Контрольная работа - Таможенное дело, таможенная политика, деятельность таможенных органов
скачать (62.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 63kb. | 20.12.2011 10:21 | ![]() |
- Смотрите также:
- система таможенных органов РФ [ лабораторная работа ]
- Лекции [ лекция ]
- Мокров Г.Г. Конспект лекций по дисциплине Внешнеторговая деятельность компании [ документ ]
- Учет и аудит в ВЭД [ лабораторная работа ]
- Таможни и таможенное регулирование [ лекция ]
- Классификация таможенных пошлин [ лабораторная работа ]
- Административное решение в таможенном деле [ курсовая работа ]
- Структура таможенных органов РФ [ лабораторная работа ]
- Презентация - Система методов мотивации таможенных органов РФ [ документ ]
- Инвестиционная деятельность и инвестиционная политика в России [ лабораторная работа ]
- Таможенное регулирование [ лекция ]
- Определение таможенной стоимости, расчёт таможенных пошлин и налогов [ лабораторная работа ]
1.doc
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИМЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И
СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра частного права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Таможенное право
Вариант 1
Выполнила:
студентка 3 курса,
заочной формы обучения,
гр. 632з
юридического факультета
Минск 2009 г.
1.Соотношение понятий «таможенное дело» и «таможенная политика».
2.В чем выражается правоохранительный характер деятельности таможенных органов Республики Беларусь?
1.Соотношение понятий «таможенное дело» и «таможенная политика».
Определим сначала понятие «таможенное дело», его сущность и содержание.
Таможенное дело - это совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу [3, с. 12]. Или: таможенное дело в Республике Беларусь составляет таможенная политика Республики Беларусь, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь [5, с.7].
Ст. 2 Таможенного кодекса Республики Беларусь трактует понятие «таможенное дело» как совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства.
Структуру таможенного законодательства составляют следующие элементы [3, с.12]:
Таможенные органы и правовая регламентация их деятельности;
Ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры ВЭД;
Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь;
Таможенное оформление;
Таможенные процедуры;
Таможенные режимы;
Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
Таможенный контроль;
Правовая регламентация ответственности за нарушения в сфере таможенного дела.
Цели таможенного дела [3, с. 13]:
- экономические – взимание таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- регулятивные – установление ставок экспортных и импортных пошлин на товары, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирование, квотирование, применение тарифных преференций.
- правоохранительные – защита государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, борьба с контрабандой и административными таможенными правонарушениями.
Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение собственных экономических интересов.
Теперь о понятии «таможенная политика». В научной литературе пока не выработан единый подход к определению понятия «таможенная политика». Преобладают определения типа «система мер, правил», иногда ее сводят к «комплексу направлений, стратегической линии» или «механизму регулирования»[5, с. 9]. Разные интерпретации этого понятия не случайны, так как таможенная политика, составляющая основу таможенного дела, является весьма сложной и многогранной деятельностью.
Под таможенной политикой понимается система политико-правовых, экономических, организационных и иных мероприятий в сфере таможенного дела, направленных на реализацию и защиту внутренней и внешней политики в целях осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях формирования в Республике Беларусь рыночных отношений [3, с. 13]. Наиболее лаконичным и емким определением является следующее: «Таможенная политика – это система мер, определяющая приоритеты, способы и средства достижения государственных целей в сфере регулирования трансграничного перемещения товаров»[5, с. 10].
Цели таможенной политики[5, с. 9]:
обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории республики;
участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка;
стимулирование развития национальной экономики;
содействие в проведении и решении других задач экономической политики Республики Беларусь.
Могут устанавливаться и иные цели таможенной политики в соответствии с общей экономической политикой государства.
Таможенная политика – является составной частью внутренней и внешней политики государства. Она является мощным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности и поддержания баланса интересов стран мирового сообщества.
Таким образом, таможенное дело включает в себя комплекс мер, в основе которых лежит таможенная политика. Именно таможенная политика определяет основные цели, задачи и функции таможенного дела в Республике Беларусь.
2.В чем выражается правоохранительный характер деятельности таможенных органов Республики Беларусь?
В узком смысле правоохранительные органы – это государственные органы, которые созданы в государстве только или главным образом для обеспечения правопорядка и законности, для защиты прав, свобод и интересов граждан, организаций, общества и государства, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, применения государственного принуждения или воздействия к лицам, нарушившим законность [5, с. 349].
Согласно ст. 312 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенные органы отнесены к правоохранительным органам. В этой связи содержанием правоохранительной деятельности таможенных органов является охрана урегулированных нормами таможенного, административного, уголовного, государственного, международного, финансового, гражданского и других отраслей права отношений, возникающих в процессе контактов участников внешнеэкономической деятельности и должностных лиц таможенных органов по поводу перемещения товаров через таможенную границу. Правоохранительная деятельность таможенных органов является разновидностью государственной деятельности, проявлением внутренних и внешних функций государства в сфере таможенных правоотношений.
Функции таможенных органов закреплены законодательно в Таможенном кодексе Республики Беларуси, эти функции являются нормами права, которые должны соблюдаться, использоваться и применяться таможенными органами как средство охраны других правовых норм [5, с. 350]. Основные функции таможенных органов (ст. 313 Таможенного кодекса Республики Беларусь):
- осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
- взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей;
- обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу;
- осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера;
- обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
- ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;
- осуществляют в пределах своей компетенции налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством;
- ведут таможенную статистику внешней торговли Республики Беларусь и специальную таможенную статистику;
- обеспечивают выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
- осуществляют информирование и консультирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
- осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов;
- проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.
Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в различных формах[5, с. 351]:
1) административно-правовая. Проявляется в ходе выявления и пресечения административных таможенных правонарушений путем осуществления операций таможенного и валютного контроля, таможенного оформления товаров. Эти действия осуществляются в формах составления протоколов и заведении дел об административных таможенных правонарушениях, осуществлении производства по ним, их рассмотрению и применению взысканий.
2) уголовно-правовая. Эта форма правоохранительной деятельности таможенных органов проявляется в возбуждении уголовных дел по фактам или признакам уголовных преступлений, борьба с которыми отнесена к компетенции таможенных органов, производстве дознания по этим делам, а также участии в следственных действиях по поручению органов предварительного следствия.
3) оперативно-розыскная. Назначение этой формы правоохранительной деятельности таможенных органов заключается в : применении специальных методов, в том числе конспиративных, для повышения эффективности таможенного контроля; выявлении признаков и фактов подготовки и совершения таможенных преступлений, причастных к ним лиц, причин, условий, способствующих их совершению, предотвращению вреда интересам государства; обеспечении собственной безопасности, физической и технической охраны таможенных объектов, сотрудников таможенных органов и членов их семей.
Эти формы взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и являются средствами достижения целей и решения задач, стоящих перед таможенными органами.
Таким образом, вся деятельность таможенных органов, осуществляясь в рамках законов и в интересах их реализации, является частью правотворческой, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной деятельности государства.
Список использованных источников
1. Таможенный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 04 января 2007г. №204-3.- Минск: Амалфея, 2007.-416с.
2. Магилевец М.Н. Таможенное право. Учебное пособие для студентов специальностей «Правоведение» и «Менеджмент».- Витебск: ВФ УО ФПБ «МИТСО», 2007г. -256с.
3. Таможенное право: учеб.-метод.комплекс/Е.В.Черкасова.-Минск: Изд-во МИУ, 2008.-204с.
4. Таможенное право Республики Беларусь/ А.З. Игнатюк.- Мн.: Амалфея, 2002г..-400с.
5. Основы таможенного дела: Учебник/ В.А. Гошин, А.Н. Сиротский, Н.А. Дубинский и др.; Под ред.А.Н. Сиротского, В.А. Гошина.- Мн.: БГУ, 2003г.-475 с.
Скачать файл (62.5 kb.)