Вопросы по курсу Синтаксис современного русского языка
скачать (196.3 kb.)
Доступные файлы (1):
1.docx | 197kb. | 20.12.2011 12:59 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- по курсу «синтаксис современного русского языка» [ документ ]
- Синтаксис современного русского языка [ лекция ]
- Алатырев В.И. Грамматика современного удмуртского языка. Синтаксис простого предложения [ документ ]
- Культура речи и стилистика [ лекция ]
- по семантике русского языка [ лабораторная работа ]
- Тематика курсовых работ по методике преподавания русского языка Орфография как система единообразных написаний. Словосочетание как единица языка и речи. Текстообраз [ документ ]
- Шпоры по исторической грамматике русского языка [ шпаргалка ]
- Активные процессы современного словопроизводства [ документ ]
- Тесты по школьному курсу русского языка [ шпаргалка ]
- Конспекты по стилистике русского языка [ лекция ]
- Методика преподавания русского языка [ лабораторная работа ]
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория языка (синтаксис)» [ документ ]
1.docx
Билет 1. Предмет синтаксиса. Четыре аспекта синтаксиса. Основные понятия синтаксиса.Синтаксис – слово греч происхождения, переводится «вместе», «одновременно», «построение, расположение». Таким образом, это учение о соположении, построении форм языка в виде связанного текста.
Грамматика = синтаксис (словосочетание, предложение) + морфология (слово).
Слово- единица лексическая и морфологическая. словосочетание и предложение - более сложные синтаксич структуры, обладающие способностью к неограниченному осложнению.
Морфология- это учение о парадигме в языке (словоизменение). Синтаксис- учение о синтагматике (сочетаемости), законы объединения разных форм.
^ - совокупность синтаксических единиц, объединенных между собой отношениями взаимозаменяемости или взаимозамещаемости. (я болею/ мне больно).
Основные понятия синтаксиса:
Синтаксическая позиция. В предложении имеется только одна определенная синтаксич позиция для опред формы. (Сашу увидел Катю, несочетаемость).
Синтаксич отношения – отношения координации (корреляции). Подлежащее и сказуемое- нет главного, они координируют.
Отношения сочинения (равноправия).
Отношения подчинения (зависимости).
Иерархия как вид отношений, отношения включения, один уровень включается в другой, более сложный. + отношения подчинения (отношения- единоначалия), вершинный узел и зависимый узел.
Синтаксич зависимость
^
1) Формально-структурный (относится к плану выражения). Категории синтаксич формы (простое/ сложное, типы придаточных и т д).
2) ^ . С содержательной точки зрения в синтаксич стр-ре выделяют поверхностную структуру (структуру формы) и глубинную структуру(подтекстовый смысл, авторские интенции). С точки зрения семантич синтаксиса предл-ие выполняет назывную функцию, тоже явл=ся именем. Пропозиция- составляет структуру и смысл ситуации. В каждом предл-ии- 2 типа номинативного значения пропозиция (та часть значения, к-ая передает положение дел в мире, объективное содержание предложения) и модус (та часть значения, которая показывает отношение говорящего к сообщаемому, субъективное начало). Модус: эксплицированный (вербализованный) + неэксплицированный (невербализованный).
^ : 1) перцептивные(чувственное восприятие); 2) ментальные (интеллектуальные, модус полагания, сомнения, знания, незнания, обществ оценки). 3) эмативные (эмоции); 4) волетивные (волеизъявление) 5) речемыслительного действия.
^ агент-производитель действия; предикат – то что сообщается о субъекте речи; объект – элемент действия, ситуации, то на что действие направлено; инструментатив- орудие действия; медиатив- при помощи чего, средство; адресат; контрагент – участник симметричного отношения.
3) ^ . Подразумевается актуальное членение речи, тема-рематическое членение.
4) Прагматичекий аспект. Предмет характеристики- коммуникативная цель, для чего мы произносим. Основа- теория речевых актов, идея Джона Остина, Сэрль монография- 2Речевые акты», Арутюнова, Звегинцев. Предмет анализа- предложение в ситуации произнесения. Анализируются средства построения высказывания – локутивный аспект(язык единицы). Цель анализа- иллокутивный аспект, результат- перлокутивный аспект.
^ : вопрос, ответ, информирование, предупреждение, критика, угроза, уверение.
Речевые акты: 1. Прямые (грубые, оценочные, категоричные). 2. косвенные.
2 Словосочетание
- синтаксическое объединение знаменательных слов
- подчинительная связь этих знаменат слов
- номинативная функция (это не коммуникативная единица)
словосочетание – грам единство, образованное посредством соединения двух или более слов, принадлежащих к знаменат частям речи и служащих обозначением единого нерасчлененного понятия или представления.
Словосоч-е явл строительным материалом предложения; качественно отличается от предложения отсутствием предикативности Предикативность - выражение отношения содержания действительности, обознач в предл-ии к времени, реальности в мире.
Карандаш красный – двусост предл=еКрасный карандаш – словосоч-е
В первом случае порядок слов передает такую характеристику как предикативность. Во втором случае – признак не имеет отношения к реальному времени, его проявлению и местоположению.
В первом случае – конкретный предмет в конкр времени (здесь и сейчас).
Отсутствие предикативности лишает словосоч-е коммуникативности.
Словосочетание и слово (словоформу) сближают след св-ва:
1. не явл коммуникативной единицей, входит в речь только в составе предл-я
2. не имеет предикативных значений, интонации сообщения
3. выступает как номинативное средство языка
4. имеет систему форм, и начальную форму, которая устанавливается по начальной форме главного слова
отличия:
более сложная структура словосоч-я
включает не менее 2 знаменат слов (главное или стержневое и зависимое), образуется на основе подчинит связи
словосоч-е входит в предл-е посредством своего главного слова, которое в предл-ии можент быть зависимым словом другого словосоч-я
в отличии от слов дают развернутое название предметов и явлений, ограничивая при этом их круг указанием на те или иные отличит св-ва
не любое сочетание слов можно назвать словосочетанием:
соч-е подл и сказ: «Земля круглая»
сочинительное сочинение, т.е. однородные ряды: «Веселый, жизнерадостный»
парное сочетание слов, которое образует составную номинацию: отец и мать (родители), день и ночь (сутки)
соч—е эл-тов, между которыми возникают полупредикативные отношения (сущ-подл + причастн\деепричастн оборот): «Дом, возвышающийся за окном, загоражывает солнце» = дом возвышается за окном.
Присоединительная конструкция: «В этом прилось убедиться, причем скоро» - присоединительная часть информации, которая является добавочной к основному содержанию предл-я. (отношения присоединения)
Современное понимание словосоч-я восходит к пониманию Виноградова (номинативная функция, существуют вне предложенияч – коммуникация, соч-я слов, кот не явл словосоч-ями).
Шахматов – параллельная точка зрения: словосоч-е не существует как самост единица; любое соч-е слов – словосочетание; термин словосоч-е имеет более широкое значение.
Стоит ли различать предложение и словосоч-е как синтаксические единицы?
В трудах Щербы, Шахматова намечена небоходимость различать их.
У Фартунатова они рассматр-ся в одном ряду: законченные (предложения) и незаконченные словосочетания.
Трубецкой говорит, что есть синтаксемы предикативные (предл-я) и непредикативные (словосоч-я).
Пешковский к словосоч-ям относит и однословные конструкции.
^
Атрибутивные – отношения, при которых предмет, явление определяется со стороны своего внешнего или внутр качества, св-ва, принадлжености.
Атрибутивно-качественное значение (трудная работа, чайник из фарфора)
Атрибутивно-количественное (второй номер, двух друзей)
Атрибутивно-субъектное (пение артиста, лязг колес)
Атрибутивно-притяжательное (лисий хвост, мой дом, дом деда)
Отрибутивно-объектное (защита отечества, цена хлеба)
Отрибутивно-временное (поездка зимой, привычка с детства)
Отрибутивно-целевое (стол для черчения, средство от кашля)
Объектные – отношение между называемым в слове действием, состоянием или признаком и тем предметом, на который направлено или с которым сопряжено действие.
объект непосредственного приложения действия (строить дом, копать грядки)
Объект желания, поиска, достижения, удаления (жаждать счастья, желать удачи, опасаться встречи)
Объект охвата (наесться ягод, напиться воды)
Объект восприятия речи (говорить другу)
Объект эмоц отношения (наслаждаться музыкой, радоваться весне)
Объект-орудие (писать пером, копать лапатой)
Объект-адресат (писать матери, дарить ребенку)
Обстоятельственные – отн-я, при кот действие, состояние или признак определяется со стороны своего качества или условий его проявления
качественно-обстоятельственное значение (пристально смотреть, смотреть с сожалением)
меры и количества (весить с килограмм, стоить сто рублей)
пространственные (отдыхатьв деревне, повернуть направо)
временные (учиться с детства, сидеть дотемна)
причинные (плакать от радости, сказать сгоряча)
целевые (сделать назло, сказать в оправдание)
условия (осуществить при наличии средств, спасаться в случае наводнения)
уступительные (гулять несмотря на дождь, проясниться вопреки предсказанию)
восполняющие отн-я (слыть чудаком)
разграничение синтаксических отношений в словосочетании:
зависимое слово выражено сущ в Р.п.
а) определительные отн-я
Р.п. со значением субъекта (пение птиц (=птичье пение), удар грома)
Р.п. чатси целого (вершина горы (=горная вершина), ножка стула)
Р.п. принадлежности (тетрадь ученика = ученическая тетрадь)
Р.п. определительный (человек подвига = героический человек)
Б) Р.п. со значением объекта
Р.п. в функции объекта, т.е. предмета, на кот направлено действие (чтение книги)
Отн-е предмета к руководителю (директор завода)
Р.п. содержания (цель путешествия)
Комплетивные отношения (восполняющие) –
отношения, меры, количества (корзина цветов, килограмм муки)
зависимое слово выр-но сущ в Тв.п.:
определительные отношения
значение сопровождающего признака (волосы с проседью – седые волосы)
объектные отношения
Т.п. совместности (кошка с котятами)
Т.п. распространяет отглагольное сущ-е (спор с соседом)
Классификация по типу и способу синтаксич связи между компонентами:
Связь:
Обязательная – отсутствие зависимого слова создает структурную и семантич неполноту
Факультативная – зависимый компонент необязателен
Согласование – вид подчинит связи, которая выражается уподоблением формы зависимого слова форме стержневого слова в роде, числе и падеже.
Зависимое слово может быть выражено прилагательным, причастием, местоим-прил, числительным. (ясное небо, первый номер, который день).
Порядок слов – препозиция зависимого слова.
Присубстантивная связь (стержневое слово – сущ\ субстантивированное слово (вкусное второе)
Согласование:
Полное (в роде, числе и падеже) – красивые девочки
Неполное (не все грам формы уподоблены): врач наша\ приложение.
Управление – вид подчинит связи, которая выражается присоединением к главному слову сущ-го в косв падеже с предлогом или без него (строить дом, способный на подвиг, прогулка в лес, втихомолку от родителей)
различают управление:
Глагольное: варить варенье
Субстантивное: игра с огнем
Адъективное: видный с высоты
Местоименное: некто в белом, кто-либо из знакомых
Нумеративное: два дома, пятеро суток
Наречное: задолго до рассвета, вверх по тропинке
Безлично-предикативное: жаль друга
Компаративное: задолго до рассвета, выше головы
Порядок слов – постпозиция зав слова
Управление:
Сильное –необходимая связь между падежной формой имени и словарной или грам форомой глагола (съехать с горы, сердитый на всех, наедине с собой):
случаи с перех глаголами или прямым управлением (В.п. без предлога)
Р.п. части (выпить молока, чтение книги)
Р.п. отрицания (не любить друга)
предлог повторяет приставку глагола (дойти до леса, слезать с дерева)
нумеративное (три мальчика)
Слабое - связь не необходимая, при кот зав косв падеж не явл обязательным и не предсказывается лексич или грам св-ми управляющих слов (приехать за вещами, вред здоровью, приглашение к ужину)
Примыкание – вид подчинит связи, при кот в качестве зависимых компонентов выступают неизменяемые слова и словоформы, напр.:
наречие: повернуть направо
инфинитив: попросить прийти
деепричастие: идти задыхаясь
компаратив: работать лучше
несклоняемое прил: юбка клёш
средство связи не выражено, интонационно-смысловая связь.
В составе примыкания различают словосоч-я:
приглагольное: крепко спать
субстантивное: шапка набекрень
приадъективное: дружески заботливый
принумеративоне: дважды два, третий слева
при безлично-предикативных словах: очень жаль, нужно позарез
Порядок слов: кач прил и нар на –ое, - е – препозитивны, остальные – постпозитивны.
Различают примыкание:
сильное: он весил много – обязательное распространение
слабое: он реагировал очень радостно – необязат распр-ние
параллелизм (приложение) – аппозитивные сочетания, сост из двух сущ-х, имеющих одинаковую падежную форму. (волшебница-зима, старик охотник, гриб Сыроежка, женщина-космонавт, деревня Горки, бой-баба, горе-хотоник, девочка по имени Катя).
^ выделяются на основе характеристики стержневого слова как части речи:
именные:
субстантивные (теплый день, крыша дома, старик в очках, свидание наедине, желание нравиться)
адъективные (красный от смущения, очень любознательный, всем известный, белый вкрапинку)
с именем числительным в роли главного слова (два студента, двое друзей, первый по списку)
с местоимением в роли главного слова (кто-то из студентов, кто-нибудь другой, любой из слушающих)
глагольные (читать книгу, читать вслух, хотеть путешествовать, говорить улыбаясь)
наречные (адвербиальные): очень весело, далеко от родных
с скс в роли главного слова (больно руку, мне грустно)
^
Простое словосочетание включает в свой состав два компонента, между которыми один вид синтаксических отношений.
^ состоит из трех и более компонентов, между которыми щдва и более видов синтаксических связей. свободные словосоч-я – каждый компонент сохраняет самостоятельность в силу достаточной информативности (каждый член функционирует самостоятельно): работать в саду, ожидать ответа.
Несвободные – полнота лексич знач-я одного из компонентов ослаблена или он является информативно недостаточным (тесная спаянность компонентов и функционирование такого словосоч-я как одного члена предл-я): пять столов, считаются союзниками, начать строить, мастер говорить
^ :
1) количественно-именные сочетания: зав слово – Род.п., главн.слово – (И.п.,Р.п. с предлогом до, с, около, свыше\с нар в ср.степени более, менее):
Пять лет на солдатские плечи легли
Несколько недель бедствия проносятся мимо
Более половины людей закричало сразу
По сто деревьев на усадьбу растет
2) сущ\местоим в И.п. +предлог+ сущ в Тв.п.
Мы с костей переглянулись
3) каждый\ всякий\ любой\ один\ кто\ никто\ многие +из+ сущ\ субст.слово в Р.п.мн.ч.
Каждый из нас встанет на самом краю площадке
местоим в И.п. + местоим\числ\ прил в И.п.
Всё это покажется вам шедевром природы.
В его движении было что-то лихорадочное.
Фразелогически связанные словосочетания – построены на основе живых синтаксич связей, но по значению приближены к слову: иметь возможность – мочь, дать слово – обещать; белая ворона…
3 Предложение.
Предложение является основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении находят наиболее существенные функции языка: познавательная или экспрессивная (язык как орудие, инструмент мышления) и коммуникативная (язык как средство общения).
Современное определение восходит к структурно-семантическому направлению, основоположник Виноградов.
Предложение – единица, которая обозначает определенную ситуацию.
Предложение – средство выражения тема-рематических отношений.
Предложение – одна из форм высказывания.
Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения, сообщения мысли (Виноградов)
По ряду признаков простое предложение противопоставляется единицами более низкого синтаксического уровня.
Слово и предложение.
В функциональном отношении предложение всегда больше слова в его синтаксической форме. Номинативное предложение ^ в контексте стихотворения Тютчева (1) Ветер. Кругом все гудит и колышется, Листья кружатся у ног… выполняет иную функцию, чем слово ветер в его словарном значении (движение потока воздуха в горизонтальном направлении), реализующее номинативную функцию в словосочетаниях западный, порывистый, морской ветер. Форма им. падежа в предложении не только называет явление, но и сообщает о его наблюдаемости: выступает как независимая, неопределяемая. Ср. с предложением (2) Ветер спит, и все немеет. Только бы уснуть…, в котором состояние ветра охарактеризовано словом спит в настоящем времени. Вместе с интонацией законченного сообщения словоформа ветер в примере (1) передает бытийное значение, т.е. имеет модально-временное значение реальной отнесенности (наблюдаемость) к моменту речи, что превращает его в предложение, в единицу коммуникативную, как и в примере (2)
Слово и словосочетание.
Предложение отличается и от словосочетания. Сравним употребление словосочетания звездная ночь у Ф.Тютчева: (3) Тихая, звездная ночь, Трепетно светит луна, Сладки уста красоты В тихую, (4) звездную ночь.
Пример (3) аналогичен однословному предложению ^ , т.к. обозначает определенную ситуацию, а в примере (4) словосочетание попадает в зависимую от сказуемого сладки позицию, оно в целом, как и слово, выполняет функцию номинации. В словосочетании реализуются атрибутивные отношения (какая ночь?), которые выражены связью полного согласования. Предложение Ночь звездная является сообщением о реальном факте в настоящем времени. Здесь реализуются иные, чем в словосочетании, отношения: наименование явления + его характеристика, т.е. сопряжение двух понятий между которыми устанавливаются отношения взаимной, предопределенной синтаксическими позициями зависимости (предикативные).
Высказывание и предложение.
Высказывание – любой линейный отрезок речи, выполняющий коммуникативную функцию (диалог из Пушкина «Евгений Онегин»).
Оформленные как отдельные предложения междометные высказывания не членятся на члены предложения: Ужель? Разве?
В современном рассмотрении предложения очень актуально соотношение предложение – высказывание. При этом стоит учитывать, что высказывание и предложение – явления однопорядковые, но не тождественные. М.М. Бахтин считал, что высказывание – это предложение, к кому-то обращенное, связанное с предшествующими и последующими текстами, определяющими замысел говорящего, обросшее внетекстовыми смыслами. Поэтому Звонят. – это и предложение, и высказывание, а предложение Мальчик читает книгу содержит два высказывания: мальчик читает, мальчик читает книгу.
В отличие от предложения (как единицы языка и речи), высказывание целиком относится к сфере речи: оно принадлежит определённому отправителю, нацелено на определённого получателя, произведено в определённый момент времени, совершено с определённой целью, соотносится с определённым фрагментом действительности (ситуацией), выполняет определённую коммуникативную функцию и оказывается уместным (осмысленным) именно в данной речевой обстановке.
Предложение, единица грамматики, обычно соответствующая законченному высказыванию и способная выступать в качестве отдельного сообщения (текста минимальной длины). Предложение состоит из слов, выступающих в морфологических формах и в линейном порядке, которые предусмотрены грамматикой языка.
Аспекты логического, психологического, формально-грамматического определения предложения.
Логическое (Буслаев): предложение – суждение, выраженное словами, может выражать вопрос, эмоцию. Разные по составу, структуре предложения могут выражать одни и те же суждения (Я веселюсь. Мне весело).
Психологическое (Потебня, Овсянников-Куликовский): Предложение – это слово, или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем
сказуемости. Главн.признак предложения – сказуемость (глагол в личной форме). Но! Сущ. – безличные и инфинитивные.
Логико-психологическое направление (Шахматов): Предложение – сообщение, выражающееся сочетанием представлений – предикативная связь.
^ (Фортунатов, Пешковский): Предложение – законченное словосочетание.
Признаки предложения.
Предложение – это такое высказывание, в основе которого лежит отвлеченный грамматический образец (определенная схема, модель). Этот грамматический образец и обладает типовым грамматическим значением. Этим значением обладают все предложения, построенные по данному образцу. Это значение получило название предикативность .
Предикативность – отношение содержания предложения к реальной действительности, выраженные в формах времени, модальности и лица.
Время
- временная определенность: связано с глаголом в форме изъявительного наклонения, причастием в страдательной форме
- временная неопределенность
Косвенная форма выражения времени – инфинитив.
К основному значению временной определенности и неопределенности к предложению добавляются различные временные оттенки или созначения (время от времени – фразеологизм, регулярная повторяемость).
Предложение обладает интонационной оформленностью (законченности; интонация сообщения, вопроса, побуждения..) Поэтому интонация является одним из постоянных характерных признаков предложения.
+ Является средством выделения смыслового центра.
Предложение строится по отвлеченному образцу, схеме. ^ лежат в основе разных предложений – выделяются главные члены предложений и на этом основании определяется структура предложения как двусоставного или односоставного, характеристика распространения главных членов второстепенными, выделение синтаксической полноты/ неполноты структуры, характеристика видов осложнения.
4. МОДАЛЬНОСТЬ.
составляющая часть предикативности. Модальность выражает отношение говорящего к тому, о чем сообщается в предложении.
Определение содержания категории модальности:
Широкая точка зрения:
противопоставление высказываний по коммуникативной цели
противопост-е выск-й по признаку утверждение/ отрицание
градация модальных значений в диапазоне «реальное-ирреальное»
субъективно-модальное значение
с узкой т.з.: Выражает отношение сообщаемого к действительности в плане осуществимости (реальности), неосуществимости (нереальности) с т.з. говорящего. – объективная модальность. (внутрисинтаксическая) – внутри предложения, между объектом и субъектом.
^ - обязательный признак любого высказывания.
- реальная (изъявительное наклонение)
- ирреальная (сослаг.накл., модальн.глаг., кратк.прил. с модальным значением: «надо начинать», «нужн6о начинать»).
Значение реальной модальности характеризуется временной определенностью. Значение ирреальной модальности – неопределенностью.
В предложении лексико-грамматические формы выражения предиката могут употребляться в переносном значении – транспозиция (перенос значения грамматической формы).
Всем опустить воротники (инф в знач-и повелит накл)
Противопоставленность форм предиката по модально-временному значению образует грамматическую парадигму предложения – система модально-временных форм изменения в предложении:
а) реальная модальность – формы изъявит накл-я:
Наст.время (он работает)
Прош.время (он работал)
Буд.время (он будет работать)
Б) ирреальн. Модальность:
Сослагат.наклонение (условное) – бы (он работал бы)
Желательное наклонение – работал бы он
Значение побудительности (повелит накл) – пусть он работает!
Долженствование – он должен\обязан работать
Полная парадигма – семичленна. Состоит из форм изменения предиката с точки зрения изменения форм временного значения.
В этой системе формоизменений сохраняется общность в диктуме (пропозиция, инвариант). Противопоставленность/различие между ними образует модус.
Значение объективной модальности – обязательный признак высказывания. Это значение факультативно, м.б. заключено в «модальную оболочку» - субъективная модельность.
^
1) значение оценки
А) интеллектуальная (рациональная, логическая)
Б) эмоциональная (иррациональная)
В) эстетическая (красиво – некрасиво)
Г) этическая (правда – неправда)
2) экспрессия (выразительности) – экспрессивно-выразительные компоненты («Зыбкого сердца весы»)
^
1) вводные слова и компоненты
2) модальные частицы: Ну и событие ! –удивление, Разве что пойти гулять - предположение
3) междометия (ах, ох,увы)
4) порядок слов (станет он тебя слушать)
5) специальные синтаксические конструкции (она возьми да и скажи, нет чтобы подождать)
^
По признаку утверждения, отрицания предложения противопоставляются на основании утверждается или отрицается связь между предметом речи и его предикативным признаком:
День был прохладным – утвердит предл-е
Это был не он - отрицат
Отрицательные предложения:
общеотрицательные (отрицание относится к предикату): «Отец не приехал»
частноотрицательные (отрицание относится к какому-либо другому компоненту предложения) : «Он передал мне не письмо, а маленькую заметку» (отрицается объект)
Средства выражения отрицательной модальности:
отриц.слово НЕТ
отриц.частицы НЕ, НИ
отриц.местоимения НИКТО, НИЧТО
модально-предикативные слова с отрицательным значением (нельзя, невозможно)
Некоторые предложения с отриц.частицей НЕ приобретают утвердительный смысл. Это происходит, когда:
двойное отрицание дает утверждение в составе составного глагольного сказ: «Широта ее интересов не могла не изумляь меня»
Нельзя + не – двойное отрицание: «нельзя не заметить что…»
Кто/что/как + не в восклицательных предложениях: «Кто в прежней Тане, бедной Тане теперь княжны бы не узнал» (любой узнал бы)
Предложения с сочетаниями кто ни, куда ни, что ни – усилительная, а не отрицательная ф-я: «Кто б ни был ты печальный мой сосед, люблю тебя как друга юных лет» (=любой, всякий)
В придаточной части СПП: «куда не обернись, везде дети»
Предложения по форме утвердительные могут содержать экспрессивное отрицание (Стану я пса кормить!) несоответствие плана выражения и плана содержания.
Предикативность – специфическое отношение между предметом речи/субъектом и его модально временным признаком. В таком понимании предикативности модальность является ее частью.
По коммуникативной направленности высказывания выделяются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
По наличию или отсутствию эмоц окраски – восклицательные и невосклицательные. Воскл предл-ия характериз-ся восклиц интонацией, наличием в их составе междометий, местоимений и наречий (какой, такой, как, так, что за), приобретающих свойства эмоционально-усилительных частиц.
По хар-ру коммкникативной направленности вопросит предл-я можно разделить на:
собственно-вопросительные – говорящий ставит целью получить от собеседника какие-либо сведения.
Несобственно-вопросительные не направлены на получение информации:
Вопросительно-побудительные – содержат пожелание, просьбу, совет и т.д. (Может, в шалаш тебе уйти, Савелий? Вы прочтете нам что-нибудь, не правда ли?)
Вопросительно-риторические – предложения, содержащие утверждение или отрицание (Ну кто из нас весне не рад?)
^ : вопросит частицы (разве, неужели), грамматикализирующие сочетания (не правда ли, не так ли), вопросит мест-ия и наречия, вопросит интонация (повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса), вопросит порядок слов (начало/конец- слово с которым связан вопрос).
^ – говорящий высказывает просьбу, совет, приказ, предостережение, пожелание и т.д., т.е. побуждает собеседника к какому-либо действию.
Побудительные предложения всегда имеют значение ирреальной модальности. Простые вопросительные и повествовательные предложения противопоставлены побудительным как предложения, которые имеют значение как реальной модальности (чаще), так и ирреальной (реже).
Средства выражения: формы повелит накл-ия гл-ла, побудит частицы (пусть, да, давай…)
5. Порядок слов и актуальное членение предложения.
В зависимости от коммуникативной цели, которую преследует говорящий, один и тот же лексический состав предложения может приобретать разные значения:
1) за счет порядка слов
2) за счет актуального членения
^ – членение на данное (исходное) тему и на новое (известное) рему.
Скачать файл (196.3 kb.)