Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Боголюбов С.А. Аграрное право - файл Аграрное право Учебное пособие-Отв. ред. С.А. Боголюбов, Е.Л. Минина. – М. Норма, 2000..rtf


Боголюбов С.А. Аграрное право
скачать (420.6 kb.)

Доступные файлы (1):

Аграрное право Учебное пособие-Отв. ред. С.А. Боголюбов, Е.Л. Минина. – М. Норма, 2000..rtf3869kb.16.02.2007 11:43скачать

содержание

Аграрное право Учебное пособие-Отв. ред. С.А. Боголюбов, Е.Л. Минина. – М. Норма, 2000..rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Аграрное право

Учебное пособие

Рекомендовано Министерством сельского хозяйства

Российской Федерации

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

по сельскохозяйственным специальностям

Ответственные редакторы:

доктор юридических наук,

профессор С.А. Боголюбов

(руководитель авторского коллектива)

и кандидат юридических наук Е.Л. Минина

Издательство НОРМА

(Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М) Москва, 2000

^ ББК 67.407 А 11

 

 

Аграрное право: Учебное пособие / Отв. ред. д. ю. н., проф. С. А. Боголюбов и к. ю. н. Е. Л. Минина. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М), 2000. – 480 с.

 

^ ISBN 5-89123-445-9 (НОРМА) ISBN 5-16-000325-8 (ИНФРА • М)

Издание дает представление обо всех основных институтах аграрного законодательства России: государственном управлении сельским хозяйством, правовом положении аграрных организаций и статусе их имущества, финансовых, договорных, трудовых и экологических отношениях в сельском хозяйстве, правовых основах использования земель сельскохозяйственного назначения. Большое внимание уделяется правовому регулированию видов сельскохозяйственной деятельности, защите прав предпринимателей, ответственности (гражданско-правовой, административной, дисциплинарной, уголовной) за нарушения аграрного законодательства.

Для студентов, аспирантов и преподавателей сельскохозяйственных высших и иных учебных заведений, юридических факультетов, руководителей, специалистов сельского хозяйства, землеустроителей, работающих на селе юристов и всех, кто интересуется проблемами применения аграрного законодательства.

 

^ ISBN 5-89123-445-9 (НОРМА) ISBN 5-16-000325-8 (ИНФРА • М)

© Коллектив авторов, 2000

© Издательство НОРМА, 2000

 

Авторский коллектив:

Боголюбов С. А., – руководитель авторского коллектива, – доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, руководитель отдела аграрного и экологического законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП), профессор Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева – гл. 2, 15, § 2–4 гл. 16;

Галиновская Е. А., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП, доцент – гл. 7, 8, 10, 11;

Горохов Д. Б., кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП – § 1, 2 гл. 4;

Жариков Ю. Г., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, главный научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП, профессор Государственного университета по землеустройству – § 3, 4 гл. 4;

Ковальчук Н. И., кандидат юридических наук, доцент юридического факультета Омского государственного университета – гл. 9;

Минина Е. Л., кандидат юридических наук, ученый секретарь ИЗиСП – гл. 1, 5, б, 12, § 1 гл. 16;

Панкратов И. Ф., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП, профессор Международного юридического института при Министерстве юстиции РФ – § 1–3 гл. 3;

Прокофьева Ж. В., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ВНИИ экономики сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук, доцент Российского государственного аграрного заочного университета – § 4 гл. 3;

Усманова Л. Ф., кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой Башкирского института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК – гл. 13;

Шуплецова Ю. И., кандидат юридических наук, научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП – гл. 14.

Ответственные редакторы: д.ю.н., проф. С. А. Боголюбов и к.ю.н. Е. Л. Минина.

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Аграрное право как учебная дисциплина

§ 1. Отношения в области агропромышленного комплекса – предмет регулирования аграрного законодательства (понятие аграрного права; аграрное законодательство: понятие и система; предмет аграрного права; методы аграрного права; принципы аграрного права)

§ 2. Правовые основы проведения аграрной реформы (цели и содержание аграрной реформы в России; развитие законодательства об аграрной реформе)

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Глава 2. Система аграрного законодательства

§ 1. Понятие и содержание аграрного законодательства Российской Федерации (место законодательства среди других источников права; значение закона; конституционные основы аграрных отношений; федеральные законы; указы главы государства; подзаконные акты; формирование законодательства)

§ 2. Аграрное законодательство субъектов Федерации (значение федеративного устройства; реализация полномочий субъектов Федерации)

§ 3. Применение аграрного законодательства (правовая реформа в России; организация применения законодательства; судебная реформа)

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Глава 3. Управление агропромышленным комплексом России

§ 1. Понятие управления агропромышленным комплексом (АПК как объект управления; задачи управления АПК; формы и методы управления АПК)

§ 2. Основные направления экономического регулирования развития агропромышленного комплекса

§ 3. Система органов управления агропромышленным комплексом (разграничение полномочий органов управления; органы общей компетенции; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; взаимодействие органов управления АПК; государственное управление на уровне субъектов Российской Федерации; государственные сельскохозяйственные инспекции)

§ 4. Местное самоуправление (теория и история самоуправления; система и цели современного сельского самоуправления; аграрные функции местного самоуправления; методы управления АПК в муниципальных образованиях; взаимоотношения органов государственного управления и местного самоуправления в аграрной сфере; формы и виды взаимодействия государства и местного самоуправления)

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Глава 4. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

§ 1. Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения (понятие земель сельскохозяйственного назначения; особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения; субъекты прав на участки земель сельскохозяйственного назначения)

§ 2. Возникновение, изменение и прекращение прав на земли сельскохозяйственного назначения (общие понятия; возникновение права на земельный участок на основании актов (решений) государственных органов и органов местного самоуправления; возникновение права на землю сельскохозяйственных коммерческих организаций; изменение права на земельный участок; прекращение права пользования землями сельскохозяйственного назначения)

§ 3. Права и обязанности пользователей земель сельскохозяйственного назначения (общие понятия; права пользователей земли; право распоряжения землей; право залога земли; право аренды земли; обязанности землепользователей; защита прав; ограничения (обременения) земельных прав)

§ 4. Полномочия государственных и местных органов власти по управлению землями сельскохозяйственного назначения (особенности правомочий управления; внутрихозяйственное управление; содержание функций управления; государственный земельный кадастр; государственная регистрация; государственный учет количества и качества земель; мониторинг земель; землеустройство; контроль за использованием и охраной земель; особенности разрешения земельных споров; цели и задачи охраны земель; специальные требования; недопущение загрязнения земель; стимулирование охраны земель)

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Глава 5. Правовое положение сельскохозяйственных организаций

§ 1. Организационно-правовые формы сельскохозяйственных организаций (понятие сельскохозяйственной организации; правоспособность сельскохозяйственных организаций)

§ 2. Хозяйственные общества и товарищества (общие черты правового статуса; товарищества полные и коммандитные; акционерные общества; общества с ограниченной ответственностью)

§ 3. Сельскохозяйственные кооперативы (сельскохозяйственные потребительские кооперативы; сельскохозяйственные производственные кооперативы; порядок образования сельскохозяйственного кооператива; членство в сельскохозяйственном кооперативе; органы управления сельскохозяйственного кооператива)

§ 4. Сельскохозяйственные унитарные предприятия (правовой статус сельскохозяйственного унитарного предприятия; фонды государственных унитарных предприятий)

§ 5. Некоммерческие организации в сельском хозяйстве (союзы и ассоциации сельскохозяйственных кооперативов; учреждения; фонды)

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Глава 6. Правовой режим имущества сельскохозяйственных коммерческих организаций

§ 1. Понятие и состав имущества сельскохозяйственных коммерческих организаций (право собственности сельскохозяйственной коммерческой организации; порядок наделения имущественными паями и земельными долями; распоряжение имущественными паями и земельными долями)

§ 2. Правовой режим имущества государственных и муниципальных сельскохозяйственных предприятий

§ 3. Правовой режим имущества хозяйственных обществ и товариществ (источники формирования имущества; уставный капитал; распределение прибыли)

§ 4. Правовой режим имущества сельскохозяйственных кооперативов (паевые взносы; фонды сельскохозяйственного кооператива; распределение прибыли и убытков кооператива; имущественная ответственность кооператива и его членов; возврат пая лицу, выходящему из членов сельскохозяйственного кооператива)

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Глава 7. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств

§ 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства и его место в системе сельскохозяйственного производства (понятие крестьянского хозяйства; правовой статус крестьянского хозяйства; законодательство о крестьянском хозяйстве; создание крестьянского хозяйства)

§ 2. Состав крестьянского хозяйства (члены крестьянского хозяйства; глава крестьянского хозяйства)

§ 3. Правовой режим имущества крестьянского хозяйства (правовое положение имущества; правовое положение земельного участка)

§ 4. Правовое регулирование деятельности крестьянского хозяйства (правовые основы деятельности крестьянского хозяйства; государственная поддержка деятельности крестьянского хозяйства)

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Глава 8. Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства

§ 1. Формы и правовые основы ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства (формы ведения садоводства и огородничества; правовое регулирование садоводства и огородничества граждан)

§ 2. Понятие и правовое положение садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан (понятие; правовое положение имущества; организация садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан; права и обязанности членов объединений; деятельность некоммерческих объединений граждан; управление делами садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан)

§ 3. Правовое регулирование государственной поддержки садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан и личного подсобного хозяйства

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Глава 9. Правовое регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве

§ 1. Понятие трудовых отношений (понятие и виды трудовых правоотношений; субъекты трудовых правоотношений; трудовой договор, его содержание; порядок заключения трудового договора; трудовое соглашение члена кооператива и крестьянского хозяйства; изменение трудовых правоотношений; основания и порядок прекращения трудовых правоотношений работников сельского хозяйства; порядок увольнения; прекращение трудовых отношений членов кооператива и КФХ)

§ 2. Рабочее время и время отдыха работников сельского хозяйства (понятие и виды рабочего времени; режим рабочего времени и его учет; понятие и виды времени отдыха; понятие отпуска и его виды)

§ 3. Оплата труда работников сельского хозяйства (понятие оплаты труда, принципы и методы ее регулирования; системы и формы оплаты труда; оплата труда при отклонении от нормальных условий труда; гарантийные и компенсационные выплаты и доплаты; правовая охраны заработной платы и порядок ее выплаты)

§ 4. Дисциплина труда на сельскохозяйственных предприятиях (внутренний трудовой распорядок; основные обязанности работников и работодателя; меры поощрения)

§ 5. Охрана здоровья работников сельского хозяйства (правовое регулирование охраны труда работников сельского хозяйства; обеспечение и организация охраны труда; охрана здоровья женщин, молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью)

§ 6. Трудовые споры работников сельского хозяйства (индивидуальные трудовые споры; рассмотрение трудовых споров в КТС; рассмотрение трудовых споров в суде; коллективные трудовые споры)

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Глава 10. Правовое регулирование договорных отношений в агропромышленном комплексе

§ 1. Понятие и система договоров в агропромышленном комплексе (понятие договора, изменение договорных отношений в АПК; система договоров в АПК; законодательство о договорах в АПК)

§ 2. Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции (договор контрактации; поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд)

§ 3. Договоры в сфере материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса (договор поставки в сфере материально-технического снабжения АПК; энергоснабжение в АПК; договор финансовой аренды (лизинга) в АПК)

§ 4. Договоры в сфере материально-технического обслуживания сельского хозяйства (договор подряда в АПК; строительный подряд; договор о возмездном оказании услуг; договор перевозки и транспортной экспедиции)

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Глава 11. Правовое регулирование финансовых отношений в сельском хозяйстве

§ 1. Система финансовых отношений в сельском хозяйстве (система финансовых отношений в АПК; нормативно-правовое регулирование финансовых отношений в сельском хозяйстве)

§ 2. Правовое регулирование финансирования сельскохозяйственного производства (основы формирования бюджетных денежных средств, направляемых в АПК; цели использования бюджетных денежных средств, направляемых, в АПК)

§ 3. Правовое регулирование кредитования сельскохозяйственного производства (правовое регулирование кредитования в сельском хозяйстве; кредитование в АПК из государственных денежных средств; залоговые отношения при государственном кредитовании в сельском хозяйстве)

§ 4. Правовое регулирование страхования в сельском хозяйстве (значение и виды страхования в сельском хозяйстве; нормативная база страхования в сельском хозяйстве; обязательное и добровольное страхование в сельском хозяйстве)

§ 5. Правовое регулирование налогообложения в сельском хозяйстве (основы государственной налоговой политики в сельском хозяйстве; субъект и объект налогообложения; регулирование налогообложения в сельском хозяйстве; налог на прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей; налог на имущество сельскохозяйственных организаций; налог на добавленную стоимость в сельском хозяйстве; отчисления в специальные фонды; платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды; плата за землю; плата за пользование объектами лесного и водного фонда; особенности налогообложения малого предпринимательства в сельском хозяйстве; налогообложение крестьянских хозяйств)

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Глава 12. Правовое регулирование отдельных видов сельскохозяйственной деятельности

§ 1. Особенности законодательства об отраслях сельского хозяйства (нормативные акты о развитии животноводства и растениеводства; государственное регулирование вопросов производства сельскохозяйственной продукции)

§ 2. Селекция (понятие селекции, законодательное регулирование; охрана селекционного достижения)

§ 3. Семеноводство (государственное управление семеноводством; категории семян, требования к их производству и использованию)

§ 4. Племенное животноводство (законодательство Российской Федерации в области племенного животноводства; государственное регулирование племенного животноводства; регулирование деятельности в области племенного животноводства)

§ 5. Ветеринария (ветеринарная служба; правовое регулирование ветеринарной деятельности)

§ 6. Защита сельскохозяйственных растений (служба защиты растений; функции органов защиты растений)

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Глава 13. Правовое регулирование охраны окружающей среды в сельском хозяйстве

§ 1. Основные задачи и направления охраны окружающей среды в сельском хозяйстве (роль и значение охраны окружающей среды; направления правовой охраны окружающей среды)

§ 2. Права и обязанности участников аграрного производства в области охраны окружающей среды (экологические требования по охране природных объектов; сохранение животного мира; охрана среды при эксплуатации ферм)

§ 3. Система экологического контроля в сельском хозяйстве (экологический мониторинг; государственный экологический контроль; полномочия органов государственного контроля; производственный и общественный контроль)

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Глава 14. Защита прав сельскохозяйственных организаций и предпринимателей

§ 1. Значение, правовые формы и способы защиты прав сельскохозяйственных организаций и предпринимателей (возникновение прав и обязанностей сельскохозяйственных организаций и предпринимателей; способы защиты прав сельскохозяйственных организаций и предпринимателей; формы защиты нарушенных или оспоренных прав)

§ 2. Судебная защита прав сельскохозяйственных организаций и предпринимателей (судебная защита как форма защиты нарушенных или оспоренных прав; значение судебного решения)

§ 3. Правовое регулирование возмещения убытков, причиненных сельскохозяйственному производству (возмещение убытков как способ защиты прав; порядок возмещения убытков и потерь; возмещение землевладельцам, землепользователям и собственникам земли причиненных убытков; возмещение потерь сельскохозяйственного производства; возмещение вреда)

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Глава 15. Юридическая ответственность в области аграрных отношений

§ 1. Соотношение правонарушения и ответственности (состав правонарушения; вина; виды правонарушений и ответственности)

§ 2. Дисциплинарная ответственность (условия применения; значение и эффективность)

§ 3. Материальная ответственность работников (гарантии при установлении материальной ответственности; размеры ответственности; порядок привлечения к материальной ответственности)

§ 4. Административная ответственность (развитие административной ответственности; характеристика правонарушений; административные взыскания; эффективность)

§ 5. Гражданско-правовая ответственность (принципы возмещения вреда; совместное причинение и возмещение вреда; вред здоровью и имуществу граждан; ответственность за неисполнение обязательств по договору)

§ 6. Уголовная ответственность (принципы уголовной ответственности; преступления в аграрной сфере; уголовное наказание)

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Глава 16. Особенности регулирования аграрных отношений за рубежом

§ 1. Правовое регулирование аграрных отношений в странах СНГ и Балтии (основные направления аграрных реформ; крестьянские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы; регулирование сельскохозяйственного производства)

§ 2. Аграрное право в европейских странах (французский опыт; сельское хозяйство Германии; испанское сельское хозяйство; Финляндия)

§ 3. Аграрное право на Американском континенте (США; Канада; Латинская Америка)

§ 4. Сельское хозяйство в азиатских странах (Китай; Вьетнам)

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Рекомендуемая литература

 

 

Аграрное право

Учебное пособие

Издательство НОРМА

Лицензия № 064250 от 6 октября 1995 г.

109544, Москва, Школьная ул., 36-38

Тел./факс (095) 912-97-21

Подписано в печать 17.07.00.

Формат 60x90/16. Усл. печ. л. 30,0

Тираж 30 000 экз. (1-й завод 6 000)

Заказ № 2931.

Издательский Дом ИНФРА • М

Лицензия № 070824 от 21 января 1993 г.

127214, Москва, Дмитровское ш., 107

Тел. (095) 485-70-63; 485-76-18

Отпечатано в полном соответствии

с качеством предоставленных оригиналов

в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат».

150049, Ярославль, ул. Свободы, 97.

Введение

При написании учебника авторы преследовали две основные цели. Первая – доступно и систематизированно изложить основы аграрного законодательства. Вторая – и основная – снабдить учебным пособием преподавание предмета "Аграрное право" в сельскохозяйственных и иных высших учебных заведениях. В настоящее время обсуждается вопрос о введении такого курса в новые Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

К изучению аграрного права как учебной дисциплины в неюридических вузах есть важные основания. Знания в области правового регулирования сельскохозяйственной деятельности необходимы любому специалисту-аграрнику. Законодательных и иных нормативных актов, регулирующих аграрные отношения, множество, и разобраться в их действии непросто.

В то же время анализ аграрного законодательства отстает от потребности жизни. Приходится признать, что аграрно-правовая литература немногочисленна и представлена либо научными публикациями по отдельным проблемам, либо комментариями законов.

Достаточно полное и систематизированное изложение содержится в учебнике для вузов "Аграрное право" под редакцией Г. Е. Быстрова и М. И. Козыря. Но он предназначен для старших курсов юридических вузов и предполагает соответствующую правовую подготовку. Данная же книга ставит целью на уровне учебника преодолеть пробел, образовавшийся в юридических знаниях.

Авторы исходили из того, что предмет "Основы права" уже познакомил студентов с его отраслями, с юридической терминологией, объяснил порядок действия правовых актов. Предполагая у читателей подобную осведомленность, учебник "Аграрное право" вводит их в специфику аграрного законодательства. И кроется она в особенностях самого сельскохозяйственного производства: его сезонный, нестабильный характер, зависимый от погодных условий и не дающий быстрой отдачи от вложения капитала, требует целой системы мер государственной поддержки сельских товаропроизводителей; в аграрном секторе экономики наиболее эффективными оказываются кооперативная и семейная формы производства, не характерные для других отраслей; земля используется в сельском хозяйстве как основное средство производства, и потому земельно-правовые вопросы составляют неотъемлемую часть правового регулирования аграрного производства.

Аграрное законодательство как совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в области сельского хозяйства, давно сформировалось в качестве самостоятельной отрасли, которая наряду с другими (такими как банковское, транспортное,

XVIII_________________Введение_____________________

торговое) входит в комплексную надотрасль хозяйственного (предпринимательского) законодательства. При этом аграрное право – отдельный объект исследования юридической науки.

Структура учебника составлена так, чтобы дать представление обо всех основных институтах современного аграрного законодательства. К ним относятся: государственное управление сельским хозяйством; организация и правовое положение основных аграрных формирований, правовое положение имущества этих формирований; финансовые и договорные отношения в сельском хозяйстве; правовые основы использования земель сельскохозяйственного назначения; правовое регулирование трудовых и экологических отношений в аграрном секторе; правовое регулирование отдельных видов сельскохозяйственной деятельности; защита прав сельскохозяйственных организаций и предпринимателей; ответственность за нарушение аграрного законодательства.

Необходимой частью учебника является история аграрных отношений в России, а также разъяснение новейшей реформы. Это дает представление об истоках и развитии современного аграрного законодательства, объясняет, почему те или иные отношения в аграрной сфере урегулированы установленным образом.

Важное место отведено системе аграрного законодательства с тем, чтобы студент мог не только получить представление о действующих нормативных актах в этой области, но и знать о том, как они взаимодействуют.

Поскольку аграрное законодательство представляет собой самостоятельную отрасль и за рубежом, отдельная глава знакомит с основами правового регулирования этой сферы в других государствах.

По сравнению с имеющимися изданиями по аграрному праву в данном учебнике более подробно представлена тема правовой охраны окружающей природной среды в сельском хозяйстве. Впервые показаны такие темы, как: правовое регулирование личных подсобных хозяйств граждан, садоводства и огородничества; семеноводство, племенное животноводство, ветеринария, защита растений; аграрное законодательство стран СНГ.

Все члены авторского коллектива занимаются не только научной, но и законопроектной работой, преподают право в юридических, сельскохозяйственных высших и средних специальных учебных заведениях. Поэтому предлагаемый материал апробирован в учебном процессе, на научно-практических конференциях, на практике. По имеющейся у авторов информации, Департамент кадровой политики и образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации будет рекомендовать образовательным учреждениям Минсельхоза России данное пособие для использования в учебном процессе.

Авторы учебника выражают надежду, что аграрное право заинтересует студентов и станет важной частью программы обучения.

^ Глава 1. Аграрное право как учебная дисциплина

Отношения в области агропромышленного комплекса – предмет регулирования аграрного законодательства, – Правовые основы проведения аграрной реформы.

 

 

 

§ 1. Отношения в области агропромышленного

комплекса – предмет регулирования

аграрного законодательства

(понятие аграрного права; аграрное законодательство:

понятие и система; предмет аграрного права; методы

аграрного права; принципы аграрного права)

Из курса "Основы права" студентам сельскохозяйственных, землеустроительных и других неюридических вузов известно, что российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права. Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты1. Аграрное право, однако, не входит в число отраслей, основы которых изучаются в названном курсе. А существует ли вообще такая отрасль права? Оказывается, это непростой вопрос.

^ Понятие аграрного права

Одни ученые-юристы доказывают необходимость выделения аграрного права как самостоятельной отрасли, другие это оспаривают. Дело в том, что система права не остается неизменной с течением времени. Бывает, что с возникновением новых общественных отношений появляется и новая отрасль права – так, с ростом применения наемной рабочей силы трудовое право выделилось из права гражданского – и наоборот, какие-то отрасли отмирают. Характерный пример – колхозное право. Когда в нашей стране в 30-е гг. была проведена сплошная кол-

1 Подробнее об этом см., например: Общая теория права. Учебник для юридических вузов / Под ред. проф. А. ^ С. Пиголкина. М., 1997; Сырых В. М. Теория государства и права. М., 1998; Правоведение. Учебное пособие / Под ред. С. А. Боголюбова. М., 1999.

2 Глава 1. Аграрное право как учебная дисциплина

лективизация и создана колхозная система, появилось и законодательство, регулирующее ее деятельность. Поскольку в колхозах сохранялся особый по сравнению с государственными предприятиями порядок управления, распределения доходов, регулирования труда, социального обеспечения, наследования имущества в семье колхозника (колхозном дворе), существование специальной отрасли колхозного права явилось объективной необходимостью. Эта отрасль прекратила свое существование в ходе перестройки экономики, когда государственные сельскохозяйственные предприятия – совхозы – были уравнены с колхозами в правах по распоряжению своим имуществом, а затем те и другие реорганизованы в коммерческие организации. И хотя в настоящее время колхозы существуют, они представляют собой лишь одну из разновидностей сельскохозяйственных кооперативов.

Некоторые отрасли в процессе развития права сближаются; так, с введением права частной собственности земельное право в области регулирования сделок с землей тесно переплелось с гражданским правом.

Общепризнаны в науке российского права такие традиционные отрасли, как конституционное, административное, гражданское, уголовное право. Однако ряд ученых обосновывают необходимость выделения еще и комплексных отраслей в качестве вторичных правовых образований1. К ним относят, например, предпринимательское право. Сторонники аграрного права также основываются на теории комплексных отраслей2. Они определяют аграрное право как "систему правовых норм, регулирующих аграрные (земельные, имущественные, трудовые, организационно-управленческие) отношения в сфере сельскохозяйственной производственной деятельности""1.

Вопрос о необходимости выделения такой отрасли (тогда она называлась сельскохозяйственным правом) был поставлен в науке в начале 70-х гг. В юридической литературе развернулась дискуссия по данной проблеме4. К тому времени кол-

1 Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981.

2 Аграрное право. Учебник для вузов / Под ред. Г. Е. Быстпрова, М. И. Козыря. М., 1998. :i Аграрное право. С. 22.

4 См., например: Козырь М. И. Советское сельскохозяйственное право: тенденции становления и развития // Советское государство и право. 1973. № 6; Денисов А. А. Сельскохозяйственное право, наука и практика // Советское государство и право. 1974. № 1; Кичатова О. А. Сельскохозяй-

§ 1. Отношения в области агропромышленного комплекса _______3

хозное право уже не могло охватить всех отношений в области сельского хозяйства: резко возросло количество совхозов – государственных сельскохозяйственных предприятий (они создавались на целинных землях, а также в ходе массового преобразования колхозов). Большинство правительственных постановлений и иных нормативных актов, регулировавших вопросы планирования, стимулирования и организации производства продукции сельского хозяйства, распространялось в равной мере как на колхозы, так и на совхозы. Возникло такое явление, как межхозяйственная кооперация. Дальнейшие поиски путей развития экономики, решения продовольственной проблемы привели к появлению агропромышленных предприятий и объединений.

Все это требовало изучения в науке и закрепления в праве, поэтому идея о сельскохозяйственном праве явилась объективно закономерной. И если вопрос о его месте в системе отраслей права остается спорным, то, несомненно, можно утверждать, что за прошедшие годы сложилась наука аграрного права как область научных исследований и одноименная учебная дисциплина. Именно с последней точки зрения мы и будем рассматривать аграрное право.

^ Аграрное законодательство: понятие и система

Основным предметом и науки и курса аграрного права является аграрное законодательство (иначе оно называется законодательством о сельском хозяйстве или сельскохозяйственным законодательством – эти термины равнозначны).

Отрасль законодательства – это система нормативных актов, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права; в законодательстве объективно существуют комплексные отрасли, включающие нормы разных отраслей права: например, законодательство о здравоохранении, о науке, о культуре. К ним относится и аграрное законодательство. Оно официально упомянуто в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Пре-

ственное право как комплексная отрасль права // Советское государство и право. 1973. № 9; Панкратов И. Ф. Сельскохозяйственное право как отрасль права? Нет оснований // Советское государство и право. 1973. № 9; Казъмин И. Ф. Право и сельское хозяйство // Советское государство и право. 1974. № 1.

4 Глава 1. Аграрное право как учебная дисциплина

зидента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г., обновленном в 1994 г.1

Аграрное законодательство представляет собой комплекс нормативных актов разного уровня – законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов и инструкций соответствующих министерств и ведомств, – регулирующих отношения, возникающие в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Сельскохозяйственная деятельность в данном случае понимается как производство продукции растениеводства и животноводства, ее реализация и первичная переработка самими сельскими товаропроизводителями. Соответственно в сферу регулирования аграрного законодательства не входит деятельность предприятий пищевой промышленности и других перерабатывающих сельхозпродукцию производств; сельскохозяйственного машиностроения, сельского строительства.

Означает ли это, что аграрное законодательство не охватывает весь агропромышленный комплекс (АПК)? АПК, как известно, составляет сельское хозяйство совокупно с обслуживающими его производствами, которые осуществляют закупку сельскохозяйственной продукции, ремонт сельскохозяйственной техники. Аграрное законодательство регулирует договорные отношения сельских товаропроизводителей с такими обслуживающими организациями, но деятельность всех предприятий АПК шире сферы действия аграрного законодательства.

Отрасль современного аграрного законодательства состоит из нескольких крупных подотраслей, представляющих собой массивы нормативных актов:

• государственное руководство сельским хозяйством. Включает нормативные правовые акты о системе органов управления, о государственной политике в области ценообразования на продукцию сельского хозяйства, финансирования и кредитования аграрных предприятий, применения льгот и дотаций, лицензирования отдельных видов деятельности и т. п.;

• правовой статус сельскохозяйственных формирований: обществ, товариществ, кооперативов, а также крестьянских и личных подсобных хозяйств. Общие нормы об организационно-правовых формах юридических лиц содержатся в гражданском законодательстве. К аграрному же относятся правовые акты, регулирующие либо особенности отдельных форм пред-

1 СЗ РФ. 1994. № 1. Ст. 46.

§ 1. Отношения в области агропромышленного комплекса 5

принимательства (принятие таких актов прямо предусмотрено, например, законами об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью), либо деятельность таких чисто аграрных формирований, как сельскохозяйственные кооперативы и крестьянские хозяйства;

• договорные отношения в сфере агропромышленного комплекса. Здесь принцип тот же: все договоры регулируются Гражданским кодексом РФ, но конкретизация его норм по отношению к договорам, применяемым в агропромышленной сфере, производится в аграрных нормативно-правовых актах;

• отдельные отрасли сельскохозяйственного производства. Включают нормативные акты, направленные на стимулирование развития отдельных отраслей животноводства и растениеводства (например, овцеводства, пчеловодства, льноводства, виноградарства), внедрение прогрессивных и экологически чистых технологий производства той или иной сельскохозяйственной продукции, соответствие ее стандартам качества и безопасности. Кроме того, сюда можно отнести группу актов, которые регулируют сельскохозяйственную деятельность, связанную с научным, ветеринарным, агрономическим, агрохимическим обслуживанием аграрного производства, в том числе вопросы селекции, семеноводства, племенного животноводства.

Есть еще некоторые вопросы: культура, быт, благоустройство в сельском хозяйстве; сельскохозяйственное переселение; подсобные промыслы.

^ Предмет аграрного права

Изучая нормативные акты во вопросам сельского хозяйства, аграрное право занимается сопоставлением, анализом и толкованием содержащихся в них норм. Для этого необходимо знать нормативные акты других отраслей, связанные с вопросами, решаемыми аграрным законодательством; реально складывающиеся в сельском хозяйстве отношения; практику разрешения споров с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей судами и арбитражными судами; историю развития российского законодательства о сельском хозяйстве в дореволюционный, советский и послеперестроечный периоды; основы аграрного законодательства стран ближнего и дальнего зарубежья. Все это и составляет предмет аграрного права и как науки, и как учебной дисциплины.

6

Глава 1. Аграрное право как учебная дисциплина

 

 

 

Таким образом, российское аграрное право как учебная дисциплина изучает законодательство, регулирующее общественные отношения, связанные с сельскохозяйственной деятельностью, практику его применения, историю возникновения и развития, а также аграрное законодательство зарубежных стран.

Как уже отмечалось, аграрное право изучает более широкий массив законодательства, чем чисто аграрное законодательство: так, в курсах для юридических вузов выделяется раздел о регулировании трудовых отношений в сельском хозяйстве на том основании, что, хотя это составляет предмет трудового законодательства, в трудовом праве специально не изучается. В данном же учебнике авторы постарались дать еще более подробное по сравнению с вышеназванными курсами освещение смежных с аграрным отраслей законодательства, прежде всего земельного и природоохранного, а также имеющих отношение к регулированию сельскохозяйственной деятельности основных положений гражданского, административного, финансового, налогового, экологического и трудового законодательства, поскольку студентами сельскохозяйственных вузов эти дисциплины детально не изучались.

 

^ Методы аграрного права

Каждая из традиционных отраслей права имеет специфический метод правового регулирования, то есть способ воздействия

норм данной отрасли на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения. Аграрное право (как комплексная отрасль) использует методы разных отраслей. Для него характерно органичное сочетание публично-правовых и частноправовых методов регулирования. Что это означает?

Все отрасли права можно разделить на публичные (государственное, административное, уголовное, финансовое, экологическое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессу-альное право) и частные (гражданское, семейное, трудовое право).

Публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами и иными субъектами права. При этом госорганы выступают в качестве носителей государственно-властных полномочий, они устанавливают обязательные предписания, а к нарушителям применяют меры государственного принуждения.

§ 1. Отношения в области агропромышленного комплекса_________7

Частное право – это сфера свободной деятельности, где все, включая и государство, участвуют в отношениях на равных.

В аграрном праве управленческие, публично-правовые отношения касаются регулирования государством цен на сельскохозяйственную продукцию, показателей качества этой продукции, государственных дотаций и компенсаций, взимания налогов, условий предоставления кредитов. Они составляют сферу деятельности органов Министерства сельского хозяйства, государственных комиссий и инспекций. В этих отношениях используются методы дозволения, запрета, властного предписания.

В период господства командно-административных методов управления экономикой указанные методы преобладали и в аграрном законодательстве. С переходом к рыночной экономике все шире становится область применения частного права.

Частноправовая сфера в сельском хозяйстве – это отношения, связанные с созданием и деятельностью аграрных коммерческих организаций и крестьянских хозяйств, заключением и исполнением договоров, а также трудовые и членские отношения граждан, занятых в аграрном производстве. В регулировании этих отношений применяется метод добровольности, юридического равенства сторон, их независимости друг от друга (даже если в них участвует государство).

^ Принципы аграрного права

Аграрное право строится в основном на тех принципах, которые характерны и для всего российского права:

• обеспечение законности в деятельности всех участников аграрных отношений;

• установление государством основных приоритетов развития агропромышленного комплекса;

• экологическая безопасность, обеспечения качества производимой продукции;

• свобода выбора форм хозяйствования аграрными предпринимателями;

• свобода договора;

• судебная защита нарушенных прав участников аграрных отношений.

Однако один специальный принцип аграрному праву все же присущ: это принцип учета специфики сельскохозяйственного производства. Специфика состоит в том, что в сельском хозяйстве земля используется как основное средство произ-

8 Глава 1. Аграрное право как учебная дисциплина

водства; оно связано с воспроизводством живых организмов – растений и животных – и имеет сезонный характер. Но это объективные особенности. Практика правоприменения показывает, что нормы аграрных законов эффективны, когда учитывают и социально-правовую специфику: уклад сельской жизни, менталитет крестьянства; десятилетия колхозного строя при отсутствии права частной собственности на землю и системе договорных отношений.

 

§ 2. Правовые основы проведения аграрной реформы

(цели и содержание аграрной реформы в России; развитие законодательства об аграрной реформе)

Современное аграрное законодательство, все его институты неразрывно связаны с проблемами проводимой в стране аграрной реформы. Большинство нормативных актов, которыми вводились реформенные изменения, действуют до сих пор; содержащиеся в них нормы регулируют многие вопросы сельскохозяйственного землепользования, порядка формирования сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств. Без знания истории, последовательности проведения реформы невозможно понять тех процессов, которые происходят сейчас на селе. Поэтому данная тема является ключевой по отношению к темам, раскрываемым в последующих главах учебника.

^ Цели и содержание аграрной реформы в России

Ныне, когда прошло более десятка лет со времени начала коренных преобразований в сельском хозяйстве, становятся видны все достижения и просчеты. Итоги реформы анализируются главным образом в экономической и сельскохозяйственной литературе и хорошо известны будущим специалистам-аграриям. В данном же учебнике речь пойдет о правовых основах аграрной реформы.

При ее изучении следует выделять следующие аспекты. 1. Аграрная реформа – составная часть экономической реформы в целом: перестройки системы планирования, финансирования, ценообразования, банковской системы, земельных отношений, приватизации перерабатывающих сельхозпродукцию предприятий. Без изменения хозяйственной системы возможны только такие преобразования в области сельского

§ 2. Правовые основы проведения аграрной реформы 9

хозяйства, которые носят характер управленческих реорганизаций. Так, в доперестроечные годы проводилось укрупнение и разукрупнение колхозов; создание, а потом ликвидация машинно-тракторных станций, районных агропромышленных объединений.

С другой стороны, все крупные реформы в экономике нашей страны так или иначе преломлялись в сельском хозяйстве, например, перевод государственных предприятий на хозрасчет, внедрение подрядных и арендных отношений. И нынешняя аграрная реформа прошла те же стадии развития, что и реформа экономики в целом: создание коллективных предприятий на первом этапе, затем – повальное их акционирование (и все ошибки и недостатки ускоренного перехода к рынку, такие как непродуманная приватизация, разрушение сложившихся хозяйственных связей, ударили и по аграрному сектору).

2. Аграрная реформа неразрывно связана с реформой земельной. Их трудно разделить, поскольку они проводятся в жизнь в основном одними и теми же нормативными актами, пересекаются в части приватизации сельскохозяйственных земель. Однако они не совпадают: земельная реформа связана с введением права частной собственности на участки земель в городах, на земли промышленности и транспорта, на участки, занимаемые жилыми строениями, дачами, гаражами. А аграрная реформа, кроме вопросов, связанных с приватизацией земель сельскохозяйственных предприятий, занимается преобразованием самих этих предприятий.

3. Нельзя оторвать аграрную реформу и от реформы правовой. В первое десятилетие существования независимого российского государства происходило и формирование системы российского права. Проведение преобразований в сельском хозяйстве совпало с самым началом этого процесса, в дальнейшем законодательство во многом изменилось, и это 'обязательно надо учитывать при изучении нормативных актов об аграрной реформе. Так, Гражданский кодекс РФ (часть первая), принятый в 1994 г., ввел принципиально новые положения о порядке создания и деятельности юридических лиц, об их организационно-правовых формах. Эти и другие положения распространяются на все отрасли экономики, и поэтому все противоречащие им нормы аграрного права не могут применяться.

Итак, мы выяснили, что проведение аграрной реформы имело объективные социально-экономические предпосылки. Но сегодня возникает другой очень важный вопрос – насколько

10

^ Глава 1. Аграрное право как учебная дисциплина

 

 

 

выполнены ее задачи и можно ли считать аграрную реформу завершенной.

Конечная цель аграрной реформы – создание эффективного и высокорентабельного сельскохозяйственного производства, способного обеспечить потребности населения в качественных продуктах питания, а промышленности – в соответствующем сырье, и поставлять конкурентоспособную сельскохозяйственную продукцию на мировой рынок. Как известно, эта цель не достигнута, более того, в большинстве регионов России наблюдается спад аграрного производства. Поэтому в широком смысле аграрная реформа не закончена, поиск путей (экономических и правовых) улучшения дел в сельском хозяйстве продолжается. Необходимы и скорее всего будут осуществляться новые преобразования. Но это не означает, что необходимы радикальные изменения, которые вновь поломают всю сложившуюся систему отношений в сельском хозяйстве. На базе этой системы предстоит совершенствовать деятельность сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств, порядок их кредитования и финансирования и т. д. Все это и будет представлять собой новые этапы аграрной реформы в нашей стране.

Непосредственной же задачей первого этапа российской аграрной реформы, начатого в 1990–1991 гг., было создание равных возможностей для предпринимательства на селе в самых разных формах – индивидуальных и коллективных, крупных и мелких. С этой целью предполагалось осуществить реформу в двух направлениях: 1) произвести раздел имущества и земли колхозов и совхозов на паи и доли работающих в них лиц, с тем чтобы дать им возможность создать фермерское хозяйство или сельхозкооператив; 2) преобразовать колхозы и совхозы в новые, более современные формирования. Эта задача в основном решена.

Остановимся теперь на том, какими правовыми средствами реформа проводилась в жизнь.

^ Развитие законодательства об аграрной реформе

Реформа проводилась в сжатые сроки, в непростой политической и экономической обстановке, поэтому законодательство о ней сложно и не всегда последовательно. Тем не менее его необходимо знать, поскольку в нем заложены основы правового статуса нынешних сельскохозяйственных формирований.

§ 2. Правовые основы проведения аграрной реформы___________11

Неизбежность преобразований в экономике была ясна еще до перестройки: много говорилось о необходимости "разгосударствления" колхозов, возврата им кооперативной, природы. В 1988 г. был принят Закон о кооперации в СССР, где целый раздел был посвящен колхозам. Предписывалось создавать в них (кроме неделимых) паевой фонд, средства которого равномерно распределялись бы между колхозниками и на который должны были начисляться определенные проценты от доходов колхоза. Законом предусматривалось также, что в колхозе могут быть созданы (на основе его подразделений) первичные кооперативы, которым предоставляется хозяйственная самостоятельность, а колхоз становится "коопхозом", или ассоциацией первичных кооперативов. Эти положения, закрепленные и в Примерном уставе колхоза 1988 г., успешно применялись. Однако действующему законодательству они не соответствуют, хотя и встречаются еще в уставах некоторых хозяйств.

В Законе о кооперации специально оговаривалось, что колхозы как собственники производимой ими продукции вправе свободно ею распоряжаться. Но эта норма (как и многие другие) была декларативной – обязательные поставки сельскохозяйственной продукции отменили только в конце 1993 г.

Затем демократические преобразования коснулись и государственных предприятий, в том числе совхозов: выборность руководства, расширение хозяйственной самостоятельности, арендные и подрядные отношения. Закон о собственности 1990 г. устанавливал, что часть чистой прибыли предприятия передается в собственность членов трудового коллектива; сумма, приходящаяся на каждого работника, образует его вклад, на который предприятие ежегодно выплачивает проценты (дивиденды) в размерах, устанавливаемых по соглашению администрации и трудового коллектива. Эта идея коллективной собственности сыграла прогрессивную роль на том этапе, когда в законодательстве еще не было закреплено понятие права частной собственности юридического лица.

Кардинальные изменения в правовой статус совхозов внес Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР": совхозы признавались собственниками закрепленного за ними имущества, каковыми до тех пор были только колхозы как негосударственные кооперативные предприятия. Правда, никаких конкретных действий по поводу порядка распоряжения совхоз-

12

^ Глава 1. Аграрное право как учебная дисциплина

 

 

 

ным имуществом в тот период не последовало, совхозы считаг лись собственниками своего имущества только формально. Однако в дальнейшем по отношению к колхозам и совхозам никогда не употреблялся термин "приватизация", поскольку их имущество по закону не принадлежало государству. Приватизировались только государственные специализированные предприятия.

В 1990 г. был принят и Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", закрепивший основные организационно-правовые формы, в которых могла осуществляться предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц, в том числе в сельскохозяйственной сфере.

Наконец, в том же году вышли два важнейших закона, которыми, по существу, и было положено начало аграрной и земельной реформам: "О земельной реформе" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Первый из них ввел частную собственность граждан на землю, декларировал ее бесплатное предоставление крестьянам для ведения фермерского хозяйства, а также возможность передачи земли негосударственным сельскохозяйственным предприятиям в коллективно-долевую собственность. Закон указывал, что цель проводимой земельной реформы – "перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики".

Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" впервые предоставил работникам право на выход из сельскохозяйственного предприятия с земельным и имущественным паем. Но конкретного порядка расчета таких паев и наделения ими установлено не было. Не решался этот вопрос и в Земельном кодексе РСФСР, принятом в апреле 1991 г.

Непосредственное начало преобразованиям было положено Указом Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" 1992 г. Он предписывал всем колхозам и совхозам привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах. Установлено, что в месячный срок со дня подачи работником заявления о намерении создать крестьянское хозяйство ему должны быть выделены земельная доля и имущественный пай.

§ 2. Правовые основы проведения аграрной реформы___________1J5

Процедуру таких преобразований определило постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. "О порядке реорганизации колхозов и совхозов". Согласно этому акту в каждом колхозе и совхозе создавались специальные комиссии, включающие представителей местных органов власти, администрации хозяйств, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Министерством сельского хозяйства было утверждено Положение о комиссии по приватизации земли и реорганизации колхоза (совхоза).

Упомянутое постановление определяет основные принципы приватизации земли и раздела имущества сельскохозяйственных предприятий. Именно в нем впервые было зафиксировано, кто имеет право на земельную долю и имущественный пай, как устанавливаются их размеры и как можно ими распорядиться. В дальнейшем эти положения были развиты и уточнены в Указе Президента РФ от 27 октября 1993 г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и принятом на его основе постановлении Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев".

Однако на начало 1992 г. объявленный темп реформ оказался завышенным, тем более что полной ясности в вопросе реорганизации сельскохозяйственных предприятий по-прежнему не было. Очередной съезд колхозников принял специальную резолюцию и обращение к Президенту и Правительству, в которых просил отменить решения по аграрной реформе.

В результате 6 марта 1992 г. Правительство РФ приняло постановление "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации", которым установлено, что в случае принятия собранием трудового коллектива решения сохранить прежнюю форму хозяйствования осуществляется перерегистрация колхоза или совхоза с закреплением за ним земли согласно действующему законодательству. При этом подчеркивалось, что работникам должно быть обеспечено право выхода без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Мин-сельхозом РФ были изданы специальные рекомендации по приведению уставов таких колхозов и совхозов в соответствие с действующим законодательством.

Начало проведения реорганизации сельскохозяйственных предприятий выявило целый ряд нерешенных вопросов, в ча-

14 Глава 1. Аграрное право как учебная дисциплина

стности, о том, как реорганизуются: межхозяйственные организации; предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию; подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий; учебные, опытные и узкоспециализированные хозяйства. Названные вопросы урегулированы в Положении о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденном постановлением Правительства РФ в сентябре 1992 г.

В 1993 г. в Нижегородской области начался эксперимент по применению особой (разработанной учеными-экономистами) модели реорганизации хозяйств. В соответствии с ней колхоз или совхоз дробится на несколько более мелких коммерческих организаций (товариществ, кооперативов, крестьянских-хозяйств). При этом проводится внутрихозяйственный аукцион, где земля и имущество делятся с учетом количества условных земельных долей и имущественных паев, которыми обладают участники аукциона, желающие создать новые хозяйства. Этот опыт был изучен и рекомендован к применению. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1994 г. "О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области" утвержден ряд документов для использования при реорганизации по "нижегородской модели": Положение о реформировании сельскохозяйственных предприятий, Правила проведения внутрихозяйственных аукционов по распределению земли и имущества при реорганизации сельскохозяйственных предприятий и Типовой пакет документов для проведения таких внутрихозяйственных аукционов.

В том же 1994 г. принято постановление Правительства РФ "Об особенностях преобразования в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе". Предприятия и организации строительной индустрии, дорожного строительства, заготовки и переработки древесины, проектные организации, автотранспортные предприятия и другие, создававшиеся для обслуживания сельскохозяйственных предприятий на их средства и с участием государства, преобразуются в акционерные общества открытого типа с выделением в уставном капитале доли государства и доли пайщиков.

Особое внимание было уделено предприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, поскольку ста-

§ 2. Правовые основы проведения аграрной реформы 15

ло очевидно, что практика их приватизации не отвечает уровню развития промышленности и агросервиса. Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. "Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса" предыдущее Положение о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции 1992 г. было отменено. Утверждено Положение о продаже по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям акций акционерных обществ, созданных при приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции. Созданные ранее акционерные общества обязывались осуществить вторичную эмиссию акций с размещением их среди сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вновь приватизируемые предприятия преобразуются в акционерные общества открытого типа независимо от численности работников и стоимости основных фондов с предоставлением льгот членам трудового коллектива; все остальные акции реализуются сельскохозяйственным товаропроизводителям сырьевой зоны данного предприятия.

Таким образом, законодательство о реорганизации сельскохозяйственных предприятий практически сформировалось к 1995 г. В дальнейшем развивались и уточнялись только вопросы распоряжения земельными долями – в частности, в упоминавшемся постановлении Правительства РФ 1995 г., Указе Президента РФ от 7 марта 1996 г. "О реализации конституционных прав граждан на землю", приказе Роскомзема о порядке аренды земельных долей (подробнее см. гл. 5). Большую роль в регулировании статуса сельскохозяйственных организаций сыграл Гражданский кодекс РФ (часть первая), который в значительной степени изменил порядок образования, деятельности и формы таких организаций (см. гл. 6).

Контрольные вопросы

1. Какова структура аграрного законодательства?

2. Что изучает аграрное право?

3. Каковы цели и задачи аграрной реформы?

4. Назовите основные нормативные акты, регулирующие проведение аграрной реформы в России.

16

^ Глава 1. Аграрное право как учебная дисциплина

 

Темы рефератов

1. История возникновения и развития колхозного, сельскохозяйственного, аграрного законодательства.

2. Соотношение аграрного законодательства с земельным, гражданским, административным, экологическим, трудовым и другими отраслями российского законодательства.

3. Содержание и порядок проведения реорганизации сельскохозяйственных предприятий по законодательству об аграрной реформе.

 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20



Скачать файл (420.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации