Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Анализ источников формирования капитала предприятия с позиций антикризисногого управления - файл 1.doc


Анализ источников формирования капитала предприятия с позиций антикризисногого управления
скачать (125 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc125kb.16.11.2011 19:18скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3


1. ФОРМИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В ПРОЦЕССЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ………………………………………….5

1.1. Роль денежного потока при антикризисном управлении………………5

1.2 Направление и движение денежных средств на предприятии………….7

1.3 Методы оценки денежного потока……………………………………….9

2.РАСЧЕТ И ОЦЕНКА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………...12

2.1 Источник формирования собственных средств ……………………….12

2.2 Источник формирования заемных средств……………………………..17

2.3 Источник формирования привлеченных средств………………………19

3. ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА С ПОЗИЦИЙ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………...20


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………28


ВВЕДЕНИЕ


Каждое предприятие, начиная свою деятельность, стремиться к единственной цели – получить максимальный размер прибыли. Для реализации этой цели необходимы средства производства, эффективное использование которых и определяет конечный результат работы. Сейчас в России, по статистике, много предприятий, находящихся в довольно тяжелом финансовом положении, а именно, приблизительно четыре пятых российских предприятий находятся на грани банкротства. Поэтому важно уметь анализировать источники формирования капитала, оптимизировать их структуру. Антикризисное управление – особая стратегическая система управления предприятием, направленная на устранение явлений, которые повлияли на работу предприятия неблагоприятно. Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент – основной тактический элемент финансового обеспечения, при помощи которого управляют денежными потоками и находят оптимальные решения возникающих проблем. В антикризисном управлении необходим гибкий ситуационный подход, уникальный для каждого отдельно взятого предприятия. Важное значение имеют показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. Оценка собственного капитала служит основой для рационального ведения дел. Учет собственного капитала является важным участком в системе бухгалтерского учета. Здесь формируются основные характеристики собственных источников финансирования деятельности предприятия.

Предприятию необходимо осуществлять анализ собственного капитала, поскольку это помогает выявить его основные составляющие и определить последствия их изменений для финансовой устойчивости. Динамика изменения собственного капитала определяет объем

привлеченного и заемного капитала.

Основная проблема для каждого предприятия, которую необходимо определить – это достаточность денежного капитала для осуществления финансовой деятельности, обслуживания денежного оборота, создания условий для экономического роста. Экономический кризис в компании - крайне нелегкое финансовое положение, характеризующееся весьма низким значением показателей и коэффициентов платежеспособности, оборота рентабельности, финансовой устойчивости.

Данная тема актуальна, так как в последнее время часто упоминается, что в стане намечается кризис. Поэтому каждый менеджер обязан знать все о капитале своей организации, уметь прогнозировать будущее и умело управлять деятельностью в антикризисное время.

Цель курсовой работы – научиться анализировать, каким образом формируется капитал, оценить достаточно продуктивно он работает, и попытаться найти способы увеличения капитала с позиции антикризисного управления.

В соответствии с поставленной целью в моей работе определены следующие задачи:

1) рассмотреть как формируются денежные потоки на предприятии ;

2) ознакомиться с анализом денежных потоков в процессе антикризисного управления;

3)изучить источники формирования капитал на предприятии;

4)определить оптимизацию структуры формирования капитала с позиции антикризисного управления .



  1. ^ ФОРМИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В ПРОЦЕССЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Роль денежного потока при антикризисном управлении


Одним из основных направлений антикризисного управления хозяйствующего субъекта должна стать его «кровеносная система» - денежный поток. Денежный поток предприятия представляет собой совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью, движение которых связано с факторами времени, риска и ликвидности.

Высокая роль антикризисного управления денежными потоками определяется основными положениями. Денежные потоки обслуживают осуществление хозяйственной деятельности предприятия практически во всех аспектах. Эффективно организованные денежные потоки предприятия являются важнейшим симптомом его «финансового здоровья», предпосылкой достижения высоких конечных результатов его хозяйственной деятельности в целом.

Эффективное управление денежными потоками обеспечивает финансовое равновесие предприятия в процессе его стратегического развития. Темпы этого развития, финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяются тем, насколько различные виды потоков денежных средств синхронизированы между собой по объемам и по времени.

Рациональное формирование денежных потоков способствует повышению ритмичности осуществления операционного процесса. Любой сбой в осуществлении платежей отрицательно сказывается на формировании производственных запасов сырья и материалов, уровне производительности труда, реализации готовой продукции.

Эффективное антикризисное управление денежными потоками позволяет сократить потребность предприятия в заемном капитале. Активно управляя денежными потоками, можно обеспечить более рациональное и экономное использование собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников, снизить зависимость темпов развития предприятия от привлекаемых кредитов.

Управление денежными потоками является важным финансовым рычагом в обеспечении ускорения оборота капитала предприятия, что достигается путем сокращения продолжительности производственного и финансового циклов, а также снижением потребности в капитале, обслуживающем хозяйственную деятельность предприятия. Эффективное управление денежными потоками обеспечивает снижение риска неплатежеспособности предприятия.

Активные формы управления денежными потоками позволяют предприятию получать дополнительную прибыль, генерируемую непосредственно его денежными активами. Речь идет, в первую очередь, об эффективном использовании временно свободных остатков денежных средств в составе оборотных активов, а также накапливаемых инвестиционных ресурсов в осуществлении финансовых инвестиций.

Для реальной оценки финансового результата деятельности любого предприятия в первую очередь необходима информация о состоянии его финансовых ресурсов и их движении во времени, то есть о денежных потоках, движение которых связано с факторами времени, риска и ликвидности. Денежный поток организации является важным экономическим показателем, правильное и рациональное движение которого способно помочь получению максимальной прибыли. Классификация денежных потоков позволяет более целенаправленно осуществлять анализ, планирование и оптимизацию денежных потоков различных видов на предприятии. Оценка движения денежных средств предприятия за отчетный период, а также планирование денежных потоков на перспективу являются важнейшим дополнением анализа финансового состояния предприятия.

1.2 Направление и движение денежных средств на предприятии


Чтобы раскрыть реальное движение денежных средств на предприятии, оценить синхронность поступлений и платежей, а также увязать величину полученного финансового результата с состоянием денежных средств, следует выделить и проанализировать все направления поступления, а также их выбытие. Направления движения денежных средств во всех источниках, как правило, принято рассматривать в разрезе основных видов деятельности – текущей, инвестиционной и финансовой. Разделение всей деятельности предприятия на три самостоятельные сферы очень важно в российской практике, поскольку хороший (т.е. близкий к нулю) совокупный поток может быть получен за счет элиминирования или компенсации отрицательного денежного потока по основной деятельности притоком средств от продажи активов (инвестиционная деятельность) или привлечением кредитов банка (финансовая деятельность). В этом случае величина совокупного потока маскирует реальную убыточность предприятия.

Текущая деятельность включает поступление и использование денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций. При этом в качестве «притока» денежных средств будут выручка от реализации продукции в текущем периоде, погашение дебиторской задолженности, поступления от продажи бартера, авансы, полученные от покупателя. «Отток» денежных средств происходит в связи с платежами по счетам поставщиков и подрядчиков, с выплатой заработной платы, отчислениями в бюджет и внебюджетные фонды, уплатой процентов за кредит, отчисления на социальную сферу. Поскольку основная деятельность компании является главным источником прибыли, она должна являться и основным источником денежных средств.

Инвестиционная деятельность включает поступление и использование денежных средств, связанных с приобретением, продажей долгосрочных активов, и доходы от инвестиций. В этом случае «притоки» денежных средств связаны с продажей основных средств, нематериальных активов, с получением дивидендов, процентов от долгосрочных финансовых вложений, с возвратом других финансовых вложений. «Оттоки» денежных средств объясняются приобретением основных средств, нематериальных активов, капитальными вложениями, долгосрочными финансовыми вложениями. Поскольку при благополучном ведении дел компания стремится к расширению и модернизации производственных мощностей, инвестиционная деятельность в целом приводит к временному оттоку денежных средств.

Финансовая деятельность включает поступление денежных средств в результате получения кредитов или эмиссии акций, а также оттоки, связанные с погашением задолженности по ранее полученным кредитам, и выплату дивидендов. «Притоки» денежных средств могут осуществляться за счет краткосрочных кредитов и займов, долгосрочных кредитов и займов, поступлений от эмиссии акций, целевого финансирования. «Оттоки» средств происходят в связи с возвратом краткосрочных кредитов и займов, возвратом долгосрочных кредитов и займов, выплатой дивидендов, погашением векселей. Финансовая деятельность призвана увеличивать денежные средства компании для финансового обеспечения основной и инвестиционной деятельности.



    1. Методы оценки денежного потока


Оценка денежного потока может производиться прямым или косвенным методами.

Прямой метод имеет простую процедуру расчета, понятную отечественным бухгалтерам и финансистам. Он непосредственно связан с регистрами бухгалтерского учета, например главной книгой, журналом-ордерами, и основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия. Анализ движения денежных средств прямым методом позволяет судить о ликвидности предприятия, поскольку он детально раскрывает движение денежных средств на его счетах, что дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств для уплаты по счетам текущих обязательств, а также осуществления инвестиционной деятельности.

Недостатком этого метода является то, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения абсолютного размера денежных средств предприятия. Кроме того, данный метод требует больших затрат времени, а полученная с его использованием отчетность менее полезна.

Косвенный метод направлен на получение данных, характеризующих чистый денежный поток предприятия в отчетном периоде. В него включаются поступления денежных средств, полученные в результате расчетов из отчетного баланса, отчета о прибылях и убытках. Только некоторые потоки денежных средств показываются по фактическому объему: амортизационные отчисления; поступления от реализации собственных акций, облигаций, получение и выплата дивидендов, получение и погашение кредитов и займов, капитальные вложения в основные фонды, нематериальные активы, финансовые вложения, прирост оборотных средств; реализация основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг. Источниками информации для разработки отчетности о движении денежных средств предприятия этим методом являются отчетный баланс и отчет о финансовых результатах, что: позволяет показать взаимосвязь между разными видами деятельности предприятия; устанавливает взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период.

Анализ движения денежных потоков дает возможность сделать более обоснованные выводы о том, в каком объеме и из каких источников были получены поступившие на предприятия денежные средства и каковы основные направления их использования; способно ли предприятие отвечать по своим текущим обязательствам; достаточно ли собственных оборотных средств предприятия для осуществления инвестиционной деятельности; чем объясняются расхождения величины полученной прибыли и наличия денежных средств.

Преимуществом косвенного метода при использовании в оперативном управлении является то, что он позволяет установить соответствие между финансовым результатом и собственными оборотными средствами. В долгосрочной перспективе косвенный метод позволяет выявить наиболее проблемные «места скопления» замороженных денежных средств и, исходя из этого, разработать пути выхода из сложившейся ситуации.

Использование косвенного метода расчета движения денежных средств позволяет определить потенциал формирования предприятием основного внутреннего источника финансирования своего развития – чистого денежного потока по операционной и инвестиционной деятельности, а также выявить динамику всех факторов, влияющих на его формирование. Кроме того, следует отметить относительно низкую трудоемкость формирования отчетности о движении денежных средств, т.к. подавляющее большинство необходимых для расчета косвенным методом показателей содержится в иных формах действующей финансовой отчетности предприятия, таких как бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Методика формирования денежного потока прямым и косвенным методами свойственна отечественной практике. Однако прямой метод, несмотря на простоту своего расчета, используется гораздо реже косвенного, поскольку последний дает объективно более полную информацию о денежных средствах в разрезе видов хозяйственной деятельности. Используя косвенный метод, можно определить, какой вид хозяйственной деятельности имеет большую долю в совокупном денежном потоке. На нормально функционирующем предприятии наибольший удельный вес должен приходиться на операционную деятельность. Если же ситуация обратная, то данный метод позволяет выявить факт несоответствия, что позволит топ-менеджерам оперативно принять меры.


^ 2.РАСЧЕТ И ОЦЕНКА, ХАПРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Источник формирования собственных средств


Самостоятельность предприятий в организации собственной производственно-хозяйственной деятельности относится и к источникам формирования оборотных средств. Рациональная организация формирования оборотных средств оказывает влияние на скорость их оборота и эффективность использования. Кроме того, финансовое состояние организации находится в непосредственной зависимости от того, насколько правильно осуществляется финансовая политика в отношении источников формирования оборотного капитала.

Источники формирования оборотных средств и их размер оказывают существенное влияние на уровень эффективности использования оборотных средств. Избыток оборотных средств означает, что часть капитала предприятия бездействует и не приносит дохода. Вместе с тем недостаток оборотного капитала будет тормозить ход производственного процесса, замедляя скорость хозяйственного оборота средств предприятия.

Вопрос об источниках формирования оборотных средств важен еще с позиции конъюнктуры рынка, который постоянно меняется. Потребности предприятия в оборотных средствах нестабильны. Покрыть эти потребности только за счет собственных источников становится практически невозможным. Поэтому основной задачей управления процессом формирования оборотных средств является обеспечение эффективности привлечения заемных средств.

Источники формирования оборотных средств и непосредственно их объем существенно влияют на уровень эффективности использования оборотных средств, а именно:

1. Излишки оборотных средств показывают, что на предприятии существуют свободные средства, не принимающие участие производственно-хозяйственной деятельности, и соответственно не приносят доход.

2. Дефицит оборотных средств показывает, что недостаток средств тормозит производственно-хозяйственную деятельность, что в конечном итоге замедляет скорость хозяйственного оборота средств предприятия.

Конъюнктура рынка услуг (работ) НПБ постоянно меняется, в соответствии с чем потребности предприятия в оборотных средствах нестабильны. Поэтому основной задачей при управлении процессом формирования оборотных средств является обеспечение эффективности источников формирования.

Источниками формирования оборотных средств являются:

- собственные средства предприятия;

- средства, приравненные к собственным средствам предприятия;

- заемные средства;

- привлеченные средства.

Рассмотрим содержание каждого из этих источников формирования оборотных средств. Формирование оборотных средств начинается в момент создания предприятия, при формировании его уставного капитала. Источником формирования являются инвестиционные средства учредителей предприятия.

В процессе функционирования потребность предприятия в оборотных средствах частично покрывается за счет собственных источников:

- уставного капитала;

- прибыли.

Как правило, за счет собственных источников формируется минимальная стабильная часть оборотных средств. Наличие оборотных средств позволяет предприятию свободно маневрировать, повышать результативность и устойчивость своей деятельности.

Уставный капитал представляет собой совокупность вкладов (рассчитанных в денежном выражении) учредителей при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Прибыль – это чистая прибыль (или ее часть), не распределенная в виде дивидендов между учредителями и не использованная на другие цели. Обычно эти средства используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, в любой момент готовых к новому обороту.

Источник формирования средств, приравненных к собственным средствам. К средствам, приравненным к собственным, относятся:

- добавочный капитал;

- резервный капитал;

- фонд накопления;

- фонд целевого финансирования;

- устойчивые пассивы.

Добавочный капитал показывает прирост стоимости имущества в результате переоценок основных средств. Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала, погашение балансового убытка за отчетный год, а также распределен между учредителями предприятия. Порядок использования добавочного капитала определяется собственниками в соответствии с учредительными документами при рассмотрении результатов отчетного года.

Резервный капитал – это средства, которые идут на покрытие общих балансовых убытков при отсутствии иных возможностей их возмещения. Величина резервного капитала, размер обязательных отчислений в него из чистой прибыли определяются действующим законодательством и уставом общества.

Формирование других фондов, в частности фонда накопления (размеры отчислений, порядок использования), должно быть предусмотрено в уставе или учетной политике предприятия.

Фонд целевого финансирования – это средства, поступающие от других организаций и лиц, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения.

Устойчивые пассивы – некоторые ресурсы, не принадлежащие предприятию, но постоянно в силу условий расчетов находятся в его обороте. Такие средства служат источником формирования оборотных средств в сумме их минимального остатка. К ним относятся:

1) минимальная задолженность по заработной плате сотрудникам предприятия;

2) минимальная задолженность по отчислениям на социальные нужды (единому социальному налогу);

3) минимальная задолженность по налогам и сборам;

4) минимальный остаток резерва предстоящих расходов;

5) минимальная задолженность по авансам покупателям.

Минимальная задолженность сотрудникам предприятия по начисленной заработной плате возникает в силу того, что имеется разрыв во времени между начислением заработной платы и ее выплатой. Размер этой задолженности в течение месяца постоянно изменяется, но на каждом предприятии образуется сумма, ниже которой задолженность не снижается. Сумма минимальной задолженности зависит от фонда заработной платы и установленных сроков ее выплаты сотрудникам предприятия.

Минимальная задолженность по налогам и сборам представляет собой сумму остатков по отдельным налогам и сборам, уплачиваемым предприятием.

Минимальный остаток резерва предстоящих расходов определяется в зависимости от характера создаваемых на предприятии резервов, например создание резерва на предстоящую оплату отпусков сотрудников. Размер устойчивого остатка резерва должен определяться в сумме минимального остатка по отчетным данным за последние 12 (двенадцать) месяцев, предшествовавших расчетному периоду, с учетом изменения в расчетном периоде фонда заработной платы.

Минимальная задолженность по авансам покупателям. В процессе работы НПБ применяют в расчетах с покупателями и заказчиками систему авансовых платежей. Минимальная задолженность по авансам покупателей рассчитывается на основе минимального остатка по отчетным данным за год с учетом планируемого увеличения объема услуг (работ).

Конъюнктура рынка, состояние расчетов с контрагентами постоянно меняются, поэтому покрыть потребности предприятия в оборотных средствах только за счет собственных и приравненных к ним источников практически невозможно. В этих условиях важно обеспечить эффективность привлечения заемных средств.


2.2 Источник формирования заемных средств


Когда покрыть потребности предприятия в оборотных средствах собственными средствами не представляется возможным, финансовое обеспечение производственно-хозяйственной деятельности осуществляют за счет заемных источников:

1) банковских кредитов;

2) коммерческих кредитов;

3) займов;

4) инвестиционного налогового кредита;

5) отложенных налоговых обязательств.

Заемные средства представляют собой финансовые инструменты, с помощью которых удовлетворяются временные дополнительные потребности в оборотных средствах.

Банковские кредиты предоставляются в форме долгосрочных и краткосрочных кредитов. Назначение банковских кредитов – финансирование расходов, связанных с приобретением основных и текущих активов, а также финансирование сезонных потребностей предприятия, временное восполнение недостатка собственных оборотных средств, осуществление расчетов и налоговых платежей.

В настоящее время банковское кредитование является одним из наиболее распространенных источников финансирования деятельности предприятия. Получение банковского кредита в основном зависит от правильности обоснования предприятием-заемщиком необходимости получения кредита. Банковское кредитование в основном осуществляется для финансирования текущей финансовой и инвестиционной деятельности.

Коммерческие кредиты – источник финансирования оборотных средств, могут быть оформлены в виде займов, векселей товарного и авансового платежа.

Инвестиционный налоговый кредит – кредит, предоставляемый предприятию органами государственной власти, представляет собой временную отсрочку налоговых платежей предприятия.

Отложенное налоговое обязательство – часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.


2.3 Источник формирования привлеченных средств


К источнику формирования привлеченных средств относятся:

- инвестиционные вклады сотрудников предприятия;

- привлеченные источники, кредиторская задолженность.

Инвестиционный взнос (вклад) сотрудников – денежный взнос сотрудника в развитие экономического субъекта под определенный процент.

Привлеченные средства в виде кредиторской задолженности предоставляются предприятию во временное пользование поставщиками и подрядчиками.

Каждое предприятие в процессе своего формирования и развития должно определить, какой объем собственного капитала должен быть вложен в оборот. А для этого на постоянной основе на каждом предприятии необходимо проводить финансовый анализ. В процессе анализа источников формирования оборотного капитала необходимо оценивать потребность предприятия в оборотных средствах и сравнивать ее с величиной имеющихся финансовых источников. Анализ источников формирования оборотного капитала должен включать не только оценку их динамики, но и структуры (видам источников), с детализацией внутренней структуры отдельных источников. Целесообразность привлечения того или иного финансового источника необходимо сравнивать с показателями рентабельности вложений данного вида и стоимости данного источника. Потребность предприятия в собственных и привлеченных средствах является объектом планирования, соответственно принятие решения данного вопроса оказывает непосредственное влияние на финансовое состояние и возможность выживания предприятия.


^ 3. ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА С ПОЗИЦИЙ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ


Чтобы наладить и отрегулировать поток денежных средств на предприятии, а значит и объем капитала, необходимо следовать следующим, на мой взгляд, правилам:

а) регулярный мониторинг финансового состояния – «залог успеха», выявляем кризис на ранней стадии;

б) анализируем показатели эффективности финансовой деятельности предприятия, ключевые индикаторы на страже стабильности;

в) выявляем недостатки традиционных подходов в анализе финансовых показателей;

г) финансовая отчетность предприятия – лучший источник информации, анализируем деятельность вашего предприятия по финансовым отчетам.

Если подходить в этому вопросу более конкретно, рассмотрю более точно способы оптимизации структуры капитала.

1. Увеличение денежных средств основано на переводе активов предприятия в денежную форму. Методы определения приемлемого уровня потерь (дисконта) в данной статье не рассматриваются, однако, что потери неизбежны. Сюда входят: продажа краткосрочных финансовых вложений,

продажа дебиторской задолженности.

Продажа запасов готовой продукции предполагает продажу с убытками. Однако, суть стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами. Убытки в данном случае представляют собой жертвование частью полученных в прошлом денежных средств.

Продажа избыточных производственных запасов. Наличие на складе сырья А на месяц является избыточным запасом, если сырья Б осталось на одну неделю, а денег для его закупки нет. Это еще один пример маневра прошлыми и будущими денежными средствами.

Продажа инвестиций (деинвестирование) - остановка ведущихся инвестиционных или ликвидация участия в других предприятиях (продажа долей). При решении о деинверстировании стратегические соображения не играют определяющей роли - если конкретный инвестиционный проект начнет давать отдачу за пределами горизонта антикризисного управления, он может быть ликвидирован.

Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы часть нерентабельных производственных объектов как правило, входит в основную технологическую цепочку предприятия. Для того чтобы минимизировать риск от подобного шага, необходимо ранжировать производства по степени зависимости от них технологического цикла предприятия. Ранжирование ввиду сжатых сроков осуществляется преимущественно экспертным методом.

2. Уменьшение текущей хозяйственной потребности (ТХП). Сущность - максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов. Здесь применяются такие меры как остановка нерентабельных производств и выведение из состава предприятия затратных объектов форме учреждения дочерних обществ (всякое дальнейшее финансирование выведенных объектов исключается, что стимулирует предпринимательскую инициативу персонала последних).

Уменьшение текущей финансовой потребности (ТФП). На практике оно осуществимо только через те или иные формы реструктуризации долговых обязательств, что зависит от доброй воли кредиторов предприятия. Сюда входят выкуп долговых обязательств с дисконтом, конвертация долгов в уставный , форвардные контракты на поставку продукции. Крупные фирмы главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются понизить роль внешнего фактора, или финансовой производительности и стараются понизить роль внешнего фактора, или финансовой производительности. Дело в том, что одним из условий процветания фирмы является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формулировании доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов.

Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. Предприятие должно постоянно следить за основными факторами окружающей среды и делать своевременные и правильные выводы относительно своих потребностей в изменениях. Толчком к изменениям являются кризисные ситуации. В зависимости от того, в какой области они представляют опасность для достижения целей предприятия, выбирается соответствующая антикризисная стратегия.

Кризис ликвидности означает реальную потерю платежеспособности. В этом случае стратегия антикризисного управления — это, прежде всего стратегия выживания: необходимо сохранить ядро трудового коллектива, основные фонды, ключевые технологии, удержать производство, т.е. стабилизировать положение организации, при этом, не потеряв перспективу и просчитывая все действия, исходя из реальных возможностей. Выход из кризиса есть всегда.

Элементарная задача предприятия в случае кризиса ликвидности — сократить расходы. В докризисной ситуации на большинстве российских предприятий наблюдалась избыточность персонала. В условиях кризиса сокращение его численности становится необходимостью, в противном случае результаты могут быть плачевными. Действия менеджера должны быть в этом случае взвешенными и рациональными. Вместе с тем экономия на заработной плате при ее умелом проведении может стать действенным фактором антикризисного управления. Так, на Кузнецком металлургическом комбинате удалось решить проблему снижения заработной платы, избежав забастовок, стачек и других проявлений недовольства трудового коллектива. В первый же месяц внешнего управления было объявлено, что всем рабочим уменьшается заработная плата, но с условием ее регулярной выплаты. И действительно, задержки с ее выплатой прекратились. Когда стало ясно, что слова управляющего не расходятся с делом, трудовой коллектив безоговорочно поддержал новую власть.

Снижению издержек может способствовать кампания по экономии материальных затрат, если она проводится с применением принципа «одного зонтика», суть которого — управлять суммарными издержками всей организации, а не проводить экономию по отдельным подразделениям.

Объем продаж в кризисной ситуации можно увеличить за счет рационального размещения мест продажи товара, что облегчает покупателям возможности его приобретения. Так действуют, например, мясокомбинаты, которые приобрели передвижные фургоны-магазины и установили их в местах, удобных для потенциальных покупателей. Ряд предприятий (например, молочные заводы) увеличивают торговый оборот за счет роста численности продавцов, что дает возможность максимально использовать небольшие торговые площади на рынках. Подобные меры исключают участие торговых посредников, что позволяет удерживать повышение цен.

Стратегия выживания осуществляется в сжатые сроки, новые решения сознательно проводятся в жизнь недемократическим путем. Управление сосредоточивается в руках немногих лиц, которые наделяются всей необходимой легитимной властью, чтобы энергично и за короткий срок провести намеченные изменения.

Кризис предприятия может быть не столь очевидным и заметным. Положение предприятия в данный момент может казаться вполне удовлетворительным (ситуация успеха), но потенциал успеха снижается, происходят сбои в развитии предприятия, ослабевают защитные возможности в конкурентной борьбе. Намечается разрыв между желаемыми и вероятными результатами деятельности предприятия. В этом случае наступление кризиса необходимо диагностировать, и он может быть ликвидирован лишь путем принятия новой ориентации — например продуктовые и технологические инновации, выход на новые рынки. Такие изменения рассчитаны на продолжительный период времени.

Предприятие имеет успех только в том случае, если находится в состоянии последовательного и неуклонного развития. Поэтому полноценная стратегия антикризисного управления — это стратегия созидания, захвата и удержания определенной рыночной ниши, стратегия конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе.

Для создания конкурентоспособных товаров необходимо аккумулировать все свои силы и способности, сфокусировав их на разработке товара, имеющего требуемые характеристики, и на скорейшем выводе этих товаров на рынок. В современном мире высоких технологий, чтобы удивить покупателя, предпочитающего товары высшего качества, производитель должен тратить значительные средства на исследования и разработку новых товаров и услуг. Поэтому компания, которая стремится прочно удержаться на рынке, должна разрабатывать новые продукты и технологии и делать это быстрее конкурентов. Это залог успеха в мире жесткой конкуренции. Учитывая наличие всевозможных информационных каналов, сегодняшнее открытие уже завтра может стать достоянием конкурентов, которые будут продавать товар, подобный вашему, но по более низкой цене — а это означает потерю конкурентного преимущества, основанного только на нововведениях.

Для современного покупателя цена товара важна не меньше, чем его качество. Компания, стремящаяся предложить конкурентоспособную цену, должна жестко контролировать свои затраты. Сделать это можно, оптимизируя внутренние процессы предприятия, изыскивая возможность создания дополнительной стоимости с наименьшими затратами. Сегодня для многих предприятий с увеличением «наукоемкости» труда в качестве основной составляющей средств производства выступают люди, имеющие знания и умение. Причем под наукоемкостью понимается потребность в мыслительной (созидательной, креативной) деятельности человека при выполнении работ. В связи с этим первоначальные задачи менеджеров компании — привлекать и удерживать кадры. Компания должна быть центром притяжения для обладателей ценных знаний.

Как уже говорилось, стратегия — это принцип эффективной адаптации к изменениям окружающей среды. Внешние условия окружающей среды меняются быстро, поэтому весьма важно получение оперативной обратной связи с внешним миром в виде показателей, которые характеризовали бы будущее — например, показателей роста доли рынка, роста удовлетворенности покупателей. Ведь упреждающее воздействие гораздо эффективнее, нежели воздействие по устранению последствий.

Разработка и реализация антикризисного стратегического управления предприятием — ключевые проблемы стабилизации российской экономики. Стратегия антикризисного управления дает возможность вовремя распознать кризис и, учитывая его особенность, снизить его остроту.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение своей работы, мне бы хотелось подвести итоги. Анализировать источники формирования капитала на предприятии необходимая мера при антикризисном управлении, ведь от этого зависит «жизнь» компании, ее развитие. На первых этапах следует устранить нехватки денежных средств для расчетов по неотложным обязательствам за счет ликвидации "лишних" активов предприятия. Причем такая ликвидация должна зачастую осуществлять ненормальным с точки зрения обычного управления способом, то есть, не взирая на возможные потери, как уже полученных и материализованных в активах предприятия средств, так и тех, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис.

На следующем этапе должно произойти максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов, причем также учитывая, невзирая на условности "нормального" управления. Если производство необходимо остановить, но нет возможности провести консервацию, то оно должно быть остановлено без нее.

Добившись временного восстановления финансовой устойчивости предприятия путем продажи "лишних" активов предприятия и уменьшением издержек, антикризисный управляющий, для закрепления достигнутого эффекта на более продолжительный срок должен предпринять меры по увеличению денежного потока от основной деятельности предприятия. Для проведения маркетинговых мероприятий антикризисный управляющий должен серьезно исследовать характеристики основных и вспомогательных рынков и их сегментов, на которых работает предприятие, их размеры, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Кроме того, средства коммуникации, ориентиры для цен и валовой прибыли, цикл покупок. Исходя из такого исследования и составляется комплекс мер антикризисного маркетинга.

Пока антикризисные мероприятия выступают как совокупность мер по "штопанью дыр", а не многоплановый комплекс взаимоувязанных и взаимообусловленных действия, охватывающих все основные факторы бизнеса (в том числе - человеческий), на серьезные успехи в рыночных преобразованиях рассчитывать трудно. Устойчивая прибыль, прочные финансы предприятия - это не подарок судьбы или счастливая случайность. Это всегда результат умелого, тщательно просчитанного управления всей совокупность производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1996.

2. Бланк И.А. Управление денежными потоками. – Киев: Ника-Центр, 2002. -736 с.

3. И.А.Бланк И.А. "Основы финансового менеджмента" - К.:Ника-Центр, 1999.

4. Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы: Теория и практика: Учебн. пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Дело, 2004.

5. Бригхем Ю., Л.Гапенски "Финансовый менеджмент" - СПб.: "Экономическая школа", 1998.

6. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2000.

7. Бертонеш М., Найт Р. Управление денежными потоками. – СПб.: Питер, 2004.

8. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1997.

9. Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях. – М.: Финансы и статистика, 2007.

10. Дж.К.Ван Хорн "Основы управления финансами" - М.: "Финансы и статистика" ,1997.

11. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006.

12. Иванов В.Н., Выскребцев В.А. "Правовые основы антикризисного управления в предпринимательской деятельности" - М.: "Макцентр.Издательство", 1999.

13. Савицкая Г.В "Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. И доп. - Минск: ООО "Новое знание", 1999.

14. Хахонова Н.Н. Учет, аудит и анализ денежных потоков предприятий и организаций: Учебник. – М.: Дело, 2004.

15. Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.

16. "Антикризисный менеджмент" /под.ред. проф. Грязновой А.Г. - М.: 17. Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 1999.

17. "Антикризисное управление" /под.ред. Короткова Э.М. - М.: ИНФРА-М, 2000.

18. "Справочник кризисного управляющего" /под.ред. проф. Уткина Э.А. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 1999.

19. "Оценка бизнеса" /под .ред. проф. Грязновой А.Г., проф. Федотовой М.А.- М.:"Финансы и статистика",1999.

20. "Финансы" /под ред.А.М.Ковалевой - М.: "Финансы и статистика", 1997.


Скачать файл (125 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации