Контрольная работа - Методы контроля качества продукции
скачать (63 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 63kb. | 20.12.2011 10:48 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Методы контроля качества в управлении проектом [ лабораторная работа ]
- Качество выпускаемой продукции [ лабораторная работа ]
- Контроль качества кулинарной продукции и услуг в общественном питании [ лабораторная работа ]
- Основные требования к качеству продукции [ лабораторная работа ]
- Организация обеспечения качества [ лабораторная работа ]
- Метрологическое обеспечение производства и управление контролем качества продукции [ документ ]
- Влияние повышения качества машиностроительной продукции на эффективность функционирования машиностроения [ курсовая работа ]
- Mетоды контроля и системы управления качеством пищевой продукции [ документ ]
- Методы контроля [ лабораторная работа ]
- Управление качеством [ лекция ]
- «Фармакопейные методы контроля качества лекарственных средств. Валидация в системе контроля качества лекарственных средств» [ документ ]
- Технохимконтроль [ лекция ]
1.doc
Содержание Введение | 3 |
Методы контроля качества продукции. Классификация и содержание видов контроля качества. Система показателей качества продукции и методы их определения | 4 |
1.1.Методы контроля качества продукции | 4 |
1.2. Классификация и содержание видов контроля качества | 5 |
1.3. Система показателей качества продукции и методы их определения | 6 |
2. Практические вопросы внедрения методов контроля качества продукции на предприятии ОАО «Весна» | 8 |
Заключение | 10 |
Список литературы | 11 |
Введение
Качество товара является одной из его основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Это обусловлено сущностью категории качества.
Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству.
Требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки.
Требования к качеству товаров устанавливаются на этапах проектирования и разработки, обеспечиваются материально-техническим снабжением, разработкой и организацией производства, рабочим и окончательным контролем, хранением и реализацией. Перед отпуском потребителю или потреблении (эксплуатации) требования к качеству оцениваются по нормам, регламентированным стандартами и ТУ, или в соответствии с запросами потребителей.
В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обусловливающим качество. Поэтому далее мы рассмотрим эти составляющие элементы качества.
Тема данной контрольной работы является достаточно актуальной, т.к. проблеме качества продукции затрагивает деятельность любого предприятия или организации.
^
Методы контроля качества продукции
Контроль качества продукции является составной частью производственного процесса и направлен на выявление дефектов, брака в готовой продукции и на проверку надежности в процессе ее изготовления.
Контроль качества продукции устанавливается на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и кончая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытании, но и эксплуатации, а для сложных видов оборудования — с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Такой подход к контролю предполагает проведение испытаний по мере готовности отдельных частей продукта (в особенности это касается сложных видов оборудования, в частности, комплексного). Усиление контроля качества в значительной степени связано с ориентацией производства на конкретного потребителя.
Контроль качества в масштабах предприятия возложен на центральную службу контроля качества (или обеспечения качества), в функции которого входят разработка качественных показателей по всем видам выпускаемой продукции, методов проверки качества и порядка проведения испытаний, анализ рекламаций и порядок их урегулирования, выяснение причин возникновения дефектов и брака и условий их устранения. Служба контроля осуществляет свою деятельность в тесном контакте с соответствующими службами в производственных отделениях, а также с заводскими службами контроля качества (или отделами технического контроля). Центральная служба контроля может осуществлять проверку качества сырья и материалов, технологического процесса, организации контрольных испытаний, правил приемки, применяемых заводской службой качества или отделом технического контроля, а иногда и выборочно производить проверку качества продукции, уже прошедшей технический контроль. Одной из важнейших функций центральной службы контроля является планирование и координация всей работы в области обеспечения качества, установление необходимых связей между службами контроля качества в производственных отделениях предприятий. Через центральную службу контроля осуществляется централизация управления в области совершенствования качества выпускаемой продукции.
Таким образом, контроль призван обеспечить проверку исполнения управленческих решений на всех уровнях управления на соблюдение установленных нормативов и условий хозяйственной деятельности предприятия.
К настоящему времени сложились разнообразные методы контроля качества, которые можно разбить на две группы:
1. Самопроверка или самоконтроль – персональная проверка и контроль оператором с применением методов, установленных технологической картой на операцию, а также с использованием предусмотренных измерительных средств с соблюдением заданной периодичности проверки.
2. Ревизия (проверка) – проверка, осуществляемая контролером, которая должна соответствовать содержанию карты контроля технологического процесса.
1.2. Классификация и содержание видов контроля качества
Контроль – это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).
Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Так говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент.
Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) – это контроль лицами, не зависящими от процесса.
Виды контроля различают по следующим признакам:
1. По принадлежности субъекта контроля к предприятию: внутренний;
внешний;
2. По основанию для проведения контроля: добровольный;
по закону; по Уставу.
3. По объекту контроля: контроль за процессами; контроль за решениями; контроль за объектами; контроль за результатами.
4. По регулярности: системный; нерегулярный; специальный.
Контроль качества должен подтверждать выполнение заданных требований к продукции, включая в себя:
· входной контроль (материалы не должны использоваться в процессе без контроля; проверка входящего продукта должна соответствовать плану качества, закрепленным процедурам и может иметь различные формы);
· промежуточный контроль (организация должна иметь специальные документы, фиксирующие процедуру контроля и испытаний внутри процесса, и осуществлять этот контроль систематически);
· окончательный контроль (предназначен для выявления соответствия между фактическим конечным продуктом и тем, который предусмотрен планом по качеству; включает в себя результаты всех предыдущих проверок и отражает соответствие продукта необходимым требованиям);
· регистрация результатов контроля и испытаний (документы о результатах контроля и испытаний предоставляются заинтересованным организациям и лицам).
Особым видом контроля являются испытания готовой продукции. Испытание – это определение или исследование одной или нескольких характеристик изделия под воздействием совокупности физических, химических, природных или эксплуатационных факторов и условий. Испытания проводятся по соответствующим программам.
В зависимости от целей существуют следующие основные виды испытаний:
· предварительные испытания – испытания опытных образцов для определения возможности приемочных испытаний;
· приемочные испытания – испытания опытных образцов для определения возможности их постановки на производство;
· приемо-сдаточные испытания – испытания каждого изделия для определения возможности его поставки заказчику;
· периодические испытания – испытания, которые проводят 1 раз в 3-5 лет для проверки стабильности технологии производства;
· типовые испытания – испытания серийных изделий после внесения существенных изменений в конструкцию или технологию.
Точность измерительного и испытательного оборудования влияет на достоверность оценки качества, поэтому обеспечение его качества особенно важно.
^
Система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Эффективная система контроля позволяет в большинстве случаев осуществлять своевременное и целенаправленное воздействие на уровень качества выпускаемой продукции, предупреждать всевозможные недостатки и сбои в работе, обеспечивать их оперативное выявление и ликвидацию с наименьшими затратами ресурсов. Положительные результаты действенного контроля качества можно выделить и в большинстве случаев определить количественно на стадиях разработки, производства, обращения, эксплуатации (потребления) и восстановления (ремонта) продукции.
В рыночных условиях хозяйствования существенно возрастает роль служб контроля качества продукции предприятий в обеспечении профилактики брака в производстве, усиливается их ответственность за достоверность и объективность результатов осуществляемых проверок, недопущение поставки потребителям продукции низкого качества.
Необходимость первоочередного совершенствования деятельности служб технического контроля предприятий определяется их особым местом в производственном процессе. Так, непосредственная близость к контролируемым объектам, процессам и явлениям (во времени и пространстве) создает работникам контрольных служб наиболее благоприятные условия для следующего:
разработки оптимальных планов контроля, основанных на результатах длительного наблюдения, анализа и обобщения информации о качестве исходных компонентов готовой продукции, точности оборудования, качестве инструмента и оснастки, стабильности технологических процессов, качестве труда исполнителей и других факторах, оказывающих непосредственное влияние на качество продукции;
предупреждения брака и обеспечения активного профилактического воздействия контроля на процессы возникновения отклонений от требований утвержденных стандартов, технических условий, параметров действующих технологических процессов и др.;
своевременного проведения в необходимом объеме всех предусмотренных контрольных операций;
целенаправленного оперативного изменения условий функционирования объекта контроля для устранения возникающих сбоев в работе и предотвращения производства и поставки потребителям изделий ненадлежащего качества.
Необходимо подчеркнуть, что контроль качества, осуществляемый соответствующими подразделениями предприятий, является первичным (предшествующим во времени) по отношению к контролю со стороны других субъектов управления качеством. Это обстоятельство свидетельствует о необходимости первоочередного совершенствования деятельности служб технического контроля на предприятиях. На рис.4.6 показан типовой состав структурных подразделений отдела технического контроля (ОТК) крупного предприятия.
Операции контроля качества – неотъемлемая составная часть технологического процесса производства изделий, а также их последующей упаковки, транспортировки, хранения и отгрузки потребителям. Без проведения работниками контрольной службы предприятия (цеха, участка) необходимых проверочных операций в процессе производства изделий или по завершении отдельных этапов их обработки последние не могут считаться полностью изготовленными, потому не подлежат отгрузке покупателям. Именно это обстоятельство определяет особую роль служб технического контроля.
^
Оптимизацией и проведением контроля качества на предприятии ОАО «Весна» занимается служба системы качества, а так же отдел технического контроля. Эти подразделения способствуют решению следующих задач:
освоение производства товара, пользующегося спросом;
улучшение освоенных товаров;
разработка способов решения проблем качества.
На внешнем уровне ОАО «Весна» использует специальные приемы работы с поставщиками.
1. Согласование возможностей производства с требованиями конструкторской и технологической документации.
2. Разработана централизованная программа поэтапного снижения уровня несоответствий на заводском уровне. На этом этапе разрабатывается программа инженерных и технико-экономических мероприятий по снижению уровней несоответствий в масштабах предприятия. В ней устанавливаются задания цехам по проведению конкретных мероприятий. Контроль за реализацией программы осуществляется на основе календарного графика снижения уровней несоответствий.
3. Создана система работы с внешними поставщиками на основе стандартов на статистический приемочный контроль на базе принципа распределения приоритетов (ПРП) и внедрения систем качества, соответствующих стандартам ИСО 9001(2), QS-9000, ИСО/ТУ 16949. Стандарты, реализующие ПРП, фактически предлагают систему конкретных взаимоотношений между поставщиками и потребителями, а также процедуру управления качеством поставок со стороны потребителя. В них заложены все основы, которые позволяют потребителю последовательно добиться от поставщика нужного уровня качества. Стандарты предполагают активное сотрудничество между партнерами, учитывая при установлении объемов контроля информацию о внедрении систем качества, результатах аттестации производственных процессов, внедрении статистических методов у поставщиков. Это позволяет начать с жестких схем входного и выходного контроля, затем по мере улучшения качества уменьшать объемы входного контроля, перенося акцент на контроль процессов поставщика и оценку систем качества.
На предприятии обязательно проводится планирование качества - выявление требований к качеству проекта и продукции проекта, а также определение путей их удовлетворения.
В результате планирования качества составляется план качества (план организационно-технический мероприятий по обеспечению системы качества проекта), который описывает конкретные мероприятия по реализации политики в области качества с указанием сроков выполнения, ответственных за выполнение, критериев оценки, бюджета.
В план качества входят описания процедур проведения контрольных и испытательных мероприятий, указания на уже существующие, перечень контрольных показателей по всем работам и видам продукции. В него так же могут входить технологические карты отдельных сложных процессов и проверочные листы, предписывающие исполнение конкретных шагов процедур или процессов.
В связи с тем, что основной выпускаемой продукцией предприятия являются товары для детей, на предприятии установлена система жесткого контроля качества. Это обусловлено не только заботой о подрастающем поколении, но и жесткой политикой со стороны государства и необходимостью создания качественной конкурентоспособной продукции.
Контроль качества на ОАО «Весна» осуществляется с применением следующих методов и инструментов:
проверки;
контрольные карты, представляющие собой графическое изображение результатов процесса;
диаграммы.
В соответствии с установленными на предприятии нормами, контроль качества может завершиться следующими решениями:
принятие продукции;
идентификация брака и реализация действий по управлению несоответствующей продукцией;
переработка продукции с целью дальнейшего представления для контроля и испытаний;
исправление процессов.
Для обеспечения качества проводится регулярная проверка хода производства товара в целях установления соответствия определенным ранее требованиям к качеству.
Таким образом, обеспечение качества происходит исходя из ранее утвержденного плана качества, технологических карт, проверочных листов и иной документации по качеству, а также данных о качестве, полученных в результате контроля и испытаний. Обеспечение качества осуществляется путем плановых и внеплановых проверок, инспекций и иных контрольных и испытательных мероприятий с последующими оценкой качества и идентификацией статуса контроля и испытаний. Статус контроля и испытаний является основой решения об улучшении качества проекта или его продукции.
Заключение
Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству.
Контроль призван обеспечить проверку исполнения управленческих решений на всех уровнях управления на соблюдение установленных нормативов и условий хозяйственной деятельности предприятия.
Виды контроля различают по следующим признакам:
1. По принадлежности субъекта контроля к предприятию.
2. По основанию для проведения контроля.
3. По объекту контроля.
4. По регулярности.
Оптимизацией и проведением контроля качества на предприятии ОАО «Весна» занимается служба системы качества, а так же отдел технического контроля. На предприятии обязательно проводится планирование качества - выявление требований к качеству проекта и продукции проекта, а также определение путей их удовлетворения.
Список литературы
1. Государственный стандарт РФ "СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СЛОВАРЬ. ГОСТ Р ИСО 9000-2001" ред. от 07.07.2003 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс"
2. Государственный стандарт РФ "СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ГОСТ Р ИСО 9004-2001" ред. от 07.07.2003 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс"
3. Государственный стандарт РФ "СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ТРЕБОВАНИЯ. ГОСТ Р ИСО 9001-2001" ред. от 07.07.2003 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс"
4. Басовский, Леонид Ефимович Управление качеством : учебник для вузов по экон. спец. / Протасьев, В. Б.; М. : Инфра-М, 2005. - 212 с.
5. Бурчакова, Марина Анатольевна Управление качеством : учеб. пособие / Мизинцева, М.Ф.; М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2004. - 200 с.
Скачать файл (63 kb.)