Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Продажа предприятий и имущества предприятий в период конкурсного производства - файл 1.doc


Реферат - Продажа предприятий и имущества предприятий в период конкурсного производства
скачать (119 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc119kb.20.12.2011 12:05скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Реализация имущества должника в ходе конкурсного производства


Продажа имущества должника - ключевой момент процедуры конкурсного производства в рамках дела о несостоятельности. Именно она обеспечивает реализацию основных целей банкротства на этом этапе - соразмерное и максимально возможное удовлетворение требований кредиторов.
Институт несостоятельности (банкротства) в России существует с 1992 года, а действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» - уже третий по счету. Однако, несмотря на значительные перемены, произошедшие в отечественном законодательстве о банкротстве в последнее время, продажа имущества предприятия должника и сегодня является наиболее проблемным вопросом процедуры конкурсного производства, так как непосредственно затрагивает интересы широкого круга лиц (государства, кредиторов, собственников имущества, учредителей и участников организаций).

В статье 139 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. №127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) указано, что начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком, привлекаемым конкурсным управляющим. В свою очередь, она не дает ответ на вопрос относительно той стоимости имущества, которую должен определить независимый оценщик в рамках процедуры банкротства – конкурсного производства, а именно должен ли он определить рыночную стоимость отчуждаемых объектов или же ликвидационную стоимость (отличную от рыночной). На практике рыночная стоимость превышает ликвидационную (разница достигает 30-50 %). Отсутствие четкого законодательного регулирования в этой части порождают противоречивые мнения. Анализ судебной практики также не дает однозначного ответа на этот вопрос.

Глава VII Закона о банкротстве, не предусматривает каких-либо особенностей, связанных с оценкой и реализацией имущества должника в ходе конкурсного производства. Однако, по условиям п.6 ст.139 Закона, продажа имущества должника осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 3 - 8 ст.110 и ст.111, то есть положений главы Закона, регулирующей процедуру внешнего управления, с особенностями, предусмотренными главой «конкурсное производство». В свою очередь, эти особенности касаются лишь порядка и условий реализации имущества должника. Так, реализация имущества должника осуществляется на открытых торгах в соответствии с Предложением о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества, утвержденным собранием кредиторов или судом.

По условиям ст.ст.110-111 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)», начальная цена имущества, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов (комитета кредиторов) на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим.

Сторонники определения ликвидационной стоимости в обоснование своих доводов приводят следующие аргументы. Положения, установленные ст. 110, 111 Закона о банкротстве относятся к процедуре внешнего управления, предусматривающего иные цели, чем конкурсное производство. Стандарты оценки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.07.01 г. № 519 (далее – Стандарты оценки) определяют ликвидационную стоимость как стоимость объекта оценки в случае, если он должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов[2]. Срок конкурсного производства составляет один год и может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Период реализации имущества предприятия-должника еще короче периода конкурсного производства как минимум на 2-3 месяца, поскольку конкурсный управляющий до продажи имущества обязан провести его инвентаризацию и оценку, а также представить собранию кредиторов на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника (ст. 111, ст. 129, ст. 130, ст. 139 Закона о банкротстве). Указанная позиция была поддержана также и судебно-арбитражной практикой[3].

^ Факторы, влияющие на стоимость имущества.

В статье 3 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» раскрывается уже само понятие рыночной стоимости, т.е. – это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Также в статье 7 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» закреплено, что установлению подлежит рыночная стоимость объекта оценки, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки. Вместе с тем, глава VII Закона о банкротстве таких требований не содержит, а наоборот отсылает к статье 111 Закона о банкротстве, в которой говориться именно о рыночной стоимости.

При этом, следует обратить особое внимание на тот факт, что срок внешнего управления также императивно ограничен. Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Внешний управляющий, исходя из ст. 99 Закона о банкротстве, должен провести полную инвентаризацию имущества должника (1-2 месяца), его оценку (1-2 месяца), разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов (1-2 месяца), и только после его утверждения собранием кредиторов приступить к реализации имущества путем проведения открытых торгов в форме аукциона (3-5 месяцев). Как видим, непосредственный период реализации имущества должника в ходе внешнего управления также может быть ограничен сроком от 1 года до 6 месяцев.

Вместе с тем, ни в одном нормативно-правовом акте не определены конкретные сроки экспозиции (реализации) объектов оценки: движимого и недвижимого имущества, специального оборудования и предметов общего потребления и т.д. Как правило, эти сроки определяются на основании данных статистических исследований, и могут существенно отличаться друг от друга в зависимости от территории, на которой проводились такие исследования, а также от основных критериев обработки статистической информации.

Сам факт ликвидации должника также не может расцениваться, как безусловное основание для определения ликвидационной стоимости его имущества. Так, например, при добровольной ликвидации, должник не связан никакими сроками реализации своего имущества, в связи с этим, имущество реализуется по рыночной стоимости. Кроме того, даже при принудительной ликвидации, установленные законом сроки могут быть достаточными для реализации отдельных видов имущества. Вместе с тем, и срок конкурсного производства может быть продлен судом по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего с целью его завершения [5].

Второй довод относительно того, что в ходе конкурсного производства должна определяться ликвидационная стоимость имущества должника в силу вынужденной продажи имущества, не является достаточно убедительным. Фактор вынужденности продажи не обязательно влияет на обязанность определять не рыночную стоимость имущества. Так, в соответствии со ст.ст. 75-77 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ при выкупе обществом акций по требованию акционеров должна быть определена рыночная стоимость акций без учета ее изменения в результате действий самого общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций. При этом, следует отметить, что общество обязано выкупить акции у такого акционера именно по рыночной стоимости, несмотря на наличие всех факторов вынужденности этой продажи (сроки сделки строго ограничены законом, общество не всегда является заинтересованным покупателем и т.п.).

^ Цель конкурсного производства.

Продажа имущества должника - ключевой момент процедуры конкурсного производства в рамках дела о несостоятельности. Именно она обеспечивает реализацию основных целей банкротства на этом этапе - соразмерное и максимально возможное удовлетворение требований кредиторов.

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий на основании данных финансового анализа может совершенно определенно установить, что платежеспособность должника восстановлена (ст. 146 Закона о банкротстве). В связи с этим, собрание (комитет) кредиторов может принять решение о прекращении конкурсного производства. Кроме того, на любой стадии банкротства, должник, кредиторы и уполномоченный орган могут принять решение о заключении мирового соглашения (ст.ст. 146, 150 Закона о банкротстве).

Анализируя вышесказанное, применительно к процедуре банкротства – конкурсного производства, можно сделать вывод о том, что на определение рыночной стоимости имущества должника не влияют никакие чрезвычайные обстоятельства. Имущество продается на открытом рынке, посредством публичного предложения, в том числе, на открытых торгах, информация о проведении которых подлежит обязательной публикации в СМИ за 30 дней до даты проведения торгов. При этом доступ к сведениям о реализуемых объектах недвижимого имущества в рамках конкурсного производства всегда носит открытый характер. Потенциальные покупатели имущества должника, как правило, хорошо информированы об его основных характеристиках задолго до того, как в отношении организации будет введено конкурсное производство.

Изложенный вывод поддержан и судебной практикой. Так, в постановлении ФАС ЗСО указано: «По общему правилу п. 6 ст. 139 ФЗ о банкротстве продажа предприятия, а также иного имущества должника осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены п.3-8 ст. 110 и 111 ФЗ, с особенностями, предусмотренными настоящей главой. Так, согласно п.5 ст. 110 и п. 3 ст. 111 ФЗ о банкротстве начальная цена продажи предприятия (имущества), выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного в порядке, предусмотренном ст. 130 настоящего ФЗ. Под иным порядком понимается лишь обязательное установление окончательной цены продажи решением собрания кредиторов». Аналогичный вывод изложен и в Постановлении ФАС СКО[8], в котором говорится о том, что конкурсный управляющий привлекает независимого оценщика для определения рыночной стоимости имущества, подлежащего реализации на открытых торгах.

Интересна позиция кассационной инстанции ФАС Дальневосточного округа по рассматриваемому вопросу. Так, суд в своем постановлении указал следующее. «Действительно, в Законе о банкротстве отсутствуют нормы о том, по какой стоимости подлежит продаже имущество должника. В тоже время согласно ст. 2 Закона целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Исходя из этого, а также в силу п.3 ст. 20 того же Закона конкурсный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно с учетом интересов должника и кредиторов, а поэтому должен обеспечить реализацию имущества по максимально выгодной цене, учитывая принцип максимизации получения доходов от управления. Между тем, судебные инстанции не дали оценку спорному договору об отчуждении имущества должника с точки зрения его соответствия требованиям ст. 2 Закона о банкротстве и не привели мотивы, по которым отклонили доводы истца о том, что продажа имущества по ликвидационной стоимости противоречит целям конкурсного производства, а также интересам должника и кредиторов».

Безусловно, указанная неточность в формулировках не способствует формированию единой судебной практики по рассматриваемым делам и приводит к тому, что в одних случаях независимым оценщиком определяется рыночная стоимость, в других ликвидационная или вообще специальная (т.е. стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанные в Стандартах оценки[12]). Хотя каждый из указанных видов стоимости имеет свое собственное обоснование и применение, в связи с этим, должен исследоваться с применением конкретных методик определения видов стоимостей.

Выходом из сложившейся ситуации является внесение соответствующих изменений, которыми было бы обеспеченно единое толкование понятий, содержащихся в нормах законодательства о несостоятельности (банкротстве). Такими изменениями, например, могут стать указание на необходимость в рамках конкурсного производства определять исключительно рыночную стоимость имущества должника, подлежащего отчуждению.

В настоящий же момент остается порекомендовать конкурсным управляющим, с учетом опыта, апробированного на практике, с согласия конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, заключать с независимым оценщиком договор, направленный на определение как рыночной, так и ликвидационной стоимости имущества, подлежащего отчуждению. После этого, выносить на утверждение собранием кредиторов вопрос о возможности реализации имущества должника на открытых торгах по цене, предложенной собранием кредиторов, на основании рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. Если имущество не будет реализовано на открытых торгах, то конкурсный управляющий самостоятельно продает его посредством публичного предложения по цене, предложенной контрагентами, которая не должна быть меньше ликвидационной стоимости.

Цель ведения процедуры конкурсного производства – удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника. Для получения наличных денежных средств, которые могут быть направлены на расчеты с кредиторами, конкурсный управляющий осуществляет продажу различных активов предприятия или предприятия в целом.
Предприятие или различные активы должника, может быть продано в процессе конкурсного производства в соответствии с положениями ст.ст. 110, 111 и 139 Федерального закона от 26.11.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).
Чтобы осуществить продажу имущества, необходимо различать особенности продажи активов предприятия в целом.
Общий порядок продажи предприятия установлен параграфом 8 главы 30 ГК РФ. Правила регистрации этой сделки определяет Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Особенности продажи предприятия должника регулируются статьями Закона о банкротстве.
Специфика Закона о банкротстве заключается в том, что права собственников и участников юридических лиц ограничены по распоряжению имуществом при принятии решений в отношении организации-должника, в том числе в определении направлений развития бизнеса, передавая значительную часть таких прав кредиторам и конкурсному управляющему.
При конкурсном производстве Закон о банкротстве предписывает осуществлять продажу имущества юридического лица в целях удовлетворения требований кредиторов, что в подавляющем большинстве случаев влечет утрату права собственности  (обязательных прав) в отношении имущества организации и самого юридического лица, которое должно быть в итоге ликвидировано.
В ходе реализации конкурсного производства часто происходит передача  предприятий (имущества организаций-должников) новым собственникам.
Закон о банкротстве стремится создать все условия для реализации имущества банкрота по наиболее выгодной цене.

^ Порядок продажи имущества.

Пpи пpoдaжe пpeдпpиятия дoлжникa, чacти eгo имyщecтвa, oтчyждaютcя вce виды имyщecтвa, пpeднaзнaчeннoгo для ocyщecтвлeния пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocти, включaя зeмeльныe yчacтки, ocнoвныe и oбopoтныe пpoизвoдcтвeнныe фoнды и фoнды oбpaщeния, пpaвa тpeбoвaния и oбoзнaчeния и т.д. Пpи пpoдaжe пpeдпpиятия дeнeжныe oбязaтeльcтвa и oбязaтeльныe плaтeжи дoлжникa нa дaтy пpинятия apбитpaжным cyдoм зaявлeния o пpизнaнии дoлжникa бaнкpoтoм нe включaютcя в cocтaв eгo имyщecтвa. Cyммa выpyчки oт пpoдaжи пpeдпpиятия включaeтcя в cocтaв имyщecтвa дoлжникa. Пpoдaжa пpeдпpиятия пpoвoдитcя пyтeм пpoвeдeния oткpытыx тopгoв, нaчaльнaя цeнa eгo yтвepждaeтcя coбpaниeм (кoмитeтoм) кpeдитopoв. Topги пpoвoдятcя в фopмe ayкциoнa. В cлyчae, ecли лицo, выигpaвшee тopги, в дaльнeйшeм oткaзывaeтcя oт пoдпиcaния дoгoвopa кyпли-пpoдaжи cyммa зaдaткa, yплaчeннaя им, включaeтcя в cocтaв имyщecтвa дoлжникa зa вычeтoм издepжeк opгaнизaтopoв тopгoв нa иx пpoвeдeниe.

Ecли выpyчeннoй oт пpoдaжи пpeдпpиятия cyммы дocтaтoчнo для yдoвлeтвopeния тpeбoвaний кpeдитopoв в пoлнoм oбъeмe, пpoизвoдcтвo по дeлy o бaнкpoтcтвe пpeкpaщaeтcя. В cлyчae нeдocтaткa выpyчeннoй cyммы внeшний yпpaвляющий пpeдлaгaeт зaключить миpoвoe coглaшeниe. В cлyчae нe дocтижeния миpoвoгo coглaшeния apбитpaжный cyд пpинимaeт peшeниe oб oткpытии кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa.

Внешний управляющий, исходя из ст. 99 Закона о банкротстве, должен провести полную инвентаризацию имущества должника (1-2 месяца), его оценку (1-2 месяца), разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов (1-2 месяца), и только после его утверждения собранием кредиторов приступить к реализации имущества путем проведения открытых торгов в форме аукциона (3-5 месяцев). Как видим, непосредственный период реализации имущества должника в ходе внешнего управления также может быть ограничен сроком от 1 года до 6 месяцев.

Вместе с тем, ни в одном нормативно-правовом акте не определены конкретные сроки экспозиции (реализации) объектов оценки: движимого и недвижимого имущества, специального оборудования и предметов общего потребления и т.д. Как правило, эти сроки определяются на основании данных статистических исследований, и могут существенно отличаться друг от друга в зависимости от территории, на которой проводились такие исследования, а также от основных критериев обработки статистической информации.

  1. После оценки имущества управляющий обязан представить собранию кредиторов предложения о порядке и условиях продажи.

  2. Собрание кредиторов утверждает предложение. Если в течение двух месяцев предложения не утверждены, а также при наличии разногласий их рассматривает суд. Суд либо утверждает предложение управляющего, либо освобождает его от исполнения обязанностей. Изменен порядок продажи имущества должника в ходе конкурсного производства.Упрощена процедура утверждения предложения по порядку продажи имущества. Как и ранее, продажа имущества производится на основании предложения конкурсного управляющего о порядке продажи имущества, которое подлежит утверждению собранием кредиторов (комитетом кредиторов). При этом в случае несогласия последнего с данным предложением на процедуру дальнейшего согласования впустую тратилось несколько месяцев: для утверждения предложения необходимо было обратиться в суд с ходатайством о разрешении разногласий. В случае если стороны не смогли в судебном заседании разрешить разногласия, суд освобождал конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей, затем назначал нового конкурсного управляющего, и процесс утверждения указанного предложения повторялся.Принятые изменения позволяют избежать указанной длительной процедуры. Поправки предусматривают, что в случае несогласия кредиторов с предложением конкурсного управляющего о продаже имущества суд может сам одобрить данное предложение. При этом права кредиторов также остаются защищенными, так как они вправе предъявлять свои возражения в суде при рассмотрении вопроса об утверждении данного предложения. Дальнейшие изменения условий продажи также должны быть утверждены собранием комитета.

  3. Продажа имущества должника осуществляется на торгах. Движимое имущество балансовой стоимостью менее 100 000 руб. по решению собрания кредиторов может отчуждаться в ином порядке. Начальная цена имущества определяется независимым оценщиков, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.(например, для продажи предприятия должника, прав требования их начальная цена устанавливается решением собрания кредиторов при комитете кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика (п 5, ст 110 Закона о Банкротстве) Уступка прав требования должника осуществляется путем их продажи на торгах. Кроме того, в Законе описан характер и порядок проведения торгов: установлено, что по общему правилу торги проводятся в форме открытого аукциона, четко регламентирована процедура подготовки к проведению торгов и само их проведение. Данные изменения направлены в первую очередь на ограничение необоснованных действий со стороны конкурсного управляющего в ходе продажи имущества должника. , если имущество не было продано по итогам торгов. В случае, если торги были признаны несостоявшимися, предусмотрена возможность заключения договора с единственным участником торгов либо проведения повторных торгов; в случае нереализации имущества на повторных торгах оно подлежит продаже посредством публичного предложения с последовательным снижением начальной цены. Таким образом, подлежащее продаже имущество не остается нереализованным после несостоявшихся торгов. Стоит также отметить, что для продажи имущества стоимостью до 100 000 рублей описанная выше процедура необязательна - собрание кредиторов (комитет кредиторов) может установить другой порядок продажи.

Значительные изменения претерпело правовое регулирование положения залоговых кредиторов (вступили в силу с 11 января 2009 г.).

Залоговые кредиторы относятся к привилегированной категории конкурсных кредиторов, так как они получают удовлетворение требований из заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами. Однако ранее эта гарантия прав залоговых кредиторов в большинстве случаев не работала. Прежнее законодательство предусматривало, что средства, полученные от реализации заложенного имущества, сначала направлялись на покрытие текущих расходов и требований, далее - на требования первой и второй очереди, возникшие до заключения договора залога. После этого средств практически не оставалось, и залоговые кредиторы не получали никакого удовлетворения. Кроме того, не была урегулирована очередность обращения взыскания на заложенное имущество. В результате могло получиться, что за счет имущества, которое продавалось первым, выплачивались текущие платежи и залогодержатель этого имущества получал меньше в сравнении с теми залоговыми кредиторами, имущество которых продавалось позже.

Благодаря новой норме произошло укрепление прав залоговых кредиторов. Так, залоговые кредиторы теперь не относятся к кредиторам третьей очереди. Поэтому их требования удовлетворяются после реализации залога независимо от наличия иных внеочередных требований и в фиксированном размере: 70% полученных от реализации заложенного имущества денежных средств (если залог обеспечивал обязательство по кредитному договору, эта доля увеличивается до 80%). В случае же, если после реализации предмета залога требования залогового кредитора удовлетворены не полностью, их оставшаяся часть удовлетворяется в составе требований кредиторов третьей очереди.

Не обижены оказались и другие заинтересованные лица: кредиторы первой и второй очереди получают 20% (15%, если залог обеспечивал обязательство по кредитному договору) полученных от реализации заложенного имущества денежных средств, арбитражный управляющий - 10% (соответственно 5%, если залог обеспечивал обязательство по кредитному договору).

Таким образом, был найден компромисс между интересами залоговых кредиторов, кредиторов первой и второй очереди и арбитражного управляющего. В то же время стоит отметить, что остались за бортом текущие кредиторы: из средств, полученных от реализации залога, они теперь не получают ничего. Одновременно обеспечение возможности преимущественного получения денежных средств отразилось на правах залоговых кредиторов. Теперь они имеют право голоса в собрании кредиторов лишь в наблюдении; в финансовом оздоровлении и внешнем управлении по общему правилу такого права у них нет. Однако они могут получить его в случае отказа от прав на преимущественное удовлетворение требований из предмета залога.

^ Особенности продажи социально значимых объектов.

Дошкольные, общеобразовательные, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения, продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном ст.110 Закона о банкротстве для продажи предприятия должника. Обязательным условием конкурса является обязанность покупателя обеспечить использование объекта в соответствии с целевым назначением. Цена предприятия определяется независимым оценщиком.. После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем соглашение об исполнении условий конкурса. В случае его существенного нарушения или неисполнения, соглашение и договор купли-продажи подлежит расторжению судом. После этого объекты передаются в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные покупателем объекта, возмещаются ему за счет местного бюджета

Имущество, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами, которое не было продано, которое не приняли кредиторы и на которое не заявили свои права собственник (учредители, участники должника), передается органам МСУ

^ Различия продажи предприятия должника в соответствии с Законом о банкротстве от продажи предприятия, предусмотренного ГК РФ.

Хотелось бы рассмотреть различия продажи предприятия должника в соответствии с Законом о банкротстве от продажи предприятия, предусмотренного ГК РФ. Различия как минимум состоят в следующем:
- в состав предприятия (бизнеса) не включаются денежные обязательства и обязательные платежи должника, образовавшиеся на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. ГК РФ (ст.ст. 559, 132) предусматривают передачу покупателю обязательств в полном объеме, имеющихся на дату продажи (поэтому при оценке предприятия они вычитаются из расчетной стоимости);
- предусмотрено преимущественное право покупателя на получение разрешения (лицензии) в случае, когда основной вид деятельности должника осуществляется только при наличии разрешения (лицензии). ГК РФ не содержит положений о преимущественных правах покупателя на получение разрешения (лицензии). Таким образом, этих прав у покупателя в случае продажи предприятия по правилам ГК РФ не возникает;
- права на фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания, другие исключительные права, принадлежащие должнику (продавцу), безусловно, переходят к покупателю. ГК РФ (п.2 ст. 559) предполагает возможность сохранения за продавцом названных исключительных прав, закрепив соответствующие положения в договоре купли-продажи предприятия;
- продажа осуществляется в форме открытых или закрытых торгов на аукционе или по конкурсу, иные формы продажи в некоторых случаях могут быть предусмотрены  решением собрания (комитета) кредиторов в конкурсном производстве. ГК РФ не содержит предписания о продаже предприятия на открытых торгах или другим способом, следовательно, продавец вправе самостоятельно определить любую из форм продажи, предусмотренную ГК РФ и не противоречащую ему;
- продажа осуществляется при условии предварительного объявления о ней в официальном издании, а именно в Российской газете не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов. ГК РФ же не содержит такого положения;
- победитель аукциона и организатор торгов, в качестве которого выступает конкурсный управляющий или по согласованию с собранием (комитетом) кредиторов специализированная организация, подписывают протокол, который имеет силу договора. В ГК РФ такого положения не предусмотрено.
Таким образом, существуют все-таки серьезные отличия в положениях регулирующих продажу предприятия между Законом о банкротстве и ГК РФ, которые, прежде всего, выражаются в том, что порядок продажи при банкротстве строго регламентирован в предписаниях, которые установлены действующим законодательством о банкротстве и подконтрольны собранию (комитету) кредиторов, в то время, как ГК РФ не предполагает таких строгих ограничений в распоряжении имуществом органами управления действующего юридического лица.
Хотелось бы также обратить внимание на то, что при продаже каждого конкретного предприятия в целом или его отдельных активов необходимо руководствоваться помимо утвержденного Положения и Закона о банкротстве теми законодательными актами, которые регламентируют условия продажи имущества, нарушение которых может впоследствии привести к оспариванию правомерности сделки и к признанию ее недействительной, и как следствию затягиванию процедуры конкурсного производства и недовольству кредиторов, которые ожидают получить свои денежные средства от реализации имущества предприятия-должника и лишним затратам, в том числе и к сомнениям в компетенции и профессионализме конкурсного управляющего. Это в основном, касается того имущества, продажа которого дополнительно регулируется разными законодательными актами, это, например обремененное имущество, имущество мобилизационного назначения или муниципальное (государственное) имущество и т.д.


Используемая литература

  1. ГК РФ (30 гл, 8 параграф)

  2. Федеральный закон о банкротстве (несостоятельности) № 127-ФЗ от 26.11 02 г. с изменениями на 07.02.11 г.

  3. Антикризисные изменения законодательства о банкротстве А. Ванеев, Е.Макарова, В. Пестриков.

  4. Российская правовая газета «эж-Юрист», №1, январь 2006 г.

  5. ^ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НОВЕЛЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАИ ПРАКТИКИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ под редакцией В.В. Витрянского.

  6. Конкурсное право Е.С. Юлова, Правовое регулирование банкротства (несостоятельности). Учебное пособие, Москва 2008г.

В число мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, законодатель включает продажу предприятия должника (ст. 110 Закона о банкротстве 2002 г.). Под предприятием должника понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, права на обозначения, индивидуализирующие должника, другие исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам). Более того, продажа предприятия по смыслу Закона о банкротстве 2002 г. рассматривается как продажа бизнеса должника.

Особенностью продажи предприятия должника является то, что в состав имущественного комплекса не включаются долги, т.е. денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

.

Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов, если иное не предусмотрено планом внешнего управления (например, в плане внешнего управления может быть установлено, что предприятие подлежит продаже без торгов по цене не ниже установленной планом внешнего управления).

По общему правилу продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона, однако возможны и исключения, например, продажа градообразующей организации производится путем проведения конкурса (ст. 175 Закона о банкротстве 2002 г.).

Условия и порядок проведения торгов разрабатываются собранием или комитетом кредиторов. Так, решением этих органов устанавливается начальная цена продажи предприятия, выставляемого на торги. При этом, устанавливая общие требования к определению начальной цены продаваемого предприятия, законодатель исходит из следующего:

- начальная цена определяется в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим;

- начальная цена устанавливается исходя из рыночной стоимости имущества, выставляемого на торги;

- начальная цена не может быть меньше минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.

Торги по общему правилу должны быть открытыми, если иное не предусмотрено законом. В частности, в силу абз. 2 п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве 2002 г. на закрытых торгах продается предприятие, включающее в себя ограниченно оборотоспособное имущество.

Следует заметить, что организатором торгов выступает либо сам внешний управляющий, либо специализированная организация, привлекаемая на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов; при этом указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника и внешнего управляющего.

Не позднее чем за 30 дней до даты проведения торгов внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия на торгах в официальном издании, определяемом Правительством РФ, а также в местном печатном органе по месту нахождения должника. Помимо этого, у лица, организующего торги, возникает право опубликовать указанное сообщение в иных средствах массовой информации.

Следует заметить, что вся информация по делам о банкротстве, рассматриваемым после 3 декабря 2002 г., публикуется в "Российской газете".

Законодатель предусматривает возможность проведения повторных торгов в следующих случаях:

- если в указанные в сообщении сроки не получено ни одной заявки (предложения) или получена одна заявка (предложение);

- если предприятие не было продано на первых торгах.

Интересен тот факт, что возможно проведение и третьих торгов при условии, что повторные торги были признаны несостоявшимися или предприятие не было продано. Обязательное опубликование соответствующих сведений в этом случае должно быть осуществлено в течение 14 дней с даты подведения итогов повторных торгов. Кроме того, допускается снижение начальной цены для проведения третьих торгов, однако не более чем на 10% от первоначально установленной цены.

Если в результате проведения и третьих торгов предприятие не было продано, то собрание кредиторов или комитет кредиторов могут установить иной порядок продажи предприятия на торгах, в том числе посредством публичного предложения. Однако и в этом случае предприятие не может быть продано по цене ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.

При продаже предприятия посредством публичного предложения договор купли-продажи предприятия заключается внешним управляющим с лицом, предложившим в течение месяца с даты опубликования сообщения о продаже предприятия максимальную цену.

Таким образом, в настоящее время продажа предприятия без проведения торгов невозможна. Это важная новелла Закона о банкротстве 2002 г. Результаты проведения торгов отражаются в протоколе, который имеет силу договора. При проведении конкурса, кроме протокола, заключается также договор купли-продажи предприятия, в котором в обязательном порядке должны содержаться сведения о составе и стоимости имущества, включенного в состав предприятия, а именно: сведения о земельном участке, на котором находится недвижимое имущество, характеристики иного недвижимого имущества (дата постройки, степень износа, общая и полезная площадь и т.д.) и наличие обременений (является ли оно предметом залога, передано ли в аренду и др.).

Договор купли-продажи предприятия подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изменениями и дополнениями). Для осуществления регистрации прав на недвижимое имущество внешнему управляющему в порядке подготовки имущественного комплекса к продаже следует организовать изготовление паспортов БТИ на все недвижимое имущество предприятия и планы земельных участков с учетом отчуждения земель, находящихся под передаваемыми местным органам исполнительной власти объектами социальной сферы.

Если вырученной от продажи предприятия суммы недостаточно для удовлетворения всех требований, то внешний управляющий может разработать положения мирового соглашения и предложить кредиторам его заключить.

Продажа имущества предприятия должника - ключевой момент процедуры конкурсного производства в рамках дела о несостоятельности. Именно она обеспечивает реализацию основных целей банкротства на этом этапе - соразмерное и максимально возможное удовлетворение требований кредиторов.
Институт несостоятельности (банкротства) в России существует с 1992 года, а действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» - уже третий по счету. Однако, несмотря на значительные перемены, произошедшие в отечественном законодательстве о банкротстве в последнее время, продажа имущества предприятия должника и сегодня является наиболее проблемным вопросом процедуры конкурсного производства, так как непосредственно затрагивает интересы широкого круга лиц (государства, кредиторов, собственников имущества, учредителей и участников организаций).

^ Порядок продажи имущества:

  1. После оценки имущества управляющий обязан представить собранию кредиторов предложения о порядке и условиях продажи.

  2. Собрание кредиторов утверждает предложение. Если в течение двух месяцев предложения не утверждены, а также при наличии разногласий их рассматривает суд. Суд либо утверждает предложение управляющего, либо освобождает его от исполнения обязанностей. в случае несогласия кредиторов с предложением конкурсного управляющего о продаже имущества суд может сам одобрить данное предложение. При этом права кредиторов также остаются защищенными, так как они вправе предъявлять свои возражения в суде при рассмотрении вопроса об утверждении данного предложения. Дальнейшие изменения условий продажи также должны быть утверждены собранием комитета.

  3. Продажа имущества предприятия должника осуществляется на торгах. Движимое имущество балансовой стоимостью менее 100 000 руб. по решению собрания кредиторов может отчуждаться в ином порядке. Начальная цена имущества определяется независимым оценщиков, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.(например, для продажи предприятия должника, прав требования их начальная цена устанавливается решением собрания кредиторов при комитете кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика (п 5, ст 110 Закона о Банкротстве) Уступка прав требования должника осуществляется путем их продажи на торгах. Кроме того, в Законе описан характер и порядок проведения торгов: установлено, что по общему правилу торги проводятся в форме открытого аукциона, четко регламентирована процедура подготовки к проведению торгов и само их проведение. Данные изменения направлены в первую очередь на ограничение необоснованных действий со стороны конкурсного управляющего в ходе продажи имущества должника. , если имущество не было продано по итогам торгов. В случае, если торги были признаны несостоявшимися, предусмотрена возможность заключения договора с единственным участником торгов либо проведения повторных торгов; в случае нереализации имущества на повторных торгах оно подлежит продаже посредством публичного предложения с последовательным снижением начальной цены. Таким образом, подлежащее продаже имущество не остается нереализованным после несостоявшихся торгов. Стоит также отметить, что для продажи имущества стоимостью до 100 000 рублей описанная выше процедура необязательна - собрание кредиторов (комитет кредиторов) может установить другой порядок продажи.

^ Особенности продажи социально значимых объектов.

Дошкольные, общеобразовательные, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения, продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном ст.110 Закона о банкротстве для продажи предприятия должника. Обязательным условием конкурса является обязанность покупателя обеспечить использование объекта в соответствии с целевым назначением. Цена предприятия определяется независимым оценщиком.. После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем соглашение об исполнении условий конкурса. В случае его существенного нарушения или неисполнения, соглашение и договор купли-продажи подлежит расторжению судом. После этого объекты передаются в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные покупателем объекта, возмещаются ему за счет местного бюджета

Имущество, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами, которое не было продано, которое не приняли кредиторы и на которое не заявили свои права собственник (учредители, участники должника), передается органам МСУ.


Скачать файл (119 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации