Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Системный менеджмент о структурной неоднородности энергообеспечения промышленных предприятий - файл 1.doc


Контрольная работа - Системный менеджмент о структурной неоднородности энергообеспечения промышленных предприятий
скачать (180.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc181kb.20.12.2011 13:24скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе раскрывается тема «Системный менеджмент структурной неоднородности энергообеспечения промышленных предприятий, отраслей и сфер народного хозяйства». Данная тема представляется достаточно актуальной, так как ситуация с энергообеспечением в России на всех уровнях экономики достаточно сложная, а, по последним данным, еще и усугубляется экономическим кризисом в стране.

В России в настоящее время продолжается процесс реформирования энергетической отрасли страны и систем энергообеспечения промышленных предприятий жилищно–коммунального хозяйства.

Цель работы - исследовать основные проблемы управления и причины неоднородности энергообеспечения предприятий и отраслей экономики в России.

Для полного раскрытия данной цели выделим следующие задачи:

-во-первых, исследовать основные проблемы менеджмента в энергообеспечении экономики России;

-во-вторых, рассмотреть основные направления неоднородности энергообеспечения отраслей экономики России;

-в-третьих, исследовать неоднородность энергообеспечения промышленных предприятий России.

Для России значение энергообеспечения чрезвычайно велико. Посткризисная территориально-хозяйственная динамика продуцирует существенный рост энергопотребления и возникновение локальных дефицитов электроэнергии. Проблематику устойчивого энергетического обеспечения актуализирует и всё более выраженное несоответствие экономического роста на макро- и мезоуровне и состояния генерирующих мощностей, проводящих сетей, растущий дисбаланс между экономическими (в том числе инвестиционными) интересами электроэнергетики и иными сегментами хозяйственного комплекса.

Объектом исследования в работе являются предприятия, отрасли экономики России. Предметом исследования выступают проблемы энергообеспечения предприятий, отраслей экономики.

1. Системный менеджмент энергообеспечения экономики России
Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние.

Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.

Начавшийся экономический рост неизбежно повлечет за собой существенное увеличение спроса на энергетические ресурсы внутри страны, что требует решения унаследованных и накопившихся за годы реформ экономических проблем в условиях глобализации и ужесточения общемировой конкуренции, обострения борьбы за энергетические ресурсы, рынки и др.

Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами. [2,С.150]

Главной угрозой энергетической безопасности страны в посткризисный период может стать оскудение сырьевой базы и низкие объемы геологоразведочных работ. Такой тезис высказал на открытии Петербургского международного форума ТЭК председатель научного совета РАН по проблемам геологии и разработки месторождений нефти и газа Алексей Канторович в апреле 2009г.

По прогнозам эксперта, как только мировая экономика начнет выходить из кризиса, цены на углеводородное сырье начнут расти. Равно как и уровень добычи нефти и газа. Нефтедобыча достигнет пика к 2030-2040 годам, и будет удерживаться в течение 8-10 лет. То же самое произойдет и с газовыми ресурсами, только на 10-15 лет позже, полагает Канторович. По мнению специалистов, Россия не в полной мере готова к предстоящему росту нефте- и газодобычи. Так, недостаточно разведаны запасы углеводородов: до сих пор используется база, наработанная в советский период. Как сообщил директор департамента экономии и финансов Министерства природных ресурсов и экологии РФ Григорий Выгон, утверждена долгосрочная программа геологического изучения недр до 2020 года. Значительная часть предусмотренных в ней инвестиций будет направлена на разведку запасов нефти и газа, причем основную долю средств должны составить вложения со стороны частных компаний.

Еще одна неприятная тенденция, наметившаяся в 2008 году, - снижение интереса компаний к участкам недр, выставляемым на аукционы для разработки. На это влияют такие объективные факторы, как отсутствие инфраструктуры и низкая изученность участков. Сейчас продолжается работа над новой классификацией запасов недр, одна из задач которой - объективная оценка состояния ресурсной базы страны. Это важно, прежде всего, для недропользователей, которые должны более-менее четко представлять возможный объем инвестиций в разработку.[7,С.131]

Специалисты полагают, что стимулом для компаний в этом случае должна стать соответствующая налоговая политика государства. Ряд мер уже принят: цена "отсечения" снизилась с 15 до 9 долларов на баррель, в ряде регионов введены налоговые каникулы, и сейчас на федеральном уровне рассматривается возможность их введения в ряде других территорий. Министерство работает над вопросом дифференциации ставок налога на добычу полезных ископаемых, в частности, в отношении небольших месторождений. Еще существует целый комплекс вопросов, связанных с темой энергетической безопасности. В их числе - перспективы термоядерной энергетики, освоение морских нефтегазовых месторождений, вопросы воспроизводства минерально-сырьевой базы.

В апреле 2009г. Госдума намерена рассмотреть во втором чтении два очень важных связанных друг с другом законопроекта - "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики". Оба документа должны обеспечить условия для реализации распоряжения правительства, поставившего задачу сократить к 2020 году энергоемкость внутреннего валового продукта в России на 40 процентов.

Прежде всего, необходимо выстроить эффективную систему государственного управления энергоэффективностью на всех уровнях власти. Для этого предлагается ввести ряд новых инструментов: энергоаудит, единую систему нормирования энергоэффективности устройств и материалов, единую форму отчетности, дифференцированную по типам потребителей. Все эти сведения будут размещены в государственном реестре энергосбережения, контролировать который будет специальный уполномоченный орган правительства. Госконтроль будет дополнен контролем самого бизнеса в форме создаваемых саморегулируемых организаций.
^

2.Структурная неоднородность энергообеспечения отраслей экономики России

В экономике России наблюдается структурная неоднородность энергообеспечения отраслей экономики. Многие экономисты пытаются решить данную проблему, одним из решением становится повышение энергоэффективности отдельных отраслей экономики. Выделяют следующие стимулы повышения энергоэффективности:[1,С.348] опережающий рост цен на потребляемые энергоресурсы;

    • ^

      наличие технологий и оборудования, позволяющих повысить энергоэффективность промышленных производств;

    • наличие компаний, способных предложить комплексное решение задачи по повышению энергоэффективности ;

    • ^

      подход к мероприятиям по повышению энергоэффективности как к инвестиционному проекту;

    • наличие на рынке денежного предложения;

    • либерализация рынка газа;

Либерализация рынка газа должна привести к повышению цен на газ на внутреннем рынке к 2011г. до уровня европейских (за вычетом экспортных пошлин и затрат на логистику). Стоимость газа может составлять до 80% в структуре себестоимости продукции некоторых предприятий химической отрасли производства. Повышение цены потребляемого газа и электроэнергии может привести к увеличению себестоимости производимой продукции и снижению рентабельности предприятий химической промышленности.

^

Рис. 2.1. Либерализация рынка электроэнергии

Рост инвестиций в основной капитал предприятий химической и нефтехимической промышленности




Рис.2.2. Инвестиции в основной капитал предприятий химической и нефтехимической промышленности
При техническом перевооружении основного производства часто не происходит соответствующей модернизации энергетического хозяйства предприятий.
^

3.Структурная неоднородность энергообеспечения промышленных предприятий



Проблемы управления энергообеспечением возникают и на микроэкономическом уровне, на уровне промышленных предприятий. Основными «проблемными местами» в системе энергообеспечения промышленных предприятий являются:


  • энергетика – «падчерица» промышленного предприятия (финансируется по остаточному принципу);

  • при модернизации технологического оборудования не проводится перерасчет режимов для энергетического оборудования, как следствие, оно работает с низкими ТЭП и высокими затратами;

  • несбалансированность режима потребления электроэнергии с режимом её выработки;

  • устаревшее энергетическое оборудование (часто 50-60-х годов) с низкими ТЭП и характеристиками, не соответствующими текущим режимам работы;

  • плохая теплоизоляция промышленного и энергетического оборудования;

  • отсутствие информации о реальных гидравлических режимах работы оборудования;

  • выделение ресурсов на «латание дыр» вместо модернизации оборудования.

Вследствие всего этого необходимо оптимизировать систему энергообеспечения промышленного предприятия. Рассмотрим этот процесс на рисунке 3.1.

Выделяют следующие мероприятия по повышению энергоэффективности:






Рис. 3.1 Оптимизация системы энергообеспечения предприятия[3,С.142]

Необходимо построение финансовой модели системы энергообеспечения для выявления «центров неоптимальных затрат»

Основные подходы к энергосбережению:

1) Снижение затрат потребляемой энергии на единицу продукции (важно обеспечить настройку режима производства энергии в соответствии с режимом её потребления - до 30% экономии)

2) Уменьшение расхода энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа, воздуха, технической воды и т.д.)

3) Снижение затрат на приобретение ТЭР (анализ договоров с энергоснабжающими организациями и субабонентами потребления энергоресурсов, с поставщиками топлива, анализ применяемой системы учёта ТЭР)

1)Внедрение систем частотно-регулируемого привода на механизмах собственных нужд. Позволяет 2-3 раза снизить расход электроэнергии и одновременно выйти на качественно новый уровень автоматизации. Экономия ресурсов: электроэнергии - до 50-80%, тепловой энергии - до 40-50%, воды до 15-20%, межремонтный период увеличивается в 1,5-3 раза. Технология внедрена на ОАО «Череповецкий АЗОТ», ЗАО «Агро-Череповец», а также на предприятиях Сибур-Холдинга - ОАО «Сибурнефтехим» (г.Нижний Новгород), ЗАО «Пластик» (Тульская обл.). Уральский филиал СибКОТЭС является официальным представителем компании VACON в Уральском регионе, Западной Сибири и Башкирии.

2)Внедрение технологии подготовки обессоленной воды на термообессоливающих комплексах ИМВ-ЭКОТЕХ. Позволяет снизить затраты на производство обессоленной воды более чем в 2 раза и в десятки раз снизить потребление кислоты, щелочи. Технология внедрена на Уфимской ТЭЦ-2, Казанской ТЭЦ-3 (Башкирэнерго), ТЭЦ ОАО «Мечел», Безымянской ТЭЦ, на Райчихинской ГРЭС.

3)Внедрение технологии предотвращения образования накипи в конденсаторах турбин для систем с градирнями. Внедрена на Уфимской ТЭЦ-4, Нововоронежской АЭС, Ровенской АЭС, Тюменской ТЭЦ-2, Ферганском НПЗ, ТЭЦ ВАЗа, Армянской АЭС, Челябинской ТЭЦ-3 и других.

4)Повышение ТЭП работы энергетического оборудования. «Воскресенские минеральные удобрения», «Балаковские минеральные удобрения», «Череповецкий Азот».

Еще одним решением этой ситуации может стать строительство собственных генерирующих мощностей. В ситуации, когда происходит либерализация цен на газ и электроэнергию возможно рассмотрение варианта строительства на промышленном предприятии собственной электростанции.

Важные моменты при строительстве собственных генерирующих мощностей:[4,С.52]

1)необходимость заключения с поставщиками газа долгосрочного договора на поставку газа для электростанций (при планирующейся либерализации рынка газа);

2)необходимость присоединения к сети;

3)дефицит проектных и монтажных организаций, вследствие взрывного роста рынка строительства электростанций;

4)загруженность российских производителей энергетического оборудования;

5)высокая стоимость сервисного обслуживания зарубежного энергетического оборудования;

6)необходимость изучения правил работы рынка электрической энергии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать выводы, что решение энергетических задач, стоящих перед Россией и реализация ее геополитических интересов в современном мире обуславливают проведение всесторонне обоснованной политики в данном направлении.

Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики и населения страны всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика.

Целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (далее именуется - Энергетическая стратегия) является документом, конкретизирующим цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства на соответствующий период с учетом складывающейся внутренней и внешней ситуации в энергетическом секторе и его роли в обеспечении единства экономического пространства Российской Федерации, а также политического, макроэкономического и научно-технологического развития страны.

Главной задачей настоящего документа является определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации.

Приоритетами Энергетической стратегии являются:[1,С.350]

- полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;

- снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;

- повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора, рост производительности труда для обеспечения социально-экономического развития страны;

- минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.

Главным средством решения поставленных задач является формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений.



^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гаврилова, А. И. Проблемы энергообеспечения российского рынка в условиях олигополистического доминирования / А. И. Гаврилова // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 1. - С.347-350.

  2. Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: учеб./ Н.Л.Зайцев. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2007. - 414 с.

  3. Коржубаев, А.Г. Закономерности глобального энергообеспечения и нефтегазовая политика России / Коржубаев, А.Г. // ЭКО. - 2005. - N 10.-С.140-150.

  4. Таран, В. Энергообеспечение и экономический рост / Таран, В. // Экономист. - 2007. - N 9.-С.51-55.

  5. Теунаев, Д. М. Проблемы энергообеспечения воспроизводства в условиях доминирования олигополистических моделей рыночного взаимодействия] / Д. М. Теунаев // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - № 4. - с.458-462.

  6. Экономика предприятия: курс лекций / О.И.Волков, В.К.Скляренко. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 280 Экономика предприятия(фирмы): Практикум : учеб.пособие / Л.П.Афанасьева, Г.И.Болкина, О.Ф.Быстров и др.; Под ред. О.И.Волкова, В.Я.Позднякова. - М. : ИНФРА-М, 2007. – 331с.

  7. Экономика предприятия: учеб. / В.Я.Горфинкель, В.А.Швандар, Л.Я.Аврашков и др.; Под ред. В.Я.Горфинкеля . - 5-е изд., перераб.и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 767 с.



Скачать файл (180.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации