Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Внедрение МСФО в Украине - файл 1.docx


Реферат - Внедрение МСФО в Украине
скачать (29.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx30kb.20.12.2011 11:46скачать

содержание

1.docx



Министерство образования и науки Украины

Донецкий национальный университет

Учётно-финансовый факультет


Доклад

По дисциплине: «Современные концепции учёта»

На тему: «Внедрение МСФО в Украине»»


Студента 5 курса

Специальности «Учёт и Аудит»

Дневного отделения

Группы 0106 «В»

Демченко Д.И.


Донецк 2010




Содержание

Введение 3

С чего все начиналось? 4

От IAS — к IFRS 4

МСФО и П(С)БУ — стандарты одного порядка, но разных уровней 5

Опыт западных стран 6

Заключение 12

Список использованных источников: 13




Введение

Каждый уважающий себя руководитель предприятия, которое каким-либо образом работает по импорту, экспорту, пытается привлечь или уже имеет иностранные инвестиции, понимает, что уже нельзя больше отгораживаться от иностранных партнеров, оставаться отличными от других, непонятными для всех. Унификация учета и отчетности уже стала неизбежной. Система бухгалтерского учета и система финансовой отчетности украинских предприятий должны быть абсолютно понятны всем, кто может и хочет с ними работать, а значит, они должны быть интегрированы в мировую систему, составляться по единым нормам и правилам. При этом надо применять единую унифицированную учетную и отчетную системы, понятные для всего мирового сообщества, прозрачность которых обеспечивается применением единых учетных стандартов. И заботиться о том, чтобы учет расходов, доходов, выведение результатов от деятельности, калькулирование себестоимости и составление отчетности осуществлялись по международным стандартам финансовой отчетности надо уже сейчас.

Мировая международная экономическая система, основанная на международном разделении труда, и интернационализация бизнеса требуют применения единых норм, принципов и правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, унификации (единообразия) форм и показателей финансовой отчетности. Иными словами, необходима единая модель бухгалтерского учета и финансовой отчетности, основанная на общепризнанных международных учетных стандартах, единой методологии бухгалтерского учета и единых учетных процедурах, основанных на тождественности законодательства.




С чего все начиналось?

Начиналось все с признания особенностей консолидированного баланса. И даже автор консолидированного баланса известен: Артур Льюис Дикинсон, разработавший принципы его составления в 1906 году. В основу консолидированного баланса (равно как и пакета консолидированной отчетности в целом) положена концепция экономического единства взаимодействующих компаний. Таким образом, все составляющие группу компании показываются в отчете как единое целое.

На европейском уровне начиная с 1961 г. сопоставимость финансовой отчетности стран — членов Европейского экономического сообщества (с 1993 г. — Евросоюза) регулировалась и регулируется Директивами ЕС. В 1978 году была принята 4-я директива ЕС, а в 1983 году — 7-я директива ЕС. 4-я и 7-я директивы стали для стран ЕС основой регулирования бухгалтерского учета и отчетности на своем, региональном уровне.

В 1997 году в составе IASC был создан Постоянный комитет по интерпретациям (SIC — Standing Interpretations Committee), дополняющим и разъясняющим отдельные пункты IAS. Работа над основными стандартами была завершена в 1998 году. К тому времени потребность в стандартизации значительно возросла и вышла далеко за рамки потребности, связанной с консолидацией отчетов.

От IAS — к IFRS

В 2000 году Комитет по бухгалтерским стандартам был реорганизован и уже в апреле 2001 года его заменил Совет по Международным стандартам бухгалтерского учета (IASB —International Accounting Standards Board), а издаваемые Советом стандарты стали называться уже не стандартами бухгалтерского учета (IAS), а стандартами финансовой отчетности (IFRS).

В 2002 году Европейская комиссия принимает Директиву ЕС о том, что все компании, чьи акции котируются на биржах, обязаны начиная с 2005 года составлять консолидированную отчетность по МСФО (IAS/ IFRS).


МСФО и П(С)БУ — стандарты одного порядка, но разных уровней.

Финансовый учет, налоговый учет и управленческий учет. У каждого из трех видов учета свои пользователи. Финансовая отчетность (Баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о денежных потоках) — для инвесторов и кредиторов, налоговый учет — для налогового ведомства, управленческий учет (управление затратами, оценка инвестиций, планирование и бюджетирование) — для менеджеров предприятия. Финансовый и управленческий учет базируется, в первую очередь, на МСФО.

Отсюда их востребованность в качестве предмета изучения (обучения). Знание этих стандартов создает прочную основу для работы с любыми национальными стандартами учета, как бы часто те не изменялись.

Существует точка зрения, что МСФО и Национальные П(С)БУ предназначены для разных целей: первые — для составления отчетности, вторые — для ведения бухгалтерского учета. Точка зрения весьма распространенная, и обосновывать ее принято утверждением, что международные стандарты — только для отчета, но не для учета, потому что в них нет проводок. Между тем проводки в МСФО есть, но приводятся описательно. Точно так же, описательно, они приводятся и в П(С)БУ. Наглядно же проводки могут приводиться только в инструкциях к планам счетов, если последние утверждаются официально. МСФО и П(С)БУ — это стандарты одного порядка, но разных уровней. Отчета без учета не бывает, и задача Стандартов — направлять и регулировать бухгалтерский учет так, чтобы на базе полученных таким образом данных предоставить пользователям достоверную, полную и непредвзятую информацию в должным образом оформленных финансовых отчетах. Это и есть цель бухгалтерского учета как на международном уровне, так и на национальном. Достижение этой цели обуславливается выбором учетной политики, а учетная политика — неотъемлемая составляющая всего комплекса действий, где последним этапом является составление пакета финансовой отчетности. Вопрос выбора учетной политики настолько важен, что в МСФО ему 

отводится отдельный стандарт — IAS 8 Accounting Policies, Changes in Accounting Estimates and Errors. Одним словом: проводок в IAS/IFRS много.

^ Опыт западных стран с развитой экономикой показывает, что бухгалтерский учет (счетоводство) является основой финансового, внутрихозяйственного (управленческого) учета и исчисления налогов. Причем бухгалтерский учет предназначен для осуществления управления предприятием руководителем и собственниками, а система налогообложения - для определения налоговых обязательств и контроля их выполнения как со стороны владельцев и руководства предприятия, так и со стороны государства в лице его налоговых органов.

Важным фактором усиления спроса на глобальные стандарты финансовой отчетности является возможность сравнения предприятий в различных странах для удовлетворения потребностей международных рынков капитала. Эта потребность существенно возросла в 1998 г. из-за сложной экономической ситуации, возникшей в Азии, и распространившейся на другие регионы мира, включая и Россию, и Украину. Это продемонстрировало взаимозависимость разных стран в современной мировой экономической системе. Возникли опасения относительно возможности серьезного мирового экономического спада.

Частично эта ситуация объяснялась тем, что международные инвесторы не испытывали доверия к системам бухгалтерского учета в странах, где возникли эти трудности. Отсутствие доверия сделало капитал более дорогостоящим. Усовершенствование финансовой отчетности - часть необходимости решения проблемы. Поэтому министры финансов и управляющие центральных банков стран «большой семерки» высказались в поддержку International Accounting Standards - Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), или в дословном переводе международных учетных стандартов (международных стандартов бухгалтерского учета), как средства достижения прозрачности и открытости в финансовой отчетности отдельных стран и их предприятий, включая частные, для финансовых 

институтов. Кроме того, было принято решение о том, что министры финансов предпримут меры для обеспечения соблюдения международных стандартов в своих странах.

Кроме того, целью европейского союза является создание в Европе единого экономического рынка, основанного на единой валюте. Единый экономический рынок подразумевает наличие единого рынка капитала, на котором компании из стран-участниц ведут конкурентную борьбу за капитал на равных условиях. Однако это подразумевает, что поставщики капитала должны иметь возможность оценивать результаты финансовой деятельности компаний на основе сопоставимости. Такая сопоставимость просто недостижима в условиях, когда различные компании используют различные стандарты финансовой отчетности в рамках одного рынка капиталов. Неприемлемость разных стандартов финансовой отчетности становится еще более очевидной, когда эти компании представляют отчет в одной и той же валюте.

В основе учета и отчетности по международным стандартам лежат следующие нормы и правила:

два основополагающие допущения - метод начисления и непрерывность деятельности;

  • четыре качественные характеристики финансовой отчетности: понятность, уместность (включая существенность), надежность (включая правдивое представление, преобладание сущности над формой, нейтральность, осмотрительность, полноту) и сопоставимость;

  • четыре ограничения уместности и надежности информации: своевременность, баланс между выгодами и затратами, баланс между качественными характеристиками, достоверное и объективное представление.

В основе учета и отчетности по международным стандартам, принятым в ЕС, лежат следующие принципы: непрерывность деятельности, учет по методу 

начисления; последовательность, существенность и агрегирование, взаимозачет, сравнительная информация.

Таким образом, применение одинаковых методологических допущений, ограничений и качественных характеристик учета и отчетности обеспечивает его единообразие и одинаковое восприятие.

Следует отметить, что без применения этих внешне понятных и простых методологических понятий, использование МСФО не представляется возможным ни для ведения бухгалтерского учета по разным западным моделям и образцам, ни для составления финансовой отчетности. В то же время надо отметить и отсутствие в методологическом обеспечении бухгалтерского учета отдельных элементов: единого плана счетов, типовых проводок, форм бухгалтерского учета, поскольку эти вопросы не регулируются международными стандартами и являются прерогативой предприятия и его главного бухгалтера, хотя для разработки учетной методологии достаточно часто привлекаются аудиторские фирмы.

На первый взгляд кажется, что в нашей стране проведено реформирование финансовой отчетности и бухгалтерского учета на основе этих же принципов, но если внимательно разобрать каждый принцип в отдельности с тем, что записано в П(С)БУ,- то все отличия налицо, поскольку не было даже единой научной концепции интеграции системы отечественного учета в международную. Система реформирования предусматривала Программу реформирования бухгалтерского учета с использованием международных стандартов. Данная программа была утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 октября 1998 г. № 1706. Этим уже как бы предполагалось, что кое-что использовать будем, а что не сочтем нужным - не будем. В тексте Программы уже иной подход, поскольку основным заданием реформы бухгалтерского учета является обеспечение связи реформирования бухгалтерского учета с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне и состоянием экономико-правовой среды и рыночных отношений в Украине.



Как видим, уход от международных стандартов произошел еще дальше. Термин П(С)БУ, данный в Законе Украины «О бухгалтерском учете и отчетности в Украине» от 16 июля 1999 г. № 996-XIV, предусматривает, что национальный учетный стандарт определяет принципы и методы бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, не противоречащие международным стандартам. Таким образом, от формулировки использования стандартов постепенно пришли к тому, что те пункты, которые использованы в П(С)БУ, не должны противоречить международным стандартам. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Из этого следует, что введение П(С)БУ является не настолько позитивным моментом, как зачастую это трактуется. Однако переходным этапом от социалистического учета к реальному в условиях частной собственности эта реформа вполне может считаться. То есть от бывшего учета мы уже ушли, к новому не пришли, и находимся в дороге. Именно поэтому, западный мир по-прежнему не понимает нашей отчетности и нашего учета. В них нет всего того, что есть в западных системах и международных стандартах:

1. Желаемой прозрачности;

2. Абсолютной понятности;

3. Четкой системы;

4.Идентифицированных терминов и понятий, адаптированных к международным;

5. Логики, включая экономическую;

6. Связи с международными правовыми нормами;

7. Защиты интересов собственников;

8. Сопоставимости данных и возможности сравнения учетной или отчетной информации за разные периоды времени для определения тенденций развития;

9. Реальных принципов оценки и методологии переоценок активов;

10. Последовательности учетной политики;



11. Непредвзятости ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

12. Беспристрастного отражения в учете и отчетности финансового положения и результатов деятельности предприятия;

13. Нейтральности;

14. Отражения хозяйственных операций в соответствии с их сущностью и экономической реальностью;

15. Правдивого отражения хозяйственных операций и событий.

Фактически в учетной или отчетной информации предприятий имеют место пропуски, изменяющие ее смысл, а зачастую и данные, представляющие откровенную ложь, что делает отчетность дезориентирующей и несовершенной. Учетная методология допускает неопределенность и неясность, ведение учета и составление отчетности вследствие этого становится зависимым от трактовки (толкований) отдельных специалистов. Присутствует также терминологическая путаница, неадекватность понятий, существенные ошибки и искажения как в самих стандартах (о чем свидетельствуют бесконечные их изменения), так и в их использовании. Практически внедрен только принцип начисления и непрерывности учета, причем последний существовал и в отечественном учете до реформирования. Более того, учет наш и отчетность иностранных инвесторов теперь просто вводят в шоковое состояние: внешне похоже, в сущности не так абсолютно, и если раньше они просто не понимали нашего учета, то теперь понимают, что все не так, как у них. В то же время наш учет не понятен не только им, но и руководителям наших предприятий. Редкий директор может похвастаться тем, что он в бухгалтерском учете понимает, поскольку не всегда понимает его главный бухгалтер.

Основная причина того, что реформа бухгалтерского учета не привела к полному соответствию отечественного учета международным стандартам - отсутствие научного решения экономических проблем. Работа сделана силами работников Министерства финансов Украины. При этом многие из них не имели бухгалтерского образования. Специалисты из 

методологической Рады по бухгалтерскому учету многие не могли и не хотели в силу определенных причин заниматься реформированием и разработкой новой учетной системы. В результате, к сожалению, приходится констатировать: мы долго пытались идти к международному учету, но не пришли. В то же время значительная часть времени была потрачена зря: сначала нас не могла устраивать та система, поскольку ее основой является реальная оценка активов, но шла приватизация, и объекты никто по дорогой реальной оценке приобретать не хотел. Закончилась бесконечно продлеваемая приватизация, ввели стандарты - но принцип оценки фактически не внедрили, поскольку это принцип всей экономической жизни, а не бухгалтерского учета.

Следует отметить, что принятие международных стандартов финансовой отчетности в качестве главной основы учета впервые регулируется IFRS 1. При этом предполагается в качестве отправной точки для постановки учета пересмотреть статьи вступительного баланса в соответствии с требованиями Международных стандартов, а именно:

1. признать все активы и обязательства, признание которых требуется МСФО;

2. не признавать статьи баланса как активы или обязательства, если в МСФО не разрешается такое признание;

3. переклассифицировать те статьи, которые были признаны в соответствии с применявшимися прежде национальными правилами учета как активы, обязательства или капитал в соответствии с тем типом активов, обязательств или капитала, который предусмотрен в МСФО;

4. сделать раскрытие информации, поясняющее, как переход к МСФО от прежних национальных правил учета сказался на финансовом положении, финансовых результатах деятельности предприятия и движении его денежных средств.

О переходе на международные учетные нормы МСФО каждая организация (или предприятие) должна сделать соответствующее заявление.



Заключение

Следует четко понимать, что международные стандарты , это лишь определенный свод правил, трактование которых может отличаться в разных странах с переходной экономикой, поэтому механическое перенесение МСФО и МСА в ту или иную экономику может представлять определенную опасность. Внедрению определенной учетной нормы должно предшествовать глубокое понимание экономической сущности этого процесса. С этой целью в Украине разрабатываются национальные положения ( стандарты) бухгалтерского учета в основе которых лежат международные. Этот процесс осуществляется Методологическим советом , который является консультативным органом при Министерстве финансов. В состав Методсовета включены представители государственных органов, профессиональных бухгалтерских организаций, науки и высшей школы, бухгалтера- практики. Именно внедрение в практику национальных стандартов показывает , какие могут возникать проблемы.

Поэтому необходима обратная связь с разработчиками международных стандартов и параллельные связи со странами с переходной экономикой для формирования единой политики по отдельным вопросам.



Список использованных источников:

1. http://www.intalev.ua/index.php?id=23522

2. http://www.dtkt.com.ua/show/1cid12519.html

3. http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003239


Скачать файл (29.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации