Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по ценообразованию - файл 1.doc


Лекции по ценообразованию
скачать (781 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc781kb.20.12.2011 10:13скачать

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Содержание

Введение …………………………………………………….…………………. 3

1. Цена в системе хозяйственного механизма …………………………… 6

    1. Сущность хозяйственного механизма ….…….………………………….. 6

    2. Место и роль цен в хозяйственном механизме ………………………….. 8

1.3. Функции цены ……………………………………………………………… 9

1.4. Общая характеристика системы цен …………………………………….. 13

1.5. Виды цен ……………………………………………………………………15

2. Основы трудовой теории стоимости …………………………………… 23

2.1. Товарное производство…………………………….……………………… 23

2.2. Товар и его свойства ………………………………………………………. 25

2.3. Меновая стоимость товара …………………………………………………29

2.4. Сущность цены …………………………………………………………….. 32

2.5. Закон стоимости …………………………………………………………… 35

2.6. Общественно необходимые затраты труда ………………………………. 37

2.7. Состав, структура, уровень и масштаб цен ………………………………. 43

2.8. Концепции ценообразования ……………………………………………… 45
3. Теория потребительского поведения и спроса ………………………… 47
    1. Количественный подход к анализу полезности и спроса ……………….. 49

3.2. Порядковый подход к анализу полезности и спроса ……………………. 52

3.3. Кривые и карта безразличия ……………………………………………… 53


3.4. Предельная норма замещения …………………………………………….. 56

3.5. Типы кривых безразличия ………………………………………………… 57

3.6. Бюджетная линия ………………………………………………………….. 59

3.7. Изменение цен и дохода потребителя ……………………………………. 62

4. Производство и затраты ……………………………… ………………….. 63


4.1. Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора …………63

4.2. Производственная функция ……………………………………………….. 64

4.3. Концепция затрат ……………………………………………………………68

4.4. Производственная функция и функция затрат …………………………… 69

4.5. Сущность, значение и виды себестоимости продукции ………………… 70

4.6. Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции …….. 73

5. Методология ценообразования ………………… ……………………….. 80

5.1. Основные методологические принципы ценообразования …………….. 80

5.2. Методические рекомендации по формированию и применению цен …. 83

5.3. Методические рекомендации по формированию и применению цен ….. 85

5.4. Отражение затрат в цене …………………………………………………… 91

5.5. Планирование в ценах чистого дохода ……………………………………. 93

5.6.Определение цен для целей налогообложения ……………………………. 97

Литература ……………………………………………………………………….117


Введение

Цена - сложнейшая экономическая категория. В ней схо­дятся экономические, социальные и политические факторы, оп­ределяющие социально-экономическое развитие общества. Все стороны хозяйственной деятельности, так или иначе, связаны с использованием цен. С помощью цен экономическое воздействие может быть доведено до каждого отдельного товара в сфере производства и до каждого отдельного потребителя. В движении цен, в их уровнях и структуре в той или иной степени находят отражение реальные экономические интересы общества в целом, отдельных групп населения, личные интересы граждан. Ошибки в ценовой политике государства нередко сопровождались кризисными си­туациями вплоть до замены правительств.

С внедрением в экономику рыночных отношений роль и значение цены в экономических процессах кардинально изменились. Устанавливаемые собственниками товаров цены проходят проверку на рынке, где под воздействием рыночных факторов определяется их окончательный уровень. Возникают принципиально новые подходы к методам ценообразования. Решающую роль в формировании цен начинают играть спрос и предложение, полезность и качество товаров. Существенно ограничиваются функции государственных органов в установлении и регулировании цен.

Эффективность применения цен, как и других экономических инструментов управления, во многом зависит от того, насколько правильно определены место и роль цен в системе хозяйственного механизма, экономическая сущность цены, способ проявления ее функций при решении конкретных эконо­мических задач, принципы и методы расчета цен.

Ценообразование является сложным и противоречивым про­цессом, в ходе которого приходится прибегать к различным компромиссам, учитывать интересы предприятия, действия конкурентов, рыночные условия, психологию покупателей и многие другие аспекты. Определение политики цен и умелое использо­вание цен в практической работе предприятий с целью решения стоящих перед предприятием задач требует от работников эко­номических служб знаний основных теоретических и методоло­гических вопросов ценообразования.

Наука о ценообразовании имеет свою методологию, пред­ставляющую собой совокупность общих принципов ценообразования, методов разработки цен, методов формирования системы цен и их регулирования. Научность методологии определяется степенью познания экономических законов. Достаточно четкая методология ценообразования позволяет разрабатывать и приме­нять на практике конкретные методы расчета уровней и соот­ношений цен, т.е. служит научным обоснованием методик рас­чета цен на конкретные товары.

Применяемые на практике методы расчета цен на конкрет­ные товары имеют особенности, обусловленные особенно­стями товаров, способов их производства и прочими факторами. Однако отдельные различия в методах расчета конкретных цен существуют только в рамках единой методологии, что обеспечи­вает создание и функционирование в масштабах всего хозяй­ственного механизма единой системы цен.

Предметом теории ценообразования является изучение эко­номической сущности цены, ее функций и роли в хозяйственном механизме, закономерностей и факторов формирования и дви­жения цен и предпосылки их использования в управлении социально-эконо­мическими процессами общества, принципов и методов использования этих закономер­ностей при прогнозировании и обосновании уровней конкретных видов цен. Ценообразование опирается на экономиче­скую теорию, на отдельные функциональные подразделы экономической науки, использует статистические и экономико-математические методы, достиже­ния социологии и других общественных наук.

Теория ценообразования в экономике рыночного типа нашла отражение в ставших классическими работах А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милля, К. Маркса и Ф. Энгельса, в работах предста­вителей неоклассической школы - А. Маршалла, У. Джевонса, Л. Вальраса, Ф. Эджуорта, Дж. Хикса, Дж. Робинсон, П. Самуэльсона, Дж. Стиглера и др. Вместе с тем, достаточно полная теоретическая база ценообразования характеризуется значитель­ным разбросом основополагающих принципов ценообразования.

В теории цены существуют два основных направления:

- затратное, в основе которого лежит трудовая теория стоимости;

- маржинальное, базирующееся на понятии полезности.

В основе затратного направления в ценообразовании лежит трудовая теория стоимости, разработанная А. Смитом, Д. Рикардо, К.Марксом, Дж. С. Милем. Сторонники трудовой теории стоимости считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу, потому что они имеют общую основу. Этой основой, по их мнению, не может быть ни одно из природных свойств товара, а только трудовые затраты, вопло­щенные в товаре, т.е. стоимость. Необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, но потребительные стоимости различных товаров, как качественно разнородные являются количественно несоизмеримыми.

В основе маржинального направления лежит теория предель­ной полезности (или ценности), которая в свою очередь включает два направления: количественное (кардиналистское), базиру­ющееся на определении величины полезности, и порядковое (ординалистское), базирующееся на возможности ранжирования товаров потреби­телем по их предпочтительности.

Представители теории предельной полезности (У. Джевонс, Е. Бем-Баверк, К. Менгер, Ф. Визер, Л. Вальрас, В. Парето и др.) противопоставляют стоимости как объективному воплоще­нию труда в товарах полезность и субъективную ценность, выражающие отношение человека к вещи.

Противники трудовой теории стоимости утверждают, что теория предельной полезности (ценности) товара лучше объяс­няет механизм рыночного хозяйства.

На основе теории предель­ной полезности действительно можно объяснить механизм функ­ционирования рынка, но это не значит, что трудовая теория стоимости носит ненаучный характер. Трудовая теория стоимос­ти и теория предельной полезности имеют одинаковое право на существование.

Новое направление в теории ценообразования было разработано английским экономистом А. Маршаллом в 90-х годах прошлого столетия, который в своих работах соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства. Он предложил наиболее удачное решение вопроса о том, какому фактору – полезности или издержкам – следует отдать предпочтение при определении цены.

В книге «Принципы экономической науки», изданной в 1890 году, он писал: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц. Действительно, когда одно лезвие удерживается в неподвижном состоянии, а резание осуществляется движением другого лезвия, мы можем, как следует подумав, утверждать, что резание производит второе, однако такое утверждение не является совершенно точным и оправдать его можно лишь претензией на простую популярность, а не строго научным описанием совершаемого процесса».

Как видим, А. Маршалл полагал, что оба указанных фактора (полезность и издержки производства) и притом в равной мере определяют стоимость (цену) блага.
Однако следует отметить, что об этом на 46 лет раньше высказывался Ф. Энгельс: «О сущности реальной стоимости шел долгий спор между англичанами, считавшими издержки производства выражением реальной стоимости, и французом Сэем, утверждавшим, что эта стоимость измеряется полезностью вещи. Спор тянулся с начала этого века и затих, не получив разрешения… Попытаемся внести ясность в эту путаницу. Стоимость вещи включает в себя оба фактора, насильственно и, как мы видели, безуспешно разъединяемые спорящими сторонами. Стоимость есть отношение издержек производства к полезности».

Однако именно с работами А. Маршалла связан отход неоклассической школы от попыток построить монистическую теорию стоимости и цены (только на основе труда или только на основе полезности). В теории А. Маршалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная полезность), так и на стороне предложения (издержек производства товаров).

Цена находится под воздействием множества факторов, она взаимосвязана со множеством других экономических категорий, что обусловливает наличие множества проблем в ценообразова­нии.

В данном учебном пособии рассматриваются следующие темы дисциплины: цена в системе хозяй­ственного механизма, функции цен, система цен, товарное производство и свойства товара, сущность цены в трудовой теории стоимости и в теории потребительского поведения, ценообразующие факторы, производство и затраты, методология ценообразования, методы расчета цен и отражения в ценах отдельных частей стоимости, цены и ценообразование в книгоиздании.

Основная цель учебного пособия заключается в том, чтобы раскрыть сущность следующих категорий: хозяйственный механизм, товарное производство, товар, потребительная стоимость, стоимость, меновая стоимость, цена, общественно необходимые затраты труда, полезность, спрос, предложение, затраты, себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость. Эти категории имеют решающее, значение в теории ценообразования.

^ 1. Цена в системе хозяйственного механизма

1.1. Сущность хозяйственного механизма

Хозяйственный механизм существует во всех общественно-экономических формациях, но в каждой из них он специфичен, его характер зависит от всей совокупности производственных отношений и уровня развития производительных сил. Ни одна конкретная форма хозяйственного механизма не является вечной и неизменной, хозяйственный механизм развивается и изменяется вслед за развитием и изменением общественных отношений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Скачать файл (781 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации