Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по курсу товароведение, экспертиза, стандартизация - файл Второе_МИРБИС_станд_метрология.doc


Лекции по курсу товароведение, экспертиза, стандартизация
скачать (2603.7 kb.)

Доступные файлы (10):

Второе_МИРБИС_станд_метрология.doc206kb.19.05.2010 16:50скачать
МИРБИС_товароведение_8.ppt70kb.19.05.2010 16:50скачать
Товаровед_2выс_лекция_2_3.ppt231kb.26.04.2010 12:52скачать
Товаровед_2выс_лекция_3.ppt2015kb.26.04.2010 12:52скачать
Товаровед_2выс_лекция4_МИРБИС.ppt127kb.26.04.2010 12:52скачать
Товаровед_2выс_лекция_5.ppt246kb.26.04.2010 12:52скачать
Товаровед_2выс_лекция_6.ppt206kb.19.05.2010 16:50скачать
Товаровед_2выс_лекция_7.ppt211kb.19.05.2010 16:50скачать
Чалых Товароведение Лекц1 04 10.pdf135kb.09.04.2010 19:29скачать
Чалых Товароведение Лекц2 04 10.pdf92kb.09.04.2010 19:29скачать

содержание

Второе_МИРБИС_станд_метрология.doc




Федеральное агентство по образованию

Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ТОВАРОВЕДЕНИЕ, ЭКСПЕРТИЗА И

СТАНДАРТИЗАЦИЯ»



(уровень - второе высшее образование)

Составитель, д.х.н., профессор Чалых Т.И.
Москва, 2010

Составитель: д.т.н., профессор, Чалых Т.И.

ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.
Рецензент: ________________________

ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.

____________________________МИРБИС


В программе представлены цели и задачи дисциплины, методы преподавания и формы контроля, сформулированы требования к уровню ее усвоения, дано краткое содержание тем, приведен список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, предложены вопросы для самопроверки и самостоятельной работы, примерные темы рефератов, вопросы для итогового контроля знаний

Рабочая программа составлена на основании Стандарта образования_____ дисциплины «Товароведение, экспертиза и стандартизация» по плану подготовки________ по направлению______ «_________________»
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры______________, протокол № __ от «___» _________ 200_ г.
Заведующий кафедрой ________________ _____________

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрено советом (методической комиссией)

___________________факультета, протокол № __ от «___» _______ 200__ г.

Председатель ________________ ____________

(подпись) (Ф.И.О.)

Организационно-методический раздел

Цель дисциплины


Целью дисциплины является:

- формирование знаний о товаре как объекте коммерческой деятельности, его основополагающих характеристиках (ассортиментной качественной, количественной), методах оценки качества и безопасности;

- формирование знаний об экспертизе товаров как профессиональной исследовательской деятельности, о видах, субъектах, объектах, средствах и методах экспертизы товаров;

- изучение основ метрологии, технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия (сертификации).

Учебные задачи дисциплины


Ознакомление с основными потребительскими свойствами товаров различных групп, их классификацией, ассортиментом, с качественными и количественными характеристиками товаров; метрологическим обеспечением товароведения, особенностями оценки и контроля качества, экспертизы и подтверждения соответствия.

В задачи дисциплины входят:

- ознакомление с основными нормативно-правовыми документами в области товароведения, экспертизы и метрологии;

- изучение основных потребительских свойств, классификации, кодирования; ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров;

- ознакомление с основными видами товарных классификаторов;

- изучение основ оценки качества товаров, методов определения свойств товаров; управлением качеством товаров;

- экспертиза товаров и подтверждение соответствия;

- организация и порядок проведения экспертизы товаров;

- метрология, государственная система обеспечения единства измерения;

- международное сотрудничество в области стандартизации, сертификации и метрологии.

Методы преподавания дисциплины


  • лекции;

  • письменные или устные домашние задания;

  • расчетно-аналитические задания;

  • обсуждение подготовленных студентами рефератов и докладов;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов.

Место курса среди других дисциплин учебного плана


Дисциплина базируется на знаниях основ менеджмента и маркетинга, научных законов естествознания; имеет межпредметные связи с естественно-научными и специальными дисциплинами, организацией коммерческой деятельности, экономикой торговли и др.

Требования к уровню освоения


В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать основные понятия, термины и их определения в области товароведения, товарной экспертизы, стандартизации и метрологии; методы классификации и кодирования товаров; виды и показатели ассортимента; факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров; номенклатуру потребительских свойств товаров, основные процедуры при контроле и экспертизе качества товаров;

- иметь представление о современных методах исследования качества товаров, дефектах и градациях качества товаров; назначении, видах, средствах и порядке проведения товарной экспертизы; национальной системе обеспечения единства измерений; формах и способах подтверждения соответствия товаров; источниках товарной информации, основных видах нормативных и технических документов, требованиях, предъявляемых к информации для потребителей;

- уметь работать с нормативной и технической документацией в области товароведения, экспертизы и подтверждения соответствия товаров (стандартами, классификаторами, сертификатами соответствия и др.); определять порядок операций при проведении экспертизы качества и подтверждении соответствия товаров; организовать метрологическое обеспечение коммерческой деятельности.

При изучении дисциплины студент должен приобрести необходимый уровень компетентности, который позволит ему осуществлять квалифицированные действия и принимать обоснованные решения в различных сферах деятельности, связанных с товарным обращением.

Формы контроля


  1. Текущий контроль:

  • микро-контрольные работы;

  • письменные домашние задания;

  • подготовка докладов, рефератов, выступлений;

  • промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

II. Тематический план




Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Форма промежу-точного контроля

Лекции

Практ.

Заня-тия

1.

Основы товароведения. Классификация и ассортимент товаров

6

4

-

2

Контрольная работа

2.

Качество товаров

8

4


-

4

Ситуационная задача

3.

Товарная экспертиза


6


2

-


4

Ситуационная задача

4.

Стандартизация. Подтверждение соответствия (сертификация)


8


4


-


4

Ситуационная задача

5.

Основы метрологии


6


2

-


4

Решение задач

6.

Информация о товаре


4


2

-


2

Контрольная работа

7.

Общая товароведная характеристика продовольственных товаров


8


4

-


4

Промежуточное тестирование

8.

Общая товароведная характеристика непродовольственных товаров


8


4

-


4

Промежуточное тестирование




Тестирование и зачет

2




-

-







ИТОГО:

56

26

-

28







  1. Итоговый контроль:

  • зачет:

  • в комбинированной форме (собеседования и тестирования).

Система контроля знаний и навыков слушателя может состоять из двух частей:

  1. Письменная домашняя работа – оценивается как зачетная, необходима как промежуточная перед итоговым тестированием.

  2. Итоговое тестирование.


Тесты включают 40 вопросов, каждый вопрос оценивается в 1 балл. Для получения удовлетворительной оценки необходимо набрать от 21 до 30 баллов. Для получения хорошей оценки необходимо набрать от 31 до 36 баллов. Для получения отличной оценки необходимо набрать от 37 до 40 баллов.

Содержание программы учебной дисциплины

Тема 1. Основы товароведения. Классификация, кодирование и ассортимент товаров

Цель


изучение основных понятий, терминов и определений в области товароведения, классификации и ассортимента товаров.

Задачи


- усвоение основных понятий, терминов и определений в области товароведения;

- изучение методов классификации и кодирования товаров, научной классификации товаров, видов и показателей ассортимента;

- ознакомление с основными видами товарных классификаторов, используемых в торговой деятельности;

- приобретение навыков расчета показателей, характеризующих ассортимент торгового предприятия.

Примерный объем темы – 6 час

Содержание темы


Предмет, цели и задачи товароведения как науки. Место товароведения среди других дисциплин.

Общие правила и методы классификации товаров: основные классификационные признаки; иерархический и фасетный методы классификации. Виды классификации товаров в зависимости от области применения. Товароведная классификация товаров. Кодирование товаров: правила и методы, структура кода. Виды классификаторов, их назначение.

Ассортимент товаров: понятие и виды. Показатели ассортимента: структура, широта, полнота, устойчивость, степень обновления. Ассортиментный перечень товаров. Управление ассортиментом.

Методы


  • лекции;

  • письменные или устные домашние задания;

  • расчетно-аналитические задания;

  • обсуждение подготовленных студентами рефератов и докладов;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов.

Литература


Базовый учебник:

М.А. Николаева. Теоретические основы товароведения. М.: Норма – 2007.

Основная литература:

Товароведение и экспертиза промышленных товаров / под ред. А.Н. Неверова. М.: МЦФЭР – 2006.

Товароведение и экспертиза продовольственных товаров / под ред. Л.Г. Елисеевой. М.: МЦФЭР – 2006.

В.М. Киселев. Управление ассортиментом товаров. Кузбасс: Изд. Кузбассвузиздат. – 2004.

Дополнительная литература:

Интернет-ресурсы

Вопросы для самопроверки


1. Определения основополагающих терминов дисциплины: «товароведение», «товар», «потребительские свойства».

2. Основные цели и задачи дисциплины товароведение.

3. Методы классификации товаров.

4. Товароведная классификация товаров.

5. Основные виды товарных классификаторов в торговой деятельности.

6. Понятие ассортимента, его виды.

7. Характеристика показателей ассортимента.

8. Управление ассортиментом.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


1. Направления развития товароведения.

2. Достоинства и недостатки разных методов классификации и кодирования.

3. Ассортиментная политика торгового предприятия.

4. Отличие ассортимента торговых или производственных предприятий.

5. Расчет показателей ассортимента и анализ ассортиментной политики.

Рефераты или доклады по теме


1. История развития товароведения как науки.

2. Современные проблемы товароведения.

3. Ассортиментная политика торговых предприятий разных форматов.

4. Управление ассортиментом на торговом предприятии.

5. Совершенствование ассортимента товаров (мясных, рыбных, парфюмерно-косметических, обувных, швейных и др.).

Тема 2. Качество товаров

Цель


изучение факторов и принципов обеспечения качества и безопасности товаров.

Задачи


- изучение основных понятий, терминов и определений в области качества и безопасности товаров;

- ознакомление с номенклатурой потребительских свойств, показателями качества и безопасности товаров, методами оценки и контроля качества;

- изучение факторов, формирующих и сохраняющих качество товаров;

- ознакомление с международными стандартами серии ИСО 9000, регламентирующими требования к системам менеджмента качества;

Примерный объем темы – 8 час.

Содержание темы


Понятие качества товаров. Потребности, требования, свойства, потребительские свойства. Номенклатура совокупных потребительских свойств товаров: функциональные, надежности, эргономические, эстетические, безопасности, экологические свойства.

Свойства физические, химические, физико-химические, микробиологические, органолептические и др.

Показатели качества – единичные, комплексные, базовые, определяющие. Значения показателей качества: действительные, регламентированные, предельные. Допускаемые отклонения.

Показатели безопасности. Требования к безопасности продовольственных и непродовольственных товаров.

Контроль качества. Оценка качества. Оценка уровня качества товаров. Методы оценки показателей качества – объективные и эвристические. Объективные методы – измерительный, регистрационный, расчетный. Эвристические методы – органолептический, экспертный, социологический.

Контроль качества: назначение, порядок осуществления. Виды контроля качества. Сплошной и выборочный контроль. Понятие «партия продукции». Правила и методы отбора проб. Виды дефектов и их происхождение. Дефекты допустимые и недопустимые, устранимые и неустранимые. Приемочные и браковочные числа. Градации качества продукции: классы, сорта, категории, разряды.

Обеспечение качества товаров. Факторы, формирующие качество товаров. Факторы, сохраняющие качество товаров. Потери товаров: виды, причины возникновения, меры по предупреждению и сокращению потерь.

Управление качеством товаров. Системы менеджмента качества. Международные стандарты ИСО серии 9000.

Совместные категории товароведения и маркетинга: интегральный показатель качества и конкурентоспособность товаров. Показатели и оценка конкурентоспособности товара. Пути повышения конкурентоспособности товаров.

Методы


  • лекции;

  • письменные или устные домашние задания;

  • обсуждение подготовленных студентами рефератов и докладов;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов.

Литература


Базовый учебник:

Е.Ю. Райкова, Ю.В. Додонкин. Теория товароведения. М.: Издательский центр «Академия».

М.А. Николаева. Теоретические основы товароведения. М.: Норма – 2007.

Основная литература:

Товароведение и экспертиза промышленных товаров / под ред. А.Н. Неверова. М.: МЦФЭР – 2006.

Товароведение и экспертиза продовольственных товаров / под ред. Л.Г. Елисеевой. М.: МЦФЭР – 2006.
Дополнительная литература:

Интернет-ресурсы.

Вопросы для самопроверки


1. Определения терминов: «качество», «безопасность», «потребности», «градации качества», «партия», «выборка», «дефекты».

2. Потребительские свойства, их классификация.

3. Свойства: простые, сложные, совокупные

4. Показатели безопасности товаров.

5. Методы определения единичных свойств.

6. Оценка и контроль качества – общее и отличие.

7. Факторы, формирующие качество товаров.

8. Факторы, сохраняющие качество товаров.

9. Роль стандартов ИСО серии 9000 в обеспечении качества продукции.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


1. Современные методы измерения показателей качества товаров.

2. Упаковка товаров.

3. Условия и сроки хранения товаров.

4. Товарные потери и их причины.

5. Мероприятия по сокращению товарных потерь.

Рефераты или доклады по теме


1. Роль безопасности в обеспечении конкурентоспособности товаров.

2. Международные системы безопасности товаров.

4. Современные способы упаковки товаров.

5. Современные виды потребительской упаковки товаров.

Тема 3. Товарная экспертиза

Цель


изучение основных видов товарной экспертизы и порядок проведения экспертиз.

Задачи


- ознакомление с правовыми основами товарной экспертизы;

- установление отличий товарной экспертизы от других видов оценочной деятельности;

- изучение основных видов товарной экспертизы, их назначения;

- ознакомление с порядком и правилами проведения товарной экспертизы.

Примерный объем темы 6 час.

Содержание темы


Определение понятия экспертизы. Виды экспертиз.

Понятие и назначение товарной экспертизы. Правовые основы. Отличие товарной экспертизы от других видов оценочной деятельности.

Виды товарной экспертизы. Товароведная экспертиза: количественная, качественная, ассортиментная, документальная, комплексная. Санитарно-гигиеническая и ветеринарно-санитарная экспертиза.

Порядок и правила проведения экспертизы. Акт экспертизы и экспертное заключение. Документальное оформление результатов экспертизы.

Методы


  • лекции;

  • письменные или устные домашние задания;

  • обсуждение подготовленных студентами рефератов и докладов;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов.

Литература


Основная литература:

М.А. Николаева. Товарная экспертиза. М.: Деловая литература – 1998.

Е.В. Жиряева. Товароведение. СПб: Питер. – 2002.

Дополнительная литература:

Интернет-ресурсы.

Вопросы для самопроверки


1. Общие и отличительные признаки различных видов оценочной деятельности.

2. Назначение товарной экспертизы.

3. Основные объекты товарной экспертизы.

4. Характеристика основных видов товарной экспертизы.

5. Правовой статус акта экспертизы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


1. Общность и отличия товарной экспертизы от других видов оценочной деятельности.

2. Товароведная экспертиза: виды, назначение.

3. Оформление результатов товарной экспертизы.

4. Типичные ошибки экспертов.

Рефераты или доклады по теме


1. Экологическая экспертиза товаров.

2. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза товаров.

3. Экспертиза товаров (молочных, кондитерских, мясных, кожевенно-обувных, ювелирных, электробытовых и др.).

4. Экспертиза в таможенной деятельности.

Тема 4. Стандартизация. Подтверждение соответствия товаров (сертификация)

Цель


изучение основных нормативных документов, целей стандартизации, принципов, форм и способов подтверждения соответствия товаров.

Задачи


- ознакомление с ФЗ «О техническом регулировании»;

- ознакомление с современными задачами стандартизации.

- изучение основных видов нормативных и технических документов;

- изучение способов подтверждения соответствия;

- изучение принципов, форм и видов подтверждения соответствия товаров;

Примерный объем темы – 8 час.

Содержание темы


Стандартизация как деятельность по установлению правил и характеристик. Цели и принципы стандартизации. Документы в области стандартизации. Национальные стандарты и стандарты организаций.

Техническое регулирование: понятие, принципы. Технические регламенты: понятие, цели принятия. Требования технических регламентов. Виды технических регламентов: общие, специальные. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов. Знак обращения на рынке.

Подтверждение соответствия: понятие, цели, принципы, правовая основа. Формы подтверждения соответствия.

Добровольное подтверждение соответствия. Понятие сертификации. Добровольная сертификация. Системы добровольной сертификации. Знаки соответствия.

Формы обязательного подтверждения соответствия. Обязательная сертификация. Схемы сертификации. Системы обязательной сертификации. Сертификаты соответствия.

Декларирование соответствия. Декларация о соответствии. Условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Идентификация товаров, цели и задачи. Фальсифицированные и контрафактные товары. Виды и средства фальсификации, способы выявления фальсификации.

Международное сотрудничество в области стандартизации и сертификации. Гармонизация национальных и международных стандартов.

Методы


  • лекции;

  • письменные или устные домашние задания;

  • обсуждение подготовленных студентами рефератов и докладов;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов.

Литература


Основная литература:

ФЗ «О техническом регулировании».

М.А. Николаева. Теоретические основы товароведения. М.: Норма – 2007.

И.М. Лифиц. Стандартизация, метрология и сертификация. М.: «Юрайт». – 2007.

Дополнительная литература:

Интернет-ресурсы.

Вопросы для самопроверки


1. Определения терминов: «подтверждение соответствия», «технические регламенты», «стандарты», «сертификация», «декларирование о соответствии».

2. Формы и виды подтверждения соответствия.

3. Обязательная сертификация.

4. Добровольная сертификация.

5. Декларирование о соответствии.

6. Технические регламенты и национальные стандарты. Статус документов.

7. Перспективы развития стандартизации в России.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


1. Виды технических регламентов: общие и специальные.

2. Цели и принципы стандартизации.

3. Документы в области стандартизации.

4. Схемы сертификации.

4. Условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

5. Идентификация товаров, цели.

6. Международное сотрудничество в области стандартизации и сертификации.

Рефераты или доклады по теме


1. Перечень продукции, подлежащих обязательному подтверждению соответствия.

2. Добровольное подтверждение соответствия товаров в России.

3. Подтверждение соответствия импортируемых товаров.

4. Международные организации по стандартизации (продуктов, электротоваров).

5. Гармонизация национальных и международных стандартов.

6. Особенности контрафакции и фальсификации.

7. Меры по предупреждению фальсификации товаров в России.

Тема 5. Основы метрологии

Цель


изучение основ метрологии как науки об измерениях, методах измерения и средствах обеспечения единства измерений.

Задачи


- изучение правовых основ метрологической деятельности;

- изучение систем единиц измерения, международных и национальных эталонов единиц измерения;

- изучение подходов к обработке результатов измерения;

- международное сотрудничество в области метрологии.

Примерный объем темы – 6 час.

Содержание темы


Определение метрологии как науки. История развития метрологической службы в России.

Физические величины. Единицы физических величин основные и производные. Международная система единиц.

Международные и национальные эталоны. Схема классификации эталонов. Первичные эталоны, эталоны-копии, эталоны сравнения, рабочие эталоны. Схема поверки.

Обработка результатов измерения. Партия товара – генеральная совокупность. Отбор проб – выборка. Среднее значение, среднее квадратичное (квадратическое) отклонение, коэффициент вариации. Доверительные интервалы и доверительные вероятности. Закон нормального распределения.

Основные метрологические характеристики измерительных приборов: погрешность, достоверность, чувствительность и др. Стандартные образцы.

Государственная система обеспечения единства измерений – ГСИ. ГОСТы раздела 8.000. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Поверка средств измерений. Международные метрологические организации. Роль ФА по техническому регулированию и метрологии в метрологическом сопровождении Технических регламентов.

Методы


  • лекции;

  • письменные или устные домашние задания;

  • обсуждение подготовленных студентами рефератов и докладов;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов.

Литература


Основная литература:

И.М. Лифиц. Стандартизация, метрология и сертификация. М.: «Юрайт». – 2007.

Ю.С. Шустов, С.В. Плеханова. Основы метрологии и измерительные приборы в текстильной промышленности. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина – 2005.

Дополнительная литература:

Интернет-ресурсы.

Вопросы для самопроверки


1. Определение метрологии.

2. Средства измерения и их поверка.

3. Международные и национальные эталоны.

4. Основные, производные и дополнительные единицы физических величин.

5. Что такое партия товара.

6. Достоверность выборки.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


1. Д.И. Менделеев и его роль в развитии метрологической службы в России.

2. Архивные эталоны единиц физических величин.

3. Критерий Стьюдента.

4. Критерий Пирсона.

5. Порядок и сроки поверки средств измерений.

Рефераты или доклады по теме


1. Законодательное и нормативное обеспечение метрологии.

2. НИИ стандартных образцов и его роль в метрологическом обеспечении.

3. Метрологические службы за рубежом.

4. Роль научных и инженерных обществ в развитии метрологический базы за рубежом.

5. Государственная система обеспечения единства измерений в России.

Тема 6. Информация о товаре

Цель


изучение средств товарной информации и требований, предъявляемых к ним.

Задачи


- Федеральные законы и стандарты, устанавливающие требования к товарной информации;

- изучение основных источников и средств товарной информации;

- изучение требований, предъявляемых к информации для потребителей;

- ознакомление с основными информационными знаками;

Примерный объем темы – 4 час.

Содержание темы


Информация о товаре: назначение, функции и общие требования, предъявляемые к товарной информации. Право потребителей на информацию о товарах в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей».

Средства товарной информации: маркировка, нормативные и технические документы, товарно-сопроводительные документы и др. Носители товарной информации: упаковка, этикетка, контр-этикетка, кольеретка, ярлык, листовка-вкладыш, технический паспорт, руководство по эксплуатации, клеймо, шильда и др.

Маркировка товаров: виды, структура и содержание. Стандарты, устанавливающие требования к информации для потребителя. Информация о продовольственных и непродовольственных товарах.

Информационные знаки: виды и назначение. Товарные знаки. Национальные и транснациональные знаки соответствия, знаки качества. Манипуляционные, предупредительные и эксплуатационные знаки. Компонентные знаки. Экологические знаки.

Штриховой код, его назначение, структура. Виды штриховых кодов. Автоматизированная технология товародвижения на основе штрихового кодирования.

Радиоэлектронные и радиочастотные метки.

Методы


  • лекции;

  • письменные или устные домашние задания;

  • обсуждение подготовленных студентами рефератов и докладов;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов.

Литература


Базовый учебник:

М.А. Николаева. Теоретические основы товароведения. М.: Норма – 2007.

Основная литература:

ФЗ «О защите прав потребителей»

Дополнительная литература:

Интернет-ресурсы.

Вопросы для самопроверки


1. Право потребителей на информацию о товарах в свете ФЗ «О защите прав потребителей».

2. Средства товарной информации.

3. Маркировка: виды, назначение, общие требования.

4. Требования к информации для потребителей.

5. Виды информационных знаков, их назначение.

6. Назначение штрихового кодирования, виды штриховых кодов.

7. Радиочастотные метки.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


1. Обеспечение прав потребителей на получение достоверной информации о товарах.

2. Носители товарной информации.

3. Информация о продовольственных и непродовольственных товарах.

4. Правовая охрана товарных знаков в России.

5. Технология товародвижения с использованием штрихового кодирования.

Рефераты или доклады по теме


1. Электронные метки (чипы) как носители информации о товаре.

2. Роль рекламы в информационном обеспечении товародвижения.

3. Требования к маркировке товаров за рубежом.

4. Максикоды.

5. Правовая охрана товарных знаков в России.

Тема 7. Общая товароведная характеристика продовольственных товаров

Цель


изучение основополагающих характеристик продовольственных товаров.

Задачи


- изучение пищевой ценности и других потребительских свойств продовольственных товаров;

- изучение классификации продовольственных товаров на группы однородной продукции;

- изучение особых требований к качеству и безопасности продовольственных товаров, особенностей проведения экспертизы;

- ознакомление с требованиями к упаковке, условиям и срокам хранения продовольственных товаров.

Примерный объем темы – 8 часов.

Содержание темы


Потребительские свойства продовольственных товаров. Понятие о пищевой ценности. Группы однородной продукции: зерномучные; кондитерские; плодоовощные; вкусовые товары; пищевые жиры; молочные; мясные; яичные; рыбные товары.

Классификация и ассортимент. Требования к качеству и безопасности.

Особенности экспертизы продовольственных товаров. Условия и сроки хранения продовольственных товаров. Классификация продовольственных товаров по сохраняемости. Потери продовольственных товаров: виды, причины возникновения, пути предупреждения и сокращения потерь.

Требования к упаковке продовольственных товаров. Особенности транспортирования продовольственных товаров.

Методы


  • лекции;

  • письменные или устные домашние задания;

  • обсуждение подготовленных студентами рефератов и докладов;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов.

Литература


Основная литература:

Товароведение и экспертиза продовольственных товаров / под ред. Л.Г. Елисеевой. М.: МЦФЭР – 2006.

Справочник по товароведению продовольственных товаров / Т.Г.Родина, М.А.Николаева, Л.Г.Елисеева и др.; Под ред. Т.Г. Родиной. – М.: КолосС – 2003.
Дополнительная литература:

Интернет-ресурсы.

Вопросы для самопроверки


1. Понятие пищевой ценности продовольственных товаров: свойства, ее характеризующие.

2. Группы продовольственных товаров, их состав.

3. Показатели качества и безопасности продовольственных товаров.

4. Экспертиза качества продовольственных товаров.

5. Условия и сроки хранения продовольственных товаров.

6. Потери продовольственных товаров.

7. Требования к упаковке продовольственных товаров.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


1. Роль основных питательных веществ в формировании пищевой ценности и качества продовольственных товаров.

2. Показатели безопасности продовольственных товаров.

3. Классификация продовольственных товаров по сохраняемости.

4. Пути предупреждения и сокращения потерь продовольственных товаров.

5. Требования к упаковке продовольственных товаров.

Рефераты или доклады по теме


1. Современное состояние потребительского рынка продовольственных товаров.

2. Проблема продовольственной безопасности.

3. Товароведная характеристика одной из групп продовольственных товаров.

4. Управление потерями продовольственных товаров.

5. Современные виды упаковки, позволяющие увеличить сроки хранения продовольственных товаров.

Тема 8. Общая товароведная характеристика непродовольственных товаров

Цель


изучение основополагающих характеристик непродовольственных товаров и особенностей их экспертизы.

Задачи


- изучение основных потребительских свойств непродовольственных товаров;

- изучение классификации непродовольственных товаров на группы однородной продукции;

- изучение особых требований к качеству и безопасности непродовольственных товаров, особенностей проведения экспертизы;

- ознакомление с требованиями к упаковке, условиям и срокам хранения непродовольственных товаров.

Примерный объем темы – 8 часов.

Содержание темы


Потребительские свойства непродовольственных товаров.

Группы однородной продукции: текстильные, швейно-трикотажные, кожевенно-обувные, пушно-меховые, парфюмерно-косметические, электробытовые, ювелирные и другие товары. Потребительские свойства в товарной группе.

Принципы классификации и особенности ассортимента непродовольственных товаров.

Требования к безопасности товаров, контактирующих с телом человека, к товарам детского ассортимента, посуде, электробытовым товарам.

Требования к качеству, условиям и срокам хранения. Требования к упаковке и маркировке непродовольственных товаров.

Методы


  • лекции;

  • письменные или устные домашние задания;

  • обсуждение подготовленных студентами рефератов и докладов;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов.

Литература


Основная литература:

Товароведение и экспертиза промышленных товаров / под ред. А.Н. Неверова. М.: МЦФЭР – 2006.

Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами / под ред. А.Н. Неверова и Т.И. Чалых. М.: ИЦ «Академия», 2007.

Дополнительная литература:

Интернет-ресурсы.

Вопросы для самопроверки


1. Основные потребительские свойства непродовольственных товаров.

2. Группы непродовольственных товаров, их состав.

3. Показатели качества и безопасности непродовольственных товаров.

4. Экспертиза качества непродовольственных товаров.

5. Условия и сроки хранения непродовольственных товаров.

6. Требования к упаковке и маркировке непродовольственных товаров.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


1. Безопасность электротоваров товаров.

2. Функциональные и эргономические свойства непродовольственных товаров.

3. Эстетические требования к одежде и обуви.

4. Гигиенические требования к товарам детского ассортимента.

5. Гигиенические требования к посуде.

6. Требования к маркировке непродовольственных товаров.

Рефераты или доклады по теме


1. Современное состояние потребительского рынка непродовольственных товаров.

2. Идентификация и фальсификация парфюмерно-косметических товаров.

3. Товароведная характеристика одной из групп непродовольственных товаров.

4. Безопасность движущихся средств.

5. Клеймение ювелирных товаров.

6. Тара и упаковочные материалы как группа непродовольственных товаров общего функционального назначения.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Базовый учебник


Николаева, М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. / М.А.Николаева – М.: Норма. – 2006.

Основная литература по дисциплине


1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»: [федер. закон : принят Гос. Думой 02 янв. 2000 г. №29-ФЗ: с ред. от 09.05.2005 г.].

2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О техническом регулировании»: [федер. закон : принят Гос. Думой 27 дек. 2002 г. №184-ФЗ: с изм. и доп. 2005, 2007 г.].

3. Российская Фередация. Законы. О защите прав потребителей: [федер. закон : принят Гос. Думой 7 фев. 1992 г. №2300/1-1: с изм. и доп. 1996, 1999, 2004, 2007 г.].

4. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – Введ.2001-08-31. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.

5. Жиряева, Е.В. Товароведение./ СПб: Питер. – 2002.

6. Николаева, М.А. Товарная экспертиза: Учебное пособие. / М.А.Николаева – М.: Издательский Дом «Деловая литература». -2007.

8 Лифиц, И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Учебник. / И.М.Лифиц. – М.: «Юрайт». – 2007.

9. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебник. / Под ред. проф. Л.Г. Елисеевой. – М.: МЦФЭР, 2006.

10. Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник. / Под ред. проф. А.Н. Неверова. – М.: МЦФЭР, 2006.

Дополнительная литература


1. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. – Введ.2005-07-01. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2004.

2. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.3.2.1078-01. Издательство: Москва: ФГУП «ИнтерСЭН» :- 2002.

3. Райкова, Е.Ю. Теория товароведения: Учебное пособие. / Е.Ю.Райкова, Ю.В.Додонкин. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство. – 2002.

4. Киселев, В.М. Управление ассортиментом товаров. / В.М. Киселев. - Издательство: Кузбассвузиздат. – 2004.

5. Гиссин, В.И. Управление качеством / В.И. Гиссин. - Издательство: МарТ.- 2004

6. Николаева, М.А. Идентификационная экспертиза товаров. / М.А.Николаева, М.А.Положишникова М.А.– М.: Партнеры и конкуренты, №9, 2003. – с.4-6.

7. Кодекс Алиментариус. Системы контроля и сертификации импорта и экспорта пищевых продуктов. Объединенные тексты /Пер. с англ. ФАО, ВОЗ – М.: Издательство «Весь Мир», 2006.

8. Литвинов, О.В. Маркировка товаров в России и за рубежом. Азбука знаков. / О.В.Литвинов – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.

9. Справочник по товароведению продовольственных товаров / Т.Г.Родина, М.А.Николаева, Л.Г.Елисеева и др.; Под ред.Т.Г.Родиной. – М.: КолосС, 2003.

11. Жиряева, Е.В. Товароведение и экспертиза в таможенном деле (продовольственные товары): Учеб.пособие. / Жиряева, Е.В., Хайландт Т. Д.– СПб.: Изд-во СЗАГС, 2006.

12. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами. /под ред. А.Н. Неверова и Т.И. Чалых. М.: ИЦ «Академия» - 2007.

13. Чалых Т.И., Коснырева Л.М., Пашкевич Л.А. Товароведение упаковочных материалов и тары для потребительских товаров. М.: ИЦ «Академия» - 2004.

14. Журналы: «Стандарты и качество», «Методы оценки соответствия», «Техническое регулирование», «Спрос», «Потребитель».

Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников


www.stq.ru. Официальный сайт РИА «Стандарты и качество». Журнал «Стандарты и качество».

www.foodprom.ru. Официальный сайт издательства «Пищевая промышленность». Журналы «Пищевая промышленность», «Виноделие и виноградарство», «Пиво и напитки» и др.

www.spros.ru. Официальный сайт журнала Международной конфедерации потребителей «Спрос».

www.tstu.ru/education/elib/pdf/2002/zaicev.pdf Денисова, А.Л. Теория и практика экспертной оценки товаров и услуг. Учебное пособие / А.Л.Денисова, Е.В.Зайцев – Тамбов: Изд-во Тамб.гос.техн.унив., 2002.

http://www.znaytovar.ru На сайте представлена подборка статей, посвященных характеристике потребительских свойств товаров, вопросам экспертизы и идентификации, обнаружения фальсификации товаров.

http://www.falshivkam.net На данном сайте представлено большое количество статей и иллюстраций к ним, посвященных способам фальсификации товаров, методам борьбы с ними. Описаны меры по защите товарных знаков, представлен обширный музей фальсифицированных товаров.

http://www.codexalimentarius.net. На сайте представлены международные стандарты качества и безопасности пищевых продуктов Комиссии ФАО/ВОЗ «Кодекс Алиментариус».

Диагностические материалы итогового контроля качества усвоения дисциплины


^ Вопросы к зачету

  1. Классификация товаров. Методы классификации. Классификаторы товаров, применяемые во внутренней и внешней торговле.

  2. Ассортимент товаров: понятие, виды, показатели ассортимента. Основные направления ассортиментной политики предприятия.

3. Номенклатура потребительских свойств и номенклатура показателей качества.

4. Качество товаров. Показатели качества. Методы оценки показателей качества товаров

  1. Дефекты допустимые и недопустимые. Градации качества. Деление на классы, сорта, группы качества.

  2. Контроль качества товаров.

  3. Факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров.

  4. Упаковка товаров. Безопасность упаковки. Роль в увеличении сроков хранения.

  5. Хранение как этап товародвижения. Классификация товаров по срокам хранения. Режимы и сроки хранения.

  6. Потери потребительских товаров: виды, причины возникновения, меры по предупреждению и сокращению потерь.

  7. Стандартизация. Цели стандартизации. Виды стандартов.

  8. Цели и задачи экспертизы. Виды товарной экспертизы, их назначение.

  9. Виды и особенности экспертных методов; область их применения.

  10. Безопасность товаров. Нормативные документы, регламентирующие безопасность.

  11. Идентификация товаров: понятие, виды, средства и методы.

  12. Подтверждение соответствия, формы подтверждения.

  13. Техническое регулирование: цели, принципы. Технические регламенты.

  14. Стандартизация: понятие, цели и принципы. Документы в области стандартизации.

  15. Добровольное подтверждение соответствия товаров.

  16. Обязательное подтверждение соответствия товаров: обязательная сертификация и декларирование соответствия.

  17. Международное сотрудничество в области стандартизации и сертификации.

  18. Основы метрологии. Средства измерения. Эталоны.

  19. Инструментальные методы измерения физических величин. Точность измерений.

  20. Маркировка потребительских товаров: понятие, функции, общие требования, содержание и структура.

  21. Информационные знаки: понятие, виды, назначение.

  22. Штриховое и электронное кодирования товаров как средство идентификации.

  23. Особенности экспертизы качества отдельных однородных групп продовольственных товаров.

  24. Особенности экспертизы качества отдельных групп непродовольственных товаров.






Скачать файл (2603.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации