Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Основы коммерческой деятельности - файл 1.doc


Основы коммерческой деятельности
скачать (247.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc248kb.20.12.2011 08:10скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

Тюменский государственный архитектурно-строительный университет

кафедра коммерции


Контрольная работа №2

по дисциплине «Основы коммерческой деятельности»


Выполнил: студентка ФЗО специальности

«Коммерция

(торговое дело)»

Новикова Т. А.,

зачетная книжка № 06К025

Проверил: кандидат экономических наук,

старший преподаватель

кафедры «Коммерция»

Чекардина Е.Б.


Тюмень, 2010

Содержание:
Развитие розничной торговли в России 3

Расчетная задача 20
Список использованной литературы 22
^ Развитие розничной торговли в России
Раскрыть сущность и содержание розничной торговли, ее основные функции и значение для развития экономики в целом. Рассмотреть особенности развития розничной торговли на примере конкретного товара, используя статистические данные.
В настоящее время особое место в организации торгового обслуживания населения занимает розничная торговля. Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажам в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции. Благосостояние населения и регионов оценивается, в первую очередь, по уровню торгового обслуживания.

Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.

Значительные перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле. В настоящее время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.
Розничная торговля - одна из наиболее значительных для общества отраслей хозяйства. В России насчитывается 1,4 млн. розничных торговцев, совокупный годовой объем продаж которых превышает 1 трлн. долларов. В сфере розничной торговли занято около 20 млн. человек. Стоит, однако, отметить, что за последние 10 лет в России численность работников торговли возросла на 30%, в то время как численность производственных рабочих сократилась на 21% см. [2, с.52]

Розничная торговля так прочно вошла в нашу жизнь, что мы ее уже не замечаем, принимаем как должное. Будучи покупателями, мы не задумываемся о том, какие непростые решения принимают руководители торговых предприятий, какие технологии используют, чтобы предложить нам с вами товары и услуги.

Розничная торговля, предлагающая потребителям товары и услуги, предназначенные для личного пользования - последнее звено в каналах распределения, связывающих производителей и покупателей. Место розничной торговли в каналах распределения продукции демонстрируется на рисунке 1. Предприятия-производители изготавливают товары и продают их предприятиям, занимающимся оптовой или розничной торговлей. Оптовики перепродают эти товары розничным торговцам, а те – конечным потребителям.

Производство  Оптовик  Розничная торговля  Потребитель

Рисунок 1- Канал распределения продукции

Как видно из рис.1. продукт проходит 4 этапа по мере продвижения от производителя до потребителя. Каждый этап характеризуется своим содержанием, особенностями функции и методов их достижения.

  1. Обеспечение определенного ассортимента товаров и услуг. Средний супермаркет предлагает около 15 тыс. наименований товаров от более 500 производителей. Предлагая столь широкий ассортимент, предприятия предоставляют своим покупателям возможность приобрести товары самых разных марок, фасонов, размеров, расцветок и цен в одном и том же месте.

  2. Дробление поступающих партий товаров. Чтобы снизить затраты на перевозку, производители, как правило, отправляют розничным торговым предприятиям товары большими партиями в соответствующей упаковке и таре. А розничные торговые предприятия, в свою очередь предлагают товары в небольших количествах, соответствующих запросам отдельных потребителей. В этом и заключается функция дробления поступающих партий товаров.

  3. Хранение запасов. Поддерживая определенный объем запасов, розничные торговые предприятия создают дополнительное преимущество для потребителей, так как затраты последних на хранение сокращаются.

  4. Обеспечение сервиса. Розничные торговые предприятия предоставляют покупателям услуги, облегчающие процесс покупки и использования товаров, демонстрируют имеющиеся у них товары так, что потребители имеют возможность рассмотреть их, подержать в руках, а зачастую и попробовать в деле еще до того, как они совершают покупку. [3,с. 392]

Все эти действия составляют от 20 до 50% стоимости продаваемых в розницу товаров. Столь высокий показатель еще раз подчеркивает необходимость эффективной розничной торговли, важности ее роли в современном обществе.

Следует обратить особое внимание на то, что основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой она существует. Если розничное торговое предприятие стремится к успеху, оно должно знать, чего желают его покупатели, и предоставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребности, а так же противостоять конкурентам. Мы считаем все это возможно только в том случае, если предприятие розничной торговли постоянно отслеживает возникновение новых потребностей потребителей, появление новых конкурентов и новых технологий.

^ Особенности функционирования розничной торговли

Розничная торговля – вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Это наиболее распространенное определение понятия розничной торговли, содержащееся в нормативно-правовых документах.[2]

Данный вид деятельности имеет договорной характер, и его юридическая основа закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом.[1]

Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:

    • удовлетворение потребностей населения в товарах;

    • доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;

    • поддержание баланса между предложением и спросом;

    • воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;

    • совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.[8]

Розничная торговая сеть классифицируется по двум признакам: стационарности и товарно-ассортиментному профилю. По первому признаку розничная торговая сеть разделяется на:

  • стационарную (магазины);

  • полустационарную (павильоны, палатки, ларьки, киоски);

  • передвижную (развозная и разносная).

По второму признаку розничная торговая сеть разделяется на:

  • смешанную (торгующую товарами одной или двух-трех групп или комплексов);

  • специализированную (торгующую отдельными подгруппами и видами товаров);

  • универсальную (торгующую всеми группами или продовольственных или непродовольственных товаров).

В структуре розничной торговли учитывается ассортиментный признак. Товары обычно объединяются в соответствующие группы по признаку производственного происхождения или потребительского назначения. В розничной торговли в связи с этим функционируют различные виды магазинов:

  1. Специализированные магазины занимаются реализацией товаров одной конкретной группы (мебель, радиотовары, электротовары, одежда, молоко, хлебобулочные изделия и др.

  2. Узкоспециализированные магазины продают товары составляющие часть товарной группы (мужская одежда, рабочая одежда, шёлковые ткани и др.).

  3. Комбинированные магазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп, отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей (мото-вело-культтовары, книги и плакаты, хлебобулочные и кондитерские изделия, вино, фрукты, меха и др.).

  4. Универсальные магазины продают товары многих товарных групп в специализированных секциях.

Смешанные магазины реализуют товары различных групп как продовольственных так и непродовольственных, не образуя специализированные секции.

Анализ особенностей каждого вида розничной торговли показывает, что современные тенденции развития розничной торговли должны опираться, прежде всего, на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

В последние годы такое соотношение утратило позитивную динамику. Более половины розничного товарооборота реализуется сегодня на основе внемагазинных форм продаж. Данное обстоятельство имеет вполне определенные негативные последствия – уменьшение розничного товарооборота.

Для того чтобы активно конкурировать с внемагазинной продажей, общими принципами работы розничной торговой сети должны стать:

  • универсализация продовольственной торговли за исключением товаров редкого эпизодического спроса;

  • развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;

  • формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

  • организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;

  • формирование системы так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;

  • выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;

  • формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;

  • восстановление розничной торговли через автоматы.

Инфраструктура розничной торговли любой региональной модели торгового обслуживания должна обеспечить разнообразие структурно-функциональных параметров торговых объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания. [5, с. 215]

Разнообразие розничных торговых предприятий с позиции их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:

  • независимых розничных торговых предприятий;

  • розничных торговых предприятий, принадлежавших товаропроизводителям;

  • розничных торговых предприятий, принадлежавших оптовым торговым организациям;

  • муниципальных розничных торговых предприятий.

Все это исходит из того, что формирование системы предприятий розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а так же муниципальными органами является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально-ориентированной рыночной среды.

В этой среде независимым розничным торговым предприятием является предприятие, не входящее ни в какие объединения. Магазин, принадлежащий товаропроизводителю или оптовой организации, всегда функционирует в составе соответствующей компании и поэтому является зависимым. Муниципальный торговый объект – это, как правило, социально ориентированное розничное торговое предприятие, дополняющее сложившуюся в рамках муниципального образования систему торгового обслуживания.

Особое место в классификации рыночных структур занимает торговый центр, который представляет собой совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единым территориальным комплексом с обширной автостоянкой, поэтому особую группу розничных торговых предприятий должны составлять предприятия в составе торговых центров. Торговый центр всегда предлагает универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Торговые центры, по нашему мнению, необходимо формировать на пересечении крупных автомагистралей с тенденцией смещения за пределы интенсивной городской застройки.

Хотелось бы отметить, что системная организация объектов рыночной торговли должна опираться не только на рациональную дифференциацию магазинов, но и на развитие внемагазинных форм продажи.

Развитие внемагазинных форм продажи товаров, с одной стороны, обуславливается эволюцией самой торговой практики, а с другой - все более масштабным проникновением в быт рядового потребителя разнообразных средств технического прогресса. В связи с этим можно сказать, что внемагазинные формы продажи всегда нацелены на определенные сегменты товарного рынка, с их помощью решается определенный круг проблем.

Принципиально новой формой внемагазинной торговли, имеющей предпосылки для широкого распространения в отечественной торговой практике, должен стать сетевой маркетинг. Главная особенность этой системы состоит в том, что товар реализуется специально подготовленными торговыми агентами на дому, в учреждениях и организациях, на транспорте, на улице. Это позволяет резко сократить издержки обращения.

Развитие электронной техники и средств телекоммуникационной связи создает возможность для расширения таких форм торговли, при которых потребитель знакомится с ассортиментом, выбирает товары и делает соответствующие заказы с помощью информационно-телекоммуникационных технологий.

В настоящее время в мировой практике сложились две модели развития электронной коммерции: электронная торговая компания с потребителями – физическими лицами и электронная торговля между бизнес-партнерами.

В России уже сегодня имеются некоторые предпосылки для реализации обеих моделей электронной торговли. Основными из них являются развитие сети Интернет, а так же достаточно высокая подготовленность многих корпоративных пользователей.

В своих выводах автор исходил из того, что развитие электронной торговли обеспечит наиболее активное включение России в мировое информационно-экономическое пространство, способное существенно повысить прозрачность коммерческих сделок, как следствие этого, снизить объемы реально возможного вывоза капитала зарубеж, благодаря трансграничности финансовых операций.

Автор считает, что развитие розничной торговой сети должно идти по следующим основным направлениям:

  1. Рост количества розничных торговых предприятий будет идти как за счет нового строительства, реконструкции и комплексной рационализации действующих магазинов, так и на основе прогрессивной технологии.

  2. В розничной торговле наблюдаются процессы создания внутримежотраслевых объединений и открытие фирменных торговых предприятий товаропроизводящих отраслей. Например, в Москве развивается сеть фирменных магазинов, которые реализуют товары предприятий легкой и текстильной промышленности и входят в состав их акционерных обществ. Необходимо, чтобы повсеместно проходил процесс универсализации торговых предприятий, а так же росло число смешанных магазинов.

  3. Торговые предприятия, как это следует из экономической теории и практики, главной целью своей деятельности обоснованно считают получение прибыли.

  4. Для достижения главной и всех других целей торговые предприятия должны ориентироваться на спрос покупателей, более полное удовлетворение их нужд и тем самым способствовать обеспечению благополучия людей и общественному прогрессу.

В условиях становления рыночной экономики, обострения конкуренции наметились новые подходы к развитию розничных предприятий. Соответствующие концепции строятся с учетом идеи формирования ассортимента и обслуживания населения. Обычно концепция развития розничной торговли включает следующие разделы: ассортиментные перечни товаров; схему размещения оборудования и товаров; указания по организации расчетных узлов; определение зон самообслуживания и продажи некоторых товаров через прилавок; перечень дополнительных услуг: порядок формирования цен; предоставление скидок на отдельные товары и др.[4, с.576]

Так же все предприятия должны руководствоваться общепринятыми в рыночной экономике принципами функционирования с ориентацией на поддержку отечественных товаропроизводителей (формирование заказов, присвоение товарам, отвечающим определенным требованиям, известной торговой марки, знака качества, применения гибкой системы скидок цен и др.)

В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние торговые предприятия. Для них невозможно организовать транзитные поставки товаров.

На Западе существуют многопрофильные торговые компании – это фирмы, которые владеют не менее 10 однотипными магазинами, и находятся под общим управлением. Руководство торговыми компаниями осуществляют контрактные оптово-розничные объединения. Такие организации есть во всех развитых капиталистических странах. Во главе стоит оптовая, иногда розничная фирма, которая закупает товары у промышленных предприятий по льготной цене, членам объединения оказывает различного рода услуги в виде кредита, оформления и оснащенности оборудованием. [5,с.147]

Таким образом, развитие разнообразных видов и типов предприятий и разработка новых методов розничной торговли является одним из важных направлений розничной торговли.

Разнообразие видов предприятий розничной торговли предполагает использование магазинных и внемагазинных видов торгового обслуживания: посылочной торговли, торговли по каталогам, заказов по телефону, продажи на дому, внемагазинной торговли с использованием электронных технических средств, торговли на рынках и других форм торгового обслуживания населения.

Многообразие типов розничных торговых предприятий обусловлено масштабами деятельности, размерами торговой площади, товарной специализацией, методами обслуживания населения, обслуживаемым сегментом рынка товаров народного потребления (этот сегмент во многом определяется значительной дифференциацией доходов населения. Последний фактор стал учитываться при типизации торговых предприятий недавно. В настоящее время идет процесс становления и развития торговых предприятий, специально ориентированных на категории покупателей, дифференцированных по размерам доходов).

Следует отметить, что сегодня должно быть уделено определенное внимание корпоративному управлению торговыми предприятиями. Т.е. такая модель ведения хозяйственной деятельности, которая призвана обеспечить наиболее эффективное выражение интересов собственников, руководителей и наемного персонала.

Особенностью этой формы управления в торговле должно быть стремление вовлечь в корпоративное управление также интересы покупателей, сделать их постоянными посетителями предприятий данной корпорации. Корпоративные магазины должны использовать хорошо организованный менеджмент, руководствоваться в торговой деятельности данными маркетинга, добиваться эффективной организации труда, экономии издержек обращения и высокого уровня обслуживания покупателей.

Исходя из вышеизложенного сделаем вывод о том, что социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Можно сказать, что социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся. Таким образом, сокращение затрат времени на приобретение товаров и приготовление пищи создает необходимые условия для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного производства.

Наличие среди предприятий розничной торговли разных типов магазинов, по-нашему мнению, является одним из важных показателей состояния розничной торговли в рыночных условиях. Их роль трудно переоценить, эти магазины располагают наибольшим ассортиментом в торговле, предлагают ряд других услуг покупателям.

Как известно, показателем, характеризующим объёмы и качество розничной торговли является товарооборот. Розничный товарооборот - объём реализации товаров в денежном выражении. Он характеризует заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу потребления, констатирует общественное признание стоимости и потребительской стоимости части общественного продукта в виде конкретных видов товаров; отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объёмом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами. Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. В розничной торговой сети материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку покупатели приобретают нужные им товары в обмен на свои денежные доходы. Итак, когда товар превращается в деньги, создаются стартовые возможности для нового цикла производства. Отсюда следует, что розничную торговлю следует рассматривать в процессе кругооборота всего общественного продукта, где стадии производства, распределения, обмена и потребления тесно связаны между собой. [5, с. 296]

Таким образом, экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

Рассмотрим особенности развития розничной торговли на примере магазина детской одежды.

Чтобы провести анализ экономической характеристики предприятия нужно рассчитать ряд показателей, которые будут отражать экономическую эффективность предприятия.

Рассчитаем экономические показатели на примере одного отдела, который будет отражать всю характеристику магазина детской одежды.

Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.

Таблица 1 - Динамика прибыли и рентабельности в отделе детской одежды


Показатели

2007

2008

Отклонение

2008к 2007

2009 год

Отклонение 2009к 2008

Оборот РТО

12300

26200




33120




Прибыль руб.

898

2510

1612

3720

1210

Рентабельность %

7,3

9,5

2,2

11,2

1,7



Rт = (1)
где Rт - рентабельность

П – сумма

Т- обьем товарооборота

За 2007 год:
Rт = %
За 2008 год:
Rт = %
За 2009год:
Rт = %
Следовательно, можно сделать такой вывод, что прибыль с каждым годом растет за счет покупательского спроса детской одежды так же и увеличивается за счет прибыли и рентабельность отдела за три года прибыль возросла почти в 3 раза отдел стал намного рентабельнее по сравнению 2007 годом. Результаты деятельности отдела детская одежда имеют положительную динамику, в частности чистая прибыль увеличилась за анализируемый период на 2822 тыс.руб. Анализ показателей рентабельности свидетельствует об эффективном использовании основных и оборотных средств

Издержки обращения имеют место везде, где происходит процесс товарного обращения в промышленности при затратах по сбыту и снабжению, в заготовительных организациях при затратах по заготовке и сбыту продукции сельского хозяйства, в организациях снабженческих при затратах по доведению средств и предметов труда от производителей до потребителей. Расходы по оплате транспортирования грузов, по погрузке и разгрузке, по содержанию помещений для хранения материальных ценностей, по оплате труда работников торговых предприятий составляют издержки обращения торговых организаций по доведению материальных ценностей от изготовителей до потребителей. Издержки обращения торговли составляют часть общехозяйственных издержек обращения.

Учёт издержек обращения строится в соответствии с порядком их планирования. При планировании и учёте должны быть обеспечены единство и сопоставимость показателей издержек в плане, учёте и отчётности. Данные учёта издержек обращения используются для оценки выполнения плана в целом по торговому предприятию. Оптимизация издержек обращения всегда являлось важнейшим вопросом в экономике. Решение этой задачи в частности способствует хорошо налаженный учёт издержек обращения, их контроль и анализ.


Показатели

2007

2008

2009

Отклонение

2008к 2007

Отклонение

2009к 2008

Оборот РТО

12300

26200

33120







Издержки обращ.
















Сумма тыс.руб

2801,2

3780,4

4001,1

979,5

220,4

% к обороту

22,7

14,4

12,0

-8,3

-2,4

Транспортные расходы











Сумма тыс. руб.

2337,5

1063,5

1161,2

1274

97,7

% к обороту

19,0

4,0

3,5

-15

-0,5

Расходы на оплату труда
















Сумма тыс. руб.

2691,4

1713,13

1759,83

978,27

46,7

% к обороту

21,8

6,5

5,31

15,3

-1,19

Аренда
















Сумма тыс. руб

2279,4

103,73

1079,93

2175,67

976,2

% к обороту

18,5

0,3

3,2

-18,2

2,9
Издержки обращения торговых предприятий классифицируются по экономическому содержанию: по отношению к объему реализации товаров и по группам и статьям установленной номенклатуры. По экономическому содержанию издержки обращения делятся на чистые и дополнительные.

Таблица 2 - Издержки обращения за отчетный период

Определяем издержки обращения в % к товарообороту за 2007 год

У.и.о = (2)

Где Уи.о. – уровень издержек обращения

Т/об – товарооборот за год

И.О. – издержки обращения

Уи.о. = = 22,7%
Определяем издержки обращения транспортных расходов в % к товарообороту за 2007 год
Уи.о.Тр = (3)
Где сумма Тр – транспортные расходы

Т/об – товарооборот за год
Уи.о.Тр = = 19,0 %
За 2008 год
Уи.о.Тр = = 4,0 %

За 2009 год
Уи.о.Тр = = 3,5%
Определяем издержки обращения расходов на оплату в % к товарообороту

За 2007 год
Уи.о. Р.опл.тр. = (4)
Где Р.опл.тр. – расходы на оплату труда

Т/об – товарооборот за год
Уи.о. Р.опл.тр = = 21,8%
За 2008 год
Уи.о. Р.опл.тр = = 6,5%
За 2009 год
Уи.о. Р.опл.тр = = 5,31%

Определяем издержки обращения на аренду в % к товарообороту

За 2007 год
Уи.о. аренды = (5)
Где сумма аренды – аренда

Т/об – товарооборот за год

Уи.о. аренды = = 18,5%
За 2008 год
Уи.о. аренды = = 0,3%
За 2009 год
Уи.о. аренды = = 3,2%
Следовательно, за три года издержки обращения составили в абсолютной сумме 10582,7 тыс. рублей. При пересчёте данного показателя при % к обороту за все года составил 49,1%. Снижение издержек обращения обусловлено исключительно за счёт переменной части расходов в сумме 7194,5 тыс. рублей. Так анализ влияния факторов на размер транспортных расходов позволил сделать вывод о том, что произошло увеличение транспортных расходов на 1840 тыс. руб. В связи с ростом товарооборота за анализируемый период по отношению к плану и увеличением транспортных тарифов, издержек обращения увеличились. Факторный анализ расходов по оплате труда показал, что на изменение фонда оплаты труда повлияли изменение численности, средней заработной платы и производительности труда.

Учитывая, что теория управления материальными запасами разрабатывает методы вычисления величины запасов, обеспечивающих наиболее экономным путем удовлетворения будущего спроса, то для увеличить оборачиваемости запасов, необходимо получить наибольший объем продажи и, следовательно, прибыли. Разумеется, идеальной была бы продажа товара, без всякого хранения. Однако, такая торговля многими видами товаров, невозможна, поэтому оборачиваемость запасов, является важным критерием, который тщательно анализируется фирмами. Поскольку оборот запасов находится в прямой зависимости от объема реализации, необходимо использовать все возможные методы стимулирования сбыта и ускорения, оборачиваемости материальных запасов.

Способом ускорения оборачиваемости материальных запасов является вложение минимальных средств. При увеличении оборачиваемости вырастает объем реализации и прибыль. При высоком уровне запасов следует помнить, что физическое и моральное старение и порча при хранении влекут за собой убытки. Конструктивные изменения, предпочтение потребителями других видов товаров, могут вызвать устаревание товаров. Нежелателен и слишком низкий уровень запасов. Из–за неизбежных задержек связанных с размещением заказов, перевозками, складской обработкой товаров, предприятию нельзя закупать товары лишь в момент получения заказа от потребителя. Поддержания запасов на определенном уровне в соответствии с прогнозом сбыта способствует устойчивости и ритмичности реализации.

Таблица 3 - Состояние товарных запасов в отделе детская одежда



Показатели

III квартал 2009 года

IV квартал 2009 года

июль

август

сентябрь

Октябрь

ноябрь

декабрь

Величина т/з на конец месяца по основ. товар. группам в натур.пок


2760


3120


3400



4120


4860


5150

Уровень т/з в днях

7,5

8,5

9

11

13

14

Средний размер т/з в натуральных показателях


3100


4747,5

Товароборачив. В днях

90

90

Количество оборотов в разах

10,5

7



Определяем уровень товарных запасов за 3 квартал 2009 года
Ур т/з = вел. т/з
одноднев. т/об (6)

Ур т/з – уровень товарных запасов

Вел. т/з – величина товарных запасов

Одноднев. т/об – однодневный товарооборот

июль
Ур т/з = 2760 = 7,5 дней

368

август
Ур т/з = 3120 = 8,5 дней

368

сентябрь
Ур т/з = 3400 = 9дней

368
Определим однодневный товарооборот
Одноднев. Т/об = (7)
Одноднев. Т/об – однодневный товарооборот
Т/об - товарооборот за год
Одноднев. Т/об = 33120 = 368дней

90

Определяем средний размер товарных запасов
Ср.разм. т/з = 3ср = ½*31 +32 +33 * ½ n (8)

n-1

Где Ср.разм. т/з – средний размер товарных запасов

n-1 – количество дат

31, 32 – т/з на определенную дату

Ср.разм. т/з = 2760:2 + 3120 + 3400:2 = 6200 =3100 тыс. руб.

3-1 2
Определим товарооборачиваемость

товарооборачиваемость = ср.разм. т/з ( 9)

одноднев. т/об

товароборачив. = 33120 = 90 дней

368
Определяем количество оборотов в III квартале
Кол/во оборотов = (10)
где Кол/во оборотов – количество оборотов

Т/об - товарооборот

Ср.разм.тов. запасов – средний размер товарных запасов
Кол/во оборотов = 33120 = 10,5

3100

Определяем уровень товарных запасов за 4 квартал 2006 года

Ур т/з = величина т/з

одноднев. т/об

октябрь

Ур т/з = 4120 = 11 дней

368

ноябрь

Ур т/з = 4860 = 13 дне

368
декабрь

Ур т/з = 5150 = 14 дней

368
Определим однодневный товарооборот

Одноднев. Т/об = Т/об

90дней
Одноднев. Т/об = 33120 = 368дн

90
Определяем средний размер товарных запасов
Ср.разм. т/з = 3ср = ½*31 +32 +33 * ½ n

n-1

Ср.разм. т/з = 4120:2 + 4860 + 5150:2 = 9495= 4747,5тыс. руб.

3-1 2
Определим товарооборачиваемость

Товар/обр. = ср.разм. т/з

одноднев. т/об

товар/обр. = 33120 = 90 дней

368

Определяем количество оборотов в 4 квартале
Кол/во оборотов =
Кол/во оборотов = 33120 = 7 оборотов

4747,5
Отсюда следует эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами. Результат анализа процесса управления материальными запасами в отделе детская одежда позволяет утверждать, что используемая стратегия управления запасами соответствуют рыночным принципам хозяйствования. Преобладает целевой подход к формированию и хранению запасов. Рационализация запасов рассматривается как крупный резерв экономического роста. Предприятие достаточно используют данный фактор повышения конкурентоспособности, не ограничиваясь лишь констатацией нехватки или излишка запасов. Имеется информация, позволяющая дать количественную оценку влияния уровня запасов на конечный результат деятельности предприятия.

Одними из самых важных целей для стратегического управления являются цели роста организации. Данные цели отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста

В современных экономических условиях немногие фирмы, вообще формулируют свою миссию, у них существует только одна цель – получение наибольшей прибыли при наименьших издержках. И руководство этих предприятий считает, что была бы прибыль, а всё остальное приложится.

Как показала зарубежная практика – правильно сформулированные цели предприятия это как минимум 50 % успеха его деятельности. Ведь цели предприятия определяют стратегию поведения фирмы на рынке и многое другое.

Организация не может функционировать без целевых ориентиров.

Целевое начало в деятельности организации задается в первую очередь тем, что ее деятельность находится под влиянием интересов различных групп людей. Целевое начало в функционировании организации отражает интересы таких групп или совокупностей людей, как собственники организации, сотрудники организации, покупатели, деловые партнеры, местное сообщество и общество в целом.

Организации может быть быстрым, стабильным или может наблюдаться сокращение. Соответственно эти темпам роста могут устанавливаться цель быстрого роста, цель стабильного роста и цель сокращения.

Цель быстрого роста является очень привлекательной, однако, и очень сложной для достижения. Стратегия организации должна быть сформулирована очень ясно.

Обьем и динамика РТО отдела детская одежда

Рассчитаем абсолютный прирост цепным способом

Уi цен = уi –уi-1,

где уi- абсолютная величина

уi-1 – абсолютная величина при расчете цепным способом

цеп = 26200-12300 = 13900 тыс.руб

цеп =33120-26200 = 6920 тыс.руб

в сопоставимых ценах за 2008-2009 год

3082,3- = тыс.руб

3154,2- = тыс.руб

темп роста = (12)

в действующих ценах

темп роста =%

темп роста =126,4%

В сопоставимых ценах

темп роста = 113%

темп роста =%

Темп прироста в действ. ценах = темп роста – 100 (13)

где Темп прироста в действ. ценах - темп прироста в действующих ценах

Темп роста - темп роста

Темп прироста =213-100 = 113%

Темп прироста =126,4-100 = 26,4%

Темп прироста =187,9-100 = 87,9%

Темп прироста =106,3-100 = 6,3%

Следовательно, можно сделать вывод, что темп роста влияет на работу отдела детская одежда. Организация, если у нее для достижения данной цели есть все необходимые предпосылки, следует отдавать предпочтение именно этой цели роста. Чтобы справится с быстрым ростом, руководство организации должно обладать такими качествами, как глубокое понимание рынка, умение выбрать наиболее подходящую часть рынка и сконцентрировать свои усилия на этой части рынка, умение хорошо использовать имеющиеся у организации ресурсы, умение четко ощущать ход времени и хорошо контролировать во времени протекающие в организации процессы. В случае быстрого роста организации, необходимо иметь опытных менеджеров, умеющих рисковать.
Заключение
Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

Рассмотрев поставленные вопросы можно предложить следующие приоритетные направления развития розничной торговли:

• совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и введение новых нормативов и стандартов, регламентирующих деятельность на потребительском рынке;

• создание эффективной системы управления (координации) потребительским рынком для более полного удовлетворения спроса на товары  и услуги;

• реконструкция и модернизация объектов в соответствии с градостроительными требованиями и новейшими научно-техническими достижениями;

• развитие и оптимизация структуры торговых сетей; развитие системы гипер- и супермаркетов, «магазинов у дома» и мелкорозничных рынков;

• приоритетное развитие социально ориентированной сети торгового обслуживания для малообеспеченных категорий граждан, в том числе и магазинов-дискаунтеров;

• обеспечение территориальной доступности товаров для всех социальных групп населения; формирование адресных программ развития торговой сети; размещение новых предприятий там, где ощущается дефицит торговой сети;

• упорядочение и качественные улучшения объектов мелкорозничной торговой сети, быстрейшее решение вопросов по ликвидации торговли в неустановленных местах; перевод мелкорозничной сети в современные торговые комплексы;

• учет приоритетов потребителей: экономия времени и денег; наличие в торговых центрах культурно-развлекательных мероприятий;

• повышение качества товаров и культуры обслуживания; забота о здоровье потребителей.

^ Расчетная задача
Рассчитайте на планируемый год сумму и уровень издержек обращения по статье «Расходы по транспортировке товаров» для розничного торгового предприятия.

В отчетном году издержки обращения по указанной статье расходов составили 491,5 тыс. руб., фактический оборот розничной торговли за отчетный год – 16750 тыс.руб.

В планируемом году физический объем перевозок возрастает на 3%, с 1 января планируемого года транспортные тарифы повышаются на 15%. Объем оборота розничной торговли в планируемом году составит 20075 тыс. руб.
Решение:

Для решения задачи, во-первых, запишем имеющиеся данные:

  1. Издержки обращения в отчетном году: Iотч.год = 491,5 тыс.руб.

  2. Фактический оборот розничной торговли за отчетный год: Ор= 16750 тыс.руб.

  3. Физический объем перевозок в планируемом году: ТрVперев.= на 3%

  4. Транспортные тарифы планируемого года: Тр тариф = на 15%

  5. Объем оборота розничной торговли в планируемом году: : Орплан=20075 тыс.руб.

Следует найти:

  1. Iплан.год - ?

  2. Уи.о. - ?

  1. Определим уровень издержек обращения в отчетном году.

Уи.оотч.год. = (Iотч.год / Ор) *100%

Уи.оотч.год. = (491,5/16)*100%=2,93%

  1. Так как произошло увеличение издержек обращения по статье расходов «Расходы по транспортировке товаров», рассчитаем издержки обращения по статье расходов «Расходы по транспортировке товаров» в планируемом году.

Iплан.год = 491,5*1,3*1,15%=582,18 тыс.руб.

  1. Рассчитаем уровень издержек обращения по статье расходов «Расходы по транспортировке товаров» в планируемом году.

Уи.о.план.год = (Iплан.год / Орплан)*100%

Уи.о.план.год = (582,18/20075)*100% = 2,9%

  1. Определим темп прироста розничного оборота:

Трор = (Орплан.год / Оротч.год)*100% - 100%

Трор = (20075/16750)*100% -100%= 19,85%

  1. Определим темп прироста издержек обращения по статье расходов «Расходы по транспортировке товаров».

Три.о. = (Iплан.год / Iотч.год)*100%-100%

Три.о. = (582,18/491,5)*100%-100% = 18,45%

Вывод: при изменении издержек обращения по статье расходов «Расходы по транспортировке товаров» в сторону увеличения на 18,45% происходит увеличение товарооборота на 19,85%. Издержки обращения выросли, следовательно, возросла и прибыль, так как чем больше оборот торговли, тем больше издержки обращения.

Список используемой литературы:


  1. Гражданский кодекс Российской федерации: Части первая, вторая, третья (по сост. на 10 фев. 2005 г.). – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 479 с. – (Правовая библиотека)

  2. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.

  3. ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования.

  4. ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий.

  5. Дашков Л.П. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов Высших учебных заведений. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2005. – 520 с.

  6. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.: Ил. – (Серия «учебник для ВУЗов»).

  7. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник: - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2005. – 636 с.

  8. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 248 с.

  9. Валерий Миронов «При отсутствии доступа»; журнал: Новости торговли № 01. 2007 стр. 26.

  10. Леонид Игнатьев «Тренды российского ритейла»; журнал: Российская торговля № 12. 2006 стр. 17-18

  11. Наталья Кузнецова «Ритейл российский сценарий»; журнал: Новости торговли № 03. 2007 стр.18-20

  12. Наталья Шилина «Как выйти на рынок вендинга»; журнал: Российская торговля № 1-2. 2006 стр. 34

  13. Полина Бубенцова «Mixed-USE, или борьба на выжимание»; журнал: Новости торговли № 03. 2007 стр.





Скачать файл (247.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации