Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Право на медпомощь - файл 1.docx


Контрольная работа - Право на медпомощь
скачать (66.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx67kb.20.12.2011 12:05скачать


1.docx



Содержание
1 Предмет права социального обеспечения

(функции, принципы, методы права) 3

2 Понятие медицинской помощи и ее система.

Лекарственная помощь. Медицинская экспертиза 11

3 Задача 27

Список использованных источников и литературы 29



1 Предмет права социального обеспечения

(функции, принципы, методы права)
Право социального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения:

-Отношения по пенсионному обеспечению;

-Отношения по социальному обслуживанию;

-Отношения по выплате пособий;

-Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.

Кроме того, к названным выше отношениям относятся также:

-процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению;

-процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).

Метод права социального обеспечения - совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Метод права социального обеспечения — это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социально

му обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли.

Сочетание императивного и диспозитивного способов правового регулирования при неизменном доминировании императивного, то есть носит предписывающий характер.

Сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным (ст. 72 Конституции РФ). Договорное регулирование, как правило, не допускается. Вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. В настоящее время на федеральном уровне закрепляется определённый минимальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть снижен субъектами РФ. Обязательное социальное страхование регулируется только федеральным законодательством.

Специфика юридических фактов (как правило, это события, не зависящие от воли людей) и санкций в праве социального обеспечения. Санкции правоограничивающие и восстановительные, а карательные не применяются. Восстановление ущерба в праве социального обеспечения производится в полном, а не ограниченном размере. Право социального обеспечения характеризуется фактическим отсутствием санкций какой-либо формы противоправного, несвоевременного или неполного предоставления гражданину социального обеспечения; а также общей неразвитостью института ответственности за нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения.

Относительная автономность субъектов по отношению друг к другу.

Абсолютный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение.

Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:

-сочетание централизованного и локального способов установления 

прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Оренбурге);

-права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.

все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

специфика санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Специфика санкций заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с вредными условиями труда, на которой никогда не работал. С учетом этого документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не должно.

А во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и допол

нительных лишений не испытывают.

Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением - в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

Система ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

ПСО можно разделить на 3 части:

общую часть,

особенную часть,

специальную часть.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.

Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:

-трудовые пенсии - по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по 

случаю потери кормильца;

-по государственному пенсионному обеспечению - за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

- пособия,

- социальное обслуживание и т.д.

В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

Источники права социального обеспечения:

Под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более 

прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

-конститутивные,

-кодифицированные,

-текущие.

Основной Закон РФ - это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального 

обеспечения являются Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию - Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001г.

Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

По форме акта источники ПСО делятся на:

-законы (примеры приводились выше);

-указы и распоряжения Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров");

- постановления и распоряжения Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 "Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ");

- постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств (например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены "Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении");



- другие нормативные акты.

3. По сфере действия источники ПСО делятся на:

-общефедеральные (например, Закон РФ "О занятости населения РФ" от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),

-республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые);

-отраслевые

-локальные.

4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

1. по пенсионному обеспечению граждан,

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.




2 Понятие медицинской помощи и ее система.

Лекарственная помощь. Медицинская экспертиза
Конституция СССР 1977 г. впервые закрепила и обеспечила рядом гарантий право граждан на охрану здоровья. В эту систему гарантий вошла и гарантия предоставления бесплатной медицинской помощи. Медицинские ресурсы в подавляющем большинстве были исключительной собственностью государства, врачи - государственными служащими. Финансирование здравоохранения осуществлялось из государственного бюджета, также являющегося исключительной собственностью государства.

Отсутствие экономических рычагов, стимулирующих с помощью материальной заинтересованности увеличение объема и улучшение качества медицинской помощи, постепенно привело к кризису в системе здравоохранения.

Проблема сущности и содержания права на медицинскую помощь обсуждалась вплоть до 90-х годов, когда перед обществом возникла необходимость перехода к рыночной экономике, формирования новых для российского общества рыночно-медицинских отношений.

Конституция Российской Федерации 1993 г. основной задачей социального государства, находящегося в центре гражданского общества, провозгласила служение личности и обществу. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции).

Из буквального смысла приведенной нормы следует, что охрана жизни и здоровья людей входит в число основных направлений деятельности, т.е. функций, Российской Федерации как социального государства, составляющих основы конституционного строя. И это несомненное преимущество действующей Конституции перед прежней.

В соответствии со ст. 17 Конституции признаются и гарантируются 

права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Среди конституционных прав и свобод человека названы: право на жизнь (ст. 20), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на охрану достоинства личности (ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23).

В соответствии со ст. 41 Конституции каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно- эпидемиологическому благополучию.

Содержание конституционного права на медицинскую помощь предопределяется принципами охраны здоровья и оказания медицинской помощи гражданам в Российской Федерации. Содержание права на медицинскую помощь не следует раскрывать через перечисление ее отдельных видов или форм, так как это характеризует не столько содержание юридического права, сколько многообразие медицинской помощи. Оно должно раскрываться через правовые возможности гражданина на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с гарантированной государством минимальной программой, на получение гарантированной государством качественной (в соответствии с современным уровнем развития медицины и других наук) и доступной медицинской помощи.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах с учетом Лимбургских принципов его применения на каждое участвующее в Пакте государство возлагается обязан

ность (как в индивидуальном порядке, так и в порядке международной помощи и сотрудничества) принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, в том числе путем принятия законодательных мер. Лимбургские принципы разъясняют, что постепенное осуществление (в частности, права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья) может зависеть не только от увеличения ресурсов, но и от развития социальных возможностей, необходимых для реализации каждым прав, признаваемых в Пакте. В пунктах 25 и 27 Лимбургских принципов речь идет об обязанности государств обеспечить уважение минимума жизненно важных для всех прав, о справедливом и эффективном использовании имеющихся ресурсов и доступа к ним1.

В современных условиях наблюдается обострение противоречия между ограниченными ресурсами здравоохранения и доступностью медицинской помощи. Министр здравоохранения России назвал "бесплатное здравоохранение величайшим обманом ХХ века". И хотя речь шла не об отказе от бесплатной медицинской помощи, тем не менее было подчеркнуто, что на осуществление всего объема медицинской помощи необходимого качества на сегодняшний день у государства нет средств2.

Проблема обостряется еще и тем, что ряд авторов относятся к социально-экономическим правам как к второразрядным или даже третьеразрядным конструкциям по сравнению с политическими правами. Так, М.В. Баглай, касаясь социальных и экономических прав, пишет: "...защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благ находится не только в руках государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно оказывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет граж

данский иск о реализации такого права только на основе его конституционного закрепления. Причина ясна: отсутствует конкретный ответчик, так как данное право не порождает ни для каких лиц каких-либо прямых обязанностей. Получается, что экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике. США, например, официально придерживается позиции, согласно которой рассматриваемые права являются пожеланиями, а не обязательствами"3.

Некоторые исследователи поддержали позицию М.В. Баглая. Так, Н.В. Харламова в отношении природы социально-экономических прав полагает, что они используются в Конституции РФ в качестве "целевых, программных указаний, обязывающих государство на социально ориентированную деятельность. Это не субъективные права, а объективные обязанности государства, выполнение которых находится в зависимости от состояния экономики страны. Соответственно, провозглашенные международным актом и Конституцией социально-экономические права непосредственно не подлежат судебной защите, а рассматриваются как общие установки на социальную защищенность, которая должна быть конкретизирована в текущем законодательстве, исходя из финансовых возможностей государства4".

Изложенные суждения критикуются в литературе. Например, Е.И. Колюшкин отмечает, что оценка М.В. Баглаем социальных прав не как юридических норм, а как социальных стандартов противоречит ст. 18 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Автор безусловно прав, когда утверждает, что "положения ст. 18 Конституции РФ распространяются на все без исключения права граждан. То обстоятельство, что суды не принимают иски в их защиту, свидетельствует о нарушении Конституции РФ"5.



Такой же позиции придерживаются В.А. Иваненко и В.С. Иваненко. По их мнению, "для обеспечения социальных прав человека государство не может и не должно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача государства состоит в том, чтобы создать эффективные социальные программы и вести целенаправленную работу, которая гарантировала бы реализацию провозглашенных прав и обеспечивала бы необходимую социальную защиту всем нуждающимся"6.

Представители указанных выше подходов к анализу социально- экономических прав в некоторых аспектах правы, в других же ими не учитывается специфика конституционных субъективных прав. Если следовать позиции М.В. Баглая, то конституционное субъективное право не имеет какой-либо ценности как мера определенного поведения гражданина. Очевидно, что реальные субъективные права ученый конструирует на основе правоспособности, реализация которых возможна лишь в рамках конкретных отраслевых правоотношений.

Согласно п. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Охрана здоровья включает в себя целый комплекс мер - политических, социальных, экономических, юридических, организационных и иных, направленных на поддержание физического и психического здоровья человека, профилактику заболеваемости, обеспечение квалифицированной медицинской помощью каждого нуждающегося. Следовательно, для реализации права, предусмотренного в п. 1 ст. 41 Конституции, необходимо, чтобы были определены порядок и критерии отнесения граждан к нуждающимся в такой охране. Без этого данное право реализовать невозможно.

Конституционное субъективное право на охрану здоровья и медицинскую помощь под влиянием указанных обстоятельств претерпевает определенную трансформацию, после которой оно реализуется как отраслевое 

субъективное право, оставаясь в то же время конституционным субъективным правом. Если в силу каких-либо обстоятельств прекратится нуждаемость в медицинской помощи, то прекращает свое существование отраслевое субъективное право, и гражданин отказывается от медицинских услуг. Однако он сохраняет за собой свое конституционное субъективное право на медицинскую помощь.

Всякое субъективное право лишь тогда может представлять социальную ценность, когда его можно защищать в случае нарушения. В литературе ряд исследователей уже анализировали соотношение права на защиту субъективного права и самого субъективного права. Была высказана позиция, что право на защиту является самостоятельным субъективным правом. Это как бы особое субъективное право со своим специфическим содержанием. Однако тем самым объединяется социальная значимость субъективного права как такового; в его содержании уже нет указания на защиту определенной меры поведения субъекта права. Декларируется как бы право на защиту вообще. Если принять данную позицию, то встает вопрос: как быть, если право на защиту как особое субъективное право будет нарушено? Возникает необходимость наделения субъективного права на защиту особым элементом уже на защиту его самого.

Более обоснованны суждения авторов, доказывающих, что право на защиту в качестве элемента входит в содержание каждого субъективного права, защищая конкретную меру поведения управомоченного лица в конкретной правовой ситуации. По сути дела, наличие права на защиту способствует тому, чтобы известную меру поведения можно было квалифицировать как субъективное право. С.Н. Братусь в связи с этим отмечал, что "обеспеченность субъективного права возможностью государственного принуждения - это неотъемлемое его качество, такая возможность существует не параллельно с другими закрепленными в субъективном праве возможностями, а свойственно им самим, так как без этого они не были юридическими воз

можностями"7.

На безусловную необходимость обеспечения субъективного права возможностью защиты в свое время указывал В.П. Грибанов. По его мнению, субъективное право, предоставленное лицу, но не обеспеченное от его нарушения необходимыми средствами защиты, является лишь "декларативным правом". Будучи провозглашенным в законе, но не обеспеченным государственными правоохранительными мерами, такое право может быть рассчитано лишь на добровольное уважение его и в силу этого приобретает характер лишь морально обеспеченного права, покоящегося исключительно на сознательности членов общества и авторитете государственной власти8. Правда, здесь возникает сомнение: если нет возможности применения мер государственного принуждения, то вряд ли можно рассчитывать на авторитет государственной власти.

Таким образом, все правомочия, составляющие право на получение медицинской помощи, как и само право на медицинскую помощь, предполагают не только определенное поведение управомоченного лица, но и обеспеченность средствами защиты, что позволяет говорить о субъективном характере права граждан на получение медицинской помощи.

Чтобы определить понятие "медицинская помощь" как объект конституционного права, следует рассматривать медицину как определенный вид человеческой деятельности. Объектом медицинской деятельности является организм человека в целом, а также его отдельные органы и ткани. Один из определяющих признаков медицинской помощи - его предметность (целенаправленность), что должно найти свое отражение в определении понятия.
Следует сразу оговориться: цель и критерий эффективности медицинской помощи не определяются достижением какого-либо экономического результата.

Еще Авиценна так определял медицину: "Я утверждаю, что медицина - 

наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратило здоровье, для того чтобы сохранить здоровье или вернуть его, если оно утрачено...". За сотни лет это определение медицины мало изменилось. Наиболее общим современным определением медицины является следующее: "Медицина - система научных знаний и практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней"9. И если Бэкон ставил перед медициной только три задачи - сохранение здоровья, лечение болезней, продление жизни, то в современной литературе указывается на пять основных направлений развития медицины: поддержание и сохранение состояния здоровья, коррекция нормальной и патологической жизнедеятельности, регуляция жизненных процессов, управление человеческой жизнедеятельностью и в известной мере ее конструирование.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" (ст. 20) при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Данное определение медицинской помощи берет за основу, во-первых, обстоятельства, при наступлении которых оказывается медицинская помощь (заболевание, утрата трудоспособности и иные случаи), во-вторых, виды медицинской помощи (профилактическая, диагностическая и т.д.).

В литературе предлагается понимать под медицинской помощью "социально и доктринно обусловленный комплекс организационных, тактических, реабилитационных, деонтологических действий, обеспечивающих в оптимально короткий срок полный или частичный переход от состояния болез

ни к преморбидному состоянию физического, душевного и социального благополучия человека в системе его жизнедеятельности"10. Обращает на себя внимание, что данное определение исходит из общего понятия - комплекса действий, подчеркивает обоснованность, оптимальность, обусловленность и целенаправленность медицинской помощи, но, к сожалению, в качестве основания оказания медицинской помощи называется только болезнь.

Понятие болезни отличается многообразием и относительностью. Его определяют как "состояние организма, при котором утрачивается способность полноценно выполнять те или иные функции" или как "процесс развития в организме - в его целом или в отдельных частях и органах - отклонений от физиологической и анатомической нормы, нарушающих правильность жизненных отправлений организма". Отмечается, что "современное состояние знаний о болезни не всегда дает возможность не только установить момент начала болезни, но и провести резкую грань между нормальным и патологическим состоянием организма"11.

Определение медицинской помощи помимо упоминания на преследуемую цель должно указывать на средства и методы воздействия на организм человека. Под вмешательством в сферу здоровья человека согласно Международной конвенции по правам человека в области медицины (1988 г.) понимается такое "воздействие на организм человека физическими, химическими, биологическими, хирургическими, психологическими и иными способами, применение которых может повлечь за собой нарушение процессов целостности организма или отдельных его органов и тканей, нормального функционирования органов, их систем или всего организма в целом, а также смерть человека".

На основании изложенного можно сформулировать понятие медицинской помощи.



Медицинская помощь - деятельность медицинского учреждения (медицинского работника) по оказанию услуг в целях сохранения, укрепления, предупреждения, лечения либо восстановления физического и психического здоровья человека, регулирования, управления и конструирования жизнедеятельности человеческого организма с использованием всех дозволенных методов и технологий.

Лекарственная помощь заключается в бесплатном обеспечении лекарственными средствами, правом на которое обладают:

1) участники Гражданской и Великой Отечественной войн;

2) родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите страны или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Родители и не вступившая (не вступивший) в повторный брак супруга (супруг) погибшего инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий на территориях других государств, а также родители и не вступившая (не вступивший) в повторный брак, одиноко проживающая (проживающий) супруга (супруг) умершего участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий на территориях других государств и приравненные к ним по льготам члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, члены семей погибших во время Великой Отечественной войны лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда;

3) лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях г. Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. и награжденные медалью "За оборону Ленинграда", и лица, награжденные зна

ком "Жителю блокадного Ленинграда";

4) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

5) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;

6) ветераны боевых действий на территориях других государств;

7) дети первых 3 лет жизни, а также дети многодетных семей в возрасте до 6 лет;

8) инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;

9) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы;

10) рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения;

11) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;

12) дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, а также дети первого и последующих поколений граждан, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей;

13) дети и подростки, проживающие на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

14) дети и подростки, получившие заболевание вследствие чернобыль

ской катастрофы или заболевание, обусловленное генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей, а также дети последующих поколений в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или заболеваний, обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей;

15) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, - в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения для бесплатного приобретения гражданами, постоянно проживающими (работающими) на территории зоны проживания с правом на отселение;

16) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

17) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения, до их переселения в другие районы;

18) лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, отнесенные к гражданам из подразделений особого риска;

19) лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

20) малочисленные народы Севера, проживающие в сельской местности районов Крайнего Севера и приравненных к ним территориях;

21) отдельные группы населения, страдающие гельминтозами (противоглистные лекарственные средства).



Право на получение 50 % скидки при отпуске лекарственных средств по рецептам врачей имеют:

1) пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца, в минимальных размерах;

2) работающие инвалиды II группы, инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными;

3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988-1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц а начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988-1990 гг. службу в зоне отчуждения;

4) лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещенные в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, в том числе лица из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности; лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, включая граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности;

5) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в 

состав действующей армии, и награжденные медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." или медалью "За победу над Японией";

6) лица, работавшие в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной

противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лица, привлекавшиеся органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в годы Великой Отечественной войны;

7) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо проработавшие менее 6 месяцев и награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.

Льготным категориям граждан рецепты выписываются:

1) на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, - единолично лечащим врачом государственного или муниципального амбулаторно-поликлинического учреждения по месту постоянного проживания этих граждан или по месту их прикрепления для медицинского обслуживания;

2) на лекарственные средства, не входящие в минимальный ассортимент, а также на наркотические, психотропные, сильнодействующие средства, специальные лекарственные средства (противоопухолевые, противотуберкулезные, противодиабетические, иммунодепрессанты) - лечащим врачом на основании решения клинико-экспертной комиссии поликлинического учреждения, или соответствующими специалистами поликлини

ческого 

учреждения, или врачами соответствующих специализированных лечебно-профилактических учреждений (диспансеров);

Однако в отдельных случаях, связанных с необходимостью предоставления срочной медицинской помощи, назначение лекарственных средств и выписка рецептов возможны единолично лечащим врачом без предварительного согласования с клинико-экспертной комиссией поликлинического учреждения.

Многие граждане России пользуются правом на льготное обеспечение лекарственными средствами. При лечении в ста

ционарных лечебных учреждениях - больницах, клиниках, гос

питалях и т. д. - независимо от продолжительности лечения ле

карства выдаются бесплатно.

В Постановлении Правительства РФ "О государственной под

держке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекар

ственными средствами и изделиями медицинского назначения" от 30.07.94 № 890 закреплены группы на

селения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства л изделия медицинского на

значения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50% 

ной скидкой от свободных розничных цен.

Право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами имеют:

участники гражданской и Великой Отечественной войн;

участники боевых операций при защите СССР и РФ;

Герои Советского Союза и РФ;

полные кавалеры ордена Славы;

инвалиды ВОВ и лица, к ним приравненные по льготам;

родители и жены военнослужащих, погибших вследствие кон

тузии или увечья, полученных при защите страны или испол

нении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

граждане, работавшие в период блокады в г. Ленинграде;

инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы;



бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;

дети первых 3-х лет жизни, дети из многодетных семей в воз

расте до 6 лет;

дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Право на приобретение лекарственных средств с 50%-ной скидкой имеют:

пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальном размере;

работающие инвалиды II группы и инвалиды III группы, при

знанные в установленном порядке безработными;

лица, имеющие звание "Почетный донор РФ";

лица, принимавшие участие в работах по ликвидации послед

ствий аварии на Чернобыльской АЭС;

лица, подвергшиеся политическим репрессиям;

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в период с 22.06.41 по 03.09.45 в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, и награжденные ме

далью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." или медалью "За победу над Японией".



3 Задача
За назначением пенсии обратилась семья погибшего 20 сентября 2007 года погибшего в автомобильной катастрофе Захарова Б.Н. Состав семьи:

Жена Елена, 1970 г/рождения, не работает, сын Антон - 12 лет, дочь Ольга - 8 лет, дочь Татьяна - 5 лет.

Стаж умершего кормильца составил 14 лет, среднемесячный заработок -5000 рублей (за 2006 - 2007 гг.); страховые взносы 5000 рублей. Определите право на пенсию членов семьи умершего, размер, сроки назначения.
Решение.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют, согласно ст.9 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» нетрудоспособные члены семьи умершего, состоящие на его иждивении, то есть находившиеся на полном содержании умершего или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, …;

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают;

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца (достаточно одного дня), а также от причины и времени наступления его смерти.

Таким образом, в нашем случае мы имеем 4 человек на получение пен

сии по случаю потери кормильца.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца (ст.16 Закона от 17.12.2001 г.):

П = БЧ + СЧ,

где П – размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

БЧ – базовая часть трудовой пенсии по случаю потери

кормильца;

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по случаю потери

кормильца;
Часть 1 статьи 16 устанавливает размеры базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, установленные с 01 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан".

Базовая часть в сумме 780 рублей в месяц на каждого (общий размер) назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

БЧ = 780

СЧ = 5000 / 4 = 1250 руб

П = 780 + 1250 = 2030 руб.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается (ст. 19 Закона)- со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.



Список использованных источников и литературы
Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // СЗРФ от 26 января 2009 г. № 4 ст. 445

О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ // СЗРФ от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920

О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ

Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ

Об основах социального обслуживания населения в РФ: Федеральный Закон от 10 декабря 1995г.

О социальной защите инвалидов в РФ: Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г. N 33 ст. 1318.

О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения: Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 " // СЗРФ от 8 августа 1994 г., N 15, ст. 1791

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. -М., 2009.

Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. -М., 1996.

Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". - 

Система ГАРАНТ, 2008.

Галкин Р.А., Тявкин В.П. Экспертиза качества лечения хирургических больных // Здравоохранение Российской Федерации. -2010. - N 3. - С.14.

Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. -М., 2007.

Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства. - СПб., 2009.

Колюшкин Е.И. Конституционное (государственное) право России. - М., 2009.

Комментарий к пенсионному законодательству РФ / под ред. М.Ю. Зурабова. – М.: Норма, 2007.

Лимбургские принципы применения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах // Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. Серия "Право". -2010.- N 2. -С. 76 - 80.

Мультановский М.П. История медицины. -М., 1997.

Степанов А.Д. Норма, болезнь и вопросы здравоохранения. – М.: ИНФРА-М, 1995.

Соловьев З.П. Вопросы социальной гигиены и здравоохранения. - М., 2000.

Харламова Н. Конституционный статус социально- экономических прав // Конституционное право: Восточно-европейское собрание. -2010. -N 1. -С. 23.

Шевченко Ю. Бесплатное здравоохранение - величайший обман ХХ века // Страховая газета. -2010. -N 3. -С. 7.




1 Лимбургские принципы применения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах // Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. Серия "Право". 2010. N 2. С. 76 - 80.

2 Шевченко Ю. Бесплатное здравоохранение - величайший обман ХХ века // Страховая газета. 2010. N 3. С. 7.

3 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2009. С. 220.

4 Харламова Н. Конституционный статус социально-экономических прав // Конституционное право: Восточно-европейское собрание. 2010. N 1. С. 23.

5 Колюшкин Е.И. Конституционное (государственное) право России. М., 2009. С. 173.

6 Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства. СПб., 2009. С. 38, 39.

7 Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1996. С. 73, 74.

8 Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2007. С. 104, 105.

9 Мультановский М.П. История медицины. М., 1997. С. 3.

10 Галкин Р.А., Тявкин В.П. Экспертиза качества лечения хирургических больных // Здравоохранение Российской Федерации. 2003. N 3. С. 14.

11 Степанов А.Д. Норма, болезнь и вопросы здравоохранения. – М.: ИНФРА-М, 1995. С. 245; Соловьев З.П. Вопросы социальной гигиены и здравоохранения. М., 2000. С. 134.



Скачать файл (66.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации