Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа Нормативно-правовые вопросы организации деятельности психолога в ДОУ - файл Министерство образования и науки РФ ГОУ.doc


Контрольная работа Нормативно-правовые вопросы организации деятельности психолога в ДОУ
скачать (27.3 kb.)

Доступные файлы (1):

Министерство образования и науки РФ ГОУ.doc152kb.15.11.2010 00:57скачать

содержание
Загрузка...

Министерство образования и науки РФ ГОУ.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского


Кафедра педагогики начального обучения


Тема: «Нормативно – правовые вопросы организации деятельности психолога в ДОУ».


Контрольная работа по

«Детской практической психологии»

студентки 3 курса, гр. ДПЗ-31

факультета начального образования

заочной формы обучения

Специальность «Дошкольная

педагогика и психология»

Падиной Н. Г.


Проверил:

Козлова Е. Б.

к. псих. н., доцент


Калуга, 2010г.

2


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.Нормативно – правовые вопросы организации деятельности психолога в ДОУ………………………………………………………………6

1. 1. Основная нормативно – правовая документация,

регламентирующая деятельность психолога, ее анализ………..6

1. 2. Планирование работы психолога. Примерный план работы

по основным направлениям……………………………………..16

ГЛАВА 2. Оснащение психологического кабинета. Зонирование, его обоснование. Анализ кабинета психолога в конкретном ДОУ……………19

Заключение……………………………………………………………………23

Библиографический список………………………………………………….25

Приложение


3

Введение


В современной системе общего образования интенсивно развивается практическая психология.

Работа педагога-психолога – это новая форма общественно значимой профессиональной деятельности, вызванной к жизни потребностями общества, повышением требований к развитию творческого и нравственного потенциала молодого поколения страны.

В настоящее время мы наблюдаем весьма интенсивное развитие практической психологии образования. Интерес к практической психологии велик и не случаен. Он связан с тем, что общество, хоть и очень медленно, поворачивается лицом к человеку, начинает ценить инициативу, свободу мысли, активность, самостоятельность своих граждан. Это происходит не только потому, что развитая личность несет в себе больший заряд творческой активности и большую возможность полезной отдачи, что выгодно обществу. Такой интерес появился в связи с тем, что происходит постепенное осознание ценности человека как такового, постепенное укрепление гуманистической позиции, заключающейся в том, что каждый человек, его развитие, его самоопределение и самоощущение в мире — главная цель общества, основное оправдание его существования. Именно поэтому ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека, что связано с личностно заинтересованным со стороны взрослых индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Психологическая служба образования весьма интенсивно развивается в нашей стране и в настоящее время представляет собой специальную отрасль психологической науки и практики. Ее появление в культурном пространстве нашего общества обусловлено и подготовлено научными трудами замечательных предшественников. Это труды Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович,

4

Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, A. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Н. А. Менчинской, B. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, Д. Б. Эльконина и др. []

В настоящее время психологи работают в детских садах, в общеобразовательных школах и интернатах, в лицеях и специальных школах, в гимназиях, колледжах, кадетских корпусах, в центрах различного профиля: реабилитации, коррекции, развития и иной медико-психолого-педагогической поддержки и помощи детям, подросткам, молодежи. В круг основных задач таких специалистов входят:

- профессиональное определение условий для благоприятного и позитивного проживания ребенком дошкольного и школьного детства;

- максимальное содействие администрации учреждений образования, педагогам и родителям в деле создания таких условий;

- оказание психологической помощи как самим детям, так и их родителям, воспитателям, учителям в решении личных проблем, проблем обучения, воспитания, общения, отношений, переживаний и пр.

Психологи выступают, в определенной степени, гарантами права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие своей индивидуальности.

В своей деятельности психологическая служба образования руководствуется соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями региональных министерств, городских департаментов и управлений образования и другими необходимыми документами.


5

Цель работы – анализ основной нормативно – правовой документации,

регламентирующую деятельность психолога.

Задачи:

- изучить нормативно – правовые вопросы организации деятельности психолога в ДОУ;

- провести анализ зонирования и оснащения психологического кабинета в ДОУ.

Методы исследования – изучение нормативно – правовой документации и методической литературы.


6

^ ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА В ДОУ

1. 1. Основная нормативно – правовая документация,

регламентирующая деятельность психолога, ее анализ


Законодательно-правовые акты и нормативные документы - это совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования.

Нормативно-правовая документация включает в себя нормативные документы, обеспечивающие деятельность психолога образовательного учреждения, учетно-отчетную документацию, а также архив.

Нормативные документы регламентируют деятельность психолога – это документы как федерального, так и регионального уровней. Они определяют правовую, нормативную стороны деятельности специалиста (режим рабочего времени, отпуска, права и ответственность и т.п.). Психолог в своей деятельности основывается на предписаниях этих документов. Документы федерального уровня являются основополагающими, на их положениях основываются и документы, издающиеся на региональных уровнях.

В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:

Закон РФ «Об образовании»» (редакция Закона вступила в силу 1 января 2005 г.);

(Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

7

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права).

«Конвенция о правах ребёнка" (принята резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.); [5, 291]

(В настоящее время около 140 стран во всем мире либо подписали Конвенцию, либо заявили о своем намерении присоединиться к ней. Это означает, что Конвенция о правах ребенка приобретает статус закона на территории данного государства. Конвенция о правах ребенка состоит из пятидесяти четырех статей, каждая из которых определяет и обосновывает основные права и свободы молодых людей в возрасте до восемнадцати лет). [5, 291]

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ;

«Об утверждении Концепции модернизации Российского образования» Приказ министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393;

«О введении должности психолога в учреждениях народного образования» - Инструктивное письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27 апреля 1989 г. № 16;

«О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации» - Решение коллегии Министерства образования РФ от 29 марта 1995 г. № 7/1;

«Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» - Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 1996 г. № 1;

«Об утверждении положения о координационном совете по психологии» - Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 6 января 1998 г. № 18;

8

Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации "Об утверждении Положения о Координационном совете по психологии» от 06.01.98 № 18;

«О работе центров психолого – педагогической и медико – социальной помощи с безнадзорными детьми» - Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.98 № 7/2;

«Об утверждении типового положения об образовательном учреждения для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи» - Постановление правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867;

«О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» - Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16;

«Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ» - Приказ от 22.10.99 г. №636;

«О психолого – медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения» - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6;

«О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» - Письмо Министерства образования РФ от 26.01.2000 № 22-06-86;

«Об использовании рабочего времени педагога – психолога образовательного учреждения» - Инструктивное письмо от 24.12.2001 № 29/1886-6;

Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 года в г. Москве);

«Об учителях – логопедах и педагогах психологах учреждений образования» - Письмо Министерства образования РФ от 22.01.98 № 20-58-0 7ин/20-4.


9

Кроме этого к нормативно-правовым документам педагога-психолога можно отнести следующие документы:

- квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста);

- положение об аттестации психолога образования с соответству­ющим приложением.

Данная документация является нормативной базой профессио­нальной деятельности психолога и подлежит своевременной заме­не при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации [1, 45].

При оформлении специалиста на основе договора или контрак­та психолог и администрация детского учреждения оговаривают во­просы функционала, временного графика и заработной платы от­дельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации.

Особый вид документации практи­ческого психолога – это специальная документация, обеспечивающая содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности

Нормативная документация педагога-психолога в ДОУ основывается на тех же основных нормативных документах, что и в любом образовательном учреждении и может быть следующей:

1. Перспективный годовой план работы, утвержденный руководителем учреждения.

2. График работы специалиста, утвержденный руководителем учреждения.

3. Журнал регистрации групповых форм работы.

4. Журнал регистрации индивидуальных форм работы.

5. Журнал регистрации консультаций.

6. Список детей, нуждающихся в сопровождении психолога. Протоколы работы и индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения воспитанников, нуждающихся в комплексном сопровождении.


10

7. Материалы, отражающие взаимодействие специалиста с воспитателями и другими специалистами в ДОУ.

8. Материалы, отражающие методическую работу.

9. Программы, реализуемые в процессе коррекционно-развивающей работы, рассмотренные на районном МО и рекомендованные к использованию, а так же утвержденные педагогическим советом.

10. Годовой анализ работы.

11. Дополнительно ведется документация согласно должностным инструкциям и положениям, утвержденным руководителем каждого конкретного образовательного учреждения (в зависимости от специфики учреждения).

12. Организационно-методическая документация

Целью организационно-методической документации является орга­низация, планирование и методическое обеспечение профессио­нальной деятельности практического психолога. По причине пере­сечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психоло­гических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогичес­кое пространство. [1, 48]

В организационно-методическую документацию входят: хроно­метраж рабочего времени практического психолога в дошкольном учреждении; график работы практического психолога в дошколь­ном учреждении; годовой план работы практического психолога (стратегия профессиональной деятельности); дифференцирован­ный план работы практического психолога на месяц (программа профессиональной деятельности); журнал и бланки психологичес­ких запросов; отчет практического психолога о проделанной рабо­те (по итогам за год).

Хронометраж – совокупность временных норм, регламентирующих выполнение различных видов психологической деятельности. Хронометраж рассчитывается исходя из среднего показателя времени выполнения каждого из

11

видов психологической деятельности, представленный ниже хронометраж рассчитан по стандартам рабочего времени «практического психолога образования», где средняя норма времени в месяц составляет 144 рабочих часа, соответственно 36 часов в неделю, из которых 12 являются методическими (изучение специальной литературы, освоение новых психологических техноло­ги, участие в региональных мероприятиях, например, конференциях семинарах, коллегиальное консультирование, работа со специалистами смежной квалификации, оформление документации и т.д.).

При пересмотре норм по временной регламентации профессио­нальной деятельности практических психологов количественные показатели хронометража изменяются (Приложение 1).

График работы – распределение видов профессиональной деятельнос­ти практического психолога соответственно дням рабочей недели и норме времени по хронометражу (Приложение 2)

Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимодействий. Так, групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник, а все диагностические процедуры, напротив, целесообразно организовывать с утра. Кроме того, индивидуальное и групповое консультирование родителей чаще всего приходится сдвигать на более поздние часы, преимущественно в середине рабочей недели. Эти рекомендации обоснованы статистическими данными по изучения родительских запросов и коэффициентом результативности психологических воздействий при различных условиях организации труда психологов в дошкольном учреждении.

Годовой план — документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога дошкольного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности).

12

Поскольку одной из ведущих целей профессиональной деятельности психолога является психологизация педагогического воспитательно-образовательного процесса, то данная стратегия стимулируется в соответствии с «программой образования и развитии детей», принятой в дошкольном учреждении. Кроме того, создание годового плана определяется концепцией профессиональной деятельности практического психолога. Если она отвечает ее психологической целиобеспечения психического здоровья детей и содействия их полноценному и своевременному развитию, то конкретизация задач психологической деятельности осуществля­ло следующим направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с воспитателями и педагогами. Далее в годовом плане раскрываются содержание и формы психологических мероприятий с примерными сроками их выполнения (поквартально). Что касается оформления годового плана, то он может быть представлен в виде таблицы с включением граф, определяющих цели, задачи, направления, содержание и формы психологической деятельности. Возможно также свободное изложение планируемой деятельности в течение года.

Дифференцироранный план представляет собой конкретизированный по видам профессиональной деятельности объем работы практического психолога в условиях дошкольного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на месяц.

Журнал психологических запросов – документ, фиксирующий «заказ», т.е. существующую необходимость психологического вме­шательства в отношении того или иного лица. Наряду с планами работы он определяет объем и содержание психологических меро­приятий. Психологический запрос может поступить от родителей ребенка или других членов семьи, от воспитателей, от педагогов и специалистов, взаимодействующих с детьми, а также от админи­страции дошкольного учреждения.

В случае необходимости сохранения конфиденциальности за­проса дополнительно к журналу предоставляются бланки психоло­гического запроса.

13

В бланке присутствует графа кода, где лицо, нуж­дающееся в психологической помощи, может закодировать инфор­мацию о себе. Такие бланки должны быть доступны для всех желаю­щих..

Итоговый отчет – совокупность результатов профессиональ­ной деятельности практического психолога в соответствии с целя­ми и задачами, поставленными в годовом плане. Отчет документаль­но подтверждает выполнение запланированных психологических мероприятий и процедур по следующим направлениям: психодиаг­ностика, психокоррекция и психопрофилактика, психологическое консультирование и просвещение, психологическое обеспечение педагогического процесса. В итоговый отчет включается также ра­бота по повышению научно-теоретической и научно-практической компетентности психолога: изучение специальной литературы, ос­воение новых технологий, проведение экспериментальных (науч­но-практических) исследований, участие в региональных научно-ме­тодических и научно-теоретических мероприятиях (конференциях, семинарах), публицистическая деятельность, взаимодействие со специалистами смежных квалификаций и пр.

В случае невыполнения тех или иных запланированных пунктов в отчете указывается фактическая причина невыполнения. Итого­вый отчет оформляется в виде свободного описания по каждому направлению. Особо следует отметить, что информация конфиден­циального характера в отчет не включается.

Обратимся к должностным обязанностям и правам педагога-психолога.

Педагог-психолог обязан:

- руководствоваться в своей профессиональной деятельности законами и законодательными актами Российской Федерации, Конвенцией о правах

ребёнка и Конвенцией о правах человека, другими нормативными

документами;

- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;

14

- не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;

- использовать в своей работе только психологические методы;

- не применять методы, требующие медицинской квалификации (гипноз, медитативные техники, фармакологические средства и т.д.);

- знать новейшие достижения психологической науки в целом;

- применять методы современной диагностики, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы;

- в решении всех вопросов исходить из интересов ребёнка (клиента), задач полноценного психического развития личности;

- оказывать психолого - педагогическую помощь коллегам в учреждении.

- хранить профессиональную тайну, на распространять сведения, полученные диагностики, консультации и других видов работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального и других аспектов психокоррекционной и развивающей работы и/или может нанести ущерб ребёнку (клиенту) или его окружению;

- постоянно повышать квалификацию.

Педагог-психолог несёт персональную профессиональную ответственность:

- за правильность психологической диагностики;

- за адекватность использования диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств;

- за обоснованность даваемых рекомендаций;

- за оформление и сохранность протоколов обследования, а также другой документации в установленном порядке;

- за сохранность конфиденциальной информации в интересах ребёнка (клиента).

Педагог-психолог имеет право:

- самостоятельно определять приоритетные направления работы с учётом конкретных условий;

15

- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми;

- выбирать формы и методы этой работы;

- отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

- обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и предоставлять её в другие ведомства в интересах ребёнка.


16

1. 2. Планирование работы психолога. Примерный план работы

по основным направлениям


Деятельность практического психолога включает различные виды работ: психологическая профилактика, диагностика, психологическая коррекция, работа по развитию личности учащихся, психологическое консультирование и психологическое просвещение. Все эти виды работ взаимосвязаны и в практической деятельности психолога присутствуют в нерасторжимом единстве.

В планировании, как правило, отражены основные направления деятельности педагога-психолога:

- психопрофилактическая работа – в дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. С целью создания условий для полноценного психического развития ребёнка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по предупреждению эмоциональной перегрузки детей.

- психодиагностическая работа – диагностическое обследование целесообразно проводить после 3-4 недель пребывания ребёнка в детском саду. Повторно диагностика проводится в конце учебного года для оценки эффективности проводимой работы.

- развивающая и коррекционная работа – направленность этой работы зависит от результатов, полученных в ходе обследования детей.

- консультативная работа – может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Консультация – это обсуждение какого- либо специального вопроса. Они могут проводиться как с родителями, так и с педагогами дошкольного учреждения.


17

Одна из обязательных форм планирования деятельности педагога-психолога является перспективный план на учебный год, куда входит планирование работы по всем основным направлениям. Он составляется на каждый вид работы по форме:



№ п/п

Планируемые мероприятия

Категория участников

Сроки проведения

Примечания


















Перспективный план работы педагога психолога включает в себя:

Задачи детского сада:

1. Обновить содержание воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре общеобразовательной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под. ред. М.А.Васильевой.

  1. Создать систему сохранения и укрепления здоровья детей.


Программы: « Программа воспитания и обучения в детском саду» под. ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.


Приоритетные направления в работе:

Художественно-эстетическое (музыка, ИЗО, театр);

Физкультурно-оздоровительное;

Интеллектуальное (математика, речь, конструирование, познавательная деятельность);

Социально-нравственное.


Цель работы педагога - психолога: содействие педагогическому коллективу МДОУ в создании социальной ситуации развития, обеспечивающей


18

психологические условия для всестороннего развития личности воспитанников, их родителей и педагогов.


Задачи:

1. Содействие в развитии базисных характеристик личности ребёнка-дошкольника;


2. Обучение педагогов методам психологической саморегуляции;


3. Повышение психологической культуры родителей.

Таким образом, в годовой план работы психолога входят: диагностика, развивающая и коррекционная работа, консультирование, просветительская работа, организационно методическая работа, экспертная работа.

(Приложение 3)


19

^ ГЛАВА 2. ОСНАЩЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КАБИНЕТА. ЗОНИРОВАНИЕ, ЕГО ОБОСНОВАНИЕ, АНАЛИЗ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГА В КОНКРЕТНОМ ДОУ


Создание условий для психического здоровья детей — это главная цель деятельности психологической службы в коррекционном дошкольном образовательном учреждении. Под психическим здоровьем ребенка обычно понимают состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивает адекватную регуляцию поведения и деятельности.

Обычно для обеспечения психического благополучия детей в ДОУ оформляют кабинет психолога, состоящий из нескольких помещений различного функционального назначения. Атмосфера психологического кабинета очень важна — все здесь должно говорить о том, что это место предназначено именно для детей. Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету. Предпочтительнее использовать старую обжитую комнату, небольшую по размерам, пропорциональную и хорошо освещенную. Большие и непропорциональные помещения очень сложно оформить; кроме того, они не способствуют созданию близости общения и доверительной атмосферы [1,40].

Комната должна гарантировать ребенку защиту от посторонних глаз: в ней не должно быть внутренних окон и стеклянных дверей. Наличие внешних окон необходимо, но они должны иметь занавески.

Цветовые сочетания и общий фон не должны быть яркими и подавляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым либо желтым цветом. Эта

20

цветовая гамма способствует адаптации к помещению и к ситуации взаимодействия с психологом.

Игрушки должны располагаться на прикрепленных к стене полках или стеллаже. Верхняя полка должна находиться не выше, чем в метре от пола, чтобы малыши могли до нее дотянуться.

Основной принцип оформления помещения — ничего лишнего. Увлечение декорированием может разрушить психологическое пространство кабинета.

В идеале, кабинет психолога должен быть разделён на несколько зон, которые соответствуют основным направлениям работы психолога коррекционного дошкольного образовательного учреждения.

Зона консультативной работы оформляется комфортно и уютно, располагая к длительному доверительному общению. Здесь желательны мягкие кресла, столик, литература для посетителей (родителей, педагогов), искусственное освещение (бра).

Вспомогательный материал: распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях; литература (или картотека) по проблемам возрастного развития детей, особенностям их поведения, познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников, вопросам школьной готовности и т.д.; различные консультации для родителей.

Зона игровой терапии имеет особое значение. К ней предъявляются требования, направленные на устранение возможного напряжения ребенка при контакте с психологом. Обязательными здесь являются мягкое покрытие пола, наличие игрового сюжета в оформлении зоны, игрушки, детские поделки.

Поскольку дети наиболее легко могут выразить свои чувства посредством игры, очень важны игрушки и материалы, используемые для игровой терапии. Рекомендуется подбирать их по трем направлениям: игрушки из реальной жизни, игрушки, помогающие отреагировать отрицательные эмоции, игрушки для творческого самовыражения ребенка.

21

Игрушки из реальной жизни: кукольная семья, кукольный домик, кукольная мебель, машина, грузовик, лодка, касса.

Игрушки, помогающие отреагировать отрицательные эмоции: игрушечные солдатики, резиновый крокодил, ружья и резиновый нож, мишень с дротиками для метания, наручники.

Игрушки для творческого самовыражения: песок, вода, кубики, конструкторы, карандаши, акварель и бумага, лоскутки.

Желательно яркое цветовое решение зоны игровой терапии в стиле детского пространства.

Зона релаксации и психического расслабления должна помогать снимать усталость, располагать к отдыху и расслаблению. При ее оформлении рекомендуется использовать спокойные тона, ненавязчивое искусственное освещение, мягкую мебель. Обязательными элементами являются фитодизайн, музыкальное сопровождение, водопады и фонтанчики. Можно включать записи природных шумов и звуков, классическую музыку в негромком фоновом звучании.

Зона развивающих занятий должна стимулировать психическую активность детей — здесь расположены столы для занятий, доска, ТСО.

Зона недирективной терапии предназначена для решения задач релаксации, отреагирования семейных и внутренних конфликтов, выражения и отработки новых эмоциональных состояний ребенка. Здесь можно разместить «Центр воды и песка».

Песок и вода наиболее часто используются ребенком в качестве игровой среды. «Центр» представляет собой большой ящик, разделенный на 3 части. В одну часть вставлена емкость для воды, в другую насыпан песок, а третья часть разделена пополам: в одном отделении находятся природные материалы

(камушки, галька, ракушки) и водоплавающие игрушки, а в другом — игрушки для игры с песком (лопатки, грабли, формочки для песка, ведерки).


22

Не существует правильного или неправильного способа игры с песком или водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе, а песок и вода могут по его желанию превратиться во что угодно.

Зона организационно-планирующей деятельности психолога помогает специалисту организовать свою профессиональную деятельность. Необходимыми здесь являются письменный стол, материалы и средства для работы (бумага, ручки, карандаши и т.д.).

Безусловно, трудности финансового и материально-техническо­го обеспечения большинства дошкольных учреждений государст­венного типа влияют на условия профессиональной деятельности специалистов, в том числе и психологов, но при рациональной и обоснованной организации возможность обеспечения психологи­ческой службы достаточно реальна.

В МДОУ № 15 «Центр развития ребенка» функционирует кабинет психолога. Он оборудован в соответствии с приведенными выше рекомендациями. Конечно, кабинет небольшой, но занимает отдельную комнату, уютно обставленную детской мебелью в зоне развивающих занятий для детей. В зоне релаксации использованы мягкие кресла. Правильно оборудована зона организационно-планирующей деятельности психолога. Также в кабинете имеется выставка книг и журналов по психологии для сотрудников ДОУ и родителей. В кабинете имеется магнитофон с дисками для музыко- и сказкотерапии. Много игрушек и дидактических игр. Кабинет неидеален, но располагает к доверительному общению.


23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Круг вопросов, которые решает психолог, широк и многообразен, он требует от него высоких профессиональных знаний и умений.

Детский психолог — удивительный человек, профессионально его отличают: стремление к познанию себя и других, широта интересов и независимость взглядов, способность эмоционально притягивать к себе людей, повышенное чувство ответственности за свои слова и действия, осознание границ своей профессиональной компетенции. Он приветлив, необидчив и обязательно умен, ибо, как сказал Б. Паскаль, чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Дюжинные личности не находят разницы между людьми.

Постоянно возрастающая востребованность в таких специалистах со стороны педагогической практики, расширение профессионального поля их деятельности, включение в орбиту их взаимодействия все более широких слоев субъектов образовательного процесса требуют большего внимания к решению организационно-управленческих вопросов, регламентирующих деятельность, как отдельных психологов, так и психологической службы в целом.

Поэтому в числе важнейших задач дальнейшего развития психологической службы образования выступают преодоление разрозненности отдельных подразделений службы, обеспечение их координации и создание единой системы психологической службы образования в масштабах города, области, региона, а в перспективе – всей страны. Система – это единство взаимозависимых частей, каждая из которых привносит свое конкретное в уникальные характеристики целого.

При этом следует учитывать, что развитие прикладного и практического компонентов психологической службы, а также и ее организационного компонента целиком и полностью зависит от научного компонента, который

24

определяет основную теоретическую базу и формирует природу психологической службы. Именно на основе этой базы создается концепция деятельности психологической службы, и решаются конкретные проблемы практическими психологами образования.

Признание важности научного обеспечения психологической службы образования предполагает, что любые управленческие решения в отношении деятельности как службы в целом, так и ее отдельных исполнителей должны быть хоть в какой-то степени согласованы с научными психологическими подразделениями города, понимающими суть практической психологической работы в системе образования и несущими за нее профессиональную ответственность.


25

^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Детская практическая психология [текст] / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255с.

2. Детский практический психолог: Программы и методические материалы [текст]/ Под редакцией О. А. Шаграевой,А. Д. Кошелева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256с.

3. Дубровина, И. В. Психологическая служба в современном образовании [текст] / И. В. Дубровина. - Рабочая книга. – С-Пб.: ПИТЕР, 2009. – 400с.

4. Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [текст] /Н. Н. Ежова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315с.:ил.

5. Ефремов, Н. Н. Психологическое айкидо для детей и их родителей [текст] /

Н. Н. Ефремов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 320 с.

6. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [текст]: В 2 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 384с.: ил.


Скачать файл (27.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации