Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Антонова Н.Б. Теория и методология государственного управления - файл 1.doc


Антонова Н.Б. Теория и методология государственного управления
скачать (1115.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1116kb.20.12.2011 12:05скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Академия управления
при Президенте Республики Беларусь




Система открытого образования



Н.Б. Антонова

Л.М. Захарова

Л.С. Вечер


Теория и методология
государственного управления

Курс лекций

3-е издание, дополненное


Минск

2005

УДК 35(076.6)

Б


БК 67.99(2)1

А72


Серия основана в 2001 году
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

^ Антонова, Н.Б.

А72        Теория и методология государственного управления: курс лекций. / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер– 3-е изд., доп. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 231 с. – (Система открытого образования).

ISBN 985-457-516-0.


Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности «Государственное управление и экономика».

УДК 35(076.6)

ББК 67.99(2)1








Антонова Н.Б. Захарова Л.М.,
Вечер Л.С., 2004






Антонова Н.Б. Захарова Л.М.,
Вечер Л.С., 2005, с изменениями

ISBN 985-457-516-0



Академия управления при
Президенте Республики
Беларусь, 2004

СОДЕРЖАНИЕ


Система открытого образования 1

СОДЕРЖАНИЕ 3

^ ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 9

Лекция 1. Понятие, сущность и предмет теории
и методологии государственного управления 9

Понятие и диалектика управления, современная
управленческая парадигма 9

Объективная необходимость, понятие, сущность
и отличительные особенности государственного управления 12

Свобода и ответственность в
государственном управлении 18

Виды и уровни государственного управления 21

Представительство интересов в государственном управлении 24

Предмет и задачи курса
«Теория и методология государственного управления» 33

Контрольные вопросы к теме 1 34

^ ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 36


Лекция 2. Методологические основы государственного управления 36

Понятие и основные элементы методологии
государственного управления 36

Субъекты и объекты государственного управления 39

Цели и задачи государственного управления 45

Функции государственного управления 54

Принципы государственного управления 58

Методы государственного управления 67

Контрольные вопросы к теме 2 71

^ ТЕМА 3. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ 73


Лекция 3. Система государственного управления 73

Понятие и характеристика системы управления 73

Система государственного управления 77

Структура системы государственного управления 81

Прямые и обратные связи в системе государственного управления 88

Контрольные вопросы к теме 3 91

^ ТЕМА 4. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 93


Лекция 4. Становление и развитие теории
государственного управления 93

Основные этапы эволюции теории государственного управления 93

Американская научная школа государственного
управления 103

Развитие теории государственного управления в
Великобритании 109

Французская научная школа государственного
управления 113

Развитие теории государственного управления в
Германии 116

Контрольные вопросы к теме 4 120

^ ТЕМА 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ 122


Лекция 5. Обеспечение государственного управления 122

Правовое обеспечение государственного управления 122

Информационное обеспечение государственного
управления 127

Кадровое обеспечение государственного управления 131

^ Контрольные вопросы к теме 5 135

ТЕМА 6. Государственная служба в системе государственного управления 137

Лекция 6. Государственная служба в системе
государственного управления 137

Государственная служба как публично-правовой
институт 137

Правовой статус и классификация государственных служащих 148

Профессионально-культурное обеспечение
государственной службы 160

Контрольные вопросы к теме 6 169

^ ТЕМА 7. БЮРОКРАТИЯ, КОРРУПЦИЯ И КОНФЛИКТЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 170

Лекция 7. Бюрократия, коррупция и конфликты в
системе государственного управления 170

Место и роль бюрократии в системе государственного управления 170

Коррупция в системе исполнительной власти 192

Конфликты в сфере государственного управления 198

Контрольные вопросы к теме 7 211

^ ТЕМА 8. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 213

Лекция 8. Эффективность государственного управления 213

Понятие и виды эффективности государственного управления 213

Критерии и показатели эффективности
государственного управления 220

Оценка эффективности государственного управления 228

Контрольные вопросы к теме 7 236

ЛИТЕРАТУРА 237

^ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 240

ВВЕДЕНИЕ

Ключевую роль в жизнедеятельности общества играет государство. Оно обеспечивает упорядочение и регулирование протекающих процессов и явлений в социальной, экономической, политической, духовной и в других сферах общественной жизни. В той или иной степени государственное воздействие затрагивает интересы всего общества, отдельных социальных групп, слоев, организаций, объединений, общественно-политических движений и каждого гражданина. При этом государство воздействует не только на развитие процессов и явлений, протекающих в обществе, но и на общественные отношения, на проблемы, касающиеся ценностей, мировоззренческих установок, идей, политической самоорганизации сообществ, их жизнеспособности и эффективного функционирования.

На современном этапе своего развития Республика Беларусь переживает достаточно сложный период, связанный с формированием правовых, экономических, социальных основ нашего общества. Республика продвигается по пути укрепления конституционного строя, государственности, развития народовластия, утверждения принципов гражданского общества и главным условием происходящих в стране успешных преобразований является сильная, дееспособная государственная власть. Исходя из критериев общественного блага, государственная власть может и должна: не допускать нарушения правопорядка в обществе, норм и правил поведения на рынке, определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста, предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях, способствовать утверждению цивилизованных отношений между деловым миром, обществом и властными структурами. С сильной, дееспособной государственной властью народ Республики Беларусь связывает свои надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства.

Сегодня можно отметить определенную консолидацию позиций самых разных общественных и политических сил страны в отношении необходимости формирования эффективной системы государственного управления.

Разнонаправленность государственного управления определяет междисциплинарный характер этой области научных знаний и практической деятельности. Вопросы теории государства и его воздействие на различные стороны жизни общества рассматриваются в государствоведении, политологии (точнее, политических науках, так называется эта дисциплина практически во всем мире), конституционном праве, экономической теории, социологии и других науках. Поэтому, несомненно, она является результатом совместного творчества представителей различных научных дисциплин.

Вместе с тем, на сегодняшний день назрела объективная необходимость отделения науки государственного управления (именно управления) от других дисциплин, которые применительно к ней следует рассматривать как смежные.

На Западе в теории государственного управления выделено государственное администрирование, («public administration»), которое в большей мере носит управленческий характер и имеет и другое название – административно-государственное управление.

Сам термин «Государственное администрирование» характеризует как научную дисциплину, так и обширнейшую область практической деятельности, занимающуюся всеми вопросами государственного управления. Его можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле – он означает профессиональную деятельность государственных чиновников. В широком смысле – «public administration» включает всю систему административных институтов, подчиненных друг другу снизу доверху, каждый из которых выполняет свой, строго ограниченный круг функций.

С теоретической точки зрения административно-государственное управление базируется на общих концепциях научного управления и специфических для этой области знаниях (например, теории государственной бюрократии). Оно рассматривает вопросы организации, теорию и методологию (научные подходы, принципы государственного управления, его цели, задачи, функции, протекающие в системе государственного управления процессы, методы управления, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, обеспечивается достижение целей и задач развития страны), процесс принятия управленческих решений и технологии управления.

Отталкиваясь от такого понимания государственного управления, определены научные дисциплины, которые находят отражение в учебных планах подготовки специалистов в области государственного управления.

Изучение основ государственного управления предполагает выделение трех самостоятельных, но в то же время тесно взаимосвязанных разделов, которые сформировались в самостоятельные курсы: «Теория и методология государственного управления», «Организационная структура государственного управления» и «Управленческие процессы и технологии».

С 2003 года кафедра Теории и практики государственного управления начала выпускать тексты учебных курсов малыми тиражами, предназначенными исключительно для студентов Академии управления при Президенте Республики Беларусь. В перспективе мы предполагаем выпуск учебных пособий, рассчитанных на более широкие категории читателей – студентов и слушателей управленческих специальностей, управленцев-практиков, стремящихся повысить свой профессиональный уровень.

Н.Б. Антонова
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25



Скачать файл (1115.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации