скачать (1216.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 1217kb. | 20.12.2011 08:07 | ![]() |
1.doc
ПЛАН
Тема 1. Методологические основы инвестирования
Тема 2. Формы инвестиций...…………………………
Тема 3. Субъекты инвестиционной деятельности...………
Тема 4. Объекты и направления инвестирования...……………………
Тема 5. Финансовое обеспечение инвестиций...………………………......
Тема 6. Обоснование целесообразности инвестиций...…………………......
Тема 7. Управления инвестиционным процессом...……………………......
Тема 8. Риски в инвестиционной деятельности...………………………......
Тема 9. Регулирование взаимодействия участников инвестирования...……
Тема 10. Проектирование и ценообразование в инвестиционной сфере...
Тема 11. Освоение инвестиций...…………………………………….......
^
Экономическая сущность инвестиционной деятельности.
Инвестиционный рынок и его инфраструктура.
Кризис в инвестиционной сфере и создание благоприятного инвестиционного климата в Украине.
Литература:
Об инвестиционной деятельности. Закон Украины от 18 сентября 1991 г. с изменениями и дополнениями.
Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Учебный курс. – К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2001. – с.9-45.
Загородній А.Г., Стадницький Ю.І. Менеджмент реальних інвестицій. Навчальний посібник. – К.: Т-во “Знання”, КОО, 2000. – с. 7-23.
Пересада А.А. Основы инвестиционной деятельности. – К.: «Издательство Либра» ООО, 1996. – с. 5-52.
Сич Є.М., Ільчук В.П., Сич О.Є. Класифікація інвестицій як система супідрядних понять довгострокового вкладення капіталу // Фінанси України.-1999.-№7.- С. 22-28.
Экономическая сущность инвестиций. Понятие инвестиционной активности
Исследование проблем инвестирования всегда находилось в центре внимания экономической науки, поскольку вложение капитала является одним из основных видов деятельности любого предприятия. В государстве с командно-административной экономикой категория «инвестиции» не использовалась. Большинство авторов отождествляло инвестиции с понятием «капитальные вложения», т.е. совокупность затрат, которые реализуются в форме долгосрочных вложений капитала в отрасли народного хозяйства (производственные фонды).
С переходом к рыночной экономике понятие «инвестиции» прочно вошло в экономическую литературу и практику хозяйствования. Согласно Закону Украины “Об инвестиционной деятельности в Украине”: “Инвестиции - это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которых создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект”. В соответствии с Законом, к имущественным и интеллектуальным ценностям, вкладываемым в предпринимательскую деятельность, относятся:
денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги;
движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование) и другие материальные ценности;
имущественные права, вытекающие из авторского права, опыта и других интеллектуальных ценностей;
совокупность технологических, технических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, но не запатентованных («ноу-хау»);
права пользования землей, водой, ресурсам, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также иными имущественными правами и другие ценности.
Анализируя сущность понятия «инвестиции» необходимо отметить, интеллектуальные ценности, которые вкладываются и используются предприятием в виде нематериальных ресурсов, входят также в состав его имущественных ценностей (или имущества в виде его активов). Таким образом, противопоставлять понятия интеллектуальных и имущественных инвестиций не имеет смысла.
С целью учета, анализа и планирования инвестиции классифицируются по различным признакам. Классификация инвестиций имеет разные цели, связанные с совершенствованием подходов к оценке экономической эффективности, с выбором наиболее привлекательной сферы вложения капитала или с анализом перспектив, вложения капитала в определенные отрасли народного хозяйства. Для потенциальных инвесторов классификация инвестиций связана с необходимостью разработки стратегии и тактики своего поведения в инвестиционном процессе. В наиболее общем виде классификация инвестиций имеет следующий вид:
В зависимости от участия в воспроизводственном процессе:
валовые инвестиции;
чистые инвестиции (валовые инвестиции – амортизационные отчисления на полное восстановление).
В зависимости от взаимосвязи:
основные;
сопутствующие (производственные и непроизводственные);
совместные.
По региональным особенностям: в пределах страны; - за рубежом (иностранные).
По сферам производства:
сфера материального производства; - социальная инфраструктура.
По объектам вложения: - реальные; - финансовые; - инновационные;
интеллектуальные.
По характеру участия в инвестировании:
стратегические; - прямые; - портфельные (опосредованные).
В зависимости от периода инвестирования:
краткосрочные; - среднесрочные; - долгосрочные.
По форме собственности: государственные; - частные; - совместные.
По видам отраслей экономики:
промышленность; - сельское хозяйство; - транспорт и связь; строительство;
торговля; - жилищно-коммунальное хозяйство; - здравоохранение;
образование; - культура и т.д.
По формам обновления основных фондов:
новое строительство; - расширение; - реконструкция;
техническое перевооружение; - поддержание действующих мощностей.
По видам инвестиционных ресурсов: - денежные средства;
основные производственные фонды; - сырье, материалы, энергоресурсы;
кадровое обеспечение; - интеллектуальные ресурсы; - имущественные права и т.д.
В зависимости от объема дохода (прибыли):
высокий; - средний; - низкий; - социальный.
По степени риска:
надежные (нерисковые); - средний уровень риска;- венчурные (высокорисковые).
По источникам финансирования:
собственные; - заемные; - привлеченные.
и другие классификационные признаки.
Непосредственными участниками процесса инвестирования являются его субъекты, которыми без ограничений могут быть как граждане и юридические лица Украины, так и иностранные граждане, юридические лица и сами государства. Субъекты инвестиционной деятельности реализуют свои экономические интересы, вступая в определенные взаимоотношения на инвестиционных рынках. Эти рынки регулируют процесс обмена инвестициями и инвестиционными объектами (товарами).
Таким образом, инвестиционная деятельность – это последовательная совокупность действий ее субъектов по осуществлению инвестиций с целью получения дохода или прибыли. Каждое государство как субъект инвестиционной деятельности определяет правовые, экономические и социальные условия этой деятельности в своем законодательстве. В более узкой трактовке этого понятия употребляют термин «инвестиционные процесс». Это понятие обычно связано с обоснованием и реализацией реальных инвестиций, т.е. с осуществлением реальных инвестиционных проектов. Основными этапами инвестиционного процесса являются:
мотивация инвестиционной деятельности;
прогнозирование и программирование инвестиций;
обоснование целесообразности инвестиций;
страхование инвестиций;
государственное регулирование инвестиционного процесса;
планирование инвестиций;
финансирование инвестиционного процесса;
проектирование и ценообразование;
обеспечение инвестиций материально-техническими ресурсами;
освоение инвестиций;
подготовка к производству продукции;
предварительная сдача-приемка в эксплуатацию;
окончательная сдача объекта в эксплуатацию.
Инвестиционный рынок и его инфраструктура.
Механизм реализации рыночных отношений в инвестиционной сфере экономики предполагает уравновешивание инвестиционного спроса и предложения через механизм ценообразования на базе разновесных цен на инвестиции и инвестиционные товары. При этом рынок характеризуется опережающими темпами развития инвестиционного предложения и относительно стабильным спросом.
Инвестиционный рынок – совокупность экономических отношений, складывающихся между продавцами и покупателями инвестиционных товаров и услуг, а также объектов инвестирования во всех его формах.
Инвестор всегда стремится привлечь в дело заемный капитал с целью уменьшения риска и разделения риска ответственности.
Участниками инвестиционных рынков являются государство, физические и юридические лица - субъекты инвестиционной деятельности, которые вступают в определенные взаимоотношения на инвестиционных рынках.
По экономическому содержанию инвестиционные рынки подразделяются на:
рынок реальных активов;
рынок финансовых активов.
Рынок реальных активов предлагает инвестиционные товары и услуги:
недвижимость, участки под застройку (ипотечный рынок);
оборудование, строительные материалы, изыскательные, конструкторские, строительные, монтажные, пуско-наладочные и друге работы и услуги (подрядный рынок);
новые технологии, лицензии, патенты на изобретения или открытия, опыт, знания, «ноу-хау», инжиниринговые услуги (рынок интеллектуальных ценностей);
рабочая сила, как инвестиционный товар, то есть продается способность к труду по найму (рынок рабочей силы).
Рынок финансовых активов подразделяется на:
денежный рынок (рынок ценных бумаг – долговых свидетельств со сроками погашения менее одного года);
рынок капиталов (долгосрочных ценных бумаг и корпоративных акций);
кредитный рынок (долговых обязательств по долгосрочным кредитам).
Рынок капиталов подразделяется на:
первичный (торговля новыми ценными бумагами);
вторичный (торговля между инвесторами ранее выпущенными и находящимися в обращении ценными бумагами).
Важнейшей частью рынка инвестиций является рынок инвестиционных объектов (товаров). Производство и движение этих товаров на рынке обеспечивается элементами инвестиционной инфраструктуры – наиболее важными отраслями экономики, учреждениями и средствами, которые непосредственно обеспечивают процесс бесперебойного осуществления инвестиций.
В странах с развитой рыночной экономикой сеть элементов инвестиционной инфраструктуры чрезвычайно широка. Основная задача инвестиционной инфраструктуры – обслуживание инвестиционной сферы, удовлетворение инвестиционного спроса. Число участников инвестиционной инфраструктуры должно быть значительным, чтобы избежать монополизации функций того или иного элемента инвестиционной сферы. В противном случае произойдет рост цен на инвестиционный товар и развитие инфляционных процессов.
Рынок инвестиционных товаров только тогда эффективно выполняет свои функции, когда на роль подрядчика претендует не одна фирма (монополист), а несколько. Чем больше фирм, специализирующихся на производстве того или иного инвестиционного товара, тем выше уровень конкуренции, ниже цена реализации. Учеными, исследующими западный рынок, выработаны следующие параметры: доля работ самого крупного подрядчика не должна превышать 30%, двух – 44%, трех – 54%, четырех – 64% от общего объема подрядных работ на рынке данного региона.
Закон Украины «Об антимонопольной деятельности» устанавливает удельный вес для одного производителя – 35%. Также законом обусловлен ряд других антимонопольных мер:
государство не должно директивно распределять заказы на подрядные работы, принудительно навязывать партнеров (для предприятий негосударственного сектора), устанавливать расценки на строительные работы, налагать запреты на выполнение работ в каких-либо секторах экономики;
подрядные организации не имеют права навязывать заказчикам и поставщикам дискриминационные условия договора, сокращать объемы подрядных работ для создания искусственного их дефицита, осуществлять предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами и т.д.
Обеспечить соблюдение этих требований призваны антимонопольные комитеты, формируемые в рамках территориальных органов управления.
Для создания рынка инвестиционных товаров все заказы на инвестиционные товары, подрядные работы следует размещать через торги, именуемые тендерами.
Задача тендерного торга – сведение между собой продавцов и покупателей. На тендерах в роли покупателя товара (объекта строительства) выступает заказчик (инвестор), а в роли продавца – группа подрядчиков, которые предлагают свои услуги по строительству нужного заказчику объекта надлежащего качества и в приемлемые сроки.
В отличие от товарной биржи, где интересы многих продавцов и покупателей защищают брокеры, на тендерах они отсутствуют, а задача тендерного торга – сведение одного покупателя (заказчика) с несколькими потенциальными продавцами (подрядчиками) и выбор из их числа наиболее экономически выгодного.
Таким образом, инвестиционный рынок представляет собой сложноорганизованную систему экономических отношений между субъектами инвестиционной деятельности, при которой достигается сбалансированность спроса на инвестиции и опережающих возможностей подрядчиков в их материализации.
^
Инвестиционная сфера экономики – это комплекс отраслей и производств, финансово-кредитных учреждений и других институциональных субъектов инвестиционной деятельности, где организуется долгосрочный инвестиционный капитал в целях расширенного воспроизводства основных фондов. В государстве с рыночной экономикой это не только материальное производство, но и отрасли, сферы обслуживания, инвестиции в которые дают реальный прирост национального дохода. Накопления являются важнейшим источником модернизации и расширенного производства. Чем больше ВВП идет на накопление, тем выше темпы обновления и модернизации основных фондов, совершенствования технологий, что позитивно влияет на увеличение производства продукции, повышение экономической эффективности и увеличение поступлений в государственный бюджет, и, как следствие этого, на рост ВВП в последующем периоде.
Анализируя инвестиционную сферу в экономике Украины, приходится признать, что на протяжении многих лет инвестиционная сфера оказывала на экономику дестабилизирующее влияние, выражалось это, прежде всего:
1) в огромных объемах незавершенного строительства, которое увеличивало дефицит государственного бюджета, поглощало и замораживало без какой-либо отдачи массу материальных, технических и финансовых ресурсов;
2) в поддержании малоэффективных, нерентабельных предприятий, даже отраслей экономики.
Углублению кризиса в инвестиционной сфере способствовал распад Советского Союза и последующее за этим нарушение хозяйственных связей между бывшими республиками, а затем общий экономический кризис, кризис в финансовой, кредитной и банковской сферах.
В течение 1995-1996 гг. отмечено ежегодное существенное снижение индекса ВВП как по отношению к 1990 г., так и к предыдущему году. За данный период он снизился до 48% по отношению к 1990 г. Лишь начиная с 1997 г. замедляются темпы экономического спада в экономике, а в 2000 г. впервые за 10 лет отмечен положительный темп роста ВВП на 5,8% по отношению к предыдущему году. Вместе с тем уровень 1990 г. был достигнут лишь на 54%. Последующие годыы отмечены ростом экономики.
Следствием снижения ВВП стал спад в инвестиционной сфере. В течение 1990-1996 гг. отмечены значительные темпы снижения капитальных вложений в экономику Украины. За данный период они сократились на 77,3% относительно 1990 г. параллельно с их ежегодным снижением по отношению к предыдущему году более, чем на 20%. С 1996 г. наблюдалось снижение темпов падения инвестиций в основной капитал, а с 1998 г. - их прирост. Независимо от положительных или отрицательных темпов роста ВВП, имело место ежегодное снижение удельного веса инвестиций в его структуре. Если в 1990 г. данное соотношение составляло 18,6%, то в 2000 г. - 13,6%, а в 2005 г. - что в целом не может положительно сказываться на инвестиционной активности экономики. В этой связи целесообразно рассмотреть соотношение валовых накоплений и конечных потребительских затрат в структуре ВВП, так как именно за счет валовых накоплений формируются внутренние инвестиционные ресурсы. В зависимости от периода валовые накопления находились в интервале от 19% до 23,3%, чего крайне недостаточно для расширения производства, строительства новых, реконструкции действующих предприятий, углубления и расширения научных исследований, создания новых образцов техники и совершенствования технологий.
По структуре распределения инвестиций в основной капитал можно констатировать рост вложений в производственные активны, и снижение - в непроизводственные, что отрицательно сказывается на воспроизводстве последних.
При резком падении объемов инвестиций наблюдалась крайне несовершенная структура источников их финансирования. С начала реформирования экономики Украины инвестиционная политика государства имела ярко выраженный курс на ее либерализацию. Предполагалось, что развитию инвестиционного процесса будет способствовать разгосударствление собственности, снижение степени централизованного управления народным хозяйством и прямого финансирования экономики. Однако, как показала практика проведения приватизации, экономического эффекта она практически не дала. Предприятия не смогли привлечь дополнительные финансовые ресурсы, а получили лишь обязательства перед собственниками акций, которые выдавались в обмен на приватизационные сертификаты. Предоставление полной самостоятельности субъектам хозяйствования в условиях, когда еще не успели сформироваться в полной мере рыночные механизмы, имели место гиперинфляция и кризис производства, привело к хронической недостаче финансовых ресурсов в целом и катастрофическому сокращению источников финансирования реальных инвестиций как централизованных, так и децентрализованных.
Как показывают данные официальной статистики за период с 1995 по 2000 года основным источником долгосрочных вложений являются собственные средства предприятий и организаций (более 70%). Уменьшение инвестиционных возможностей государственного бюджета и местных бюджетов в совокупности с 17,3% в 1995 г. до 7% в 2000 г. в структуре источников реальных инвестиций не дало возможности обеспечить надлежащую государственную поддержку структурным изменениям в экономике страны.
Незначительно увеличилась в течение 1995-2000 гг. роль долгосрочных кредитов, предоставляемых коммерческими банками субъектам хозяйственной деятельности всех форм собственности. Если в 1995 г. их удельный вес составлял 8,7%, то к 2000 г. он возрос до 12,8%. Отсутствие интереса в предоставлении долгосрочных кредитов объясняется, с одной стороны, нежеланием коммерческих банков нести риски, сопровождающие данное направление вложения капитала, отсутствием механизма их страхования, а, с другой стороны, функционированием значительного количества банков в разрыве с приоритетными инвестиционными программами в экономике Украины. Они получают доход главным образом за счет спекулятивных операций на валютном рынке и не обслуживают потребности экономического роста. Многие банки не способны обеспечить необходимое накопление кредитных ресурсов и обслуживать инвестиционный процесс. Агрегативный банковский капитал Украины составляет 4,9% от ВВП, в то время как в странах переходной экономики Центральной и Восточной Европы - в среднем 40%, в странах ОЭСР - 80%. Банковские депозиты на душу населения в1999-2000 г. в Украине составили чуть более 50 дол. США, в то время как в Польше этот показатель равняется 1300 дол. США. Кроме того, значительное влияние на сложившуюся ситуацию оказал неоправданно высокий уровень процентной ставки за кредит, в том числе и учетная ставка НБУ. Процентные ставки, установленные коммерческими банками в среднем в 1,5 раза превышали учетную ставку Национального банка Украины. Спрос у субъектов предпринимательства на инвестиционные кредиты по таким высоким ставкам практически отсутствует.
Отсутствуют такие важные источники инвестиций, как доходы от обращения ценных бумаг (государственных и корпоративных), средства, полученные от приватизации государственных предприятий и т.д. Это происходит по известным причинам – неразвитость фондового рынка, вялотекущие процессы приватизации.
Инвестиционные фонды и компании, целью деятельности которых является вложение средств в долгосрочные проекты, и капитал которых является дополнительным источником реальных инвестиций, не играют заметной роли в инвестиционном процессе Украины.
Что касается привлечения нетрадиционных источников финансирования, таких как денежные накоплений населения, то они еще не достигли необходимого уровня. По данным Госкомстата в 1995 г. сбережения населения составили 3153 млн. грн., а срочные депозиты в коммерческих банках, открытые физическими лицами - 260 млн. грн. К 2000 г. сбережения возросли на 3499 млн. грн., а срочные депозиты – на 4292 млн. грн., что свидетельствует о росте доверия граждан банковскому сектору экономики. Вместе с тем, по оценкам НБУ сумма накоплений населения достигает 11 млрд.грн., что чуть меньше совокупного объема реальных инвестиций, которые осваиваются ежегодно. Отсутствие интереса у жителей Украины в инвестиционном процессе объясняется, в первую очередь, их не восстановленным конца доверием к коммерческим банкам, которое было полностью подорвано в 1992-1995 гг., когда были заморожены вклады населения в Сбербанке Украины, а некоторые вновь созданные коммерческие банки объявляли себя банкротами, не возвращая средства со срочных депозитов.
Среди причин, тормозящих инвестиционный процесс в Украине, следует отметить тенизацию экономической деятельности, что приводит к значительным расходам бюджетных средств, завышению уровня налогообложения, размежеванию населения по уровню получаемых доходов, дестабилизирует денежный оборот, что в целом ведет к невозможности создания благоприятного инвестиционного климата. Опираясь на экспертные оценки в 1999 г. часть теневой экономики практически сравнялась с официальной. Возрастают масштабы нелегального экспорта капитала и внебанковского денежного обращения. Так, если в 1994 г. часть денежной массы, не подлежащей контролю, составляла 24,7%, то в 1999 г. - 44,4% или 8,6 млрд. грн.
Существенную роль в активизации инвестиционной деятельности Украины смогут сыграть иностранные инвестиции. Привлечение иностранных инвестиций является нормальной мировой экономической практикой, когда государство получает дополнительные финансовые ресурсы, во-первых, на средне- и особенно на долгосрочный период для экономики, и, во-вторых, на краткосрочный период при внешнеэкономических связях. Совокупная потребность в иностранном капитале для украинской экономики превышает 40 млрд. долл.США, из которых необходимо: для металлургии - 7 млрд.долл.США, машиностроения - 5,1 млрд. долл. США, транспорта - 3,7 млрд. долл. США, химии и нефтехимии - 3,3 млрд.долл.США. Иностранный капитал необходим для внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, развития инфраструктуры агропромышленного комплекса, охраны здоровья, самолето-, судо- и ракетостроения.
Потенциально Украина может быть одной из ведущих стран по вложению прямых и портфельных иностранных инвестиций. Этому способствует ее емкий внутренний рынок, наличие относительно квалифицированной и в то же время дешевой рабочей силы, значительный научно-технический потенциал, богатые природные ресурсы.
Однако, несмотря на всю привлекательность украинской экономики для иностранного инвестирования иностранный капитал пока еще не играет весомой роли в качестве дополнительного источника финансирования структурной перестройки экономики Украины. За период 1995-2000 гг. объем прямых иностранных инвестиций в Украину возрос с 896,9 млн. долл. США до 3865,5 млн. долл. США с ежегодным ростом от 500 млн. долл. США до 700 млн. долл. США.
В целом же, оценивая состояния иностранного инвестирования в Украину, можно констатировать, что, несмотря на ежегодный рост по показателю объема иностранных инвестиций на душу населения с 17,6 долл. в 1995 г. до 78,4 долл. в 2000 г., Украина занимает одно из последних мест среди восточноевропейских стран. К примеру, в Венгрии это значение составляет 1500 долл.США, в Чехии - 400 долл.США, в Эстонии - 320 долл.США . А по данным международных финансовых организаций Украина на протяжении всего периода реформ находилась между 146 и 152 местами в мировом рейтинге.
Сложившаяся ситуация связана в первую очередь с тем, что процесс привлечения иностранного капитала в Украину сопровождается целым рядом негативных тенденций. Среди них можно назвать:
во-первых, объем поступлений иностранного капитала в страну не соответствует необходимым потребностям. Так, по данным Госкомстата Украины по состоянию на 1.01.2001 г. общий объем иностранных инвестиций составил 3865,5 млн. долл. США, при потребности в них в размере 7 - 8 млн. долл. США ежегодно;
во-вторых, небольшой средний размер инвестиций в отдельные проекты делает невозможным кардинальное улучшение общей ситуации. Например, по данным Министерства экономики Украины, в 1997 году размер иностранных инвестиций составил в среднем всего около 240 тыс. долл. США на один проект. А в некоторых областях средневзвешенный инвестиционный проект стоил меньше 60 тыс. долл. США. Не на много улучшилась ситуация в 2000 г., где средний размер иностранных инвестиций составил 319,3 тыс. долл. США;
в-третьих, по ряду регионов наблюдается сокращение объемов иностранного инвестирования. Так, в 1999 г. по сравнению с 1998 г. объем прямых иностранных инвестиций сократился в Житомирскую область на 6 млн. долл. США, а в 2000 г. он остался без изменений. В 1999 г. произошло снижение долгосрочного вложения капитала в Тернопольскую область на 2,5 млн. долл. США, в Черкасскую - на 13,1
млн. долл. США. В 2000 г. отмечена положительная динамика прямых инвестиций в данные области, а в Ровенскую они снизились на 0,6 млн. долл. США;
в-четвертых, крайне незначительный объем иностранных инвестиций направляется в отечественную производственную сферу, и в частности, в промышленность. Несмотря на то, что вложения в данную отрасль экономики и занимают основной удельный вес в иностранном капитале, но в 2000 г. они сократились на 11,6% по сравнению с 1996 г. Снижение наблюдается в таких отраслях как химическая промышленность (на 9,4%), пищевая промышленность (на 8,5%). Низкий уровень иностранного капитала отмечен в легкой промышленности и цветной металлургии. Кроме промышленности сократились вложения в такие отрасли экономики, как сельское хозяйство (на 0,9%), строительство (на 3,3%), производственные виды бытового обслуживания (на 2,5%), охрана здоровья (на 11,3%) и др.
в-пятых, наблюдается значительная концентрация иностранного капитала в отдельных регионах страны. За анализируемый период наибольший удельный вес приходился на предприятия г. Киева - в пределах 30% и Киевской области - в пределах 9%, Запорожской области - 8%, предприятия автономной республики Крым и Одесской области - 6,5%, Днепропетровской и Донецкой областей - 6% . То есть только в этих административно-территориальных единицах находится 3/5 общего количества предприятий, в которые вложено более 2/3 общего объема иностранного капитала;
в-шестых, существование в стране неблагоприятного законодательного климата в области иностранного инвестирования. В государстве функционирует чрезмерно громоздкая правовая база (более 70 нормативно-законодательных актов) по регулированию иностранного инвестирования, которая при этом постоянно изменяется. Например, принятие Верховным Советом Украины Закона “О режиме иностранного инвестирования” 19.03.1996 г. в шестой раз изменило условия для иностранного инвестирования. В то же время полагаем, что данный Закон имеет ряд недостатков. В нем не сформулированы, и, более того, не конкретизированы объекты, области и территории, подпадающие под регулирование. Кроме того, практически не предусмотрены льготы для иностранных инвесторов и прежде всего в области налогообложения, которые предусматривались Декретом Кабинета Министров “О режиме иностранного инвестирования” (1993 г.) В соответствии с вышеназванным Законом все предприятия, как с иностранными инвестициями, так и отечественные предприятия имеют одинаковые условия функционирования и налогообложения. Это же подтверждает и принятие в 1997 г. Закона “О налогообложении прибыли предприятия”.
Создание в Украине благоприятного инвестиционного климата будет способствовать преодолению кризисных явлений в инвестиционной сфере. Благоприятный инвестиционный климат призван обеспечить защиту инвестора от инвестиционных рисков.
Оценивая современную инвестиционную ситуацию в Украине можно заключить, что повышению инвестиционной активности в государстве в разрезе внутреннего инвестирования будет способствовать:
концентрация и направление бюджетных инвестиционных ресурсов, а также кредитных ресурсов, которые привлекаются под государственные гарантии в развитие приоритетных производственных отраслей экономики. При этом основное внимание следует уделять механизму инвестирования с конкретизацией государственных приоритетов;
создание Национального банка реконструкции и развития для концентрации инвестиционных ресурсов, в том числе бюджетных, с целью кредитования инвестиционных проектов во всех отраслях народного хозяйства на среднесрочной и долгосрочной основе;
с целью предупреждения нецеленаправленного использования кредитных ресурсов целесообразно законодательно закрепить четкую и прозрачную систему заключения кредитных договоров, обязательный залог имущества заемщика и усиление его ответственности за допущенные нарушения кредитного договора;
внедрение в практику экономического механизма страхования рисков, связанных с долгосрочным вложением капитала для защиты отечественных и иностранных инвесторов, а также для повышения заинтересованности коммерческих банков в долгосрочном кредитовании инвестиционных проектов;
развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности, усовершенствование деятельности инвестиционных фондов и компаний, ориентация их деятельности на инвестирование “экспортных” отраслей, проектов, которые рассчитаны на масштабные изменения и получение прибыли;
внедрение системы дополнительного пенсионного страхования и создание на этой базе добровольных пенсионных фондов, что позволит населению обеспечить дополнительный доход при наступлении пенсионного возраста, а государству - использовать накопления граждан в качестве внутреннего источника инвестирования;
внедрение законодательно гарантированной системы защиты вкладов населения, включающей мероприятия, направленные на полное сбережение денежных средств и выплату стабильного процентного дохода;
с целью привлечения средств населения следует обеспечить постоянную его информацию о состоянии дел в банковской сфере через телевидение, радио и т.д., а также путем издания брошюр и справочников о коммерческих банках, их рейтинге для повышения доверия к ним;
законодательно обеспечить условия амнистии при легализации теневого капитала при условии его инвестирования в экономику.
В разрезе внешнего инвестирования целесообразно:
Привлекать в экономику страны капитала транснациональных компаний (ТНК) США, Германии, Южной Кореи и т.д., которые ставят перед собой задачи как можно шире использовать ресурсный потенциал страны и получить прибыль от инвестирования посредством организации в стране собственного производства, дилерской сети и экспорта продукции. ТНК способны вложить миллионный капитал в экономику Украины сегодня с целью будущего их продвижения на рынке. В свою очередь от украинской стороны они ожидают взаимопомощи с перспективой дальнейшего более динамичного сотрудничества. Участие ТНК в качестве акционеров отечественных предприятий позволит повысить конкурентоспособность последних путем продажи акций и немедленного использования поступивших средств на увеличение внутренних инвестиций, реинвестирование прибыли и т.д. Кроме того, предполагается создание отечественных финансово-промышленных групп (ФПГ), в том числе транснациональных, а также горизонтальных и вертикальных холдинговых компаний, научно-технических центров, технополисов и т.д., которые в перспективе явятся основным стержнем научно-технологического и инновационного процесса в Украине, а также создадут серьезную конкуренцию зарубежным ФПГ и ТНК. Некоторые из них могут развиваться и функционировать в рамках специального режима инвестиционной деятельности и оффшорных зон.
Перспективным направлением в привлечении долгосрочного банковского капитала является открытие в Украине отделений первоклассных иностранных банков, создание коммерческих банков при участии иностранного капитала, а также частных инвестиционных банков. Именно инвестиционные банки должны специализироваться на кредитовании инвестиционных проектов стоимостью до 7 млн. долл. США, то есть охватить незанятую ныне международными финансовыми институтами (ЕБРР и Мировым банком) инвестиционную нишу.
Улучшению инвестиционного климата в Украине в значительной мере будет способствовать создание надежной системы страхования от рисков прямых иностранных инвестиций, тем более, что риск ведения бизнеса в Украине, по оценке Европейского центра экономических исследований, достигает 80%. В этой связи считаем, что необходимо в законодательном порядке утвердить страхование рисков в период проведения инвестиционной деятельности, обеспечить активный выход на международные страховые (перестраховые) рынки, а также активизировать деятельность, связанную с присоединением Украины к международной конвенции страхования инвестиций и защите инвесторов.
Обеспечить стабильность законодательства в инвестиционной сфере. Предусмотреть защиту иностранных инвесторов и механизм возмещения потерь, связанных с изменениями в законодательстве, закрепить права инвесторов на приобретение в собственность земельных участков, на которых размещаются объекты инвестирования.
Решение проблемы повышения инвестиционной активности в государстве связано с последовательной реализацией системы взаимосвязанных экономических, правовых, организационных и информационных мероприятий, направленных на создание привлекательного инвестиционного климата и оживление инвестиционной деятельности в Украине.
Скачать файл (1216.5 kb.)