Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - НЛП - файл 1.doc


Лекции - НЛП
скачать (231 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc231kb.16.11.2011 19:21скачать

содержание

1.doc

  1   2
НЛП

Представители НЛП занимаются тем, что создают модели, модели того, как в жизни добиться двух вещей — эффективности и счастья.

Нейро-лингвистическое программирование — это многомерная модель структуры и функции человеческого опыта. НЛП описывает на одном уровне динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программирования, т. е. тех основных компонентов, которые создают субъективный опыт.

Будучи представленным как прогресс, НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения, причем бихевиориальная (поведенческая ) технология является его побочным продуктом.

Последняя включает набор фреймов (понятийных рамок), а также приемы и навыки системного познания, гибкости и компетенции.

НЛП также представляет собой особое отношение (к миру, жизни, себе), в основе которого лежит стройная система убежденийи предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов, общения и изменений.

По Дж.О,Конору и Дж.Сеймору («Введение в НЛП») – это искусство и наука о личном мастерстве, практическое руководство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы стремимся в этом мире Это система приемов, техник, технологий, позволяющая использовать колоссальные возможности человеческого разума.

НЛП – это наука, которая разрабатывает инструкции по использованию возможностей человеческого мозга (управлению мозгом – своим и чужим).

В соответсвии с восьмиконтурной теорией мозга-биокомпьютера Лири-Уилсона существует нейросоматический контур человеческого мозга.

Проблема освоения, активации и включения нск нашего мозга ныне рассматривается нейронаукой как едва ли не главная для дальнейшего выживания человека и человечества. Проблема эта сводится (по данным различных духовных практик, христианской науки, холистической медицины и др.) к вопросам о Вере и о Языке.

Как заметил Л.Орр – чел. мозг ведет себя так, если бы он состоял из двух частей- Думающего и Доказывающего. Думающий (а точнее, Верящий или Убежденный) может верить во что угодно, а Доказывающий все это доказывает.

Думающий может придумать себе болезнь и даже выздоровление. Доказывающий – это гораздо более простой механизм. Он работает по единственому закону: что бы ни думал Думающий, Доказывающий это доказывает.

Вера должна быть истовой и даже неистовой, т.к. нск человеческого биокомпьюера устроен так, что любое, даже незначительное неверие он воспринимает как команду «прекратить самоисцеление».

^ Язык сознания не является языком тела. Это две несовместимые информационные системы: соматическая и семантическая. По Р.Уилсону («Квантовая психология») вся эта проблема по сути сводится к трансляции или преобразованию. Наука, которая отчасти решила эту проблему – НЛП.

^ История возникновения.

Однажды в Америке (в Калифорнии) в начале семидесятых жили-были два весьма шустрых молодых человека — лингвист Джон Гриндер и психолог Ричард Бэндлер. Обоих сильно интересовала психотерапия, но попытки обучиться ей на всяческих курсах и семинарах произвели на этих парней удручающее впечатление (жаль, что объем этой книги не позволяет мне привести если не все, то хотя бы часть анекдотов, в которых Ричард и Джон ехидно, но очень аргументировано высмеивают мифы и благоглупости академических психологов, психиатров и психотерапевтов). И тогда они приняли гениальное по своей простоте решение; учиться надо не у идей, а у людей. То есть для того, чтобы стать хорошим психотерапевтом, можно (а может быть — нужно?) не усваивать некий набор теоретических сведений и представлений различных школ человековедения, а изучить практические способы и приемы эффективных исцеляющих действий, каковые применяют действительно успешные целители человеческих душ (чтобы научиться хорошо делать что-то, нужно учиться этому у того, кто делает это что-то хорошо — не правда ли, гениальная идея?).

В качестве «моделей психотерапевтического совершенства» Гриндер и Бэндлер выбрали трех выдающихся психотерапевтов- Кудесника исцеляющих вопросов, основателя гештальт-терапии Фрица Перлза. Уникального психотерапевта, признанного «разрешателя» безнадежных семейных взаимоотношений Вирджинию Сэтир. И необыкновенного гипнотизера, создателя совершенно новой школы гипноза Милтона Эриксона.

Немного позднее в число этой моделируемой «свягой троицы» вошел еще один человек — английский антрополог, а также специалист по коммуникации и теории систем Грегори Бэйтсон. И может быть, даже не способы действий, но принципы мышления и идеи этого выдающегося ученого сделали нейро-лингвистическое программирование тем, чем оно есть сейчас — системным знанием о возможностях человека.

Однако в основе все-таки и прежде всего была практика. Изначально ни Гриндер, ни Бэндлер не собирались создавать новую школу терапии. Они просто хотели определить приемы и способы, применяемые выдающимися психотерапевтами, дабы изучить их самим и передать другим. Ни Джона, ни Ричарда не интересовал вопрос создания некой единой теории — они всего-навсего отбирали модели успешно работающей на практике терапии. Да и о какой единой теории могла идти речь, если все выбранные ими великие психотерапевты относились к различным теоретическим школам и просто, что называется, были яркими индивидуальностями! Однако по мере моделирования деятельности Перлза, Сэтир и Эриксона остановилось все более ясно, что эти, так сильно отличающиеся друг от друга, психотерапевты используют удивительно похожие приемы и способы воздействия на пациентов. И однажды (по прошествию нескольких лет) количество (как ему и положено по законам диалектики) перешло в качество. Весной 1976 года Гриндер и Бэндлер скрылись от окружающих в небольшом бревенчатом домике в горах неподалеку от Санта Круз. И после 36-часового мозгового штурма, собрав и выстроив все, что они узнали, два этих тогда еще молодых человека откупорили бутылку вина и спросили сами себя: как мы это назовем?

^ Смысл названия «НЛП». И родилось теперь уже знакомое вам, но все-таки не очень удачное (хотя бы в силу своей громоздкости) словосочетание — «нейро-лингвистическое программирование». Неудачность его, пожалуй, более всего заключается в том, что большинство в первый раз услышавших этот термин людей начинает думать, что НЛП — это либо что-то из неврологии, либо нечто из лингвистики, либо вообще относится к компьютерному программированию. А ведь согласно все тем же Дж. 0'Коннору и Дж. Сеймору в их книге «Введение в НЛП», в основе создания этого названия лежали три очень простые, но весьма важные идеи, четко выражающие суть НЛП.

Часть «нейро» представляла идею о том, что любые поведение и деятельность имеют своим началом чисто неврологические процессы в наших собственных голове и теле.

«Лингвистическая» часть напоминала о том, что язык дан для того, чтобы организовывать и упорядочивать наши мысли и действия, а заодно и встпать в общение с другими людьми.

Ну а часть «программирование» просто указывала на способы (программы), с помощью которых мы организуем себя (а мозг — нас), дабы получить какие-либо результаты.

В 1977 году Гриндер и Бэндлер провели в Америке серию очень успешных семинаров. И оттого именно этот год полуофициально считается годом рождения НЛП.

В 1997 году НЛП отметило свое двадцатилетие, развивается очень стремительно, решительно осваивает бы все новые области человеческой деятельности, дабы довести их до блеска и совершенства. Упомянем только три из этих областей — психотерапию, обучение и медицину.

Если говорить о психотерапии, то о том, что нейро-лингвистическое программирование — это изначально (по методам и истории создания) эффективная психотерапевтическая практика. Зачастую используется всего три сеанса(в отличие от ортодоксальной психотерапии – тридцать сеансов – это быстрое излечение). Избавление от некоторых неприятностей типа психотравм и возникающих на их почве фобий (от аварий до изнасилований) вообще делается за один сеанс.


^ Три причины эффективности НЛП.

  1. Стратегичность – нацеленность на результат.

  2. Опора на «экологичную» (помогающую жить) систему убеждений относительно человеческих возможностей и мн. Дргугог.

  3. Ориентация в работе на большую часть потенциала человеческого мозга, заключенного в бессознательном.

Более подробно.

НЛП стратегично по своей сути, безоговорочно нацеленно на результат и всегда идет от негатива (плохого) к позитиву (хорошему). Эта разница ардинальна. Избавиться от чего-то это не значит к чему-то прити. Самолет, летящий от аэропорта и не знающий конечной точки маршрута летит в никуда.

^ Мозг не понимает частицы нет (Не думайте о хромой обезьяне!). Чего Вы хотите? Большинство отвечают, чего они не хотят.

Активное воображение – это воистину психотронное оружие. Инструмент, который запускает механизм воплощения наших мыслей в реальность.

Все это очень четко проявляется в терапии. Э.Миндел («Психотерапия как духовная практика») впервые применила термин «мета-навык». Этим словом она обозначила глубокие духовные качества, убеждения, верования, и принципы, котрые проявляются в повседневной жизни и работе психотерапевта.

«Или ты веришь, что можешь, или ты ничего не можешь».

В НЛП нет понятий истинно и ложно, а есть – экологично и неэкологично (помогает жить в соответствии с жизнью и не помогает).

^ Семь заповедей, истинная вера в которые предопределяет успешность деятельности нлп-ра:

  1. Каждая проблема имеет свое решение. Существуют переменные среды, над которыми вы не властны, и существуют переменные выбора, которые полностью в ваших руках. Есть масса возможностей, которые вы пока не видите.

  2. Каждый уже имеет все, что ему необходимо. У вас есть все ресурсы для того, чтобы быть всем, кем угодно или делать все, что угодно – при условии, что вы способны использовать эти ресурсы в нужный момент и в нужной последовательности.

  3. Каждая ситуация имеет несколько выборов. Поэтому если что-то не работает, сделайте это по-другому. Если вы не достигли искомого результата неким пусть даже единственно верным способом, попробуйте полностью изменить свой подход. Помните, что один и тот же способ действий, манера поведения дают одни и те же результаты.

  4. Проблемы и боль – это механизмы обратной связи. Именно они дают нам информацию, в которой мы так нуждаемся. Однако это не необходимый компонент к изменениям. Они могут быть лишь сигналом к смене направления, информацией о том, что вы идете куда-то не туда. И может даже не ведаете куда идете. А тот, кто не знает, куда идет, может зайти в тупик почти всегда. Не существует поражений, а есть только обратная связь. Любая неудача – это не повод для самообвинений, а реальная возможность чему-то научиться. Но не потому, что вам не стоит делать нечто неудавшееся, но полезное вам и другим. А потому, как именно это самое нечто неудавшееся нужно делать, чтобы добиться успеха. Каким новым образом. И с учетом каких условий и обстоятельств.

  5. Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся в настоящий момент.



Все мы всегда делаем только лучшее из того, что можем, — просто делать лучше мы пока не научились. Поэтому все ваше поведение и действия были лучшими из возможных до сегодняшнего дня. Так что ни под каким видом не корите себя за прошлые ошибки и упущения: там и тогда вы сделали лучшее в рамках того, что знали и умели.

6. Сознание и тело — части одной и той же биокибернетической системы.

Это исключительно верно — то, что в здоровом теле здоровый дух. Как и то, что здоровый дух необходим для здоровья тела. Ибо все, что происходит в одной части любой системы, имеет отражение в других ее частях. И здоровая психика может запросто породить здоровое тело. Возродить здоровье в теле. Если вы в это верите. Если вы этого хотите. И если знаете, как это сделать.

7 . Вселенная — сфера дружественная.На самом деле мир бесконечно прекрасен, безгранично добр и беззаветно щедр. Уродливым, злым и скупым мы его делаем сами — своими восприятиями и своими же действиями, бесконтрольной деятельностью мозга, негативным наполнением нашего Думающего. Но все это можно легко изменить — если понять и принять, что вы тот, кто контролирует свой мозг и свои результаты.

^ Два полушария мозга работают по-разному. Совсем по-разному осваивают действительность.

Левое полушарие, условно соответствующее сознанию, понимает и использует слова и знаки.

Правое полушарие условно соответствует бессознательному, «разговаривает» и «мыслит» только образами и ощущениями, причем закодированными вполне определенным образом.

Основные положения работы Р.Дитлса («Стратегия гениев»):

  • карта это не территория (притча о трех слепых, исследовавших слона);

  • жизнь и разум – системные процессы- сознание и тело есть части единой биокибенрнетической системы.

  1. Каждый человек живет не в реальном мире, а в мире своей собственной «второй реальности», которая определяется набором его карт.

  2. Находясь в одной и той же ситуации, и/или изучая один и тот же предмет, люди могут оценивать эту ситуацию и описывать данный предмет совершенно по-разному – в силу собенностей своих карт.

  3. Поскольку поведение человека определяется его картами, люди, имеющие более точные карты территории, всегда оказываются эффективнее тех, у кого эти карты менее точные.

  4. Т.к. ни одна карта никогда не может в точности соответствовать территории(мир познаваем, но никогда не будет до конца познан), зато вполне может устаревать, не поспевая за меняющимся миром, нормальным и экологичным будет расширение и видоизменение своих карт.

Что определяет особенности наших карт? Жизненный опыт и особенности нашей нервной организации, используемые (предпочитаемые) особенности восприятия (получения) и переработки информации – в первую очередь т.н. репрезентативные системы - один из краеугольных камней НЛП - индивидуальные модели восприятия и приятия того, что передают нам наши органы чувств.

Существует пять основных каналов, по котрым поступает информация – зрение, слух, ощущения, вкус и запах. Наиболее важны визуальный (V), аудиальный (A), кинестетический (K) и дискретный(D) или логический (только у людей)- формулы, графики, схемы и тому подобные достижения человеческого разума.

Но только одна из репрезентативных ситем – является предпочитаемой – своей родной, понятной, любимой и близкой.


От того, насколько сфера деятельности будет совпадать по характеру используемой информации (визуальной, аудиальной, кинестетической и/или дискретной) с предпочитаемой репрезентативной системой осваивающих их человека, в очень сильной степени зависят его успешность и эффективность. Например, везде, где нужно что-то рассказать или кого-то уговорить, лучше всего справляются аудиалы. Естественно также, что из них быстрее и проще получаются музыканты и композиторы. Так же, как из визуалов — художники и кинофотооператоры. Дискреты незаменимы в абстрактно-теоретических дисциплинах, а кинестетики — везде, где для того, чтобы добиться успеха, нужно что-то сделать руками (между прочим, если хорошие художники, как правило, визуалы, то среди скульпторов встречается масса кинестетиков), попробовать на вкус (дегустаторы) или даже понюхать (специалисты по запахам).

Различия между визуалами, аудиалами, кинестетика-ми и дискретами проявляются и в том, как они реагируют на стресс. Визуалы предпочитают роль «обвинителя», обличающего других во всех смертных грехах и, кстати, принимающего соответствующую случаю агрессивную позу. Аудиалы стараются либо отстраниться от неприятностей (реже), либо (куда чаще) принять роль «отвлекателя»— например, во время конфликта они могут неожиданно прервать оппонента, спросив, сколько времени, или просто улизнуть, сославшись на что-то важное. Кинестетики предпочитают роль умиротворителя» и — конечно, если их не задели «за живое» — стараются как-то сгладить разногласие, извиниться или попросить прощения. Ну а дискреты немедленно принимают роль и позу «компьютера» и су-перлогически (а часто донельзя занудливо) начинают объяснять происшедшее.

Полноценное взаимодействие возможно только в том случае, когда вы говорите на языке предпочитаемой репрезентативной системы.

Ключи доступа к ПРС – внешние индикаторы (признаки) внутренних состояний – словоупотребление и физиология.

Но использование т.н. полимодальных предикатов(считать, знать, понимать, помнить, осознавать) далеко не всегда указывает на дискрета и могут употребляться представителями всех репрезентативных ориентаций.

Различия между выраженными аудиалами, визуалами, кинестетиками и дискретами видны, как говорится, невооруженным глазом (интересно, вы уже поняли, что я — визуал?). Так, опираясь на работы В. Сэтир, известные специалисты в области нейро-лингвистического программирования Ф. Пуселик и Б. Люис в своей книге «Магия нейро-лингвистического программирования без тайн» утверждают следующее.

Паттерны

Визуал

Кинестетик

Аудиал

Дискрет

Поза

Поза прямая, расправленная, голова и плечи подняты

Искривленная, согнутая,голова и плечи опущены

"Телефонная поза", голова наклонена вбок

Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова

Типы тела и движения

Как тощий, так и тучный, движения скованы, судорожны

Пухлый, округленный, мягкий, движения свободные, плавные

Неустойчивый тип тела, движения то зажаты, то свободны

Мягкое, полное (далеко не всегда), движения негибкие

Дыхание

Высокое грудное

Низкое брюшное

В полном объеме

Ограниченное

Тональность, скорость и сила голоса

Высокий, чистый, быстрый, громкий

Низкий, неестественный, медленный, мягкий

Мелодичный, ритмичный, меняющийся

Монотонный, прерывистый, густой

Направление взгляда по отношению к окружающим

Над окружающими

Под окружающими

Глаза опущены

Смотрит над толпой



Визуалы обычно стоят прямо с прямыми плечами или спиной, причем держат шею тоже прямо — в соответствии с телом. Когда они идут, кажется, что их «ведет подбородок», а движения визуально ориентированного человека можно охарактеризовать как резкие или порывистые. У типичных визуалов ребра выдаются меньше, чем у людей из других категорий, и они обычно дышат верхней частью грудной клетки. Довольно часто можно видеть, что визуал говорит быстро, ясно или (и) отчетливо на более высоких нотах, чем люди других типов.


Типичные кинестетики обычно бывают более полными, чем индивиды из других категорий (хотя они далеко не всегда оказываются тучными). При общении они часто демонстрируют округлые плечи, а иногда просто наклоняются вперед, когда говорят или слушают. Их движения обычно плавные и свободные. Типичные кинесте-тики имеют более выдающиеся ребра по сравнению с людьми других типов и обычно дышат нижней частью легких. Тональность голоса кинестетически ориентированных субъектов обобщенно может быть представлена как мягкая и воздушная, а речь отмечена медленным темпом, низким тоном и громкостью.

Физическая конституция аудиалов скорее тонкая, чем тучная. Обычная их коммуникативная поза — руки сложены на груди, а голова наклонена вниз и в сторону, как бы слушая. Когда аудиалы говорят, то уделяют куда большее внимание, чем другие типы, именно аудиальной части общения (интонациям, тону голоса, паузам и т.п.). Чтобы поддерживать контроль над воспроизведением тональных аспектов своей речи, они нуждаются в полном дыхании. Поэтому у них, как правило, более широкая грудная клетка, в сравнении с визуалами, и они используют свои легкие более полно.

Наконец, дискреты обычно говорят зажатым, твердым и монотонным голосом (используя, как и визуалы, верхнюю часть грудной клетки). Строение тела их довольно-таки похоже на кинестетиков, так как принятие в качестве предпочитаемой цифровой (логической) репрезентативной системы обычно является средством справиться с какими-то весьма тяжелыми чувствами и переживаниями.

И еще одно любопытное наблюдение вышеупомянутых авторов, касающееся рта и губ. Визуально-ориентированные люди часто характеризуются довольно тонкими и сжатыми губами. Кинестетики же, наоборот — полными и мягкими. Аудиалы и дискреты различны в этом плане, но все же последние обычно имеют более тонкие и плотно сжатые губы.

Все вышесказанное данные авторы как бы обобщили, предложив своеобразную «справочную» таблицу, которую (с некоторыми изменениями и сокращениями) я и привожу ниже.

^ Положение глаз и динамика работы репрезентативных систем.

Предпочитаемую репрезентативную систему можно рассматривать в качестве своеобразной статической настройки режима работы нашего мозга (преимущественно визуальной, аудиальной, кинестетической или дискретной). Однако из того простого факта, что в жизни мы и видим, и слышим, и чувствуем, и читаем/ изучаем, легко сделать вывод о том, что помимо статического режима наш мозг имеет еще и некие динамические настройки — это когда мы как бы «отключаемся» от «работы» в предпочитаемой репрезентативной системе (например, К) и «переключаемся» в какую-либо другую из

оставшихся (V, А или Д). Определить, произошло ли это переключение, а заодно и выяснить, в какую систему («режим настройки») перешел человек, можно с помощью еще одного поразительного открытия НЛП — соответствия положения глаз режимам работы мозга, иначе называемого глазные ключи доступа.

Информация о них без предварительной подготовки принимается плохо, поэтому проделайте небольшой эксперимент, дабы убедиться, что все нижесказанное — истина. Попросите кого-нибудь стать на время вашим партнером и дайте этому партнеру простую и короткую инструкцию: представлять то, о чем вы будете спрашивать. Сами сядьте напротив и внимательно следите за тем, куда пойдут глаза вашего партнера, после того как вы предъявите ему нижеприведенные, применяемые практически на всех тренингах НЛП вопросы (это я к тому, что здесь вряд ли можно указать автора и источник заимствования), неслучайно сгруппированные в следующие блоки.

Блок № 1

1. Какого цвета Ваша зубная щетка?

2. Сколько дверей в Вашем доме?

3. Какого цвета волосы у Вашего начальника?

4. Кого первым Вы сегодня увидели?

5. Какой цвет у светофора вверху — красный или зеленый?

Отметьте для себя: глаза вашего партнера скорее всего пошли вверх и вправо (с вашей, а не его точки зрения).

Блок № 2

1. Представьте, что парадная дверь в Вашем доме покрашена в розовый цвет в зеленый горошек.

2. Представьте корову пурпурного цвета.

3. Опишите, каким Вы себя увидели бы на экране телевизора.

4. Представьте себе, что Вы похудели на 10 кг.

5. Представьте, что у Вас розовые волосы.

Скорее всего, его глаза пошли вверх и налево.

Блок № 3

1. Сколько раз Вам слышится слово «ягненок» в предложении «У Мери был ягненок»?

2. Услышьте, как Вас зовет мама.

3. Услышьте, как скрипит мел, когда им пишут на

доске.

4. Услышьте, как звенит Ваш будильник.

  1. Услышьте, как шумят волны.

В ответ на эти вопросы глаза Вашего партнера по горизонтали уходили вправо.

Блок № 4

  1. Какая Ваша рука теплее — левая или правая?

  2. 1. Как. Вы себя чувствуeтe сейчас?

3. Какое у Вас бывает ощущение, если прикусите язык?

4. Вспомните, что Вы чувствовали, когда целовались в первый раз?

5. Опишите, что вы ощущали, когда переели?

Скорее всего, глаза вашего партнера «ездили» вниз — влево.

Блок № 5

1. Задайтесь вопросом, что Вам надо сделать на будущей неделе?

1. Обсудите сами с собой свои планы на будущий месяц.

3. Расскажите самому себе о том, как Вы прекрасны.

4. Вспомните о самом смешном эпизоде в прошлом году.

5. Расскажите себе самому о том, что Вас особенно удивило.

Глаза Вашего партнера «уходили» вниз и вправо.

Положение наших глаз очень точно передает режим работы нашего мозга — визуальный, аудиальный или кинестетический, да еще и с подробностями.

Если вы тоже хотите попрактиковать-я в этом искусстве, запомните нижеприведенную схему из книги Дж. 0'Коннора и Дж. Сеймора «Ведение в НЛП», крепко-накрепко усвоив, что в ней отражено то, что вы идите, глядя на другого человека.



Если ваш оппонент ушел глазами вправо-вверх (опять-таки напомню — с вашей точки зрения), то это значит, что он вспоминает какие-то образы или картины.

Если влево-вверх — эти самые картины он сейчас конструирует (т.е. в первом случае находящийся перед вами человек визуально вспоминал что-то известное, а во втором — визуально же создавал нечто неизвестное).

Если глаза вашего партнера ушли вправо по горизонтали, — значит он сейчас вспоминает какие-то звуки или слова. Если влево, но опять-таки по горизонтали — эти самые звуки и слова он сейчас «сочиняет».

Если глаза оппонента ушли вправо-вниз, это значит, что сейчас он обратился к внутренней речи и как бы советуется сам с собой. Если же он смотрит влево-вниз, это явно кинестезирование, т.е. человек находится сейчас в своих чувствах и ощущениях.

Эта схема «правильна» только для правшей. У левшей все обстоит точно наоборот. Впрочем, выяснить, кто перед вами —левша или правша (есть ведь и переученные левши — но часто не до конца), очень несложно. Попросите, например, человека вспомнить пейзаж вокруг его дома. И если при этом его глаза уйдут глазами вверх-влево, значит перед вами левша (у правшей это область режима визуального конструирования, а не визуального воспоминания, а пейзаж вокруг своего дома человек обычно вспоминает в визуальной модальности).

^ Два вывода из факта существования глазных путей доступа. Однако все это вам нужно не только для того, чтобы читать мысли других людей, но и для того, чтобы с помощью правильно и до конца понятых техник нейро-лингвистического программирования стать действительно здоровым. А для этого достаточно усвоить следующие два вывода.

Первый — это то, что самостоятельно изменив направление вашего взгляда и удерживая его в этом направлении, вы как бы переключаете свой собственный мозг в соответствующий — нужный вам — режим! То есть для того, чтобы хорошо вспомнить что-то визуальное, вам самому (до сего момента я описывал вам движения глаз вашего партнера, так что не удивляйтесь, что для вас направление поменялось) нужно направить глаза влево-вверх. Чтобы лучше представить (создать) что-то визуальное, но незнакомое, направьте их вправо-вверх.

Чтобы действительно ощутить нечто (желательно —приятное), смотрите вниз-вправо. Чтобы посоветоваться с самим собой по важному вопросу, направьте взгляд вниз-влево. Чтобы лучше вспомнить какие-нибудь звуки или слова, направьте взгляд влево по горизонтали. А чтобы сконструировать эти самые звуки и слова (например, ответ на вопрос), посмотрите по горизонтали вправо.

Ну а второй — что и V, и А, и К, и Д представляют собой лишь фрагменты нашего опыта. Нечто вроде плоских отпечатков с объемного изображения мира. А это значит, что если вы хотите получить полный образ чего-либо («голограмму»), не поленитесь поводить глазами по всем шести направлениям (кстати, именно поэтому во всех восточных школах — йоге, дао, цигун и т.п. — вращение глазами является обязательным упражнением). И не удивляйтесь хорошо известному в НЛП факту, что, если вы не менее трех раз как следует вообразите некий реально не существующий опыт во всех шести его ипостасях — положениях ваших глаз, — он станет восприниматься как имевший место в вашей жизни! У нас это называется «закон 3х3», который гласит: «если вы вообразите нечто в трех репрезентативных системах не менее трех раз, это нечто станет для вас реальным.

Три условия успеха:

1. Модель «стратегичности» нейро-лингвистического программирования,

2. Система «хорошо сформулированного результата» и

3. Техника создания бессознательной готовности к достижению цели.

1. Модели стратегичности НЛП

НЛП — это прежде всего стратегичность, нацеленность на результат. Для того чтобы данные стратегичность и нацеленность на результат осуществились, в НЛП есть много самых разных моделей:

  • процесса достижения чего бы там ни было и

  • описания этого чего бы там ни было понятным

бессознательному языком.

Модели НЛП универсальны и могут быть использованы в любой области человеческой деятельности. Разберем две из этих моделей.

«НС-ЖС» модель. Графический ее можно отобразить следующим образом:



В сути своей модель «НС-ЖС» проста и эффективна.

Для того чтобы это продвижение осуществилось, вам, во-первых, нужно точно знать, куда вы идете — т.е. результат ваш должен быть определен и описан.

Во-вторых, вам нужны ресурсы — пока определим их как любые средства, которые могут быть задействованы для достижения результата: физиология, состояния, мысли, чувства, стратегии, переживания, люди, события или вещи.

Ну а в-третьих, вам необходимы техники ~ некие приемы и методы работы с мозгом, с помощью которых вы и осуществите ваше путешествие.

Модель SCORE. Модель «НС-ЖС» универсальна, ибо даже рядовая ваша поездка из пункта А (настоящее состояние в плане местопребывания) в пункт Б (желаемое состояние в том же плане) требует определенных средств-ресурсов (например, денежных) и некоего технического устройства, в которое эти средства вложатся (например, автомобиля). Однако в ней нет одного очень важного момента: предыстории вопроса, то есть причины, по которой вы оказались в своем настоящем состоянии (в большинстве случаев, плачевном, ибо мало кто из нас «путешествует» от хорошего к еще лучшему — в основном от плохого к хорошему).

Ответ на этот вопрос в НЛП ищется с помощью другой модели — SCORE.

Эта английская аббревиатура расшифровывается следующим образом:

S (simptom) - симптом, С (causa) - причина, О (outcame) - результат, R (resours) - ресурс и Е (effect) - эффект.



Данная модель не только, если можно так сказать «психологична», но еще и «кармична». В основе теории кармы лежит очень простой постулат: любая Причина порождает Следствие. Ежечасно, ежеминутно и даже ежесекундно своими мыслями, чувствами и действиями вы сеете причины будущих следствий. И не улавливая связи между конкретной причиной и определенным ею следствием, после, намного'позднее, частенько горько сетуете: «За что мне так?» Но если вы посадили чертополох, глупо надеяться, что вырастет пшеница...

Модель SCORE— это очень хороший способ обнаружить причину того, что вы закономерно и заслуженно приобрели и получили. Тем более, если вам не очень нравится ваше приобретение и вы не хотите и дальше иметь подобные неприятности...

Теперь более конкретно. В модели SCORE, как и в предыдущей модели «НС-ЖС», также есть настоящее состояние, которое мы называем здесь «симптом». Есть желаемое состояние, которое, почти как и в предшествующей модели, обозначается как «результат». Есть уже знакомые нам «ресурсы», которые (в отличие от модели «НС-ЖС») в данном случае включают и техники по их использованию. Однако появилось и нечто новое. Во-первых, «эффект» — это те положительные изменения, которые произойдут в вашей жизни, если вы добьетесь желаемого результата: как бы позитивные последствия новой причины-результата (представьте, например, как изменится ваша жизнь, если и когда вы станете здоровым). А во-вторых, «причина» — то, что и породило «симптом».

2. Система хорошо сформулированного результата

Семь шагов фрейма результата. В принципе, система хорошо сформулированного результата состоит из множества слагаемых. Первым из них торжественно выступает фрейм (буквально это переводится как «рамка» — определенная «карта» использования) этого самого результата. Именно с помощью фрейма наши неясные намерения превращаются во вполне определенные и четко очерченные результаты и цели, включающие в себя схему их (результатов и целей) достижения.

Фрейм результата исходит из одного очень простого Главного Положения:

Чтобы достичь успеха, необходимо ясно представлять себе результат

и расшифровывающих его четырех пресуппозиций НЛП. Согласно этим пресуппозициям хорошо сформулированная цель должна быть

  • определена в позитивных и вполне конкретных сенсорных категориях,

  • практична и достижима,

  • необходима как таковая и в своих последствиях и

  • предполагать процедуру проверки и разнообразие средств для ее (цели) достижения.

Сама по себе техника «фрейм результата» представляет пошаговую процедуру уточнения исходного замысла, в ходе которой вы последовательно отвечаете на следующие вопросы:

РЕЗУЛЬТАТ 1. Чего я хочу добиться?

ПРИЗНАКИ 2. Как я узнаю, что достиг цели? Что я увижу, услышу, почувствую, смогу сделать?

УСЛОВИЯ 3. Где, когда и- с кем мне это необходимо и желательно? Где, когда и с кем — нежелательно?

СРЕДСТВА 4. Чего мне не достает, чтобы

достичь цели? Каких ресурсов?

ОГРАНИЧЕНИЯ 5. Почему я не достиг цели раньше?

ПОСЛЕДСТВИЯ 6. Что произойдет, если я достигну/ не достигну цели?

ЦЕННОСТЬ 7. Стоит ли цель моих усилий?

Однако главным в этой стратегии является все-таки образ желаемого будущего, а не шаги к нему. Потому что наше бессознательное обладает уникальной способностью: самостоятельно приводить нас к желаемым целям. Как автопилот, которому нужно только одно — конечный пункт маршрута...

Запрограммируйте же себя на обретение здоровья с помощью базовой для НЛП техники создания образа желаемого будущего.

1. Представьте самый хороший исход вашей будущей деятельности по исцелению — например, полное выздоровление. Или результат, которого вы хотите, но пока не имеете (например, здоровье в определенной области).

^ 2. Мысленно просмотрите не менее трех «кинофильмов» о своем успехе, в которых вы будете видеть самого себя здорового, исполняющего будущие роли с блеском и вдохновением.

^ 3. «Войдите» в эти фильмы и мысленно проиграйте все эти будущие роли (т.е. если в п. 2 вы на себя смотрели как бы со стороныбыли «режиссером», то теперь на происходящее смотрите как бы из своих глаз — станьте «актером»).

4. Пребывая в своем будущем, в котором вы уже добились успеха, посмотрите на свое настоящее, из которого вы пришли, и определите, что еще нужно сделать, чтобы достичь этого будущего.

^ 5. Вернитесь в настоящее, еще раз посмотрите в будущее (представьте его), проверьте последовательность шагов, которые необходимы вам для достижения этого будущего, и еще раз прокрутите фильм о будущем успехе.

^ 6. Вернитесь в настоящее и ощутите приобретенную уверенность — в себе и в достижимость собственного здоровья.

Сенсорные признаки результата.

Вы смогли расписать фрейм результата, но до полного и подлинного формулирования здоровья как результата вы еще не дошли, т.к. плохо (или недостаточно) проработали вопрос о его признаках здоровья.

Фрейм «как если бы...», который перейти из надоевшей «карты» в желанную «карту».Чтобы использовать эту технику фрейма «как если бы», вам нужно просто отвечать на вопросы, мечтая и фантазируя, т.е. сняв цензуру вашего сознания. Так, как если бы вы уже обладали всем тем, чего желаете.

Опишите себя!

каким бы вы были?

Сделайте вид, что вы уже…, и расскажите о своих ощущениях.

Предположим только на минуту, что вы действительно могли бы … . Опишите, в какой последовательности это происходило бы.

Если бы вы могли изменить любую часть … , то что бы вы изменили в первую очередь?

Каким бы вы были, если бы были … ?

Если бы вы были … , то что было бы и что бы вы делали?

Если бы вы знали основную причину, поддерживающую … , чем бы это могло быть?

Если бы вы могли владеть нужной информацией по .. , то какой бы она была?

Предположим на минуту, что вы знаете, что надо делать в первую очередь. Что бы вы стали делать для … ?

Предложенные вопросы нужны для того, чтобы сделать информацию понятной вашему бессознательному.

Теперь попробуйте воспользоваться техникой описания модели НС —> ЖС. Начните с настоящего состояния, то есть с вашей болезни, для чего ответьте на следующие вопросы (по М. Аткинсон).

1. Как вы себя ощущаете внутри, когда вы находитесь в этом состоянии?

2. Присутствует ли у вас какое-либо внешнее осознание своего тела?

3. Где вы ощущаете свое дыхание, и насколько оно у вас частое?

4. Присутствует ли какой-либо внутренний диалог?

5. Насколько хорошо вы слышите то, что происходит вокруг вас?

6. Как для вас звучит ваш собственный голос?

7. Можете ли вы ясно видеть, что происходит вокруг вас?

8. Видите ли вы что-нибудь внутри (какие-либо картинки) ?

Далее проделайте то же самое для желаемого состояния.

1. Как вы будете ощущать себя внутри, когда будете находиться в состоянии здоровья?

2. Будет ли присутствовать у вас какое-либо внешнее осознание своего тела?

3. Где вы будете ощущать свое дыхание, и насколько оно у вас будет частое?

4. Будет ли присутствовать какой-либо внутренний диалог?

5. Насколько хорошо вы будете слышать то, что будет происходить вокруг вас?

6. Как для вас будет звучать ваш собственный голос?

7. Будете ли вы ясно видеть, что будет происходить вокруг вас?

8. Будете ли вы видеть что-нибудь внутри (какие-либо картинки)?

Далее давайте вспомним о VAKD — о том, что любую информацию наш мозг кодирует в виде образов-картинок (V), звуков и слов (А), ощущений и чувств (К), а также умственных схем (D). Которые, в свою очередь, могут быть внешними (т.е. находится вне пределов вашего тела) и внутренними (т.е. пребывать в его пределах). И специальную технику сравнения настоящего и желаемого состояния, дабы точно сообщить своему бессознательному, чего мы хотим и к чему стремимся.

В идеале у вас должны получиться две «описи» вашего состояния, выглядящие, например, таким образом (см. таблицу).

Теперь вы поняли, что от вас требуется? Четкое и недвусмысленное описание: и того, что вы имеете, и того, чего вы хотите. На языке, который вполне понятен вашему мозгу. И если вы действительно создадите такую вот опись, останется сделать не столь уж и многое. Найти ресурсы, соответствующие всему тому, что нужно для перевода НС в ЖС (в вашей бессознательной памяти их куда больше, чем нужно: ведь с помощью НЛП вы можете ввести в ваше больное настоящее любое состояние из вашего здорового прошлого). И применить соответствующую технику нейро-лингвистического программирования — например, якорения, взмаха или субмодаль-ностного редактирования.

Можно дополнить образ желаемого состояния. Например, опишите позу, характер дыхания, направление взгляда, жесты и характерные слова, в которых будет выражаться это самое ЖС. А теперь войдите в это состояние, т.е. примите соответствующие позу, характер дыхания и направление взгляда. Сделайте несколько раз новые, выбранные вами жесты, сопровождая их характерными словами. Сделали? Тогда знайте, что вы еще больше усилили позитивное воздействие хорошо сформулированного результата.



 

 

^ Настоящее состояние

Желаемое состояние

Визуальные

составляющие

Внутренние: образ себя на больничной койке

Внутренние: образ себя,легко и непринужденно играющего в волейбол

Внешние: чернота и рябь в глазах, когда смотрю на окружающие предметы

Внешние: ясность восприятия, четко и ярко вижу окружающее

Аудиальные составляющие

Внутренние: визгливый голос: «Ты все равно умрешь!»

Внутренние: энергичный голос: «Ты выздоровеешь и поймешь, что жизнь прекрасна!»

Внешние: частичная глухота и звон в ушах

Внешние: острота слуха — как в детстве

Кинестетические составляющие

Внутренние: ощущение тяжести в груди и «буханье» сердца

Внутренние: легкость в груди и ровная и ритмичная работа сердца

Внешние: что вокруг как будто поднялась температура и стало очень жарко

Внешние: ощущение прохлады



Здесь можно также порекомендовать определить и представить вашу оптимальную будущую «сущность», где основными «линиями» будут:

баланс между физическим, эмоциональным, ментальным и духовным (НС и ЖС),

самоценность качество, которое вы придаете себе (НСиЖС),

самоуважение любовь и уважение, которые вы испытываете к себе (НС и ЖС),

конгруэнтность — ясное представление о намерении: о том, чего вы хотите (НС и ЖС).

Делая это определение и представление, старайтесь помнить, что, согласно нейро-лингвистическому программированию, вы абсолютно свободны:

• видеть и слышать то, что есть, вместо того, что должно быть, было или будет;

• говорить, что вы чувствуете и думаете, вместо того, чтобы говорить о том, что вам следовало бы чувствовать и думать;

• чувствовать то, что вы чувствуете, вместо того, чтобы чувствовать то, что вы должны чувствовать;

• просить того, чего вы хотите, вместо того, чтобы ждать разрешения;

• рисковать на свою ответственность вместо того, чтобы бояться «раскачать лодку».

А напоследок, генерируйте множественные описания оптимальной «сущности» вашего «Я».

Кинестетически физиология — скульптура — поза/дыхание — эмоциональное качество (внутренние признаки телесных ощущений), т.е. то, как вы себя будете чувствовать и ощущать.

Аудиально тональное представление — звук или ритм/темп/мелодия — вербально-ключевые прилагательные (как вы будете «звучать» и что говорить).

Визуально «рисунок» оптимальной «сущности» (как вы будете выглядеть).

Однако еще существует модель Р.Дитлса – для достищения цели необходимо от пациента выполнение всего двух условий:

  • он обязан знать, чего хочет

  • он должен обладать готовностью к достижению того, чего хочет.

Первое условие полностью вписывается в вышеизложенную систему «хорошо сформулированного результата», а второе выполняется с помощью техники формирования готовности к достижения цели (самооценки и ревизии убеждений)– включения «автопилота» вашего бессознательного, а точнее, снабжения его энергией уверенности и убежденности.

  1. ^ Одним предложением запишите цель, которую вы хотите достичь.

Цель: __________________________________________________________

2. Укажите на шкале от 1 до 5 как сильно вы верите в свою цель по отношению к следующим суждениям (1 — самая низкая и 5 — самая высокая степень веры):

а) моя цель желанна и стоит того;

б) эта цель достижима;

в) то, что мне нужно делать, чтобы достичь этой цели, нормально и естественно;

г) у меня есть необходимые способности для достижения этой цели;

д) я заслуживаю достижения этой цели.

3. Теперь просмотрите свои ответы и выберите тот, который вы оценили ниже остальных. Повторите это предложение 9 раз, каждый раз добавляя очередное суждение из нижеперечисленных и то, что спонтанно появится за ним. Постарайтесь быть искренним и обязательно аргументирование переработайте «всплывшие» сомнения и возражения. Когда вы закончите, проделайте опять самооценку и заметьте, что изменилось и укрепилось

…потому что _________________________________________________________

...и я ее достигну до того как ____________________________________________

...и я ее достигну после того как __________________________________________

...пока________________________________________________________________

...если________________________________________________________________

…хотя и ______________________________________________________________

…также как ___________________________________________________________

…в любое время _______________________________________________________

…так что ______________________________________________________________

Якорение.

Якорение состояний – это их привязка к некоторым шаблонамповедения или входам восприятия для последующего воспроизводства и использования. Процесс посредством которого любой стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) оказывается связанной с некоторой реакцией и запускает ее появление.

Вся жизнь – непрерывное якорение.

Якорение – процесс формирования в нас бессознательных программ нашего поведенияна основании однократного (в случае сильных эмоций) или более длительного ассоциирования некоего стимула с некоторой реакцией.

^ Триггер – своеобразный запускной файл планов и программ нашего поведения.

1. Мы учимся посредством ассоциаций, которые возникают на основе имеющегося опыта. Всякий раз обучаясь, мы вспоминаем то или иное и устанавливаем ассоциации между этим самым тем и иным. А когда мы занимаемся творчеством, мы тоже создаем связи (ассоциации) — вот только новые.

2. Благодаря нашему стремлению соединять разные части нашего опыта, любой зрительный образ, звук, прикосновение, запах, вкусовые ощущения, чувство, поза или движение потенциально могут напомнить нам о том, что происходило, когда мы встретились с ним. Сигналы, которые вызывают у нас прежнюю реакцию, и называются триггерами или якорями.

3. Якоря влияют на нас как положительно, так и отрицательно. Фотография любимого человека может напоминать нам о тех чувствах, которыми мы с ним связаны. Встреча со школьным товарищем рождает воспоминание о том, что мы чувствовали, когда учились в школе. Зато сама мысль об экзамене или о публичном выступлении вызывает у нас беспокойство и заставляет нервничать.

^ 4. Устойчивые реакции страха (так называемые фобические реакции: на собак, змей или на высоту и т. п.) — это яркий пример отрицательных якорей.

5. Обычно якоря срабатывают автоматически, и поэтому наше состояние меняется позитивно или негативно без нашего явного и сознательного контроля. И если в прошлом мы накопили большой опыт неприятностей, так называемые нересурсные состояния (подавленности, нерешительности, растерянности, страха и т.п.) могут возникать как бы сами собой и самыми различными способами, ибо мы имеем гигантское количество якорей, которые «включают» наше негативное самоощущение безо всякого нашего участия.

6. Целенаправленно и активно вырабатывая якоря к положительному опыту, мы можем сознательно вызывать позитивные ресурсные состояния, когда в них возникает потребность — как у нас самих, так и у других. Это может помочь нам справиться с негативными ситуациями и состояниями, а также просто быть эффективным (ой).

7. Для того чтобы выработать якорь нужно прежде всего определить состояние, которое будет нам полезно, например, уверенность, собранность, спокойствие и т. п. Затем вспомнить его и постараться побыть в этом состоянии как можно полнее и интенсивнее. А далее просто подключить к желаемому ресурсному состоянию какой-то сигнал — например, слово, звук, прикосновение, позу, жест или зрительный образ.

^ Компактная запись процедуры постановки ресурсных якорей.

/. Выявите ситуацию, в которой вы нуждаетесь в ресурсах.

2. Определите необходимый вам ресурс, например, уверенность или чувство здоровья.

3. Убедитесь в том, что ресурс действительно является подходящим, задав вопрос: «Если бы у меня был этот ресурс, улучшилось бы мое восприятие этой ситуации и мои действия в ней?» Если да, продолжайте. Если нет, вернитесь к шагу 2.

4. Вспомните несколько случаев из жизни, когда у вас был этот ресурс, и выберите из них один-два, в котором он проявился интенсивнее всего.

5. Определите якоря, которые вы собираетесь использовать в каждой из трех основных репрезентативных систем.

6. В воображении вернитесь полностью в переживание ресурсного состояния, переживите его снова. Когда оно достигнет пика интенсивности, выйдете из него (перед началом всего этого не забудьте перейти в другое место).

^ 7. Теперь снова переживите свое ресурсное состояние, и в тот момент, когда оно достигнет пика, присоедините якоря. Повторите это несколько раз.

8. Проверьте качество якорения, включив якоря и убедившись, что вы действительно входите в это состояние. Если вы неудовлетворены, повторите шаг 7.

Якоря комфорта и «здесь и теперь». Вообще-то якорение присутствует у меня на каждом сеансе. Ибо с чем бы мне не пришлось в дальнейшем работать, я в обязательном порядке ставлю два якоря: комфорта и «здесь и теперь».

Первый якорь необходим для того, чтобы клиент в любой момент мог быть возвращен мною в состояние удобства и спокойствия — ведь во время проработки его проблемы мы можем столкнуться с крайне неприятными ситуациями и состояниями из его жизни: «пожарами», которые надлежит немедленно «погасить».

Якорь же второй нужен для того, чтобы в случае, когда для поиска причин симптома мы отправимся в прошлое (а иногда и будущее) пациента, у меня была возможность а любой момент «выдернуть» его из этого прошлого или будущего, возвратив из опасного или пугающего «там и тогда» в безопасное и спокойное «здесь и теперь».

Постановка этих якорей особых сложностей не вызывает. Сначала я просто прошу клиента вспомнить любую ситуацию, в которой ему было хорошо — удобно, спокойно и комфортно. И «войти» в эту ситуацию (ассоциироваться с ней), ощутив все эти удобство, спокойствие и комфорт. После чего якорю пик ощущений — редко более двух-трех раз, — получая якорь комфорта.

Далее я предлагаю пациенту почувствовать себя здесь и теперь. Внимательно рассмотреть окружающую его обстановку. Вслушаться во все звуки, которые он может слышать. Почувствовать свое тело и пройтись по ощущениям его (тела) частей, как бы перебирая их как четки. И пока он это делает, я раз за разом прикасаюсь к месту, где будет находиться будущий якорь. Первый раз, когда он всматривается в окружающее. Второй— когда он вслушивается в него. А третий — когда он входит в ощущения своего тела. В результате такого вот наложения я получаю очень мощный якорь «здесь и теперь», включение которого немедленно возвращает клиента из прошлого (или будущего) в настоящее.

^ Накладывания ресурсов на проблемное состояние

Теперь вы вполне созрели для того, чтобы приступить к первому «волшебству» НЛП — использованию техники установления автоматической связи «триггер-ресурс».

Как вы должны помнить, в НЛП триггер — это всего-навсего сигнал, который является как бы пусковой кнопкой для включения некоего состояния (иногда донельзя неприятного). Например, если вы боитесь своего начальника, триггером, включающим этот страх, для вас скорее всего будет сам вид его внушительной фигуры, но не просто, а, например, с указующим перстом. Неприятные со

стояния, возникающие вслед за соответствующими триггерами, обычно и являются причинами наших весьма несовершенных действий в соответствующих ситуациях. Естественно, что в ситуациях этих вы весьма нуждаетесь в совсем иных — ресурсных — состояниях (вряд ли ваш страх может рассматриваться в качестве приемлемого ресурса). С помощью техники «установление автоматической связи триггер — ресурс» вы можете сделать так, что появление триггера будет само по себе вызывать в вас это самое так необходимое вам по ситуации ресурсное состо яние.

Установление автоматической связи «триггер-ресурс»

Подумайте о будущей ситуации, в которой, вероятно, вам понадобится то самое ресурсное состояние, которое вы только что заякорили. Что в ней является триггером — т.е., например, что вы можете использовать в качестве сигнала, который даст вам понять, что вы уже нуждаетесь в этом ресурсе? Найдите то, что вы видите, слышите или ощущаете прямо перед возникновением нежелательной реакции, — то, что дает вам знать, что вы уже именно в неприятной для вас ситуации. Помните, что сигнал может быть внешним или внутренним. Например, любое неприятное известие, которое провоцирует у вас обострение состояния болезни, будет внешним сигналом. Но и начало внутреннего диалога («Боже, ну почему это произошло именно сейчас. Ведь теперь у меня точно начнется приступ!») тоже может быть сигналом — но уже внутренним.

^ А теперь, раз за разом вызывая этот внешний или внутренний сигнал (просто вообразите себе его), также раз за разом «включайте» якорь вашего ресурса.

Если вы сделаете это достаточное количество раз (у меня от 3 до 7, но у вас, скорее всего, больше), ваш триггер станет якорем для того, чтобы вы перешли в ресурсное состояние. И то, что обычно заставляло вас чувствовать себя плохо, теперь станет новым триггером, который будет уже переводить вас в устойчивое положительное состояние.

Техники взмаха.

Здесь мы работаем с Образом Самого Себя, который является для мозга своеобразной записью программы поведения в соответствующей ситуации. Но если этот образ не эффективен, то ситуация становится заведомо проигрышной. И тогда мы предлагаем собственному мозгу новый — эффективный образ себя, который отныне становится новой же программой поведения в этой ранее проигрышной, а теперь вполне удачной ситуации...

Основные затруднения в использовании техники взмаха обычно связаны с двумя моментами: картинкой-триггером (ее нужно определить максимально точно — т.е. найти именно то, что запускает реакцию) и новым образом себя. С первым мы с вами уже немного разобрались — здесь очень хорошо работает прием «отпуск от самого себя». Что же касается поиска этого самого нового образа (себя), то он заметно облегчится, если вы поймете, что образ этот можно не только вспомнить), но и вообразить. Как бы «скалькировать» нового себя с кого-нибудь из знакомых, для которых эта ситуация не проблема, или даже с литературного или киногероя (а что в этой ситуации сделали бы Супермен или Бэтман?). Для этого служит технику создания желаемого образа себя .

1. Отыщите реального человека или воображаемого героя, который способен эффективно и «экологично» справиться с представляющей для вас затруднения ситуацией.

2. Разверните эту ситуацию как кинофильм или видеоклип и несколько раз посмотрите, как именно этот человек или герой действует в ней, играя роль в этом фильме или клипе.

3. Теперь, если вас у страивает образ этих действий, как бы «выньте» этого человека или героя из первого кадра фильма или клипа, «вставьте» туда себя и еще несколько раз просмотрите этот фильм или клип, но уже с собой в главной роли и действующим так, как до вас действовали все тот же герой или человек. Все, что вас будет не у страивать (не нравиться) в новом поведении, измените, использовав^ собственное воображение.

^ 4. И, наконец, как следует наигравшись, «извлеките» из фильма или клипа новый образ эффективного себя и уже с ним осуществите изменение с помощью техники взмаха.

Для того чтобы пункт 4 вы осуществили грамотно и, как говорится, «с чувством, толком и с расстановкой», познакомьтесь с важнейшими этапами и стадиями осуществления простого варианта техники взмаха.

7. Выясните контекст, т.е. сначала определите, где вы «поломались» или «застряли». Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сейчас?

2. Определите картинку-триггер («пусковую картину»). Найдите то, что вы на самом деле видите непосредственно перед тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Эта картина обычно ассоциирована (т. е. вы видите ее как бы из своих глаз и не видите себя в этой картине). Многие в этот момент находятся на «автопилоте», и потому иногда стоит реально проделать то, что должно предшествовать этому нежелательному поведению, дабы у видеть, как все это выглядит, и найти триггер. Если же вы сейчас занимаетесь просто проверкой техники взмаха, имейте в виду: поскольку это стимул некой реакции, которая вам не нравится, с этой картиной должно быть ассоциировано хотя бы что-то неприятное. Чем более это неприятно, тем лучше сработает.

3. Создайте образ результата (нового себя). Сделайте (сконструируйте и вообразите) этот образ — каким бы вы себя видели, если бы уже достигли желаемого изменения. Каким бы вы были, если бы то, где вы «поломались» или «застряли», не было бы для вас проблемой. «Регулируйте» этот образ, пока не получите такой. который «экологичен» и действительно привлекателен — который сильно влечет вас и нравится вам.

4. Взмах. Теперь «махните» эти две картины. Сначала увидьте ту, «пусковую», картину, большую и яркую. Потом в нижний правый у гол поместите маленький темный образ нового себя. А теперь пусть маленький темный образ быстро увеличивает размеры и яркость, перекроет первую картину, которая так же быстро потемнеем и скукожится. Потом «очистите экран» и «махните» эти две картины снова — пять раз в общей сложности. Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха!

5. Проверка.

а) Теперь вызовите тот первый образ. Что происходит? Если взмах был эффективен, это просто трудно будет сделать. «Картинка-триггер» будет стремиться исчезнуть и замениться вторым образом, желательным.

б) Другой способ проверки — поведенческий. Найдите способ воссоздать ситуацию, представленную в ключевой картине, и проверьте, как вы теперь поступите.

Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, что вы упустили и что еще можно сделать, чтобы этот процесс заработал.

^ Условия эффективных взмахов. Если взмах не получился, то это значит, что вы что-то сделали не так. Что именно? Отчасти я об этом уже говорил. Не обнаружили «истинную» картинку-триггер (то, что действительно «запускает» нежелательное состояние или поведение). И не нашли устраивающий ваше бессознательное новый образ себя. Это — как основное и главное т. е. необходимое. А чтобы оно стало еще и достаточным, сообщаю вам четыре (пока) условия эффективных «взмахов».

1. Одновременность (синхронность). Для эффективности взмаха необходимо, чтобы изменения происходили как бы одновременно — то есть чтобы картинка-триггер синхронно заменялась на новый образ себя.

2. Направление. Взмах «работает», если его делают только в одном направлении — от картинки-триггера к желаемому образу самого себя. Поэтому обязательно используйте между процедурами явно и ярко выраженное промежуточное «разделяющее» состояние (как бы «сепаратор»). Например, перед каждым повторением «очищайте экран», если работали с открытыми глазами (для чего посмотрите на любые окружающие вас предметы). Или просто открывайте глаза, если во время взмаха они были у вас закрыты.

3. Скорость. Чем быстрее выполняется процедура взмаха, тем лучше. Поэтому сначала вы можете медленно проделать все шаги этой техники, чтобы понять их. Однако во время выполнения процедуры смена образов должна осуществляться как можно быстрее.

4. Повторение. Для закрепления результата взмаха обычно достаточно 3-5 повторений. Если же это не произошло и после десяти повторов, вам явно нужно внести какие-то изменения в процедуру, дабы техника эта «заработала».

Субмодальностное редактирование.

Репрезентативные системы человека, одна из которых является предпочитаемой, представляют собой системы восприятия какой-либо модальности информации – визуальной, аудиальной или кинестетической. Субмодальности же представляют собой составные части этих модальностей. Модальности – классификаторы нашего опыта, а субмодальности – субклассификации (картинка – яркость, цвет, глубину и т.п., звук – громкость, локализация и т.д.).

Если наш мозг для того, чтобы закодировать, например, эмоциональное состояние (все в розовом цвете, чернее тучи и т.д.), использует субмодаьности, то изменяя субмодальности можно изменить и эмоциональное состояние!

^ Прежде, чем работать с субмодальностями, необходио их откалибровать для конкретного, сидящего перед тобой человека по схеме:

Цвет, расстояние, глубина, длительность, четкость, контраст, пределы, движение, скорость, оттенок, прозрачность, пропорции, ориентация, передний/задний план.

Для уничтожения, переоценки или изменения интенсивности воздействия чего-либо неприятного из нашего опыта используется метод доведения субмодальностей до критического уровня.

^ Перенос субмодальностных характеристик с чего-то позитивного на что-то негативное способен сделать это негативное позитивно воспринимаемым!

Лучше не возиться с выяснением влияния на нехорошее, неправильное или непривлекательное всех кодирующих этот опыт субмодальностей, а просто взять субмодальностные характеристики «эталона» (хорошего, правильного, привлекательного) и перенести их, чтобы негативные переживания стали позитивными.

При этом нашему мозгу наплевать на содержание этих переживаний и опытов.

Перевод замешательства в понимание.

«Непонимающее знание» энэлперы и окрестили «замешательством» — наверное потому, что демонстрирующие его люди действительно испытывают подобное, весьма неприятное, чувство.

Однако замешательство всегда указывает на то, что вы находитесь на пути к пониманию, но застряли на этом пути. Оно говорит о том, что у вас есть множество данных, но они не организованы способом, который позволяет вам их понять. Так что попробуйте их быстренько организовать, воспользовавшись техникой превращения замешательства в понимани.

1. Подумайте о чем-то, что приводит вас в замешательство: о том, в чему вас большой опыт или знания, но не организованные так, чтобы вы их понимали.

2. Теперь подумайте о чем-то понятном и похожем. «Похожее» значит, что если ваше замешательство относится к чьему-либо поведению («не понимаю я Иванова!»), то пусть ваше понимание тоже относится к поведению {«зато понимаю Петрова»). Если оно связано с чем-то механическим («не понимаю, как работает автомобильный мотор»), то пусть ваше понимание тоже будет чем-то механическим («зато понимаю, как работает электродвигатель»).

3. Теперь у вас есть два внутренних опыта. Убедитесь, что в обоих присутствуют визуальные образы — картины. То есть попросту визуально представьте эти картины.

4. Обратитесь внутрь и исследуйте эти два опыта (представляющие их картины) — чем они отличаются? Чтобы сделать это, воспользуйтесь списком субмодальностей, который я привел ранее. Главное здесь — найти именно различия между двумя «картинками». Энэлперы называют различающиеся субмодальности ключевыми, ибо именно они кодируют различия в качестве опыта. Особое внимание обратите на диссоциацию/ассоциацию и месторасположение — о них обычно забывают начинающие.

5. Теперь возьмите образ замешательства и изменяйте его, пока оно не станштпаким же, как понимание. Не меняйте содержание, измените только субмодальности, которые используются вашим мозгом — но не все, а ключевые.

6. Если вы получили от самого себя подтверждение — вы «можете видеть, что происходит», «чувствуете себя гораздо комфортнее» или у вас «одинаковое чувство к обеим картинам» значит, вы получили искомый результат.

Если вы теперь захотите осуществить превращение замешательства в понимание с кем-то, вам необходимо просто воспроизвести эту последовательность.

^ 1) Попросите вашего клиента подумать:

а) о чем-то, приводящем его в замешательство,

б) о чем-то похожем и понятном. Можете даже запретить ему сообщать вам о содержании.

2) Спросите, чем отличаются эти два его опыта. Пусть вас не волнует, чем они похожи — главное то, чем один отличается от другого.

^ 3) Когда у вас будут как минимум два различия, попросите партнера изменить замешательство, чтобы оно имело такие же характеристики, как и понимание.

4) Проверьте, что вы сделали, спросив, понимает ли он то, что раньше приводило его в растерянность. Если он понимает, вы закончили. Если нет. вернитесь на шаг 2

^ Важнейшая область субмодальностного редактирования — создание мотивации, желания делать нечто.

Чтобы понять, как может помочь здесь перенос субмодальностных характеристик, а заодно и потренироваться в этом переносе, проделайте следующую технику создания мотивации.

/. Выберите что-нибудь, что вы действительно любите делать. Что-нибудь, что вы хотите делать, и делание этого для вас является легким и естественным (если ничего не приходит в голову, возьмите любое развлечение).

2. Теперь выберите что-нибудь, что вы хотели бы делать (или должны делать), но в чем вам недостает этой самой мотивации (если опять-таки ничего не придумали, возьмите любую работу).

3. Используя субмодальностный список, найдите разницу в этих двух переживаниях: мотивации и недостатка мотивации.

4. Теперь осуществите перенос ключевых субмодалъ-ностей и. выждав несколько минут, оцените свое желание делать то, что ранее вы делать не хотели.

Субмодальностные переносы позволяют вам редактировать любые ваши переживания и опыт. И трудно даже перечислить все области, в которых его можно применять. Однако, в принципе, все их можно свести к четырем важнейшим.

Во-первых, это способности понимать или делать что-то (превращение замешательства в понимание как раз и представляет собой перенос способности понимания).

Во-вторых, это желания и связанные с ними эмоции т.е. мотивация делать нечто, что ранее не хотел делать и/или привлекательность чего-то ранее непривлекательного.

В-третьих, это1'убеждение в возможности что-то сделать или что-то получить (достичь, добиться) — важнейший компонент бессознательной готовности к деятельности.

Это настолько важно, что нельзя приступать ни к каким психотерапевтическим интервенциям до тех пор, пока не выяснишь, как клиент представляет себе процесс исцеления, не подберешь «эталон» хоть чуть-чуть похожей деятельности, про которую он точно знает, что может ее делать (т.е. где присутствует качество «естественной возможности») и не осуществишь перенос субмодальностей с «эталонной», принимаемой как естественная возможная, деятельности на предполагаемый процесс исцеления.

И, наконец, в-четвертых, это состояния — души и тела человека. Например, страх, который вы испытываете в какой-либо ситуации, можно легко уничтожить, если перенести в эту ситуацию субмодальности спокойствия или смелости (только не переусердствуйте). А раз так, вы уже сейчас можете сделать еще один шаг к вашему здоровью, например, осуществив перенос субмодальностей

• чего-то, что вы точно знаете, что можете делать, — на процесс излечения от болезни,

•состояния (ну хотя бы воспоминания) здоровья— на картину вашей болезни.

Переосмысление неудач и неприятных воспоминаний.

Не желательно усердствовать с уничтожением — особенно, если речь идет о каких-то крупных или серьезных воспоминаниях, пусть даже они остались неприятными или навязчивыми. Ведь это — ваш собственный бесценный опыт. Драгоценный опыт вашей жизни. Который следует не уничтожать, а переосмысливать — в полном соответствии с библейским указанием на необходимость отделения зерен от плевел. Что вы вполне можете осуществить, применив, например, технику «буквальный рефрейминг».

Техника буквального рефрейминга. Вообще-то в НЛП термин «рефрейминг» используется для обозначения словесного переформулирования чего-то, в результате это «что-то» приобретает иной смысл и содержание. Помните, например, как Том Сойер «замотивировал» мальчишек покрасить за него забор? Это был классический рейрейминг, который он, кстати, осуществил одной-единственной фразой: «Часто ли мальчикам достается красить заборы?»

Буквально «рефрейминг» означает «изменение рамки» (т.е. является визуальным, а не аудиальным словом). Может, именно поэтому эффектом процесса рефрейминга обычно действительно выступает чисто визуальное помещение проблемного события в какую-нибудь новую рамку или фон. Но можно сделать это и без «словесных выкрутас» — просто и буквально с помощьютехники буквального рефрейминга.

1. Подумайте о ситуации, при мысли о которой вы чувствуете себя плохо. Это может быть все, что угодно: старое воспоминание, нынешняя проблемная ситуация или ограничение, а может быть и что-нибудь еще.

2. Тщательно рассмотрите визуальную часть своего проблемного опыта, затем мысленно шагните из него назад, так, чтобы вы видели себя в этой ситуации (диссоциируйтесь). Если вы не сможете создать эту диссоциацию осознанно, то просто «почувствуйте», что проделываете это, или притворитесь, что сделали.

3. Теперь поместите вокруг этой картины большую золотую раму в стиле барокко примерно в два метра шириной.^ И отметьте, как это изменяет ваше восприятие проблемной ситуации.

4. Если изменения недостаточны, поэкспериментируйте. Используйте овальную рамку, какие употреблялись много лет назад для старых семейных портретов; раму из нержавеющей стали с острыми краями или цветную пластиковую рамку.

5. После того как рама выбрана, поразвлекайтесь, украшая картину и пространство вокруг нее. Музейное яркое освещение, приподнятое над картиной, «проливает иной свет на предмет», нежели тусклая свеча, стоящая на подставке под ней. Видение реальной обрамленной картины среди других картин на стене в музее или в чьем-то чужом доме может создать совершенно «другую перспективу». Если хотите, то даже просто мысленно выберите знаменитого — или не очень — художника и превратите свою картину в полотно, исполненное этим художником или в его стиле.

К настоящему моменту мы с вами уже знаем о силе раппорта между клиентом и консультантом, о важности ресурсного состояния и калибровке состояний, ассоциации и диссоциации, логических уровнях организации опыта, модели Т.О.Т.Е., спецификации цели, метамодели и модели S.C.O.R.E. Все эти знания и умения использует НЛП-консультант в работе с клиентами, особым образом сочетая между собой отдельные части перечисленных моделей и инструментов.

Попытаемся кратко представить, как может быть организован процесс консультации и какие приоритеты будут важны на различных его стадиях.

Итак, с чего стоит начинать работу с клиентом? Какой самый первый фокус внимания? Конечно, приоритетом для консультанта является его собственное состояние, готовность к работе, конгруэнтность. Если консультант не в ресурсе, то в процессе взаимодействия вербально или невербально это будет передаваться клиенту Вряд ли консультант в нересурсном состоянии сможет сделать все лучшее из того, что он умеет. Кроме того, неконгруэнтность человека обычно порождает недоверие со стороны его партнера. Получая противоречивые сигналы, он вынужден сам находить им объяснение, что часто вызывает сомнение в компетентности специалиста. В такой ситуации консультанту лучше или отложить сессию, или перед ее началом поработать с собой дм восстановления ресурсного состояния и конгруэнтности. Игнорирование этого фрейма может привести к нарушению экологии и полному провалу в работе.

Следующим этапом работы консультанта является установление раппорта с клиентом. Вы должны глубоко осознавать важность доверия между клиентом ^ и консультантом!

Убедившись, что раппорт есть, полезно позаботиться о пресуппозициях вашей дальнейшей работы с клиентом: о распределении ответственности (за что отвечаете вы, а за что клиент), графике работы и продолжительности сессии; о том, что «на выходе» получит клиент и что будет критерием успешной работы; об оплате. Также полезно сделать несколько вводных слов о стиле вашей работы. Например, какие задания вы будете давать клиенту, какую активность вы ожидаете от него, что вы собираетесь обсуждать явно, а что нет и т. д. Употребляя термин «договор», мы имеем в виду как его юридическую сторону, так и межличностную. Помните о силе метафоры «Треугольник Карпмана»!

Хорошо проделав все вышеперечисленное, стоит переходить к содержанию встречи. Особым вниманием НЛП-консультанта в этот момент является рамка «О чем и как нужно говорить с клиентом». Такой подход позволит вам в каждом новом клиенте видеть неповторимую личность и удерживаться от переносов. В этой фазе раппорт тесно связан с той семантикой, которую вы поддерживаете: стиль речи, характерный для академика, мало подходит для домохозяйки.

Внимание к следующей рамке придает надежность консультации и гарантированно обеспечивает успешное продвижение от шага к шагу сессии. Здесь включаются мощные инструменты НЛП, которые обеспечивают постоянную обратную связь процесса и позволяют консультанту вовремя корректировать происходящее. На вербальном уровне используется парафраз. А на уровне микростратегии консультанта используется третья позиция и навык «обратного хода» для перепросмотра того, что было достигнуто. Благодаря этим инструментам любая ошибка консультанта может быть переведена в достоинство. Виртуозное владение этой рамкой помогает консультанту НЛП постоянно оставаться на высоте, выбирать более короткий путь решения задачи®, поддерживать ресурс и конгруэнтность на трудных участках «маршрута». С точки зрения круга обучения, эта рамка обеспечивает динамический переход между бессознательной компетентностью и сознательной, развивая профессионализм консультанта. Способность детально представить и объяснить каждый шаг проделанной сессии — неотъемлемая часть профессиональной работы в НЛП.


Рамка консультационной сессии НЛП-консультанта на основе модели SCORE





 

Как мы уже говорили раньше, поэтапное продвижение по шагам модели S.C.O.R.E. в четко заданной последовательности представляет собой сердце консультационной сессии в НЛП. Стоит обратить внимание на то, как взаимно дополняют друг друга различные элементы НЛП. Постоянно применяются в каждой точке модели S.C.O.R.Е. вопросы метамодели, хорошо сформированного результата, рефрейминг и метафоры. Однако обратите внимание на особые вспомогательные вопросы и шаги между некоторыми точками. Например, в симптомах и желаемом результате полезно откалибровать тот логический уровень, на котором они заявлены, чтобы затем адекватно подобран стратегию изменений. Прежде чем изучать структуру желаемого результата, важно изучить ценности, его поддерживающие. Таким образом, вы заранее отделите мало значимые цели и неявно запустите механизм интеграции логических уровней. Для работы с желаемым результатом особую значимость представляет детальность и сенсорность его описания. В этой части сессии необходимо провести полную спецификацию цели. Для подбора соответствующих структуре желаемого состояния ресурсов используются вопросы «от противного»: что сейчас мешает вам достичь цели; что происходит, когда вы встречаете данные препятствия? «Выворачивая полученную информацию наизнанку», вы находите ресурсы.

Все вышеописанные рамки организации внимания консультанта начинают действовать в указанном порядке и поддерживаются на протяжении всей сессии «в рабочем состоянии».

 

^ Техника работы с фобиями

Если травматическая ситуация перешла некий внутренний порог и превратилась в фобию (например, когда после автомобильной аварии вас трясет при одной мысли о том, чтобы снова сесть за руль), целесообразно обратиться к более сложным и «показанным» именно для таких случаев техникам.

Например — техника визуально-кинестетической диссоциации. Она очень эффективна в тех случаях, когда вам надо преодолеть фобию или уничтожить последствия психотравмы.

^ 1. Установите мощные якоря комфорта и «здесь и теперь».

2. Представьте себя как бы вышедшим из самого себя и увидьте, как на слайде, опять-таки себя, но в самый первый момент вашего травматического происшествия. В результате окажется, что вы сидите и одновременно представляете себя более молодым прямо перед собой.

3. После того как вы все это ясно представите, как бы оставьте свое тело таким образом, чтобы вы могли представить себя сидящим на прежнем месте и наблюдающим за собой более молодым. В результате вы как бы существуете в трех лицах. Вся перспектива просматривается из третьего положения, тело ваше находится во втором положении, а себя, более молодого и испытывающего травму, вы видите в первом положении. Как только вы установите эту так называемая трехпозиционную диссоциацию, заякорите ее.

4. Теперь — как это ни больно — снова проиграйте свой VAK психотравмы (того, что так не хочется вспоминать), но при этом оставаясь кинестетически диссо-циированным от данного травматического происшествия и только лишь наблюдающим за собой молодым, переживающим травму. Для того чтобы оставаться таковым, используйте якоря (комфорта и «здесь и теперь»), а также языковые выражения, которые помогут разграничивать три случая: «я здесь на «перспективном» месте»;

«я в настоящее время» и «я в молодости, переживающий то, что случилось тогда». Это очень важно, дабы отделить Ваше травмированное «Я» в молодом возрасте от Вас, наблюдавшего за собой сегодня с «места перспективы».

5. «Просмотрев» и «прослушав» ситуацию психотравмы, перейдите из третьего положения обратно во второе — так, чтобы вы, который смотрел с перспективы, интегрировался с фактическим положением вашего тела.

6. А теперь мысленно подойдите к себе молодому — человеку, который пережил травму. Убедите его в том, что вы пришли из будущего. Окажите себе молодому любую необходимую поддержку, проявляя максимальное участие.

7. После того как вы в вашем нынешнем состоянии видите, что, будучи визуально представленным молодым, вы получили достаточную поддержку и достигли утешения и понимания, интергрируйтесь, перенеся свою более молодую часть в свое собственное тело. И освободите якорь диссоциированной визуальной перспективы.

Предупреждаю, что в случае сильной и свежей травмы эту процедуру (или некоторые ее части) вам придется проделать 2-3 раза — до тех пор, пока вы не сможете оставаться достаточно диссоциированным с тем, чтобы можно было бы довести до конца дело освобождения от прошлого.

Техники быстрого разрушения проблемных состоянии и навязчивости.

Растрескивание. Это то, что происходит с закаленным стеклом (например, с лобовым стеклом машины), когда оно разбивается. Так что представьте, что тревожащий вас зрительный образ как бы нарисован на лобовом стекле, «врежьте» по нему (стукните как следует молотком или кирпичем) и с раз, дабы удовольствием посмотрите, как оно разбивается и распадается. Если надо, повторите это несколько «растрескать» неприятное воспоминание полностью и навсегда.

Посмотрите свои картинки «шиворот-навыворот».

Обычно фильм или картинка как бы выворачивались, и все, находящееся в центре, внезапно перемещалось (автоматически, а не осознанно!) наружу, а все, что было по краям, «сплющивалось» в центре. Бывало и так, что внезапно, само собой, «картинки» переворачивались кверху ногами, а фильм начинал идти «задом-наперед». Однако чтобы не происходило, терапевтический эффект был налицо: навязчивость уменьшалась или просто исчезала.

^ Поместите «картинку» на воображаемый экран и представьте, что проекционная лампа прожигает дырку в этом и всех прочих кадрах. Если хотите, то можете просто сжечь экран вместе с образом.

Для разрушения картины можно также просто

поворачивать ее как в калейдоскопе;

смывать как акварель или рисунок на тротуаре под дождем;

увидеть образ в зеркале, которое разбивается, или в водоеме, поверхность которого приходит в волнение.

Словом, делайте все, что вам придет в голову, дабы образ исчез или видоизменился.

В том случае, когда проблемное переживание или ситуация закодированы мозгом не в виде статичной картины или серии картин, а вспоминается исключительно в виде «фильма ужасов», то лучше применить технику отделения себя от контекста.

1. Подумайте о неприятном воспоминании и прокрутите его как короткий фильм. Оцените, как вы реагируете на это воспоминание.

2. Увидьте на картине себя, т.е. перейдите в диссоциированное состояние. И четко разделите себя и контекст. Используйте для этого любые субмодальные различия, которыми вы можете легко воспользоваться — размер, цвет, дистанция, прозрачность и т.п. Например, если картина черно-белая, увидьте себя в цвете. Если картина далеко, увидьте себя близко.

3. Прокрутите фильм вперед с диссоциированным собой, движущимся на удвоенной скорости и контекстом, движущимся на половинной скорости (не наоборот!). Вы увидите, что «приходите» к концу фильма раньше, чем появляется контекст, так что вам придется ждать, пока этот самый контекст не «приплетется» за вами.

4. Прокрутите фильм обратно с самим собой, движущимся на половинной скорости, и контекстом на удвоенной скорости (не наоборот!). На этот раз контекст придет к концу фильма раньше, чем вы.

5. Теперь прокрутите фильм обычным способом, чтобы проверить, есть ли изменения в ваших ощущениях.

6. Если изменений нет, проделайте это еще раз — также в диссоциированном состоянии и сделав себя больше, чем контекст.

  1   2



Скачать файл (231 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации