Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Культура и религия - файл 1.doc


Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Культура и религия
скачать (11789 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc11789kb.20.12.2011 09:36скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59
Страницы расположены сверху, т.е. текст находится под страницей
В.И. Добреньков, А.И. Кравченко

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ

Москва

ИНФРА-М

2007

В.И. Добреньков, А.И. Кравченко

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ТОМ XI


Москва

ИНФРА-М

2007

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ



УДК 316(075.8) ББК 60.5я73

Д55

Добренькое В.И., Кравченко А.И.

Д55 Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 11: Культура и религия. — М.:

ИНФРА-М, 2007.- 1104 с: ил.

ISBN 5-16-002796-3 (т. 11) ISBN 5-16-001547-7

Одиннадцатый том 15-томной «Фундаментальной социологии» посвящен одной из самых важных сфер общества — культуре. Наряду с ней рассмотре­на религия — важнейшая составляющая любой культуры и любого общества. В качестве составной части культуры особое внимание уделено субкультуре, включающей ряд ценностей доминирующей культуры.

В первом разделе подробно рассмотрены основополагающие понятия, касающиеся культурной статики, типологии культур, взаимоотношению ци­вилизации и культуры, культурной макро- и микродинамики, функций и дисфункций культуры, а также феномены массовой и поп-культуры.

Во втором разделе детально рассматриваются сущность религии и ее роль в мире, дан обзор религиозных воззрений классиков социологии, представ­лен анализ мировых религий, а также перечень и содержание основных ин­ститутов религиозной практики, взаимоотношений церкви и государства, затронуты проблемы язычества.

В третьем разделе дан краткий анализ наиболее значимых на сегодня суб­культур — уличной, воинской и армейской, наркотической, а также субкуль­тур мафии и тюремной.

Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям социологиче­ских факультетов и кафедр, ученым-исследователям, а также всем, кто инте­ресуется фундаментальными проблемами социологической науки.

УДК 316(075.8) ББК60.5я73

ISBN 5-16-002796-3 (т. И) ISBN 5-16-001547-7

© Добреньков В.И., Кравченко А.И., 2007
ПРЕДИСЛОВИЕ

Из четырех сфер общества, о которых говорилось в предыдущих томах «Фундаментальной социологии — экономической, политической, социаль­ной и культурной, — только последняя своими достижениями позволяет нам гордиться своей страной. Экономика архаична и неконкурентоспособна на мировом рынке. Она целиком зависит от экспорта сырья. Политика всегда строилась на базе авторитарных и тоталитарных режимов, которые внуша­ли миру страх и ужас. Даже военные успехи — превосходное вооружение, экспортируемое в десятки стран мира, — результат труда ученых, а не поли­тиков. Отличительной чертой социальной сферы является низкий уровень жизни населения и крайне неэффективные социальные реформы правитель­ства. И лишь культурные достижения страны — литература, живопись, му­зыка, балет, народное искусство — тот брэнд, который признан во всем мире, не знает себе равных. Но задача социологов, в отличие от культурологов, изучать не успехи и достижения в области культуры, а выявлять ее пробле­мы и противоречия.

Культура — это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а так­же в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «куль­тура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура тру­да, политическая культура, художественная культура); в более узком смыс­ле — сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результа­ты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, про­изведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззре­ние, способы и формы общения людей).

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений куль­туры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельности, обы­чаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры пра­вил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые пони­мали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для неко­торой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубля­ется в тонкости политических процессов или детали экономических отно­шений. Социология изучает психологические проблемы, рыночные отно­шения, государство или культуру, любой фрагмент реальности, любое явле-

V

ние или элемент только с позиций его связи с обществом, его влияние на развитие или построение общества, его общественных функций. Религия интересует социологию не только как система верований и специальных обрядов, но прежде всего как общественный институт, оказывающий воз­действие на большие массы людей. Культуру социология рассматривает так­же под специфическим углом — как образ жизни больших масс людей.

С точки зрения социологии в культуре выделяются две основные части — культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в покое, вторая — в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры — совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры — конфигурации, характерные сочетания таких элементов. К ди­намике отнесем те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распро­страняется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевоз­можных метаморфоз.

Потребность в культуре — результат двух- или трехмиллионнолетней эво­люции человеческого рода, в течение которой произошли очень важные из­менения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохождению, освободивший руки для упоаребления орудий труда. Последние разнообра­зили употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала серьезные изменения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга. Прямая походка изме­нила структуру гортани и открыла возможности возникновения речи.

Слабость человеческих детенышей компенсировалась удивительной гиб­костью и адаптивностью. Волк, носорог или слон способны существовать только в том климатическом поясе, в каком они были рождены. Человек мог жить везде. И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих один-два варианта действий, заменила совокупность навыков — система обученных практических умений, приобретенных путем передачи знаний и их практической тренировки. Недаром многие антропологи так и определяют культуру — как совокупность социальных навыков и умений.

Активное внедрение в повседневную жизнь информационных техноло­гий несоизмеримо расширило возможности человека и радикально измени­ло облик современной культуры. Благодаря им миллиардам людей на пла­нете удалось получить доступ к культурному опыту других народов, позна­комиться с традициями и обычаями иных обществ.

Подобные процессы, получившие название информационной и культур­ной глобализации, формируют в сознании каждого отдельного человека чувство принадлежности к мировому сообществу.

Встреча с чужой культурой может происходить на чужбине и у себя дома. В одних случаях люди едут в качестве эмигрантов, беженцев, туристов или гастарбайтеров на встречу с чужеземной культурой, пытаясь с ней познако­миться, адаптироваться к ней, ассимилироваться в ней или каким-то иным способом сделать ее своей родной. В тех случаях, когда люди остаются на месте, иностранная культура приходит к ним сама, захватывая их (завоева­ние, колониализм). В более мягких формах это культурная глобализация, иногда именуемая вестернизацией, американизацией, макдональдизацией. Люди оказываются в мире, совершенно чуждом их родной культуре. Чаще всего вторжение чуждой культуры и насильственная ассимиляция вызыва­ют у населения то, что социологи описывают понятиями культурного шока, стресса аккультурации и культурной травмой.

VI

ется от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Вторая часть настоящего тома посвящена религии. В широком смысле слова под религией подразумевается один из важнейших элементов духов­ной культуры человека, выражающий его отношение к божественному, его веру в единого Бога (монотеизм) или нескольких богов (политеизм). Рели­гия в узком смысле слова (конкретная религия) — это своего рода духовная общность людей, имеющая единое происхождение, характеризующаяся определенной догматической и культовой спецификой и не сводимая к бо­лее крупным организмам такого же характера.

Религия — составная часть любой культуры и любого общества, суще­ствующих ныне или когда-то существовавших на земле. Как нет общества без социальной стратификации, так нет и общества без религии. Только везде они разные — как общества, страны и культуры. Но всех их объеди­няет вера в сверхъестественные силы, которые могут принимать образ ду­хов предков, богов и божеств, Бога и дьявола, ангелов и демонов и т.п. Человеческая культура построена на иерархическом принципе разделения высших и низших, всемогущих и беспомощных. Человеку, как правило, отводится роль последнего, а таинственным небесным силам — роль пер­вых. Отсюда вторая особенность любой религии — преклонение низших перед высшими, беспомощных перед всемогущими. Иерархия — небесная или земная — лежит в основании как социальной стратификации, органи­зующей и упорядочивающей социальную структуру общества, так и рели­гии, которая выступает источником и стержнем человеческой культуры.

Религия — один из важнейших, и, в то же время, один из древнейших (если не самый древний) институтов человеческого общества. Однако науч­ное изучение этого института началось, практически, лишь со времени воз­никновения социологии. Причина тому — идущее от эпохи Просвещения представление об изначальном и извечном антагонизме религии и науки. Многие философы видели важнейшую культурную миссию науки в унич­тожении религиозного мировоззрения, замене его системой взглядов, объяс­няющей все действием материальных законов и причин. Своеобразие же социологического подхода к исследованию религии выражается в призна­нии того, что наша наука не вмешивается в мировоззренческие споры о бытии или же небытии Бога, а, значит, об истинности или же ложности ре­лигиозных учений. Выражаясь афористически, социология говорит не о том, что сделал с человеком Бог, а о том, что с ним делает человек — в сво­ей повседневной жизни и во всемирной истории.

Последние 15 лет отмечается возрастание роли религиозного фактора в общественной жизни России. Множится число верующих, открываются восстановленные и вновь построенные храмы. Как показывают многочис­ленные исследования, церковь является общественным институтом, вы­зывающим наибольшее доверие и уважение со стороны населения России. Активно осуществляется свободная, все расширяющаяся деятельность Церкви в самых разных сферах: и в собственно религиозной, и в области образования, культуры, милосердно-благотворительной, хозяйственно-предпринимательской.

Авторы благодарят за помощь в работе студентов и преподавателей рос­сийских вузов: СВ. Трофимова, А. Беседину, К.В. Смоляр, Д.Ю. Дученко, М.А. Симонову.

VIII

РАЗДЕЛ I

СТАТИКА

^ И ДИНАМИКА

КУЛЬТУРЫ

Культурная статика: сущность и структура

Типология культур

Цивилизация и культура

Культурная макродинамика

Культурная микродинамика

Функции и дисфункции культуры

Массовая и популярная культура

Туризм как феномен массовой культуры



1

^ КУЛЬТУРНАЯ СТАТИКА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Категория культуры выступает базовым понятием духовной сферы. Ду­ховная сфера общества охватывает все области и проявления духовной деятельности человека от создания дворцов и храмов до украшения новогодней елки. Синонимами понятия «духовная сфера общества» вы­ступают термины «общественное сознание» и «духовная культура». Про­явлениями или формами духовной сферы общества выступают культу­ра, мораль, искусство, наука, религия, образование. Их изучает комплекс наук, включая психологию, философию, социологию, культурологию, ис­кусствознание, литературоведение и др. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой совокупность результатов их де­ятельности.

^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений куль­туры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культуры — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают куль­туру с традициями или социальным наследием общества. Культура — соци­ально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для куль­туры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях уче­ные понимали культуру как средство приспособления общества к природ­ной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иног­да о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поко­ления в поколение.

В зарубежной литературе выделяется несколько школ и направлений, в рамках которых выработаны десятки определений, но ни одно из них не признано единственно верным. В зависимости от своих симпатий и теоретических пристрастий культуру определяют, в одном случае, как сово-

3

купность материальных артефактов, в другом — как систему идеальных представлений (идей, символов, ценностей и т.п.). Чаще всего ее сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев либо представляют как образ жизни людей.

Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано челове­ческим разумом и руками — одежду и книги, сигареты и прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты, — а также все, что делает человек как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться, отдыхать, общаться и т.д.

Когда ученые берутся за уточнение какого-либо понятия либо за углуб­ленное изучение явления, то в результате у них рождается еще несколько новых определений, аспектов, уровней. Подобное может свидетельствовать о многогранности самой проблемы либо об особенностях научного позна­ния, которое, кажется, так никогда и не закончится.

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.

Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерства культуры с разветвленным ап­паратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей.

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.

Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубеж­ной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и др.

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.

Мы употребляем выражения «культурный человек» в значении воспи­танный, «культура рабочего места» в значении опрятно прибранное, чис­тое функциональное пространство. «Уровневый» смысл мы вносим в по­нятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — от­сутствию культуры. Понятие «культура» мы прилагаем к самым разным явлениям: «культурный человек», «культура общения», «культура труда», «художественная культура», «физическая культура», «культура поведения», «политическая культура», «министерство культуры», «культура быта» и т.п. Для многих из нас культурным является человек, который может погово­рить о Бетховене, Достоевском и Пикассо. Подобное толкование, пришед­шее к нам из XVIII в., по существу уравнивает «культурность» с «воспитан­ностью» и «цивилизованностью». Нет общества, народа, группы или чело­века, лишенных культуры.

Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивили­зациях Китая (понятие «жень») и Индии (понятие «дхарма») означало це­ленаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Вклю­чало оно и воспитание человека.

Философы древней Греции употребляли понятия paideutos и paideia, оз­начавшие «приобретаемый воспитанием» и «образованность». Согласно

4

Платону (V—IV вв. до н.э.), пайдейя, т.е. образованность, есть руководство к изменению всего человека в его существе. Именно в «воспитанности», которую греки считали синонимом культуры, они видели главное отличие от «некультурных» варваров.

В древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (cultura) пони­мали прежде всего возделывание земли. Оно производится от глагола colo, cultum, т.е. обрабатывать, осваивать, заселять. Того же происхождения по­нятия «колон», «колонист», «колонизатор», «культ», «культор», «культура». «Колон», «колонист», «культор» в древности были синонимичны и обозна­чали того, кто обрабатывает землю, осваивает, культивирует, делает «куль­турной», превращает целину, «дикое поле» в обработанное и засеянное «культурными» растениями.

Слово cultura встречается в тракта­те древнеримского писателя Марка Порция Катона (III—II вв. до н.э.) о правильном возделывании почвы, пред­полагающем душевное отношение к занятию. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры — понятия, связанные с трудом крестьяни­на. Однако уже знаменитый оратор и философ Марк Туллий Цицерон (II— I вв. до н.э.) связывает эту категорию с человеческим разумом, считая фи­лософию культурой духа и формой почитания ума.

Таким образом, перенесенная из сферы сельского хозяйства культура стала обозначать уход, улучшение, облагораживание, но теперь уже не зем­ли или почвы, а телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека. Соответственно существует культура тела, культура души и духов­ная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi). В широ­ком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов1.

Интересно, что в европейских языках — немецком, английском и фран­цузском — культура поначалу служила сельскохозяйственным термином (обработка, культивирование земли), а в философской, научной и художе­ственной литературе употреблялось скорее как метафора. Многие десяти­летия потребовались для того, чтобы из метафоры сделать строгое научное понятие и философскую категорию. И в России, куда слово «культура» про­никло вместе с переводными книгами, поначалу оно относилось к сельско­му хозяйству.

В средние века слово «культ», употребляемое чаще, чем «культура», вы­ражает способность человека раскрыть творческие возможности в любви к Богу. В эпоху Возрождения культура понимается как активное творческое начало, способствующее духовному возвышению человека.

В эпоху Просвещения под культурой стали понимать соответствие чело­века идеалам гуманизма. Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Тюр-го, Кондорсе) понимали содержание культурно-исторического процесса как развитие человеческого разума. Представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как область духовной свобо­ды человека. Кант рассматривал культуру с позиций морального сознания,

1 Культура: Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

5

Шиллер — как совокупность эстетических форм сознания, а Гегель усмат­ривал в развитии культуры эволюцию Абсолютного разума.

Современное значение термин «культура» получает в XVII в. и появля­ется в виде самостоятельного у С. Пуфендорфа, немецкого юриста и историографа. В философский, а затем научный и повседневный обиход первым его запустил немецкий просветитель И.К. Аделунга в книге «Опыт истории культуры человеческого рода», вышедшей в 1782 г. А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося соотечественника И. Г. Гердера (1744—1803) «Идеи к философии и истории человечества», где слово «Kulture» уже перестает служить метафорой, но наполняется теоре­тическим и философским содержанием. Гердер проповедовал нацио­нальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Он первым предложил наряду с культурой в единственном числе употреблять культуры во мно­жественном, подчеркивая тем самым несводимость, уникальность различ­ных национальных культур.

В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медлен­но. В конце XVIII в. оно имело два оттенка: первый — господство над при­родой с помощью знания и ремесел, второй — духовное богатство личнос­ти. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа Кант (1724— 1804) и Гегель (1770—1831) почти не употребляли слово «культура». Гегель заменял его тер­мином Bildung (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался словом, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств.

Только в XVIII—XIX вв. для европейцев культура приобрела духовный от­тенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Куль­турным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово «культура» связывается у нас с изящной словесностью, кар­тинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием. В конце XIX и начале XX в. сформировалась философия культуры как самостоятельная фи­лософская дисциплина. Последователи неокантианства (Н. РиккертиМ. Ве-бер) рассматривали культуру как специфическую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества.



Понятие «культура" отображает трансформацию мироощущения от древности до наших дней

В Европу слово «культура» пришло чуть ли не на столетие раньше, чем в Россию. Хотя слово культура впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX в. оно не получило. Вместо него употреблялись близ-

6

кие по смыслу выражения: «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин, Н.Г. Черны­шевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, а И.В. Киреевский в «просвеще­ние» включал все то, что сегодня мы подразумеваем под словом «культура»: вопросы религии, науки, языка, государственности, образования. Только в 1860-е гг. новый термин входит в русские словари, а в 1880-е гг. утверждает­ся в научной и художественной литературе.

В XX в. антропологи, изучающие примитивные народы, придали слову новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Ио у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира — система норм и ценностей, выраженная через соответству­ющий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помо­щью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодей­ствие людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, ок­ружающие людей в повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.

^ Примеры

Вот лишь несколько определений культуры, выдвинутых в разные годы

зарубежными и отечественными специалистами:

Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и арте­фактов.

Культура как система ценностей, норм, идей, символов, стереотипов, в ко­торой отражается историческое наследие, традиция, выражающая самобытность группы или общества.

Культура — система соглашений, разделяемых большинством членов дан­ного общества.

Культура — это все то, что следует знать или во что следует верить иностран­цу, дабы вести себя приемлемым для местных жителей образом.

Культура — это совокупность интеллектуальных традиций.

Культура комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, необходимые человеку как члену общества.

Культура — способ деятельности, разделяемый членами общества и вклю­чающий стандарты восприятия, осознания, предсказания, оценки и действия.

Культура в широком смысле включает правила, которые управляют поведе­нием людей. В узком — то, что каждый должен делать, чтобы быть понятым членами своей группы, сообщества.

Культура — совокупность продуктов поведения других людей.

Культура — это среда, растящая и питающая личность.

Культура — система выразительных форм, закрепленных в камне, металле, звуке, зрительном образе.

Культура — система идеальных норм и ценностей, которые лишь неполно и приблизительно реализуются в поступках и создаваемых вещах.

Культура — поток продуктов духовного опыта, она существует лишь в уме.

Культура — система регулирующих механизмов, включающих планы, рецеп­ты, правила, инструкции, которые служат для управления поведе­нием.

Культура — все то, что создано руками и разумом человека.

7

В понимании культуры социологи во многом солидарны с антропологами: те и другие ставят знак равенства между двумя предельно широкими катего­риями — культурой и обществом. Различие между ними не принципиально­го характера, а, скорее, формального. Это два разных взгляда на одно и то же. Так, для Б. Малиновского культура — это социальное наследие. Э. Сепир использует примерно такое же определение, говоря, что термин «культура» означает «любой социально унаследованный элемент человеческой жизни — как материальной, так и духовной». Ральф Линтон присоединяется к этой точке зрения, утверждая, что культура означает все социальное наследие че­ловечества.

Таким образом, в социальных на­уках культура тесно связана с обще­ ством. Если под обществом понимает­ся совокупность людей, то под культу­рой — совокупность результатов их деятельности, т.е. социальное наследие. А оно включает как материальные, так и идеальные продукты деятельности людей.

Попытка некоторых антропологов свести культуру только к духовной суб­станции широкой поддержки не получила. Так, Э. Тэйлор предлагает по­нимать под культурой те интеллектуальные конструкты, или идеи, которые усвоены индивидом или созданы по ходу жизни им самим. Таким образом, культура у него состоит из идей. И по мнению Кларка Уисслера, «культура есть определенный комплекс взаимосвязанных идей»2. Сходным образом подхо­дит к делу Джеймс Форд, говоря, что «культура может быть в целом опреде­лена как поток идей, перетекающий от индивида к индивиду посредством символического поведения, вербального обучения или имитации». И вот что любопытно: те специалисты, которые определяют «культуру» через идеи, сами же пишут отчеты, в которых, как отметил А. Кафанья3, найденные при рас­копках артефакты описываются как «культурные сокровища».

Нетрудно заметить, что понятием идеи охватывается значительно более узкий круг явлений, нежели категорией культуры. Точно так же, невозмож­но сводить всю культуру только к материальным объектам, созданным людь­ми. В обоих случаях мы допускаем логическую ошибку: определяем целое через одну из его частей.

В своем обзоре4 определений культуры А. Кребер и К. Клакхон выделяют пять типов дефиниций, встречающихся в антропологической литературе:

  1. Дескриптивные определения, устремленные на каталогизацию всех или главных черт человеческой жизни и деятельности, причисляемых к культуре.

  2. Исторические определения, основанные культурным наследием прош­лых эпох.

  3. Нормативные определения, ставящие во главу угла не факты, а нормы, не очевидное, а должное, не то, что делают люди, а как они обязаны себя вести как культурные существа.

2 Wissler С. An Introduction to Social Anthropology. N.Y., 1929. P. 23.

3 Cafagna A.C. A formal Analysis of Definitions of «culture» // Essays in the Science of Culture In Honor
Leslie A. White/G.E. Dole, R. L. Carneiro (eds.). N.Y., 1960. P. 111-132.

4 KroeberA.L., Kluckhohn С Culture: a Critical Review of Concepts and Difinitions // Papers peabody Mus.
1952. Vol. 47. № 1; /idem. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. N.Y., 1963.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59



Скачать файл (11789 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации