскольку богатства природы, возможности самовосстановления биосферы окажутся полностью исчерпанными. Стало ясным, что необходимо коренным образом изменить модель развития человечества и даже сам способ жизнедеятельности каждого человека, провести самые кардинальные за всю историю человечества цивилизационные трансформации, которые обеспечили бы его выживание. Все вышесказанное позволяет определить устойчивое развитие как стратегию социоприродного развития, которая обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и не разрушает окружающую природную среду, особенно биосферу.

Процесс перехода к устойчивому развитию является глобальным, и отдельно взятая страна не может перейти на этот путь, пока другие страны будут оставаться в рамках старой модели развития. Вот почему важно использовать стихийно начавшийся процесс глобализации и направить, прежде всего, его составляющие на реализацию целей устойчивого развития. Тем самым процесс глобализации, развертывающийся по инициативе постиндустриальных государств, транснациональных корпораций и всемирных организаций стал бы способствовать переходу мирового сообщества не к постиндустриальному, а к устойчивому будущему всей цивилизации.

В настоящее время во всех странах мира обеспечение безопасности мыслится и реализуется в соответствии с моделью неустойчивого развития. Такая традиционная ориентация в области безопасности сталкивается все с большими трудностями и в принципе бесперспективна, несмотря на все возрастающие ресурсы, вкладываемые в это направление человеческой деятельности. Важно осознать неэффективность традиционного подхода к обеспечению безопасности во всех видах деятельности и для всех объектов и разработать новый теоретико-методологический подход к решению этой важной проблемы.

Переход к устойчивому развитию предполагает обеспечение безопасности во всех отношениях, а всеобщая безопасность, как уже отмечалось, также реализуется на пути устойчивого развития. Столь тесная взаимосвязь всеобщей (и глобальной) безопасности страны и мирового сообщества и устойчивого развития и определяет особенности дальнейшего человеческого существования. В качестве методологической основы подобного видения должны использоваться все средства исследования будущего, включая прогностические, футурологические, системные, ноосферные и другие подходы, определяющие специфику проблемы безопасности.

^ 2. Концепция национальной безопасности устойчивого развития России
В переходе к устойчивому развитию Россия имеет ряд особенностей (в первую очередь имеются в виду высокий интеллектуальный потенциал и наличие мало затронутых хозяйственной деятельностью территорий, составляющих более 60 % всей территории страны), благодаря которым она может сыграть роль лидера в переходе к новой цивилизационной модели развития. В настоящее время важно выйти из системного кризиса, обрести относительно стабильное и безопасное состояние, из которого можно наименее болезненно начать переход на траекторию устойчивого развития.

Представляется целесообразным особое внимание обратить на связь идей устойчивого развития и становления ноосферы. Ноосферная ориентация устойчивого развития выдвигает на первое место интеллектуально-духовные и рационально-информационные факторы и ресурсы, которые в отличие от материально-вещественных и природных ресурсов и факторов безграничны и создают основу для выживания и непрерывно долгого развития цивилизации. Именно поэтому в заключительной части Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию речь идет о ноосфере как целевой ориентации устойчивого развития, таком этапе развития цивилизации, когда критерием индивидуального и национального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

Это важно и потому, что государственная стратегия должна содержать не только общие рекомендации относительно последующего развертывания хозяйственной, организационно-управленческой и иной практической деятельности, - она должна также стать мировоззренческим ориентиром для всего XXI в. и даже для всего III тысячелетия. Именно в этом веке и тысячелетии должно разрешиться противоречие между старой моделью цивилизационного развития (т.е. неустойчивого развития) и пока только теоретически декларируемой моделью устойчивого развития, которой, на наш взгляд, надо придать ноосферную ориентацию. В зависимости от этого XXI в. станет либо веком глобальной антропоэкологической катастрофы, либо веком выживания и устойчивого развития цивилизации.

Специфика перехода России к устойчивому развитию помимо сказанного выше о необходимости его ноосферной ориентации связана с тем, что этот переход по историческим масштабам времени совпадает с переходом к рыночным отношениям и демократии. Важно, чтобы дальнейшие реформы и государственные решения ориентировались на стратегию устойчивого развития страны, а не на модернизационные рецепты сторонников движения по модели неустойчивого развития. Если стратегия устойчивого развития окажется в фокусе формируемой сейчас национальной идеи, Россия обретает шанс уйти от модернизационно-догоняющих преобразований, уводящих на периферию мирового развития, мы сможем перейти к опережающим и сбалансированным действиям путем принятия комплексных решений в духе новой цивилизационной парадигмы.

Еще одна важная концептуальная идея связана с актуальной необходимостью сопряжения концепции перехода к устойчивому развитию с концепцией национальной безопасности. Налицо противоречие между уже разработанными концепциями безопасности (в том числе и в новых редакциях) и Концепцией перехода РФ к устойчивому развитию. Это обусловлено в основном тем, что обеспечение безопасности до их пор мыслилось в рамках старой модели, т.е. модели неустойчивого развития. В соответствии с таким мировоззренческим принципом принятие государственных решений носит несистемный, в основном ведомственный характер. В существующей практике принятия государственных решений имеется противоречие, которое необходимо разрешить, с тем чтобы существенно повысить их эффективность. Это противоречие заключается в том, что государственные решения принимаются, как правило, без учета обеспечения безопасности их реализации, а уже потом принимаются решения Советом безопасности в его области компетенции.

Как правило, важные государственные решения, принимаются без учета обеспечения безопасности и в других сферах, и это обусловлено прежде всего неадекватным представлением о роли и месте безопасности в процессах развития. Чаще всего безопасность понимается как особая область деятельности, которая как бы дополняет основной вид деятельности, защищает его от внешних либо внутренних угроз и опасностей. В определенной степени подобное понимание безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства (объекта безопасности) от внутренних и внешних угроз правомерно и даже отражено в федеральном законе “О безопасности” (1992 г.). Вместе с тем если обеспечение безопасности мыслить как защиту основной деятельности, то происходит раздвоение деятельности на созидательную и дополнительную, связанную с обеспечением безопасности. К тому же в рамках модели неустойчивого развития безопасность можно обеспечить лишь временно и на самом минимальном уровне.

^ 3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданная в нашей стране в 1995 г., объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основными ее задачами являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Структура РСЧС насчитывает 5 уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Две подсистемы: территориальная (звенья, соответствующие административно-территориальному делению субъектов Федерации; предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС данных субъектов) и функциональная (организационные структуры, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для выполнения работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики). На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы и постоянно действующие органы управления. Повседневной деятельностью руководят органы повседневного управления (стационарные пункты управления – центры управления в кризисных ситуациях (ЦУ КС); подвижные пункты управления; оперативно-дежурные службы органов управления ГО ЧС всех уровней; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций).

Важной составной частью РСЧС является автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС), оснащенная программно-техническими средствами, позволяющими обеспечить обмен информацией в интересах сбора, хранения оперативных и статистических данных о ЧС. Кроме того, необходимыми являются те силы и средства, которые подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации ЧС. Силы и средства наблюдения и контроля включают в себя органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния охранно0пожарной сигнализации, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.

Координирующими органами РСЧС являются межведомственные и ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, региональные центры аналогичного назначения, комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, комиссии по ЧС органов местного самоуправления и объектные комиссии по ЧС. Единая система предупреждения и ликвидации ЧС на федеральном уровне объединяет силы постоянной готовности следующих ведомств: МЧС, Минатома, МВД, Минсельхозпрода, Минтопэнерго, Минтранса, МПС, Минздрава, Росгидромета, Рослесхоза России и ряда других).

^ 4. Гражданская оборона. Система обеспечения безопасности в ЧС военного времени.
Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994) определяет нормы защиты населения и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций. Цель закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС и ликвидация ЧС. Осуществляет эти цели Министерство РФ по делам гражданской обороны (ГО) и ЧС (МЧС). В его компетенцию также входит организация подготовки населения к правильным действиям во время чрезвычайных ситуаций. Подготовка проводится: в учебных заведениях (учащиеся школ, студенты) по специальным программам, а также практические тренировки; на объектах экономики (предприятия и организации), где за ГО отвечает руководитель предприятия; по территориальному принципу – город, район, село. Принятый в 1998 ФЗ «О гражданской обороне» определяет ее как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Организация и ведение гражданской обороны, в соответствии с законом, являются одной из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.

Особенностью настоящего периода жизни общества является возникновение локальных вооруженных конфликтов с применением высокотоксичного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах. Негативное влияние на безопасность нашей страны оказывают национальный и религиозный экстремизм, сепаратистские тенденции в ряде регионов. Не устранена опасность внутренних вооруженных конфликтов, которые при негативном исходе и затягивании могут быть использованы для военного вмешательства со стороны других государств.

Закон «О гражданской обороне» определяет ее задачи, основными среди которых являются:

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны;

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий и в результате их;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий;

- предоставление населению убежищ или средств индивидуальной защиты;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- разработка мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для выживания;

- борьба с пожарами, возникшими при ведении боевых действий или в результате этих действий;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей при боевых действиях;

- проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других мероприятий;

- обнаружение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому поражению;

- восстановление и поддержание прядка в районах, пострадавших при ведении военных действий.

Решение вышеперечисленных задач в стране осуществляет Министерство по ЧС России. МЧС имеет территориальные органы. Границы регионов, в которых осуществляют свою деятельность региональные центры, совпадают с границами военных кругов. На территориях республик, краев и областей создаются главные управления, управления и отделы по делам ГО и ЧС, возглавляемые и комплектуемые военнослужащими войск ГО и гражданским персоналом. Силы ГО включают войска ГО и гражданские организации ГО, управление которыми осуществляет министр МЧС России.

В целях обеспечения организованного проведения эвакуации (отселения) населения создаются специальные эвакуационные органы. К ним относятся эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, эвакоприемные комиссии и пункты, группы управления на маршрутах эвакуации и др.

Основным документом, определяющим сроки, объемы и места проведения мероприятий ГО, является план ГО организации, который определяет организацию и порядок перевода ГО объекта с мирного на военное время, обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов семей.

^ 5. Аварии и катастрофы на биологически опасных объектах. Биотеррористические угрозы и безопасность.
Биологически потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации. Например, предприятия пищевой промышленности (птицефабрики, предприятия по переработке мяса, и т.п.); промышленные и научно-исследовательские центры, работающие с опасными микроорганизмами и продуктами их жизнедеятельности (токсинами).

Имеются серьезные проблемы в обеспечении физической безопасности биологически опасных объектов (БОО). Ответственность администрации и должностных лиц по выполнению обязанностей, связанных с обеспечением безопасности этих объектов, снижена. Наблюдается тенденция уклонения руководителей от решения сложных, требующих финансовых затрат проблем.

Охрана биологически опасных объектов имеет огромное значение, так как, по данным ряда министерств и ведомств, основными каналами поступления в незаконный оборот особо опасных биологических веществ и патогенных микроорганизмов могут являться:

- военно-биологические и промышленные объекты по разработке и производству средств защиты от биологического оружия;

- объекты по хранению запасов и образцов средств защиты от биологического оружия;

- научно-исследовательские и промышленные объекты, выпускающие и использующие в производственном цикле особо опасные биологические вещества и патогенные микроорганизмы;

- специалисты-биологи, незаконно синтезирующие особо опасные биологически активные вещества и патогенные микроорганизмы по заказу криминальных структур террористической направленности;

- незаконный ввоз в страну особо опасных биологических веществ и патогенных микроорганизмов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

На БОО содержатся различные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний. Некоторые микроорганизмы были выведены как биологическое оружие, производство и использование которого в настоящее время запрещено. Например, возбудители 4-х бактериальных инфекций: чумы, холеры, сибирской язвы и туляремии, а также вирусные инфекции натуральной оспы и контагиозные (то есть заразные при контакте здорового организма с больным) вирусные лихорадки. При этом чума и холера являются очень заразными (сильно контагиозными) заболеваниями, смертность заболевших, при отсутствии лечения, достигает 100% для чумы и 10 - 80% - для холеры. Сибирская язва, туляремия и бруцеллез - малоконтагиозные заболевания, смертность от них достигает соответственно 100, 30 и 2-5%. Таким образом, БОО таят в себе большую угрозу для людей. На БОО соблюдаются строжайшие меры безопасности, но нельзя исключить вероятность аварий, катастроф, природных катаклизмов и терактов.

Террористические акты на БОО могут привести к биологическому заражению указанными возбудителями болезней людей и животных, вызвать возникновение эпидемий и эпизоотий. В случае аварии на биологически опасных объектах возможно поражение персонала и заражение населения на территории нескольких квадратных километров. Максимальное количество прогнозируемых санитарных потерь может составить до 12 тыс. человек, из них до 50% будут нуждаться в госпитализации.

Существующие биологические угрозы (биопреступления, биокатастрофы, биотерроризм) приводят к разрушению социальной морали, экономической и политической нестабильности, наносят и будут наносить огромный вред экономике, здравоохранению и сельскому хозяйству. Несмотря на все эти теоретические постулаты и выводы из практики, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (принята в 1997 г.) отсутствуют указания о приоритетности решения задач биобезопасности. Как следствие политической недооценки важности решения проблем биобезопасности в Российской Федерации продолжают усугубляться следующие дестабилизирующие факторы:

- ухудшение экологической и санитарно-эпидемической обстановки;

- ослабление централизованной государственной системы обеспечения биобезопасности;

- сокращение объема фундаментальных и прикладных биологических исследований;

- нарастающее отставание от мирового уровня в темпах развития научного и промышленного секторов обеспечения биобезопасности;

- недостаточная обеспеченность населения страны лекарственными и диагностическими препаратами.

Таким образом, исходя из содержания, обозначенных выше проблем обеспечения биологической безопасности Российской Федерации, на повестку дня должны быть вынесены первоочередные меры политического, организационного, правового, научного, экономического, медицинского, оперативного, информационного, прогностического и образовательного характера.

^ 6. Аварии и катастрофы на пожаро-взрывоопасных объектах. Взрывной терроризм.
Пожары и взрывы– самые распространенные ЧС в современном индустриальном обществе. Пожаро- и взрывоопасные объекты - это предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определённых условиях способность к возгоранию или взрыву. К ним относятся производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также ж/д и трубопроводный транспорт. Особенно опасны:

1) нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, нефтепроводы, склады нефтепродуктов.

2) лесопильные, деревообрабатывающие, столярные, модельные производства.

Относительный уровень потерь от пожаров в России самый высокий среди высокоразвитых стран мира. Он превышает сопоставимые показатели потерь Японии в 3.5 раза, Великобритании – в 4.5 раза, США в 3 раза, а показатели гибели людей в результате пожаров – в 4÷9 раз.

К авариям на пожаро - взрывоопасных объектах относят:

1) аварии, пожары и взрывы на объектах, использующих в технологическом процессе или имеющих на хранении взрывчатые, легковоспламеняющиеся, иные пожароопасные вещества и материалы, повлекшие за собой механические и термические травмы, отравление и гибель людей, разрушения основных производственных фондов, нарушение производственного цикла и жизнедеятельности людей в границах зон чрезвычайных ситуации;

2) аварии, пожары и обрушение пород, связанные со взрывами газа и пыли на угольных шахтах и в горнорудной промышленности, повлекшие за собой травмы, отравления и гибель людей и требующие для проведения поисково-спасательных работ применения специального снаряжения и средств защиты органов дыхания.

Проведение мероприятий по противопожарной профилактике необходимо для уменьшения числа пожаров. Она обеспечивается: правильным выбором степени огнестойкости объекта; ограничением распространения огня в случае возникновения очага пожара; применением систем противодымной защиты; безопасной эвакуацией людей; применением средств пожарной сигнализации и пожаротушения; организацией пожарной охраны.

Любой терроризм (а взрывоопасные устройства применяются практически всегда) неизбежно влечет за собой человеческие жертвы, поэтому необходимо знать и о нем. В общем виде взрывоопасный предмет (ВОП) – это устройство или вещество, способное при определённых условиях (наличие источника инициирования, возбуждения и т.п.) быстро выделять химическую, электромагнитную, механическую и другие виды энергии. ВОП подразделяются на штатные (произведённые в промышленных условиях и применяемые в армии, правоохранительных органах или промышленности; имеют характерный внешний вид) и самодельные (изготовленные кустарно, а также доработанные штатные ВОП; огромное разнообразие по всем параметрам; зачастую маскируются под вполне безобидные предметы). Известны некоторые признаки, позволяющие иногда обнаружить самодельные ВОП, например, бесхозные предметы или предметы, не характерные для окружающей обстановки, признаки горения, натянутые проволока или шнур, следы ремонта и другие.

Поражающее действие ВОП в основном заключается в воздействии воздушной ударной волны и осколков. Ударная волна от взрыва поражает людей, технику и элементы строений (зданий) в зависимости от веса взрывчатого вещества, свойств корпуса ВОП, расстояния до места взрыва, геометрической формы и материала строения, рельефа местности, а также ряда других факторов. Следует иметь в виду, что узкие проходы городов, населённых пунктов (улицы, дворы, коридоры и т.п.) или просеки в лесу, проходы в ущельях и горах значительно усиливают поражающее воздействие ударной волны. В то же время необходимо знать, что различные преграды (густой лес, парк, холм, прочная стена, строение, земляной вал и т.п.) уменьшают ударное действие воздушной волны.

Осколки, разлетающиеся при взрыве, вызывают поражение людей, техники и повреждение элементов строений (зданий) в зависимости от мощности взрыва, вида подрыва ВОП, наличия осколков в составе ВОП, рельефа местности, а также ряда других факторов. Как правило, радиусы поражения людей осколками значительно превосходят радиусы поражения взрывной волной.

Лица, совершившие противоправные действия по незаконному приобретению, хранению, изготовлению, хищению, сбыту и применению ВОП, а также проведению террористических актов, несут ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации (Прил. 2).

^ 7. Мероприятия по предупреждению, предотвращению и минимизации ущербов и рисков ЧС.
В настоящее время обеспечение безопасности требует создания не только органов, способов и средств защиты от различных опасностей, но и соответствующего социально-экономического механизма. С этих позиций проблему безопасности общества необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с проблемой его перехода к устойчивому развитию.

Уязвимость мирового сообщества от катастроф неуклонно возрастает. Ученые и практики во весь голос говорят о вызовах современности, среди которых чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера занимают не последнее место. Анализ основных причин, вызывающих аварии и катастрофы, свидетельствует: сегодня отсутствуют объективные условия кардинального решения этой проблемы, более того, масштабы и ущерб от чрезвычайных ситуаций неуклонно и постоянно повышаются.

Результативные меры по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного и природного характера становятся сегодня одним из важнейших направлений деятельности по обеспечению национальной безопасности, обороноспособности и устойчивого развития Республики Беларусь. Анализ причинно-следственных характеристик и статистические исследования ЧС позволяют сделать однозначный вывод: возникновение техногенных и последствия природных бедствий – это социально-экономический фактор. Следовательно, результативно решать проблему ЧС можно только обеспечивая трансформации в экономике и социуме. Причем подход должен носить комплексный, системный характер, а все мероприятия должны базироваться на учете существующих в этих сферах закономерностях. Проблема ЧС находится в прямой зависимости от культуры и образованности как отдельной личности, так и всего общества в целом.

Представляется, что генезис проблемы защиты от ЧС будет иметь три этапа.

1) дискретно-эмпирический характеризуется запоздалым реагированием на ситуацию путем принятия отдельных несистемных мер. Деятельность по схеме «ситуация – реакция».

2) системно-профессиональный. Создаются специализированные общественные системы реагирования на ЧС. Именно они обеспечивают защиту от бедствий, разработку социально-экономических механизмов. Но их возможности объективно ограничены как организационно, так и ресурсно.

3) системно-социальный. Устойчивое развитие общества планируется и осуществляется с учетом стратегической оценки существующих угроз. В защите от ЧС участвуют все общественные институты, работают экономические механизмы.

Снижение совокупного техногенного и природного риска, особенности работы в условиях ЧС порождают большое количество проблем фундаментального и прикладного характера, и в первую очередь в создании эффективной системы разработки, планирования и оперативного управления комплексами мероприятий по предупреждению и ликвидации бедствий.

Отсутствие научно обоснованной методологии комплексного анализа и экономической оценки последствий ЧС является причиной недостаточной экономической проработанности принимаемых решений и проводимых мероприятий, а в некоторых случаях – их неэффективности. Разработка подобной методики позволит обосновать стратегию предупреждения и ликвидации катастроф с учетом наносимого ущерба, а также минимизации ущерба от них. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию экономических основ для экспертизы проектов, выработке экономически обоснованных требований к потенциально опасным технологиям, разработке экономических нормативов и стандартов безопасности жизнедеятельности.

Одним из обязательных условий результативной деятельности аварийно-спасательных служб является разработка и внедрение целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Подготовленность кадров МЧС должна соответствовать современной высокодинамичной ситуации, строиться на всестороннем учете уникальной профессионально-предметной сферы борьбы с пожарами, авариями и стихийными бедствиями. Деятельность специалистов должна осуществляться на уровне высокого профессионального мастерства, особой профессиональной подготовленности, которая обеспечивала бы надежность, устойчивость, быстроту и оптимальность осуществления специалистом должностных обязанностей по предотвращению и ликвидации ЧС. В этой связи актуальной задачей является разработка научно-методического, информационного обеспечения и технологий профессиональной подготовки специалистов МЧС.

^ 8. Основы организации и проведения спасательных работ в ликвидации последствий ЧС и нормализации обстановки.
Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

- резервный фонд Правительства РФ для ликвидации ЧС и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в составе государственного резерва, - за счет средств федерального бюджета;

- ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов – за счет средств федерального органа исполнительной власти;

- резерв субъектов РФ - за счет средств бюджета субъектов РФ;

- местный резерв – за счет средств местного бюджета;

- объектовый резерв финансовых и материальных средств – за счет собственных средств организации.

Осуществление главной задачи ГО - спасение людей - невозможно при неправильной организации. Поэтому установлены определённые организационные рамки, в которых спасательные и другие неотложные работы проводятся.

Спасательные работы в очагах массового поражения включают: локализацию и тушение пожаров на маршрутах выдвижения и участках работ; разведку маршрутов выдвижения сил ГО и участков работ; розыск поражённых и извлечение их из повреждённых и горящих зданий, затопленных, задымлённых и загазованных помещений, завалов; вскрытие разрушенных, повреждённых и заваленных сооружений и спасение находящихся в них людей; оказание первой медицинской помощи поражённым и эвакуацию их в больницы; вывод населения из опасных зон в безопасные районы; санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельскохозяйственных животных, средств защиты и одежды, продовольствия, воды, фуража. Менее неотложные работы включают: прокладку колонных путей и устройство проездов в завалах и зонах заражения; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных сетях для создания хороших условий проведения спасательных работ; восстановление и ремонт линий связи и энергетических сетей в целях проведения спасательных работ, а также защитных сооружений для людей в случае повторных ЧС; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению спасательных работ; уничтожение невзорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов.

Спасательные работы невозможно провести эффективно без применения современной техники, поэтому в зависимости от вида проводимых работ используются следующие группы технических средств: машины и механизмы для вскрытия завалов, их разборки и расчистки, подъёма, перемещения и транспортировки грузов (бульдозеры, краны, тракторы, экскаваторы, самосвалы, домкраты, лебёдки); пневматический инструмент для проделывания отверстий в стенах, перекрытиях завалов с целью подачи воздуха и вызволения пострадавших (отбойные и бурильные молотки); инструменты для резки металлов (автогенные аппараты, бензорезы, керосинорезы); устройства для откачки воды (пожарные и авторазливочные станции, мотопомпы, поливочные машины, насосы); средства для переправы через водные преграды (баржи, понтоны, тягачи-трайлеры, паромы); обслуживающие и ремонтные средства (заправщики, станции обслуживания, мастерские, осветительные станции).

При удачном использовании машин и механизмов, успешное проведение спасательных работ зависит от: добывания разведкой сил ГО достоверных данных об обстановке к установленному сроку, быстрого ввода сил ГО в районы поражения, высокой выучки личного состава, соблюдения им правил безопасности при проведении работ, заблаговременного изучения особенностей вероятных участков работ, хорошего управления и чёткой организации взаимодействия сил и средств ГО.

Что касается приёмов и способов выполнения спасательных работ, то они зависят от характера разрушения сооружений, аварий энергетических и технологических сетей и степени радиоактивного и химического заражения территорий.


Скачать файл (109.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации