Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Акцентуация характера как крайний вариант нормы - файл 1.doc


Контрольная работа - Акцентуация характера как крайний вариант нормы
скачать (483 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc483kb.20.12.2011 08:07скачать

содержание

1.doc



Тема 22. Акцентуация характера как крайний вариант нормы.
ПЛАН:
Стр.

Введение………………………………………………………………….. 2

1.Человеческая индивидуальность и акцентуированные личности…..3

2. Акцентуация характера как крайний вариант нормы……………....8

Заключение………………………………………………………………...15

Список используемой литературы……………………………………….16

Введение:
Все люди разные - понимание этого факта пришло тысячи лет назад. Ещё в 450 году до Рождества Христова Гиппократ предложил классификацию, по которой тип личности по характеру и темпераменту мог быть отнесён к одной из четырёх категорий, резко отличающихся друг от друга.

«Темперамент», «характер», «личность»- в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности- того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении каждое из них вкладывается достаточно определённый смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

Характер формируется не только в деятельности и общении, но и, со своей стороны, влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения. Эти влияния становятся резко выраженными в результате проявления различных акцентуаций характера. В данной работе мне необходимо раскрыть тему: акцентуация характера как крайний вариант нормы.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и псхопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано прежде всего с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.

Акцентуации характера могут проявляться с раннего детства, но, как правило, их проявления усиливаются в подростковом возрасте. Затем обычно наблюдается их сглаживание. Важно учитывать так называемые «слабые места», харктерные для каждого из типов акцентуации.

Если психические воздействия не затрагивают «слабого пункта», не попадают вместо наименьшего сопротивления, если ситуации не предъявляют повышенных требований в этом отношении, личность обычно реагирует адекватно, не обнаруживая заметных нарушений социальной адаптации. И наоборот, можно прогнозировать повышенную устойчивость тех или иных типов акцентуации в отношении некоторых неблагоприятных условий. Эта устойчивость, разумеется, специфична для каждого из типов.

Таким образом, выявление акцентуаций – одна из важнейших задач в познании характера, понимании поведения и осуществления воспитательного воздействия.
^ 1.Человеческая индивидуальность и акцентуированные личности

Люди похожи, ибо всем нам досталась одна человеческая ситуация с ее экзистенциальными дихотомиями; люди уникальны, ибо каждый по-своему разрешает свою человеческую проблему, Самое бесконечное разнообразие личностей характерно для человеческого существования.

Обычно когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека говорят о его характере (от греч. charakter- печать, чеканка). В психологии понятие «ХАРАКТЕР» означает совокупность индивидуальных психических свойств складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения [5, стр. 567].

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формирование характера.

Попытки исследовать характер предпринимались ещё в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере - характерология, которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение не внешним проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях.

Наиболее интересные и жизненно правдивые описания типологии характера возникли в пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат таким талантливым клиницистам, которые в своих типологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми - опыт наблюдения за их поведением, изучение их судеб, помощи им в жизненных трудностях. Здесь встречаются такие имена, как К.Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.

Практически все авторы подчёркивали, что характер, может быть более или менее выражен. Представим ось, на которой изображена интенсивность проявлений характеров. Тогда на ней обозначаются следующие три зоны: зона абсолютно «нормальных» характеров, зона выраженных характеров (они получили название акцентуаций) и зона сильных отклонений характеров, или психопатии. Первая и вторая зона относятся к норме (в широком смысле), третья – к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они в свою очередь подразделяются на явные и скрытые акцентуации.

Понятие «акцентуаций» было введено в психологию К. Леонгардом. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют её развитие адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности.

По мнению Леонгарда, акцентуации личности, прежде всего, проявляются в общении с другими людьми. Поэтому оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуации.

Существует две классификации типов акцентуаций характера. Первую предложил (Leonhard) Леонгард (1968г.) и вторую предложил А. Е. Личко (1977г.).

Леонгард Карл (род. 21 марта 1904г.) - немецкий невролог, психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники университета им. Гумбольда в Берлине. Работы Леонгарда затрагивают широкий круг вопросов неврологии, психиатрии, психологии, психодиагностики. Им разработана получившая широкую популярность в психиатрии и в медицинской психологии концепция акцентуированных личностей. [7,стр.270].

Личко Андрей Евгеньевич (род. в сентябре 1926г.) - советский психиатр, заслуженный деятель науки РСФСР, заместитель директора по научной работе Ленинградского научно- исследовательского психо- неврологического института им.В. Н. Бехтерева. Ведущий специалист в области подростковой в нашей стране подростковой психиатрической клиники [7,стр.288].

Привожу сопоставление этих классификаций:


ТИП АКЦЕНТУИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ, по К. Леонгарду

ТИП АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА, по А. Е. Личко

1. Гипертимный тип

2. Застревающий, ригидный тип

3. Эмотивный тип

4. Педантичный тип

5. Тревожный тип

6. Циклотимный тип

7. Демонстративный тип

8. Возбудимый тип

9. Дистимический тип

10. Экзальтированный тип

  1. Гипертимный тип

  2. Циклоидный тип

  3. Лабильный тип

  4. Астеноневротический тип

  5. Сензитивный тип

  6. Психастенический тип

  7. Шизоидный тип

  8. Эпилептоидный тип

  9. Неустойчивый тип

  10. Конформный тип



По мнению Леонгарда, акцентуации личности, прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стиль общения, можно выделить определённые типы акцентуаций [5,стр.571].

Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А. Е. Личко, Его классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом возрасте, Личко объясняет этот факт так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении» [5,стр. 574].

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, различают следующие основные типы акцентуаций характеров:

1) лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

2) циклоидный - склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации;

3) астенический - тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;

4) боязливый (сензитивный) тип - робость, стеснительность, повышенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности;

5) психастенический - высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию ритуальных действий;

6) шизоидный - отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов (см. экстраверсия - интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания, недостаток интуиции в процессе общения;

7) застревающий (параноидный) - повышенная раздражительность, стойкость отрицательных аффектов, болезненная обидчивость, подозрительность, повышенное честолюбие;

8) эпилептоидный - недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность;

9) демонстративный (истероидный) - выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая отсутствием угрызений совести, авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании;

10) гипертимный - постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость (скачка мыслей);

11) дистимный, напротив, преобладание пониженного настроения чрезвычайная серьезность, ответственность, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, склонность к депрессии, недостаточная активность;

12) неустойчивый (экстравертированный) тип - склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

13) конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.
^ 2. Акцентуация характера как крайний вариант нормы.
Итак, акцентуации - это крайние варианты нормальных характеров. В то же время отклонения акцентуаций от средней нормы так же порождают для их носителей (хотя и не в столь сильной степени, как при психопатиях) некоторые проблемы и трудности. Вот почему как сам термин, так и первые исследования акцентуированных характеров появились в работах психиатров. Однако не в меньшей степени, а может в большей мере проблема акцентуированных характеров относится к общей психологии. Достаточно сказать, что больше половины подростков, обучающихся в обычных средних школах, имеют акцентуированные характеры.

В чём же отличия акцентуации характера от патологий и психопатий? Это важный вопрос, в котором следует разобраться, так как он связан с различием патологии и нормы.

Существуют варианты в характере человеческих реакций на окружающее: существуют люди с более или менее выраженным эгоизмом или альтруизмом, более или менее способные к состраданию, более или менее исполненные чувства долга и т. д. Это значит, что в сфере стремлений и склонностей на основании таких вариаций возникают человеческие индивидуальности, которые отличаются друг от друга, но они ещё не являются акцентуированными личностями.

Акцентуированные черты характера далеко не так многочисленны, как черты вариантные. Это те же самые черты, но они имеют наклонность перейти в патологию. На тех ступенях, которые ещё остаются в пределах нормы, они составляют особенности человека в той степени, в какой они накладывают индивидуальный отпечаток на его личность. Тем не менее, у них есть существенная особенность - возможность их превращения в чрезмерные. Можно предполагать, что они существуют и у среднего человека; у каждого человека есть анакастическая, истерическая или параноидная черта, однако при незначительной степени эти черты остаются незаметными для окружающих. Если они достигают определённой силы, они накладывают свой отпечаток на личность; при ещё большей выраженности они отражаются как помеха на всём складе личности.

Люди, которые могут быть акцентуированными в вышеуказанном смысле слова, ещё не являются ненормальными. Думая так, мы должны были бы считать нормой только среднюю посредственность, и рассматривать любое отклонение от неё как патологию. В результате этого всех людей, не выделенных индивидуальными особенностями, которые явственно отличают их от среднего и общепринятого, пришлось бы исключить из числа нормальных людей. Но они-то как раз и являются теми людьми, которых можно назвать личностями в собственном смысле этого слова, личностями, которые носят на себе отпечаток своеобразия. Тот человек, который не обладает никакими из тех качеств, которые при усиление становятся параноидными, анакастическими, истерическими, гипоманикальными или субдепрессивными и т. д., без всяких сомнений может считать себя, человека дюжинного, особенно нормальным, но он является личностью, наделённой индивидуальностью. Оценивая его характер можно признать, что он склонен развиваться в неблагоприятную сторону. Но столь, же мало вероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным же личностям присуща готовность к особенному, т. е. как и социально-положительному, так и социально-отрицательному развитию. Если некоторые из них предстают перед нами в негативном свете, то это происходит потому, что внешние обстоятельства были неблагоприятными для их характера, хотя в других обстоятельствах они могли развиваться в людей, способных на недюжные поступки.

Ненормальными личностями следовало бы называть только тех людей, которые до такой степени отклоняются от средней нормы, что даже при отсутствии внешне неблагоприятных условий испытывают трудность в приспособлении к жизни. Но переходы очень текучи. Точно так же отчётливой границы между средними и акцентуированными личностями. И в этом случае не стоит формировать понятие слишком узко. Не при всякой незначительной особенности человека следует говорить о его отклонении от средней нормы. Но даже если достаточно широко очертить то, что называется средним или не бросается в глаза, останется большое число людей, которых следует называть акцентуированными личностями.

Таким образом, об акцентуации можно говорить лишь тогда, когда какая-либо черта темперамента или характера начинает приобретать чрезмерно большую выраженность, делая личность необычной.

Я бы хотела отобразить одну из точек зрения К. Леонгарда, который образно в виде кругов нарисовал весь ряд от нормы через скрытую и явную акцентуации к патохарактерологическому развитию и психопатиям. И тем самым определить место акцентуации в современной клинической медицине и психологии [3,стр.7].

В начале мы нарисуем схему нормальной личности. Мы видим колесо, центром которого являются задатки как анатомофизиологические предпосылки для развития способностей. Следующий круг-это способности как свойства личности, отражающие скорость приобретения навыков, знаний, умений. Затем идёт темперамент как свойство личности, отражающее динамику психической деятельности. Далее идёт характер как свойство личности, отражающее отношение человека к себе, людям и труду. И, наконец, направленность, состоящая из мотивационной сферы, убеждений, идеалов и мировоззрения.

Таким образом, нормальная личность представляется на рисунке в виде ровного колеса, которое гладко катится по дорогам жизни. Все жизненные трудности у такой личности связаны с трудностями внешней ситуации, а не с самой собой.
При скрытой акцентуации особенности связанные с задатками или способностями, корригируются правильным воспитанием. И в общение признаков акцентуации не выявляются, но сама испытывает определённые трудности. Когда компенсаторные механизмы начинают сдавать, то признаки акцентуации могу выйти наружу.




При явной акцентуации особенности личности проявляются лишь в особых случаях, когда «колесо» личности столкнется с дорогой жизни своим шипом.

Если жизнь акцентуированной личности сложиться неблагополучно, то может произойти полная деформация личности, трудно отличаемая от психопатии. Такое состояние называется патохарактерологическим развитием.
А о психопатии мы говорим тогда, когда имеет место тотальная деформация личности в такой степени, что нарушает её социальную адаптацию. На рисунке она представлена полностью искорёжённым колесом.
Особо хочется отметить то, что если во время не начать психокоррекционную деятельность, направленную на коррекцию акцентуаций характера, то на этом фоне может возникнуть психопатия, которую корректировать уже очень трудно.

В развитии акцентуаций характера можно выделить две группы динамических изменений:

Первая группа - это преходящие, транзиторные изменения. Они по форме те же, что и при психопатиях.

^ 1. Острые аффективные реакции:

а) Интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии - нанесение себе повреждений, покушение на самоубийство, причинение себе вреда разными способами (отчаянные безрассудные поступки с неизбежными неприятными последствиями для себя, порча ценных личных вещей и т.п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух, казалось бы, диаметрально противоположных по складу типах акцентуаций: сензитивной и эпилептоидной.

б) Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путем агрессии на окружающее - нападение на обидчиков или «вымещение злобы» на случайных лицах или попавших под руку предметах. Наиболее часто этот вид реакции можно видеть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.

в) Иммунитивная реакция проявляется в том, что аффект разряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет, а часто даже усугубляет. Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.

г) Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в «спектакль», в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилиптоидной и при лабильной.

^ 2. Преходящие психопатоподобные нарушения поведения («пубертатные поведенческие кризы»).

а) делинквентность, т. е. в проступки и мелкие правонарушения, достигающие наказуемого в судебном порядке криминала;

б) токсикоманическое поведение, т. е. в стремление получить состояние опьянения, эйфории или пережить иные необычные ощущения путем употребления алкоголя или других дурманящих средств;

в) побеги из дома, и бродяжничество;

г) транзиторные сексуальные девиации (ранней половой жизни, преходящего подросткового гомосексуализма и др.).

^ 3. Развитие на фоне акцентуаций характера разнообразных психогенных психических расстройств - неврозов, реактивных депрессий и т.п. Но в данном случае дело уже не ограничивается «динамикой акцентуаций»; происходит переход на качественно иной уровень - развитие болезни.

Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких типов:

^ 1. Переход «явной» акцентуации в скрытую, латентную. Под влиянием взросления и накопления жизненного опыта акцентуированные черты характера сглаживаются, компенсируются.

^ 2. Формирование на почве акцентуаций характера под действием благоприятных условий среды психопатических развитий, достигающих уровня среды патологии («краевые психопатии», по О.В. Кербикову). Для этого обычно бывает необходимо сочетанное действие нескольких факторов:

- наличие изначальной акцентуации характера;

- неблагоприятные условия среды должны быть такими, чтобы адресоваться именно к «месту наименьшего сопротивления» данного типа акцентуации;

- их действие должно быть достаточно продолжительным;

- оно должно упасть на критический для формирования данного типа акцентуации возраст.

^ 3. Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с прежним, типа и даже в том, что черты последнего становятся доминирующими. Наоборот, в случаях изначально смешанных типов черты одного из них могут настолько выходить на первый план, что полностью заслоняют черты другого.

Классификация типов психопатий и акцентуаций, как и всякая научная систематика, оправдывает затраченный на нее труд, если открывает перспективы для ее практического использования. Дифференциация между психопатиями и акцентуациями характера, разделение психопатий по степени тяжести и акцентуаций по выраженности служат, прежде всего, делу прогноза и связанным с ним вопросам экспертной практики. Довольно сложная систематика типов психопатий и акцентуаций, пристальное внимание к особенностям, отличающим внешне довольно сходные варианты.

Все это предназначено для решения главной задачи: определить эффективные терапевтические и профилактические пути, эффективнее использовать разные формы психотерапии, - дать нужные медико-педагогические рекомендации. Если эта цель не будет всегда и везде видеться перед собой, самые изощренные наблюдения, самые обстоятельные описания, самые тщательно разработанные систематики теряют свой смысл.
Заключение:

Сохранение душевного равновесия – важная предпосылка для нормальной жизнедеятельности человека и достаточной продуктивности его работы. Для приспособления к быстро изменяющимся условиям информационно перегруженного мира необходим достаточный резерв душевных сил.

Но каждый человек – этот индивидуальность, со своими особенностями характера и возможностей к адаптации и своим запасом душевных сил.

Одной из распространенных практических ошибок является трактовка акцентуации как установленной патологии. Однако это не так. В работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от неё рассматривать как патологию. К. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь, же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т. е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями.

Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека. Акцентуация всегда, в общем, предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Сегодня почти треть всех людей - акцентуированные личности, то есть лица, занимающие промежуточное положение по своим психическим особенностям между лицами с психическим отклонением и среднестатистической личностью. При этом некоторые акцентуации способствуют достижению высот профессионализма, а некоторые - предопределяют профессиональную деформацию личности, низкий профессионализм и даже непрофессионализм, несмотря на наличие профессиональных знаний. Для каждого типа личности, для каждой профессии сочетание этих акцентуаций всегда индивидуально.

Обобщив всё сказанное можно сделать вывод: что, будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, преморбидным фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факто­рам, так и особенностям клинической картины.
Список используемой литературы:

1. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика // Психология индивидуальных различий. Тесты. М.,1982.

2. Кабанов М.М., Личко А.Е. и др. Методы психодиагностики и психокоррекции. М.,1993.

3. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М: Академия. – 2000.

4. Леонгард Карл. Акцентуированные личности. Ростов на Дону.: «Феникс», 1997

5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград: «Медицина», 1983.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2007
7. Практикум по общей психологии. Под редакцией А.И. Щербакова 2-е издание. М.: Просвещение,1990

8. Психология индивидуальных различий тексты / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. Издательство Московского университета, 1982

9. Психологические тесты/Под ред. А. А. Карелина. В 2 т. – М: Владос. – 2001.

10. Симонов П.В., Ершов П.М.Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984


Скачать файл (483 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации