Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы на билеты к экзамену - файл 1.docx


Ответы на билеты к экзамену
скачать (205.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx206kb.20.12.2011 10:33скачать

содержание

1.docx

  1   2   3   4
Оглавление


  1. Организационно-управленческое управление в с/х.


Организационно-управленческий правоотношения:

    1. внутренние (с/х общества и с/х предприятия: локальные НПА, диспозитивные нормы, уставные соглашения);

    2. внешние (государственное регулирование, взаимодействие государства и с/х обществ, кредитные отношения, страхование, налоги и т.д.)

Опираясь на отечественное и зарубежное аграрное законодательство, можно заключить, что современное аграрное право охватывает 3 взаимосвязанные между собой сферы правового регулирования:

  1. традиционная область в сфере с/х отношений;

  2. при обработке земли; в сфере производства продукции, растениеводства, животноводства; в сфере промышленной переработки с/х продукции, её реализации;

  3. сфера агрообслуживания.



  1. ^ Личное подсобное хозяйство: правовой статус, экономико-правовая сущность.


ФЗ «о ЛПХ» 7 июня 2003г. с изм. 2008г. 16 млн. человек занимается ЛПХ.

Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.



Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Сейчас на практике сложилось 3 группы ЛПХ:

  1. Мелкие хозяйства потребительского типа, которые ориентированы на удовлетворение потребностей данной семьи. (12%)

  2. Потребительско-товарные (средние) хозяйства, для себя + реализация излишек (55%)

  3. Преимущественно товарные (крупные) основная часть идёт на реализацию, использование семейного + наёмного труда. (33%).

До принятия действующего ГК было 2 модели правового режима ЛПХ:

  1. основанные на общей совместной собственности членов колхозного двора;

  2. основанные на общей совместной собственности супругов.

^ Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Учёт ЛПХ осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления.

Местные органы власти должны разрабатывать специальные программы развития ЛПХ.

Выводы:

ЛПХ – форма производства гражданами сельхозпродукции, в основном для личного потребления, следовательно, это форма хозяйствования, не производственная.

Характеристика ЛПХ как формы вторичной занятости предполагает лишь наличие у них основного места работы, но это не значит что наличие работы является обязательным условие для предоставления земельных участков для ЛПХ. Вторияная занятость должна выходит на первый план не при предоставлении з/у а при его нормировании.

Законодатель должен учитывать реально существующее положение в сфере использования ЛПХ при корректировке действующего ФЗ об ЛПХ.

Законодатель должен позволять субъектам учитывать местные условия при предоставлении земельных участков + при оказании гос. поддержки социальной инфраструктуре сельского хозяйства независимо от федеральной поддержки и поддержки субъектов РФ.

  1. ^ Порядок ликвидации крестьянских (фермерских) хозяйств и с/х производственных кооперативов.


Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ.

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства

 1. Фермерское хозяйство прекращается:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;



4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

Статья 42. Ликвидация кооператива. Кооператив может быть ликвидирован: 1) по решению общего собрания; 2) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона; 3) в случае признания судом кооператива банкротом либо в случае объявления им о своем банкротстве в порядке, установленном законом; 4) в других случаях, предусмотренных ФЗ.

Основания для признания судом кооператива банкротом либо для объявления кооператива о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого кооператива устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных организаций.

Статья 43. Порядок ликвидации кооператива.  1. Правление кооператива по поручению общего собрания членов кооператива или орган, принявшие решение о ликвидации кооператива, обязаны незамедлительно в письменной форме сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что данный кооператив находится в процессе ликвидации. 2. Общее собрание членов кооператива или орган, принявшие решение о ликвидации кооператива, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации данного кооператива. 3. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами данного кооператива. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого кооператива выступает в суде. 5. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации кооператива. 6. По окончании срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также сведения о результатах их рассмотрения.  9. В случае, если имущества и средств кооператива недостаточно для удовлетворения претензий кредиторов, члены кооператива обязаны внести дополнительные взносы в размерах, предусмотренных уставом кооператива.

  1. ^ Договор купли-продажи с/х земель.


Члены хозяйства - собственники земельного участка - вправе им распорядиться путем совершения одной из гражданско-правовых сделок. При этом необходимо соблюсти нормы Земельного кодекса, устанавливающие особенности купли-продажи земельных участков (ст. 37).

Наиболее распространенная форма сделки - купля-продажа. Общие правила ее совершения прописаны в Гражданском кодексе, но имеются и особенности, обусловленные объектом сделки - земельным участком сельскохозяйственного назначения. Такие особенности закреплены в Законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Основное условие продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения - преимущественное право покупки субъектом Российской Федерации (или муниципальным образованием). Закон четко прописывает механизм реализации этого условия - письменное извещение о продаже с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет (не более чем 90 дней).

Решение о покупке должно быть принято в течение 30 дней, в противном случае продавец вправе продать участок третьему лицу по цене, не ниже указанной в извещении.

Закон устанавливает требование сохранения целевого использования земельных участков, т.е. при оформлении купли-продажи стороны договора - продавец и покупатель - не вправе включать в договор пункт об изменении целевого назначения земельного участка.


  1. 

  2. Развитие теории кооперации.

Система с/х кооперации начала формироваться в России ещё в дореволюционное время. Первые сельхозтоварищества, деят-ть которых регулировалась статьями Гражд-го уложения, появилась в России после отмены крепостного.

Наряду со Столыпинской реформой – это официально поддерживаемым гос-ом направлением, возникло – «с/х кооперация» (общее дело), такое направление гос-во не поддерживало, это была самодеят-ть народных масс.

Крестьяне стихийно стали объединяться в кооперации:

1- производственная (объединения для произв-ва продукции). Упряжь – объединение тягловой силы (лошадей), где доходы распределялись по кол-ву предостав-х лошадей.

2- Потребительская (сбытовая, снабженческая, кредитная) – связь города и деревни. Такая форма дает быструю отдачу.

18 ноября 1908 г. – царское правит-во утвердило устав с/х товариществ и потребит-х обществ. Они назывались «благотворительными учреждениями», которые по российскому зак-ву не являлись юр. лицом, т.е. не могли иметь счет в банке и осущ-ть финансовые операции, они д.б. регистрироваться в спец-й окружной комиссии. Данным объединениям не давали работать. После победы февральской революции новое временное правительство 20 марта 1918 г. приняло первый русский кооперативный закон «о кооперативных товариществах и их союзах», после этого с/х кооперация приобрела статус юр. лица. Т.е. стало участником хозяйств-го оборота. В законе устан-сь ограничения на пай (т.е. равное положение участников кооператива).

22 августа 1924г. ЦИК и СНК СССК было принято постан-е «О с/х кооперации», в котором закреплялись различные её формы – товарищества, артели, кооперативы, коммуны.

Однако уже в 1927 г. принимается постановление ЦИК и СНК СССР «О коллективных хозяйствах», в котором колхозы признаются высшей формой кооперации. 1929 г. был объявлен годом великого перелома, а 1930 – годом ликвидации кулачества как класса. Насильственная коллективизация завершилась в 1934 г. По сути, колхозная система была полностью огосударствлена.

IV съезд колхозников был созван в 1988 г., в период подготовки проекта Закона «О кооперации», принятого Верховным Советом СССР 26 мая 1988г. В законе предусм-лись различные направления кооперирования, не только колхозного.

После 1988г. стали создаваться разнообразные кооперативы, в том числе и в с/х. Курс на рыночную экономику, проведение приватизации и реорганизация с/х предприятий, казалось, открыли широкие возможности для совершенствования кооперативной формы предприним-ва.

Однако принятый 25 декабря 1990г. Закон РСФСР «О предприятиях и предприним-й деят-ти» вообще исключил производственный кооператив из перечня организационно – правовых форм предприним-ва. Колхозы были ориентированы на преобразования в др. организационно – правовые форы, прежде всего в товарищества с ограниченной ответ-тью и акционерные общества закрытого типа.

ГК РФ, введенный в действие с 1 января 1995г., восстановил кооперативную форму предприним-ва. Дальнейшее развитие с/х кооперативов и их союзов получили в Законе РФ « О с/х кооперации».

Принципы кооперации отражены в ст. 2 закона «О с/х кооперации»: ограничение участия в деят-ти кооператива лиц не являющихся его членами; управление в кооперативе осущ-ся по принципу 1 человек 1 голос; доступность вступления в кооператив; добровольность; эконом-я выгода для членов кооператива и кооператива в целом, взаимопомощь.

Теория кооперативов была создана немцем Шульцом. Кооперативы возникли примерно 150 лет назад в Забайкальском крае (1864г. Петровский завод), артели – в Чите в 1832г. (декабристами). В Своде законов Российской империи был раздел посвященный трудовым артелям. К 1817г в России 3500потребительских обществ, 16417 кредитных кооперативов, 6100 с/х товариществ, 3000 маслодельных артелей. Велась работа по унификации кооперативного законодательства. К 1917г. - проект закона «О кооперации в России», принят Сенатом, Временным правительством не был применен, кооперация после 1917г. сошла на «нет». В условиях НЭПа применялись принципы кооперации. К 1980г развилась колхозная кооперация; были гаражные, строительные, жилищные, 

потребительские кооперативы. В 1988г. З-н «О кооперации в СССР» соединил в одном лице и собственников и производителей. Был сделан прорыв – появились первые зачатки негосударственного сектора в с/х. Лица, работающие на условиях наемного труда, а их было больше, чем членов кооператива, работали с нарушениями – должен был быть личный труд членов кооператива. Постепенно кооперация теряла вес и популярность у предпринимателей. Сильный урон нанес закон СССР «О предприятиях и предпринимат деят-ти», который не включил кооперативы в организационно-правовые формы юридических лиц. Кооперативам стали отказывать в регистрации. Позже ГК РФ исправил данную ошибку и кооператив стал организационно-правовой формой юр лиц. В 1996г. принят ФЗ «О производственных коперативах». Т.зр. Акманова: все кооперативы и производственный и потребительский должны быть некоммерческими организациями, так как там особая сфера и не должно быть цели извлечения прибыли.

ФЗ. 2009.г «О кредитной кооперации» - нормы не распространяются на СКК. Актуальность возрождения – острая потребность малых форм аграрного производства. В ряде регионов существует СКК – Волгоградская, Саратовская, Калужская. СКК – альтернативная форма оказания финансовых услуг малому агропредпринимательству.

Особенности СКК:

  1. Непосредственная близость СКК к жизнедеятельности его членов;

  2. КК отличается некоторой автономностью;

  3. Надёжность оценки кредитоёмкости участников СКК;

  4. Субъективная ограниченность СКК;

  5. Наличие потенциального риска кредитования, обусловленного самими климатическими условиями развития с/х;

  6. Преобладание элементов самовоспроизводства;

  7. Простота оформления, доступность;

  8. Дешевизна предоставляемых ссуд.

Основные субъекты – малые формы аграрного предпринимательства – КФХ, ФЛ, имеющие ЛПХ.

Кредитная кооперация - система кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, их союзов (ассоциаций) и иных объединений;

Кредитный потребительский кооператив (далее - кредитный кооператив) - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков);

Кредитный потребительский кооператив граждан - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно физические лица;

Кредитный кооператив второго уровня - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы;


  1. ^ Залог с/х продукции (Юрист 2001).


Коммерческие залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией регулируются нормами закона РФ «О залоге» от 29 мая 1992 г. Об этом же свидетельствует и Закон РФ «О зерне» от 14 мая 1993 г. № 4973-1, в котором указывается, что залог зерна осуществляется в соответствии с Законом РФ «О залоге» (ст.З).

Нормативной базой для регулирования залога сельскохозяйственной продукции является Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» (ст.6).

В отличие от обычного залога при залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия принимает участие государство. В качестве залогодержателей выступают юридические лица, уполномоченные Правительством РФ на осуществление залога сельскохозяйственной продукции, а залогодателями являются сельскохозяйственные товаропроизводители.

Предметом залога в соответствии с законом может быть как произведенная продукция, так и продукция будущего урожая. Участие государства в залоговых операциях выражается в следующих 

формах: предоставление бюджетных ресурсов; кредитование; выделение бюджетных ассигнований или кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке в собственность государства.

Главная особенность залога сельскохозяйственной продукции, наряду с участием в нем государства, заключается в том, сельскохозяйственный товаропроизводитель получает беспроцентный кредит в размере стоимости заложенной продукции по залоговым ставкам, определяемым Правительством РФ.

Правовая природа залога сельскохозяйственной продукции характеризуется и тем, что залог в данной ситуации не служит конфискационной мерой, если товаропроизводитель не выполнил договорные обязательства, а является регулируемой государством формой реализации сельскохозяйственной продукции и упорядочения денежных потоков путем предоставления кредитов.

Государственный залог сельхозпродукции служит формой гарантированного сбыта продукции путем проведения товарных интервенций в установленном Правительством РФ порядке, что позволяет вытеснять из рынка продовольствия посредников.

Закупочные интервенции осуществляются в тех случаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня, или в случае, когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать произведенную ими продукцию. Товарные же интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке продовольствия соответствующих их видов, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.

Координацию проведения государственных закупочных и товарных интервенций осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия России с участием государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия.

В действующем российском законодательстве тоже закреплены особенности залоговых операций с зерном. Залоговые операции с зерном осуществляются на основе складских сертификатов (свидетельств). Сертификаты служат своего рода правовым основанием, обеспечительным средством при предоставлении кредитов под залог зерна. Складской сертификат является одним из действенных инструментов финансирования торговли зерном в странах с развитой рыночной экономикой. В зарубежном праве залог зерна рассматривается в качестве неотъемлемой части системы лицензирования, контроля, страхования и цивилизованной процедуры банкротства коммерческих складов. Внедрение и использование складского сертификата предусматривается статьей 912 ГК РФ. Согласно этой статье товарный склад выдает в подтверждение принятия товара на хранение один из следующих складских документов: двойное складское свидетельство; простое складское свидетельство; складскую квитанцию.

При этом двойное складское свидетельство состоит из двух частей – складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта ), которые могут функционировать обособленно друг от друга. Исходя из общего смысла действующего законодательства, регулирующего эти отношения, двойное складское свидетельство (каждая из двух его частей – складское свидетельство и залоговое свидетельство) и простое свидетельство являются ценными бумагами. Теоретически и практически складские документы относятся к числу товарораспорядительных ценных бумаг. Поэтому складские документы можно именовать складскими свидетельствами. Отношения, складывающиеся по поводу ценных бумаг, регулируются нормами Гражданского кодекса, которые предусмотрены седьмой главой этого кодифицированного акта. Однако нормы ГК РФ могут обеспечить необходимый уровень урегулированности этих отношений лишь с учетом специальных правил о складских свидетельствах.

Двойное складское свидетельство должно содержать обязательный перечень тех реквизитов, которые закреплены в статье 913 ГК РФ. В частности, такие реквизиты, как наименование и место нахождения товарного склада, принявшего товар на хранение; текущий номер складского свидетельства по реестру склада; наименование субъекта, сдавшего товар на хранение; срок 

хранения товара; размер вознаграждения за услуги по хранению товара и дата выдачи складского свидетельства. Документ, не имеющий перечисленные реквизиты, не может быть признан законом двойным складским свидетельством.

Согласно действующему законодательству двойное складское свидетельство, которое состоит из складского и залогового свидетельства, является ордерной ценной бумагой. Учитывая правовую природу ценных бумаг, указанные документы могут передаваться вместе или порознь по передаточным надписям. Держатели складского и залогового свидетельств приобретают различные правовые возможности. В соответствии со статьей 914 ГК РФ держатель складского и залогового свидетельств обладает правом распоряжения хранящимся на складе товаром в полном объеме. Однако держатель складского свидетельства, отделенного от залогового свидетельства, вправе распоряжаться товаром, но не может взять его со склада до погашения кредита, выданного по залоговому свидетельству. Держатель же залогового свидетельства имеет право залога на товар в размере выданного по залоговому свидетельству кредита и процентов по нему. В то же время залог складского свидетельства по своей правовой природе рассчитан только на обеспечение кредитных обязательств, вытекающих их залога данного конкретного залогового свидетельства.

В силу указанной экономико-правовой сущности залог складского свидетельства не может быть применен для обеспечения иных обязательств.

Залоговое свидетельство после первой его передачи товаровладельцем в залог приобретает качество долгового документа, подтверждающего конкретное обязательство товаровладельца перед залогодержателем. Новое качество этого документа выражается в том, что, во-первых, залоговое свидетельство подтверждает денежное обязательство товаровладельца по возврату кредита залогодержателю; во-вторых, заключается в том, что залоговое свидетельство служит способом обеспечения исполнения товаровладельцем взятого на себя денежного обязательства перед залогодержателем.


  1. ^ Формы и методы государственного регулирования с/х.


Под методами государственного регулирования понимается совокупность определенных способов воздействия на всех участников аграрных правоотношений со стороны органов государственной власти в процессе реализации этими органами возложенных на участников аграрных правоотношений задач и функций.

Регулирование с/х представляет собой сложную систему эконом., правовых, организационно-адм. и соц. мероприятий. Предметом гос. регулирования являются аграрные отношения в производственно-хоз., социальной и иных сферах деятельности с/х коммерческих организаций.

Гос. регулирование аграрных отношений обеспечивает и практикует с/х и агропромышленным комм. организациям выбор любой формы соб-сти и организации производства, свободу предпр. деятельности, самостоятельность хозяйствования и распоряжения с/х продукцией, а также полученными от се реализации доходами. В соотв. с ФЗ О развитии с/х 2006 Ст. 5. Гос.аграрная политика представляет собой составную часть гос. социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие с/х и сельских территорий. (стабильное соц.-эконом. развитие, увеличение объема производства с/х продукции, повышение эффективности с/х, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель). Цели гос. политики: повышение конкурентоспособности рос. с/х продукции и рос. с/х товаропроизводителей, обеспечение качества рос. прод. товаров; обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства и др.

Основными являются экономические и административные. Использование административных методов воздействия связано с осуществлением контроля за соблюдением сельскими товаропроизводителями законодательства необходимостью обеспечения рационального использования земли, других природных ресурсов, качества с/х сырья и продовольствия и т. п. Административные методы представлены методом прямых предписаний и запретов со стороны государства по отношению к участникам аграрных правоотношений.



Административный и экономический методы - основные методы в деятельности государственных органов по регулированию сельского хозяйства.

Они взаимодополняют друг друга, поэтому противопоставить их никак нельзя. Наиболее оптимальное осуществление деятельности в сфере регулирования сельского хозяйства может быть достигнуто только при единстве данных методов. Важное значение имеют и другие методы государственного регулирования сельского хозяйства: убеждения, дозволения, метод прямых предписаний, рекомендательный. Наиболее распространенным является метод убеждений. Этот метод влияния на общественные отношения представляет собой комплекс воспитательных, разъяснительных действий, которые осуществляются с целью обеспечения высокой организованности и дисциплины.

На практике все чаще применяется метод дозволения. Основа этого метода заключается совершенствовании самостоятельности в деятельности хозяйств, значительном росте квалифицированных кадров, повышении активности сельскохозяйственных производителей в управлении производством. При использовании данного метода государственные органы предоставляют право самим сельскохозяйственным предприятиям решать тот или иной вопрос.

При государственном регулировании сельского хозяйства применяется также рекомендательный метод. Государственные органы предлагают тот или иной вариант решения, а хозяйства сами определяют чем им руководствоваться. Особенность рекомендательной нормы состоит в том, что она не несёт в себе обязательного характера.

^ Статья 13. Дотации и компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям

Дотации и компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, предоставляемые за счет средств фед бюджета, устанавливаются Правительством АПП в соответствии с фед законами и иными нормативными правовыми актами АПП.

Дотации и компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов АПП, устанавливаются в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов АПП.

1. Государство осуществляет финансирование АПП за счет средств фед бюджета, бюджетов субъектов АПП и внебюджетных источников.

2. Средства фед бюджета, направляемые на поддержку и развитие АПП, предусматриваются в фед бюджете отдельным разделом и отдельной строкой в других разделах бюджета.

^ Формы непосредственно выражают действия государственных органов по регулированию сельскохозяйственными предприятиями, структуру их деятельности и основы ее реализации. К основным формам деятельности государства относят правотворческую, правоприменительную, правоохранительную, организационную деятельность.

Все формы деятельности органов государственного регулирования в области сельского хозяйства взаимозависимы, только их комплексное использование позволяет оптимально решать задачи, которые возникают перед сельскохозяйственным товаропроизводителем, рационально использовать имеющиеся юридические способы.

^ Правотворческая деятельность - это деятельность уполномоченных органов государства, законодательной и исполнительной власти по изданию соответствующих правовых актов относительно сельскохозяйственной деятельности.

^ Правоприменительная деятельность. Ее сущность сводится к тому, чтобы реализовать в конкретных жизненных обстоятельствах аграрную политику государства, правовые нормы с помощью различных способов. Она является оперативно-творческой, требует инициативы, активности, целеустремленности при решении задач, учета всех обстоятельств, которые имеют место в конкретной отрасли, в каждом хозяйстве.

^ Организационная деятельность. Цель организационных действий состоит в обеспечении четкой, максимально эффективной деятельности сельского хозяйства и тесно связанных с ним отраслей агропромышленного комплекса.


  1. ^ Агрохолдинги как субъекты аграрных отношений.




Долинская. Холдинг – компания, владеющая контрольным пакетом акций, долями в паях других фирм для контроля и управления их деятельность с целью присвоения части прибавочной стоимости.

Кашанина. Не столько добровольное, сколько вынужденное объединение корпораций для того чтобы не пропасть, а выжить и повысить свою конкурентоспособность.

Жилинский. Группа участников предпринимательских отношений связанных между собой таким образом, чтобы один из них имел возможность в решающей степени повлиять на деятельность всех других участников этой группы.

Холдинг (англ.) – компания, обладающая экономической субординационной властью над другой компанией, имеющая право контролировать её деятельность.

РФ – нет закона. Холдинг – предприятие, независимо от его организационной формы, в состав которого входит контрольный пакет акций других предприятий.

Белгородская область – 2 типа АХ: 1. На уровне межрайонной промышленной интеграции. 2. На уровне региона.

Задачи участников АХ:

  1. сведение к минимуму автономности хозяйственных обществ как субъектов АХ.

  2. обеспечение стабильности деятельности в хозяйственных обществах, путём жесткого контроля над субъектами входящими и выходящими из системы АХ.

  3. все инвестиции должны осуществляться за счёт головной компании АХ.

  4. обеспечение гарантий обязательного выполнения дочерними компаниями решений управляющей компании АХ.

  5. создание социально-экономических условий, предпосылок для привлечения ФЛ в качестве учредителей дочерних компаний.

Таким образом реализация задач в системе АХ, с одной стороны нацелена на сужение прав участников АХ, а с другой стороны, на обеспечение более высокого уровня управляемости корпоративными интересами.

Иркутский Масложиркомбинат – АХ.

Позитивные аспекты:

  1. Представительство интересов участников АХ;

  2. наличие возможности общей совместной выработки стратегии развития с/х предприятия в рамках АХ.

  3. планирование. прогнозирование деятельности дочерних предприятий АХ;

  4. формирование согласованной участниками АХ инвестиционной политики и распределение инвестиций по возможным направления деятельности АХ.

  5. организация финансово-кредитных расчётных центров.

Законопроект о холдиннах есть, но принятие отдельного закона об АХ нецелесообразно.

Агрохолдинг – своеобразное, добровольное, социально-экономическое объединение с/х ТП, с/х предприятий в целях более эффективного ведения совместного агробизнеса, сохраняя при этом юридическую самостоятельность, находясь в определённой субординационной экономической зависимости от правовых решений, принимаемых главной компанией с учётом корпоративных, коммерческих интересов участников АХ.



  1. Проблемы систематизации аграрного зак-ва.


Задачи аграрного законодательства:

  • Обеспечение продовольственной безопасности;

  • Государственная поддержка;

  • Защита имущественных интересов СХТП;

  • Обеспечение устойчивого развития с/х;

  • Обеспечение законодательных основ для обеспечение традиционного образа жизни крестьянства.




Сложившееся в настоящее время в России аграрное (сельскохозяйственное) законодательство весьма обширно по объему, разнообразно по кругу регулируемых отношений и нередко чрезвычайно сложно для восприятия. Поэтому желательно активизировать работу не только по подготовке и принятию новых законов, определяющих правовое положение различных сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и по систематизации и кодификации аграрного законодательства в целом. При этом изменения, на наш взгляд, претерпят и сами формы правовых нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сельском хозяйстве. В связи с этим возникает необходимость в разработке и принятии Аграрного кодекса Российской Федерации, призванного стать основным сводным нормативным правовым актом, на базе которого можно было бы существенно улучшить правовое регулирование отношений в сельском хозяйстве, оказание ему постоянной государственной помощи и поддержки.

Принятие Аграрного кодекса Российской Федерации возможно в отдаленной перспективе, когда для его разработки накопится достаточный нормативный материал. Этот сводный законодательный акт должен относиться к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Об этом должна быть сделана и соответствующая запись в Конституции Российской Федерации, в которой такая обширная и важная отрасль, каковой является аграрное законодательство, даже не упоминается.
^ Проблемы совершенствования АЗ:

  • Ведётся речь о создании АК. Общая часть – Проблемы с/х. Особенная часть – Агролизинг, агрострахование и т.д.

  • АЗД-во последние 15 лет переживает серьёзные корректировки:

    • под влиянием рыночных реформ, в с/х обогащается и обновляется его нормативно-правовая база, возникают новые направления регулирования, оптовые продовольственные рынки, биржевые сделки;

    • изменилась структура АЗД-ва. Нет закона об ООО в с/х.;

    • выделяются комплексные договоры, содержащие и частно-правовые и публичные элементы.

  • АК должен стать основой для агробизнеса:

    • Общая часть:

      • основные задачи аграрного законодательства;

      • принципы правового регулирования аграрных правоотношений;

      • предмет регулирования АК;

      • структура и состав АЗ;

      • особенности создания АО, ООО, с/х кооп., к/х;

      • производственно-хозяйственная деятельность, специфика, субсидирование в сферах агрострахования, агролизинга;

      • отдельные субъекты, агрокомбинаты, агрохолдинги.

    • Особенная часть:

      • стимулирование биологического процесса в растениеводстве (селекция, право создателей новых сортов растений, борьба с болезнью растений, животных)

      • Специфика торговли, ветеринарного надзора, фитонадзора.




  1. ^ Агролизинг: субъекты, объекты, содержание.


В настоящий момент обеспеченность сельхозтоваропроизво

дителей основными видами техники составляет менее 50%, списание техники в пять раз превышает ее обновление. Около 70% машинно-тракторного парка выработало свой срок службы. Лизинг на основе гос инвестиций является одним из наиболее перспек

тивных методов материально-технического обеспечения сельскохо

зяйственного производства, т.к. позволяет сельхозтоваропроизводи

телю приобрести необходимую ему дорогостоящую технику без еди

новременной мобилизации собственных средств или кредита, кото

рые требуются для ее покупки. В соответствуй с ГК РФ и ст.2 Закона «О 

финансовой аренде (лизинге)» 1998г. по до

говору финансовой аренды (лизинга) лизингодатель обязуется приоб

рести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для пред

принимательских целей.

В связи с тем, что сельскохозяйственное производство отли

чается высокой капиталоемкостью, относительно низкой фондоотда

чей, зависимостью от природно-климатических факторов, сезонно

стью производства, которые, в свою очередь, ведут к несовпадению по срокам периода затрат и получения доходов, а также характеризу

ют сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства, которой присущи высокие риски невозврата вложенных инвестиций, то речь необходимо вести о лизинге сельскохозяйственной техники как виде государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей.

Начало правовому регулированию лизинговых отношений в сельском хозяйстве с участием государства было положено Поста

новлением Правительства «Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)»1994г. Данным постановлением функции лизинговой компании по приобретению сельскохозяйственной техники за счет бюджетных средств у заводов изготовителей и сдаче ее в долгосрочную аренду (лизинг) были воз

ложены на ОАО «Росагроснаб».

1995г. Минсельхозпродом РФ, Минфином РФ и АО «Росагроснаб» был утвержден ^ Порядок обеспечения агропромыш

ленного комплекса продукцией машиностроения на лизинговой осно

ве. В этом документе предусматривалось создание и постоянное по

полнение специального (лизингового) фонда, который должен был формироваться за счет федеральных и региональных бюджетных ас

сигнований, средств машиностроительных предприятий, а также дру

гих разрешенных законом источников. ^ Бюджетные ассигнования вы

делялись на возвратной основе Минсельхозпроду РФ, который "пору

чал АО «Росагроснаб» выполнение и координацию работ по проведе

нию лизинговых операций. В соответствии с данным Порядком, Минсельхозпрод РФ утверждает номенклатуру и суммовые объемы поставок по лизингу машиностроительной продукции. В течение сро

ка действия договора лизинга с лизингополучателя ежегодно взима

ется арендная плата в размере 3% от остаточной стоимости предмета лизинга. Индексация стоимости предмета лизинга для расчета лизин

говых платежей не производится в течение всего срока действия ли

зингового договора.

В настоящее время на основании законов о фед бюджете на 2002.г., 2003 г. ^ Минфин РФ признается распорядителем бюджетных средств, а лизинг с участием государства осуществляет ОАО «Росагролизинг». В связи с тем, что бюджетные средства, кото

рые ранее ежегодно направлялись на формирование и пополнение лизингового фонда, с 2001 г. ежегодно направляются в уставный ка

питал ОАО «Росагролизинг» на основании законов о фед бюджете и нормативных актов Правительства РФ. Все остальные правила, приведенные выше, которые были закреплены в Порядке обеспечения агропромышленного комплекса продукцией машино

строения на лизинговой основе, продолжают действовать и сейчас, будучи закрепленными в принятых в разное время Постановлениях Правительства РФ и актах Минсельхоза РФ.

В соответствии с Законом «О государст

венном регулировании АПП» от 1997 г., лизинг в сфере АПП с участием государства осуществляют юридические лица, уполномо

ченные на то соответственно Правительством АПП и органами исполнительной власти субъектов РФ. Этими же органа

ми определяется и перечень имущества, являющегося предметом ли

зинга, ставки арендной платы, источники кредитования, необходи

мые для его проведения, и другие условия лизинга в сфере АПП.

В отношениях, возникающих в связи с осуществлением гос регулирования лизинга в сельском хозяйстве можно выде

лить два момента:

1) направление государством бюджетных средств на финансирование лизинга в сфере сельского хозяйства, то есть осуществление государственной поддержки агролизинга;

2) опреде

ление государством субъектов лизинга и отдельных условий договора лизинга с участием государства. Во-вторых, это отношения, возни

кающие в связи с заключением и исполнением договора лизинга в сфере сельского хозяйства.



Осуществление государственной поддержки агролизинга реа

лизуется посредством отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности АПП между государством в лице его управомоченного органа (Министерства финансов РФ) и лизинговой компанией (ОАО «Росагролизинг»), выбранной государством для осуществления лизинга в сельском хозяйстве, по поводу перечисле

ния определенной суммы бюджетных средств в уставный капитал этой компании.

^ Направляя финансовые средства в уставный капитал лизинго

вой компании, которая осуществляет лизинг в сфере сельского хозяй

ства, государство устанавливает некоторые обязательные условия заключаемых этой компанией договоров лизинга, то есть осуществ

ляет в определенной мере организационную функцию, обеспечиваю

щую оптимальные условия для реализации финансируемой им дея

тельности. Так, нормативными правовыми актами Правительства РФ определяется перечень имущества, которое может являться предме

том лизинга, размеры вознаграждения и снабженческо-сбытовой на

ценки, которые вправе взимать лизингодатель. Актами Министерства сельского хозяйства РФ ежегодно утверждается реестр сельскохозяй

ственной техники, которая может быть передана по договору лизинга с участием государства, а также максимальные цены на нее.

Договор лизинга в сфере сельского хозяйства с участием государства, хотя и включает в себя отдельные условия, которые установлены императивными административно-правовыми нормами, по сути, не перестает быть гражданско-правовым договором и, соответственно, регулируется нормами гражданского права.

1. Общие положения (отношения, регулируемые Постановле

нием; цели, на достижение которых направлено принятие Постанов

ления; задачи, решаемые Постановлением; сфера действия, субъекты,

предмет договора лизинга).

2. Правовые основы деятельности государственной лизинговой компании (цели создания и направления деятельности ОАО «Росагролизинг»; процедуры взаимодействия ОАО «Росагролизинг» с Минсельхозом РФ, Минэкономразвития РФ, Минфином РФ по вопро

сам выделения, использования и возврата бюджетных средств; проце

дуры взаимодействия ОАО «Росагролизинг» с Минсельхозом РФ по вопросам согласования перечня и объема закупок необходимой сель

хозтехники, согласования перечня потенциальных лизингополучате

лей, имеющих особое значение для осуществления государственной политики в АПК; процедуры согласования с предприятиями - постав

щиками и Согласительной комиссией Минсельхоза РФ уровня цен на закупаемые объекты лизинга (планирование, отчетность); контроль за деятельностью ОАО «Росагролизинг» со стороны государства, в т.ч. отчетность ОАО «Росагролизинг» по итогам деятельности за квартал (за год) перед Правительством РФ, Палатами Парламента РФ, публи

кация ежеквартальных (ежегодных) отчетов о деятельности и годовых балансов ОАО «Росагролизинг» в официальных российских изданиях; ответственность ОАО «Росагролизинг» за использование бюджетных средств не по целевому назначению и др.).

3. ^ Особенности содержания договора финансовой аренды (лизинга) (обязанности ОАО «Росагролизинг»: формировать заказы на машиностроительную продукцию для ее закупки с последующей пере

дачей в лизинг; размещать сформированные заказы у поставщиков про

дукции машиностроения; осуществлять капитальный ремонт предмета лизинга или засчитывать часть стоимости произведенного лизингополу

чателем ремонта в счет лизинговых платежей; по желанию лизингополу

чателя взимать лизинговые платежи в форме сельскохозяйственной про

дукции; размер лизинговых платежей указывается в договоре в рублях и не подлежит изменению в сторону увеличения в течение всего срока до

говора; периодичность лизинговых платежей устанавливается с учетом сезонности сельскохозяйственного производства и др.).

4. ^ Особенности ответственности сторон договора финансовой аренды (лизинга) (установление максимального размера санкций, подлежащих взысканию в случаях нарушения условий договора ли

зингополучателями; особенности предъявления требований продавцу предмета лизинга и др.).

5. Обеспечение исполнения обязательств по договору финан

совой аренды (лизинга) (формы гарантийного обеспечения, условия гарантийных обязательств, особенности страхования).


  1. 

  2. К РФ как источник АП.


Конституция РФпринята 1 2 декабря 1993 г., обладает высшей юридической силой – составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества аграрные отношения, определяет конституционные параметры рыночной аграрной экономики, дает простор развитию правовых институтов, относящихся не только к государственному, но и другим отраслям, в том числе и к аграрному праву.

Конституция РФ содержит много норм, регулирующих отношения в области правового регулирования аграрных отношений:

1) права и свободы граждан в сфере аграрного предпринимательства, или правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций и предпринимателей;

2) единство экономического пространства в рамках всей страны как для граждан и их объединений в сфере аграрной предпринимательской и иной экономической деятельности, так и для иных собственников (РФ, субъектов РФ, муниципалитетов);

3) свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности как необходимое условие формирования рыночной аграрной экономики;

4) государственное регулирование предпринимательской и иной экономической деятельности в сфере агропромышленного производства;

5) право собственности и другие вещные права крестьян на землю и другое недвижимое имущество;

6) правовое регулирование сельскохозяйственного труда;

7) расширение сферы деятельности суда в защите основных экономических прав и свобод граждан в сфере аграрного предпринимательства и иной экономической деятельности; 8) установление системы государственных органов, наделенных правотворческой компетенцией в области правового регулирования аграрных отношений и правоприменения.

Конституция РФ признает собственность в качестве основного самостоятельного производственного отношения в системе экономических отношений, существующих независимо от воли отдельных лиц.

Статья 8 Конституции РФ признает и защищает равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю – экономическую основу гражданского общества. С включением в Конституцию РФ положений о формах собственности на землю и другие природные ресурсы укрепляется устойчивость, незыблемость, защищенность отношений земельной собственности.


  1. ^ Общая хар-ка кредитных правоотношений в с/х.


Кредит – источник заемных средств для пополнения собств. основных и оборотных фондов хозяйствующих объектов в целях обеспечения устойчивости воспроизв-ва продукции с/х.

Кредитные отн-ия практически всегда основаны на классич. принципах: возмездность, срочность и возвратность. Прав. обеспечение реализации этих принципов предполагает 2-сторонность кредитных отн-ий, в кот-ом уч-ет 2 стороны – кредитор и заемщик.

Кредитор – банки (иные кредитные орг-ии), имеющие соотв. лицензии; заемщики – с/х комм. орг-ии, зарегистрированные как юр. лица. М/у ними закл-ся кредитный д-р.

Возвратность кредита - погашение конкретной ссуды путем перечисления соответствующей суммы ден. средств на счет предоставившей ее кредитной орг-ии (или иного кредитора), что обеспечивает возобновляемость кредитных ресурсов банка.

Срочность кредита - необходимость его возврата не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном д-ре или заменяющем его док-те. Нар-ие указанного условия явл. для кредитора достаточным основанием для прим-ия к заемщику экономич. санкций в форме увеличения взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке (в РФ — свыше 3-х месяцев) — предъявления фин.требований в суд. Порядке.



Платность кредита - необходимость не только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их исп-ие. Практич. выр-ие рассматриваемый принцип находит в пр-се уст-ия величины банковского процента, выполняющего три осн. ф-ции: 1) перераспределение части прибыли юр. и дохода физ.лиц; 2) рег-ие произв-ва и обращения путем распределения ссудных капиталов на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях; 3) на кризисных этапах развития экономики — антиинфляционную защиту денежных накоплений клиентов банка.

В настоящее время в сельском хозяйстве России, функционирующем в системе реальной многоукладной экономики, также сформировались малые формы аграрного производства, представленные фермерскими, крестьянскими хозяйствами, небольшими с/х производственными кооперативами и ЛПХ.

Наряду с ними действуют также малые формы организации по переработке, хранению с/х продукции и различные формы организации по ремонту и обслуживанию с/х техники.

Все это в определенной мере свидетельствует о повышении деловой активности в сфере мелкого агропредпринимательства, обусловленной спадом производства в с/х коммерческих организациях и гос. унитарных предприятиях крупного и среднего масштабов агробизнеса. Однако несмотря на значительную роль, которую играют ЛПХ и иные формы мелкого агропредпринимательства в стабильном обеспечении населения страны с/х продукцией, их развитие сдерживается из-за отсутствия надлежащей рыночной инфраструктуры. Действующая и вновь формируемая рыночная инфраструктура, в том числе банковская система, наделенная в устан-м законом порядке правомочиями по аккумуляции финансовых ресурсов и предоставлению кредитов с/х товаропроизводителям, вступает в кредитные п.о. прежде всего с крупными организационно - правовыми формами с/х производства.

В силу этого и ряда других причин малый бизнес не имеет равного широкого доступа к кредитным ресурсам. Гос. бюджетные кредиты, даже если они выделяются этим субъектам, не доходят до малого предпринимательства, ибо их распределение тоже осущ-ся через коммерческие банки.

Т.о., объективно формирующиеся потребности в финансово - кредитном обеспечении малых форм агропредпринимательства неизбежно приводят к возрождению ранее известных либо к возникновению новых организационно - правовых форм предоставления финансово - кредитных услуг. Одна из них - кредитные кооперативы.

Кредитная кооперация на селе наряду с др. формами небанковского кредитования призвана стать альтернативной моделью организации финансово - кредитных услуг, предоставляемых малым формам агропредпринимательства. При наличии достаточной законодательной базы и гос. организационно - финансовой поддержки кредитная кооперация вполне может содействовать решению многих существующих на практике проблем в сфере малых форм агропредпринимательства.


  1. ^ Унифицированный акт в аграрном праве.


Унифицированные акты аграрного законодательства – юридический источник и форма выражения норм аграрного права, которые имеют в основе интеграцию правового регулирования аграрных отношений. Унификация создает благоприятные условия для уменьшения объема нормативного материала, для повышения эффективности правоприменительной деятельности.

К числу важнейших унифицированных нормативных источников, относят Федеральную целевую программу стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ на 1996-2000 г.г., в которой определена стратегия аграрных и земельных преобразований, направленных на комплексное переустройство аграрного производства, формирование многоукладной аграрной экономики.Указ Президента от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» декларирует существование земельной собственности: частной, гос. и муниципальной и гарантирует их равенство. Указ обеспечивает полную свободу в распоряжении зем. участком, закрепляя за собственником право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать земельные участки. Предусматривает 

необходимые юридические гарантии свободы использования земли в деят-ти предпринимателей. За ними признается право передавать земельные участки или часть его в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями.


  1. ^ Гос. целевая программа развития с/х, основные направления.
  1   2   3   4



Скачать файл (205.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации