Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Банковская система. Роль банков в современных условиях. Особенности бизнеса в банковском деле - файл 1.doc


Реферат - Банковская система. Роль банков в современных условиях. Особенности бизнеса в банковском деле
скачать (346.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc347kb.20.12.2011 09:45скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Семинар
Банковская система. Роль банков в современных условиях. Особенности бизнеса в банковском деле.

Содержание
Введение 3

1. Понятие банковской системы. Ее элементы и свойства. Модели банковских систем 5

1.1. Понятие банковской системы. Ее элементы и свойства 5

1. 2. Модели банковских систем 8

2. Структура банковской системы Российской Федерации 14

3. Роль банков в современных условиях 19

4. Особенности бизнеса в банковском деле 28

Заключение 38

Список литературы 40

Введение
Одним из наиболее динамично развивающихся секторов финансовой системы любой страны является банковский сектор. От его состояния и надежности зависят развитие платежной системы государства, устойчивость национальной валюты, рост экономики и благосостояния населения страны.

Банковская система является важнейшей составной частью рыночной экономики. Поэтому современное государство с рыночной экономикой, используя различные денежно-кредитные инструменты, может влиять практически на все параметры национальной экономики.

Как денежная и финансовая системы, банковская система несет на себе значительные национальные черты. Она формируется и преобразуется под влиянием целого комплекса факторов, характерных для данного региона: природные и географические условия, климат, национальный состав населения, его занятия и промыслы, контакты с соседями, торговые пути и др.

Банковская система является центральным системообразующим элементом экономики любого типа, так как она выполняет функции по сбору и аккумулированию свободных денежных средств.

Становление и развитие банковской системы – один из важнейших признаков осуществления экономических реформ. От ее успешной работы зависят эффективность функционирования экономики в целом и экономический рост в стране.

В современных условиях особое значение приобретают проблемы выяснения места и роли центрального и коммерческих банков в экономике, исследования взаимоотношений, складывающихся между банками разных уровней создания оптимальных условий для более полного использования потенциала центрального и коммерческих банков с целью решения макро- и микроэкономических проблем.

Характерным для современного банковского дела является то, что постоянно совершенствуется не только традиционный денежно-кредитный инструментарий, но все время возникают новые формы и методы банковского воздействия на экономическую жизнь общества.

Современная банковская индустрия представляет собой народнохозяйственную отрасль по оказанию широкого спектра разнообразных банковских и других финансовых услуг. Организованная на рыночных началах конкуренции, она взаимодействует со всеми заинтересованными сторонами и стремится к сохранению общественного доверия к банковскому сектору в целом путем достижения эффективной и стабильной работы каждого банка, выступающего участником банковского рынка.

Таким образом, современный банк – это крупный конкурентоспособный банк с широким и гибким ассортиментом не только банковских, но и других финансовых услуг, приспособленных к потребностям различных групп клиентов. В центре его внимания находятся проблемы корпоративного управления, освоения новых и реструктуризации традиционных сфер деятельности, совершенствования систем управления рисками.

В настоящее время банковские институты сосредоточивают у себя значительные объемы ссудного капитала путем привлечения свободных денежных средств фирм и правительственных учреждений, сбережений и доходов населения и предоставляют их в ссуду. По мере укрепления банков и превращения их в самостоятельную отрасль предпринимательства они выступают уже как совокупный кредитор. Следует отметить что еще никогда в распоряжении банка не находился такой значительный объем средств, как сегодня. Невероятно громадный рынок, высокий рост, значительный уровень рентабельности характеризуют в настоящий момент этот сегмент экономики.


1. Понятие банковской системы. Ее элементы и свойства. Модели банковских систем
1.1. Понятие банковской системы. Ее элементы и свойства
Главной финансовой основой развития рыночной экономики страны является банковская система.

Под банковской системой подразумевается исторически сложившаяся и законодательно закрепленная система организации банковского дела в конкретной стране. Она включает в себя все банковские и небанковские институты, выполняющие отдельные банковские операции [8].

Законодательство определяет структуру банковской системы, устанавливает сферу деятельности, подчиненности и ответственности для различных институтов, входящих в систему.

Статья 2 Закона «О банках и банковской деятельности» дает такое определение банковской системы: «Банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков».

Банковская система в качестве составной части входит в боль­шую систему — кредитную систему страны. А кредитная система — в экономическую систему страны. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с произ­водством, обращением и потреблением материальных и нематери­альных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жиз­ни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности [9].

Понятие «банковская система» является одним из ключевых в изучении, как банковского дела, так и экономической системы в целом. Это обусловлено тем, что коммерческие банки функционируют в рыночной экономике не изолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. Следовательно, в современных условиях банки представляют не просто случайный набор, а банковскую систему, т.е. множество элементов с отношениями и связями, образующими единое целое.

Основными свойствами банковской системы, как и систем в целом, являются:

• иерархичность построения;

• наличие отношений и связей, которые являются системообразующими, т. е. обеспечивают свойство целостности;

• упорядоченность ее элементов, отношений и связей;

• взаимодействие со средой, в процессе которого система проявляет и создает свои свойства;

• наличие процессов управления [2].

В современной научной среде имеется точка зрения о том, что необходимо разграничивать юридическое понятие банковской системы, которое отражает ее структуру, как совокупность определенных организаций, и экономическое, включающее ее сущностные признаки, поэтому может быть и другая структура: морфологическая, функциональная, процессная.

Под морфологической структурой банковской системы понимается такая форма ее организации, которая включает элементы (Центральный банк, коммерческие банки, банковская инфраструктура) банковской системы.

Функциональная структура банковской системы состоит из функций элементов банковской системы (функций Центрального банка, коммерческих банков, банковской инфраструктуры).

Процессная же структура банковской системы представляет собой банковский процесс, включающий в себя процесс взаимодействия элементов морфологической структуры с учетом функций элементов банковской системы, направленный на удовлетворение потребностей клиентов [1].

Таким образом, банковскую систему можно определить как включенную в экономическую систему страны единую и целостную (взаимодействующую) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию, проводит свой перечень денежных операций/сделок, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимальной возможной степенью эффективности.

В структурном плане это следует понимать так, что в банковскую систему следует включать все те и только те экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции (сделки), т.е. банки (центральный и коммерческие) и фактические НКО (не только те, что зарегистрированы в ЦБ), а в качестве ее условного элемента инфраструктурного характера — вспомогательные организации (специализированные организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных кредитных организаций: «торговые площадки», фирмы по аудиту банков, кредитные бюро, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами, агентства, консультирующие клиентов банков, обеспечивающие возврат банкам просроченных долгов, и т.д.) [3].

Сказанное схематически представлено на рис. 1


Рис. 1. Структура банковской системы


^ 1. 2. Модели банковских систем
Банковская система любой страны сформировалась в результате развития национальной экономики, в настоящее время она стала центром экономического механизма и взаимодействует со всеми отраслями экономики, с населением, органами государственной власти, оказывая на них определенное воздействие. Эффективное функционирование банковской системы является катализатором общего развития национальной экономики.

Банковская система как элемент цивилизованной рыночной эконо­мики может быть только двухуровневой. Современные банковские системы, как правило, двухуровневые: первый, верхний уровень — центральный банк. Второй, нижний уровень — коммерческие банки и кредитные организации, лицензированные ЦБ.

Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений, которые, с одной стороны, требуют свободы предприни­мательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня — коммерческими бан­ками; а с другой стороны, — необходимостью определенного государ­ственного регулирования, что требует особого института в виде цент­рального банка [9].

Банковские системы в разных странах формировались далеко неодинаково. Исторические, политические, этнические, религиозные и даже климатические факторы влияют на этот процесс. Несмотря на это, существуют определенные общие принципы построения банковской системы на национальном уровне.

Во-первых, существует законодательное разделение функций центрального банка и всех остальных банков. На практике это порождает двухуровневую банковскую систему.

Центральный банк, находясь на верхнем уровне, выполняет такие важные функции, как:

- эмиссию наличных платежных средств;

- функцию «банка банков»;

- банкира правительства;

- денежно-кредитное регулирование экономики.

В некоторых странах центральные банки выполняют также функцию регулирования и надзора за деятельностью банков.

Банки второго уровня обеспечивают посредничество в кредите и инвестировании, платежах и других банковских услугах. Их деятельность уменьшает степень риска и неопределенности в экономике как внутри страны, так и за ее пределами. Концентрируя в своих руках основную часть ссудного капитала, банки несут основную нагрузку по кредитному обслуживанию хозяйственного оборота.

Во-вторых, центральный банк не конкурирует с коммерческими и другими банками страны, находящимися на нижестоящем уровне кредитной системы. Его деятельность направлена на реализацию экономической политики правительства, достижение общегосударственных целей.

В-третьих, во всех странах существует особая система регулирования и контроля за деятельностью банков. В одних странах, в том числе и в России, регулирующие и надзорные функции в отношении банков выполняет центральный банк, в других они возложены на специальные государственные органы (например, во Франции - на Банковскую комиссию).

Но есть государства, где деятельность коммерческих и других банков контролирует и регулирует министерство финансов. Независимо от этого, во всех странах банковская деятельность относится к наиболее контролируемой предпринимательской сфере. Контроль направлен на поддержание ликвидности банков и защиту интересов вкладчиков и инвесторов [7].

Центральный банк является эмиссионным банком и банкиром правительства.

Выполняя первую функцию, он монопольно осуществляет эмиссию банкнот. Как банкир правительства этот банк имеет тесные связи с ним, консультирует его, проводит определенную денежно-кредитную политику, увязанную с экономической политикой государства. Центральный банк является банком всех остальных банков страны.

В странах с развитой рыночной экономикой сложились разные модели банковских систем. Они отличаются характером взаимоотношений банков с корпоративным сектором экономики, степенью специализации кредитных организаций.

По характеру взаимоотношений банков с промышленностью различают две модели: открытого рынка и корпоративного регулирования.

По первой модели (открытого рынка) между банками и корпорациями нет тесных и устойчивых связей. Корпорации могут пользоваться банковскими услугами одновременно в нескольких банках. Последние не оказывают предпочтения экономическим субъектам по принципу «наш клиент». Льготы возможны для тех заемщиков, которые обеспечат наиболее выгодное и менее рискованное использование банковского кредита. Такая модель сформировалась в США, где не практикуется установление тесных и эксклюзивных экономических взаимоотношений банков с промышленностью.

Для модели корпоративного регулирования, наоборот, характерно наличие тесных, устойчивых связей между банками и корпорациями. Банки могут выступать и как прямые акционеры предприятий, и как депозитарии акций мелких акционеров, которые передают банкам еще и право своего голоса. Это повышает роль банков в создании и деятельности корпораций, в поддержании их финансовой устойчивости. Такая модель банковской системы сложилась в Германии и Японии.

В Японии, например, у промышленной или торговой корпорации есть свой банк. Однако в основе их взаимоотношений лежат не столько кредитные, сколько так называемые неформальные отношения. Так, банк может быть акционером своего клиента и владеть до 5 % капитала компании, назначать своего представителя в совет директоров, аудиторов. По поручению своего клиента банк может в интересах корпорации осуществлять определенные операции с ценными бумагами, валютой.

По уровню специализации различают универсальную и специализированную модели банковской системы.

При специализированной модели, которая сложилась в США, Канаде, Японии, банкам до недавнего времени было запрещено одновременно заниматься краткосрочным кредитованием и долгосрочным инвестированием капиталов. Операции с корпоративными ценными бумагами в таких банковских системах производят специализированные инвестиционные банки. Для преодоления указанных ограничений в этих странах активно создаются банковские холдинги, которые осуществляют операции, как на кредитном рынке, так и на рынке капиталов.

В странах Европы (например в Германии, Швейцарии) получила развитие универсальная модель банковской системы, допускающая в деятельности банков сочетание краткосрочного кредитования с инвестициями в корпоративные ценные бумаги. Через такие банки в этих странах проходит значительный оборот фондовых ценностей, прежде всего это касается размещения ценных бумаг частных корпораций. Однако это не значит, что универсальные банки подменяют собой фондовую биржу. Традиционная фондовая биржа в этих странах сохраняется. Она носит публично-правовой характер, что обеспечивает равный доступ к биржевым сделкам широкому кругу предпринимателей.

В настоящее время основной моделью организации европейских банков является универсальный банк, осуществляющий все виды банковских операций, включая операции с ценными бумагами. Единство юридических норм и правил не означает унификации банковских организаций с точки зрения их статуса или обслуживаемой ими клиентуры. Оно относится только к их банковским операциям, а не к их организационным формам.

Универсальность кредитных организаций означает, что любое из них, располагая необходимыми средствами, может получить разрешение на проведение всех видов операций, соответствующих их статусу. Кроме того, кредитные организации обладают полной свободой в выборе клиентуры, объектов и форм своей деятельности. Даже специализированные организации всегда могут расширить сферу своей деятельности, если выполнят необходимые условия, особенно в отношении объема собственных средств.

Универсальная модель банковской системы не исключает наличия в ней специализированных банков. К специализированным банкам относятся ипотечные, инвестиционные, ссудо-сберегательные, банки финансирования жилищного строительства и др. Они обслуживают узкую сферу банковской деятельности с ограниченным набором конкретных операций. Такие банки часто являются высокоэффективными как с точки зрения самого банка, так и всего общественного производства в целом.

В настоящее время происходят процессы сближения различных моделей банковских систем, что обусловлено такими явлениями, как глобализация и дерегулирование. Эти процессы влекут за собой стирание границ между моделями открытого рынка и корпоративного регулирования, происходит взаимопроникновение внешнего и внутреннего корпоративного контроля.

Первое из них может быть охарактеризовано как выход экономических и политических процессов за национальные границы и формирование единого экономического и политического пространства. Глобализация неразрывно связана со значительным прогрессом в информационных технологиях, именно, благодаря им, она и приобрела столь широкий размах и высокие темпы развития. Сегодня современные информационные технологии стали основной движущей силой радикальных структурных изменений в банковском бизнесе. Они в полном смысле слова преодолевают пространство и время, открывая банкам круглосуточный выход на любые географические рынки. Новые технологии сокращают информационную асимметрию, повышают степень прозрачности рынка, делают более доступной информацию о клиентах, в результате чего банки теряют преимущества эксклюзивных партнеров предприятий.

В банковской сфере глобализация сопровождается дерегулированием банковской деятельности и либерализацией финансовых рынков. Дерегулирование банковской сферы выражается в ликвидации институциональных разграничений между различными видами банковской и - в более широком смысле - финансовой деятельности: коммерческой, инвестиционной, страховой и т.п. В результате банки вынуждены конкурировать одновременно на многих сегментах финансового рынка, причем не только друг с другом, но и с другими финансовыми организациями: страховыми, финансовыми компаниями, инвестиционными фондами и др. Дерегулирование было вызвано необходимостью повысить эффективность функционирования банковских систем.

Таким образом, на развитие национальных банковских систем в настоящее время наибольшее воздействие оказывают глобализация и развитие информационных технологий. Однако воздействие этих двух факторов носит противоречивый характер: с одной стороны, они открывают перед банками новые возможности, а с другой - усиливают давление и со стороны старых, традиционных, и со стороны новых конкурентов, требуют нестандартных, быстрых решений, затрагивающих стратегию их развития [7].

^ 2. Структура банковской системы Российской Федерации
Современная банковская система России имеет двухуровневую структуру. Она включает в себя Банк России, который представляет собой верхний уровень банковской системы, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков — второй уровень.

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» к кредитным организациям относятся юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом.

В РФ выделяют два типа кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации.

Банк — кредитная организация, которая по российскому законодательству в отличие от всех других финансовых посредников имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

1) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

2) размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Основное назначение банка — посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, биржи, брокерские, дилерские фирмы и д. Но банки как субъекты финансовой системы имеют два существенных признака, отличающих их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозитные и сберегательные сертификаты, облигации, векселя), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости их активов и пассивов, распределяют среди своих акционеров.

Кроме банков банковские операции могут осуществлять и организации, которые называются небанковскими кредитными организациями.

Небанковская кредитная организация — это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России [6].

В состав банковской системы России включаются также филиалы и представительства иностранных банков. Иностранным банком считается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Запрет на открытие и операции иностранных банков в РФ был снят с 1 января 1996 года. На деятельность филиалов и представительств иностранных банков распространяется правовое регулирование банковской деятельности в России.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, которым запрещено осуществлять банковские операции. Цель их деятельности — не получение прибыли, а защита интересов организаций-членов и координация их усилий по различным направлениям. В РФ крупнейшей является Ассоциация российских банков (АРБ).



Рис. 2 Организационная структура

банковской системы России
Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков.

Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране.

Центральный Банк – самостоятельная, но подконтрольная государству кредитная организация, в основные задачи и функции которой входят:

  • обеспечение устойчивости национальной валюты, минимизация инфляции (эмиссия наличных денег и организация их обращения), определение системы, порядка и формы расчетов, разработка и проведение единой денежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения, валютное регулирование и валютный контроль;

  • обеспечение эффективности и стабильности банковской системы (государственная регистрация, выдача и отзыв лицензий коммерческих банков, установление правил бухгалтерского учета, организация банковского аудита, надзор за деятельностью банков, кредитор последней инстанции коммерческих банков, проведение банковских операций по поручению Правительства).

Организационно-правовая форма Центрального Банка представляет собой унитарный банк со 100%-ным участием государства в его капитале.

Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании.

Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Число и структура кредитных организаций РФ представлены в таблице 1.
Таблица 1



Банковская система РФ представлена как универсальными банками, так и специализированными. Универсальные банки осуществляют широкий круг банковских операций. Специализированные банки ограничивают свою деятельность одной или несколькими банковскими операциями.

Применительно к России среди последних можно выделить следующие виды специализаций и банки-представители:

  • Отраслевая: земельные, торговые, строительные, промышленные, дорожные, конверсионные, связи и информации, культуры и искусства;

  • Субъективная: «АвтоВАЗбанк», «БратскГЭС стройбанк».

  • Территориальная: «Дальневосточный», «Кубаньбанк».

  • Территориально-отраслевая: «Сибирьгазбанк», «Юганскнефтебанк».

  • Функциональная: инновационные, инвестиционные, сберегательные, кредитные, ипотечные, трастовые и т.д.

  • Территориально-функциональная:«Стройинвестбанк», «Инвестторгбанк».

  • Национально-религиозная, экологическая и др. [6].


^ 3. Роль банков в современных условиях
В функционирующем механизме банковской системы основная роль, безусловно, принадлежит банкам, так как они аккумулируют в стране основную долю кредитных ресурсов и предоставляют клиентам полный комплекс кредитно-финансового обслуживания.

В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.1

На практике функционирует многообразие банков. Их классификация по различным критериям приведена в таблице 1.

Рассмотрим роль некоторые из них в современной экономике.

В банковской системе центральный (эмиссионный) банк страны играет ключе­вую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития национальной экономики и ее банковского сектора. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, централь­ный банк создает экономические предпосылки для движения товаров и услуг от производителя к потребителю.
Таблица 1

Типы банков

Критерий

Тип банка

По форме собственности

Государственные

Акционерные

Кооперативные

Частные

Смешанные

По правовой форме организации

Общество открытого типа

Общество закрытого типа

По функциональному назначению

Эмиссионные

Депозитные

Коммерческие

По характеру выполняемых операций

Универсальные

Специализированные

По сфере обслуживания

Отраслевые

Многоотраслевые

Региональные

Муниципальные

Межрегиональные

Национальные

Международные

По числу филиалов

Бесфилиальные

Многофилиальные

По масштабам деятельности

Малые

Средние

Крупные

Банковские консорциумы

Межбанковские объединения.


Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония - 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы, он хранит официальные золотовалютные резервы.

Центральный банк, будучи представителем государства, выполняет законодательно закрепленную за ним эмиссионную монополию в отношении банкнот - основной составляющей налично-денежной массы, т. е. осуществляет эмиссию общенациональных кредитных денег. Под эмиссией центрального банка понимается выпуск в обращение денег исключительно в наличной форме. Хотя банкноты составляют незначительную часть денежной массы, они необходимы для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности банковской системы.

Центральный банк хранит официальные золотовалютные резервы. Центральный банк сосредоточивает у себя большие запасы золота. Кроме золота, в центральных банках сосредоточены и запасы валюты. Это могут быть доллары США, фунты стерлингов, японские йены, в последние годы - евро и др. Во многих европейских странах (Австрии, Великобритании, ФРГ и др.) центральный банк наделен монопольным правом управления валютными резервами для обеспечения стабильности национальной денежной единицы на международных рынках. Золотовалютные резервы используются для проведения международных расчетов, покрытия дефицита платежного баланса, поддержания курса национальной валюты и других целей.

Совместно с правительством центральный банк разрабатывает и реализует единую денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильного экономического роста, снижение инфляции и безработицы, нормализацию платежного баланса. Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется центральным банком путем воздействия на объем денежной массы, уровень ставок процента и состояние ликвидности банковской системы. Объектом данного регулирования является также валютный курс национальной денежной единицы.

Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства, осуществляет надзор и контроль над банками, чтобы поддержать надежность и стабильность банковской системы, защитить интересы вкладчиков и кредиторов.

По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль «банка банков», т.е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды,

Центральный банк организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты, выступает в качестве «кредитора последней инстанции». Эту роль он может выполнять благодаря тому, что его эмиссионная деятельность, а также концентрация им резервов коммерческих банков, официальных золотовалютных резервов создает базу для расширения кредитных операций и повышения уровня ликвидности банков. Роль центральных банков как кредиторов последней инстанции особенно возрастает в периоды кризисов и кредитных затруднений. Своевременное предоставление кредитов национальным коммерческим банкам позволяет предотвратить неуверенность вкладчиков и не допустить возникновения цепной реакции банковских банкротств.

Коммерческие банки - основное звено банковской системы системы. Современный коммерческий банк — это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Коммерческие банки выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита).

Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале.

Роль банков в рыночной экономике определяется совокупностью функций, возложенных на них.

Не акцентируя различие между центральным и коммерческими банками можно считать, что у них 2 комплексные функции:

^ Первая из них: обеспечение субъектов экономики денежными средствами, необходимыми для:

а) текущих расчетов (деньги как средства предоплаты, сред­ства обращения, средства платежа, средства для выполнения на­логовых и иных обязательств);

б) развития экономики (денежные кредиты и прямые инве­стиции в форме приобретения паев или акций хозяйствующих субъектов, включая государственные, а также их облигаций и иных ценных бумаг).

С этой точки зрения аккумулирование банками временно сво­бодных денежных ресурсов предстает не как функция (цель, за­дача), а как необходимый (для коммерческих банков - единствен­но возможный) способ ее выполнения.

Эта первая функция банков позволяет рассматривать их как посреднические организации, имея в виду финансовое посредни­чество (банки выступают в качестве связующего звена между хозяйствующими агентами в экономике страны).

Критерием посредничества является выгодность для обеих сторон сделки. При этом плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств Наличие посредника в лице банка сокращает риск невозврата средств; повышает эффективность расчетов в связи со специализацией банков на подобного рода операциях и снижением по этой причине издержек обращения. То есть в банковской системе происходит создание ссудного капитала, движение которого осуществляется из одних отраслей экономики и сфер деятельности, в другие, с более высокой рентабельностью.

Как финансовые посредники коммерческие банки, в част­ности:

1) концентрируют у себя финансовые (денежные) средства большинства участников хозяйственного оборота, объединяя временно свободные разрозненные суммы, в том числе мелкие, принадлежащие пред­приятиям, организациям, учреждениям, физическим лицам, в общие денежные фонды, которые уже в силу своих значитель­ных размеров представляют весьма серьезный экономический ресурс, для развития экономики;

2) опосредуют расчеты и платежи по большинству хозяй­ственных сделок, которые заключают между собой субъекты экономики, без чего был бы практически невозможен нормаль­ный товарооборот в обществе (в рыночно развитых странах доля безналичных платежей в экономике доходит до 90%; в России этот показатель значительно ниже, однако после 1998 г, он рос и уже в 2001 г. составил 55-60%). Тем самым банки по­зволяют указанным субъектам экономить на так называемых трансакционных издержках (затраты на заключение и прове­дение сделок), минимизировать предпринимательские и иные финансовые риски;

3) проводят налоговые и иные обязательные платежи сво­их клиентов за их счет, стараясь оптимизировать такие пла­тежи;

4) обеспечивают сохранность и даже приращение (начисле­ние процентов, конвертация в более доходные валюты) сумм, доверенных им клиентами;

5) обеспечивают перевод наличных денег в безналичные и на­оборот, своевременно снабжают клиентов необходимой налич­ностью;

6) на основании специальных договоров управляют на дове­рительных началах деньгами и иным имуществом отдельных кли­ентов в нх интересах или в интересах указанных ими лиц;

7) проводят валютообменные операции;

8) оказывая клиентам перечисленные выше услуги, банки тем самым:

• проводят в жизнь денежную политику Центрального банка РФ, а тем самым - экономическую политику государства;

• способствуют стабилизации денежного обращения в стране;

• формируют денежное предложение, в том числе предложе­ние ресурсов для инвестиций;

• являются как бы проводниками или даже «поводырями» в рыночной экономике для других участников рынка (для их де­нежных потоков) - производственных предприятий, организаций торговли, небанковского финансового сектора и населения;

9) направляют собираемые средства в наиболее перспектив­ные отрасли экономики (разнообразные формы кредитования кредитоспособных заемщиков);

10) часть собственных средств в пределах разрешенных нор­мативов непосредственно или через свои дочерние компании вкладывают в уставные капиталы некредитных предприятий и организаций в целях совместного с ними хозяйствования и полу­чения соответствующих дивидендов. В этом случае банки не мо­гут рассматриваться как посреднические организации.

^ Вторую функцию банков можно объяснить следующим обра­зом. Сфера, где действуют банки и иные кредитные организации, - это сфера (часть сферы) нематериального производства, где по­лезный труд воплощается в особом результате, имеющем, как правило, собственную стоимость, где вырабатываются особые продукты — услуги. У материального производства в принципе нет иной функции кроме производства материальных благ. Рав­ным образом функцией нематериального производства является производство (оказание) услуг. В этом смысле банки и иные кре­дитные организации производят уникальную продукцию - бан­ковские или денежные (финансовые) технологии, без которых не может обойтись ни один субъект хозяйствования, и которые бесконечно разнообразны в банках, даже когда проводятся стандартные, казалось бы, операции. Во всех случаях банковского произ­водства речь идет о различных сочетаниях условий, правил, про­цедур, работ, регламентов взаимодействия, каждый раз состав­ляющих единый технологический процесс обслуживания клиен­та. Вторая функция банков как раз и состоит в обеспечении субъектов экономики специфически банковскими продуктами (тех­нологиями работы с денежными средствами).

Тер­мин «банковский продукт» вполне адекватно отражает суть про­исходящего - производство банком собственного продукта, выступающего в форме услуги. Последние, как известно, быва­ют 2-х видов: материальные и чистые (личные). Оказывая мате­риальные услуги, организация производит новую стоимость (уве­личивает национальный доход); денежную оценку могут иметь и чистые услуги.

Таким образом, банки - организации производя­щие, в ходе своей полезной специфической деятельности увели­чивающие объем ВВП, а не просто «финансовые посредники», оперирующие стоимостями, которые создают другие [10].

Но не многообразие услуг, предоставляемых банками, объясняет их роль в современной экономике. Исключительное значение банков определяется, прежде всего, тем, что они могут:

• образовывать платежные средства (банки создают новые деньги в виде кредитов);

• выпускать платежные средства в оборот (банки осуществляют за­писи на счет клиента суммы кредитных денег);

• проводить изъятие платежных средств из оборота (банки реали­зуют погашение кредита заемщиком).

Возрастание роли банков в экономической жизни общества также связано с изменением вещественной формы денег, а именно широким использованием безналичных средств и расчетов.

Платежным агентом по безналичным расчетам является банк. Денежные расчеты в экономике осуществляются в форме движения наличных денег и денег в безналичной форме.

Наличные деньги физические и юридические лица могут хранить в выбранном ими хранилище, а платежи могут осуществляться ими по мере необходимости. Безналичные деньги могут храниться только в банках на счетах юридических лиц. Банки зачисляют поступающие на эти счета суммы, выполняют распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов, а также проводят другие банковские операции, предусмотренные банковскими правилами и договорами.

Безналичные расчеты все шире вторгаются и в сферу денежных отношений физических лиц. Зачисление доходов на банковские счета, использование чеков, пластиковых карт для расчетов расширяет зависимость физических лиц от банков, делая банки кровеносной системой рыночной экономики.

Основные формы безналичных расчетов, принятые в российской практике, это: платежные поручения; аккредитивы; чеки; инкассо; пластиковые карты [2].

^ 4. Особенности бизнеса в банковском деле
Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг).

Банк — это институт кредитно-банковской системы, организующий движение ссудного капитала с целью получения прибыли. Источниками доходов коммерческого банка являются различ­ные виды бизнеса.

К видам банковского бизнеса относятся: ссудный бизнес, дисконт-бизнес, охранный бизнес, бизнес с цен­ными бумагами, гарантийная деятельность, привлечение вкла­дов и осуществление операций по поручению вкладчиков, биз­нес, основанный на корреспондентских отношениях с другими банками, оказание нетрадиционных банковских услуг.

Ссудный бизнес включает предоставление ссуд клиентам (юридическим и физическим, лицам) и передачу во временное пользование свободных ресурсов другим коммерческим байкам за процентное вознаграждение, которая может иметь форму меж­банковского кредита или срочного депозита в другом банке.

Дисконт-бизнес основан на операциях по покупке банком неоплаченных векселей, чеков и требований со скидкой (дискон­том). Его разновидность — факторинговые операции, учет вексе­лей.

Охранный бизнес основан на трастовых (доверительных) и агентских услугах, которым соответствуют банковские опера­ции. Этот бизнес дает банку доход в форме комиссии за управ­ление имуществом клиента (недвижимостью, ценными бумагами, средствами на счете) или за выполнение конкретных операций по поручению, связанных с этим имуществом.

Бизнес с ценными бумагами предполагает выпуск банком ценных бумаг, их реализацию на рынке, размещение по поруче­нию и вложение в ценные бумаги других эмитентов для получе­ния постоянного дохода или перепродажи, оказание услуг по приватизации. Доход банка от этого вида бизнеса складывается из курсовой разницы при продаже ценных бумаг, дивидендов, процентного дохода по долговым обязательствам, дохода от перепродажи ценных бумаг (спекулятивный доход), комисси­онного вознаграждения за услуги по приватизации, за разме­щение ценных бумаг и пр., а также за счет положительных раз­ницы регулярной переоценки пакета ценных бумаг банка.

Гарантийная деятельность банка дает доход в прямой денежной форме или связана с опосредованной выгодой. За вы­дачу в разных формах гарантий и поручительств своим клиен­там для осуществления ими расчетов и получения кредита банк может получать комиссионное вознаграждение в денежной фор­ме. Возможна и бесплатная гарантийная деятельность, когда клиент выгоден для банка с точки зрения поддержания имиджа, получения выгодных услуг и т.д.

Бизнес, связанный с привлечением вкладов и осуществ­лением операций по поручению вкладчиков, дает возможность получать комиссионное вознаграждение за открытие, ведение и закрытие счета, за предоставление выписок об операциях по счету и за совершение операций по выдаче наличных денег или расчетного характера (фиксированная комиссия за период — в денежных единицах, комиссия с оборота — % от оборота).

При корреспондентских отношениях с другими банками банк получает процент от кредитового сальдо на корсчете в дру­гом банке или банковском объединении. Доход зависит от уровня процентной ставки, порядка начисления процента, размера и дли­тельности кредитового сальдо.

Оказание нетрадиционных банковских услуг. Речь идет о доходе от лизинговых (лизинговые платежи, процентные пла­тежи, комиссия за услуги), информационных, консультацион­ных услуг, услуг по обучению клиентов и др. Особенностью бизнеса в банковском деле является то, что доходы от услуг должны возмещать издержки банка, по­крывать риски и создавать прибыль. Общая черта всех форм дохода — их ценностный характер [4].

Деятельность банка как выражение его экономических отно­шений с клиентами определяется его сущностью, функциями и ролью в экономике.

Банковская деятельность имеет определенные особенности.

1. Банк работает в сфере обмена, а не в сфере производ­ства.

2. Банк — в определенном смысле торговый институт. Не будучи собственником денежных средств, отражаю­щих движение материальных потоков, банк «покупает» их и «продает» другим экономическим субъектам по бо­лее дорогой цене.

3. Банк — это коммерческое предприятие. Операции бан­ков совершаются на платной основе.

4. Деятельность банка носит предпринимательский харак­тер. Благодаря банку бездействующие капиталы одних экономических субъектов начинают «работать» у дру­гих.

5. Банк — не только коммерческое предприятие, но и общественный институт. Банк работает для удовлетворения общественных потребностей; банковская деятельность носит не политический, а экономический характер.

Работая в сфере обмена, банк действует как производи­тельный институт, осуществляющий регулирование денеж­ного оборота в наличной и безналичной формах.

Исходным в понимании сущности банковской деятельности является представление о функциях банка. Согласно совре­менной теории их три:

1) аккумуляция средств;

2) трансформация ресурсов;

3) регулирование денежного оборота.

Банк (аккумулирует) свободные, временно неиспользуемые денежные ресурсы и капиталы своих клиентов.

Результат деятельности банка — банковский продукт как продукт коллективного труда персонала банка. Он обладает ря­дом отличительных особенностей и носит в основном немате­риальный характер. Чаще всего это безналичная форма, пред­стающая как записи по счетам; вещественная форма — банкноты центрального банка, денежно-расчетные документы.

На традиционном направлении деятельности продуктом банка выступают кредиты, депозиты, инвестиции. На дополни­тельных направлениях можно назвать инкассацию, конвертацию валюты, перевоз документов, расчет и управление рисками. На нетрадиционных направлениях можно выделить факторинг, фор­фейтинг, консультирование, гарантии, хранение ценностей и др.

Каждому продукту соответствует услуга, т.е. совокупность действий по созданию банковского продукта. Услугами банка яв­ляются кредитование, организация расчетного процесса, депозит­ные услуги и др. Услуга предполагает осуществление операций [4].

Т.е. деятельность банка складывается из выполняемых им операций и предоставляемых услуг, которые имеют определенные свойства. Их несколько.

  • Во-первых, будучи денежно-кредитным институтом, банк выполняет операции и оказывает услуги преимущественно в денежной форме.

  • Во-вторых, эти операции и услуги носят коммерческий характер. Чаще всего за выполнение своей работы банк получает определенное вознаграждение (в виде ссудного процента, комиссии, иной прямой и косвенной форм).

  • В-третьих, операции и услуги банка возникают на добровольной основе. Банк и клиент сами выбирают друг друга, исходя из своих собственных интересов. Клиент имеет право открыть счет в любом банке, это, однако, не означает, что банк обязан ему оказывать другие услуги (в том числе выдавать кредиты и пр.).

  • В-четвертых, операции и услуги можно подразделить на банковские, дополнительные и небанковские [5].

Операция — конкретный вид действий по созданию бан­ковского продукта. Банковская деятельность — сложный про­цесс, реализуемый в рамках банковской системы, подчиняющий­ся единым правилам ведения операций. Операции осуществляются посредством финансовых, бухгалтерских и технических приемов и способов, в совокупности образующих технологию банковских услуг.

Банковская деятельность может иметь особенности, обу­словленные различием направлений деятельности банков. Все это дает основание рассматривать операции банка в зависимо­сти от определенных критериев.

По природе операции делятся на банковские и небанковские. Банковские вытекают из сущности банка, исторически закрепи­лись за ним как денежно-кредитным институтом. Это операции по привлечению денежных средств во вклады и их размещению на возвратной основе, по открытию счета и осуществлению с него платежей. Небанковские операции банк выполняет наряду с дру­гими учреждениями. Так, банк занимается операциями на рынке ценных бумаг, но они являются специфическими для биржи.

По содержанию операции банка можно подразделить на экономические, юридические, технические и операции по обеспечению внутренней безопасности банка (протекциони­стские, защитные).

По правовой организации операции делят на: базовые и вспомогательные (базовые определяют юридический статус банка); требующие лицензии и не требующие лицензии (на все базовые и некоторые другие операции требуется лицензия Центрального банка Российской Федерации); разрешенные к выполнению и запрещенные законом.

По отношению к клиентам банковские операции подраз­деляются на прямые и посреднические. При прямых операциях банк за счет собственных средств финансирует проект, при по­среднических платежи между хозяйствующими субъектами по их поручению организуются через банк и клиент поручает банку ве­сти переговоры с другим лицом.

По планированию деятельности выделяют операции стра­тегические и тактические. Одним из важнейших докумен­тов является «Стратегия развития кредитного учреждения». К числу тактических операций относятся ежедневные операции банка по управлению своей ликвидностью.

По этапам осуществления операции подразделяются на первоочередные и последующие. Обычно банк разрабатывает регламент, в котором подробно описываются этапы ведения работ.

По степени важности (приоритетности) можно выделить основные (главные) и вспомогательные операции. Главными следует считать операции по изучению клиента, вспомогательны­ми — операции, связанные с созданием инфраструктуры.

По степени сложности банковские операции разделяют на простые и сложные. Простые операции удобны клиенту и не требуют от банка дополнительных затрат.

По характеру выполняемой работы выделяют аналити­ческие, маркетинговые, управленческие, контрольные опе­рации, операции по формированию банковской инфраструк­туры (сбор и обработка информации, разработка методических положений о порядке организации работ), счетные, бухгалтер­ские операции и др. Характер этих операций порождает специализацию банковского персонала и особенности структуры внутрибанковского управления.

По периодичности совершения операции делятся на еди­новременные (разовые) и многоразовые (повторяющиеся). Так, операция по открытию счета в банке является разовой. Списание и зачисление средств на этот счет — многоразовые опе­рации.

По доходности банковские операции можно разделить на доходные (высокодоходные) и убыточные. Потери банков ком­пенсируются поступлениями от высокодоходных операций.

По себестоимости банковские операции подразделяются на высокозатратные, т.е. требующие больших средств, и низкозат­ратные, не требующие существенного вложения ресурсов. Бан­ки стремятся к снижению себестоимости своих операций и к их техническому усовершенствованию. Это не всегда приводит к не­медленному повышению банковской прибыли, но делает денеж­но-кредитное учреждение более конкурентоспособным.

По связи с риском банковские операции классифицируют­ся как малорисковые и высокорисковые. Шкалу риска опера­ций банки устанавливают сами. Высокорисковыми банковски­ми операциями нередко выступают операции на рынке ценных бумаг.

По числу участников банковские операции делятся на ин­дивидуальные и коллективные. Индивидуальные банк выпол­няет без сторонних участников, коллективные совершаются на коллективной основе.

По отношению к национальному рынку банковские опера­ции делятся на внутренние и международные. Внутренние связаны с обслуживанием отечественных товаропроизводите­лей и граждан, международные — с обслуживанием внешней торговли, международного сотрудничества, международного ту­ризма. Для российских коммерческих банков такие операции предпочтительны; при них меньше риски, выше доход.

^ По используемой валюте — банковские операции: в наци­ональной валюте (в России — в рублях), в иностранной ва­люте и с комбинированием валют — мультивалютные опе­рации. В бухгалтерском учете операции в национальной и иностранной валюте отражаются раздельно.

По регламенту совершения банковские операции могут быть двух видов: операции, порядок совершения которых ус­тановлен Банком России (его инструкциями, положениями и приказами), и операции, которые выполняются в соответ­ствии с действующими правовыми нормами, но порядок ве­дения которых разработан самим коммерческим банком.

По приемам и способам различают финансовые, бухгал­терские и статистические операции, по отношению к ба­лансу банка активные, пассивные и забалансовые опера­ции [4].

К банковской деятельности относят также деятельность по созданию кредитной организации или группы банков для решения общих задач, по образованию банковского холдинга, по ре­организации банков и их ликвидации в связи с банкротством.

Сделки являются действиями, предусматривающими опре­деление взаимных обязательств. В Федеральном законе «О бан­ках и банковской деятельности» сделка выделяется как самостоя­тельный вид деятельности; она представляет собой выполняемую банками дополнительную услугу или операцию.

В своей деятельности банки руководствуются принципами банковской деятельности, под которыми следует понимать правила, которыми руководствуется банк в процессе создания своего продукта. Банки придерживаются следующих принципов:

- ориентация на запросы клиентов. Они дают банку рабо­ту, формируют его доходы, определяют успех его дея­тельности;

- взаимная заинтересованность банка и клиента;

- рациональная деятельность, в частности, правило раци­онального кредитования, предусматривающее ряд тре­бований к оценке ссудополучателя, обеспечения креди­та и др.;

- платность. Этот принцип позволяет банку компенсиро­вать затраты на производство банковского продукта и по­лучать прибыль. Бесплатными могут быть отдельные вто­ростепенные банковские операции.

Согласно Кодексу этических принципов банковского дела, принятому на Съезде российских банков 2002 г., профессио­нальная деятельность банков осуществляется на основе:

- понимания гражданского и профессионального долга перед обществом, государством, российскими граждана­ми;

- признания равенства участников гражданского оборота, вовлеченных в сферу банковского дела, уважения их прав и законных интересов;

- максимальной прозрачности профессиональной деятель­ности при абсолютной надежности в сохранении конфи­денциальной информации и сведений, составляющих банковскую тайну;

- совершенствования корпоративного управления и взаи­моконтроля за добросовестностью участников рынка бан­ковских услуг;

- безусловного соблюдения взятых на себя обязательств и га­рантирования высокого качества предоставляемых услуг;

- обеспечения разумной рисковости банковских операций;

- полноты ответственности за качество и результаты сво­ей работы;

- честной конкуренции, противодействия недобросовест­ным участникам банковской деятельности и предания гласности фактов нарушений положений Кодекса;

- участия в противодействии легализации доходов, полу­ченных преступным путем, и другим противоправным деяниям;

- отказа от сотрудничества с юридическими и физическими лицами с сомнительной деловой репутацией;

- установления и развития межнациональных и междуна­родных профессиональных связей на основе взаимоува­жения и взаимопомощи.

Принципом банковской деятельности является соблюдение законов, регулирующих деятельность кредитных организаций.

В отношениях с деловыми партнерами банки:

- строят отношения на взаимном доверии, уважении и рав­ноправии, не допускают необоснованной критики дея­тельности партнеров;

- строго руководствуются принципом ненарушаемости взятых на себя договорных и иных обязательств, вы­текающих из деловых отношений или обусловленных ими;

- полностью, своевременно и в строгом соответствии с за­коном выполняют свои обязательства, а также судебные решения в случае возникновения споров;

- отдают приоритет переговорам и поиску компромисса в случае возникновения разногласий и споров.

Сочетание деловых и нравственных принципов банковской деятельности позволяет банкам эффективнее реализовать свою роль в экономике.

Деятельность центрального банка имеет свои особенности.

Центральный банк функционирует в сфере обмена. Создавая свой продукт в виде наличных денег и безналичных платежных средств, эмитируя их в обращение, он обеспечивает кругооборот и оборот капитала экономических субъектов, непрерывность процесса производства, распределения, перераспределе­ния и потребления общественного продукта.

Центральный банк — экономический институт, функцио­нирующий в сфере товарно-денежных отношений. Его денежно-кредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса.

Вместе с тем центральный банк выступает как некоммер­ческая организация. Предоставляя экономическим субъектам свои продукты и услуги, центральный банк получает за них определенную плату. В отличие от коммерческих банков, полу­чение прибыли не является для него целью деятельности.

Центральный банк — общественный институт, работа­ющий на макроуровне экономических отношений. Эмитирова­ние им наличных денег и платежных средств важно для отдель­ных экономических субъектов и для экономики в целом. Обеспечивая рациональную организацию денежного обраще­ния, безинфляционное развитие, он создает условия для сохра­нения ценности денег и тем самым для социального развития общества.

Правовой статус Центрального банка Российской Федера­ции и цели его деятельности, функции и полномочия определя­ют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другие федеральные законы.

Центральный банк Российской Федерации в отличие от коммерческих банков — федеральный орган государственной власти. Его государственно-властные полномочия распростра­няются на денежно-кредитную сферу и регулирование деятель­ности банков, входящих в банковскую систему страны. Такое управление не предполагает право собственности на имущество управляемых субъектов, их подчинение банку. Банк России осуществляет государственное управление в форме денежно-кредитного регулирования с помощью введения норм и правил деятельности неподчиненных ему банков, надзора и контроля за их работой.

Фундаментальный признак деятельности Центрального банка Российской Федерации — ее независимый характер. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» декларирует: функции и полномочия «Банк Рос­сии осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуп­равления» (п. 2 ст. 1) [4].


Заключение
Итак, подведем итог выше сказанному.

Банковская система является важнейшей составной частью рыночной экономики. Это включенная в экономическую систему страны единая и целостная (взаимодействующая) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию, проводит свой перечень денежных операций/сделок, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимальной возможной степенью эффективности.

Банковская система как элемент цивилизованной рыночной эконо­мики может быть только двухуровневой: первый, верхний уровень — центральный банк. Второй, нижний уровень — коммерческие банки и кредитные организации, лицензированные ЦБ.

В функционирующем механизме банковской системы основная роль, безусловно, принадлежит банкам, так как они аккумулируют в стране основную долю кредитных ресурсов и предоставляют клиентам полный комплекс кредитно-финансового обслуживания.

Банк — это институт кредитно-банковской системы, организующий движение ссудного капитала с целью получения прибыли. Источниками доходов коммерческого банка являются различ­ные виды бизнеса: ссудный бизнес, дисконт-бизнес, охранный бизнес, бизнес с цен­ными бумагами, гарантийная деятельность, привлечение вкла­дов и осуществление операций по поручению вкладчиков, биз­нес, основанный на корреспондентских отношениях с другими банками, оказание нетрадиционных банковских услуг.

Деятельность банка (бизнес) имеет определенные особенности:

1. Банк работает в сфере обмена, а не в сфере производ­ства.

2. Банк — в определенном смысле торговый институт. Не будучи собственником денежных средств, отражаю­щих движение материальных потоков, банк «покупает» их и «продает» другим экономическим субъектам по бо­лее дорогой цене.

3. Банк — это коммерческое предприятие. Операции бан­ков совершаются на платной основе.

4. Деятельность банка носит предпринимательский харак­тер. Благодаря банку бездействующие капиталы одних экономических субъектов начинают «работать» у дру­гих.

5. Банк — не только коммерческое предприятие, но и общественный институт. Банк работает для удовлетворения общественных потребностей; банковская деятельность носит не политический, а экономический характер.

Банковский сектор - это такая социально-экономическая от­расль хозяйства и общественной жизни в целом, которая весьма остро и гибко реагирует на любые изменения, как в экономиче­ской, так и социально-политической жизни страны. При этом важ­но иметь в виду, что в силу вовлеченности в сферу банковской деятельности и связанных с нею интересов предельно большого количества действующих лиц и значительных денежных сумм происходящие в ней процессы приобретают, как правило, гло­бальный (в масштабах страны, а подчас и шире) характер и по степени воздействия на общество нередко сопоставимы с влия­нием государства. Это свидетельствует о выдающемся месте бан­ковской системы в любой экономике.

Список литературы
1. Ахмедов С.К, Шихахмедов Р.Г. Понятие «Банковской системы»: современные подходы к определению и системный анализ//Финансы и кредит № 26 (164)-ноябрь,2004. С. 40-47

2. Банки и банковское дело / Под ред. Балабанова И. Т. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с: ил.

3. Банковское дело. Управление и технологии: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф.А.М. Тавасиева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. —671с

4. Банковское дело. Экспресс-курс : учебное пособие / кол. авторов ; под ред. О.И. Лаврушина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2009. — 352 с.

5. Банковское дело: Учебник . - 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и. статистика, 2005.-672с: ил.

6. Глушкова Н.Б. Банковское дело: Учебное пособие. — М.-Академический Проект; Альма Матер, 2005. — 432 с. —(«Gaudeamus»}

7. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. – М.:Высшее образование, 2009. – 392 с.

8. Костерина Т.М. Банковское дело: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 360 с.

9. Свиридов О. Ю. Банковское дело: 100 экзаменационных ответов / О. Ю. Свиридов. — Издание 3-е, исправленное и дополненное. — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. — 256 с.

10. Тавасиев A.M., Бычков В.П., Москвин В.Л. Банковское депо: базовые операции для клиентов: Учеб. по­собие / Под ред. A.M. Тавасиева. - М.: Финансы и статистика, 2005.-304 с: ил.


1 Большой экономический словарь. - М.,1999. - С. 36.



Скачать файл (346.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации