Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по курсу Философия науки - файл 1.doc


Лекции по курсу Философия науки
скачать (1051 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1051kb.20.12.2011 13:47скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Философия науки
Конспект лекций
Предмет и основные проблемы философии науки.

Основные концепции современной философии науки.

Наука (с лат - знание) как часть культуры. Отношения науки с искусством, религией и философией.

Критерии научного познания. Отличие науки от вненаучных форм знаний.

Структура научного познания

Роль науки в жизни общества и формировании личности. Сциентизм и антисциентизм.

Функция науки как непосредственной производительной силы

Классификация наук. Дифференциация и интеграция наук. Взаимодействие.

Общелогические формы, методы и приемы научного мышления.

Эмпирический уровень научного познания, его специфика и методы.

Специфика теоретического познания. Проблема и гипотеза как форма теоретического познания.

Теория, ее структура, виды и функции. Закон науки. Виды законов.

Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в науке.

Научная картина мира, ее исторические формы. Функции научной картины мира.

Научные традиции и революции. Исторические типы научных революций.

Наука как социальный институт. Научные сообщества, их типы. Способы трансляции научных знаний.

Этос науки. Новые этические проблемы науки.

Возникновение науки. Преднаука. Становление первых форм науки.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

Формирование н как профессиональной деятельности. Возникновение тех, соц и гум н..

Особенности современного этапа развития науки. Основные характеристики и принцмпы постнеклассической (ПН) науки.

Системный подход и синергетика, их сущность и роль в современном научном мировоззрении.

Глобальный эволюционизм в современной научной картине мира.

Антропный принцип, его роль в современной научной картине мира.

Актуальные проблемы и направления науки 21в.

Современные глобальные проблемы и роль науки в их решении.

Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, культурология.

Философия как интегральная форма научных знаний об обществе, культуре, истории и человеке.

Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

Субъект социально-гуманитарного познания.

Коммуникативная реальность и роль традиций, ценностей, образов интерпретации в межсубъектном понимании и смыслополагании.

Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. И.Кант: диалектика теоретического и практического разума.

Методологические функции и регулятивные принципы в науке. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.

Понимание жизни: социо-культурное и гуманитарное содержание. Познание и «переживание» жизни – основное содержание художественных произведений.

История – одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).

Культура как одна из форм объективации жизни во времени

Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия.

Объективное и субъективное социальное и культурно-историческое время. Введение понятия хронотопа.

Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

Методологические следствия и императивы коммуникативной науки.

Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения социально-гуманитарных наук

Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Психологизм, историзм, релятивизм и проблема истины.

Объяснение, описание, понимание, необходимость обращения к герменевтике (В. Дильтей, Г.Г. Гадамер).

Научное объяснение и его типы.

Объяснение

Герменевтика

Понимание как метод соц-гум п.

Проблема понимания в соц знании

Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.

Язык, языковая картина мира.

н

Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания.

Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн).

Вера и истина. Вера и понимание в контексте комм. «Фил вера» как вера мыслящего чел (К. Ясперс).

Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.

«Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.

Совр иерархия социально-гуманитарных наук

Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ


  1. ^ Предмет и основные проблемы философии науки.

В совр цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс 20в, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Н не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие др сферы чел-ой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Н оказывает огромное влияние на формирование личности. Через сис-у обр-ия, кот ориентированно, прежде всего, на усвоении н знаний, она создает особый тип чел-го сознания.

наука 1 - как познание (чаще объективных законов действительности), 2 - как особый вид деятельности человека, 3. как социальный институт.

Задачи н: - изучение, сущности законов, а не явления - изучение новых объектов, их связей и свойств.

В настоящее время принято различать два варианта в понимании философии науки:

А) как направления в западной и отечественной философии XIX - XX веков и

Б) как особой философской дисциплины, которая возникает во второй половины ХХв.

Появление дисциплины ф.н обусловлено научно-техническим прогрессом. Целый ряд дисциплин изучает науку: 1- науковедение и наукометрия (проблемы организации научной деятельности, процессы формирования научного знания), 2 – социология науки (структурирует научные сообщества и анализирует науку как социальный институт), 3 – психология науки (проблемы научного творчества), 4 – история науки (процессы научных открытий и изобретений).

Философия науки изучает проблемы возникновения и роста науки, знания на разных стадиях общественного развития. Исследуя общие закономерности развития науки, она раскрывает рациональные методы и способы достижения объективно истинного знания, но это возможно тогда, когда она опирается на достижения частных наук. С другой стороны философия науки дает общий мировоззренческий и методологический ориентир для решения конкретных проблем, которыми занимаются специальные дисциплины. Основная проблема философии науки – проблема возникновения научного знания. → почти вся деятельность научного сообщества направлена на получение нового знания

Т.О., предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте (или это все философские проблемы, которые преломляются через рассмотрение того, что есть в науке).

При этом фил н на протяжении своего развития становилась все более и более историчной, то есть рассматривала производимые научные знания (и деятельность по их производству) в историческом развитии, в исторически изменяющихся социокультурных условиях. Т.О., фил н рассматривает научное познание как исторически изменяющиеся способы получения нового знания, выявляя общие закономерности развития познания на материалах истории конкретных наук и науки в целом.

Фил н отвечает на вопросы: что такое наука, чем отличается научное знание от ненаучных видов знания, в чем ценность науки, как устроено научное знание, какими методами пользуются ученые в своей познавательной деятельности, каковы закономерности развития науки, какова роль научных революций в этом развитии и тд. Центральная проблема философии науки - проблема роста научного знания.

Примеры:

- Антология ( часть философии)(изучает виды реальностей, их взаимосвязи). Отсюда вопросы:

?- какую реальность изучает та или иная наука (математика)?

- Эпистемология (теория научного познания) ? - научное познание - это низший, средний или высший уровень познания

? - проблема относительности научной истины. - Социальная философия

?- рассматривает науку не только как познание, но и как социальный институт; ? - роль науки в обществе, функции науки в обществе.

- Антропология (философия человека) ? - личность ученого, мотивация деятельности, гении в науки.

- Этика (философские морали) ? - добро и зло в науке

- Эстетика ? - проблема красоты в мировоззрении

- Логика ? - логика научного познания, мышления

- Оксеология (ценностный аспект) ? - гуманность наук.

Ф. морали, Ф. права, Ф. образования, Ф. хозяйства и Ф. науки связаны.

Наука важная часть жизни и требует философского осмысления → появилась философия науки. Философия науки выявляет сущность науки, т.е. существенные признаки и отличия.


^ 2 Основные концепции современной философии науки.

Выделять концепции совр фил н можно двумя способами.

  1. Исходить из установки, согласно кот фил н совпадет с общефилософскими направлениями в исследовании н. Тогда основными концепциями фил н будут выступать позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

  2. Анализировать, как решаются три тесно связанные проблемы — научности, рациональности, истинности, концентрирующиеся вокруг главного вопроса «что значит знать?»

Расс 1: Поз-м – наиболее широко распространенное течение зап фил 2 пол 19-20 в, утверждающее, что источником подлинного, положительного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) н и их синтетические объединения, а фи, как особая н не может претендовать на сам-ое исследование реальности. Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных, умозрительных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально.

Недостатки: эта концепция не может ответить на вопрос, как возникает сознание. Позитивизм отрицает почти все предшествующее развитие философии и настаивает на тождестве философии и науки, а это не продуктивно, поскольку философия является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на науку.

Философия Огюста Конта (1798-1857) (основатель позитивизма, ввел это понятие в 30 гг. XIX века), Милля, Спенсера – 1 историческая форма позитивизма. Согласно Конту: в науке на первом месте должно быть описание явлений. Методы естественных наук применимы к анализу общества, социология – опорная наука, в которой позитивизм может проявить все свои возможности, способствуя совершенствованию языка науки и прогрессу общества, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной закон. По этому закону выделяют три стадии развития человечества:

1. теологическая (состояние вымысла) – необходимая точка отправления человеческого ума.

2. метафизическая (абстрактное). Попытка построения общей картины бытия, переход от первого к третьему.

3. позитивная (научная, положительная). – твердое и окончательное состояние.

Недостатки: характерен не критический подход к науке, ее восхваление, поспешность выводов.

Вторая форма позитивизма объединяет махизм (Мах) и эмпириокритицизм (Авенариус) под общим названием «новейшая философия естествознания XX века». Основное внимание махистами уделялось объяснению «физических» и «психических» элементов мира в опыте людей, а также «совершенствованию «позитивного» языка науки. Авенариус пытался построить новую философию как строгую и точную науку, подобную физике, химии и другим конкретным наукам, обосновывая философию как метод экономии мышления, наименьшей траты сил. Мах больше внимания уделял освобождению естественных наук от метафизической, умозрительно-логической философии.

^ Неопозит концепции ф н. Учения о ф н выдающихся мыслителей XX века Л.Витгенштейна и К.Поппера относятся к 3 этапу фил позитивизма, кот называют «лингвистическим позитивизмом», или «неопозитивизмом». Главные идеи мыслителя в области ф н таковы: н нуждается в очищении своего языка. Л.Витгенштейн выдвинул принцип «верификации», согласно которому любое высказывание в н верифицируемо, т.е. подлежит опытной проверке на истинность.

К.Поппер в ходе исследования сущности н, ее законов и методов пришел к идеям, несовместимым с принципом верификации. В своих трудах «Логика н открытия» (1959), «Предположения и опровержения» (1937) и др. он выдвигает идею о невозможности сведения содержания н, ее законов только к утверждениям, основанным на опыте, т.е. к наблюдению, эксперименту и т.д. Н не может сводиться к верифицируемым высказываниям. Н знание, считал мыслитель, выступает в виде набора догадок о законах мира, его строении и прочее. При этом истинность догадок установить очень трудно, а ложные догадки доказываются легко. ПР, то, что Земля плоская и Солнце ходит над Землей, понять легко, а то, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, устанавливалось тяжело, в борьбе с церковью и с рядом ученых.

Постпозитивистская ф н XX века представлена работами Т.Куна, И.Лакатоса, П. Фейерабенда, М.Полани, в кот прослеживается общая установка на анализ роли социокультурных факторов в динамике н. Т. Куну удалось преодолеть некоторые недостатки, присущие позитивистским взглядам на н. В н нет непрерывного прогресса и кумуляции знания. Каждая парадигма формирует уникальное понимание мира и не имеет особых преимуществ перед другой парадигмой. Н прогресс лучше понимать как н эволюцию — прирост знания внутри парадигмы. Н всегда социокультурно обусловлена. Чтобы понять н, необходим новый историко-эволюционный подход. Истины н достаточно релятивны, действуют в рамках парадигмы. Эти идеи оказали влияние на современную философию науки.

Современная ф н выступает от имени естественнонаучного и гуманитарного знания, пытается понять место нв совр циви-и в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым ф н выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами, абсолютизирующими узкопрофессиональный подход к явлениям и процессам. Она призывает обращать внимание на фил план любой проблемы, на отношение н мысли к действительности во всей ее полноте и многоаспектности, предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста н знания.
^ 3. Наука (с лат - знание) как часть культуры. Отношения науки с искусством, религией и философией. Наука в совр.мире может рассматриваться в различных аспектах: как знание и деятельность по производству знаний, как система подготовки кадров, как непосредственная производительная сила, КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

А. Энштейн: «То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить, что есть» Наука – знание об окружающем мире (или часть его). Ее задача – дать истинное отражение исследуемых процессов, объективную картину того, что есть. Культурно-мировоззренческая функция древняя социальная функция науки. Элементы научного мировоззрения впервые формируются в античном обществе в связи с критикой отживших, мифологических взглядов и становлением рациональных взглядов на мир. С появлением опытного естествознания наука становится важнейшим компонентом мировоззрения и оказывает на него влияние, прежде всего через научную картину мира.

^ Средние века: теология - верховная инстанция, наука решает частные проблемы земного порядка.

Возрождение: борьба между наукой и богословием (теологией). И только в середине XVI в. переворот в миропонимании позволил науке оспорить у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения (Николай Коперник способствовал). Пришлось согласиться с представлениями, которые противоречили обыденному миропониманию. Т.О. только в период Возрождения наука начала принимать участие в становлении мировоззрения. Это давалось с трудом из-за сопротивления церковной власти. Гонения на науку. Псле Ньютона, с развитием опытного естест-ия наука стала задавать тон в формировании миров-х установок. Постепенно предлагаемые наукой ответы на важнейшие мир-е вопросы стали обязательными элементами обр-.

В результате осуществления культурно-мировоззренческой функции научного представления превратились в часть культуры общества. Именно эти представления (вместе с философией) составляют рационально-теоретическую основу современного мировоззрения.

Наука и искусство (искусство – на чувствах, а наука – объектирована). Искусство – это мышление в образах. Художественное познание требует специальных видов искусства – музыки поэзии…Необходимы особые мастера своего дела – художники, искусствоведы… Необходимы средства реализации – с одной стороны: актеры, музыканты, с другой стороны: краски, холсты, кисти…И тд. Науку и искусство объединяет то, что они, являясь частью духовной культуры, формируют мировоззрение, при этом язык искусства в ряде случаев оказывается более выразительным.

Гумм. Науки: ПР: ни одно социологическое исследование не дает такого почти физически ощутимого представления о быте Замоскворечья, как пьесы А. Н. Островского. Естест. Наука: ПР: пифагорейцы считали музыку и математику средствами очищения души от греховной связи. В основе музыкальной гармонии лежат открытие пифагорейцами правильные числовые отношения, определяющие музыкальные интервалы. Л. Давинчи возводил искусство в ранг особой науки.

Последний штурм – попытка измерить «алгеброй гармонию» после введения шенноном количественной меры информации. Сказали, что гениальные произведения обладают огромным информационным содержанием.

Великие произведения науки и искусства освещены вдохновение (что это не знает никто) автора. Хотя и те и другие должны выполнять и рутинную работу. И научные произведения и произведения искусства несут на себе отпечаток авторского стиля. Отличие: все передовое в науке через 20-30 лет станет устарелым, как исторический факт. Совершенное произведение искусства всегда остается вершиной, неповторимым событием (нельзя сказать какое из гениальных произведений гениальнее).

^ Наука и религия. Религия – сложное социальное явление. Не составляет труда описать конкретную религию, сложнее понять религию (почему человек признает существование мира «иного»). Чем вера отличается от знания?

Знание - это то, что тверда установлено, обосновано экспериментально. Точное знание человек научился получать совсем недавно. Большая часть наших представлений вероятны, то есть, основаны на той или иной степени уверенности. Сама наша жизнь вероятный процесс (прошлое, будущее).

Если рассматривать знание и веру в контексте человеческой деятельности, то можно сказать, что существуют виды деятельности, которые основываются на точном знании о том, чего мы хотим достичь и как это сделать (сфера производства: самолет). Но есть действия и виды деятельности, в которых точный расчет невозможен, поскольку не точного знания об «объекте» (общество и сам человек). Важнейшая характеристика человека - свобода, выбираем цели, и тд. Но будущее всегда неопределенно, часто не совпадает желание с реальностью. Вера – особое внутреннее состояние и действие человека в условиях неопределенности, предполагающее наличие цели, которую человек активно желает и делает все необходимое для ее реализации. Множество действий человек совершает на основе веры и надежды. Религиозная вера, как правило, иррациональна (от абсурдной до примирительной). Религия авторитарна, требует подчинения. Отношения науки и религии, конечно, не сводятся взаимному конфликту. Многие ученые были верующими, что не мешало им делать выдающиеся открытия. Все чаще ученые говорят о существование другого, информационного гораздо более емкого мира – Мира высшей реальности, тенью которого (в платоновском смысле) и является наша Вселенная. Человек существо творческое, а значит – свободное. В его жизни всегда будут вера, надежда и любовь, а значит и религия, философия и искусство.

^ Наука и философия. Философия – форма духовной культуры, направленная на постановку, анализ и решение конкретных вопросов мировоззрения. Возникла в VII – VI в до н э. в Китае, Индии, Греции. Термин «философия» впервые у Пифагора. Отличие: факты, законы не являются сами по себе предметом исследования. Направлено на создание общего представления о мире и человеке, кот. оформлялось в философские системы, выполнявших мировоззренческую функцию. Позднее происходит специализация знаний, формирование новых конкретных наук, их отделение от философии. Шло развитие философии как особой области знания (интенсивно в XVII – XVIIIв). Но даже и в этот период наука и философия не разделялись. Философия рассматривалась как знание, полученное с помощью разума. Она противопоставлялась знанию, доставшемуся в наследство от средних веков. Р. Декарт: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механики и этики».

В XIX в происходит окончательное формирование и отделение от философии конкретных научных дисциплин. В это время теоретические задачи наука берет на себя. Т к попытки философов решить их прежними способами оказываются безуспешными. Встает вопрос о научности самой философии. Предметом философии является отношение «человек – мир». В этом отличие философии от других наук. Она рождается и живет как самосознание человека, самосознание культуры в целом, как познание человеком самого себя, своего места в мире, поиск смысла, истинных целей человеческого существования.

Любая философская система выражает определенное отношение человека к миру, его самочувствие в мире. Здесь всегда присутствует оценка, ценностный подход. В этом сходство философии с искусством (переживание, настроение…)

Наука не в состоянии уберечь человечество от войны, экологической катастрофы, от духовной и физической деградации.

Философия дает науке проекты теоретических проблем, идеи, методы, правила и операции мышления. Правильность решения философских проблем невозможно подвергнуть прямому испытанию практикой (отличие от науки). Философия играет определенную роль в формировании научной парадигмы (с греч. пример, образец), включающей в себя сложившиеся научные теории, правила, философские идеи. Наука в каждый исторический период развивается в рамках сложившейся парадигмы.

История науки показывает, что развитие научных идей происходит в рамках фундаментальных принципов, принадлежащих философии. В этом смысле наука и философия неотделимы друг от друга.
^ 4. Критерии научного познания. Отличие науки от вненаучных форм знаний.

Н отпочковалась от обыденного знания в древности. В течение вр происходил процесс накопления единичных эмпирических фактов. И уже в древнем Египте, Индии, стали появляться 1 признаки становления н-го знания - возникли медицина, астрология (обл до сих пор не признанная официальной наукой, но накопившая много эмпирических данных), мат-а. В др Греции и Риме наукой занималось больше людей, возникали теории, пытавшиеся объяснить накопленные к тому времени факты. Однако древ Н не опиралась на опыт и не имела достаточной методологии, что привело к некоторому разбросу мнений по тем или иным проблемам. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт наука возникла в новое время в XVII веке. Особенности н познания являются:

^ 1-основная задача н познания – обнаружение объективных законов действительности и законов самого познания и мышления; 2-цель и высшая ценность н познания – объективная истина; 3-ориентация на практику; 4-н познание – есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих развивающуюся систему понятий, теорий и законов; 5-использование научного оборудования; 6-строгая доказательность н знания;

Наука проходит в своём развитии ряд этапов:

доклассический этап или этап преднауки, характеризуется зарождением элементов науки в рамках философии, наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отделения от философии и проходит в своём развитии 3 этапа: 1-классический (XVII-XIX вв.); 2-неклассический (пер.пол. ХХ в.); 3-постклассический (вт. пол. ХХ в.);

(1), исследуя объекты, стремилась при их описании и теоретическом исследовании исключить (элиминировать) всё, что относится к субъекту средством, приёмом и операциями его деятельности;

(2) связана с разработкой релятивистской (ТВ) и квантовой теории и отвергает объективизм (1); она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта;

(3) её существенный признак – учёт субъективного фактора в познании; она учитывает связь получаемых знаний не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с её ценностно-целевыми структурами; характерная черта этого этапа – глобальный или универсальный эволюционизм, распространяющий развитие на все сферы бытия и устанавливающий универсальную связь между неживой, живой и социальной материей; на утверждение этого принципа повлияли три теории:

- теория нестационарной вселенной, теория экологической эволюции, - теория биосферы и ноосферы.

Структура научного познания включает в себя:

1-факты, 2-понятия и абстракции, как результаты теоретического обобщения фактов, 3-проблемы и гипотезы, 4-законы, принципы и теории, 5-философские установки, 6-социокультурные основания, 7- методы, идеалы и нормы научного знания, как совокупность определённых ценностных или методологических установок, свойственных науке, 8-стиль мышления.

Научное: предполагает объяснения фактов, осмысления их во всей системе понятий данной науки. Житейское констатирует поверхностно то или иное событие. Научное отвечает не только КАК, но и почему оно протекает т. образом. Научное знание не терпит недоказательности-то или иное утверждения становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания заключается в понимании действительности его прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляется предвидение явлений. Процесс научного познания носит по своей сущности творческий хар-р. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п. (Одной из форм вненаучного знания является обыденное знание).

В процессе повседневной практической деятельности у людей формировались какие-то знания о свойствах вещей и явлений окружающего мира. Это были обыденно-практические знания. Но при этом существует определенная общность между научными и обыденными знаниями: и те, и другие ориентируют человека в мире, являются основной практической деятельности.

Большую часть в обыденном сознании играет так называемый «здравый смысл». Особ-ти:

  1. Обыденное знание носит фрагментальный, не систематизированный характер.

  2. Обыденное суждение и умозаключение представляет собой изолированные обобщения результатов каких-то случайных наблюдений. Поэтому обыденные знания в силу их разрозненного характера не могут быть объеденены в какую-то целостную теоретическую систему.

  3. Поскольку получение таких знаний ограничено рамками обыденно-практического опыта, то они в принцепе не могут использовать ни научно-экспериментальных, ни теоретических методов исследования.

Для обыкновенного знания нет надежных способов их проверки и обоснования

Обыденно-практическое знание, Личностное знание, Религиозное знание, Паранаучное, Народная наука.

5 Роль науки в жизни общества и формировании личности. Сциентизм и антисциентизм.

С древнейших времен осн цель науки была связна с производством и систематизацией объективно истинных знаний ( осн ф-я н). Она сводится к нескольким составляющим, каковыми являют с описание, объяснение и прогнозирование изучаемых процессов и явлений. Н-е знания необходимы в 1 очередь для того, чтобы описать и о6ъяснuтъ факты, кот людям приходится встречаться в разных сферах своей. Но нельзя ограничиваться лишь описанием и объяснением существующих фактов. Значительно больший практический интерес представляют предвидение, прогнозирование новых явлений и событий, что обеспечивает возможность со знанием дела поступать как в настоящем, так, и особенно в будущем. Предсказательный аспект н осуществляется с помощью тех же самых ее законов и теорий, которые используются для объяснения. Например, зак всем тяг. был применен не только для объяснения движения уже известных в свое время планет: в Солнечной системе, но и открытия в дальнейшем таких планет, как Нептун и Плутон. Помимо указанной основной функции науки - производства истинного знания - существуют и другие ее социальные функции, кот появлялись не одновременно, а в ходе ист-го развития общества. 1-культурно-мировоззренческую; 2-функцию науки как непосредственной производительной силы; 3-функцию науки как социальной силы.

К- м фун Это достаточно древняя соц функция науки. Элементы н-го мировоззрения впервые формируются в Античном обществе в связи с критикой отживших, мифологических взглядов и становлением рац-х взглядов на мир. В дальнейшем с возникновением опытного естествознания н становится важнейшим компонентом мировоззрения и оказывает на него влияние, прежде все через научную картину мира. В эпоху Воз-ия и большую часть периода Нов вр влияние н в обществе обнаруживается почти исключительно в сфере мир-ния. Именно в этой сфере шла острая борьба между теологией (богословием) и н.

В эпоху средн в теология занимала положение верховной инстанции, призванной решать коренные мир-ие проблемы. К ним относились вопросы о строении Вселенной, о месте в ней человека, о смысле и высших ценностях жизни. Н же в этот период решала частные проблемы земного порядка. И только переворот в миропонимании, совершенный Николаем Коперником (середина XVI века), позволил н впервые оспорить у теологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения. Ведь для того, чтобы принять гелиоцентрическую систему Коперника, необходимо было отказаться от некоторых догматов, утверждающихся теологией. Одновременно надо было согласиться и с представлениями, которые резко противоречили обыденному миропониманию. Лишь после Ньютона, с развитием опытного естествознания н стала задавать тон в формировании мировоззренческих установок. С возрастанием количества крупных научных открытий ослаблялись связи научного сообщества с религией, наука отвоевывала у нее все новые и новые рубежи.

Прошло немало времени, прежде чем н, уже в XIX веке, стала решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, то есть в вопросах, касающихся строения Вселенной, структуры материи, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т.д. Еще большее время потребовалось, чтобы предлагаемые наукой ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы стали обязательными элементами образования. Поэтому образоваmельная функция н, близкая к мировоззренческой, проявилась главным образом уже в ХХ столетии. Наука оказывает свое влияние на мировоззрение в первую очередь через научную картину мира, в которой в концентрированном виде выражены общие принципы мироустройства. Знакомство с ними составляет одну из важнейших задач современного образования, которое формирует научное мировоззрение личности. В результате осуществления к-м фун научные представления превратились в составную часть культуры общества. Именно эти представления (вместе с философией) составляют рационально-теоретическую основу современного мировоззрения.

^ Функция науки как непосредственной производительной силы Укреплению к-м фун н способствовало появление и другой ее функции - непосредственной производительной силы. Как писал Ф. Энгельс «буржуазии для развития ее промышленности нужна была н, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. До этого же времени н была смиренной служанкой церкви и ей не позволено было выходить за рамки, установленные верой».

Впервые процесс превращения н в непосредственную производительную силу был зафиксирован и проанализирован Марксом в середине XIX века. В то время синтез н, техники и производства только становился реальностью и был скорее перспективой. Тем не менее, Маркс сумел увидеть новый мощный импульс, который наука XIX века начала получать для своего развития. По его словам, «применение науки к непосредственному производству само становится для нее одним из определяющих и побуждающих моментов».

Уже в 19 в некоторые проблемы, возникающие в ходе развития техники, становились предметом н-го исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам (так было, например, с термодинамикой). Однако в целом наука XIX века еще мало, что давало практике (промышленности, сельскому хозяйству, медицине). И дело было не только в недостаточном уровне развития н. До 19 в и даже в его начале производственная практика не испытывала потребности опираться на завоевание н. Поэтому случаи, когда н-е достижения находили практическое применение, до середины 19 в были эпизодическими. Но уже во второй половине XIX века представители промышленности и ученые начали видеть в н мощный катализатор процесса совершенствования технических средств производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее поворота в сторону технической практики, всей сферы материального производства. При этом н не долго ограничивалась подчиненной ролью и быстро проявила свой потенциал, революционизирующую силу, которая коренным образом изменила облик и характер всей технической, производственной сферы. Условиями, способствовавшими превращению н в непосредственную производительную силу, стало следующее:

1- создание постоянных каналов для практического использования н знаний; 2-появление таких отраслей деятельности как прикладные исследования и разработки; 3-создание центров и сетей научно-технической информации.

В 20 столетии все более широкое применение научных знаний стало обязательным условием развития современного производства. Особенно наглядно функция н как непосредственной производительной силы проявилась в период научно-технической революции второй половины ХХ века. В этот период новейшие достижения н сыграли огромную роль в автоматизации трудоемких производств, в создании принципиально новых технологий, в применении комп. Продвижению новейших достижений н в производство во многом способствовало создание специальных объединений по научным исследования и конструкторским разработкам (НИОКР) перед которыми была поставлена задача по доведению научных проектов до их непосредственного использования в производстве. Установление такого промежуточного звена между теоретическими и прикладными науками и их воплощением в конкретных конструкторских разработках содействовало сближению научных исследований с производством и превращению науки реальную производительную силу. В настоящее время экономическое благосостояние стран непосредственно зависит от состояния их сферы н. Только те страны, которые уделяют серьезное внимание научным исследованиям, успешно осваивают наукоемкие технологии, мобилизируют для этого достаточно мощные финансовые информационные, производственные, интеллектуальные, лидируют в современной политико-экономической гонке.

Сциентизм (от лат. scientia - знание, наука), мировоззренческая позиция, в основе кот лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Представители сциентизма исходят из того, что именно этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки эффективных программ деятельности. В качестве осознанной ориентации сциентизм утверждается в бурж. культуре в кон. 19 в., причём одновременно возникает и противоположная мировоззренческая позиция - антисциентизм. Последний подчёркивает ограниченность возможностей н, а в своих крайних формах толкует её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека. Противоборство сциентизма и антисциентизма принимает особенно острый характер в условиях совр. научно-технической революции и в целом отражает сложный характер воздействия науки на общественную жизнь. С одной стороны, науч. прогресс открывает всё более широкие возможности преобразования природной и социальной действительности, с др. стороны - социальные последствия развития н оказываются далеко не однозначными, а в совр. обществе нередко ведут к обострению коренных противоречий общественного развития. Именно противоречивый характер социальной роли н и создаёт питательную почву для сциентизма и антисциентизма. При этом сциентизм выдвигает н в качестве абсолютного эталона всей культуры, тогда как антисциентизм всячески третирует научное знание,. Конкретными проявлениями сциентизма служат концепция н, развиваемая в рамках совр. школ неопозитивизма, технократич. тенденции, свойственные нек-рым слоям бюрократии и науч.-технич. интеллигенции в совр. обществе, а также устремления ряда представителей гуманитарного знания, пытающихся развивать социальное познание строго по образцу ест н. Позиции антисциентизма защищают нек-рые направления современной философии (прежде всего экзистенциализм), а также представители гуманитарной интеллигенции. Марксистская философия отвергает обе эти формы абсолютизации социальной роли н. Подчёркивая исключит, роль н в обществ, жизни, марксизм-ленинизм рассматривает её в связи с др. формами обществ, сознания и показывает сложный, многосторонний характер этой связи. С этой т зр, н выступает как необходимый продукт развития человеческой культуры и вместе с тем - как один из гл. источников и стимуляторов ист. прогресса самой культуры, материальной и духовной.

^ 6 Классификация наук. Дифференциация и интеграция наук. Взаимодействие.

Н как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных н, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры н-и в этом ее аспекте ставит проблему классификации н - раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд. Одна из первых попыток систематизации и класс-и накопленного знания принадлежит Аристотелю. Все знание - а оно в античности совпадало с философией - в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного.

Диф-я н особенно быстро происходит в Нов вр (17-19) и до сих пор.

Н различаются, прежде всего, тем, что и как исследуется. Что исслед-предмет науки, как исслед-метод иссл.

В середине XX в. оригинальную классификацию наук предложил В. И. Вернадский. В зависимости от характера изучаемых объектов он выделял два рода н: 1) науки, объекты (и законы) которых охватывают всю реальность - как нашу планету и ее биосферу, так и космические просторы. Иначе говоря, это науки, объекты которых отвечают основным, общим явлениям реальности; 2) науки, объекты (и законы) которых свойственны и характерны только для нашей Земли. В соответствии с таким пониманием объектов разных наук мы можем различать в ноосфере (сфера разума) науки, общие для всей реальности (физика, астрономия, химия, математика), и науки о Земле (науки биологические, геологические и гуманитарные). Логика, по мнению русского ученого, занимает особое положение, поскольку, будучи неразрывно связанной с человеческой мыслью, она одинаково охватывает все н - и гуманитарные, и естественно-математические. Все стороны научного знания образуют единую н, которая находится в бурном развитии, и область, охватываемая ею, все увеличивается. Что касается классификаций современных наук, то они проводятся по самым различным основаниям (критериям).

По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание, об обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.). Отдельную группу оставляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.

По своей "удаленности" от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем.

Особое место в системе знаний, кот владеет чело-во, занимает философия. С одн ст, она явл учением о человеке как мыслящем и действующем существе, с др – она тесно связана с миропониманием, представляет собой самосознание культуры. Философия всегда была мышлением о мышлении.

Границы условны. На стыке н появляются новые научные направления, усугубляющие дифф-ю науки. Это объективный процесс, благодаря кот более глубоко познаются важные отдельные проблемы, детали картины мира. Но дифф-я имеет и негативную строну, понимание кот наступает в наши дни. Необходимость интеграции научных направлений первыми создали представители ест н. Интег стала необходима для получения новых знаний, не доступных методам, используемых в узких научных направлениях. Стимулирование интегрирующих процессов стало происходить с начала 20в под влиянием техн прогресса, когда создание образцов техники оказалось невозможным без привлечения знаний из смежных обл. Для сближения ест и гумм наук должна стать общенаучная идея, формулируемая в наши дни как единство эволюции человека и Вселенной. Эти идеи заложены в синергетическом подходе к эволюции.

Синергетика – теория самоорганизации открытых нелинейных диссипативных систем.

Центральная идея синергетики – возможность спонтанной самоорганизации, т. е. – возникновения новых или усложнения существующих внутренних структур, по общим законам в материальных системах любой природы, живой, неживой и социальной.

Главными условиями самоорганизации считаются 1) значительная удаленность системы от равновесия, внутреннего или с окружающей средой; 2) открытый характер системы, т. е. дрейф энергии, вещества, магнитные, финансовые, информационные и др. потоки через систему; 3) взаимодействие между частями системы.

Синтетические н: теория управления (т информации, т программирования, т автоматов), синергетика, экология. Каждая н –это целая область знания, включающая в себя десятки дисциплин.

Как было сказано, в науке идет интенсивный процесс дифференциации и интеграции знания, кот порождает множество проблем. Н перестает быть соразмерной человеку. Он больше не в состоянии разобраться в растущем потоке информации. Это одна из наиболее актуальных проблем ближайшего будущего.

^ Н –это лишь часть дух культуры, одна из форм постижения бытия. Вера в чудодейственность н, в ее способность решить все проблемы человечества, несмотря на великие научные достижения 20 в именно в этом веке стала угасать.

^ 7 Общелогические формы, методы и приемы научного мышления.

Чел-ое мышление представляет собой сложный познавательный процесс, включающий в себя использование множества различных приемов, методов и форм познания. Различия между приемами, формами и методами познания условны, и очень часто все эти термины употребляются как синонимы, однако имеет смысл делать некоторое различие между ними.

Под приемами мышления и н-о познания понимается общелогические и общегносеологические операции, используемые человеческим мышлением во всех его сферах и на любом этапе и уровне н-го познания. Они в равной степени характеризуют как обыденное мышление, так и научное, хотя в последнем они приобретают более определенную и упорядоченную структуру. Приемы мышления, как правило, характеризуют общую гносеологическую направленность хода мысли на том или ином этапе познавательной деятельности, например от целого к части, от частного к общему, от конкретного к абстрактному и т. д.

Методами мы будем называть более сложные познавательные процедуры, которые включают в себя целый набор различных приемов исследования и которые фиксируют совокупности определенных правил, характеризующих порядок познавательных операций. Методы н-го познания можно подразделять на три группы специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Объективной основой этих методов являются соответствующие специальнонаучные законы и теории. ПР: различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике и химии, метод Монте Карло, метод статистического моделирования при изучении сложных систем и т. д. Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Их объективной основой являются общеметодологические закономерности познания, которые включают в себя и гносеологические принципы.ПР: методы эксперимента и наблюдения, моделирования, гипотетикодедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т. д. Универсальные методы, характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека с учетом их специфики. Их объективной основой выступают общефилософские закономерности понимания окружающего нас мира, самого человека, его мышления и процесса познания и преобразования мира человеком. К этим методам относятся философские методы мышления, и в частности метод материалистической диалектики. Методология научного познания

Методология – наука о методах получения знания и способов принятия этих методов в процессе познания. Всякая теория (как отображение фрагментов действительности выражающие закономерные и причинные связи, знания которые позволяют понимать и объяснять явления и процессы) может выступать методологией познания.

Но только философия разрабатывает все вопросы сущности и структуры научного и вненаучного исследования, определяет основные принципы описания и объяснения деятельности, выявляет способы построения теорий и установление взаимодействий между ними. Собственно разработка логики научного познания-выявления формы и методов получения, оформления и проверки знания - делает соц. филосовскую методологию по этим своим возможностям прилагаемой к изучению самых разнообразных соц.объектах во всех научно- гуманитарных науках. Формы и методы познания.

П – высшая форма отражения объективной действительности. В П существуют разные уровни: чувств. П, мышление, эмпирическое и теоретическое П. Наряду с этим выделяют различные формы П: П, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), и П, направленное на получение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида (напр., в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально – культурный смысл). Метод – это система принципов преобразующей практической или познавательной, теоретической деятельности.

Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы, средство получения и обработки фактического материала. В процессе научного познания используется разнообразные методы. Отличительно особенность философских методов – универсальность. Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:

Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще др мыслители утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение – установление различие и сходство предметов.

Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части (синт-объед)

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот. Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение – наоборот.

Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо признаки на основание их сходство других признаках. Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо аналогом.

Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция наоборот.

^ Уровни и формы познания. I. Чувственный (сенсорный) ур-нь связан с 1-й сигн. сист. и включает: 1) Ощущения 2) Восприятия 3) Представления 4) Воображение (фантазия) II. Рациональный (понятийный) уровень связан со 2-й сигн. сист. и включает: 1) Понятия 2) Высказывания 3) Суждения 4) Умозаключения. Виды познания: 1. Научное — основано на опыте и практич. проверке, рационально объясняет явления, стремится к объективной истине и осознает свои методы. 2. Обыденное — неспециализированное, поверхностное, но в основном рациональное; 3. Мистическое (в т. ч. оккультизм) — иррациональное, трудно проверяемое, претендует на прямую связь с абсолютом. Уровни познания: а) Эмпирическое-познание в чувственном контакте с предметом при вспомогат. роли мышления; б) Теоретическое-познание путем размышления, при вспомогат. роли чувств. опыта.

Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

Диалектика (греч. dialektika – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессе изменения, развития. По своей внутренней структуре диалектика как метод состоит из ряда принципов, назначение которых – вести познание к развертыванию противоречий развития. Суть диалектики – именно в наличии противоречий развития, в движении к этим противоречиям. Рассмотрим вкратце основные диалектические принципы.

Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения.

8 Эмпирический уровень научного познания, его специфика и методы.

Общенаучные методы эмпирического познания

1. Научное наблюдение и описание. 2. Эксперимент. 3. Измерение и сравнение.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. Кроме средств, которые связаны с организацией экспериментов и наблюдений, в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства. Они функционируют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Он имеет сложную организацию, в которой взаимодействуют собственно эмпирические термины и термины теоретического языка.

Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпирические объекты - это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих жестко фиксированным и ограниченным набором признаков. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков. Любой такой объект неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях.

На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.

Рассмотрим вначале внутреннюю структуру эмпирического уровня. Его образуют, по меньшей мере, два подуровня: а) непосредственные наблюдения и эксперименты, результатом которых являются данные наблюдения; б) познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам. Чтобы получить эмпирический факт, необходимо осуществить, min, два типа операций.

Во-первых, рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо сравнить между собой множество наблюдений, выделить в них повторяющиеся признаки и устранить случайные возмущения и погрешности, связанные с ошибками наблюдателя. Если в процессе наблюдения производится измерение, то данные наблюдения записываются в виде чисел. Тогда для получения эмпирического факта требуется определенная статистическая обработка результатов измерения, поиск среднестатистических величин во множестве этих данных.

Во-вторых, для установления факта необходимо истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания.
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (1051 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации