Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Музееведение - файл 1.doc


Лекции - Музееведение
скачать (1497.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1498kb.16.11.2011 19:19скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...




СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ


ТЕМА 1. НАУЧНАЯ РАБОТА В МУЗЕЯХ


1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях

2. Организация научно-исследовательской работы в музее


1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях

Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из

  • профильных и

  • музееведческих изыс­каний.

Научные исследования в рамках профильных наук в целом соответствуют тем направлениям научно­го поиска, которые характерны для отраслей науки, чей источниковый материал хранят музеи. Музейные специалисты принимают участие в разработке при­мерно тех же проблем, что и сотрудники других родст­венных по профилю научно-исследовательских уч­реждений. Однако при этом они опираются на фонды и сосредотачивают свое внимание на вопросах, недо­статочно изученных в профильных дисциплинах, но важных для музеев. Речь идет прежде всего об ис­следованиях источниковедческого характера, которые направлены на выявление документирующих свойств музейных предметов и их значения для развития про­фильных дисциплин. Иными словами, музейные пред­меты в этих исследованиях изучаются с точки зрения того нового знания, которое они могут дать профиль­ной научной дисциплине.

Таким образом, имея единый предмет исследова­ния, музеи и специализированные научные учрежде­ния выполняют при этом разные функции. Первые за­няты сбором эмпирических данных, накоплением, хранением, первичной обработкой и систематизацией источников, обобщением полученных данных, превра­щением их в систему научных фактов, соотнесением с уже имеющимися знаниями и представлениями. Вто­рые заняты глобальным обобщением новых данных и их вводом в систему уже сложившихся научных представлений. Но это разделение функций не исключает возможности для отдельных специалистов зани­маться той и другой работой.

^ Музееведческие исследования призваны форми­ровать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой сфере выделяют следующие направ­ления исследовательской деятельности музеев:

• разработка научной концепции музея;

• исследования в области комплектования фондов

• изучение музейных предметов и коллекций;

• исследования в области охраны и хранения фондов;

• научное проектирование экспозиций и выставок;

• исследования в области музейной коммуникации;

• изучение истории музейного дела;

• изучение историографии музееведения.

Разработка научной концепции музея представля­ет собой всестороннее обоснование целей и задач со­здания, функционирования и развития музея, а также способов и средств их реализации.

Исследования в области комплектования фондов заключаются в разработке научной концепции ком­плектования, то есть всестороннего и глубокого обос­нования тем комплектования. Такое обоснование явля­ется составной частью научной концепции музея, а его детализация считается специальным, относительно са­мостоятельным направлением научно-исследовательской деятельности музея. Научная концепция комплек­тования включает в себя следующий комплекс работ:

• оценку структуры и содержания имеющегося музейного фонда, включая анализ уже сложившихся коллекций и определение степени их полноты;

• обоснование направленности и характера ком­плектования или пополнения коллекций;

• определение критериев отбора материалов в фонды с учетом целей и задач, стоящих перед музеем;

• определение круга и объема информации, фикси­руемой в документах комплектования;

• разработку системы каталогов комплектования. Основной результат научно-исследовательской

работы в области комплектования фондов — это со­здание или пополнение музейных коллекций. По ре­зультатам этой работы составляются научные отчеты, создаются выставки новых поступлений, издаются пе­чатные каталоги новых поступлений, публикуются на­учные статьи и монографии.

Изучение музейных предметов и коллекций являет­ся необходимым условием их включения в научный оборот. В ходе источниковедческого анализа из музей­ных предметов извлекаются новые сведения, которые в дальнейшем привлекаются профильной наукой для более полного понимания изучаемых ею процессов, явлений и закономерностей. Но музейная ценность предмета не исчерпывается его научной ценностью, ведь он может обладать более широкой значимос­тью — исторической, художественной, эстетической, мемориальной, коммуникативной. Изучение музей­ных предметов и призвано выявить и оценить весь комплекс информации о них.

Исследования в области хранения и охраны музей­ных фондов направлены прежде всего на выработку оп­тимальных условий обеспечения физической сохран­ности музейных предметов и могут непосредственно осуществляться только в тех музеях, где есть соответст­вующее оборудование и специалисты — реставраторы, препараторы, таксидермисты. Но и музеи, не распола­гающие необходимыми техническими и кадровыми возможностями, могут и должны изучать условия хра­нения своих фондов, чтобы ставить определенные зада­чи перед специалистами в той или иной области.

В последние десятилетия консервация, то есть дея­тельность, направленная на обеспечение длительной сохранности музейных предметов, развилась в столь же самостоятельную отрасль прикладного музееведе­ния, как и реставрация, ставящая своей целью не только сохранение музейных предметов, но и устране­ние имеющихся на них повреждений и восстановле­ние их первоначального вида.

Прежде чем приступить к реставрации памятника, специалисты всегда выявляют состояние его сохранности и прогнозируют результат реставрационных ра­бот. Иконы обязательно подвергаются рентгенографи­ческим исследованиям, которые показывают слои со­хранившейся живописи и состояние доски. Затем эти слои идентифицируются, то есть определяются грани­цы записей и авторского красочного слоя. Но техника, даже современная, не всегда выявляет подлинное со­стояние памятника.


Исследования в области музейной коммуникации ведутся в музееведческом, педагогическом, социологи­ческом и психологическом аспектах, которые дополня­ют друг друга и требуют междисциплинарного подхода.

^ Музейно-психологические исследования, направлены на повышение эффективности коммуникации. Посетитель восприни­мает экспозицию как некую целостность, поэтому ее со­держание и форма должны находиться в единстве, поэтому важны отбор предме­тов для экспонирования; и наиболее целе­сообразные формы размещения экспонатов в отдельных комплексах. Эстетическое оформление экспозиции, ее цветовое, световое и пространственное решение, отбор и графическое оформление текстов, применение аудио­визуальных средств — все это важно осуществлять с уче­том данных, полученных в результате психологических исследований. Физиологические особенности человека следует принимать во внимание и при разработке экспо­зиционного оборудования, например, витрин, техничес­кие характеристики которых должны соотноситься с ростом, уровнем глаз и полем зрения посетителя.

^ Исследования, посвященные проблемам эффек­тивности построения экспозиций, основываются на обобщении прежнего экспозиционного опыта, а так­же используют экспериментальные методы. В ходе экспериментов широко применяется макетирование, а в последние годы — компьютерное моделирование, позволяющее выявить наиболее оптимальный вариант экспозиционного решения.

Все виды взаимоотношений музея и его аудитории исследует музейная педагогика, которая представляет собой одно из отраслей педагогической науки, предметом исследования которой является культурно-образова­тельная деятельность в условиях музея. Она изучает музей­ную аудиторию, анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей и особен­ности восприятия ими экспозиции, в определенных случаях вносит коррективы в содержание самой экспо­зиции, создает и апробирует новые методики и про­граммы работы с разными категориями посетителей.

Музейную аудиторию, ее ценностные ориентации и духовные потребности, эффективность деятельности музеев по их формированию и удовлетворению изуча­ет также особая отрасль социологии — музейная социо­логия. Первые социологические исследования в музеях стали проводиться в середине 1920-х гг. и были направ­лены на изучение социально-демографического соста­ва посетителей, их запросов и интересов. В зарубежных музеях с помощью методов наблюдения и хронометри­рования определяли продолжительность осмотра посе­тителями экспозиций и отдельных экспонатов, выявляя тем самым их аттрактивность и поведенческую реак­цию музейной аудитории. В 1960-е гг. анализировались уже не только социально-демографические показатели, но также психологические и мотивационные; на основе различия в мотивах посещения разрабатывалась типо­логия музейной аудитории. В 1980-е гг. в зарубежных музеях началось комплексное изучение интересов по­сетителей и выявление эффективности музейной дея­тельности по таким признакам, как состав и количество посетителей, степень удовлетворения их потребностей. В российских музеях социологические исследова­ния стали приобретать размах в 1970—1980-е гг.; по­явились социологические подразделения в Эрмитаже, Русском музее, Историческом музее, а в ряде крупных музеев — Третьяковской галерее, Музее изобрази­тельных искусств им. А.С. Пушкина — в штат ввели социологов. В 1970-е гг. на базе краеведческих музеев и музеев-заповедников Научно-исследовательский институт культуры осуществил крупномасштабное и репрезентативное исследование «Музей и посети­тель»; в 1982 г. провел исследование социально-демографического состава аудитории художественного музея, что дало возможность смоделировать ее «портрет».

Главная задача музейной социологии — определение эффективности музейной деятельности путем изучения воздействия музейной экспозиции и различных форм культурно-образовательной работы на разные категории посетителей. При этом анализируются такие аспекты экспозиции, как предметность, наглядность, доступность, последовательность, образность, атграктивность и эмо­циональное воздействие в целом. На основе результатов подобного анализа разрабатываются конкретные реко­мендации по подготовке экспозиции и определяются наи­более эффективные формы выражения ее содержания.

В последние десятилетия стали проводиться и соци­ально-психологические исследования, направленные на изучение особенностей процесса мышления и восприя­тия в специфических условиях музея, а также проблем психологического воздействия музея на современного человека. Например, психологами установлено, что зри­тельное восприятие намного эффективнее, чем слухо­вое, при этом уровень восприятия значительно повыша­ется, если деятельность оптических и акустических «ре­цепторов» соединяется с моторными (двигательными) и осязательными. И это открытие уже активно исполь­зуется музейной педагогикой. Изучается восприятие и других аспектов музейной экспозиции, в частности ее архитектурно-художественного решения.

Исследования в области истории, теории и мето­дики музейного дела могут вестись в каждом музее, но на практике ими занимаются главным образом крупные музеи, имеющие для этого необходимый опыт и кадры. Кроме того, разработкой общих про­блем музееведения занимаются специализированные научные учреждения — научно-исследовательские институты и кафедры высших учебных заведений.


^ 2. Организация научно-исследовательской работы в музее


Музеи, являющиеся структурными подразделения­ми академий наук, научно-исследовательских институтов и вузов, работают по общему с ними плану и совместно организуют свои исследования. Но большинство музеев являются самостоятельными учреждениями, и разнооб­разие выполняемых ими функций придает особую важ­ность вопросам организации их научных исследований. Научная работа музеев, с одной стороны, должна соотноситься с общими направлениями научного по­иска в области профильных дисциплин и вносить свой вклад в фундаментальные исследования. Но с другой стороны, она должна учитывать полифункциональный характер музея и в силу этого сохранять известную специфику. Первостепенными для музеев являются темы, связанные с изучением музейных предметов и среды их бытования, а также темы, способствующие постоянному пополнению фондов, максимально про­должительному хранению и эффективному использо­ванию собранных материалов.

В основе планирования исследовательской работы лежит создание перспективных планов, рассчитанных на несколько лет. Сроки, отводимые на проведение тех или иных изысканий, зависят от сложности темы, ее обеспеченности кадрами и финансовыми возмож­ностями музея. Небольшие темы разрабатываются обычно в течение года, продолжительность более сложных варьируется в пределах двух — пяти лет. С планированием неразрывно связана координация деятельности музеев с другими научными учреждения­ми, что помогает не только избежать неоправданного дублирования, параллелизма и несогласованности в ис­следованиях, но и оказывать взаимную помощь в прове­дении изысканий. В области профильных дисциплин музеи используют такие формы координации своих ис­следований с другими научными учреждениями, как совместные научные заседания, конференции, круглые столы, экспедиции, единые проблемные планы.

Многие научные исследования в музеях осуществ­ляются коллективно — усилиями отделов или секторов, а для разработки некоторых тем формируются времен­ные коллективы в виде проблемных групп. В крупней­ших музеях мира иногда создаются специальные науч­но-исследовательские структуры. В 1931 г. для изучения коллекций Лувра была основана научно-исследователь­ская лаборатория, которая теперь называется Научно-исследовательской лабораторией Музеев Франции. Она занимается изучением и датированием произведе­ний искусства и других старинных предметов, наблюда­ет за скрытыми процессами с помощью микроскопии, флуоресценции в ультрафиолетовых лучах, фотографи­рования в инфракрасных лучах, радиографии. В лабо­ратории используется разработанный в Лувре ускори­тель элементарного анализа — установка AGLAE, снаб­женная в том числе и специальным прибором для анализа с использованием тепловых протонов, который специально предназначен для изучения произведений искусства.

Свои изыскания музеи публикуют в сборниках на­учных статей, монографиях, журналах, отчетах экспе­диций. Ряд продолжающихся музейных изданий полу­чил широкое признание в научном мире. Таковы, например, «Труды Государственного Эрмитажа», «Со­общения Государственного Эрмитажа», «Сборники Музея антропологии и этнографии», и др. Наряду с этими традиционными типами изданий музеи используют и специфические издания, характерные только для них и родственных им учреждений — опи­сания и обзоры коллекций, научные каталоги по раз­делам фонда или видам искусства, научные альбомы, публикации доку­ментов, путеводите­ли по фондам и экс­позиции.

Результаты мно­гих своих изыска­ний музеи отражают в коллекциях, вы­ставках и экспози­циях.


***

Вся деятельность музея прямо или косвенно опира­ется на научные исследования. Без них невозможно успешное комплектование фондов, продолжительное их хранение, создание полноцен­ной экспозиции, проведение действенной культур­но-образовательной работы. Направления научно-исследовательской работы музея связаны как с научным поиском в рамках про­фильных научных дисциплин (истории, биологии, ис­кусствознания, литературоведения и т. д.), так и с изы­сканиями в области музееведения.

От прочих научных учреждений музеи отличают­ся и формами публикации результатов своих исследо­ваний. Эти результаты находят отражение не только в печатной продукции, но и в научно подобранных и обработанных коллекциях, а также в экспозициях и выставках.

Научно-исследовательская работа в музеях нуж­дается в правильной организации и планировании, чтобы отдельные темы согласовывались между собой, становясь звеньями единой цепи проблем, решение которых имеет наиважнейшее значение для развития музея. Музеи координи­руют свою деятельность с другими музеями и специализированными научными и учебными учрежде­ниями. Музеи предоставляют свои коллекции истори­кам, археологам, этнографам, искусствоведам, палеон­тологам, биологам, литературоведам и другим специа­листам, тем самым принимая участие в их работе. Собственные исследования музеев открывают для на­уки новые источники и обогащают разработку пробле­матики профильной науки.


^ ТЕМА 2. ФОНДЫ МУЗЕЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОНДОВОЙ РАБОТЫ


  1. ФОНДЫ МУЗЕЯ

    1. Понятие «Фонды музея»

    2. Научная организация музейных фондов

^ 2. НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА

2.1. Изучение музейных предметов.

2.2. Комплектование фондов музея

2.3. Учет музейных фондов

2.4. Хранение музейных фондов (режим хранения фондов, задачи консервации и реставрации, упаковка и транспортировка музейных предметов, система хранения музейных фондов)


^ 1. ФОНДЫ МУЗЕЯ


    1. Понятие «Фонды музея»


Понятием «фонды музея» обозначают всю научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение. При этом они могут находиться не только в фондохранилище и экспози­ции, но и быть переданными на экспертизу или реста­врацию, а также во временное пользование другому учреждению или музею.

Основу музейных фондов составляют музейные предметы — памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования в свя­зи с их способностью документировать общественные и природные процессы и явления. Кроме них в фонды входят так называемые научно-вспомогательные ма­териалы, которые не обладают свойствами музейных предметов, но помогают их изучать и экспонировать. Это различные схемы, таблицы, графики, планы, кар­ты, модели, макеты, реконструкции, созданные в про­цессе изучения предмета или непосредственно для экспозиционных нужд. Одни их них дают возмож­ность представить внешний облик предмета, когда по тем или иным причинам он не может быть помещен в экспозицию. Другие несут дополнительную инфор­мацию о предмете, например, рентгеновские снимки позволяют в ходе изучения предмета выяснить его строение.

Витрины, , стенды и другие виды музейно­го оборудования, а также аудиовизу­альные средства, которые включаются в экспозицию с целью более глубокого раскрытия ее содержания, в состав музейных фондов не входят.

Материалы, составляющие музейные фонды, не­равноценны по своей значимости для науки и культу­ры, а также для деятельности конкретного музея. Му­зейные предметы, в отличие от научно-вспомогатель­ных материалов, являются памятниками истории и культуры, поэтому подлежат охране в соответствии с действующим законодательством.

Неравнозначна и ценность самих музейных пред­метов, что выражается понятиями «типичность» и «уни­кальность». Типовым музейным предметом считается предмет, отражающий типичное явление и обладаю­щий свойствами, которые характерны для большого числа предметов, существующих в настоящее время. Примером типовых предметов могут служить стандарт­ные промышленные изделия, типовые документы. Та­кой предмет, даже если он хранится в музее в единст­венном экземпляре, считается типовым, потому что в повседневной жизни существуют идентичные ему предметы. Типовые предметы не обязательно являются образцами серийного производства; они могут быть и единичными предметами, которые характеризуют ти­пичные явления и хранятся в музеях в сравнительно большом количестве. Таковы, например, каменные ору­дия эпохи неолита.

Уникальными музейными предметами считаются единственные в сво­ем роде предметы, отличающиеся особой научной, ис­торической и художественной ценностью, а также предметы, отражающие типичные явления, но сохра­нившиеся в одном экземпляре или в очень ограничен­ном количестве. Например, в коллек­ции фотоаппаратов Госу­дарственного Политех­нического музея, кото­рая насчитывает свыше 2 тыс. предметов, имеют­ся как типовые конст­рукции, так и уникальные памятники фотографической техники. Советские фотоаппараты «Спорт», «Малют­ка», фотокамера «Репортер» — это типовые музейные предметы, документирующие историю становления отечественной оптико-механической промышленнос­ти. Среди уникальных образцов — камера Шевалье, один из первых фотоаппаратов, изготовленный в 1840-е гг. французским оптиком Шарлем Шевалье.

К уникальным относятся и мемориальные предме­ты — личные вещи выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры, искусства, а также вещи, связанные со зна­менательными событиями. Среди них выделяют осо­бую группу — реликвии. Это предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и осо­бо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии.

В Оружейной палате Московского Кремля хра­нятся, например, реликвии, связанные с именем дон­ского казака Ермака Тимофеевича, поход которого в Сибирь в 1581 г. положил начало ее присоединению к России. Среди них кольчуга, пожалованная атаману царем Иваном Грозным. Именно она, по легенде, ста­ла причиной гибели Ермака в холодных водах Вагая, когда в ночь на 5 августа 1685 г. сибирский хан Кучум неожиданно напал на отряд казаков и уничтожил его. Раненый атаман пытался переплыть приток Иртыша, но из-за тяжелой кольчуги утонул.


Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и пред­ставляющих научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется музей­ной коллекцией. Предметы группируются в коллекции по разным признакам: по типам источников, по про­исхождению, по содержанию.

Коллекция, состоящая из предметов одного типа, сгруппированных по опре­деленному признаку классификации — по материалу, отраслям знаний, практической деятельности, регио­нам, этническим группам и т. п. — называется систе­матической коллекцией. Это может быть коллекция фарфора, археологическая коллекция, коллекция сельскохозяйственных орудий, коллекция телефон­ных аппаратов, коллекция старопечатных книг, кол­лекция африканских масок, коллекция русской живо­писи и т.п.

Коллекция, сформированная из музейных пред­метов разных типов (документов, фотографий, произ­ведений искусства, вещей и пр.), которые раскрывают определенную тему, называ­ется тематической коллекцией.

Коллекция является мемориальной, если образующие ее разнотипные предметы связаны с определенным лицом или историческим событием.

Коллекция, созданная частным ли­цом и поступившая на хранение в музей, именуется личной коллекцией.


Совокупность музейных коллекций называют му­зейным собранием. Вместе с тем существует и более широкая трактовка этого понятия, согласно которой под музейным собранием понимается научно органи­зованная совокупность не только музейных предме­тов, но и научно-вспомогательных материалов, а также хранящихся в музее различных средств научно-ин­формационного обеспечения, в частности архива и библиотеки.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что фонды музея должны быть научно организованы. Во-первых, научная организация фондов позволяет фиксировать юридическое положение предмета, а также его значение для науки и культуры в целом и для конкретного музея в частности. Во-вторых, науч­ная организация фондов создает наиболее оптималь­ные условия для формирования фондов, их хранения, исследования и использования.


^ 1. 2. Научная организация музейных фондов


В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фонд, состоящий из музей­ных предметов, и научно-вспомогательный фонд, включающий научно-вспомогательные материалы. В естественно-научных музеях имеется еще и фонд сырьевых материалов. В него входят объекты приро­ды, предназначенные для лабораторных исследований и препарирования — шкурки животных, влажные экс­педиционные сборы, материалы, подготавливаемые для длительного хранения. Выделение этого фонда обусловлено тем, что в процессе исследований и пре­парирования часть объектов природы может утратить свойства музейного предмета. Включение объекта в этот фонд носит временный характер.

Более дробное деление фондов музея является дис­куссионным.

Наиболее распространена концепция Н.П. Финягиной. В соответствии с этой концепцией фонды му­зея делятся на фонд музейных предметов и фонд науч­но-вспомогательных материалов.

Фонд музейных предметов делится на:

  • основной и

  • обменный.

Музейные предме­ты, которые составляют основу собрания и на базе которых осуществляется вся деятельность музея, образу­ют основной фонд. Музейные предметы, в которых данный музей не нуждается, включаются в обменный фонд. Он предназначен для передачи его содержимого в другие музеи на безвозмездной основе или в порядке обмена на профильные предметы с раз­решения Министерства культуры.




^ Н.П. Финягина. Схема состава музейных фондов по значению и юридическому положению


В музейных фон­дах встречаются непрофильные материалы, которые данному музею не нужны, но они обладают значимос­тью, порой огромной, для науки и культуры в целом. Кроме того, в музейных фондах встречаются полно­стью идентичные предметы — дублеты. Согласно существующим нормативам, при наличии в музейном собрании нескольких дублирующих друг друга музей­ных предметов пять из них входят в основной фонд, а остальные — в обменный фонд, который, таким об­разом, делится на: фонд непрофильных предметов и фонд излишних дублетных материалов.

Внутри ос­новного фонда формируются дублетный фонд и кол­лекционный фонд. Последний включает все музейные предметы, имеющиеся в музее в единственном эк­земпляре, а также по одному, лучшему, из тех, что име­ются в нескольких экземплярах.

Поскольку типовые и уникальные предметы име­ют разное значение для науки и культуры, Н.П. Финягина предлагает выделять их в отдельные фонды в со­ставе коллекционного фонда, дублетного фонда, фон­да непрофильных предметов и фонда излишних дублетных материалов. В мемориальных музеях пред­лагается делить коллекционный фонд на фонд мемо­риальных предметов и фонд предметов, не имеющих мемориального значения.

Определенные особенности имеют фонды ряда естественно-научных музеев. В силу индивидуальности и неповторимости объекты природы не подлежат выделению в обменный или дублетный фонды. В музе­ях системы Российской академии наук и Министерст­ва общего и профессионального образования основ­ной фонд, как правило, делится на научный фонд и экс­позиционный фонд. В основе этого деления лежат различные способы фиксации и формы консервации материала, которые имеют неравноценную значи­мость для исследования и экспонирования.

Дело в том, что влажные препараты, зафиксиро­ванные при помощи спиртовых смесей, быстро обес­цвечиваются и теряют экспозиционный вид. Однако анатомические и морфологические особенности орга­низма сохраняются в полной мере, что очень важно для проведения исследований. Препараты, при фикса­ции которых использовалась смесь с формалином, обесцвечиваются очень незначительно, но структура тканей нарушается. Поэтому, сохраняя экспозицион­ную привлекательность, они становятся практически непригодными для полноценного научного исследова­ния. Далее, классическими объектами научных иссле­дований являются тушки, однако аттрактивными свой­ствами они почти не обладают. Напротив, аттрактивность чучел весьма велика, но они не могут являться объектом исследования в строгом смысле слова, по­скольку представляют собой уже не подлинники, а ре­конструкцию, особенности которой в большей степе­ни определяется мастерством таксидермиста, нежели характером самого природного объекта.

Таким образом, необходимость выделения научно­го фонда в ряде естественно-научных музеев обуслов­лена тем, что именно он должен представлять собой до­кументальный и вещественно зафиксированный итог работы музея по исследованию природы региона.


Принадлежность предметов к основному и научно-вспомогательному фондам оформляется различными документами. Музейные предметы всех музеев страны образуют Музейный фонд Украины. Его состав, организацию и порядок использования впер­вые определило «Положение о Музейном фонде Сою­за ССР» (1965 г.).


Наряду с музейными предметами в состав Музей­ного фонда Украины входят все выявленные предметы му­зейного значения, находящиеся в собственности част­ных лиц, общественных и религиозных объединений и организаций. Таким образом, по своему составу Му­зейный фонд подразделяется на государственную и негосударственную части, но независимо от форм собственности все памятники истории и культуры, включенные в его состав, являются неотъемлемой час­тью культурного наследия народов Украины. Они не подлежат вывозу за пределы страны, а их временный вывоз регулируется Законом Украины «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Памятни­ки, включенные в состав государственной части Му­зейного фонда, не подлежат отчуждению, за исключе­нием случаев утраты, разрушения или обмена на дру­гие музейные предметы и коллекции. Музейная коллекция является неделимой.

Включение памятников истории и культуры в со­став Музейного фонда и исключение из него осуще­ствляет орган исполнительной власти, на который возложено государственное регулирова­ние в области культуры. Это производится путем реги­страции соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Украины.


^ Типы музейных предметов (источников).

Предметы, входящие в состав музейных фондов, различаются своими физическими свойствами, а так­же способом фиксации информации, что принимается за основу при организации их изучения и хранения. В настоящее время выделяют шесть типов музейных предметов, или источников:

  • вещественные,

  • изобрази­тельные,

  • письменные,

  • фонические источники,

  • фото- источники,

  • кино-источники.

Вещественные (вещевые) источники — музейные предметы, представляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью. Это орудия труда, бытовая утварь, средства передвижения, оружие и другие пред­меты разнообразного назначе­ния, которые содержат инфор­мацию о хозяйственной дея­тельности, бытовом укладе, социальной организации, эс­тетических и религиозных представлениях. Содержащая­ся в вещественном источнике информация передается непо­средственно через материаль­ную сторону предмета — его форму, устройство, материал, размер, вес, цвет.

^ Изобразительные источ­ники — это музейные предме­ты, которые содержат инфор­мацию, зафиксированную по­средством зрительного образа. Одни образы передают зри­тельное представление, пусть и условное, об общем виде, форме, материале, цвете пред­метов. Эти образы создают произведения изобразитель­ного искусства — живопись, графика, скульптура. Другие образы имеют отдаленные черты сходства с изобража­емым объектом и содержат элемент геометрического подобия. Это схематические изображения — чертежи, планы, карты.

^ Письменные источники — музейные предметы, со­держащие информацию, зафиксированную с помощью знаков письма — букв, цифр и других символов. Пись­менные источники очень разнообразны, например, хроники, летописи, документы политичес­ких партий, статистические материалы, литературные и публицистические произведения, частная переписка, редкие книги.

^ Фонические источники — музейные предметы, на которых с помощью специальных технических при­способлений зафиксирована информация в виде зву­ков человеческой речи, шумов, музыки и др. Это восковые валики или цилиндры — первона­чальные носители запи­си, патефонные и грам­мофонные пластинки, магнитные ленты, ком­пактные диски.

Фото-источни­ки — музейные пред­меты, содержащие ин­формацию в виде изоб­ражения, полученного с помощью фотоаппа­ратуры. Это могут быть не только фотографии, но и негативы на стек­ле, пленке и других ма­териалах, фотоотпечатки на бумаге, керамике, метал­ле, диапозитивы на стекле или пленке.

Кино-источники — музейные предметы, содержа­щие информацию в виде динамического изображе­ния, которое фиксируется и воспроизводится с помо­щью технических средств.

Предметы, относящиеся к источнику определен­ного типа, нередко содержат элементы источников другого типа. Элементы изобразительных источников часто присутствуют в книгах в виде, на­пример, миниатюр.

Соотношение в фондах тех или иных типов музей­ных предметов зависит от профиля музея и его конкрет­ной специфики. В музеях науки и техники преобладают, например, вещественные источники — машины, точные приборы, механизмы, а в литературных музеях представляют письменные источники.

^ Вид музейных предметов.

Следующей еди­ницей классифика­ции фондов является вид музейных предме­тов, который выделя­ется на основе общно­сти одного или не­скольких признаков. Ими могут быть, на­пример, материал, функциональное на­значение, техника из­готовления предмета или же сочетание от­дельных признаков. Например, вещевые источники подразде­ляются по материалу — дерево, металл, камень, кера­мика, стекло, ткани, кость, перламутр, пластмассы. По­нятия, обозначающие материал, носят собирательный характер. Например, в понятие «керамика» — грубая керамика, фарфор, фаянс. Разновидность мате­риала может служить основанием последующего деле­ния вещественных источников.

Далее вещевые коллекции могут делиться по функ­циональному назначению предметов (орудия труда, ору­жие, предметы быта), территориальному признаку, вре­мени производства, авторской принадлежности. В зави­симости от характера коллекции порядок деления может меняться, а некоторые из рубрик и вовсе выпадают.

Коллекцию изобразительных источников часто де­лят на коллекцию произведений изобразительного искусства и на коллекцию схематических изображений. Произведения искусства делятся сначала по видам — живопись, скульптура, графика, затем по времени со­здания, школам, жанрам, авторской принадлежности. Принципами деления схематических изображений мо­гут выступать территориальный признак, время созда­ния, техника изготовления, содержание.

Коллекции письменных источников подразделя­ются на следующие виды музейных предметов: руко­писные и печатные, учрежденческие и личные мате­риалы, периодические и непериодические издания, книги, листовки, газеты, бланки.

Фото-источники классифицируются по технике изготовления — негативы, позитивы, дагерротипы, по тематическому принципу — фотопортрет, сюжетные (событийные) фотографии, видовые фотографии. Но следует отметить, что в музееведении нет единого мнения о принадлежности фотодокументов к опреде­ленному типу музейных источников. В одних музеях они образуют самостоятельную группу, в других музе­ях их включают в изобразительный фонд, в третьих — в документальный фонд, объединяя при этом с пись­менными источниками.

Наряду с коллекциями, образованными по рассмо­тренным принципам, в музейное собрание могут вхо­дить в качестве самостоятельных структурных единиц коллекции, составленные экспедициями, полученные от коллекционеров на условиях неделимости или же за­консервированные как образец коллекционирования.


Строение музейных фондов зависит не только от профиля музея, но и от его конкретной специфики. Таким образом, в основе научной организации фондов лежит несколько системообразующих призна­ков — научная и культурная значимость предметов, их юридическое положение, способ фиксации ими информации. С системой научной организации фондов связаны такие понятия, как состав музейных фондов и структура музейных фондов. В современной музее­ведческой литературе нет единой точки зрения на со­держание и соотношение этих понятий.

Согласно определению Н.П. Финягиной, состав музейных фондов — это «организация фондов, разде­ляющая их в соответствии со значением предметов для науки, культуры и деятельности самого музея, опреде­ляющая юридическое положение предметов». Струк­турой (строением) фондов она называет «такую систему организации фондов, которая основывается на вза­имосвязях предметов и направлена, на создание опти­мальных условий для их изучения, хранения, пополне­ния и использования».

М.Е. Кучеренко и В.Н. Фомин понимают под соста­вом музейных фондов совокупность конкретных пред­метов и материалов, образующих данное музейное со­брание. Структуру музейных фондов они определяют как «систему организации музейного собрания, обла­дающую определенной совокупностью устойчивых связей, обеспечивающих ее целостность и сохранение основных свойств и функций при различных внешних и внутренних изменениях».

В итоге такие понятия, как «основной фонд» и «на­учно-вспомогательный фонд» Н.П. Финягина включа­ет в объем понятия «состав музейных фондов», а М.Е. Кучеренко и В.Н. Фомин — в объем понятия «структура музейных фондов». Соответственно веще­вые, письменные, изобразительные и прочие источни­ки являются по одной трактовке элементами структу­ры музейных фондов (Н.П. Финягина), по другой — элементами состава музейных фондов (М.Е. Кучерен­ко, В.Н. Фомин).

***

Итак, фонды музея представляют собой совокуп­ность всех материалов, которые в соответствии с уста­новленными правилами поступили на постоянное хра­нение в музей. Они составляют основу, на которой осуществляется вся музейная деятельность. Для того, чтобы музеи успешно решали стоящие перед ними за­дачи, содержание их фондов должно соответствовать профилю музея, они должны быть научно органи­зованы, а также должны непрерывно и целенаправ­ленно пополняться в соответствии с уровнем развития профильной науки и музееведения.


^ 2. НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА


2.1. Изучение музейных предметов.

2.2. Комплектование фондов музея

2.3. Учет музейных фондов

2. 4. Хранение музейных фондов (режим хранения фондов, задачи консервации и реставрации, упаковка и транспортировка музейных предметов, система хранения музейных фондов)

С фондами работают все научные подразделения музея, и эта работа ориентирована на сохранение, ис­следование и использование музейных предметов. Их охрана начинается уже на этапе выявления в среде бы­тования и составляет суть одного из важнейших на­правлений музейной деятельности — комплектования фондов. На стадии отбора предметов начинается и процесс их изучения, цель которого — установить, имеют ли они музейную ценность.

Приобретенные предметы фиксируются в доку­ментах музея как государственная собственность. Та­ким образом, осуществляется их юридическая охра­на — учет фондов. Он проводится на основе дальней­шего изучения музейных предметов, поскольку только научные данные о них, зафиксированные в учетной документации, позволяют соотнести запись и кон­кретный предмет.

Создать условия, обеспечивающие физическую сохранность предметов и доступ к ним пользователей, призвано хранение фондов. Оно также требует изуче­ния музейных предметов, в ходе которого раскрыва­ется общее и различное в их физико-химических свойствах, что позволяет выделить такие группы предметов, которые нуждаются в особых условиях хранения. Степень использования фондов также за­висит от их изученности, поскольку всеобъемлющая поисковая система может быть создана лишь в ре­зультате детального и глубокого исследования музей­ных предметов.


^ 2.1. Изучение музейных предметов.


Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечест­венном музееведении в 1960-е гг.

Изучение музейных предметов состоит из трех последователь­ных этапов:

  • атрибуции предметов,

  • их классифика­ции и систематизации, а затем

  • интерпретации (истолковании).

^ 1. Атрибуция, или определение ставит своей задачей выявить присущие предмету признаки — физические свойства, функциональное назначение, историю про­исхождения и бытования. Для этого устанавливается материал и способ изготовления предмета (ручной, ме­ханический, ковка, чеканка, литье, живопись, гравю­ра, литография, письмо, печать и пр.), цвет, форма, размер, вес (в случае с предметами нумизматики и предметами из драгоценных металлов), устройство, авторство, стилистические особенности, время и мес­то создания и бытования предмета, его социальная, эт­ническая, мемориальная принадлежность. Для изобра­зительных, письменных, фонических, фото- и кино­источников определяются также тема и сюжет. В ходе атрибуции расшифровываются надписи, клейма, мар­ки и другие нанесенные на предмет знаки, определяет­ся степень его сохранности и описываются имеющие­ся на нем повреждения.

В процессе определения музейного предмета проводится сопоставление всех присущих ему признаков, он сравнивается с другими аналогичными и родствен­ными ему предметами. В этой работе большую помощь оказывает научная и справочная литература — моно­графии, справочники, каталоги, путеводители. Суще­ствуют также издания, специально предназначенные для помощи в определении предметов — определите­ли. Они представляют собой иллюстрированные изда­ния, в которых выделены и описаны признаки, прису­щие той или иной группе родственных предметов. Одни определители описывают предметы, родственные по материалу, другие описывают признаки предметов, родственных по назначению или среде бытования.

Данные, полученные в результате определения предмета, фиксируются в учетных документах и науч­но-справочном аппарате музейных фондов.

^ 2. Следующий этап — классификация и систематизация, призван установить взаимосвязи предметов. Целью классификации является деление предметов на группы в соответствии со всеми существенными признаками (общая классифи­кация) или по одному из них (частная классифика­ция). В зависимости от выбранного принципа это бу­дет:

  • хронологическая (по времени создания или быто­вания предметов) или географическая (по месту создания или бытования предметов),

  • авторская или именная (объединяет предметы, относящиеся к одно­му лицу),

  • тематическая (устанавливает отношение к темам профильной дисциплины) или предметная (группирует предметы по назначению или сюжету) классификация.

На основе принятых музеем классификаций осу­ществляется систематизация, то есть группировка ре­ально существующих в музейном собрании предметов с помощью карточек или современных электронных средств систематизации и хранения научной инфор­мации. Создается система каталогов, соответствую­щих классификационной схеме.

^ 3. Завершающий этап — критический анализ и интерпретация (истол­кование) их как источников знаний и эмоций. В его ос­нове лежит синтез результатов атрибуции и система­тизации, при этом устанавливаются подлинность, достоверность, репрезентативность предмета, объем содержащейся в нем информации, его аттрактивные, экспрессивные и коммуникативные качества, принад­лежность к типовым или уникальным предметам и, на­конец — музейная ценность.

Исследователь может изучать не только отдельные предметы, но и их совокупность, которая составляет коллекцию. Однако теория и методика изучения музей­ных коллекций и собраний пока еще не разработаны.

Предметы, обладающие определенными ценностными характеристиками, превращаются в музейные предметы, и это происходит в результате осуществления музеем одного из основных видов своей деятельнос­ти — комплектования музейных фондов.


^ 2.2. Комплектование фондов музея

Комплектование музейных фондов — целенаправ­ленный, планомерный, процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Комплектование фондов можно рассма­тривать также как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования процессов и явлений, происходящих в обществе и природе.

Комплектование фондов — одна из сложнейших и наименее разработанных проблем современной тео­рии и практики музейного дела. Словосочетание «ком­плектование музейных фондов» появилось в отечест­венном музееведении в конце 1940-х гг. и на протя­жении почти трех десятилетий отождествлялось с термином «собирательская работа». Разграничение этих понятий впервые появилось в трудах Н.П. Финягиной и Ю.П. Пищулина, которые определяли ком­плектование фондов как планомерную и целенаправ­ленную деятельность музея по выявлению предметов музейного значения, их приобретению и систематиза­ции в фондах. Под собирательской работой стала по­ниматься составная часть комплектования музейных фондов — практическая деятельность по реализации программы комплектования. Таким образом, понятие «комплектование музейных фондов», наполнившись новым содержанием, стало отражать иной уровень ра­боты с музейным собранием — концептуальный.

Научная концепция комплектования музейных фондов содержит обобщенное системное представление о задачах, направлениях, формах и методах комплектования в соответствии с профилем музея и его местом в музейной сети. В ней определяются критерии отбора материалов в фонды с учетом целей и задач музея, а также круг и объем информации, фик­сируемой в документах комплектования.

В процессе источниковедческих исследований, работы с коллекциями, создания экспозиций и выставок, составляются планы комплектования фондов. Они могут быть:

  • перспективными, рассчитанными на 5—10 лет, и

  • текущими, то есть годовыми.

Они складываются из плановых заявок работников фондовых и экспозици­онных отделов. Эти заявки предварительно согласовываются между собой, чтобы сконцентрировать усилия на решении наиболее важных, не терпящих отлага­тельства задач комплектования.

В зависимости от методов различают три основных вида или спо­соба комплектования:

  • систематическое,

  • тема­тическое,

  • комплексное.

Систематическое ком­плектование регулярно пополняет музейные коллекции однотипны­ми музейными предме­тами, иными словами, оно направлено на фор­мирование и пополне­ние систематических коллекций.
  1   2   3   4



Скачать файл (1497.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации