Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспекты интегрированных занятий с элементами ТРИЗ - файл 1.doc


Конспекты интегрированных занятий с элементами ТРИЗ
скачать (255 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc255kb.20.12.2011 11:29скачать

содержание

1.doc

  1   2
Комплекс

интегрированных занятий

с элементами ТРИЗ – РТВ

«Хозяин года»

Воспитатели МДОУ КВ «Детский сад №10»

Луханина Марина Георгиевна

Щетинина Марина Васильевна
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – оптимальный период развития творческих способностей.

Дети все разные, и поэтому каждый по-своему решает те или иные задачи и проблемы. Чтобы воспитать талантливого ребёнка, необходимо уже в детстве сформировать творческое мышление, способность к видению и разрешению проблем, способствовать нестандартно, смотреть на окружающий мир.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все первые: солнце и дождь, страх и радость. Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок. Однако такой подход носит фрагментный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию.

Опираясь на требования инструктивно-методического письма «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.00, в котором говорится, что «Целесообразно использовать преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности…», мы начали изучать проблему интегрированного обучения, которая является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учётом их склонностей и способностей.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким.

Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности.

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон и изучая разные аспекты:

* социальные, в том числе нравственно-этические;

* эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно- эстетические;

* логико-математические;

* естественно-научные.

Занятия, построенные на основе тематического принципа, более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов - что в последующем может стать основой многообразного опыта. Тематика занятий разнообразна. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности. Так на одном занятии могут быть использованы задачи речевого, математического развития и изодеятельности, на другом – экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности. Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на занятии.

Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.

Качество занятий определяет каждый воспитатель сам, они не имеют чёткой структуры, но имеют отличительные особенности:

  • необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала;

  • логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов;

  • свободное размещение наглядного материала;

  • смена динамических поз;

  • привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.

Работа по данной теме проводится третий год, и теперь уже можно сделать некоторые выводы:

  1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

  2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;

  3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;

  4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

  5. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;

  6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

Интегрированные занятия являются идеальной формой работы с детьми дошкольного возраста. Однако если использовать элементы ТРИЗ-РТВ, то такие занятия становятся более универсальными и легко вписываются в рамки любой программы. Они современны, актуальны и своевременны.

Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной» личности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может ТРИЗ. Мы поняли, что технология ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.

В последние годы ТРИЗ нашла достаточно широкое применение в практике дошкольного воспитания при организации занятий.

Активно используя элементы ТРИЗ в работе с детьми разных групп, убедились: у них обогащается круг представлений, растёт словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость: маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные решения.

В работе используем различные тризовские методы. Каждая встреча детей с «волшебной дорожкой», «чёрным ящиком» (игрой «Да-нет») и т.д., сопровождалась счастливыми криками «Ура! Ура!», убеждала в целесообразности нашей деятельности.

ТРИЗ помогает решить следующие задачи:

*осуществлять системный подход в ознакомлении детей с человеком и миром, формировать системное мышление;

* воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность;

* учить знать и любить себя;

* воспитывать экологическую культуру;

* развивать творчество, воображение в разнообразной продуктивной деятельности;

* придавать занятиям, играм комплексный характер.

Тематика системных операторов и тризовских игр по закреплению знаний об окружающем мире осуществляется в комплексе с предварительной поисковой деятельностью, чтением художественной литературы, проведением разнообразных игр. Схемы, картинки «волшебных телевизоров, дорожек» используются в разнообразной деятельности детей. При изучении той или иной системы, при рассматривании системных свойств объектов или их элементов используем разнообразные подходы.

Дети на наших занятиях одновременно играют и учатся, ставятся в позицию активного познающего. Проблемные вопросы, спорные ситуации и другие способы активизируют внимание, мышление, воображение детей.

При составлении данного комплекса занятий решили объединить их одной темой – «хозяин года». Каждый год, по китайскому календарю, имеет своего «хозяина». Это двенадцать разных животных. Благодаря этой рубрике нам удалось познакомить детей с особенностями образа жизни этих животных.

Комплекс занятий апробирован нами в практической деятельности. Занятия помогли не только обогатить знаниями, но и активизировать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, расширить интеллектуальный потенциал ребёнка.

Рекомендуем педагогам использовать данный комплекс в работе с детьми дошкольного возраста, который включает в себя игру-обучение-развитие.


Конспект

интегрированного занятия с элементами ТРИЗ-РТВ

«Встреча с петушком и курочкой-Пеструшечкой»

(младший дошкольный возраст)

воспитатель I квалификационной категории Щетинина М.В.
П/с: Продолжать знакомить с домашними животными, их детёнышами; выделять внешние и характерные особенности: части тела, чем питаются, уметь звукоподражать им; называть действия животных: клюют, кудахчет, пищат, кукарекает, пьют; закреплять цвет, величину.

Учить описывать по схемам, с помощью воспитателя, домашних птиц, систематизировать последовательность размножения цыплят.

Воспитывать доброе отношение к животным, учить проявлять заботу о них. Развивать двигательную активность.

Закреплять способы отщипывания от целого куска глины и скатывать его круговыми движениями в шар, называть свою поделку. Воспитывать аккуратность в работе с глиной.

В игре-инсценировке привлечь детей к активному участию в действиях персонажей. Развивать связную речь, вызывать эмоциональный отклик.

Словарь: петушок-Золотой Гребешок, курочка-Пеструшечка, домашние птицы, высиживает, вылупляются.

Материал: игрушка-курицы, петушка, шапочка курочки, описательные схемы, системный оператор (три экрана), глина, мокрые тряпочки, тарелка, цветы из бумаги, солнышко из паралона.

^ Физ. Оборудование: два шнура, дорожка.

Предшествующая работа: Провести беседу о домашних животных, которые живут вместе с человеком; чтение сказки «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зёрнышко».

^ Ход занятия: - Какое сейчас время года? (Весна).

Воспитатель предлагает детям погулять по весенней лужайке. Идут по дорожке, перепрыгивают через «ручеёк» (два шнура) под звуки весёлой музыки. Подвести детей к месту, где расположены бумажные цветы.

- Что расцветает весной на лугах? (Цветы).

- А ярко начинает светить на небе? (Солнышко).

- Какого цвета солнышко? (Жёлтого).

- Чтобы солнышко ещё ярче засветило, давайте его позовём:

«Солнышко появись,

Красное обрядись,

^ Подари нам много света

И тёплое лето».

Дети по очереди читают закличку.

- Вот и солнышко появилось, лучиками своими нас ласкает.

(Из-за тучки сверху поднимается солнце).

- Разбудило солнышко того, кто живёт в этом красивом домике, а кто там живёт, вы узнаете, если отгадаете загадку:

« Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

^ По утрам распевает,

Время считает».

-Петушок-Золотой Гребешок. (Отвечают дети).

Рассматривают петушка. Описывают по схемам птицу с помощью воспитателя.

- Какие части тела у петушка? (Есть голова, туловище, крылья, хвост и т.д.).

- Что на голове? (Гребешок, клюв, бородка, глазки). Какого цвета гребешок и бородка? (Красного). Чем покрыто тело? (Тело покрыто пёрышками).

- Какой петушок по характеру? (Громкоголосый).

- О ком петушок заботиться? (О курочке и цыплятах).

- Какая курочка по характеру? (Добрая, заботливая).

- Как появляются цыплята?»

Игра «Волшебная дорожка». (Системный оператор из трёх экранов). Дети последовательно выкладывают схему появления цыплят:

  1. курица откладывает яйца;

  2. высиживает яйца;

  3. яйца лопаются и из них вылупляются цыплята.

- Цыплята, какие? (Маленькие).

- А курочка с петушком? (Большие).

- Какого цвета цыплята? (Жёлтого).

- Как цыплята зовут маму-курицу? (Пи-пи-пи).

- А как курочка кудахчет? (Куд-кудах-тах-тах). Петушок как кричит? (Кукареку).

- Что едят петушок, курочка и цыплята? (Они клюют зёрнышки, пьют водичку, щиплют травку).

Воспитатель предлагает поиграть. Пальчиковая игра «На птичьем дворе».

^ Петушок зерно клюёт,

(«петух»)

Курица к нему идёт,

(«курица»)

А цыплята пищат,

(«цыплята»)

Клюнуть зёрнышки хотят.

- Каким одним словом можно назвать петушка, курочку и цыплят? (Домашними птицами). Почему? (Они живут у бабушки, которая заботиться о них).

- Посмотрите, петушок и курочка-Пеструшечка почему-то загрустили. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

- А я знаю, почему они загрустили, у них закончились зёрнышки и нечем покормить цыплят. Давайте поможем им. Приготовим обед из «зёрнышек». А из чего можно приготовить «зёрнышки»? (Ответы детей).

- Конечно, можно слепить. Прежде, чем заняться этой работой разомнём пальчики.

^ У весёлых девочек и мальчиков,

Пляшут маленькие пальчики!

(Дети круговыми движениями раскатывают глину, образуя шарик).

- Что вы слепили из глины? («зёрнышки»).

Для чего нужны «зёрнышки»? (Цыплят покормить). Воспитатель предлагает пригласить курочку, петушка и цыплят пообедать, поклевать «зёрнышки». Дети зовут цыплят. (Цып-цып-цып).

- Как клюют «зёрнышки» наши домашние птицы? (Дети имитируют движения птиц).

Курочка в благодарность ребятам дарит игру.

^ Проводиться игра-инсценировка «Курочка-Пеструшечка».

(Дети стоят, взявшись за руки, один в шапочке курочки - в кругу. Идёт диалог между детьми и курочкой).

Дети: Курочка-Пеструшечка куда ты пошла?

Курочка: На речку.

- Курочка-Пеструшечка, а зачем ты на речку пошла?

- За водичкой.

- Курочка-Пеструшечка, а зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

Курочка-Пеструшечка зовёт цыплят водички попить (ко-ко-ко).

- Как ходят цыплята? (ходьба на пяточках). После этого цыплята, петушок и курочка прощаются с детьми и уходят в свой домик. А детям предлагается погулять по полянке и вернуться домой (в группу).
Конспект

интегрированного занятия с элементами ТРИЗ-РТВ

«В гости к бабушке Матрёне»

(младший дошкольный возраст)

воспитатель I квалификационной категории Щетинина М.В.
П/с: Продолжать знакомство с домашними животными-коровой и быком, их детёнышами; выделить их внешние и характерные особенности: части тела, чем питаются, уметь звукоподражать им; называть действия животных.

Связная речь: учить отвечать на вопросы, обогащать словарный запас детей.

Воспитывать доброе отношение к животным, учить проявлять заботу о них.

Закреплять способы отщипывания от целого куска и скатывать его круговыми движениями в шар, сдавливать между ладошками, образуя диск; называть свою поделку. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Развивать мелкую моторику, внимание, познавательный интерес.

Словарь: домашние животные, телёнок, шерсть, сено, копыта, бык.

Материал: фотография с изображением бабушки Матрёны, макет домика, игрушка быка, коровы, телёнка; разрезная картинка из шести частей, пластилин, мокрые тряпочки, стаканчики с молоком.

^ Предшествующая работа: игра «Домашние животные их детёныши», игра «Сложи картинку» (домашние животные).

Ход занятия: Дети с воспитателем рассматривают фотографию бабушки Матрёны, которая пригласила их в гости на оладушки.

Дети становятся друг за другом.

^ Динамическая пауза «Походная»

Наши детки на полу

Ножками затопали.

Посмотрите, хороши

Наши детки-малыши!

(Дети ходят по кругу под песню взрослого).

^ Ходят детки ножками,

Новыми сапожками,

Топа-топа-топа-топ.

(Меняют направление движения против часовой стрелки).

Впереди далёкий путь,

Деткам нужно отдохнуть!

(Замедляют движение).

^ А потом пойдём опять

По дорожке погулять.

Подходя к домику бабушки, слышат громкое мычание. Кто может так кричать? (Корова).

- А как вы думаете, почему она так громко кричит? (Зовёт бабушку, сильно проголодалась).

-Правильно ребята. Бабушка ушла в магазин за сладостями к чаю для нас и задержалась. Давайте накормим коровушку.

- Чем она питается? (Сеном, травой).

- О ком заботиться корова? (О своих детках).

-Как их называют? (Телятами)

- А кто папа у телёнка? (Бык).

^ Пальчиковая игра «Бык у забора».

Возле дома с давних пор

(«дом»)

На столбах стоит забор,

(«забор»)

Бык о доски бок чесал,

(«бык»)

Почему ж забор упал?

(«упавший забор»)

- Какой бык и коровы? (Большие). А телёнок? (Маленький).

- Как кричат корова и бык? (Громко). А телёнок? (Тихо). Дети звукоподражают.

- У меня рассыпалась картинка с изображением быка и коровы. Давайте попробуем её собрать.

^ Игра «Собери картинку»

Дети из шести частей собирают картинку.

- Что есть у быка и коровы? (Ноги, хвост, голова, уши, туловище, копыта, шерсть).

- Что есть у коровы, но нет у быка? (Вымя).

- Что даёт корова, но не даёт бык? (Молоко).

Пока бабушка в магазине мы подоим нашу коровку.

^ Пальчиковая игра «Кормилица»

Я коровушку свою

(«корова»)

Ранним утром подаю,

(движение пальцев, как при дойке)

Я поглажу ей бока:

(движение кистями сверху вниз)

-Дай детишкам молока.

(«корова»)

- Что-то бабушка задерживается, а тесто на оладушки уже подошло. Давайте приготовим оладушки. Прежде, чем заняться этой работой разомнем пальчики.

^ Сжали и разжали пальчики.

(Дети круговыми движениями скатывают глину, образуя шарик; затем кладут шарик между ладошками и сжимают их, получился диск-«оладушек»).

^ Гимнастика для глаз. Игра «Кого не стало?»

( воспитатель убирает силуэт одного животного, дети закрывают глаза; затем открывают и определяют, кого не стало)

Пора нам возвращаться. Придёт бабушка, а у неё оладушки готовы и молоко надоено. Перед дорожкой отведаем парного молочка. (Пьют молоко).
Конспект

интегрированного занятия с элементами ТРИЗ-РТВ

«Прогулка на весенний луг»

(средний дошкольный возраст)

воспитатель I квалификационной категории Щетинина М.В.
П/с: Продолжать расширять представление детей о домашних животных-козе. Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни. Уточнить представление о признаках весны через системное видение мира.

Активизировать в речи глаголы, учить отвечать на вопросы, образовывать существительные в единственном и множественном числе.

Развивать умение конструировать предметы из геометрических фигур по образцу, мелкую моторику, зрительную память, внимание, активизировать познавательный интерес.

Словарь: домашние животные, щиплет, пасётся, шерсть.

Материал: тазики с мокрым песком, спички, аудиокассета с записью с блеяньем козы, игрушка козы, козла и козлёнка, силуэты этих животных, круги Луллия, «Монгольская игра, образцы с изображением козы, козла, козлёнка.

^ Предшествующая работа: экскурсия в зоопарк, чтение сказок «Козлята и серый волк», «Коза-Дереза», рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход занятия: - Ребята, я загадаю загадку-добавлялку, а вы попробуйте отгадать

«Я раскрываю почки в зелёные листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю

^ Движения полна, зовут меня…(весна)

- А весна это когда снег тает, и реки замерзают? (Ответы детей).

- Я поняла, это когда птицы на юг улетают, и листья жёлтые падаю? (Ответы детей).

- Так что же такое весна? (Ручьи бегут, снег тает, ярко светит солнце, распускаются листья на деревьях и т.д.).

^ Игровое упражнение «Потекли ручейки»

Дети рисуют пальчиками ручейки на песке.

Игровое упражнение «Солнце светит и греет»

Выкладывают солнце с лучиками из спичек.

- Вы рады приходу весны? (Да).

- Давайте отправимся погулять на весенний луг. Дети становятся друг за другом.

^ Двигательная разминка

Мы в ладоши хлопали,

По коленкам шлёпали,

И вразвалочку идём,

По дорожке топаем

Вдалеке слышатся блеянье козы. А кто так может кричать? (Ответы детей).

Воспитатель подводить детей к козе.

- Что делает на лугу коза? (Пасётся, щиплет молодую травку).

- Давайте по играем с козочкой.

^ Пальчиковая гимнастика «Козочка»

Шёл старик дорогую

Нашёл козу безрогую.

Давай, коза, попрыгаем,

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

(Идём пальчиками по столу. Показываем пальчиками рога. Стучим пальчиками по столу. Снова показываем рога. Грозим пальчиком).

На панно расставлены силуэты козы, козла и маленького козлёнка.

- У каждого животного, как и у человека, есть своя семья, которая состоит из мамы, папы детей. Назовите их. (Козёл, коза, козлёнок, козлята).

^ Гимнастика для глаз. Игра «Кого не стало».

(Воспитатель убирает силуэт одного животного, дети закрывают глаза, затем открывают и определяют, кого не стало).

- Как этих животных можно назвать, одним словом? (Домашние животные).

- А почему их так называют? ( Живут у человека, он заботиться о них: кормит, строит жилище, защищает от опасности).

Игра «Волшебные круги»

( круги Луллия)

Игра проводиться по плану, предложенному воспитателем:

  1. Назови животное;

  2. Как называют помещение, где живёт коза? (Хлев).

  3. Чем питается?

  4. Что даёт человеку? (Мясо, молоко, шерсть).

- Это животное живёт не только в деревне, но и в сказках.

- В каких сказках встречается коза? («Волк и семеро козлят», «Коза-Дереза»).

- Какая коза в сказках? (Добрая, умная, хитрая).

- Пора нам возвращаться в детский сад. Чтобы мы не забыли, о нашей весенней прогулке предлагаю выложить из геометрических фигур животных козу, козла, козлёнка.
Конспект

интегрированного занятия-развлечения с элементами ТРИЗ-РТВ

«Озорные обезьянки»

(ситуационные мини-игры)

(средний дошкольный возраст)

воспитатель I квалификационной категории Щетинина М.В.

Цель: Поднять эмоциональный и мышечный тонус; развить образную и пластическую выразительность; учить различать свои мышечные ощущения; дать элементарное представление об Африке её обитателях; учить выполнять движения используя схемы; развивать чувство ритма, воображение, эмпатийные способности.

Материал: магнитофон, музыкальное сопровождение, схемы, муляжи фруктов, корзина, скамейка.

^ Преобладающий двигательный режим - стоячий.

Содержание СМИ

Ход занятия: - Сегодня мы с вами отправимся в удивительный лес од названием «джунгли». Здесь не живут лисы, волки, зайцы и медведи. В джунглях живут только озорные обезьянки. Давайте прислушаемся, сейчас в джунглях тихо, обезьянки ещё не проснулись.

I часть. Исходное положение, пятки вмести носки врозь, расправили плечи, втянули животики. Прыжком направо. Ходьба в колонне по одному.

- «Покажите, какие деревья высокие в джунглях» - ходьба на носках, руки вверху, ладошки во внутрь, животы «прилипли» к спинкам.

- «Погреем пятки в африканском песке» - ходьба на пятках, руки на поясе. Бег «змейкой». Перестроение в две колонны.

Начинается утро. Слышаться первые лесные звуки. Вдруг где-то совсем рядом послышался шум. Обезьянки открыли глаза и посмотрели по сторонам.

  1. «Что за шум?».

И.п.- на «средних коленях», руки на поясе, различные движения головой (вверх-вниз, вправо-влево).

Оглядевшись, обезьянки увидели, что самая озорная обезьянка уже весело прыгает по веткам большого дерева и сбивает с листьев капельки ночного дождя и росы. Обезьянкам так понравилось это занятие, что они все вместе стали играть с дождевыми капельками и умываться.

  1. «Обезьянки играют и умываются».

Из и.п.- перейти в положение «на высоких коленях», при этом поочерёдно поднимать руки, ладошками «ловить капельки и умываться». Затем возвращаться в и.п. Упражнение повторяется в среднем темпе несколько раз.

«Ой-ой!- закричали обезьянки – Кто-то щекочет наши пяточки. Кто же это может быть? Да это назойливые букашки. Кыш-кыш-кыш!»

  1. «Избавимся от букашек».

И.п. Узкая стойка, ноги врозь.

В. 1-Руки к плечам

2-3 – круговые вращении назад, вперёд (7-8 раз).

«Ой!», - вскрикнула одна обезьянка. «Ой-ой!»,- вскрикнула другая. «Ой-ой-ой, как больно лапкам!»,-заплакали се обезьянки. Кто-то разбросал по лесу осколки разбитых бутылок и жестяные банки, вот обезьянки и поранили лапки. Они нашли лечебную траву и смазали ранки соком лечебных листочков.

  1. «Лечим лапки».

Из и.п.- стоя всевозможные наклоны в разные стороны и вперёд, со скользящими движениями рук по ногам при наклонах.

К счастью, ранки были неглубокими, поэтому обезьянки сразу их залечили. Чтобы в лесу было, чисто и больше никто не поранил ноги, обезьянки решили убрать осколки и банки.

^ 5. «Убираем осколки».

Из и.п.- стойка, ноги на ширине плеч - повороты влево-вправо, не сгибая колени, достать руками пол.

Пришло время готовить обед. «Сначала соберём бананы и кокосы на обед, а потом поиграем», - деловито ответили обезьянки и дружно принялись за работу.

  1. «Собираем бананы на обед».

И.п.- стоя, руки на поясе, присесть руки вынести вперёд, встать, вернуться в и.п.

После обеда обезьянки решили порезвиться и порадоваться солнечному дню.

  1. «Обезьянки радуются».

Произвольные подскоки на месте на двух ногах («выражение радости»).

- Пора нам возвращаться обратно, но сначала попробуем поймать озорных обезьянок.

^ Пальчиковая игра «Ловля обезьян».

При помощи пальцев ребёнок изображает обезьянку. Руки согнуты в локтях и разведены в стороны-сжимание и разжимание кулачка, скрещивание рук перед лицом и одновременно сжимание и разжимание пальцев; руки согнуты в локтях, кисти рук друг за другом на уровне носа, ладонями в стороны, пальцами вверх - «обезьянка дразниться».

- Станцуем с нашими обезьянками.

Игра-танец на внимание «Если весело живётся, делай так».

Конспект

интегрированного занятия с элементами ТРИЗ-РТВ

«Хозяин года»

(средний дошкольный возраст)

воспитатель I квалификационной категории Щетинина М.В.
П/с: Продолжать знакомить с дикими животными, расширять представление о жизни в природных условиях.

Закреплять умение выкладывать из частей-целое, учить описывать более подробно, по схемам животное, закреплять умение находить цветовой аналог, решать жизненные задачи не только реально, но фантастически, пользоваться кольцами Луллия.

Учить в речи использовать обобщающее понятие, формировать связную речь, развивать фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику.

Воспитывать у детей чувство милосердия к животным, стремление помочь им.

Словарь: куцый, быстроногий, доверчивый, лопоухий, дикие животные.

Материал: фланелеграф, 1 комплект частей тела зайца, круги Луллия, описательные схемы, обруч и подручные материалы.

^ Предшествующая работа: загадывание загадок о зайце, рассматривание зайца-игрушки, отмечая его характерные особенности; чтение сказок «Заюшкина избушка», «Мешок яблок», определяя характер.

^ Ход занятия: Дети входят в группу и становятся вокруг воспитателя.

- Ребята, вы бывали в лесу? (да, бывали).

- Как вы думаете, почему говорят: лес-наше богатство? (в нём много грибов, ягод, шишек, зверей, птиц, деревьев, из которых строят дома, разную мебель).

- Давайте отправимся с вами в лес. А в какой лес вы хотели бы попасть? (в густой).

- Когда он бывает густым? (Когда много деревьев растёт).

- В зимний. В какое время года он бывает таким? (Зимой).

- В чудесный. А чудесным когда бывает? (Когда встречаем чудеса, сказочных птиц и животных).

- Пойдёмте за чудесами.

Дети представляют, что они находятся в чудесном, зимнем, густом лесу. Играет музыка.

^ Игра «Клеевой дождик»

(психогимнастика)

Дети встают друг за другом, и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

  1. Подняться и сойти со стула;

  2. Проползти под столами;

  3. Пробраться через «дремучий лес»;

  4. Прятаться от «диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от партнёра.

- Пришлось преодолеть нам много препятствий. Смотрите, на снегу чьи-то следы. Как вы думаете, чьи они могут быть? (дети перечисляют животных).

- За кустиком кто-то спрятался. (Достаёт части тела)

- Давайте составим их, и тогда узнаем, кто оставил следы на снегу.

Дети подходят к фланелеграфу и составляют части. Называют изображение животного. (Это заяц) Описывают по схемам зайца.

- Давайте поиграем с нашим зайчиком.

Дети встают в круг.

^ Игра с пальчиками «Заяц и ушки».

«Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат».

(Пальчики сжаты в кулачок; выставить вверх указательный и средний пальцы; ими шевелить в стороны и вперёд).

Дети садятся на стулья.

- Скажите, каким прослыл заяц в сказках? (трусливым, добрым, быстроногим, доверчивым).

- А почему про него говорят «зимой белый, а летом серый?» Как вы думаете? (он меняет шубку зимой на белую, а летом на серую).

- Зачем он это делает? (прячется от лисы, чтобы его не было видно).

- Белую шубку зайца, по цвету, с чем можно сравнить? (похожа на снег, сахар, соль, молоко и т.д.).

- А серую с чем можно сравнить? (с землёй, небом пасмурным, тучкой и т.д.).

- Зайца ещё зовут лопоухим. Уши у зайца, какие? (длинные). И это не случайно. А зачем ему такие длинные уши? (чтобы услышать приближающуюся опасность, что где-то рядом лиса бродит). Правильно. Ими он услышит даже самый слабый шорох.

- А какой хвостик у зайца? (маленький, пушистый, овальный, куцый).

- Давайте представим, что у зайца лисий хвост. Что из этого получится? Как вы думаете? (зайцу трудно было бы бегать от лисы, она бы его поймала и съела). Правильно, поэтому, его хвостик помогает ему спасаться от врагов.

- Сейчас мы с вами, снова, поиграем. Игра называется «Волшебные круги» (круги Луллия).

- Сколько кругов? (три круга)

- Какой величины (большой, средний, маленький)

- Каких животных вы видите в среднем кругу? (дети перечисляют)

- Кого мы встретили в лесу? (зайца). Найдите зайца.

- Покажите и расскажите на большом круге картинку, которая объясняет, чем питаются зайцы?

- Покажите и назовите «дом», в котором живут зайцы?

- Каким одним словом можно назвать всех этих животных? (дикие животные).

- Почему их так называют? (потому, что они живут в лесу, добывают пищу и защищают себя от опасности сами).

- Молодцы, вы столько много интересного рассказали о зайчике, но нам пора уже возвращаться.

Воспитатель предлагает на память из обруча и подручных материалов выложить портрет зайца с усами.
Конспект

интегрированного занятия с элементами ТРИЗ – РТВ

«В гостях у мышонка Пика»

средний возраст
Воспитатель 1 кв. категории Луханина М. Г.
^ Программное содержание: продолжать знакомить детей с обитателями живого уголка. Дать понятие о том, что этот год – год мышки. Расширить и пополнить знания детей о мышке: о среде обитания, питание. Учить употреблять в речи однокоренные слова, правильно и по смыслу существительные, прилагательные и глаголы. Закреплять системное видение мира, учить оперировать экранами системного оператора при рассматривании объекта. Воспитывать желание и умение создавать необходимые условия для обитателей живого уголка.

^ Ход занятия:

Дети с воспитателем подходят к природному уголку.

Воспитатель: - Ой, ребята! Посмотрите, какой красивой стала клетка у нашего мышонка Пика. Как вы думаете, почему клетка такая нарядная?

Варианты ответов: у мышонка день рождение; украсили клетку, чтобы мышонку было весело и т.д.

Воспитатель: - Все это может быть, но на самом деле это не так. Кто хозяин этого года? Правильно, мышонок. Скажите, какой не давно праздник был? (Новый год, Рождество) Вы ведь знаете, что на Новый год или Рождество все желания сбываются. Наш мышонок загадал такое желание: хочу, чтобы в мой год клетка у меня была нарядная. Вот его желание и исполнилось.

А где может еще жить мышонок в нашей группе?

Ресурсы группы «Дом для мышонка»

Варианты ответов: корзинка, коробка, аквариум и т.д.

Воспитатель: - А что-то наш мышонок загрустил? Давайте с ним поиграем.

^ 1 игра «Домашние животные»

Круги Луллия: 1круг – мышь, кошка, собака, корова.

2круг – норка, печка, будка, сарай.

3круг – корочка хлеба, молоко, кость, сено.

^ 2 игра «Хорошо – плохо».

Варианты ответов: плохо – мало места в клетке, нет свободы, хорошо – не съест кошка, не кто не наступит.

3 игра «Наоборот»

Дети называют противоположное значение слова (маленький – большой, тонкий – толстый, длинный – короткий, острый – тупой и т.д.).

Физминутка «Я тигренок» (эмпатия).

Дети перевоплощаются в маленького тигренка, который то грустный, то веселый.

^ 4 игра «Родственники мышонка»

Варианты ответов: крыса, суслик, хомяк, мышка-полевка и т.д.

5 игра «От и до».

Системный оператор (линейный) - мышонок (от рождения до взрослой особи).

^ 6 игра «Что лишнее?»

- мышь, крыса, кошка,

- зернышко, семечко, кость,

- норка, щель в полу, дупло.

7 игра «Нарисуй друга мышонку».

Дети рисуют каждый своего мышонка. Картинки расставляют рядом с клеткой мышонка Пика.


Конспект

интегрированного занятия с элементами ТРИЗ-РТВ

«Наши четвероногие друзья»

(старший дошкольный возраст)

воспитатель I квалификационной категории Щетинина МВ.

П/с: Продолжать расширять знания детей о домашних животных: собаке. Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни.

^ Связная речь: закреплять навыки составления развёрнутого рассказа по описательным схемам, активизировать в речи глаголы: прыгать, стоять, играть, лежать, бегать.

Развивать образное, ассоциативное мышление, мелкую моторику, познавательный интерес.

Учить детей уважительно относиться к домашним животным, развивать чувство ответственности за каждое живое существо; воспитывать осторожность.

Словарь: собаковод, название пород собак, будка, конура, пёс, бездомные, бродячие.

Материал: картинки с изображением разных пород собак, круги Луллия, картинки рыси, кошки, волка, коня, оленя, лося, описательные схемы, силуэты пород собак, листы белой бумаги, кисти, краски.

^ Предшествующая работа: рассматривание журнала «Друг», чтение рассказа К.Ушинского «Бишка», рассказывание по картине «Собака со щенятами».

Ход занятия: Воспитатель обращается к детям до входа в оборудованную для занятия групповую комнату.

- Дети, вы любите домашних животных? Каких домашних животных вы знаете, которые живут в городе? (Кошка, собака).

- Почему их называют домашними животными? (Ответы детей).

- Предлагаю вам посетить необычную выставку. А что за выставка, вы узнаете, если отгадаете загадку:

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

^ Живёт под крылечком,

Хвост колечком.

(собака)

- Правильно, это выставка наших четвероногих друзей-собак.

По всей группе развешены картинки, изображающие разные породы собак.

- Какие породы собак вы знаете? (Овчарка, сторожевая, такса, болонка и т.д.).

- Расскажите, какие породы собак помогают людям? (Овчарка служит на границе, сторожевая охраняет стадо, лайка перевозит грузы и людей на Севере).

- Что умеют делать собаки? (Бегать, прыгать, лежать, стоять, лаять, играть и т.д.). Давайте поиграем.

^ Пальчиковая игра «Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть хвостик.

(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный-вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается).

- Как называют человека, который разводит собак? (Собаковод).

Игровое упражнение «Волшебные круги» (круги Луллия). Упражнение проводится по плану, предложенным воспитателем:

  1. Как называется помещение, где живут собаки? (Будка, конура).

  2. Чем питается? (Грызёт косточку, лакает воду).

  3. Назови части тела, и чем они покрыты? (Четыре ноги, два уха, туловище, голова, морда, хвост, шерсть).

  4. Назови детёнышей. (Щенки).

Игровое упражнение «Кто на кого похож?»

- На кого из лесных зверей похожа собака? (На волка, кот на рысь, конь на оленя или лося).

- Как называют папу и маму у щенка? (Собака, пёс).

^ Игра в кругу «Лохматый пёс»

Пса изображает один из детей, остальные ходят вокруг него и приговаривают:

Вот лежит лохматый пёс,

В лапы он уткнул вой нос.

^ Тихо-смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет…

Пёс просыпается, ловит разбегающихся детей.

Дети садятся. Воспитатель предлагает сравнить двух собак: болонку и таксу. Чем они похожи? Чем они отличаются друг от друга? Дети придумывают клички этим собакам, затем составляют рассказ-описание одой из собак, используя описательные схемы:

  1. Кто это?

  2. Как зовут собаку?

  3. Какая она по размеру?

  4. Какие у неё уши, лапы, шерсть?

  5. Чем питается?

  6. Где живёт и какую пользу приносит?

Гимнастика для глаз. «Кого не стало?»

( Воспитатель убирает силуэт одной породы собаки, дети закрывают глаза, затем открывают и определяют, кого не тало).

^ Игра «Хорошо-плохо»

- Что хорошего получаем мы от собак? (Охраняет нас и наше имущество, греет, когда лежит рядом, играет с нами, приятная на ощупь).

- А чем огорчает нас? (Кусается, грязная бывает, бродячей, больной бывает).

- Вы знаете, откуда берутся бездомные, бродячие животные: кошки, собаки?

- Если вам встретиться бродячая собака, что вы будете делать? (Не будем близко подходить, подкормить можно, но только не подходить близко и не трогать, а положить корм и отойти, чтобы животное не боялось и спокойно съело угощение.

- Ребята, если вы знаете бездомную собак, попросите родителей сообщить в «Тёплый дом» и о них позаботиться.

- Экскурсия на выставку четвероногих друзей закончилась. Много интересного вы узнали на этой выставке о собаках.

Воспитатель предлагает сесть за столы.

- Вам надо закрасить лист бумаги и определить, какая порода собаки спряталась в нём?

( Воском нарисованы разные породы собак, при закрашивании они проявляются).
  1   2



Скачать файл (255 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации