Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная по демографии в СибАГС, Карачаево-Черкесская Республика - файл 1.doc


Контрольная по демографии в СибАГС, Карачаево-Черкесская Республика
скачать (316 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc316kb.16.11.2011 18:55скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию

федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская академия государственной службы»


Институт переподготовки специалистов


Налогообложения и учета

(кафедра)


Демография

(дисциплина)


Письменное контрольное задание

для студентов дистанционного обучения



Студент




Группа





Дата 18.06.2010










Преподаватель



























Новосибирск 2010


Протокол проверки:





^ Дата проверки




Оценка










Комментарии

преподавателя
















































^ Субъект РФ: Карачаево-Черкесская Республика.

Дата создания: 12 января 1922 г. образована Карачаево-Черкесская автономная область. Законом РСФСР от 3 июля 1991 года преобразована в Карачаево-Черкесскую Советскую социалистическую Республику в составе РСФСР. В декабре 1992 года в целях совершенствования конституционного законодательства слова Карачаево-Черкесская Советская Социалистическая Республика были заменены на слова Карачаево-Черкесская Республика.

^ Административный центр: город Черкесск.

Орган законодательной власти - Народное Собрание (Парламент), избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Численность 73 человека, периодичность четыре года.

^ Орган исполнительной власти - Правительство, состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, министров, председателей Государственных комитетов и комитетов. Председатель Правительства назначается на должность Президентом Республики с согласия Народного Собрания.

Города и районы:

Приграничные субъекты РФ

  • Краснодарский край

  • Ставропольский край

  • Кабардино-Балкарская Республика

Площадь - 14300 кв. км.

Население. Население республики составляет 427,2 тыс. человек (оценка на 1 января 2009г.) в т. ч.: 187,0 тыс. человек – городское, а 240,2 тыс. человек – сельское. По переписи на 9 октября 2002 г. карачаевцы – 38,5%, черкесы – 11,3 5. 33,6% населения – русские, абазины – 7,4%, 9,2% относятся к другим национальностям.

^ Муниципальное устройство и крупнейшие города. По данным на 1 января 2008 г. в республике насчитывается 98 муниципальных образований в т. ч.: муниципальных районов – 9, городских округов – 2, городских поселений – 5, сельских поселений – 82.
Наиболее крупные города по оценке на 1 января 2008 г. (тыс. человек): Черкесск – 116,3, Усть-Джегута – 30,1, Карачаевск – 20,0, Теберда – 7,3.

^ Экономические преимущества и недостатки. Карачаево-Черкессия - индустриально-аграрная республика. Республика богата полезными ископаемыми: углем, свинцом, цинком, медью (Урупский рудник), суриком, известковым камнем, гранитом и мрамором.


^ Расчетно – аналитическая часть:

  1. Расчет показателей рядов динамики за 10 лет по абсолютной численности населения

Год

Численность населения, тыс. чел.

Абсолютный прирост, тыс. чел.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютное значение 1% прироста, тыс. чел.

цепные

базисные

цепные

базисные

цепные

базисные

2000

440,6

-

-

-

-

-

-

-

2001

440,3

-0,3

-0,3

99,93

99,93

-0,07

-0,07

4,41

2002

440,2

-0,1

-0,4

99,98

99,91

-0,02

-0,09

4,40

2003

439,3

-0,9

-1,3

99,80

99,70

-0,20

-0,30

4,40

2004

437,7

-1,6

-2,9

99,63

99,34

-0,37

-0,66

4,39

2005

435,5

-2,2

-5,1

99,50

98,84

-0,50

-1,16

4,38

2006

433,0

-2,5

-7,6

99,41

98,27

-0,59

-1,73

4,36

2007

430,1

-2,9

-10,5

99,33

97,61

-0,67

-2,39

4,33

2008

428,1

-2,0

-12,6

99,53

97,15

-0,47

-2,85

4,30

2009

427,3

-0,8

-13,3

99,82

96,98

-0,18

-3,02

4,28


Средний абсолютный прирост может быть рассчитан как на основании цепных, так и базисных абсолютных приростов:




На основании рассчитанных показателей динамики, можно сделать следующие выводы: численность населения республики за 10 лет снизилась на 13,3 тыс. человек, сокращение численность населения в данный период ежегодно составляет в среднем 1,4 тыс. человек.

На протяжении всего анализируемого периода прослеживается тенденция сокращении численности населения республики.



  1. ^ Общий коэффициент рождаемости и общий коэффициент смертности – расчет за 10 лет

Общий коэффициент рождаемости, показывает, сколько человек рождается в данном регионе в течение определенного периода времени в среднем на каждую 1000 человек наличного населения. Общий коэффициент рождаемости (Крожд) рассчитывается как отношение абсолютного числа рождений (Р) к средней численности населения за период (S), обычно за год. Вычисляется в промилле.

Рассматривая коэффициент рождаемости в динамике за последние десять лет, следует отметить, что его значение имеет положительную динамику роста. Согласно приближенной шкале величин общего коэффициента рождаемости, предложенной отечественными демографами В.А. Борисовым и Б.Ц. Урланисом, можно сделать вывод, что с 2000 по 2009 год уровень рождаемости в области низкий (менее 16%о).

Т
аблица 2 – Динамика коэффициента рождаемости и смертности

Год

Численность населения, чел.

Число родившихся, чел.

Число умерших, чел.

Коэффициент рождаемости, ‰

Коэффициент смертности, ‰

Коэффициент естественного прироста,

2000

440627

4523

4707

10,3

10,7

-0,4

2001

440297

4666

4961

10,6

11,3

-0,7

2002

440216

4778

4911

10,9

11,2

-0,3

2003

439325

4927

5207

11,2

11,9

-0,7

2004

437719

5088

5427

11,6

12,4

-0,8

2005

435536

5190

5059

11,9

11,6

0,3

2006

432988

5194

5131

12,0

11,9

0,1

2007

430097

5032

4924

11,7

11,4

0,3

2008

428062

6066

4626

14,2

10,8

3,4

2009

427306

6364

4731

14,9

11,1

3,8




Рассматривая динамику общего коэффициента смертности по республике, следует отметить, что с 2000 по 2004 год включительно данный показатель имел динамику роста (с 10,7 до 12,4). А в 2005 года наблюдается снижение уровня смертности в республике, о чем свидетельствует снижение общего коэффициента смертности.

Коэффициент смертности по республике относительно высок в связи с высокой численностью населения пожилого возраста.

Коэффициент естественного прироста населения, характеризующий величину естественного прироста, приходящуюся в данном регионе за определенный период времени в среднем на каждую 1000 человек наличного населения. Вычисляется в промилле.

Кen = Крожд – Ксм ().

Динамика коэффициента естественного прироста населения области за последние десятилетие имеет тенденцию роста к концу периода. Это объясняется тем, что к концу периода коэффициент смертности снижается, а коэффициент рождаемости наоборот растет.


  1. ^ Коэффициент фертильности за последний год

Фертильность в демографии - репродуктивная способность женщины; способность женщины к деторождению.

Фертильный возраст - период в жизни женщины, в течение которого она способна к вынашиванию и рождению ребенка. В демографии фертильный возраст принимается от 15 до 49 лет.

Коэффициент фертильности — коэффициент, выражающий отношение числа рождений к численности женщин репродуктивного возраста.





Проведем расчет коэффициента фертильности за 2009 год.

Число рождений в год составило – 6364 чел.

Число женщин репродуктивного возраста – 119759 чел.

Коэффициент фертильности за 2008 г. = 6364 / 119759 * 1000= 53,14.


Таким образом, в данном регионе этот коэффициент будет составлять 53,14 ‰. Так как это самый детородный возраст и преобладающая часть женщин рожает именно в этом возрасте.

  1. ^ Коэффициент младенческой смертности (причины и факторы) за последний год

Под детской младенческой принято понимать интенсивность смертности детей от 0 до 1 года. Эта группа отличается исключительно высокой смертностью, поэтому для нее наблюдение за уровнем смертности ведется особо. С этой целью исчисляется специальный показатель младенческой смертности ( Кдет. см). Коэффициент младенческой смертности можно определить несколькими способами в зависимости от наличия данных и необходимой тщательности расчета.





г
де У
1- число детей, умерших в этом году, из числа родившихся в этом году;

Р1- численность родившихся в этом году;

Р0- число родившихся в прошлом году.


Коэффициент младенческой смертности в Карачаево-Черкесской Республике за 2009 год составляет 8,62 ‰. Что значительно меньше, чем в предыдущие периоды.

Младенческая смертность - один из основных демографических показателей здоровья популяции, определяющий репродуктивный и трудовой потенциал будущих поколений страны и являющийся в то же время важным индикатором социально-экономических условий жизни общества и качества медицинской помощи женщинам и детям.

Максимальное число детей гибнет непосредственно после рождения. Структура причин младенческой смертности в остается стабильной в отношении трех преобладающих классов болезней – отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде (перинатальных состояний), устойчиво занимающих первое место, врожденных аномалии (пороков развития) и хромосомных нарушений и болезней органов дыхания.

Так же на продолжительность жизни младенцев влияют и «внешние» причины, такие как травмы, отравления.

Факторы, влияющие на младенческую смертность, выражаются, как и в экологическом состоянии, так и здоровье матерей, уровне медицинского обслуживания.

В Карачаево-Черкесской Республике уделяют огромное влияние поддержанию и сохранению здоровья населения.

В рамках Года семьи разработан и реализуется план мероприятий, направленный на сохранение здоровья детей, обеспечение качественного образования и воспитания каждого ребенка.

  1. ^ Суммарный коэффициент рождаемости за последний год

Суммарный коэффициент рождаемости характеризует число детей, которых родит в среднем 1 женщина из условного поколения в течение всего репродуктивного периода при условии сохранения той интенсивности рождаемости, которая наблюдалась в изучаемый период времени.

На 2009 год суммарный коэффициент рождаемости в Карачаево-Черкесской Республике составляет 1,8 ‰.

Для простого воспроизводства необходимо, чтобы значение суммарного коэффициента рождаемости находилось в пределах 2,1-2,3.

Соответственно, в данном регионе этот коэффициент низок, как и по России в целом.

Рассматривая материалы периодической печати, следует отметить, что значение коэффициента младенческой смертности имеет в области динамику снижения и его значения в 2008 году является самым низким (в 2001 году – 3,8). Такая динамика оценивается как положительная. Рассматривая младенческую смертность в области за 2008 год, следует отметить, что наибольший удельный вес приходится на отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (42,4%) и на врожденные аномалии (30,5%).



  1. ^ Общие коэффициенты брачности и разводимости в динамике за 10 лет

Коэффициенты брачности и разводимости общие – отношение числа зарегистрированных в течение календарного года браков и разводов к среднегодовой численности населения. Исчисляются в промилле (на 1000 человек населения).

Год

Число

На 1000 человек населения

Браков

Разводов

Браков, ‰

Разводов, ‰

2000

2449

969

5,6

2,2

2001

2397

1156

5,4

2,6

2002

2806

1360

6,4

3,1

2003

3023

1583

6,9

3,6

2004

3423

1748

7,8

4,0

2005

2827

1552

6,5

3,6

2006

2996

1102

6,9

2,5

2007

3431

1364

8,0

3,2

2008

3717

1416

8,7

3,3

2009

3501

1394

8,2

3,3




В динамике хорошо прослеживается стабильная ситуация по количеству браков за текущее время. Эта стабильность выражается в увеличении с годами количества брачующихся. Правда, отмечен небольшой спад в 2005 – 2006 годах.

Разводимость в регионе, то возрастает, то снижается, наибольший показатель приходится на 2003 год. И этот показатель раза в 2-3 меньше, чем брачности.

  1. ^ Коэффициенты миграции

Миграция населения — движение населения через границы тех или иных территорий с целью смены постоянного места жительства. Различают внешнюю (международную) и внутреннюю миграцию.

Год

Число прибывших, человек

Число выбивших, человек

Коэффициент прибытия, ‰

Коэффициент выбытия, ‰

Сальдо, человек

Оборот, ‰

1999

7808

9794

17,7

22,2

-1986

-4,5

2000

7330

9235

16,6

21,0

-1905

-4,3

2001

7324

9366

16,6

21,3

-2042

-4,6

2002

7709

9808

17,5

22,3

-2099

-4,8

2003

7630

9640

17,4

22,0

-2010

-4,6

2004

6819

9047

15,7

20,8

-2228

-5,1

2005

6068

9131

14,0

21,1

-3063

-7,1

2006

8432

11322

19,6

26,3

-2890

-6,7

2007

10952

13680

25,6

32,0

-2728

-6,4

2008

8679

10536

20,3

24,7

-1857

-4,3





Карачаево-Черкесская Республика относится к регионам с нисходящей демографической динамикой. Это один из немногих регионов Северного Кавказа с первой формой нисходящей демографической динамики, то есть зона «абсолютной демографической депрессии», для которой характерна отрицательная динамика численности населения, складывающаяся из отрицательного показателя как естественного, так и миграционного приростов населения, что наглядно видно на графике, и результатом совокупного движения населения стала общая убыль.

В 2004 – 2005 годах республика оказалась в рядах регионов с третьей формой нисходящей демографической динамики, однако к 2006 году она снова вернулась на свое прежнее место, то есть в категорию регионов с отрицательной динамикой, с учетом того, что общая численность населения относительно других временных периодом ниже. Соответственно в Карачаево-Черкесской Республике за последние два года наблюдается восходящая демографическая динамика.

Исходя из данных исследования, в данном регионе прослеживается тенденция оттока населения, что оказывает отрицательное влияние на развитие региона.

Причины этому могут быть разнообразные, например, некоторые выехавшие не возвращается на прежнее местожительство (безвозвратная миграция), и временные (учеба, служба в армии, работа по долгосрочному договору). Такие процессы не приводят к закреплению населения на определенной территории.


  1. ^ Соотношение городского и сельского населения в регионе в

динамике за 10 лет

Год

Численность населения, чел.

Городское население, человек

Сельское население, человек

Соотношение городского и сельского населения, %

городского

сельского

1999

440627

193204

247423

43,8

56,2

2000

440297

192938

247359

43,8

56,2

2001

440216

193238

246978

43,9

56,1

2002

439325

193301

246024

44,0

56,0

2003

437719

192988

244731

44,1

55,9

2004

435536

192175

243361

44,1

55,9

2005

432988

191107

241881

44,1

55,9

2006

430097

189510

240587

44,1

55,9

2007

428062

187759

240303

43,9

56,1

2008

427306

186957

240349

43,8

56,2




Из таблицы видно, что на протяжении 10 лет, соотношение городского и сельского населения в Карачаево-Черкесской Республике оставалось на одном и том же уровне, резкого роста или спада численности той или иной части населения не наблюдалось.

На данной территории явно преобладает сельское население и с каждый годом, особенно в последние пару лет, увеличивается.


  1. ^ Прогноз численности населения на 2-3 года.

При планировании макроэкономических показателей необходимо знать перспективную численность населения, которая определяется на основе метода экстраполяции, т. е. переноса основных методов тенденции из прошлого в будущее. Перспективная численность населения определяется по формуле: ПЧН = Ск* (1+ , где КОПН - коэффициент общего прироста населения, Ск – данные общей численности населения за 2009г., П – период прогнозирования. Следовательно,

ПЧН на 2010г. = 427,3* (1+= 424,8 тыс. чел.

ПЧН на 2011г.= 427,3* (1+= 422,31 тыс. чел.

ПЧН на 2012г. = 427,3* (1+= 419,84 тыс. чел.

Практическая часть

  1. Предложения в сфере семейной политики

^ Семейная политика - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов, призванную создавать оптимальные условия для выполнения семьей ее функций, гармонизировать отношения между личностью, семьей и обществом.

В Карачаево-Черкесской Республике уделяется огромное внимание семейной политике это явно видно из результатов исследования. С каждым годом увеличивается естественный прирост населения, но, как и увеличивается число заключенных браков, так и увеличивается и разводимость на территории.

Существует ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27.12.2007 N 500 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ". Данная концепция семейной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2008-2012 годы отражает современные подходы к решению вопросов социальной защиты и социальной помощи, охраны здоровья, образования, досуга семей и детей и основывается на основных положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, законов Карачаево-Черкесской Республики и других нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, закрепляющих права и гарантии семьи.

Концепция основана на новой стратегии активной семейной политики (в противовес традиционной - опекающей), современном подходе к потенциалу личности, потребностям и ресурсам семьи.

Настоящая Концепция принимает во внимание:

  • изменения, происходящие в институте семьи, приводящие к возникновению и распространению многообразия форм семьи, особенности социального положения различных типов семей, интересы семьи, родителей и детей в современном обществе;

  • особенности этнического состава, культурные традиции, социально-экономические условия, географические и демографические особенности Карачаево-Черкесской Республики;

  • накопленный опыт социальной работы и социальной поддержки семьи, родительства и детства, методологические, теоретические и практические принципы, регулирующие взаимоотношения семьи и государства;

  • результаты исследований положения семьи, родительства и детства в Карачаево-Черкесской Республике, ожиданий семьи и домохозяйств относительно направлений и форм государственной помощи, ресурсов и возможностей социальных служб по обеспечению социальной поддержки, сравнительного анализа опыта регионов Российской Федерации по реализации мер семейной политики;

  • предложения и рекомендации министерств, ведомств и общественных организаций по осуществлению семейной политики Карачаево-Черкесской Республики;

  • возможности организационной системы по реализации семейной политики Карачаево-Черкесской Республики.

Концепция семейной политики является методическим фундаментом реализации социальной политики в республике, поддержки семьи и домохозяйств, организации взаимодействия отраслей социальной сферы с целью оптимизации условий жизнедеятельности семьи. Она включает целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Основным результатом последовательной реализации семейной политики должно стать укрепление института семьи вследствие повышения статуса семьи в обществе и увеличения доли успешных семей за счет:

  1. Совершенствования семейного законодательства.

  2. Доступности для семьи необходимого уровня социальных гарантий в сфере образования, здравоохранения, занятости.

  3. Повышения уровня благосостояния семьи с несовершеннолетними детьми за счет действия эффективного механизма самообеспечения, а также за счет разработки системы мер, способствующих развитию и поддержке семейного предпринимательства.

  4. Роста числа семей с активной жизненной позицией, преодоление иждивенческой и потребительской ориентации/практики.

  5. Повышения уровня репродуктивных намерений семьи; более полной реализации семьей репродуктивных намерений и улучшения на этой основе режима воспроизводства населения.

  6. Снижения младенческой и материнской смертности, частоты врожденных пороков развития и генетических заболеваний у детей.

  7. Формирования установок самосохранительного поведения, здорового образа жизни.

  8. Повышения уровня социальной поддержки семьи, материнства и детства.

  9. Создания условий для воспитания в семье и успешной последую щей интеграции в общество детей-инвалидов.

  10. Сокращения масштабов социального сиротства, детской безнадзорности, числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

  11. Обеспечения преимущественного воспитания в семейных условиях детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения.

  12. Развития сети учреждений и организаций, обеспечивающих необходимые условия для повышения ресурсности семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

  13. Обеспечения необходимыми специалистами государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, взаимодействующих с семьей.

  14. Совершенствования механизма различных форм взаимодействия и создания комплексных программ работы с семьей.

  15. Роста числа успешно действующих некоммерческих организаций в сфере социальной поддержки семьи и детей.

  16. Возрождения и развития лучших отечественных традиций семейного воспитания.

  17. Укрепления в общественном сознании образа полной, детной, благополучной семьи.

Данный законодательный акт направлен на улучшение демографической ситуации в регионе. В рамках этого законопроекта проводится реализация ряда программ, нацеленная на осуществление семейной политики. Это такие программы:

  • «Здоровье» - финансирование медицинских учреждений, для повышения качества обслуживания населения, поддержания их жизнедеятельности.

  • «Образование» - поощрение учителей, внедрение современных образовательных технологий для улучшения качества образования, а так же развитие дистанционного образования для детей инвалидов.

  • «Доступное и комфортное жилье» - обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе, инвалида и т.д.

Все эти и другие программы планомерно выполняются и имеют неплохие результаты, в связи с этим можно только поприветствовать проведенную работу, которая без сомнения приведет к желаемому результату. Поэтому проведение семейной политике в данном регионе можно назвать хорошо организованной и перспективной.

  1. ^ Предложения в сфере миграционной политики

Направление миграционных потоков, их структура и качественный состав не отвечают интересам республики. Ухудшается семейная, образовательная структура населения, вследствие оттока самой молодой, активной, образованной его части. Отток квалифицированных специалистов, населения с более высоким уровнем образования может привести к ослаблению научного, творческого и экономического потенциала республики.

Тем не менее, рост уровня рождаемости, даже если он будет дополнен сокращением смертности, не сможет в ближайшее время повлиять на радикальное изменение режима воспроизводства населения, обеспечить положительную демографическую динамику, так как темпы сокращения численности населения в регионе в основном определяются масштабами миграционного оттока за ее пределы. В связи с этим значительное внимание в области демографической политики должно уделяться миграции.

Необходима продуманная государственная миграционная политика. На сокращение миграционного оттока может повлиять успешное развитие сырьевого сектора экономики, создание новых производств, повышение материальной заинтересованности, общего уровня комфортности проживания в республике, что позволит привлечь мигрантов.

В области миграции и расселения определены следующие приоритеты и направления:

  • привлечение иммигрантов, в первую очередь граждан государств-участников СНГ, на основе проведения селективной миграционной политики;

  • создание условий для сокращения эмиграционного оттока, ведущего к сокращению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения;

  • обеспечение легализации миграции путем применения соответствующих правовых, организационных, финансовых и пр. механизмов;

  • создание системы эффективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов.

Требуют дальнейшей разработки и совершенствования нормативно-правовые акты, прежде всего регулирующие миграционные процессы, в части обеспечения контроля за въездом, выездом и пребыванием иностранных граждан и натурализации мигрантов. Также необходима корректировка положений действующей нормативно-правовой базы, регулирующей положение вынужденных мигрантов.

Необходимо разработать подходы к регулированию иммиграционных потоков, создать действенный механизм миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации

В рамках разрабатываемой Федеральной миграционной программы на 2002—2005 гг. необходимо предусмотреть финансирование комплекса мер, направленных на стимулирование иммиграции, интеграцию мигрантов (жилищное обустройство, решение проблем трудоустройства), проведение селективной миграционной политики, развитие единой системы иммиграционного контроля и т.п.

Следует разработать механизмы привлечения иммигрантов, находящихся в репродуктивном возрасте, имеющих высокий квалификационный уровень в профессиях, представляющих приоритетный интерес для социально-экономического региона. При этом необходима выработка системы приоритетной поддержки высококвалифицированных специалистов ведущих отраслей, а также более полное использование потенциала учебной иммиграции для восполнения потерь, вызванных оттоком молодых специалистов в развитые страны.

Важнейшей задачей является проведение активной региональной экономической политики, направленной на сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, что позволит расширить привлечение рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе.

Необходимо разработать подходы к обеспечению возможностей стимулирования возвращения в регион эмигрантов, ранее выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь - высококвалифицированных специалистов и предпринимателей, включая предоставление им условий безопасности, жилья, места работы и пр.

Политика привлечения дополнительной рабочей силы потребует разработки действенных экономических стимулов для переселенцев, включая регионально-дифференцированные меры, направленные на перераспределение иммиграционных потоков в регионы, испытывающие наиболее острую нехватку населения и трудовых ресурсов.

Особое внимание должно быть уделено разработке мер селективной иммиграционной политики (по отдельным странам, профессиям, квалификационным признакам), определению пропорции привлечения мигрантов на временной и постоянной основе.

  1. ^ Предложения в сфере политики по борьбе со старением населения

Численность умерших и повышение общего коэффициента смертности во многом связаны с процессом старения населения - абсолютным и относительным увеличением числа пожилых людей. Однако не только этим объясняются негативные тенденции в динамике смертности населения в республике.

Процессы старения населения характерны для развитых стран, но если там основным фактором старения является увеличение продолжительности жизни, улучшение ее качества, то в России - снижение рождаемости. Для Карачаево-Черкесской Республике, в отличии от среднероссийских показателей, характерен несколько более высокий уровень рождаемости и средней продолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни в республике у женщин 76 лет, у мужчин 64 года.

Чисто демографически старение населения означает ухудшение условий его воспроизводства, уменьшение при прочих равных условиях брачности и рождаемости и рост смертности, а следовательно, углубление депопуляции и рост усилий общества, направленных на её преодоление.

Старение населения ведет к обострению и углублению разнообразных проблем в области экономики и в социальной сфере. Старение населения - это прежде всего старение населения трудоспособного возраста.

С экономической точки зрения старение населения трудоспособного возраста при прочих равных условиях создает дополнительные препятствия для экономического роста и повышения производительности труда. Старение населения требует выработки совершенно новых подходов и в социальной сфере, прежде всего в области здравоохранения и пенсионного обеспечения населения. Рост доли населения пожилых и старых возрастов требует уделять больше внимания и ресурсов профилактике и лечению заболеваний, свойственных пожилым людям, прежде всего заболеваниям сердечно-сосудистой системы и новообразованиям.

   Иными словами, наряду с тем, что все большая часть населения переходит в категорию пенсионеров, работоспособное население стареет. Это может оказать еще большее отрицательное воздействие на предложение рабочей силы, если не повысится уровень экономической активности работников, относящихся к старшим группам традиционного «трудоспособного возраста».

Изменения на рынках труда определяются не только демографическим наследием. Главным прогностическим параметром роста является повышение производительности труда, поэтому меры, направленные на повышение производительности, могут нейтрализовать любые «количественные» эффекты сокращения рабочей силы.

 С точки зрения экономической политики, сокращение численности и старение ставят две главные задачи:

  • поддержание экономического роста за счет повышения производительности труда в целях компенсации сокращения рабочей силы;

  • управление бюджетными расходами, связанными со старением населения и сужением налоговой базы у работников.

Разработчики экономической политики должны строго контролировать и регулировать эту ситуацию в течение ближайших двадцати лет, принимая соответствующие экономические меры в целях борьбы с последствиями старения населения.


Скачать файл (316 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации