Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Богданов Е.Н. Психологические основы Паблик рилейшнз - файл 1.doc


Богданов Е.Н. Психологические основы Паблик рилейшнз
скачать (1316.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1317kb.20.12.2011 13:37скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Богданов, Е.Н. Психологические основы "Паблик рилейшнз": Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии/ В.Г. Зазыкин.- 2-е издание. - СПб.: Питер, 2003.- 208 с. : ил.
ISBN 5-88782-382-8, 4000 экз.

Книга «Психологические основы "паблик рилейшнз"» является первой и единственной систематизированной психологической работой, выполненной в жанре учебного пособия по этой крайне актуальной научно-практической проблеме. Впервые строго и аргументированно изложена проблема имиджа во всем многообразии решаемых задач: от имиджа лидера до имиджа территориальных образований. С конструктивных позиций рассмотрена проблема «паблик рилейшнз» как особого вида управления, при этом даны описания объектов и субъектов управления, существующих связей и отношений. Пособие предназначено обучающимся по данной специализации в системе высшего и послевузовского образования, практикам «паблик рилейшнз», широкому кругу читателей.

Паблик рилейшнз, (ПР)
Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая (прикладная) психология

ББК 88.49я7
УДК [159.9:659.1](075)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

Глава 1
Общие психологические основания PR-деятельности: шесть главных психологических правил 7

Вопросы и задания для самопроверки 25

Рекомендуемая литература 25

Глава 2
Психология позитивного имиджа
организации 26

2.1. Имидж как психологическая PR-категория 26

2.2. Основные характеристики имиджа как
психического образа, его виды и функции 29

2.4. Психологические рекомендации
по формированию положительного
имиджа организации 35

Вопросы и задания для самопроверки 46

Рекомендуемая литература 46

Глава 3
Политический имидж:
психологические модели, технологии,
условия и факторы эффективности 46

3.1. Общие характеристики политического имиджа 46

3.2. Психологические технологии создания
эффективного политического имиджа 55

3.3. Психологические модели политических
имиджей 64

Вопросы и задания для самопроверки 78

Рекомендуемая литература 78

Глава 4
Специальные виды имиджа:
психологические особенности 79

4.1. Тендерные особенности имиджа лидера
или руководителя 79

4.2. Этнопсихологические особенности
политического имиджа 84

4.3. Специфика формирования имиджа
территориальных образований 88

4.4. Об имидже политических партий 92

Вопросы и задания для самопроверки 97

Рекомендуемая литература 98

Глава 5
Психологические аспекты PR как
управленческой деятельности 98

5.1. "Паблик рилейшнз" как особый вид управления 98

5.2. Общие характеристики объектов
PR-управления 103

5.3. Стилеобразующие характеристики PR-управления 108

Вопросы и задания для самопроверки 111

Рекомендуемая литература 111

Глава 6
Психология PR-взаимодействий со
средствами массовой информации 111

6.1. СМИ как звено в системе PR-взаимодействий 112

6.2. Психологические особенности личности и деятельности
журналистов 120

6.3. Психология формирования интереса
к продукции СМИ 127

Вопросы и задания для самопроверки 132

Рекомендуемая литература 132

Глава 7
Психолого-акмеологические
характеристики профессионализма
PR-специалистов 133

7.1.О профессиональной подготовке
PR-специалистов 133

7.2. Модели эффективного PR-специалиста 135

7.3. Акмеологический подход в формировании
профессионализма PR-специалиста 137

Вопросы и задания для самопроверки 144

Рекомендуемая литература 144

Заключение 145

Краткий терминологический
словарь 147

Список литературы 154


Введение


Термин "паблик рилейшнз" (англ, public relations - публичные взаимосвязи, сокращенно PR) быстро и прочно вошел в наш лексикон, вытеснив привычное для слуха слово "пропаганда" и родственные ему понятия. У нас в стране это словосочетание принято трактовать как "связь с общественностью". При этом само понятие "общественность" трактуется очень широко: как общественные организации, потребители, партнеры, персонал фирм или предприятий, граждане и пр. Потребность в такой деятельности стала действительно высокой, поэтому очень быстро появились специализированные PR-агентства, консалтинговые группы, берущиеся за решение любых задач, сайты в Интернете, различные специализированные журналы. Подразделения по "связям с общественностью" начали создаваться в крупных банках, на фирмах и предприятиях. Сейчас уже можно сказать, что такой деятельностью начинают активно заниматься государственные и правительственные учреждения. В некоторых престижных высших учебных заведениях осуществляется подготовка профессиональных специалистов по связям с общественностью. Стали интенсивно проводиться и научные исследования по изучению этой новой деятельности.

В научном плане - это универсальная теоретическая и прикладная дисциплина, изучающая закономерности взаимодействия субъекта общественных отношений с гражданами, общественными организациями, фирмами, партиями, органами власти и управления, ассоциациями и т.п. [69].

Столь интенсивное развитие данной дисциплины и профессиональной деятельности связано, по мнению ряда авторов, с появлением в российском обществе нового типа отношений, вызванных к жизни процессами демократизации политической системы и формированием в экономике рыночных структур и отношений [70]. Обширная сфера применения вызвала и расширительное толкование сущностных характеристик "связи с общественностью". В частности, PR определяется как:

  • 1) управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией

5

и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации [69];

  • 2) установление двустороннего общения для достижения общих представлений и общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности [5];

  • 3) побуждение людей верить в сердечные и добропорядочные цели корпорации, демонстрация того, как корпорации ищут доверия и доверительных отношений с общественностью [4];

  • 4) специализированное и профессионально организованное управление состоянием общественного мнения в определенной сфере, корпоративными отношениями, осуществляемое не административно-командными методами [70].

В данных определениях есть нечто общее. ^ Паблик рилейшнз - это особый вид управленческой деятельности, направленной на создание благоприятных условий для двустороннего общения, позитивного отношения к деятельности организации, гармонизации и согласования интересов.

Именно это и является главными сущностными характеристиками любой PR-деятельности.

Если рассматривать работу по связям с общественностью с этих позиций как особый вид управленческой деятельности, то можно без труда увидеть, что она будет эффективной при соблюдении ряда условий:

  • ♦ хорошее знание характеристик объекта управления;

  • ♦ наличие богатого арсенала управленческих воздействий;

  • ♦ наличие информативной системы прямых и обратных связей и коммуникаций с объектом и в самой управляющей системе;

  • ♦ гибкость и адаптивность структуры управляющей системы;

  • ♦ высокий профессионализм субъектов управления.

Данные условия вытекают из требований общей теории управления и полностью справедливы для работы по связям с общественностью. В то же время следует иметь в виду, что объектами этого специфического управления являются люди как потребители и организации, в которых опять же работают люди со своими психологическими особенностями, проблемами и интересами. Иными словами, знание характеристик управляемого объекта есть знание в первую очередь психологическое.

6

По своему характеру управляющие воздействия в PR-деятельности прежде всего - информационно-психологические, то есть они не только информируют о деятельности организации, но и нацелены на формирование к ней положительного отношения. Следует обратить также особое внимание на то, что прямые и обратные связи будут эффективными, если они, прежде всего, соответствуют психологическим особенностям объекта, динамике его базовых характеристик; функциональная гибкость субъекта управления зависит от его прогностических возможностей, уровня профессионализма, личностно-профессиональных качеств и т. д. и т. п.

Получается, что, как ни посмотреть на проблему, она всегда связана с решением прежде всего психологических задач, которые, по сути дела, являются основополагающими. Иными словами, PR-деятельность будет эффективной, если она имеет надежное психологическое основание.

Однако психологическая специфика данной деятельности этим не ограничивается. Ознакомление с публикациями показывает, что работа по связям с общественностью - это не только особый вид управления, здесь имеются и другие самостоятельные важные функции, определяющие сущностные характеристики этой деятельности, в частности:

  • ♦ создание благоприятной информационной среды, основанной на различных формах общения и способствующей достижению взаимопонимания участников информационного процесса; организация продуктивного двустороннего общения;

  • ♦ выявление общих представлений и интересов участников информационного обмена;

  • ♦ формирование общих интересов, их гармонизация;

  • ♦ создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания;

  • ♦ предотвращение конфликтов участников взаимодействия;

  • ♦ изучение и формирование общественного мнения.

Иными словами, PR - это еще и специально организованное общение, направленное на формирование общих интересов, искусство достижения взаимопонимания и положительного отношения, искусство избегания и предотвращения конфликтов.

Общение, взаимопонимание, интересы и отношения - это междисциплинарные категории, обладающие ярко выраженным психологическим содержанием. Заметим, что в психологии проведено немало

7

конструктивных исследований именно по этим проблемам, поэтому они могут оказать неоценимую помощь для осуществления эффективной PR-деятельности, то есть они являются необходимым условием ее успешного осуществления. Пренебрежение данным необходимым условием, как показывает практика, делает "паблик рилейшнз" малорезультативным.

Заметим при этом, что некоторые в целом весьма успешные российские PR-акции детально психологически не прорабатывались. Проведенный анализ показывает, что их эффективность связана с интуитивным психологическим озарением "креативщиков", когда без достаточных психологических обоснований были интуитивно найдены точные психологические решения. К тому же был проявлен интерес к новой и необычной форме коммуникаций. Однако это скорее исключение из правила, тиражировать интуитивные психологические озарения в PR практически невозможно.

Другой пример связан с удачным переносом психологически обоснованных разработок, выполненных за рубежом, на нашу российскую почву. Например, PR-акции президентской избирательной кампании 1996 года "Выбирай сердцем!" и "Голосуй, а то проиграешь". Следует отметить, что такой опыт имеет ограниченное применение в силу своеобразия российского менталитета. Поэтому можно привести больше неудачных примеров такого переноса, чем успешных.

Психологическое содержание отчетливо просматривается и в специфике конкретных направлений работы по связям с общественностью. Одной из главных задач этой деятельности является создание позитивного имиджа организации или конкретной личности. Собственно формированию позитивного имиджа и доверительного доброжелательного отношения и посвящены специально проводимые многочисленные PR-акции. Но хотелось бы напомнить, что имидж - это не что иное, как специально сконструированный психический образ, создаваемый со вполне определенными целями, категория психологическая, и деятельность по созданию имиджа в содержательном отношении также сугубо психологическая.

Другая задача - эффективные коммуникации, контакты с участниками взаимодействий. Их сущностью также является специально организованное общение. Общение же является одной из важнейших базисных категорий психологии. На сегодняшний день опубликовано множество специальных работ, в которых представлены результаты глубокого изучения различных видов общения, а самое главное - показаны особенности и возможности таких средств психологического

8

воздействия в общении, как убеждение, внушение, психологическое заражение, нейролингвистическое программирование.

В содержание PR-деятельности входит и создание эффективной рекламы. Реклама в психологии рассматривается прежде всего как система эффективных психологических воздействий, направленных на потребителя с целью изменения его потребительских мотивов, поведения и отношений. Очевидно, что и в этом важном направлении работы по связям с общественностью особая роль принадлежит психологии.

Предотвращение конфликтов, что является самостоятельным направлением "паблик рилейшнз", возможно осуществлять лишь при хорошем знании объективных и субъективных детерминант конфликтного поведения и противоборства; источников возникновения конфликтов, их динамики, особенностей общения, стратегий и тактик конфликтного противоборства; личностной предрасположенности к конфликтам.

Эти сведения также можно почерпнуть в психологических исследованиях и использовать в интересах "паблик рилейшнз".

Напомним и еще об одном ключевом направлении в работе по связям с общественностью - взаимодействии со средствами массовой информации. Оно будет эффективным, если PR-специалисты хорошо знают психологию журналистов как субъектов профессиональной деятельности, психологические закономерности восприятия и понимания информации, характерные для массовой зрительской или читательской аудитории, информационно-психологические технологии формирования общественного мнения и настроений.

Известно, что с помощью средств массовой информации формируется общественное мнение. В то же время современная социальная и политическая психология имеют в своих арсеналах немало эффективных методов, которые можно использовать для этой цели. В этом опять отчетливо просматривается психологическая специфика этого вида деятельности.

Наконец, подготовка высококлассных специалистов для работы по связям с общественностью. Здесь огромная роль принадлежит уже акмеологии - науке о профессионализме, вышедшей из психологии развития и психологии труда. В акмеологии выявлены общие и частные закономерности формирования профессионализма, справедливые для различных видов деятельности, относящихся к классам "человек - человек", "человек - группа", "человек - большие социальные группы", разработаны специальные методы и технологии развития профессионализма и профессионального самосовершенствования, которые могут найти самое широкое применение в PR.

9

Можно показать важную психологическую специфику и других направлений "паблик рилейшнз". Однако совершенно очевидно, что без глубокой психологической проработки, без создания надежной психологической основы ни один вид PR и ни одна PR-акция не будут эффективными. Поэтому центральной задачей в работе по связям с общественностью и ее научном обеспечении является разработка психологического базиса.

Настоящая книга как раз и призвана оказывать помощь в решении данной задачи. В ней систематизированы психологические знания обобщающего и специального характера, соответствующие основным направлениям и важнейшим функциям "паблик рилейшнз". Прежде всего здесь представлены психологические основания формирования позитивного имиджа организации, политического лидера, других видов имиджа; описаны психологические условия осуществления работы по связям с общественностью как управленческой деятельности; показан акмеологический подход в формировании профессионализма PR-специалистов. Кроме того, особое внимание уделено описанию психологических условий и факторов, способствующих повышению эффективности конкретных видов такой деятельности.

В то же время можно заметить, что в книге отражены не все психологические аспекты PR-деятельности, в частности:

  • ♦ не затронуты вопросы рекламы (по этой проблеме авторами подготовлены и изданы самостоятельные работы);

  • ♦ не рассмотрены вопросы ее организации и планирования, структуры PR-агентств, процедур проведения брифингов или пресс-конференций и пр.

Это не входило в наши задачи, потому что в этих направлениях деятельности нет ярко выраженной психологической основы, да и информацию об этом можно найти в любой книге о "паблик рилейшнз". Кроме того, не рассматривалась психологическая специфика работы по связям с общественностью в конкретных предметных направлениях - на государственной службе, в политике и маркетинге. Это самостоятельные задачи специального характера, ждущие своего решения.

Авторы будут признательны всем, кто выскажет свои пожелания и замечания, направленные на улучшение данной книги.

Богданов Е. Н.,
Зазыкин В. Г.
Калуга - Москва, 2002 г.

10

5 :: 6 :: 7 :: 8 :: 9 :: 10 :: Содержание
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23



Скачать файл (1316.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации