Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования на примере Калужской области - файл 1.doc


Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования на примере Калужской области
скачать (252.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc253kb.20.12.2011 12:29скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: «Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования на примере Калужской области»
МОСКВА 2009 г.

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Теоретико-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

1.1. Теоретические основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования…………………………………….8

1.2. Правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования..…………………………………..18

^ Глава 2. Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области.

2.1. Деятельность органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области…………..21

2.2. Проблемы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области и возможные пути их решения…………………………………………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………….39

Список использованной литературы…………………………………………...40

Приложение…………………………………………………………………..….42
ВВЕДЕНИЕ.

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования связана с обострением про­блемы экологической безопасности. Процесс производственной деятельности, а также личное потребление сопровождается зна­чительными выбросами (различного вида загрязнения, шумы, из­лучения и т.п.) в окружающую среду (атмосферный воздух, почва, водная среда).

Окружающая среда обладает ассимилирующей способно­стью, т.е. способностью поглощать загрязнения и отходы без ущерба для экологических систем. Например, биологическое рав­новесие в водоемах поддерживается, если вредные органические вещества, попавшие в воду в результате загрязнения, полностью уничтожаются бактериями без каких-либо негативных последст­вий. Однако возможности природы в самоочищении и самовос­становлении не безграничны. С возрастанием объемов выбросов, особенно высокотоксичных веществ, и их концентрации увели­чивается ущерб, наносимый окружающей среде. Происходит экологическая деградация окружающей среды и биосферы: опусты­нивание, сокращение площади лесов, уменьшение количества сырья и пресной воды, возникновение парникового эффекта, за­грязнение Мирового океана, сокращение биологического разно­образия, накопление твердых, токсичных и радиоактивных отходов, выпадение кислот­ных дождей и т.п. Все это может привести к непредсказуемым по­следствиям и угрожать существованию человека как вида.1

Большинство нынешних экологических проблем имеют глубокие корни и достались “в наследство” с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о значительной инерционности экологических процессов.2 Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России.

Острота и необходимость решения экологических проблем, которые во все большей степени приобретают глобальный харак­тер осознаны сегодня практически во всех странах мира. На рубе­же 1960—1970-х гг. в развитых странах начался поиск регуляторов в области охраны окружающей среды. Практически во всех разви­тых странах появились центральные органы, осуществляющие ру­ководство природоохранной политикой в национальном масшта­бе. Получила развитие законодательная деятельность в области охраны окружающей среды: приняты законы и акты, регламенти­рующие нормы, процедуры природопользования, дающие ме­тодические рекомендации, декларирующие природоохранные принципы. В них закреплена роль государства в регулировании природосберегающей деятельности, определены права и обязан­ности природопользователей.

О росте внимания к проблеме защиты окружающей среды сви­детельствует тот факт, что 1987 г. был объявлен Советом Европей­ского сообщества «европейским годом защиты окружающей сре­ды». В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по развитию и окружающей среде, в работе которой приняли уча­стие представители 179 государств мира. На Конференции были приняты документы, в основе которых лежит так называемая кон­цепция устойчивого (самоподдерживающегося, допустимого) разви­тия (sustainable development). В соответствии с концепцией устой­чивого развития устранение сложившихся противоречий между растущими потребностями мирового сообщества и невозмож­ностью биосферы обеспечить эти потребности в рамках стабиль­ного социально-экономического развития требуется постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирую­щего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь только усилиями всего человечества, но начинать движение к дан­ной цели каждая страна должна самостоятельно.

В работе Конференции ООН по развитию и окружающей сре­де приняла участие и российская делегация, подготовившая док­лад о состоянии окружающей среды в России. После Конферен­ции была разработана стратегия национального развития РФ «По­вестка дня для России на XXI век», основанная на принципах устойчивого развития. В апреле 1996 г. Президент РФ подписал Указ (№ 440) «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».3

Необхо­димость государственного регулирования в области охраны окру­жающей среды обусловлена и тем, что невозможно решить дан­ную проблему только за счет чисто рыночных механизмов. При использовании природных ресурсов возникают экстерналии (внешние эффекты) — издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающей среде, и затратами на его пре­дотвращение. Подобные затраты трудно оценить количественно (дать им денежное выражение). Они не принимаются во внимание субъектами производства и (или) не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда и для будущих поколений. Например, народно-хозяйственные издерж­ки на переработку или утилизацию отходов при производстве и потреблении некоторых товаров не всегда полностью учитывают­ся в расчетах расходов и доходов предприятий. В результате товары предлагаются по более низкой цене, нежели та, которая была бы при учете всех расходов, вызванных охраной окружающей сре­ды. Ценообразование, искаженное внешним эффектом, ведет к ошибкам в управлении производством и потреблением. Соответ­ственно возникает необходимость устранить расхождения между расходами и доходами отдельных хозяйствующих субъектов и рас­ходами (убытками) общества в целом.

Цель государственного регулирования в области охраны окру­жающей среды в России — переход к устойчивому развитию, обес­печивающий сбалансированное решение социально-экономиче­ских задач, проблем сохранения благоприятной окружающей сре­ды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений россиян.

Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе государственного управления охраны окружающей среды и природопользования.

В этой связи данная курсовая работа представляется мне наиболее важной и актуальной.

Объектом курсовой работы является охрана окружающей среды и природопользования, а предметом - система государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области.

Цель исследования – предложить рекомендации по совершенствованию государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области.

Задачами курсовой работы являются:

  • изучение теоретических и правовых основ государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования;

  • анализ деятельности органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области;

  • выявление основных проблем, а также предложение рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области.

Информационной базой при написании работы послужили труды А.К. Бродского, А.Н. Голицына, А.Н. Павлова, Б.Б. Прохорова, М.В. Гальперина, Н.А. Платоновой, В. А. Шумаевой, И.В. Бушуевой, законодательные акты РФ, а также официальные сайты органов управления охраны окружающей среды и природопользования РФ и Калужской области.
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

1.1. Теоретические основы управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Согласно Закону «Об охране окружающей среды», принятым в 2002 г. окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;4

В настоящее время значительная часть основных производственных фондов России не отвечает современным экологическим требованиям, а состояние 16 % территории страны характеризуется как экологи­чески неблагополучное. В связи с этим защита окружающей среды сегодня становится базисной функцией государства.5

Среди задач государственного регулирования в области охраны окружающей среды можно выделить следующие:

  • улучшение состояния окружающей среды путем экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований;

  • формирование правовой основы экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

  • создание условий для становления новой модели хозяйствования и широкого применения экологически ориентированных методов управления;

  • оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экоси­стем страны, определение допустимого антропогенного воздейст­вия на них;

  • активное участие в международных экологических мероприятиях;

  • формирование эффективной системы пропаганды идей экологи­ческой безопасности и создание соответствующей системы экологоправового воспитания и обучения (формирование экологи­ческого мышления).6

Поиск эффективных государственных регуляторов в области охраны окружающей среды и природопользования связан с выбо­ром критерия эффективности природоохранных мероприятий:

  • критерий экологической эффективности — объем выбросов не должен превышать установленного максимально допустимого-значения;

  • критерий экономической эффективности в статическом смысле — достижение экологической цели с минимальными народно-хозяй­ственными издержками при данном уровне технических знаний;

  • критерий экономической эффективности в динамическом смыс­ле — постоянное снижение минимума народно-хозяйственных из­держек на предотвращение ущерба с развитием науки и техники;

  • критерий социальной эффективности применяемых инстру­ментов государственного регулирования. Например, меры по сти­мулированию природоохранных мероприятий могут вызвать значительное увеличение издержек производства, что может при­вести к уменьшению инвестиций, сокращению производства, в крайнем случае к закрытию предприятия. Меры по усилению при­родоохранных мероприятий могут противоречить обеспечению за­нятости в условиях высокой безработицы. В то же время меры по защите окружающей среды могут оказывать и положительное влияние на уровень занятости, например в результате создания но­вых рабочих мест в производственной и административной сферах, связанных с контролем за осуществлением природоохранных мероприятий;

  • критерий политической осуществимости мер по усилению защи­ты окружающей среды.7

Таким образом, для достижения цели природоохранной поли­тики необходимо определить ее приоритеты и рассмотреть все возможные последствия планируемых мероприятий.

Система стандартов, инструментов и рычагов регули­рования, а также санкции в отношении нарушителей правовых норм определены Законом «Об охране окружающей среды», принятым в 2002 г.

В России используются следующие группы методов: административное регулирование, предполагающее введение нормативных стандар­тов и ограничений, а также прямой контроль и лицензирование процессов природопользования, указывающих производителю рамки, которые он должен соблюдать; система экономических стимулов — механизмов, предполагающих внедрение системы платежей за загрязнение, экологических налогов, субсидий, а так­же использование других экономических стимулов, имеющих целью заинтересовать производителя в рациональном природопользовании; природоохранное нормирование проводится с целью госу­дарственного регулирования нормативов качества окружающей среды и нормативов воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнооб­разие; система специальных механизмов и инструментов.8

1. Административные методы управления природоохранной деятель­ностью.9

Стандарты качества окружающей природной среды рег­ламентируют допустимое состояние ее составляющих. Обычно для каждого из загрязнителей предусмотрена предельно допустимая концентра­ция его содержания (ПДК).

Технологические стандарты устанавливают определенные тре­бования к процессу производства или очистной технологии. Этот стандарт означает, что предприятие, к которому он применен, должно соблюдать следующее требование: природоохранная тех­нология соответствует некой эталонной технологии.

Стандарты качества продукции. Наиболее показательным примером служит стандарт содержания вредных примесей в про­дуктах питания, питьевой воде и т.п.

Прямые запреты применяют, если определенные производст­ва или первичные ресурсы оказывают настолько нежелательное воздействие на окружающую среду (пестициды, высокотоксич­ные материалы), что эффективным становится только их полный запрет.

Сертификаты на использование земель и воды выдаются для ранжирования потенциально конкурирующих пользователей в целях обеспечения максимальной эффективности природополь­зования. Вместе с системой стандартов они служат для защиты от незапланированных выбросов.

Оценка воздействия на состояние окружающей среды служит для организации сбора и предоставления информации о потенци­альных экономических издержках предприятий.

Разрешения и лицензии получают организации, планирующие активизироваться в видах деятельности, подлежащих лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Обычно они привя­заны к технологии реализации проекта или стандартам качества окружающей среды. Лицензии и разрешения выдаются на опреде­ленный период.

На первом этапе административного регулирования определяется, какую нагрузку может выдержать окружающая природная среда, и на этой основе приводится расчет ПДК. При этом выброс некоторых веществ и способы деятельности оказыва­ются под запретом, что отражается в постановлениях или законо­дательных актах. На втором этапе определяются возможности каждого предприятия и устанавливаются индивидуальные стан­дарты воздействия предельно допустимого выброса (сброса) ПДВ (ПДС). На основании этих стандартов, предприятию выдают (не выдают) лицензию на выбросы, которая узаконит его право осу­ществлять воздействие на окружающую среду.

2. К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

  • разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

  • разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

  • разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

  • установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

  • установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

  • проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

  • проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

  • предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

  • возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;10

Также в РФ используется система отчислений, платежей, налогов, субсидий. Каждый хозяйствующий субъект в рамках заданной экологической нормы может решать для себя: не загряз­нять окружающую среду или платить за загрязнение (загрязнять окружающую среду или получать субсидии), выбирая для себя оп­тимальный вариант. У производителя появляется постоянный стимул для поиска новых возможностей снижения затрат на пре­дотвращение выбросов. В результате затраты народного хозяйства на охрану окружающей среды в целом сводятся к минимуму.

Россия — одна из первых стран в мире, применившая платежи за загрязнение окружающей среды на практике. Они призваны ком­пенсировать экономический ущерб, наносимый предприятиями природной среде в процессе своей деятельности. В соответствии с этим платежи выполняют две функции: стимулируют предприятия сокращать выбросы вредных веществ, являются источником последующего аккумулирования денежных средств, предназначенных на ликвидацию негативных экологиче­ских последствий производства.

В настоящее время применяются три вида платежей: за загряз­нение атмосферы, за сброс в водные объекты загрязняющих ве­ществ, за размещение отходов.

В России применяются две ставки платежей: базовая, соответ­ствующая выбросам (сбросам) загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов, и ставка за сверхлимитные загрязне­ния, равная пятикратному значению базовой ставки.

Государственные субсидии (денежные пособия). Система государственных субсидий ори­ентируется на стимулирование экологосбалансированной дея­тельности. Например, предоставляются субсидии ме­стным органам на строительство очистных сооружений.

Экологические налоги (их часто называют «зеленые») призваны решать по крайней мере две задачи: сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к затратам и ущербу, наносимому окружающей среде; способствовать тому, чтобы экологический ущерб компенсировал загрязнитель, а не все общество. «Зеленые» налоги могут выполнять стимулирующую роль для развития экологосбалансированных производств и видов деятель­ности, а также «подавлять» природоемкую деятельность. Здесь го­сударство дает только первоначальный толчок, с помощью нало­гов воздействуя на цены, а все остальное должны «делать» рыноч­ные механизмы — воздействовать на поведение производителя и потребителя, на спрос и предложение продукции в зависимости от степени ее экологичности и проч.

Налоговые льготы устанавливаются для производителей с уче­том уровня проведения природоохранных мероприятий, эколо­гичности деятельности. При осуществлении эффективной приро­доохранной деятельности целесообразно уменьшение налогооб­лагаемой прибыли, например на сумму, которую предприятие реинвестировало на природоохранные цели. В ряде случаев нало­ги вообще могут не взиматься, например от налогообложения ос­вобождаются экологические фонды.

Ускоренная амортизация основных фондов (увеличение амор­тизационных отчислений). Ускоренная амортизация экологически чистой техники или очи­стного оборудования позволяет уменьшить сумму, облагаемую налогами, и тем самым увеличить чистую прибыль предприятия.

Создание рынков окружающей среды. В основе, так называемой концепции рынка окружающей среды, — идея купли-продажи прав на различного рода загрязнения. Каждое предприятие реша­ет для себя, что выгоднее — тратить деньги на мероприятия по пре­дотвращению выбросов или приобрести право на использование окружающей среды. Часто предприятия, а также домашние хозяйства не заинтере­сованы в том, чтобы брать на себя дополнительные расходы, свя­занные с природоохранными мероприятиями, если взамен они получают такие неосязаемые блага, как улучшение качества воз­духа или устранение источника шума.

3. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями, гарантирующими экологическую безопас­ность населения и сохранение генетического фонда.11

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия в соответствии с показателями влияния хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и определяют предел антро­погенного воздействия, превышение которого может создать уг­розу сохранению оптимальных условий совместного существова­ния человека и внешнего природного окружения.

В целях предотвращения негативного воздействия на окру­жающую среду хозяйственной или иной деятельности, а также для сохранения здоровья человека, для природопользователей уста­навливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

  • нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

  • нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

  • нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

  • нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.12

Преимущество нормативного регулирования — оперативность его внедрения в практику и эффективность с экологической точки зрения. Оно используется в особо тяжелых случаях, когда необхо­димо срочно спасать нарушенные прошлой деятельностью чело­века экосистемы.

Система специальных механизмов и инструментов, непосредст­венно связанных с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, включает мероприятия, имеющие экологи­ческую направленность и ожидаемый экологический эффект. Ее основные элементы следующие:

  • непосредственное осуществление государством различных мер природоохранного характера (подготовка специалистов, установка очистных сооружений, выполнение обязательств в рамках между­народных программ и организаций);

  • административно-правовое регулирование (применение мер ад­министративного пресечения и юридической ответственности за правонарушения, т.е. приостановление, прекращение деятельно­сти предприятий, нарушающих природоохранные законы; при­влечение к административной ответственности за нарушение за­конов и причинение вреда природной среде);

  • государственное экономическое стимулирование и поддержка природоохранной деятельности частного сектора (косвенные суб­сидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускоренная амор­тизация экологически чистой техники, налоговые льготы, созда­ние бюджетных и внебюджетных экологических фондов);

  • меры государства, побуждающие природопользователей к охране окружающей среды (отчисления за загрязнение, купля-продажа прав на загрязнение и др.);

  • формирование и реализация экологических программ.

В этих мероприятиях в качестве объектов выступают охрана окружающей среды и улучшение использования природных ре­сурсов. В случае появления негативных эко­логических эффектов от проведения «большой» экономической политики государство бывает вынуждено реализовать дополни­тельные экологические программы или мероприятия для стаби­лизации ухудшающейся экологической ситуации.

1.2. Правовые основы управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений.

Главным аспектом в РФ в области экологии является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7 ФЗ. Данный Закон раскрывает и аргументирует основные задачи регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно указанному Закону при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими принципами13:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

  • международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.14

Развитие научно-технического прогресса и связанная с ним деградация природной среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правового регулирования потребления отдельных природных компонентов, поэтому были приняты15:

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат:

  • земля, ее недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;

  • естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию;

  • объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.16

Таким образом, теоретические и правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации являются достаточно разработанными и охватывают все проблемные вопросы, связанные с охраной окружающей среды и природопользования.
ГЛАВА 2. Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области.

2.1. Деятельность органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области.

Государственное регулирование природоохранной деятельно­сти осуществляется на общегосударственном, региональном, ме­стном уровнях.

В России единую государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляет Мини­стерство природных ресурсов и экологии РФ, которое выпол­няет координационные функции, разрабатывает соответствую­щие нормативные правовые акты и контролирует их выполнение. В последние годы прослеживается тенденция увеличения числа органов государственного управления, включая отраслевые ми­нистерства, ответственных за состояние окружающей среды на своем участке, и расширения их функций в этой области17.

В соответствии с проводимой в Российской Федерации административной реформой, приведшей к реорганизации Министерства природных ресурсов и его структур в субъектах федерации, в Калужской области образованы:

- Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области;

- Агентство лесного хозяйства по Калужской области;

- Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калужской области;

- отдел геологии и лицензирования по Калужской области регионального агентства по недропользованию по Центральному федеральному округу;

- отдел водных ресурсов по Калужской области Московско-Окского бассейнового водного управления;

- Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Калужской области;

- ГУ «Центр природопользования и охраны окружающей среды Калужской области.18

В состав Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калужской области входят:

  • Отдел государственного экологического контроля

  • Отдел государственного энергетического надзора

  • Отдел по надзору за подъемными сооружениями и государственным строительным надзором

  • Отдел по котлонадзору и надзору за тепловыми установками и сетями

  • Отдел газового надзора

  • Отдел по надзору за общепромышленными, взрывоопасными и химически опасными объектами

  • Финансово-кадровый отдел

  • Технический отдел

  • Отдел государственной экологической экспертизы

Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калужской области выполняет следующие функции:

- Осуществляет контроль в сфере:

  • охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия;

  • промышленной безопасности;

  • безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей);

  • безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики;

  • государственного строительного надзора.

- Осуществляет в установленном порядке и в пределах компетенции лицензирование и разрешительную деятельность;

- Организует и проводит государственную экологическую экспертизу;

- Проводит администрирование платежей в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.19

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющим свои полномочия на территории Калужской области.

Управление подчиняется непосредственно Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, а в оперативном отношении - Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу.

В состав Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области входят:

  • Аппарат при руководстве, кадровое, юридическое обеспечение, делопроизводство;

  • Отдел экологического контроля, контроля за особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельности;

  • Отдел экономики, финансов и бухгалтерского учета, информационно-аналитического и административно-хозяйственного обеспечения; 

  • Отдел геологического контроля, охраны недр и надзора за водными и земельными ресурсами.

Управление Росприроднадзора по Калужской области в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности (согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.12.2007. № 527):

- Контроль и надзор:

  • в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), за исключением полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти Калужской области;

  • в области функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;

  • за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

  • за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов);

  • за исполнением органами государственной власти Калужской области переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

  • государственный лесной контроль на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

  • за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);

  • государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- Принимает решения о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения, выдаваемых Минэкономразвития России

- Согласовывает материалы и выдает разрешения:

  • для выдачи разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

  • для выдачи распорядительных лицензий на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;

  • для принятия решения о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения, выдаваемых Минэкономразвития России;

  • для принятия решения об экспорте коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, полудрагоценных камней и изделий из них;

  • для принятия решения об экспорте информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенным на территории Российской Федерации, и в пределах континентального шельфа и морской зоны Российской Федерации.

- Осуществляет в пределах компетенции Росприроднадзора в проведении мониторинга объектов животного мира

- Участвует в ведении Красной книги Российской Федерации

- Участвует в ведении кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения

- Утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу проекта освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Управлением Росприроднадзора по Калужской области:

  • проводятся работы по исключению дублирования контрольно-надзорных функций с другими надзорными органами. В настоящее время составлен план совместных проверок с Управлениями Россельхознадзора и Роспотребнадзора по Калужской области.

  • заключено соглашение о сотрудничестве с ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» Калужский филиал, согласно которому последним будет представляться информация в Управление об осуществлении производственного контроля за источниками антропогенного воздействия предприятиями для принятия соответствующих мер к нарушителям природоохранного законодательства.

  • осуществляется сбор и анализ выполнения плана природоохранных мероприятий основными предприятиями области за 2008 год и разработки указанных планов на 2009 год. Результаты анализа будут служить основанием для проведения первоочередных контрольно-надзорных мероприятий, по предприятиям, которые не разрабатывают и не осуществляют мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

  • за 1 квартал 2009 года государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по Калужской области проведено 68 проверок на объектах природопользования. В ходе проведения проверок выявлено 159 нарушений природоохранного законодательства, из которых 63 устранено, выдано 165 предписаний, выполнено – 67. Рассмотрено 60 дел об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования, к административной ответственности за отчетный период привлечено 8 юридических и 52 должностных лица. Сумма наложенных штрафов составила 439,0 тыс. руб., взысканных – 297,66 тыс. рублей. 20

Также на территории Калужской области располагается ЗАО Областной научно-производственный экологический центр "Регион - Центр-Экология", созданный в 1993 году Администрациями г. Калуги и Калужской области и 25 крупнейшими промышленными предприятиями г. Калуги, Калужской области. Центр имеет большой опыт научного и практического решения проблем утилизации и переработки отходов. Основной сферой деятельности является научное и практическое решение проблемы утилизации и переработки отходов: проектирование строительство и эксплуатация завода-центра по переработке сложных промышленных и твердых бытовых отходов, состоящего из локальных производств.

  В структуру предприятия входят: цех демеркуризации ртутных электроламп, цех по переработке полиэтилена, площадка сбора и размещения отходов (1-4 класса опасности), отдел капитального строительства, служба правовой помощи, научно-технический отдел, производственный отдел, отдел экологического сопровождения производства, отдел специализированного транспорта, финансово-экономический отдел, информационно-аналитический центр, отдел оптовой и розничной торговли, магазин.

Основными функциями предприятия являются:

Также в Калужской области при консультативной поддержке Центра экологической политики Калужская областная общественная организация «Экологический центр» совместно с Калужским государственным педагогическим университетом продолжает работы по развитию региональной системы мониторинга здоровья среды. Эта работа финансируется из областного бюджета. К работам также активно привлекаются аспиранты и студенты университета, а на отдельных этапах учащиеся школ города Калуги и Калужской области.    Основной целью организации является экологическое образование через научно-исследовательскую работу учащихся и школьных учителей.

На базе центра открыта общественная экологическая приемная, которая отвечает на вопросы населения и оказывает консультативную помощь в решении экологических вопросов. В основном все вопросы касаются загрязнения окружающей среды. Работники приемной представляют гражданам имеющуюся информацию или просят оказать содействие специалистов природоохранных структур, с которыми налажено хорошее взаимодействие.

Большое внимание в Калужской области уделяется подготовке кадров в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В 2007 году в Институте естествознания Калужского государственного педагогического университета открыта новая специальность «природопользование». Теперь 4 университета на территории Калужской области готовят  специалистов по 6 специальностям связанным с охраной окружающей среды.22

Таким образом, можно сделать вывод, что в Калужской области органы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования сотрудничают с государственными образовательными учреждениями, общественными экологическими организациями и населением.

В Калужской области реализуется областная целевая программа «Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 годы)». Она включает в себя следующие подпрограммы23:

  • «Минерально-сырьевые ресурсы»

  • «Регулирование качества окружающей среды»

  • «Отходы»

  • «Сохранение биоразнообразия и развитие системы особо охраняемых природных территорий»

  • «Водные ресурсы и водные объекты»

  • «Экологическое образование и просвещение населения Калужской области».

По подпрограмме «Минерально-сырьевые ресурсы»:

  • были выполнены работы, направленные на обеспечение охраны подземных вод от загрязнения и истощения путем ликвидации бесхозных скважин;

  • проведено ревизионное обследование месторождений торфа для оценки их потенциальной пожароопасности. Выявлено 125 пожароопасных месторождений торфа. Разработаны конкретные противопожарные мероприятия, которые необходимо провести на 30-ти месторождениях;

  • впервые издан «Геологический атлас Калужской области»;

  • проведено полное инспектирование состояния режимной наблюдательной сети территориального уровня, даны рекомендации по ее оптимизации;

  • продолжены поисково-оценочные работы на строительные пески, поиски питьевых подземных вод;

  • созданы карты размещения перспективных участков строительных материалов на территориях 25 районов, позволяющие более эффективно осуществлять лицензирование объектов недропользования и оперативно предоставлять органам местного самоуправления и потенциальным инвесторам необходимую информацию о состоянии минерально-сырьевого потенциала области;

  • начаты поисково-оценочные работы в зоне загрязнения подземных вод.

По подпрограмме «Регулирование качества окружающей среды» выполнено:

  • строительство канализационного коллектора в п. Бабынино;

  • строительство очистных сооружений Думиничского района;

  • капитальный ремонт осушительной системы в п. Кудиново Малоярославецкого района;

  • проведение оценки воздействия использования природных ресурсов на окружающую среду территории Калужской области;

  • обеспечение государственного экологического контроля лабораторно-аналитической информацией;

  • реконструкция очистных сооружений.

Подпрограмма «Отходы» включает в себя мероприятия по созданию произ­водств по переработке различных видов промышленных и быто­вых отхо­дов, в т.ч. предприятий по переработке изношенных автопокрышек, пластмасс, смазывающе-охлаждающих жидкостей, растворителей и др.; использование в качестве альтернативного топлива изношенных автомобильных покрышек; мероприятия по строительству комплексов по переработке твердых бытовых от­ходов, проекти­рованию и строительству полигонов ТБО, отвечающих современным экологическим требова­ниям, рекультивации выводимых из эксплуатации свалок, а также мероприятия по развитию системы управления отходами, в числе которых соз­дание кадастра отходов и реестра их размеще­ния.

По подпрограмме «Сохранение биоразнообразия и развитие системы особо охраняемых природных территорий»:

  • проведена натурная инвентаризация особо охраняемых природных территорий, которая включает научное обследование экосистем, находящихся на территории особо охраняемых природных территорий; обследование особо охраняемых природных территорий;

  • выполнено наиболее эффективное решение задачи сохранения объектов растительного и животного мира с помощью проведения биотехнических мероприятий на особо охраняемых территориях – НП «Угра» и ГПЗ «Калужские засеки»;

  • проведено зарыбление р. Угры стерлядью окской в целях сохранения численности и увеличения воспроизводства рыбных запасов.

По подпрограмме «Экологическое образование и просвещение населения Калужской области» были выполнены следующие мероприятия:

  • поездка учащихся Калужской области в Национальный парк «Плещеево озеро» на XV международную эколого-краеведческую конференцию школьников, посвященную особо охраняемым природным территориям;

  • проведение летнего экологического лагеря при историко-краеведческом музее Бабынинского района;

  • участие школьников в конкурсах, форумах по вопросам экологии и охраны окружающей среды;

  • издание 12-ти номеров газеты «Зеленый колокол»;

  • организация и проведение тематических телевизионных и радиовещательных программ.

По подпрограмме "Водные ресурсы и водные объекты": осуществляется капитальный ремонт гидротехнических сооружений пруда на р. Дугна Ферзиковского района, у д. Пеневичи Хвастовичского района, разрабатывается проект «Расчистка русла р. Медынка в районе г. Медынь Калужской области.

Также для всех программ характерно увеличение средств за счет Федерального и областного бюджета.

Проанализировав результаты программы «Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 годы)» за 2008 год, можно сделать вывод, что мероприятия, проводимые в рамках данной программы, смогли улучшить экологическую обстановку в Калужской области, однако, для комплексного решения экологических проблем необходимо продолжать проводить данные мероприятия, а также включить в программу мероприятия по ликвидации последствий чернобыльской аварии в Калужской области.

2.2. Проблемы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области и возможные пути их решения.

К острым проблемам Калужской области относятся: обеспечение радиационной безопасности населения; охрана от загрязнения р. Ока; утилизация, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления охрана от загрязнения и истощения подземных вод; обеспечение нормативного качества питьевой воды.

В результате чернобыльской катастрофы 9 районов южная и юго-западная части области подверглись радиоактивному загрязнению (Жиздринский, Ульяновский, Хвастовичский, Людиновский, Думиничский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Мещовский), это 16 процентов всей территории области, где проживают более 81 тысячи человек в 326 населенных пунктах.

За прошедшие годы выполнен большой объем работ по минимизации последствий чернобыльской катастрофы. Они проводились в рамках государственных целевых программ и включали такие важные направления, как:

  • охрана здоровья;

  • контроль за радиационной обстановкой;

  • снижение доз облучения населения и реабилитация территорий;

  • социальная и социально - психологическая реабилитация населения.

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года», в которой особое место нашли мероприятия, которые проводятся и будут проводиться на территории Калужской области.
К сожалению, негативные последствия чернобыльской аварии не удается преодолеть в полной мере. К их числу, прежде всего, относятся тяжелые медицинские последствия среди участников ликвидации последствий аварии, особенно участвовавших в ликвидации последствий чернобыльской аварии в 1986-1987 годах. Научные разработки и постоянно проводимый мониторинг состояния здоровья населения, контроль за радиационной обстановкой на “загрязненных” территориях показывают, что проблемы, связанные с ликвидацией последствий катастрофы еще предстоит решать не один год. Поэтому необходимо особое внимание к людям, тем, кто пострадал от радиации. Это проявляется в вопросах реализации социальной защищенности и медицинской поддержке граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, особенно детей.

Важной, но малоразработанной остается проблема финансо­вых ресурсов для ликвидации последствий загрязнения окружаю­щей среды в результате аварий и катастроф. Поэтому необходимо создание регионального экологического фонда в Калужской области, который будет выполнять следующие задачи:

  • финансирование и кредитование программ и научно-техниче­ских проектов, направленных на улучшение качества окружаю­щей среды и обеспечение экологической безопасности населе­ния;

  • мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные меро­приятия и программы;

  • экономическое стимулирование рационального природопользо­вания, внедрение экологически чистых технологий;

  • содействие развитию экологического воспитания и образования.

В 2008 г. отмечено незначительное снижение (на 0,6 млн. м3) объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, который составил 112,1 млн. м3. Только 8,37 млн. м3 (6% общего объема сброса) приходится на нормативно очищенные сточные воды. Неэффективная работа очистных сооружений жилищно-коммунального хозяйства городов Калуга, Таруса, Медынь и Козельск, а также молокозаводов, мясокомбинатов и других предприятий области наносит значительный ущерб качеству поверхностных водных объектов. Одна из наиболее острых проблем – ухудшение экологического состояния р. Ока. Основной вклад в загрязнение реки на территории области вносят предприятия города Калуга, в том числе ГП “Калугаоблводоканал” (53 млн. м3) и других крупных населенных пунктов. Системы ливневой канализации в Калуге и других крупных населенных пунктах не обеспечены очисткой. Ока является основным источником питьевого водоснабжения г. Калуга (48% питьевой воды поступает из Окского водозабора).

К экологическим проблемам относится и утилизация промышленных отходов. Центры образования и накопления основного объема промышленных и бытовых отходов – Калуга, Людиново, Киров, Обнинск и другие города области. За 2008 г. в области образовалось 178,9 тыс. т отходов, половина из них использована или полностью обезврежена. В неудовлетворительном состоянии (по санитарно-гигиеническим показателям) находится большинство эксплуатируемых районных и городских свалок ТБО.
В 2008 г. предприятиями выброшено в атмосферный воздух от стационарных источников 14,1 тыс. т загрязняющих веществ (на 0,8 тыс. т меньше, чем в 2007 г.). Степень улавливания загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, выше среднего по стране показателя (соответственно 87,1 и 74,5%). Основная часть вредных выбросов поступает в атмосферу от предприятий и отопительных систем городов Калуга, Киров, Обнинск, Людиново. К предприятиям – крупным загрязнителям относятся: АО “Кировский завод” – 12,8% выбросов от стационарных источников в области, АО “Людиновотепловоз”, г. Людиново – 2,8%. На автотранспорт приходится свыше 80% валовых выбросов в области.

На мой взгляд, текущие природоохранные мероприятия должны финан­сироваться из целевых источников, основанных на платежах за загрязнение, а также из средств экологических фондов. Такой подход исключают недостатки, присущие централизованным капитальным вложениям (их обезличенность, ограниченность, субъективность, возможность нецелевого использования) и фор­мирует условия для реализации принципа «загрязнитель платит», причем в том месте, где загрязняет, так как экологические фонды, куда поступают платежи, носят в первую очередь региональный характер. Только 10 % средств, перечисляемых предприятиями, направляется в федеральный фонд, остальные деньги остаются на местах.

Также для решения экологических проблем в Калужской области необходимо создание рыночных отношений в экологической сфере, которое предпо­лагает формирование рынка для единиц загрязнения, разрешая организациям покупать, продавать, торговать или перераспреде­лять права на загрязнение. Этот подход базируется на первона­чальном распределении разрешений на загрязнение, которыми затем обеспечиваются фирмы. Необходимо введение в практику следующих методов:

1. Концепция «пузыря»24 сводится к трактовке множественных ис­точников загрязнения как единой регулируемой системы. Объем выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее вы­годный для них способ обеспечить этот объем. Если для очистного оборудования существует эффект экономии издержек при увели­чении масштаба, то за счет больших предприятий можно достичь требуемого сокращения выбросов, которое будет финансировать­ся за счет других предприятий, находящихся в «пузыре» и не вкла­дывающих средства в собственное очистное оборудование. При этом можно получить существенную экономию природоохран­ных издержек при заданном качестве окружающей среды. Прин­цип «пузыря» устанавливает внешние рамки для торговли права­ми на загрязнение на уровне региона.

2. Разрешения на выброс распределяется между отдельными пред­приятиями. От предприятия требуется выполнение стандарта ли­бо через инвестиции в очистные технологии, либо через приобре­тение разрешения у тех предприятий, которые достигли большего сокращения выбросов, чем было предусмотрено при первона­чальном распределении разрешений.

3. Банки прав на загрязнение развивают предыдущий подход. Пред­приятия, чрезмерно сокращая выбросы, экономят права на загряз­нение. Они могут вкладывать их в специальный банк для будущего использования или продажи. Банк становится посредником, имею­щим «запас» прав, продающим и покупающим их, и выполняет учет­ную функцию, обеспечивая процесс погашения израсходованных прав и не допуская их повторного использования. Банк может также предоставлять предприятиям-загрязнителям эмиссионные креди­ты, т.е. временные права на увеличение выбросов.

4. Биржи прав на загрязнение появятся при расширении рынка прав на загрязнение, когда возникает необходимость в посредни­ческих организациях, где осуществляются сделки по купле-про­даже прав на выбросы.

Также система налогов, отчислений и субсидий должна быть более гибкой, т.е. постоянно пересматриваться в соответствии с уровнем технического прогресса, экономической ситуацией в стране, регионе, уровнем инфляции и т.п. местах с наиболее напряженной экологической ситуацией система налогообложения должна быть направлена на стимулирование дополнительных затрат на природоохранные мероприятия. По­вышенными налогами может облагаться экологически опасная продукция — озоноразрушающие препараты, этилированный бензин, пестициды, энергоемкая техника и т. д. При этом пониженные налоги должны при­меняться для ресурсосберегающих и малоотходных технологий.

В отли­чие от административной и экономической систем регулирова­ния рыночные методы предоставляют предпринимателям полную свободу перераспределять, перепродавать лицензии. Органы управления лишь следят за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличилось.

Рыночные методы являются наиболее перспективным направ­лением развития механизма управления природоохранной дея­тельностью, но они не могут заменить другие методы полностью. Каждый метод имеет свои положительные и отрицательные сторо­ны, а значит, каждый метод имеет свою сферу применения.

Например, одним из эффективных методов регулирования охраны окружающей среды и природопользования является использование информационной системы. Если организации предоставляют всю информацию, то потребители или жители близлежащих террито­рий оповещены о размерах загрязнения или вредных веществах в продукции. Информированность (антиреклама) ведет к измене­нию спроса на продукцию, обеспечивая сокращение загрязнения, использование соответствующих первичных ресурсов или типа технологии.

В Калужской области одной из проблем является отсутствие Закона Калужской области о территориальной системе наблюдений (областном экологическом мониторинге). Необходимость такого нормативного документа признана как учеными Калужской области, занимающимися разными направлениями экологической деятельности, так и специалистами природоохранных структур, которые не могут обеспечить функционирование полноценного экологического мониторинга на территории Калужского региона.25 Поэтому в настоящее время необходима разработка и принятие Закона Калужской области о территориальной системе наблюдений, который сможет эффективно обеспечить экологический мониторинг, учитывая специфику данного региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические основы государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования, основные методы государственного регулирования в данной области (административные, рыночные, нормативные и др.), проанализирована правовая основа.

Также было уделено особое внимание анализу системы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области, были рассмотрены основные проблемы данного субъекта, а также предложены способы их решения.

Проанализировав основную часть работы, видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования охраны окружающей среды и природопользования, однако не во всех субъектах РФ они эффективно используются.

Законодательная основа охватывает все проблемные вопросы, связанные с охраной окружающей среды и природопользования, однако не учитывает особенности различных субъектов РФ. Поэтому для эффективного мониторинга окружающей среды необходима разработка законов субъектов РФ, учитывающих их природные и экономические особенности.

Таким образом, цель исследования – предложить рекомендации по совершенствованию государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования - достигнута.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ;

  2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009 – 61 стр.;

  3. А.К. Бродский: Общая экология. – М.: Академия, 2007 – 256 стр.

  4. А.Н. Голицын: Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды. – М.: Оникс, 2008 - 336 стр.

  5. А.Н. Павлов: Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. -  М.: Высшая школа, 2005 - 343 стр.

  6. Б.Б. Прохоров: Социальная экология. – М.: Академия, 2007 – 416 стр.

  7. М.В. Гальперин: Общая экология. – М.: Инфра-М, 2008 – 336 стр.



  8. Н.А. Платонова, В. А. Шумаева, И.В. Бушуева: Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 653 стр.

  9. http://www.consultant.ru/ - Консультант Плюс";

  10. http://www.mnr.gov.ru/ - официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

  11. http://www.admoblkaluga.ru/ - официальный сайт Администрации Калужской области;

  12. http://prirodnadzor.kaluga.ru/ - официальный сайт Управления Росприроднадзора по Калужской области;

  13. http://www.kalugatechnadzor.ru/ - официальный сайт Управления Ростехнадзора по Калужской области;

  14. http://kspu.kaluga.ru/ - официальный сайт Калужского государственного педагогического университета;

  15. http://www.ecopolicy.ru/index.php?id=38 – официальный сайт Центра экологической политики России: Калужское региональное отделение;

  16. http://region-eko.kalugacity.ru/ - официальный сайт ЗАО Областной научно-производственный экологический центр "Регион - Центр-Экология";

ПРИЛОЖЕНИЕ

Принципы, которыми должны руководствоваться при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица Российской Федерации:

  • ответственность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

  • платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

  • независимость контроля в области охраны окружающей среды;

  • презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

  • обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

  • обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

  • учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

  • приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

  • допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

  • обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

  • обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

  • сохранение биологического разнообразия;

  • обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

  • запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

  • соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

  • организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

  • участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

  • международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.26




3 Н. А. Платонова, В. А. Шумаева, И.В. Бушуева: Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 468 стр.

4 Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 3 стр.

5 М.В. Гальперин: Общая экология. – М.: Инфра-М, 2008 – 108 стр.

6 Н. А. Платонова, В. А. Шумаева, И.В. Бушуева: Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 470 стр.

7 Н. А. Платонова, В. А. Шумаева, И.В. Бушуева: Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 471 стр.

8 Н.А. Платонова, В. А. Шумаева, И.В. Бушуева: Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 471 стр.

9 Н. А. Платонова, В. А. Шумаева, И.В. Бушуева: Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 472 стр.

10 Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 20 стр.

11 Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 23 стр.

12 Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 23 стр.

13См. Приложение на 39 стр.

14 Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 9 стр.

16 Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 11 стр.

17 http://www.mnr.gov.ru/

18 http://www.admoblkaluga.ru/

19 http://www.kalugatechnadzor.ru/

20 http://prirodnadzor.kaluga.ru/

21 http://region-eko.kalugacity.ru/

23 Данные на 2008 год. http://www.admoblkaluga.ru/

24 Н.А. Платонова, В. А. Шумаева, И.В. Бушуева: Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 675 стр.


25 http://www.ecopolicy.ru/

26 Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 9 стр.



Скачать файл (252.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации